Культура 19 века (работа 1)

План:

1.Введение

2.Факторы развития культуры в России.

3.Литература и живопись.

4.Драматургия

5.Развитие музыкальной культуры.

6.Просвещения

7.Развитие научной мысли.

8.Заключение

Используемая литература.

Введение

К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный климат общества.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина устранила «безнравственное и бесправное» отношение человека к человеку. Передовые общественные деятели того времени рассматривали отмену крепостного права как важнейшее условие для нравственного развития народа и страны, необходимую предпосылку для борьбы за дальнейший прогресс. «Наше время, - писал К.Д.Ушинский, - во многих отношениях важнее Петровых преобразований: тогда энергетический гений употребил усилие, чтобы пробудить к деятельности народ; теперь проснувшиеся и получившие свободу на родные силы сами требуют деятельности». Уничтожение крепостного состояния, окружавшего большую часть детей образованного класса крепостною прислугою, есть самая важная реформа, благодетельные плоды которой не замедлят обнаружиться в поднятии нравственного уровня в этом классе. Устройством тысячи самых обдуманных педагогических заведений нельзя сделать и сотой доли того, что сделало одно уничтожение крепостной прислуги». С падением крепостного права в сознание русского человека стала внедряться мысль о единстве и равноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, о необходимости внимательного и гуманного отношения к ее нуждам и запросам. Освобождение личности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут становилось главной задачей поколения интеллигенции 60-х годов. Реформы этого периода, вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского общества, стремление передовых деятелей того времени, активно участвовать в обновлении российской действительности, на править ее развитие в соответствии со своими представлениями и идеалами, породили надежду на скорую и полную гибель «прошлых времен». В то время Россия в буквальном смысле слова, изнемогала под бременем усиленных надежд, возбужденных крестьянской реформой и теми преобразованиями, которые ожидались вслед за нею. Все ждали, все говорили: золотой век не позади нас, а впереди писал М.Е.Салтыков-Щедрин. Важнейшим средством освобождения и развития личности признавалось просвещение. Вера в силу просвещения была свойственна всем, жаждавшим обновления русского общества. Широко распространилась идея о необходимости отстаивать интересы народных масс, прежде всего крестьян, о выполнении «долга» перед народом. Этот «долг» мог быть уплачен, прежде всего, в форме распространения образования и культуры в народных массах. С этим связано участие широких кругов интеллигенции в культурно-просветительской работе, создание воскресных школ, возникновение специальных издательств, развитие педагогической журналистики и т.п.

Эпоха реформ кончилась прежде, чем были в достаточной мере осуществлены задуманные политические и экономические преобразования. С конца 60-х годов начался период длительной политической реакции. Только что проведенные реформы претерпели существенные искажения. Однако начавшийся процесс социально-политического преобразования русского общества уже невозможно было остановить. Никакая реакция не могла повернуть Россию к ее прежнему положению. С этого времени в стране началось развитие различных форм общественной и культурной жизни, систематическая, последовательная разработка новых отраслей русской науки, в том числе педагогики и психологии.

Факторы развития культуры в России.

Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX â, ñäåëàëà ïîèñòèíå ãèãàíòñêèé ñêà÷îê â ðàçâèòèè êóëüòóðû, âíåñëà ãðîìàäíûé âêëàä â ìèðîâóþ êóëüòóðó. Òàêîé âçëåò ðóññêîé êóëüòóðû áûë îáóñëîâëåí ðÿäîì ôàêòîðîâ.  ïåðâóþ î÷åðåäü îí áûë ñâÿçàí ñ ïðîöåññîì ôîðìèðîâàíèÿ ðóññêîé íàöèè â ïåðåëîìíóþ ýïîõó ïåðåõîäà îò ôåîäàëèçìà ê êàïèòàëèçìó, ñ ðîñòîì íàöèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ è ÿâëÿëñÿ åãî âûðàæåíèåì. Îãðîìíîå çíà÷åíèå èìåë è òîò ôàêò, ÷òî ïîäúåì ðóññêîé íàöèîíàëüíîé êóëüòóðû, ñîâïàë ñ íà÷àëîì ðåâîëþöèîííî-îñâîáîäèòåëüíîãî äâèæåíèÿ â Ðîññèè. Âàæíûì ôàêòîðîì, ñïîñîáñòâîâàâøèì èíòåíñèâíîìó ðàçâèòèþ ðóññêîé êóëüòóðû, ÿâëÿëîñü òåñíîå îáùåíèå è âçàèìîäåéñòâèå åå ñ äðóãèìè êóëüòóðàìè. Ìèðîâîé ðåâîëþöèîííûé ïðîöåññ è ïåðåäîâàÿ çàïàäíîåâðîïåéñêàÿ îáùåñòâåííàÿ ìûñëü îêàçûâàëè ñèëüíîå âëèÿíèå è íà êóëüòóðó Ðîññèè. Ýòî áûëî âðåìÿ ðàñöâåòà íåìåöêîé êëàññè÷åñêîé ôèëîñîôèè è ôðàíöóçñêîãî óòîïè÷åñêîãî ñîöèàëèçìà, èäåè êîòîðûõ ïîëüçîâàëèñü øèðîêîé ïîïóëÿðíîñòüþ â Ðîññèè. Íå ñëåäóåò çàáûâàòü è âëèÿíèÿ íàñëåäèÿ Ìîñêîâñêîé Ðóñè íà êóëüòóðó XIX â.: óñâîåíèå ñòàðûõ òðàäèöèé äàëî âîçìîæíîñòü ïðîðàñòè íîâûì ðîñòêàì òâîð÷åñòâà â ëèòåðàòóðå, ïîýçèè, æèâîïèñè è äðóãèõ ñôåðàõ êóëüòóðû. Í. Ãîãîëü, Í. Ëåñêîâ, Ï. Ìåëüíèêîâ-Ïå÷åðñêèé, Ô. Äîñòîåâñêèé è äð. òâîðèëè ñâîè ïðîèçâåäåíèÿ â òðàäèöèÿõ, äðåâíåðóññêîé ðåëèãèîçíîé êóëüòóðû. Íî è òâîð÷åñòâî äðóãèõ ãåíèåâ ðóññêîé ëèòåðàòóðû, ÷üå îòíîøåíèå ê ïðàâîñëàâíîé êóëüòóðå áîëåå ïðîòèâîðå÷èâî, — îò À. Ïóøêèíà è Ë. Òîëñòîãî äî À. Áëîêà — íåñåò íåèçãëàäèìóþ ïå÷àòü, ñâèäåòåëüñòâóþùóþ î ïðàâîñëàâíûõ êîðíÿõ. Äàæå ñêåïòè÷åñêèé È. Òóðãåíåâ äàë îáðàç ðóññêîé íàðîäíîé ñâÿòîñòè â ðàññêàçà «Æèâûå ìîùè». Îãðîìíûé èíòåðåñ âûçûâàþò êàðòèíû Ì. Íåñòåðîâà, Ì. Âðóáåëÿ, Ê. Ïåòðîâà-Âîäêèíà, èñòîêè òâîð÷åñòâà, êîòîðûõ óõîäÿò â ïðàâîñëàâíîå èêîíîïèñü. ßðêèìè ÿâëåíèÿìè èñòîðèè ìóçûêàëüíîé êóëüòóðû ñòàëè äðåâíåå öåðêîâíîå ïåíèå (çíàìåíèòûé ðàñïåâ), à òàêæå ïîçäíåéøèå îïûòû Ä. Áîðòíÿíñêîãî, Ï. ×àéêîâñêîãî è Ñ. Ðàõìàíèíîâà. Ðóññêàÿ êóëüòóðà âîñïðèíèìàëà ëó÷øèå äîñòèæåíèÿ êóëüòóð äðóãèõ ñòðàí è íàðîäîâ, íå òåðÿÿ ïðè ýòîì ñâîåé ñàìîáûòíîñòè è â ñâîþ î÷åðåäü îêàçûâàÿ âëèÿíèå íà ðàçâèòèå èíûõ êóëüòóð. Íåìàëûé ñëåä îñòàâèëà â èñòîðèè åâðîïåéñêèõ íàðîäîâ, íàïðèìåð, ðåëèãèîçíàÿ ðóññêàÿ ìûñëü. Ðóññêàÿ ôèëîñîôèÿ è áîãîñëîâèå îêàçàëè âëèÿíèå íà çàïàäíîåâðîïåéñêóþ êóëüòóðó â ïåðâîé ïîëîâèíå XX â. áëàãîäàðÿ òðóäàì Â. Ñîëîâüåâà, Ñ. Áóëãàêîâà, Ï. Ôëîðåíñêîãî, Í. Áåðäÿåâà, Ì. Áàêóíèíà è ìíîãèõ äðóãèõ. Íàêîíåö, âàæíåéøèì ôàêòîðîì, äàâøèì ñèëüíûé òîë÷îê ðàçâèòèþ ðóññêîé êóëüòóðû, ÿâèëàñü «ãðîçà äâåíàäöàòîãî ãîäà». Ïîäúåì 'ïàòðèîòèçìà â ñâÿçè ñ Îòå÷åñòâåííîé âîéíîé 1812 ã. ñïîñîáñòâîâàë íå òîëüêî ðîñòó íàöèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ è ôîðìèðîâàíèþ äåêàáðèçìà, íî è ðàçâèòèþ ðóññêîé íàöèîíàëüíîé êóëüòóðû, Â. Áåëèíñêèé ïèñàë: «1812 ãîä, ïîòðÿñøè âñþ Ðîññèþ, âîçáóäèë íàðîäíîå ñîçíàíèå è íàðîäíóþ ãîðäîñòü». Êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêèé ïðîöåññ â Ðîññèè â XIX — íà÷àëå XX â. èìååò ñâîè îñîáåííîñòè. Çàìåòíî óñêîðåíèå åãî òåìïîâ, îáóñëîâëåííîå âûøåîòìå÷åííûìè ôàêòîðàìè. Ïðè ýòîì ñ îäíîé ñòîðîíû, ïðîèñõîäèëà äèôôåðåíöèàöèÿ (èëè ñïåöèàëèçàöèÿ) ðàçëè÷íûõ ñôåð êóëüòóðíîé äåÿòåëüíîñòè (îñîáåííî â íàóêå). À ñ äðóãîé — óñëîæíåíèå ñàìîãî êóëüòóðíîãî ïðîöåññà, ò.å. áîëüøåå «ñîïðèêîñíîâåíèå» è âçàèìîâëèÿíèå ðàçëè÷íûõ îáëàñòåé êóëüòóðû, ôèëîñîôèè è ëèòåðàòóðû, ëèòåðàòóðû, æèâîïèñè è ìóçûêè è ò.ä. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü òàêæå óñèëåíèå ïðîöåññîâ äèôôóçíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó ñîñòàâëÿþùèìè ðóññêîé íàöèîíàëüíîé êóëüòóðû — îôèöèàëüíîé («âûñîêîé» ïðîôåññèîíàëüíîé) êóëüòóðîé, îïåêàåìîé ãîñóäàðñòâîì (öåðêîâü óòðà÷èâàåò äóõîâíóþ âëàñòü).È êóëüòóðîé íàðîäíûõ ìàññ («ôîëüêëîðíûì» ïëàñòîì»).Êîòîðàÿ áåðåò íà÷àëî â íåäðàõ âîñòî÷íîñëàâÿíñêèõ ðîäîïëåìåííûõ ñîþçîâ, ôîðìèðóåòñÿ â Äðåâíåé Ðóñè è ïðîäîëæàåò ñâîå ïîëíîêðîâíîå ñóùåñòâîâàíèå íà ïðîòÿæåíèè âñåé îòå÷åñòâåííîé èñòîðèè.  íåäðàõ îôèöèàëüíî-ãîñóäàðñòâåííîé êóëüòóðû çàìåòíà ïðîñëîéêà «ýëèòàðíîé» êóëüòóðû, îáñëóæèâàþùåé ãîñïîäñòâóþùèé êëàññ (àðèñòîêðàòèþ è öàðñêèé äâîð) è îáëàäàþùåé îñîáîé âîñïðèèì÷èâîñòüþ ê èíîçåìíûì íîâøåñòâàì. Äîñòàòî÷íî âñïîìíèòü ðîìàíòè÷åñêóþ æèâîïèñü Î. Êèïðåíñêîãî, Â. Òðîïèíèíà, Ê. Áðþëëîâà, À. Èâàíîâà è äðóãèõ êðóïíûõ õóäîæíèêîâ XIX â.  ôîðìèðîâàíèè ðóññêîé íàöèîíàëüíîé êóëüòóðû âñå áîëåå àêòèâíî ó÷àñòâóåò èíòåëëèãåíöèÿ, ïåðâîíà÷àëüíî ñîñòàâëÿâøàÿñÿ èç îáðàçîâàííûõ ëþäåé äâóõ ïðèâèëåãèðîâàííûõ ñîñëîâèé — äóõîâåíñòâà è äâîðÿí.  ïåðâîé ïîëîâèíå XVIII â. ïîÿâëÿþòñÿ èíòåëëèãåíòû-ðàçíî÷èíöû, à âî âòîðîé ïîëîâèíå ýòîãî âåêà âûäåëÿåòñÿ îñîáàÿ ñîöèàëüíàÿ ãðóïïà — êðåïîñòíàÿ èíòåëëèãåíöèÿ (àêòåðû, æèâîïèñöû, àðõèòåêòîðû, ìóçûêàíòû, ïîýòû). Åñëè â XVIII — ïåðâîé ïîëîâèíå XIX â. âåäóùàÿ ðîëü â êóëüòóðå ïðèíàäëåæèò äâîðÿíñêîé èíòåëëèãåíöèè, òî âî âòîðîé ïîëîâèíå XIX â. — ðàçíî÷èíöàì.  ñîñòàâ ðàçíî÷èííîé èíòåëëèãåíöèè (îñîáåííî ïîñëå îòìåíû êðåïîñòíîãî ïðàâà) âëèâàþòñÿ âûõîäöû èç êðåñòüÿí.  öåëîì ê ðàçíî÷èíöàì îòíîñèëèñü îáðàçîâàííûå ïðåäñòàâèòåëè ëèáåðàëüíîé è äåìîêðàòè÷åñêîé áóðæóàçèè, êîòîðûå ïðèíàäëåæàëè íå ê äâîðÿíñòâó, à ê ÷èíîâíè÷åñòâó, ìåùàíñòâó, êóïå÷åñòâó è êðåñòüÿíñòâó. Ýòî îáúÿñíÿåò òàêóþ âàæíóþ îñîáåííîñòü êóëüòóðû Ðîññèè XIX â., êàê íà÷àâøèéñÿ ïðîöåññ åå äåìîêðàòèçàöèè. Îí ïðîÿâëÿåòñÿ, è òîì, ÷òî äåÿòåëÿìè êóëüòóðû ïîñòåïåííî ñòàíîâÿòñÿ íå òîëüêî ïðåäñòàâèòåëè ïðèâèëåãèðîâàííûõ ñîñëîâèé, õîòÿ îíè è ïðîäîëæàþò çàíèìàòü âåäóùåå ìåñòî. Óâåëè÷èâàåòñÿ ÷èñëî ïèñàòåëåé, ïîýòîâ, õóäîæíèêîâ, êîìïîçèòîðîâ, ó÷åíûõ èç íåïðèâèëåãèðîâàííûõ ñîñëîâèé, â ÷àñòíîñòè èç êðåïîñòíîãî êðåñòüÿíñòâà, íî ïðåèìóùåñòâåííî èç ñðåäû ðàçíî÷èíöåâ.

