Проблемы творчества А.И. Солженицына

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА истории новейшей отечественной литературы

ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Учебно-методическое пособие

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

Проблемы творчества А.И. Солженицына: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2005. – ????? с.

В пособие включены тематический план, программное содержание лекционного курса, планы практических занятий, задания по самостоятельной контролируемой работе, контрольные вопросы и тесты к зачету, темы курсовых работ, библиографический список.

Для студентов магистратуры, преподавателей, учителей-словесников.

Автор А.А. Фокин, кандидат филологических наук, доцент

Научный редактор Л.П. Егорова, доктор филологических наук, профессор

Рецензент Г.П. Толпаева, кандидат филологических наук, доцент

Кафедра истории новейшей отечественной литературы Ставропольского

государственного университета, 2005

Издательство Ставропольского

государственного университета, 2005

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

А.И. Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение и признание всего мира. Неподдельный интерес читателей к фигуре и творчеству Солженицына определяет его место и роль в современном мировом литературном процессе. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису. Немаловажное значение имеет и тот факт, что Солженицын – наш земляк, что его родственники жили и до сих пор живут на Ставрополье.

Целью курса является ознакомление студентов с биографией писателя, изучение основных его произведений, отразивших самые трагические и переломные периоды российской истории. В курсе решаются и следующие задачи:

- проблемный анализ художественных и публицистических произведений А.И. Солженицына с учетом специфики жанра и поэтики;

- выявление традиций русской классики в творчестве писателя и его новаторства;

- изучение литературной критики, научно-популярных исследований, посвященных А.И. Солженицыну.

В основу изучения творчества А.И. Солженицына положен социологический подход. Проблемно-тематический принцип анализа художественных произведений объясняется их художественно-документальной природой и своеобразным художественным решением наиболее значимых для жизни общества проблем.

Курс имеет ярко выраженную педагогическую направленность, позволяющую студентам использовать изученный материал в практике преподавания литературы в средней школе, в том числе в профильных классах.

Курс для магистров рассчитан на 70 часов, из которых 20 отводится на лекционные занятия, 14 – семинарские и 30 – на самостоятельную контролируемую работу студентов. Завершается курс зачетом. Контрольные вопросы к зачету прилагаются. По желанию студента ему может быть предложен электронный вариант зачетного теста, по результатам которого выставляется зачет.

Предложенный в пособии список литературы носит рекомендательный характер и может корректироваться и дополняться студентами и преподавателем в процессе работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование темы

Колич. часов

СКР

Лекц.

Семин.

1.

Введение

2

2

2.

Основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына. Материалы к творческой биографии писателя

2

2

4

3.

Тема ГУЛАГа в творчестве А.И. Солженицына

4

2

6

4.

Художественное решение А.И. Солженицыным

проблемы национального характера

4

4

6

5.

История России в произведениях

А. Солженицына

4

4

6

6.

Репрезентация основных проблем творчества

в публицистическом дискурсе

2

2

4

7.

Значение творчества А.И. Солженицына

2

4

Всего

20

14

30

Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ

Творчество А.И. Солженицына – одно из самых сложных и уникальных явлений русской литературы второй половины XX в.

Сведения об истоках рода Солженицыных. Драматизм судьбы писателя. Личность и творчество Солженицына в контексте отечественной и мировой литературы. Учителя и наставники в «Литературной коллекции» А.И. Солженицына (Е. Замятин, М. Цветаева, М. Булгаков и др.).

Художественная, информативная и суггестивная сила творений А.И. Солженицына: Солженицын и русская историософия; Солженицын и русское слово.

Этапы изучения А.И. Солженицына в России и за рубежом

Актуальность и исторические перспективы изучения творческого наследия А.И.Солженицына в наши дни.

Цели и задачи курса.

1. Основные этапы

жизни и творчества А.И. Солженицына.

Материалы к творческой БИОГРАФИИ

1918-1941 гг. Детство и «университеты». Начало творческой деятельности.

1941-1956 гг. Участие в Великой Отечественной войне. Арест, тюрьма, ссылка.

1956-1974 гг. Реабилитация и освобождение из заключения. Первые успехи на писательском поприще, признание читателей и критики.

1974-1994 гг. Изгнание с родной земли. Литературная и общественная деятельность Солженицына за рубежом. «Фонд помощи политзаключенным и их семьям». Создание и комплектование «Всероссийской мемуарной библиотеки».

1994-2000-е гг. Возвращение на родину. Солженицын на Ставрополье (1994). Писатель и российское общество конца 1990-х – начала 2000-х годов.

Проблема изучения творческой и социальной биографии писателя. А.И. Солженицын как национальный мыслитель. Автобиографические произведения, отражающие определенные этапы жизни и творческой деятельности писателя: «Прусские ночи», «Республика труда», «Матренин двор», «Правая кисть», «В круге первом», «Раковый корпус» и др. Краткая характеристика других источников: мемуары писателя и его современников, письма, документы, хроника литературной жизни и т.д. Архивные материалы кафедральных лабораторий «Русская литература ХХI века : проблемы духовности» и «Литературы народов Северного Кавказа».

2. тема ГУЛАГА в творчестве А.И. Солженицына

2.1. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» (1962): история создания, идейная проблематика и образная структура. Хронотоп тюрьмы. Образ времени и мир «зэка» в рассказе. Действующие лица и прототипы. Картины лагерной повседневности. Авторская субъективация повествования в рассказе: психологизм, достоверность, широта художественного обобщения, приемы стилевого сгущения речи. Полемика о жанровой природе рассказа. Традиции и новаторство в реализации «лагерной темы». Вариант рассказа для «Нового мира» и борьба А.Т. Твардовского за его публикацию. Рецепции рассказа: в критике 60-х годов, в оценках читателей, в современной литературной критике.

2.2. Роман «В круге первом» (1955-1968). История создания романа, причины вариативности (семь редакций). Смысл названия. Тематика романа. Прием сжатия действия. Феномен композиции и сферы смыслов романа. Главные действующие лица – Нержин, Рубин, Сологдин и их прототипы. Проблема нравственного выбора (образы Спиридона и Волгина). Быт марфинской шарашки. Роль вставной новеллы «Улыбка Будды» в идейно-тематическом замысле романе и его композиции. История с полкопейкой: ее значение, политические выводы. Суд над Игорем Святославовичем – героем «Слова о Полку Игореве…»: проекция на современность. Прием трагической иронии в передаче лагерной темы. Смысл и итоги нравственных исканий И. Володина. Полифонизм в романе «В круге первом» как основной путь в раскрытии лагерной темы.

2.3. Отражение атмосферы и ситуаций политических репрессий в романе «Раковый корпус» (1966). Прототипы и образная система. Образ Русанова как типичного советского чиновника сталинской эпохи. Поэтика портрета в романе. Социальный конфликт и его разрешение (Русанов – Костоглотов). Замысел роман. Время и история в романе, его автобиографичность.

2.4. Раскрытие системы советских тюрем и лагерей в художественно-документальном повествовании «Архипелаг ГУЛАГ» (1964-1968). Метафорический смысл названия. Восприятие и воссоздание института репрессий как системы, как знакового явления тоталитарного режима.

История создания «Архипелага ГУЛАГ», его временные и пространственные границы; основная проблематика. Трехтомно-семичастная конструкция повествования. Логика исследования деятельности репрессивного аппарата автором и композиция произведения. Сарказм драматической завязки.

Место и роль документального материала и своеобразие жанра «Архипелага ГУЛАГ». Вымысел как средство концентрации действительности; наложение исторического (документального) и автобиографического сюжетов-слоев. Образы-символы архипелага и континента в контексте произведения. Реалии лагерного быта. Условия и шансы духовного прозрения и воскресения людей в «Архипелаге». Оценка произведения читателями и критикой. «Архипелаг ГУЛАГ» в свете библеистики и современного духовного опыта.

