"Прошедшего житья подлейшие черты". («Горе от ума»)

Прошедшего житья подлейшие черты”. («Горе от ума»)

Комедия “Горе от ума” была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе были защитники феодализма и крепостничества. В комедии столкнулись два века - «век нынешний» с «веком минувшем».

Яркий представитель “века минувшего” - так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники. У них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда, спасают их честь и жизнь, а они могут выменять их на борзых собак. Так на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Хлестова не видит ни какой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: “В работу вас, на поселенья вас!”. Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: “Послушай, вольности ты лишней не бери!”

Главное для фамусовского общества - это богатство. Идеалами для них являются люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, “с ключом”, ”богат и на богатой был женат”. Павел Афанасьевич желает для своей дочери Софьи такого жениха, как Скалозуб, так как он “золотой мешок и метит в генералы”.

Фамусовское общество также хорошо характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - “управляющий в казенном месте” и за целый день он занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них “противуречье есть, и многое недельно”. Павел Афанасьевич считает “Подписано, так с плеч долой”.

Нужно отметить отношение представителей фамусовского общества к службе. По их мнению, служить должны только родственники. Фамусов говорит: “При мне служащие чужие очень редки; все больше ....трины, свояченицы детки”. Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают, друг другу лицемерят. Они “низкопоклонники и дельцы”, “льстецы и подхалимы”. Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: “Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб.” Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: “Сергей Сергеич, к нам суда-с, прошу покорно...” “Сергей Сергеич, дорогой. Кладите шляпу, сденьте шпагу...”

Всех представителей фамусовского общества роднят взгляды на образование и просвещение. Подобно Фамусову они искренне уверены в том, что “ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных “развелось людей, и дел и мнений». А полковник Скалозуб, неотличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить “строевому шагу, а книги сохранят только для больших оказий.”

Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь ни звука русского, ни русского лица”. Они все единодушно относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Чацкий пытается доказать свою правоту, но все заканчивается для него не очень хорошо. Они распространяют слух о его сумасшествии, так как не хотят взглянуть на окружающий мир по-другому.

Так Грибоедов описывает конфликт между двумя лагерями: лагерем сторонников крепостного права и лагерем передовых мыслителей того времени.