Литература

Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIXâ. áûë ìåòîä êðèòè÷åñêîãî ðåàëèçìà, îñíîâîïîëàãàþùèì ïðèíöèïîì êîòîðîãî ÿâëÿëîñü ïðàâäèâîå îòðàæåíèå äåéñòâèòåëüíîñòè è îñìûñëåíèå èçîáðàæàåìûõ ÿâëåíèé ñ òî÷êè çðåíèÿ èõ ñîîòâåòñòâèÿ îáùåñòâåííîìó ïðîãðåññó. Ðóññêàÿ ëèòåðàòóðà îòëè÷àëàñü íå òîëüêî êðèòè÷åñêèì îòíîøåíèåì ê äåéñòâèòåëüíîñòè, îíà ðàçîáëà÷àëà çëî, èñêàëà ïóòè áîðüáû ñ ýòèì çëîì, âûïîëíÿëà îáùåñòâåííî-ïðåîáðàçóþùóþ ìèññèþ. Èäåéíàÿ ïîëíîòà, ãëóáîêîå ïðîíèêíîâåíèå â æèçíåííûå ÿâëåíèÿ.

На вторую половину XIXâ. è ïåðâóþ ïîëîâèíó XXâ. ïðèõîäèòñÿ òâîð÷åñòâî ãåíèÿ ìûñëè è ñëîâà Ë.Í. Òîëñòîãî (1828-1910).

После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения, Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.

К 80-м г.г. относится начало творчества А.П. Чехова (1860-1904).

В 80-х г.г. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко (1853-1921) – писатель-демократ.

М. Горький (1868-1936), рано познавший суровую школу жизни, полную “свинцовых мерзостей”, в начале литературной деятельности развивал лучшие традиции романтизма XIXâ.

На рубеже веков критическим реализмом было проникнуто также творчество таких замечательных писателей как В.В. Вересаев (1867-1945), который отразил в своих произведениях духовные искания интеллигенции в этот период.

Правдивое отражение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым – вот, что отличало творчество писателей реалистов.

Литература России представлена не только произведениями русских писателей – она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов России черпали в русской классической литературе. Реалистическая литература 60-х годов с большим успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования. В ее многообразии с большей отчетливостью, чем в предыдущий период, проявились две основные тенденции.

Необходимо отметить, что в развитии реалистической литературы, рассматриваются два течения. Они нередко враждовали, по каждому из них и обоим вместе противостояли литературные течения, всецело связанные с либеральными политическим кругами. Первое из них представляли авторы произведений так называемой “обличительной” литературы, в критике русских порядков не поднимавшейся выше дозволенного. И произведений, в которых “новые люди” изображались как приверженцы теории и практики “малых дел”, т.е. мелочной реформаторской деятельности, не затрагивающей самих основ существующего строя. Второе – реакционное течение представляли авторы антинигилистских романов, где “новые люди” изображались явно клеветнически, как нравственные уроды и преступники.

Смена периодов в русском освободительном движении, сказалась и на развитии поэзии, вызвав одну из крупнейших в ее истории перегруппировку сил. К началу 60-х годов полностью исчерпали себя не только эпигонский романтизм в лице, например, В.Г. Бенедиктова, но и поэзия славянофилов, представлявшая собой разновидность поэзии романтической. Становление и развитие чистой поэзии было во многом определено творческими принципами романтизма.

Однако в связи с требованиями времени ее творцы отказались от изображения демонических чувств, экзотики, непременной приподнятости слога и других романтических условностей, но сохранили субъективистское восприятие мира. Реальные предметы и явления служили для них лишь условными знаками или импульсами для выражений собственного духовного мира.

Одним из главных мотивов лирики поэтов “чистого искусства” является мотив слияния с природой, погружения в ее тайны и красоту. Но сущность слияния и погружения они видят не в постижении реальной жизни природы и ее реальной красоты. Главное для них – собственные сокровенные чувства, раскрытие самих себя.