2.5. Значение солженицынского «ГУЛАГА» для русской и мировой литературы. Традиции и новаторство в решении лагерной темы Солженицыным. Традиции Л.Н Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова в произведениях Солженицына: общность и различия в подходе, оценке, освещении тюремно-лагерной обстановки, характеров администрации и заключенных. Приемы и художественные средства, заимствованные из классической литературы и его новаторство.

Современники и последователи Солженицына в разработке лагерной темы. Произведения А.И. Солженицына с лагерной тематикой в контексте отечественной «лагерной» литературы (О. Волков, Г. Владимов, А. Жигулин, Л. Бородин и др.). Документальный и художественный «спор» Солженицына и В. Шаламова.

3. Художественное решение А.И. Солженицыным

проблемы национального характера

3.1. «Деревенская проза» 1960-1990-х гг. и проблема русского национального характера. Солженицын и писатели-деревенщики: общность и разница подходов. Использование творческого опыта Солженицына в русской литературе. Корневое значение крестьянских типов в созданной А.И. Солженицыным «характерологии русской жизни». Типологические координаты характерологии: тип «традиционного человека» (Матрена) – тип «вольного человека (Шухов).

Архетипическое начало ценностной структуры героев-личностей писателя. Крестьянский характер как «базисная личность». Аспект деревенской темы в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Предметные образы в художественной концепции национальной картины мира Солженицына. Функции предметных деревенских образов в повести «Один день Ивана Денисовича».

3.2. Рассказ «Матренин двор», его автобиографичность. История создания и публикации. «Матренин двор» как рассказ-притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и ее мира. Нравственный облик Матрены-праведницы, ее духовная стойкость. Судьба героини как горький опыт раскрестьянивания деревни. Авторская позиция в рассказе. Широта художественного обобщения в образах Матрены и Фаддея. Особенности стилевого воплощения деревенской темы в рассказе. Структура и иерархия «вещных полей» в рассказе «Матренин двор». Быт как форма воплощения гармонии и стабильности национального бытия. Интерьер как средство характеристики персонажей. Бытовое и надбытовое в предметах домашнего интерьера произведений писателя. Солженицын как один из основоположников «деревенской прозы» в русской литературе второй половины ХХ века. «Диалогизирующая активность» его рассказов.

3.3. Русский национальный характер и «русская идея» в малой прозе Солженицына 1960-х гг. Народность и символика образа Захара в рассказе «Захар-Калита». «Правая кисть» как рассказ-символ. Нравственно-эстетическая проблематика рассказов «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела» и их главные герои. Художественное измерение веры в малой прозе писателя. Церковь и мир в рассказе «Пасхальный крестный ход».

3.4. Основная тематика и идейная направленность рассказов 1990-2000-х гг.: «Эго», «На краях», «На изломах» «Настенька» и др. Поэтика заглавий. Типология характеров в рассказах и их основные черты. Жанровые и композиционные особенности рассказов, своеобразие языка и стиля. «Двучастные рассказы» как циклическое единство; параллельность жизнеописания героев. Проблема раскола национальной личности в горниле исторических испытаний («Эго», «На краях»). Приоритетность идеи Эго, личностного «я» в развитии национального характера в ХХ веке. Образ «свидетеля века» и утверждение его «я» в контексте национальной и мировой истории («На краях») «Двучастные рассказы» как итог в осмыслении национального характера и в диалоге писателя с «деревенщиками».

3.5. Изображении русского характера в прозе малой формы: «Крохотки» А.И. Солженицына 1960-1990-х гг. Принципиальная значимость содержательного и стилистического планов в миниатюрах. Сжатость и емкость изобразительных средств. Своеобразие портретов, место и роль пейзажа и общей тональности повествования в раскрытии русской национальной ментальности. Противостояние человеческого и официозного. Приемы фокусного увеличения. Предметный мир в «Крохотках» и подчеркнутость значащей детали в создании образов русских людей. Образ автора и значение идеологических пассажей в рассказах.

3.6. Критическое осмысление проблем русской деревни и русского национального характера на страницах «Архипелага ГУЛАГ» и эпопеи «Красное колесо» (1969-1991). Фольклор как средство изображения национального характера в «Красном колесе»; Идеи почвенничества в эпопее.

Образы солнца и дерева как крестьянского (шире – русского) рода и его благополучия. Сквозные образы и мотивы. Мотивы разрушения и созидания. Диалектное слово в художественной системе писателя.

4. История России

в произведениях А. Солженицына

4.1. Рассмотрение проанализированных выше тем и проблем в масштабах истории России ХХ века и ее основных этапов – революций, Первой и Второй мировых войн.

Тетралогия «Красное колесо» (1969-1989). Творческая история произведения. Его временные и пространственные границы. Символика названия произведения. Основные части-узлы повествования и их тематика. Жанр и композиция «Красного Колеса». Особенности организации повествования в «экранах». Образная структура повествования: герои реальные и вымышленные, их основные черты. Особенности стиля и языка повествования. «Чувство современника» в изображении событий прошлого (образ Сани Лаженицына). Образ автора как нарративно-смысловой центр исторической эпопеи. Разноплановость ретроспекций в произведении; исторические ретроспекции на судьбу столыпинских реформ. Отношение исторических личностей романов к проблеме крестьянства и общинного уклада русской деревни. Документы и вымысел. Традиции и новаторство Солженицына в изображении реальных исторических событий. Место тетралогии в русской и мировой литературе. Критика и читатели о «Красном колесе».

4.2. Основные темы романа «Август Четырнадцатого». Фронтовые дороги Солженицына в Восточной Пруссии как стимул к созданию романа о Первой мировой войне. Критическое отношение к царской семье. Исторические личности в романе. Самсоновская катастрофа и судьба Столыпина.

5.3. Основные сюжетные линии романов «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого». Документальность в изображении царской думы, недееспособность Временного правительства в романах. «Карнавал» революции и исторические личности в полотне «Красного колеса». Авторский пафос в создании образов-портретов политиков и исторических персонажей. Образы В.И. Ленина и Царя Николая II. Комическое и трагическое в образе П. Струве. Психологическая мотивировка поведения персонажа в соответствии с переживаемыми историческими событиями. Извечная тема соотношения литературы и политики в диалоге Струве и Шингарева»: контраст либерального и консервативного мировоззрений. Проблема философии власти и политического компромисса. «Февральская мифология»: концепция «самопадения» февральской революции в «Красном колесе».

Нарративная организация в ленинских главах эпопеи. Ирония как форма выражения идейно-эстетической оценки в главах о Керенском. Интерьер как средство идеологической характеристики персонажей. Смысл и значение пословицы «супротив печатного не попрешь» в трагической истории России.

4.4. Драматургическая трилогия «1945 год» («Пир победителей», «Пленники», «Республика труда»). Основная проблематика трилогии. Моменты автобиографичности в пьесах: проблема автора и истории; изображение исторических реалий войны. Тема Великой Отечественной войны в других произведениях писателя: рассказе «Желябугские выселки», «односуточной повести» «Адлиг Швенкиттен», киносценарии «Знают истину танки». Военные судьбы персонажей в произведениях писателя. Богатство жанровой палитры.

4.5. Черты глобализации событий в художественном изображении общественно-исторических событий национального прошлого в «Архипелаге ГУЛАГ». Погружение в глубины истории – «опыт художественного исследования» и типологических обобщений. «История нашей цивилизации» и «история нашей канализации» в «Архипелаге ГУЛАГ». «Канализационный поток» Солженицына, противопоставляемый «железному потоку» Серафимовича, Малышкина и других «вестников» социалистической диктатуры.