Гражданская поэзия демократов основывалась на традициях и принципах, нередко прямо противоположных “чистой поэзии”. Для нее огромное значение имел осмысленный с точки зрения новых задач освободительной борьбы опыт поэзии декабристов, проникнутой гражданским пафосом, поэзии Лермонтова с ее неукротимым духом протеста, поэзии Кольцова, связанной своими корнями с устным народным творчеством, сатирой Гоголя и свойственной ему патетикой. Новаторство поэтов – демократов неразрывно с идеей полного социального переустройства, ставшей для них “идеей века”, с революционно-критическим отношением к действительности, диктуемым кровной близостью к народу и готовностью к любым жертвам во имя его счастья.

Многообразию мотивов поэтов – демократов соответствует многообразие жанров поэзии. Особенно велики успехи поэтов этой школы в сатирической поэзии, составляющей важную часть их наследия, в создании революционных песен, завоевавших огромную популярность.

С развитием литературы неразрывно связана, живопись. Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х г.г. XIXâ. Âàæíåéøèå òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ æèâîïèñè îïðåäåëèëè õóäîæíèêè, îáúåäèíèâøèåñÿ ïî èíèöèàòèâå È.Í. Êðàìñêîãî, Ã.Ã. Ìÿñîåäîâà, Í.Í., Â.Ã. Ïåðîâà â Òîâàðèùåñòâî õóäîæåñòâåííûõ ïåðåäâèæíûõ âûñòàâîê. Èäåéíûì âîæäåì îáúåäèíåíèÿ ñòàë È.Í. Êðàìñêîé.

Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды живописи русских художников. Уже первая выставка картин передвижников в 1871г. показала, что сложилось новое направление в живописи, для которого характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму. Товарищество объединяло все талантливые художественные силы России.

Драматургия

Достижения драматургии этого времени неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А.Н. Островского, большой вклад в развитие драматургии внесли М.Е. Салтыков-Щедрин и А.В. Сухово-Кобылин; ее влияние испытали также А.Ф. Писемский, Н.С. Лесков, А.К. Толстой, А.А. Потехин. Однако они решали разные идейно-творческие задачи.

Революционно-демократическое направление в развитии драматургии 60-х годов представляют драматические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьеса “Тени”.

Крупным достижением драматургии 60-х годов является трилогия А.В. Сухово-Кобылина: “Свадьба Кречинского” (1854), “Дело” (1861).

Также самые выдающиеся достижением драматургии 60-х годов и всей второй половины XIXâ. ßâëÿþòñÿ ïüåñû À.Í. Îñòðîâñêîãî, ñòîÿùèå â îäíîì ðÿäó ñ êëàññè÷åñêîé ðóññêîé ïîýçèè. Ïî âûðàæåíèþ Ãîí÷àðîâà, Îñòðîâñêèé äîñòðîèë çäàíèå, â îñíîâàíèå êîòîðîãî êðàåóãîëüíûå êàìíè ïîëîæèë Ãðèáîåäîâ, Ïóøêèí è Ãîãîëü. Çà èñêëþ÷åíèåì íåêîòîðûõ ïüåñ ñëàâÿíîôèëüñêîãî ïåðèîäà, åãî äðàìàòóðãèÿ ïðîíèêíóòà êðèòè÷åñêèì ïàôîñîì.  ýòîì îí áëèæå âñåãî ê òðàäèöèÿì Ãîãîëÿ è åãî øêîëû, íî, ðàçâèâàÿ ýòè òðàäèöèè, Îñòðîâñêèé ñîçäàë ñâîþ ñîáñòâåííóþ äðàìàòóðãè÷åñêóþ ñèñòåìó.

Развитие музыкальной культуры

В середине XIX â., íàáëþäàåòñÿ è ÿð÷àéøèå âçëåòû ìóçûêàëüíîé êóëüòóðû Ðîññèè, ïðè÷åì ìóçûêà è ëèòåðàòóðà íàõîäÿòñÿ âî âçàèìîäåéñòâèè, ÷òî îáîãàùàåò, òåøèëè èíûå õóäîæåñòâåííûå îáðàçû. Åñëè, íàïðèìåð, Ïóøêèí â ñâîåé ïîýìå «Ðóñëàí è Ëþäìèëà» äàë îðãàíè÷åñêîå ðåøåíèå èäåè íàöèîíàëüíîãî ïàòðèîòèçìà, íàéäÿ äëÿ åå âîïëîùåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèå íàöèîíàëüíûå ôîðìû. Òî Ãëèíêà ïîøåë ïî èíîìó ïóòè — ïðè ïîìîùè êîëîññàëüíîãî êàðòèííîãî «ðàçáóõàíèÿ» åãî îïåðà âûðàñòàåò èçíóòðè äî ìíîãîíàöèîíàëüíîé ìóçûêàëüíîé ýïîïåè. Åå ãåðîè èç ïàòðèàðõàëüíîé Ðóñè ïîïàäàþò â ìèð Âîñòîêà, èõ ñóäüáû ñïëåòàþòñÿ ñ ìàãèåé ñåâåðíîãî ìóäðåöà Ôèííà. Çäåñü ïóøêèíñêèé ñþæåò ïåðåîñìûñëèâàåòñÿ â ñþæåò äðàìû, îïåðà Ãëèíêè — ïðåêðàñíûé ïðèìåð âîïëîùåíèÿ òîé ãàðìîíèè ðàâíîäåéñòâóþùèõ ñèë, êîòîðàÿ ôèêñèðóåòñÿ â ñîçíàíèè ìóçûêàíòîâ êàê «ðóñëàíîâî» íà÷àëî, ò.å. ðîìàíòè÷åñêîå íà÷àëî. Çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîé êóëüòóðû Ðîññèè ïðîøëîãî âåêà îêàçàëî òâîð÷åñòâî Ãîãîëÿ, íåðàçðûâíî ñâÿçàííîå ñ ïðîáëåìîé íàðîäíîñòè. Ãîãîëåâñêèå ñþæåòû ëåãëè â îñíîâó îïåð «Ìàéñêàÿ íî÷ü» è «Íî÷ü ïåðåä Ðîæäåñòâîì» Í. Ðèìñêîãî-Êîðñàêîâà, «Ñîðî÷èíñêàÿ ÿðìàðêà» Ì. Ìóñîðãñêîãî, «Êóçíåö Âàêóëà» («×åðåâè÷êè») Ï. ×àéêîâñêîãî è ò.ä. Ðèìñêèé-Êîðñàêîâ ñîçäàë öåëûé «ñêàçî÷íûé» ìèð îïåð: îò «Ìàéñêîé íî÷è», «Ñíåãóðî÷êè» äî «Ñàäêî». Äëÿ êîòîðûõ îáùèì ÿâëÿåòñÿ, íåêèé èäåàëüíûé â ñâîåé ãàðìîíè÷íîñòè ìèðó. Ðàñöâåòó ðóññêîé ìóçûêàëüíîé êóëüòóðû ñïîñîáñòâîâàëî òâîð÷åñòâî Ï. ×àéêîâñêîãî, íàïèñàâøåãî íåìàëî ïðåêðàñíûõ ïðîèçâåäåíèé è âíåñøåãî íîâîå â ýòó îáëàñòü. Òàê, ýêñïåðèìåíòàëüíûé õàðàêòåð íîñèëà åãî îïåðà «Åâãåíèé Îíåãèí», ïðåäóïðåäèòåëüíî íàçâàííàÿ èì íå îïåðîé, à «ëèðè÷åñêèìè ñöåíàìè». Íîâàòîðñêàÿ ñóùíîñòü îïåðû çàêëþ÷àëàñü â òîì, ÷òî îíà îòðàçèëà âåÿíèÿ íîâîé ïåðåäîâîé ëèòåðàòóðû. Äëÿ «ëàáîðàòîðèè» ïîèñêîâ ×àéêîâñêîãî õàðàêòåðíî òî, ÷òî îí èñïîëüçóåò â îïåðå òðàäèöèîííûå ôîðìû, âíîñÿùèå â ìóçûêàëüíûé ñïåêòàêëü íåîáõîäèìóþ «äîçó» çðåëèùíîñòè.  ñâîåì ñòðåìëåíèè ñîçäàòü «èíòèìíóþ», íî ñèëüíóþ äðàìó ×àéêîâñêèé õîòåë äîñòè÷ü íà ñöåíå èëëþçèè îáûäåííîé æèçíè ñ åå ïîâñåäíåâíûìè ðàçãîâîðàìè. Îí îòêàçàëñÿ îò ýïè÷åñêîãî òîíà ïîâåñòâîâàíèÿ Ïóøêèíà è óâåë ðîìàí îò ñàòèðû è èðîíèè â ëèðè÷åñêîå çâó÷àíèå. Âîò ïî÷åìó íà ïåðâûé ïëàí â îïåðå âûñòóïèëà ëèðèêà âíóòðåííåãî ìîíîëîãà è âíóòðåííåãî äåéñòâèÿ, äâèæåíèÿ ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèÿ è íàïðÿæåííîñòè. Ñóùåñòâåííî òî, ÷òî ×àéêîâñêîìó ïîìîãàëè ïåðåíîñèòü ïóøêèíñêèå îáðàçû â íîâóþ ïî âðåìåíè ïñèõîëîãè÷åñêóþ ñðåäó ïðîèçâåäåíèÿ Òóðãåíåâà è Îñòðîâñêîãî. Áëàãîäàðÿ ýòîìó îí óòâåðäèë íîâóþ, ìóçûêàëüíóþ ðåàëèñòè÷åñêóþ äðàìó, êîíôëèêò êîòîðîé îïðåäåëèëñÿ â ñòîëêíîâåíèè èäåàëîâ ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ, ïîýòè÷åñêîé ìå÷òû ñ ìåùàíñêèì áûòîì, êðàñîòû è ïîýçèè ñ ãðóáîé áóäíè÷íîé ïðîçîé æèçíè 70-õ ãîäîâ ïðîøëîãî ñòîëåòèÿ. Íå óäèâèòåëüíî, ÷òî äðàìàòóðãèÿ îïåðû ×àéêîâñêîãî âî ìíîãîì ïîäãîòîâèëà òåàòð ×åõîâà, êîòîðîìó ñâîéñòâåííà, ïðåæäå âñåãî, ñïîñîáíîñòü ïåðåäàâàòü âíóòðåííþþ æèçíü äåéñòâóþùèõ ëèö. Âïîëíå ïîíÿòíî, ÷òî ëó÷øóþ ðåæèññåðñêóþ ïîñòàíîâêó «Åâãåíèÿ Îíåãèíà» â ñâîå âðåìÿ îñóùåñòâèë Ñòàíèñëàâñêèé, áóäó÷è óæå ïðåêðàñíûì çíàòîêîì ÷åõîâñêîãî òåàòðà.  öåëîì ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî íà ðóáåæå âåêîâ â òâîð÷åñòâå êîìïîçèòîðîâ ïðîèñõîäèò îïðåäåëåííûé ïåðåñìîòð ìóçûêàëüíûõ òðàäèöèé, îòõîä îò ñîöèàëüíîé ïðîáëåìàòèêè è âîçðàñòàíèå èíòåðåñà ê âíóòðåííåìó ìèðó ÷åëîâåêà, ê ôèëîñîôñêî-ýòè÷åñêèì ïðîáëåìàì. «Çíàìåíèåì» âðåìåíè áûëî óñèëåíèå ëèðè÷åñêîãî íà÷àëà â ìóçûêàëüíîé êóëüòóðå. Ðèìñêèé-Êîðñàêîâ, âûñòóïàâøèé òîãäà îñíîâíûì õðàíèòåëåì òâîð÷åñêèõ èäåé çíàìåíèòîé «ìîãó÷åé êó÷êè» (â íåå âõîäèëè Ì. Áàëàêèðåâ, Ì. Ìóñîðãñêèé, Ï. Êþè, À. Áîðîäèí, Í. Ðèìñêèé-Êîðñàêîâ), ñîçäàë ïîëíóþ ëèðèçìà îïåðó «Öàðñêàÿ íåâåñòà». Íîâûå ÷åðòû ðóññêîé ìóçûêè íà÷àëà XX â. íàøëè íàèáîëüøåå âûðàæåíèå â òâîð÷åñòâå Ñ. Ðàõìàíèíîâà è À. Ñêðÿáèíà.  èõ òâîð÷åñòâå îòðàçèëàñü èäåéíàÿ àòìîñôåðà ïðåäðåâîëþöèîííîé ýïîõè, â èõ ìóçûêå íàõîäèëè âûðàæåíèå ðîìàíòè÷åñêèé ïàôîñ, çîâóùèé ê áîðüáå, ñòðåìëåíèå ïîäíÿòüñÿ íàä «îáûäåííîñòüþ æèçíè».

Просвещение.

В 60-е годы ХIХ в. в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи. В середине ХIХ в. возникли воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян, ремесленников и т.п. Были созданы первые народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний.