4.6. Послевоенная историческая действительность в романе «В круге первом». Палачи и жертвы в романе. Образ Сталина как пример художественного изображения исторической личности. Сатира и ирония в изображении «вождя народов», его портретная и речевая характеристика.

Нетрадиционная интерпретация в «Круге первом» политических событий 1918 г. Смысл названия романа.

Роль многозначного слова в формировании художественной модели мира в романе. Способы актуализации художественного слова. Ирония как средство выражения эстетической оценки.

Общественная атмосфера послевоенного времени в романе «Раковый корпус». Дискуссии о литературе на страницах романа, ее значении и принципах. Символика легенды о Китоврасе. Традиции историзма русской классической прозы в произведениях Солженицына.

4.7. Отражение истории России оттепельного периода в мемуарах «Бодался теленок с дубом». Ее главные проблемы и документальная основа. Жанровые и композиционные особенности сочинения, его язык и стиль. История отношений Солженицына с журналом «Новый мир». Образ А.Т. Твардовского – поэта, редактора и функционера. Взаимоотношения Солженицына с Твардовским: рассказ из первых уст.

5. Репрезентация основных проблем творчества

в публицистическом дискурсе

5.1. Жанровое своеобразие и многообразие публицистики Солженицына 1960-1990-х гг. «Письмо IV Всесоюзному съезду Союза Советских писателей» (1967). «Открытое письмо Секретариату Союза писателей РСФСР» (1969). «Письмо вождям Советского Союза» (1973). «Жить не по лжи» (1974). «Образованщина», «Нобелевская лекция». Мотивы «безнадежного расчеловечивания» общества, боязни «шагов гражданского мужества». Кредо писателя: личное неучастие во лжи как ключ освобождения общества, доступный каждому.

5.2. «Как нам обустроить Россию» (1990). Неизбежность распада СССР. Необходимость сохранения России, Украины и Белоруссии в составе единого государства. Необходимость земельной реформы. Судьба провинции. Проблемы семьи и школы. Концепция демократических преобразований в государстве. Обращение к традициям земства и повторение основных тезисов работы «Как нам обустроить Россию» в выступлениях последних лет.

5.3. Книги А.И. Солженицына ««Русский вопрос» к концу ХХ века» (1995) и «Двести лет вместе» (2000) и их общественный резонанс. Символ как форма воплощения авторской концепции национального бытия. Символика произведений писателя как системное единство.

Понимание «русской идеи» как идеи «сбережения народа».

5.4. Солженицын – литературный критик. Литературное сообщество в литературно-критических статьях и эссе Солженицына. Полемический настрой писателя. Солженицын и Шаламов. Солженицын и Шолохов. Солженицын и Бродский. Солженицын и писатели-постмодернисты.

6. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

6.1. Место и роль Солженицына в литературном процессе 1960-х – 2000-х гг. Оценка творчества Солженицына мировой общественностью. Международное признание: присуждение Нобелевской и других премий, присвоение почетных академических званий. Использование творческого опыта писателя в мировой литературе.

6.2. Своеобразие художественной концепции мира и проблема творческого метода А. Солженицына. Основные методообразующие доминанты художественной концепции бытия. Споры о природе солженицынского реализма. Постмодернистская концепция бытия и творчество Солженицына. Жанровое своеобразие и многообразие произведений писателя. Жанровое новаторство. Традиции лирической миниатюры. Солженицын и особенности новой эпопеи в литературе ХХ века.

6.3. Значение общественно-просветительской деятельности А.И. Солженицына. Создание и деятельность «Фонда помощи политзаключенным и их семьям». Солженицын как создатель «Всероссийской мемуарной библиотеки». «Словарь языкового расширения», его структура и значение. Оценка литературной, общественной деятельности писателя. Премия А.И. Солженицына в области литературы.

планы практических занятий

I. Лагерная повседневность в повести «Один день Ивана Денисовича»

    Творческая история повести «Щ-854» и ее рецепции.

    Внутренний мир героя и пути его художественного раскрытия.

    Типичность судьбы кавторанга Буйновского.

    Массовые сцены в повести и их роль в раскрытии тем ГУЛАГа.

II. «Раковый корпус» как автобиографический роман

    Специфика автобиографического повествования и его преломление в романе Солженицына.

    Характер основного конфликта в романе.

    Психологический анализ в развитии основной сюжетной линии.

    Особенности идиостиля романа о возвращении к жизни.

III. Роман «В круге первом»: история и современность

    Сталин и сталинщина в романе.

    Система образов обитателей шарашки, парадоксальность их существования.

    Смысл и итоги нравственных исканий И. Володина.

    Романное мышление (в сравнении с другими жанрами в творчестве Солженицына) как фактор глубокого раскрытия внутреннего мира «зэка».

IV. Роман «Август Четырнадцатого» в контексте исторического повествования «Красное колесо»

    Место романа в общей композиции повествования. Дальнейшее развитие основных тем и мотивов.

    Своеобразие автобиографизма в романе.

    Мастерство писателя в изображении ретроспекций и картин «исторической современности» Первой мировой войны.

    Краеведческий аспект изучения романа.

V. «Красное колесо»: черты реализма и постмодернизма в эпопее

    Специфичность авторских определений композиционных особенностей повествования.

    Фрагментарность повествования как художественное воплощение хаоса революционной эпохи.

    Герой как носитель авторского сознания (образ Сани Лаженицына).

    Социальное и интимное: документализм и эротика как составляющие художественного мира писателя.

VI. Двучастные рассказы А.И. Солженицына: художественное раскрытие социальных контрастов эпохи

    Новаторское художественное решение традиционной темы в двучастных рассказах («Абрикосовое дерево», «Настенька», «Все равно», «Молодняк», «На краях» и др.).

    Поэтика заглавий и их художественная функция.

    Галерея литературных «героев времени»: особенности типизации и индивидуализации образов.

    Язык и стиль рассказов Солженицына; соответствие художественной практики теоретическим поискам писателя.

VII. А.И. Солженицын – наш современник

    Участие Солженицына в общественной жизни; его интервью и выступления последних лет.

    Анализ наиболее значительных выступлений писателя в свете актуальных проблем современной социокультурной ситуации.

    Анализ новых публикаций художественных произведений писателя.

    Дополнения в библиографический список и программу курса ( с учетом его педагогической направленности).

ТЕмы самостоятельной контролируемой работы

  1. Автобиографические произведения, отражающие определенные этапы жизни и творческой деятельности писателя: «Прусские ночи», «Республика труда», «Матренин двор», «Правая кисть», «В круге первом», «Раковый корпус» и др.

    Составление списка источников изучения биографии А.И. Солженицына и библиографии его произведений. Составление летописи жизни и творчества писателя.

    Солженицын как создатель «Всероссийской мемуарной библиотеки».

    Книга А.И. Солженицына «Двести лет вместе» (2000) и ее общественный резонанс.

    Традиции Л.Н Толстого, Ф.М. Достоевского: общность и различия в подходе, оценке, освещении тюремно-лагерной обстановки, характеров администрации и заключенных.

    А.П. Чехова и И.С. Тургенева в произведениях Солженицына: приемы и художественные средства, заимствованные из классической литературы.

    Учителя и наставники А.И. Солженицына – Е. Замятин, М. Цветаева, М. Булгаков и др. (По материалам в «Литературной коллекции» писателя).

    Солженицын и писатели-деревенщики: общность и разница подходов.

    Место и роль Солженицына в литературном процессе 1960-2000-х гг.

    Солженицын – литературный критик.

    Использование творческого опыта писателя в мировой литературе.

    Собеседование по рассказам А.И. Солженицына. Анализ монографических исследований своеобразия «малой прозы» писателя.

    Собеседование по роману «В круге первом», статьям и монографиям, посвященным этому произведению.

    Собеседование по романам эпопеи «Красное колесо». Особенности историософской концепции Солженицына и ее отражение в романах эпопеи.

    Премия А.И. Солженицына в области литературы: писатели-лауреаты и их произведения.

Темы курсовых работ

  1. Гармония природы и человека в романе А.И. Солженицына «Октябрь Шестнадцатого».

  2. Развитие А.И. Солженицыным традиций русских классиков в изображении темы человека и природы (на материале романа «Август Четырнадцытого»).

    Жанровые особенности мемуарной прозы А.И. Солженицына.

    Новаторство «узловой» композиции эпопеи «Красное колесо».

    Поэтика портрета в двучастных рассказах А.И. Солженицына.

    «Крохотки» 1958-1960 и 1996-1999 годов: циклическое единство миниатюр.

    Религиозная проповедь произведений А.И. Солженицына.

    Художественные искания А.И. Солженицына в контексте воцерковленного сознания.

    Жанровая природа книги А.И. Солженицына «Двести лет вместе».

    Система персонажей романа «В круге первом».

    Национальный контекст малой прозы А.И. Солженицына 1990-х гг.

    Поэтика национальных штампов и стереотипов в эпопее «Красное колесо».

    Автор и его точка зрения на характер Гражданской войны в России (на материале эпопеи «Красное колесо»).

    Проблема автора и языка в литературно-критических работах А.И. Солженицына и И.А. Бродского.

    Мифологическое пространство романа «В круге первом».

    Своеобразие характерологии романов эпопеи «Красное колесо».

    Пространство театра и реальности в пьесах А.И. Солженицына.

    А.И. Солженицын и русская философская мысль ХХ века.

    Дом-музей А.И. Солженицына в Кисловодске и его в культурной и общественной жизни края и региона.

    А.И. Солженицын – читатель и критик современной литературы.

    Этический кодекс публицистики А.И. Солженицына.

    А.И. Солженицын М.А. Шолохов, И.А. Бродский: сопоставительный анализ Нобелевских лекций.

    Проблема анализа солженицинского текста на школьном уроке.

    Специфика школьного филологического анализа рассказов А.И. Солженицына 1960-х гг.

    Подходы к изучению публицистических произведений А.И. Солженицына в профильных классах средней школы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

и Примеры тестовых заданий К ЗАЧЕТУ1

    Где и когда родился Солженицын? Кем были его предки?

    Как и в чем проявились основные черты характера Солженицына в период учебы в школе и университете?

    Как отреагировал Солженицын на начало Великой Отечественной войны?

    Какова причина ареста и заключения писателя в тюрьму?

    Расскажите об условиях жизни писателя в Марфинской «шарашке».

    В основу какого произведения Солженицына легли впечатления (и какие) от его пребывания в Марфинской «шарашке»?

    Когда и почему писатель был направлен в Экибастузский лагерь?

    В каком произведении отразился опыт пребывания Солженицына в особом лагере? Когда и почему он освободился из лагеря?

    В каком произведении нашло отражение пребывание Солженицына в Ташкентском онкологическом диспансере?

    Когда и почему Солженицын был освобожден из ссылки? Его деятельность в первый год после освобождения

    В каком произведении отразился период работы писателя в Торфопродукте?

    Жизнь Солженицын во второй половине 50-х годов?

    История создания и публикации повести «Один день Ивана Денисовича».

    Как отражены в повести мир заключенного Ивана Шухова и картины лагерной повседневности?

    Назовите основные мотивы повести и охарактеризуйте их.

    Покажите на конкретных примерах взаимоотношения «зэка» и государства.

    Раскройте образы Буйновского, Клевшина, Гопчика и др. персонажей.

    Уровень и поэтика исторической достоверности повести?

    История создания и публикации рассказа «Матренин двор». Автобиографичность рассказа?

    Какие социальные проблемы находят отражение в рассказе?

    Раскройте духовный мир Матрены Васильевны.

    Расскажите об основных чертах характера Фаддея.

    Как оценила рассказ «Матренин двор» советская критика 1960-х гг.?

    Почему изменилось отношение официальных кругов к Солженицыну во второй половине 1960-х гг.? С чем связан запрет на издание его книг?

    В чем причина исключения Солженицына из Союза писателей СССР?

    Когда и за что Солженицын был арестован и выслан за пределы СССР?

    Расскажите о жизни и творческой деятельности писателя за границей.

    Как возник замысел создания романа «Раковый корпус»? Какова история прохождения романа в печать?

    Охарактеризуйте образ Русанова. Как и в чем выражается в его образе тип человека сталинской эпохи?

    В чем заключается смысл легенды о Китоврасе?

    Каково значение дискуссий о литературе на страницах романа?

    В чем заключается смысл метафорического названия книги «Архипелаг ГУЛАГ»?

    Охарактеризуйте своеобразие жанра книги «Архипелаг ГУЛАГ». Как отражена в книге система советских тюрем и лагерей?

    В чем заключается тенденциозность в трактовке отдельных периодов истории нашей страны и отдельных ее представителей?

    История создания эпопеи «Красное Колесо».

    Расскажите о методах художественного освоения исторического материала Солженицыным.

    Как представлен в романе «Август 14» образ последнего русского царя Николая Романова?

    Как проявляется характер царя в трагические и переломные для России периоды?

    В чем и как проявляется ирония автора по отношению к царю?

    Как отражена в «Красном Колесе» личность В.И. Ленина?

    Как передан его внешний облик?

    Каково отношение Ленина к друзьям и соратникам?

    Как выглядит Ленин-политик на страницах книги?

    В чем заключается историческая достоверность и субъективизм авторских оценок по отношению к В.И. Ленину?

    Когда и в связи с чем Солженицын был восстановлен в Союзе писателей, и ему возвратили советское гражданство?

    Особенности возвращения писателя на родину.

  

Причина ареста Солженицына в 1945 г.

 критика Сталина

 отход от принципов соцреализма

 за выход из Союза писателей

    дезертирство

Эта премия была присуждена Солженицыну в 1970 г.

 Нобелевская

 Ломоносовская

 «За лучший иностранный роман»

 Букера

Солженицын вернулся в Россию в

 1994

 1977

 1989

 1997

Опубликовать повесть «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицыну помог

 А. Твардовский

 К. Симонов

 М. Шолохов

 Л. Лебедев-Кумач

Фамилия главного героя повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

 Шухов

 Терин

 Буйновский

 Клившин

Фамилия начальника режима в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

 Волковой

 Медведев

 Зайцев

 Ежов

Материал рассказа А. Солженицына «Матренин двор»

 полностью автобиографичен

 совершенно не автобиографичен

 сочетает элементы автобиографизма с вымыслом

 сюрреалистичен

Оценка автором образа Матрены в рассказе «Матренин двор»

 праведница

 типичный представитель деревни

 труженица

 безвинно пострадавшая

Солженицын при создании рассказа «Матренин двор» использовал метод

 критического реализма

 социалистического реализма

 психологизма

 сюрреализма

Основная часть эпопеи А. Солженицына «Красное Колесо» была создана

 в Америке

 в России

 в Швейцарии

 во Франции

Основной прием, используемый Солженицыным в построении эпопеи «Красное Колесо»

 узлы

 части

 разделы

 книги

Портрет В.И. Ленина в книге Солженицына «Ленин в Цюрихе» напоминает

 мещанина среднего достатка

 черта

 сатану

 ангела

Россия в книге Солженицына «Ленин в Цюрихе» воспринимается Лениным как

 проклятая страна

 священная страна

 полигон для политического эксперимента

    богом избранная страна

Этот русский писатель получил Нобелевскую премию в 1970 г.