В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому образованию. Получили распространение 4-6-недельные педагогические курсы повышения квалификации учителей начальной школы. К.Д.Ушинский разработал план подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все земские учительские семинарии и школы. Он же высказал идею создания в университетах педагогических факультетов. Все это стимулировало внимание к улучшению педагогического образования. В 1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре года обучения они давали основательную педагогическую и методическую подготовку. Учителей для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ стали также готовить открывшиеся в 60-70-е годы высшие женские курсы.

Важную роль в распространении просвещения, сыграли комитеты и общества грамотности - общественные просветительные организации. Они занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей, составлением каталогов лучших книг для народа, организацией народных чтений, летних педагогических курсов, созданием народных школ и библиотек, сбором статистических данных в области народного образования и т.п. В состав комитетов входили лучшие представители русской интеллигенции. Так, в состав Санкт-Петербургского общества грамотности, основанного в 1861 г., входили Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев.

Большое значение для развития народного просвещения имела организация педагогических музеев. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. Первоначально музей ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду передовых методов преподавания. С 1865 г. музей стал организовывать педагогические выставки, где собирались широкие круги русского учительства. Позднее музей стал издавать каталог наглядных пособий и учебных руководств, для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали наиболее видные ученые и педагоги того времени: И.М.Сеченов, П.Ф. Лесгафт, М.Н.Пржевальский, С.М.Соловьев, Н.Х. Вессель и др. Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие ведущие педагоги (П.Ф. Каптерев, Л.Н. Моздалевский, Н.А.Корф и др.) много сделал для организации изучения наследия выдающихся педагогов. Со временем музей развернул большую научно-исследовательскую работу и стал общественным научным центром, разрабатывающим многие актуальные вопросы педагогической науки. Здесь же была организована первая в России экспериментальная лаборатория по педагогической психологии.

В пореформенный период оживилась издательская деятельность, стал заметно расти, выпуск книг по проблемам воспитания и обучения, начали, в частности, издаваться книги по проблемам детского развития, а также по естественным наукам (биологии, физиологии, антропологии), связанным с разносторонним изучением человека. Именно в эти годы появились первые педагогические журналы («Журнал для воспитания», «Учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение» и др.), в которых стали широко обсуждаться теоретические проблемы воспитания и обучения, в том числе и вопрос о психологическом обосновании педагогических воздействий. В ходе обсуждения основных проблем умственного, нравственного и физического воспитания стала настойчиво проводиться мысль о необходимости тщательного изучения внутреннего мира ребенка. В 1866 г. возник первый русский журнал, посвященный вопросам воспитания детей дошкольного возраста, «Детский сад». На его страницах нашла отражение деятельность русских педагогов, сыгравших важнейшую роль в развитии научной педагогики и становлении педагогической психологии, К.Д.Ушинского, Н.Х.Весселя, П.Ф. Каптерева. 70-е годы - начало работы издательства Е.Н.Водовозовой, выпускавшее педагогические, научно-популярные и детские книги.

Развитие научной мысли.

Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной жизни. В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки было весьма незавидным. Главными носителями науки были университеты, где наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы. Некоторые учебные курсы читались на иностранных ( в основном на немецком) языках, так как профессора не владели русским языком. Русских научных изданий почти не было, иностранные книги приходили редко и нерегулярно. По множеству специальностей не было никаких руководств на русском языке. Даже элементарные пособия зачастую были переводными.

После французской революции 1848 года были прекращены командировки русских ученых за границу. Прекращение живых контактов с европейской наукой резко отрицательно отразилось на состоянии русской науки.

В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской научной жизнью была восстановлена. Более активной стала деятельность Петербургской академии наук. В 1862-1863 гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по всевозможным специальностям. Молодые ученые регулярно посылали в Россию отчеты, которые публиковались в «Журнале министерств народного просвещения». Обычно научная командировка продолжалась 2-3 года. В числе командированных были многие ученые, сыгравшие впоследствии видную роль в избранной отрасли науки: - филолог А.А. Потебня, историк В. И.Герье, философ и психолог М.М.Троицкий и др. В 1862 г. К.Д.Ушинский был командирован за границу и в течение ряда лет изучал постановку женского образования в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии. Несколько лет работал в лучших европейских лабораториях И.М.Сеченов.

В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и обществом.

Университетам была возвращена автономия. Расширился объем университетского образования, появилась научная специализация, вводились новые научные дисциплины. Так, на медицинских факультетах впервые были созданы кафедры эмбриологии, гистологии, сравнительной анатомии, врачебной диагностики, нервных болезней. В 1863 г. в университетах, были восстановлены кафедры философии, расширена специализация по психологии. Естествоиспытателями научные общества стали организовываться в области гуманитарных наук. Одним из первых в этой области было Санкт-Петербургское педагогическое общество (1869 г.). Оно объединяло широкий круг ученых, деятелей в области народного образования, ставивших своей задачей содействие научной разработке педагогических проблем. Среди активных участников общества были К.Д.Ушинский, Н.Х.Вессель, П.Ф.Каптерев и другие видные педагоги. Члены общества организовывали филиалы в других городах, руководили педагогическими курсами, выступали с лекциями в различных аудиториях. В 1871 г. было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Результатом его деятельности стали курсы по подготовке воспитательниц в семьях и детских садах, лекции по дошкольному воспитанию и т.п. Петербургское общество положило начало распространению подобных обществ (называвшихся Фребелевскими по имени их создателя Ф.Фребеля) в других городах. Фребелевские общества сыграли важную роль в разработке теории и практики воспитания ребенка дошкольного возраста, в формировании основ русской детской психологии.