 А. Солженицын

 М. Шолохов

 В. Астафьев

 В. Распутин

БИБЛИОГРАФИческий список

    Агеносов В.В. “Бодался теленок с дубом”: Страницы жизни и творчества Александра Солженицына // Агеносов В.В. Литература народов России ХIХ – ХХ веков. – М., 1995. – С. 162-269.

    Александр Солженицын: Жизнь и творчество. – М., 1994.

    Андреева-Карлай О. Солженицын. В круге тайном // Вопросы литературы. – 1991. – N 1-5.

    Аннинский Л. Руки творца. Читая «Публицистику» Солженицына // Дружба народов. – 1996. – № 3-6.

    Архангельский А. Поэзия и правда // Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии: Александр Солженицын. – М., 1991.

    «Архипелаг ГУЛАГ» читают на родине: Из писем в редакцию «Нового мира», 1989-1990 // Новый мир. – 1991. – № 9. – С. 233-248.

    Бакланова Л. Язык «Двучастных рассказов» А.И.Солженицына // Литература. – 1998. – № 28. – С. 10-11.

    Барсукова О.М. Образ праведника. Классика и современность: (Праведнический цикл Н.С. Лескова и “Матренин двор” А.И. Солженицына) // Теория и практика преподавания русской словесности. – М., 1995. – Вып 1. – С. 28-39.

    Баткин Л. Как не повредить обустройству России // Октябрь. – 1991. – № 4.

    Белинков А. Почему был напечатан «Один день Ивана Денисовича» // Звезда. – 1991. – № 9. – С. 158-164.

    Белопольская Е.В. Роман А.И.Солженицына “В круге первом”: Опыт интерпретации. – Ростов-на-Дону, 1997. – 166 с.

    Белопольская Е.В. К проблеме интерпретации творчества А.И.Солженицына // Русская классика ХХ века: Пределы интерпретации. Сборник материалов научной конференции. – ИРЛИ РАН – СГПУ. – Ставрополь, 1995. – С. 80-83.

    Белль Г. Четыре статьи о Солженицыне // Иностранная литература. – 1989. – № 8. – С. 228-237.

    Большев А. “Матренин двор”: Парадоксы и противоречия Александра Солженицына // Новый журнал. – СПб., 1997. – № 1. – С. 60-67.

    Бондаренко В. Кредо плюралистов: О публицистике А.И.Солженицына // Слово. – 1990. – № 9. – С. 8-17.

    Бровман Г. Верность жизни и позиция писателя: О рассказе А.Солженицына “Матренин двор” // Бровман Г. Проблемы и герои современной жизни. – М., 1966. – С. 156.

    Винокур Т.Г. О языке и стиле повести А.И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” // Вопросы культуры речи. – 1965. – № 6.

    Вишневская Г. Солженицын и Ростропович // Юность. – 1989. – № 6. – С. 72-73; № 7. – С. 81-94.

    Вокруг “Ивана Денисовича”: Письма читателей в редакцию “Нового мира”. (Публ. подгот. Родионов Л.Л.) // Встречи с прошлым. – М., 1990. – Вып. 7. – С. 441-474.

    Волков С. Стоит село без праведника? О рассказе А.Солженицына “Матренин двор” // Литература. – 1996. – № 21.

    Высоко ценю автора “Тихого Дона” // Источник. – М., 1995. – № 3. – С. 44.

    Гаврилов В.А. Своеобразие творческого метода в прозе А.Солженицына и В.Шаламова // Актуальные проблемы современного литературоведения. – М.: (МГОПУ), 1997. – С. 24-26.

    Галиева Н.В. Черты кинематографичности “Архипелага ГУЛАГ” А.Солженицына // Вестник Пермского ун-та. Литературоведение. – Пермь, 1996. – Вып. 1. – С. 68-73.

    Галкин А. Историю надо помнить: об исторической концепции А.И.Солженицына в книге «Архипелаг ГУЛАГ» // Лит. обозрение. – 1990. – № 8. – С. 13-16.

    Голубков М.М. Александр Солженицын. – М., 1999.

    Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И.Солженицына “Матренин двор” // Рус. словесность. – М., 1997. – № 3. – С. 66-74.

    Грязневич В. Пророк, чудак, интеллигент // Звезда. – 1994. – № 6. – С. 135-145.

    Губко Н. Человек побеждает // Звезда. – 1963. – № 3.

    Гуль Р. Его “вопль” услышан: “Учение” Ленина по Солженицыну // Слово. – 1992. – № 1-6.

    Дроздовская Р.С. Апокалипсические символы в творчестве А.И.Солженицына // Постигая прошлое и настоящее. – Саратов, 1993. – С. 58-64.

    Дьяков В.А. Об историко-социологической концепции Александра Солженицына // Общественные науки и современность. – 1994. – № 1. – С. 65-76.

    Живов В. Как вращается «Красное колесо»// Новый мир. – 1992. – № 3. – С. 246-249.

    Жидков Г.П. “Красное Колесо” А.Солженицына глазами историка// Отечественная история. – 1994. – № 4-5. – С. 216-221.

    Жиляев Г.Е. А.И. Солженицын – художник и мыслитель на пороге XXI века. – Армавир, 2001.

    Зиброва Р.В. Выражение содержания речемыслительной деятельности в художественном тексте: (На материале романа А.Солженицына “В круге первом”) // Речевое мышление и текст. – Воронеж, 1993. – С. 27-35.

    Злобин А. Парадоксы «Архипелага» // Собеседник. – 1990. – № 7. – С. 5.

    Евсюков В. Люди бездны: О романе А.Солженицына “В круге первом”// Дальний Восток. – 1990. – № 12.

    Елисеев Н.Л. “Август Четырнадцатого” Александра Солженицына – сквозь разные стекла // Звезда. – 1994. – № 6. – С. 145-153.

    Из истории общественно-литературной борьбы 60-х годов // Октябрь. – 1990. – № 8-10.

    Калашникова С.М. “Тихий Дон” и “Красное Колесо” в типологии исторического романа// Войны России ХХ века в изображении М.А.Шолохова. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 82-86.

    Карпенко Г.Ю. Литературная критика 1960-х годов о повести А.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” // Литература “третьей волны”. – Самара, 1997. – С. 79-86.

    Князев С. Проза жизни // Звезда. – 1997. – № 2. – С. 222-226.

    Коган Э. Соляной столп: Политическая психология А.Солженицына. – Париж, 1982.

    Колодный Л.Е. Архипелаг Судьбы: Александр Солженицын // Поэты и вожди. – М., 1997. – С. 293-314.

    Коняев И. Уроки Солженицына // Студенческий меридиан. – 1990. – № 5. – С. 33.

    Копелев Л. Марфинская шарашка // Вопросы литературы. – 1990. – № 7. – С. 84-96.

    Краснов В.Г. Многоголосость героев в романе Солженицына “В круге первом” // Грани. – Франкфурт на Майне, 1977. – № 103. – С. 155.

    Кублановский Ю. Императрица в повествовании “Красное колесо” // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. – М., 1991. – С. 397-416.

    Кублановский Ю. “... И все мне переосветилось” // Москва. – 1992. – № 5-6.

    Кублановский Ю. Стих и историософия “Красного колеса” А.Солженицына // Материалы конференции “А.Солженицын и его творчество” – Париж: Нью-Йорк, 1988. – С. 58-69.

    Кузьмин В.В. Художественный монизм Солженицына: “Малая проза” // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы ХХ века. – Тверь, 1994. – С. 89-102.

    Кузьмин В.В. “Разрушение” жанра романа в книге А.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. – М., 1995. – Вып. 2. – С. 116-117.