В середине XIX — íà÷àëå XX â. ñóùåñòâåííûõ óñïåõîâ äîñòèãëà ðóññêàÿ íàóêà: â ìàòåìàòèêå, ôèçèêå, õèìèè, ìåäèöèíå, àãðîíîìèè, áèîëîãèè, àñòðîíîìèè, ãåîãðàôèè, â îáëàñòè ãóìàíèòàðíûõ èññëåäîâàíèé. Îá ýòîì ñâèäåòåëüñòâóåò äàæå ïðîñòîå ïåðå÷èñëåíèå èìåí ãåíèàëüíûõ è âûäàþùèõñÿ ó÷åíûõ, âíåñøèõ çíà÷èòåëüíûé âêëàä â îòå÷åñòâåííóþ è ìèðîâóþ íàóêó: Ñ.Ì. Ñîëîâüåâ, Ò.Í. Ãðàíîâñêèé, È.È. Ñðåçíåâñêèé, Ô.È. Áóñëàåâ, Í.È. Ïèðîãîâ, È.È. Ìå÷íèêîâ, È.Ì. Ñå÷åíîâ, È.Ï. Ïàâëîâ, Ï.Ë. ×åáûøåâ, Ì.Â. Îñòðîãðàäñêèé, Í.È. Ëîáà÷åâñêèé, Í.Í. Çèíèí, À.Ì. Áóòëåðîâ, Ä.È. Ìåíäåëååâ, Ý.Õ. Ëåíö, Á.Ñ. ßêîáè, Â.Â. Ïåòðîâ, Ê.Ì. Áýð, Â.Â. Äîêó÷àåâ, Ê.À. Òèìèðÿçåâ, Â.È. Âåðíàäñêèé è äð.  êà÷åñòâå ïðèìåðà ðàññìîòðèì òâîð÷åñòâî Â.È. Âåðíàäñêîãî — ãåíèÿ ðóññêîé íàóêè, îñíîâàòåëÿ ãåîõèìèè, áèîãåîõèìèè, ðàäèîëîãèè. Åãî ó÷åíèå î áèîñôåðå è íîîñôåðå â íàøè äíè áûñòðî âõîäèò â ðàçëè÷íûå ðàçäåëû åñòåñòâîçíàíèÿ, îñîáåííî â ôèçè÷åñêóþ ãåîãðàôèþ, ãåîõèìèþ ëàíäøàôòà, ãåîëîãèþ íåôòè è ãàçà, ðóäíûõ ìåñòîðîæäåíèé, ãèäðîãåîëîãèþ, ïî÷âîâåäåíèå, â áèîëîãè÷åñêèå íàóêè è ìåäèöèíó. Èñòîðèÿ íàóêè çíàåò íåìàëî âûäàþùèõñÿ èññëåäîâàòåëåé îòäåëüíûõ íàïðàâëåíèé åñòåñòâîçíàíèÿ, íî çíà÷èòåëüíî áîëåå ðåäêî âñòðå÷àëèñü ó÷åíûå, êîòîðûå ñâîåé ìûñëüþ îõâàòûâàëè âñå çíàíèÿ î ïðèðîäå ñâîåé ýïîõè è ïûòàëèñü äàòü èõ ñèíòåç. Òàêîâû áûëè âî âòîðîé ïîëîâèíå XV è íà÷àëà XVI â. Ëåîíàðäî äà Âèí÷è, â XVIII â. Ì.Â. Ëîìîíîñîâ è åãî ôðàíöóçñêèé ñîâðåìåííèê Æ.-Ë. Áþôôîí, â êîíöå XVIII è ïåðâîé ïîëîâèíå XIX â. — Àëåêñàíäð Ãóìáîëüäò. Íàø êðóïíåéøèé åñòåñòâîèñïûòàòåëü Â.È. Âåðíàäñêèé ïî ñòðîþ ìûñëåé è øèðîòå îõâàòà ïðèðîäíûõ ÿâëåíèé ñòîèò â îäíîì ðÿäó ñ ýòèìè êîðèôåÿìè íàó÷íîé ìûñëè, îäíàêî îí ðàáîòàë â ýïîõó íåèçìåðèìî âîçðîñøåãî îáúåìà èíôîðìàöèè â åñòåñòâîçíàíèè, ïðèíöèïèàëüíî íîâûõ òåõíèêè è ìåòîäîëîãèè èññëåäîâàíèé. Â.È. Âåðíàäñêèé áûë ó÷åíûì èñêëþ÷èòåëüíî øèðîêî ýðóäèðîâàííûì, îí ñâîáîäíî âëàäåë ìíîãèìè ÿçûêàìè, ñëåäèë çà âñåé ìèðîâîé íàó÷íîé ëèòåðàòóðîé, ñîñòîÿë â ëè÷íîì îáùåíèè è ïåðåïèñêå ñ íàèáîëåå êðóïíûìè ó÷åíûìè ñâîåãî âðåìåíè. Ýòî ïîçâîëÿëî åìó âñåãäà áûòü íà ïåðåäíåì êðàå íàó÷íûõ çíàíèé, à â ñâîèõ âûâîäàõ è îáîáùåíèÿõ çàãëÿäûâàòü äàëåêî âïåðåä. Åùå â 1910 ã. â çàïèñêå «Î íåîáõîäèìîñòè èññëåäîâàíèÿ ðàäèîàêòèâíûõ ìèíåðàëîâ Ðîññèéñêîé èìïåðèè» îí ïðåäñêàçàë íåèçáåæíîñòü ïðàêòè÷åñêîãî èñïîëüçîâàíèÿ êîëîññàëüíîé ïî ñâîåé ìîùíîñòè àòîìíîé ýíåðãèè.  ïîñëåäíåå âðåìÿ â î÷åâèäíîé ñâÿçè ñ íà÷àâøèìèñÿ êîðåííûìè èçìåíåíèÿìè îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà è ïðèðîäû ó íàñ è çà ðóáåæîì ñòàë ñòðåìèòåëüíî âîçðàñòàòü èíòåðåñ ê åãî íàó÷íîìó òâîð÷åñòâó. Ìíîãèå èäåè Â.È. Âåðíàäñêîãî íà÷èíàþò öåíèòüñÿ â äîëæíîé ìåðå òîëüêî òåïåðü.

Распространение идеи развития в естествознании, создание эволюционной теории Ч.Дарвина дало мощный толчок развитию естественных наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены точные научные данные о строении и функциях различных систем человеческого организма. Для психологии особое значение имело изучение мозга и органов чувств (исследования Г.Гельмгольца, И.М.Сеченова и др.).

Успехи естествознания сулили возможность всестороннего познания человека и расширение возможностей сознательного целенаправленного формирования его внутреннего мира. Это порождало надежду на научное решение общественных проблем. Поэтому интерес к естественным наукам и решению с их помощью философских, мировоззренческих вопросов был очень широк. Изучение естественных наук в эти годы стало привлекать наиболее многочисленную часть студенческой молодежи. «Самое характеристическое явление науки двух последних десятилетий есть необычайное усиление и распространение естествознания: а вместе с тем и промышленная деятельность народов расширилась и приобрела такое значение, какого не имела никогда. Как бы кто ни смотрел на этот факт, но не признать его никто не может» - отмечал К.Д.Ушинский. «Успехи общественных наук, характеризующие наше столетие, - указывал он, - идут не только вширь, но и вглубь. Число знаний человека о природе не только увеличивалось в громадных размерах, но и сами эти знания все более и более приобретают научную форму».