    Кузьмин В.В. Поэтика рассказов А.И.Солженицына // Тверь, 1998.

    Лакшин В. Писатель, читатель, критика // Новый мир. – 1966. – № 8. – С. 216-256.

    Лакшин В. Булгаков и Солженицын: К постановке проблемы // Сов. библиогр. – М., 1992. – № 2. – С. 52-104.

    Лакшин В. Солженицын, Твардовский и “Новый мир” // Лит. обозрение. – 1994. – № 1-2.

    Левитская Н.Г. Александр Солженицын: Биобиблиографический указатель. Август 1988-1990 // Сов. фонд культуры, Дом Марины Цветаевой. – М., 1991. – 127 с.

    Литературная премия Александра Солженицына // Книж. обозрение. – 1997. – 21 окт. – С. 2.

    Лихоносов В. Несчастье Солженицына: Из ненапечатанного интервью // Кубань. – Краснодар, 1993. – № 3-4. – С. 93-95.

    Локтионова Н. “Не стоит село без праведника”: К изучению рассказа А.Солженицына “Матренин двор” // Литература в школе. – 1994. – № 3. – С. 33-37.

    Лопухина-Родзянко Т. Духовные основы творчества Солженицына. – Франкфурт на Майне: Посев, 1974.

    Лукьянова Л.В. Гражданские интересы в эстетике М.А.Шолохова и А.И.Солженицына // Войны России ХХ века в изображении М.А.Шолохова. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 100-106.

    Лурье Я.С. Александр Солженицын – эволюция его исторических взглядов // Звезда. – 1994. – № 6. – С. 117-124.

    Любимов Б. А.И.Солженицын – драматург // Театр и жизнь. – № 14. – С. 12-13.

    Маклакова Г.В. Мироздание Александра Солженицына. Язык романа «Архипелаг ГУЛАГ» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1991. – № 2. – С. 39-43.

    Малько А.В. “Красное колесо” А.Солженицына: историософия и поэтика: (К постановке проблемы) // Литература третьей волны. – Самара, 1997. – С. 95-100.

    Малько А.В. Христианские мотивы в романе А.И.Солженицына “В круге первом” // Культура и текст. – СПб. – Барнаул. – 1997. – Вып. 1: Литературоведение. – Ч. 2. – С. 91-92.

    Маркштайн Э. О повествовательной структуре “Архипелага ГУЛАГа” // Филолог. записки. – Воронеж, 1993. – Вып. 1. – С. 91-101.

    Медведев Ж. Десять лет после “Одного дня Ивана Денисовича” // Подъем. – Воронеж, 1991. – № 6-7. – С. 3-51.

    Мельникова С.В. Лексический потенциал языка в оценке А.И.Солженицына: На материале “Русского словаря языкового расширения”. Автореферат дисс. кандидата филологических наук. – М.: МПГУ, 1996. – 16 с.

    Мешков Ю.А. Александр Солженицын: личность, творчество, время // Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького, НИИ Русской культуры. – Екатеринбург: Диамант, 1993. – 100 с.

    Митин Г. Реквием по гению: Новые рассказы А.Солженицына // Лит. в школе. – 1996. – № 1. – С. 42-43.

    Муромский В.П. Из истории литературной полемики вокруг повести А.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” // Лит. в школе. – 1994. – № 3. – С. 26-30.

    Назаров М. Два кредо: Этика и эстетика у Солженицына и у Бродского // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: – М., 1991. – С. 417-431.

    Национальный характер и цивилизация: беседуют Витторио Страда и Александр Солженицын // Русская мысль. – 1995. – № 4089. – С. 9.

    Небольсин С. Шолохов, Пушкин, Солженицын // Наш современник. – 1992. – № 5.

    Некоторые особенности поэтики рассказа А. Солженицына “Матренин двор” // Перечитывая классику. – Чебоксары, 1996. – С. 49-56.

    Немзер А. Прозревая Россию: Заметки о “Марте Семнадцатого” // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 12. – С. 19-27.

    Немзер А. Рождество и Воскресение: о романе А.И.Солженицына “В круге первом” // Лит. обозрение. – М., 1990. – № 6. – С. 31-37.

    Нива Ж. Солженицын. – М., 1992.

    Орлицкий Ю.Б. “Крохотки” А.Солженицына в контексте традиции русской “малой прозы” // Русская классика ХХ века: Пределы интерпретации. – Ставрополь, 1995. – С. 83-86.

    Паламарчук П. Читать Александра Солженицына! // Наш современник. – 1990. – № 12. – С. 119-121.

    Паламарчук П.Г. Солженицын. Путеводитель. – М, 1991.

    Панин Д. “Лубянка-Экибастуз”. Лагерные записки // Звезда. – 1991. – № 1-3.

    Покровский Н. За страницей «Архипелага ГУЛАГ» // Новый мир. – 1991. – № 9. – С. 77-90.

    Потапов В. Звезда, река, загадка...: Заметки об “Августе Четырнадцатого” // Лит. обозрение. – 1990. – № 11. – С. 18-22.

    Потапов В. Сеятель слово сеет // Знамя. – 1990. – № 3. – С. 204-209.

    Потолков Ю. Прощание с Матреной: О рассказе А.И.Солженицына “Матренин двор” // Литература. – 1998. – № 28. – С. 5-8.

    Работа А.И.Солженицына “Как нам обустроить Россию?” С разных точек зрения // Октябрь. – 1991. – № 4. – С. 146-165.

    Резниковский Г. «Раковый узел» А.И.Солженицына // Звезда Востока. – 1991. – № 2 – С. 94-107.

    Резниченко Г. Возвращение изгнанника: Как был напечатан «Архипелаг ГУЛАГ» // Родина. – 1991. – № 11-12. – С. 8-14.

    Решетовская Н.А. Александр Солженицын и читающая Россия. – М.: Сов. Россия. – 1990.

    Решетовская Н.А. Маятник качается: (История о том, как “Иван Денисович” получал Ленинскую премию) // Переяславль – Рязань, 1993. – № 1. – С. 74-88.

    Решетовская Н. “Сеславино” в моей жизни // Кубань – Краснодар, 1990. – № 4. – С. 44-58.

    Решетовская Н. Солженицын: Обгоняя время. – Омск, 1991.

    Решетовская Н. Разрыв. – Иркутск, 1992. – 171 с

    Решетовская Н.А. Отлучение: Из жизни Александра Солженицына. Воспоминания жены. – М.: Мир книги, 1994. – 367 с.

    Рутыч Н.Н. Военная интеллигенция в творчестве Солженицына // Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси. – М., 1991. – С. 309-317.

    Семенова Г.П. “Чтобы слова не утекали, как вода”: О языке произведений А. Солженицына // Русская речь. – 1996. – № 3. – С. 19-28.

    Сергованцев Н. Трагедия одиночества и сплошной быт // Октябрь. – 1963. – № 4.

    Синенко В.С. Этика стоицизма Александра Солженицына. – Уфа, 1999.

    Сиротинская И. В.Шаламов и А. Солженицын // Шаламовский сборник. – Вологда, 1997. – Вып. 2. – С. 73-75.

    Сиснев В. «Архипелаг ГУЛАГ» помогает выжить. Правда о фонде Солженицына // Труд. – 1992 – 14 марта. – С. 1-3.

    Слово о Солженицыне // Наш современник. – 1990 – № 1 – С. 58-67.

    Совокин А.М. О книге А. Солженицына “Ленин в Цюрихе” // Проблемы лениноведения. – М., 1991. – № 7. – С. 183-209.

    Соколов Л. В споре с сильным // Собеседник. – 1989. – № 15. – С. 12-13.

    Сохряков Ю.И. А.И. Солженицын и Ф.М.Достоевский // Рос. литературовед. журнал. – М., 1993. – № 3. – С. 105-112.

    Спивакова П.Е. Полифония трансцендентальных миров. (Некоторые особенности художественной структуры эпопеи А.И. Солженицына “Красное Колесо”) // Филологические науки. – 1997. – № 1. – С. 34-46.

    Спиваковский П. История, душа и “эго” // Нов. лит. обозрение. – 1996. – № 1.

    Стариков Л. Реальная нравственность // Вопросы литературы. – 1964. – № 7.

    Стрелянный А. “Не верь, не бойся, не проси!” (Мировоззрение А.Солженицына по “Архипелагу ГУЛАГу” и “Гарвардской речи”) // Звезда. – 1989. – № 11. – С. 193-202.

    Струве Н. О “Марте Семнадцатого” // Страницы русской зарубежной печати. – Мюнхен; М., 1990. – С. 354-363.

    Струве Н. О “Марте Семнадцатого” // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. – М., 1991. – С. 388-396.

    Струве Н.А. О Солженицыне// Православие и культура. – М., 1992.

    Супруненко П. Признание... забвение, судьба // Пятигорск, 1994. – 86 с.

    Сурганов В. Надо помнить... // Москва. – 1964. – № 1. – С. 196-205.

    Суриков В. О Солженицыне – читая “Август” // Лит. обозрение. – 1993. – № 7-8. – С. 3-14.

    Твардовский А. Вместо предисловия // Солженицын А. “Один день Ивана Денисовича. – М., 1963. – С. 5-8

    Телицына Т.В. Образность в “Архипелаге ГУЛАГе” А.И. Солженицына/ / Научн. докл. высш. шк. филолог. науки. – М., 1991. – № 5. – С. 14-24.

    Темпест Р. Герой как свидетель: Мифопоэтика Солженицына // Звезда. – 1993. – № 10. – С. 181-191.

    Темпест Р. К проблеме героического мировоззрения: Солженицын и Ницше // Звезда. – 1994. – № 6. – С. 93-108.

    Терехов А. Время возвращения// Огонек. – 1991. – № 41. – С. 28-29.

    Томашевская З.Б. “И сей день не без завтрашнего” // Звезда. – 1994. – № 6. – С. 73-83.

    Травин Д. Авторитарный тормоз для “Красного колеса” // Звезда. – 1994. – № 6. – С.126-127.

    Тюрина Н.Ф. “Архипелаг ГУЛАГ” А.И.Солженицына: К проблеме жанрово-стилевого своеобразия// Филологические штудии. – Иваново, 1995. – С. 137-144.

    Учиться терпимости к живущим: (Отклики на статью Е. Чуковской)// Книж. обозрение. – 1988. – № 33. – 12 авг.

    Урманов А.В. Поэтика прозы Александра Солженицына. – М., 2000.

    Филиппов В.В. О некоторых аспектах изучения творчества А.Солженицына на уроках русской литературы ХХ века// Русский язык: вопросы функционирования и методики обучения. – М., 1995. Вып. 1. – С. 234-240.

    Фоминых Т.Н. “Август Четырнадцатого” А.Солженицына и русская советская проза о первой мировой войне // Литература “третьей волны”. – Самара, 1997. – С. 87-94.

    Фролов Г.А. Немцы в первой мировой войне (По романам “Тихий Дон” и “Красное Колесо”)// Войны России ХХ века в изображении М.А.Шолохова. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 93-99.

    Харрис Д.Г. «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и литература достоверности»// Русская литература XX века. Исследования американских ученых. – СПб., 1993. – С. 476-499.

    Храбровицкий А.В. Солженицын// Сов. библиограф. – М., 1990. – № 4. – С. 137-140.

    Ципко А. Пророк третьей силы// Октябрь. – 1991. – № 4.

    Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение. – 1994. – 286 с.

    Чапчахов Ф. Номера и люди// Дон. – 1963. – № 1. – С. 155-159.

    Чернова И. “Голос памяти правдивый”// Литература. – 1998. – № 28. – С. 6-9.

    Чудакова М. Сквозь звезды к терниям. Смена литературных циклов// Новый мир. – 1990. – № 4.

    Чуйков В. От имени живых и погибших// Диалог. – 1995. – № 5-6. – С. 79-82.

    Чучвага Л.М. Концепции войны в эпопеях “Тихий Дон” и “Красное Колесо”// Войны России ХХ века в изображении М.А.Шолохова. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 86-92.

    Шаламов В.Т. Письма А.Солженицыну // Шаламовский сборник. – Вологда, 1994. – Вып. 1. – С. 63-103.

    Шиканов Ю. Солженицын в Мещере // Русь. – Ростов Великий, 1994. – № 5. – С. 75-77.

    Шкловский Е. Чем жив человек: О повести “Раковый корпус” // Лит. обозрение. – 1990. – № 7. – С. 10-14.

    Шлеман А. Зрячая любовь // Диалог. – 1991. – № 8. – С. 76-81.

    Шмелев А.Д. Об орфографических воззрениях А.И.Солженицына // Рус. речь. – М., 1993. – № 5. – С. 119-121.

    Шнеерсон М. Александр Солженицын: Очерки творчества. – Франкфурт, 1984.

    Штурман Д. Остановимо ли Красное колесо? // Новый мир. – 1993. – № 2. – С. 144-171.

    Штурман Д. Солженицын и национальный вопрос // Стрелец. – Париж; Нью-Йорк; Третья волна; Книга, 1992. – № 2. – С. 297 – 318.

    Щедрина Н.М. Метафоризация мотива маскарада в романе А.Солженицына “Красное колесо” // Литература “третьей волны”. – Самара, 1997. – С. 100-112.

    Щедрина Н.М. Функции хронотопа в романе А.Солженицына “Красное Колесо” // Поэтика русской прозы ХХ века. – Уфа, 1995. – С. 81-89.

    Юдалевич Б.М. Военные мотивы в творчестве А.Солженицына // Роль традиции в литературной жизни эпохи. – Новосибирск, 1995. – С. 136-145.

    Юдин В. Историко-философский роман-исследование А.Солженицына “Красное колесо”: К вопросу о жанровой типологии исторического романа // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы ХХ века. – Тверь, 1994. – С. 77-88.

    Юдин В. Творческая преемственность: Традиции “Войны и мира” Л.Толстого в эпопее А.Солженицына “Красное колесо” // Русь. – Ростов Великий, 1994. – № 4. – С. 57-59.

    Янов А. Русская идея и 2000 год // Нева. – 1990. – № 9-11.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА И МАТЕРИАЛЫ О ЕГО ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА СТАВРОПОЛЬЕ

    Александр Солженицын: Домой! На Кавказ? // Кавказский край. – 1991. – № 21. – С. 8-9.

    Александр Солженицын на Ставрополье: “... а из коммунизма выходить – пошли кривым путем // Кавказский край. – 1994. – 23-29 сент.

    Апанасевич В. Кисловодские адреса Солженицына // Кавказ. край. – 1992. – № 51. – С. 3.

    А.Солженицын отбыл в Москву // Ставропольская правда. – 1994. – 1 окт.

    Белоусов В. Десять жизней писателя//Став. правда. – 1998.– 11 фев.– С. 3.

    Буханов В. У Солженицына в Рязани // Мол. ленинец. – 1963. – 19 фев.

    Быкова Н. Солженицынские чтения // Ставр. правда. – 1994. – 31 мая.

    Бычков Ю. От Солженицына до Руста // Став. правда. – 1990. – 30 июня. – С. 11. (Перепечатка из газеты “Мегаполис Экспресс”).

    Вчера на Ставрополье приехал А.И.Солженицын // Ставр. губ. ведомости. – 1994. – 24 сент.

    Глубашева Л.А. Сестренка // 45-я параллель. – 1991. – № 2. – С 21.

    Головко В.М. Страдальный колокол Александра Солженицына // Солженицын А. Дыхание. – Ставрополь, 2000. – С. 3-10.

    Горбаневский М. Автор словаря – А.Солженицын // Став. правда. – 1990. – 10 марта.

    “Ждем вас на родине” // Ставр. правда. – 1994. – 13 сент.

    “Здравствуйте, Александ Исаевич!” // Став. правда. – 1994. – 23 сент.

    Коваленко Ю. Саблинцы могут гордиться Игнатом Солженицыным // Кавказ. край. – 1993. – № 24. – С. 2.

    Кондратьев В. Воспоминания // 45-я параллель. – 1991. – № 2. – С. 20.

    Красников А. Нет пророка в своем Отечестве // Кавказ. здравница. – 1994. – 1 окт.

    Красников А. Солженицын в краю Солженицына // Кавказ. здравница. – 1994. – 28 сент.

    Куликова Т. Страсти по Ксении беспритульной // Став. правда. – 1990. – 26 мая.

    Куликова Т., Чечулина Н. Коренная москвичка – жена “убежденного провинциала” // Ставр. правда. – 1994. – 8 окт.

    Куликова Т., Чечулина Н. “Жизнь по-настоящему рождается снизу” // Ставр. правда. – 1994. – 18 окт.

    Мосиенко А. Дом Солженицына в Кисловодске // Кавказ. здравница. – 1991. – 10 сент.

    Орлицкий Ю.Б. “Крохотки” А.Солженицына в контексте традиции русской “малой прозы” // Русская классика ХХ века: Пределы интерпретации. – Ставрополь, 1995. – С. 83-86.

    Панаско Е. Круг расколдован: (О романе А.Солженицына “Август Четырнадцатого”) // Ставр. правда. – 1989. – 15 окт. – С. 4.

    Панков В. Очищение Солженицыным // Вечерние Кавминводы. – 1994. – 6 окт.

    Панов А. Свидание с отчим домом // Ставр. правда. – 1994. – 28 сент.

    Пидоренко И. Научимся смеяться? // Ставр. правда. – 1994. – 1 июня.

    Подопригора Г. ... И в Георгиевске был Александр Солженицын // Став. правда. – 1990. – 24 нояб. – С. 6.

    Подопригора Г. “С Георгиевском я связан навеки...” // Ставрополье. – 1991. – № 6. – С. 4-8.

    Польская Е., Розенфельд Б. Возвращение // Кавказ. край. – 1994. – № 38. – С. 3.

    Прокопец Н. Постижение Солженицына // Кавказ. край. – 1991. – № 1. – С. 9-10.

    Прокопец Н. Долог путь на родину предков // Кавказ. край. – 1992. – № 26. – С. 1, 5.

    Пухальская Г. Судьба России в руках народа // Ставр. губ. ведомости. – 1994. – 27 сент.

    Сафаров А. А совы пусть себе ухают... // Став. губ. Ведомости. – 1994. – 2 июня.

    Селунская И. Родная кровь // Мол. ленинец.

    Слово о земляке// Кавказская здравница. – 1989. – 11 нояб. – С. 3.

    Смоль Б. Корни и крона. Штрихи к биографии А.И.Солженицына // 45-я параллель. – 1990. – № 8. – С. 18-19; № 9. – С. 18-19; 1991. – № 1. – С. 18-19; № 2. – С. 20-21; № 7. – С. 18-19; № 8. – С.18-19; №9. – С. 18-19; №10. – С. 20-21; №11. – С. 20-21; №12. – С. 20-21.

    Солженицын А. Петр Аркадьевич Столыпин // Ставрополье. – 1990. – № 3-6. (Перепечатка из романа “Август Четырнадцатого”).

    Солженицын А.И. Мы мудрый нарушили принцип // Кавказ. Край. – 1992. – № 47. – 16-22 нояб. – С. 5.

    Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. – Ставрополь, 1993.

    Солженицын А.И. Коммунизм – не русское слово, но мировое явление // Кавказ. край. – 1993. – № 12. – 22-28 марта. – С. 10-11.

    Солженицын А.И. “Надо все строить снизу, не декретами из Москвы” // Кавказ. здравница. – 1993. – 1 окт.

    Солженицын А. Русский вопрос к концу ХХ века // Ставр. правда. – 1994- 22 сент. (Перепечатка из журнала “Новый мир”).

    Солженицын А.И. Не втягивайте казаков в политику // Кавказ. край. – 1995. – № 37. – С. 3.

    Солженицын А.И. Письмо на Ставрополье // Ставрополье. – 1991. – № 6. – С. 3.

    Солженицын А.И. Реализовать потенциал народной энергии // Кавказ. край. – 1994. – № 45. – С. 1-8; № 46. – С. 6.

    Солженицын А.И. Что стоила нам вторая мировая? // Кавказ. край. – 1995. – № 21. – С. 1-4.

    Солженицын А.И. Я могу быть гражданином только России // Кавказ. край. – 1994. – 3 17. – С. 5.

    А.И. Солженицын А.И. Мы потеряли ощущение науки // Кавказ. край. – 1995. – № 43. – С. 3.

    Солженицын А. Крохотки: “Колокольня”, “Старение”, “Позор”// Литературный Ставрополь. – 1998. – № 1. – С. 6-7. (Перепечатка).

    Солженицын А.И. Дыхание. – Ставрополь, 2000. – 80 с.

    Сузи Х. Корни и крона. Штрихи к биографии А.И.Солженицына // 45-я параллель. – 1991. – № 3. – С. 20-21.

    Супруненко П. Морская капля не боится океана // Мол. ленинец. – 1991. – 27 фев., 6 марта.

    Супруненко П. Признание... забвение, судьба // Пятигорск, 1994. – 86 с.

    Талант от бога, душа от народа // Кавказ край. – 1994. – 30 сент. – С. 8-9.

    Танасьев В., Стативкин Э. Аллеи тополевые, проспекты виноградные// Кавказ. здравница. – 1994. – 30 сент.

    Фесенко О.П. Изучение рассказа А.И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” // Русская литература ХХ века в современной школе: Вопросы теории и практики. – Ставрополь, 1996. – С. 120-126.

    Чекалов П. Возвращение вермонтского отшельника // Ставр. правда. – 1994. – 8 июня.

    Чекалов П.К. Александр Солженицын: проблемы творчества. Программа спецкурса // Ставрополь, 1997. – 42 с.

    Чекалов П.К. Александр Исаевич Солженицын. (К 80-летию со дня рождения) // Ставропольский хронограф на 1998 год. Краеведческий сборник. – Ставрополь, 1998. – С. 184-192.

    Чекалов П.К. Двор бескорыстия и праведности // «TEXTUS»: Избранное 1994-4004. – Ставрополь, 2005. – С. 254-260.

    Чекалов П.К. Солженицын А.И. Штрихи к творческому портрету: Монография. – Невинномысск, 2002.

    Чечулина Н. Теперь уже точно – на родине // Ставр. правда. – 1994. – 24 сент.

    Чечулина Н. Будущее – у порога // Ставр. правда. – 1994. – 27 сент.

    Чечулина Н. “Саня обязательно вернется до заката” // Ставр. правда. – 1994. – 6 окт.

    Чечулина Н. Раньше бы... или таки своевременно? // Ставр. правда. – 1994. – 22 окт.

    Щеглова Т., Овчаренко А. “Одну Россию в сердце видя” // Ставр. правда. – 1994. – 1 окт.

1 Вопросы носят педагогическую направленность и составлены при участии проф. П.К. Чекалова.