Особое внимание привлекали науки, могущие дать объяснение природе самого человека и пролить свет на механизмы высшей формы жизнедеятельности человеческого организма психической деятельности. Происхождение высших психических функций, физиологические основы психики - эти проблемы стали предметом широкого обсуждения, вызывали горячие дискуссии, далеко выходящие за рамки физиологии. «...Каждый образованный человек чувствует ныне потребность знакомиться, по крайней мере, с главнейшими основаниями и общими выводами физиологии» - отмечал П.Д.Юркевич. «Вопросы о душе, ее изменениях и состояниях, также вопросы об отношении душевных явлений к телесному организму и к его различным частям слишком тесно связаны с много численными вопросами о нашем существовании и нашей цивилизацией.

Со всей остротой был поставлен вопрос, кому и как разрабатывать, психологию, быть ли ей философской или естественнонаучной дисциплиной. Особое внимание ученых привлекало изучение детства. Познавая ребенка, они надеялись решить ряд принципиально важных вопросов.

Внимание к изучению детства диктовалось также и тем, что проникновение в психологию ребенка помогало разобраться в психологии взрослого человека.

Решение ряда философских вопросов, в частности вопроса о соотношении между высшими формами разума и чувства и элементарными фактами жизненного опыта, невозможно было без исследований ребенка. Вопрос о «врожденных идеях», т.е. о том, формируется ли содержание нашего сознания на основе опыта или в человеке заложены определенные врожденные идеи, и другие «темные» вопросы философии могли быть освещены или, по крайней мере, упрощены «благодаря тем открытиям, которые дает нам история первых лет жизни», - писал французский исследователь Г.Компейре.

Еще одним источником интереса к изучению детства явилось убеждение в том, что познание особенностей детского ума даст возможность понять историю умственного развития человечества, пролить свет на сложный путь формирования человеческого сознания. Возникала надежда понять и пути формирования социальных чувств и социального сознания человечества. Исследователей детства интересовала чрезвычайная неприспособленность ребенка к жизни в отличии от детенышей животных. Он требует длительной заботы со стороны взрослых. Этот факт имел не только биологическое, но и социальное значение: слабость и беспомощность ребенка явились толчком для развития социальных чувств сострадания к другим людям, ко всему слабому и беспомощному.

Необходимость разностороннего познания ребенка диктовалась также потребностями педагогической практики, неудовлетворительным состоянием как общественного, так и семейного воспитания и обучения. Ученые пришли к убеждению, что улучшить тему воспитания невозможно без знания закономерностей детского развития.

Указанные причины, обусловившие широкий интерес к изучению психического развития ребенка, создали предпосылки для формирования детской психологии как специальной научной отрасли.

Заключение

Итак, к середине XIXâ. ìîæíî ãîâîðèòü î çàâåðøåíèè â îñíîâíûõ ÷åðòàõ ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ íàöèîíàëüíîé êóëüòóðû. Ê ýòîìó âðåìåíè çàâåðøàåòñÿ ïðîöåññ ñêëàäûâàíèÿ ëèòåðàòóðíîãî ÿçûêà, õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòåé ðóññêîé íàöèîíàëüíîé êóëüòóðû.

Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения, и науки в России.

Социальное и экономическое развитие страны требовали более высокого уровня развития системы народного образования. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века.

После 1861г. в России увеличивается сеть начальных школ. Они делились на: 1) церковно-приходские школы; 2) школы, открытые земствами; 3) крестьянские школы грамоты. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Общая грамотность всего населения в 1860г. составила 6%, а в 1897г. – 21%.

Среднее образование развивалось гораздо медленнее. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища. На основании специального министерского циркуляра был ограничен прием в гимназию детей малоимущих родителей. И все же, с 60-х годов до середины 90-х число учащихся в мужских средних учебных заведениях возросло в 6 раз и составляло более 150 000. положительным было создание реальных училищ, где основное внимание уделялось изучению точных наук и естествознанию.

Дальнейшие распространение, получило высшее образование. К существующим 7 университетам присоединились еще 2 в Одессе и Томске. Более высокими темпами расширялось высшее техническое образование. Существенным достижением было открытие высших женских институтов – Бестужевских курсов и женского медицинского института в Петербурге, высших женских курсов в Москве. Всего к концу века в вузах России, обучалось около 30 000 студентов, из низ 2500 женщин.

Значительную роль в распространении образования, играли различные общественные организации, публичные библиотеки и читальни. Музеи, печать, другие общедоступные средства просвещения и самообразования.

Вторая половина века стала периодом новых выдающихся открытий русской науки в области естествознания и математики. И.М. Сеченов являлся основоположником отечественной физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Чебышев создает единую математическую школу в России, делает ряд научных открытий в различных областях математики. П.Н. Яблочков и А.Н. Ладыгин – электрическую лампочку.

Развитие географической науки связано с деятельностью академика П.П. Семенова Тян-Шанского. Он исследовал Тянь-Шань, был руководителем географического общества, организовал ряд крупных экспедиций по исследованию Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского, в Новую Гвинею – Миклухо-Маклая и многих других. Крупный план в развитие отечественной истории внесли С.М. Соловьев и В.О. Ключевский.

Художественная литература второй половины века продолжала традиции А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Этот период стал переломной стадией для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского, который своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии. Главными центрами театральной культуры в России оставались Малый и Александрийский театры.

Живопись и музыкальная жизнь пореформенного периода отмечены появлением двух крупных созвездий талантов, центрами которых были Товарищество художников – передвижников и “Могучая кучка” композиторов. На новые веяния в искусстве оказали заметное влияние идеи демократического движения 50-60-х годов. В 1863г. группа учеников Академии художеств порвала с академией и организовала “артель передвижников”.

Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура. Никогда прежде страна не знала такого размаха строительства домов различного типа: зданий крупных форм, банков, гостиниц, вокзалов, доходных жилых домов, фабрик и заводов и т.п. Архитекторы А.Н. Померанцев, И.Н. Ропет, В.О. Шервуд, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и другие создавали русский национальный стиль, основанный на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества.

Список использованной литературы



    Маркова А.Н. “Культурологи. История мировой культуры”. Москва “Юнити” 1998г.

    Карпушин В., Карпушина С. “История мировой культуры” “NOTA BENE” 1998ã.

    “Мир русской культуры. Энциклопедический справочник”. Москва 1997г. Санкт-Петербург 1997г.

    “Очерки истории русской культуры XIXâ.” ïîä ðåäàêöèåé Âîëûíêèíà Í.Ì. Ìîñêâà “Ïðîñâåùåíèå”.

    Кондаков И.В. “Введение в историю русской культуры” Москва 1998г.

    “История России” /В вопросах и ответах/ под редакцией доктора исторический наук профессора Зырянова Ф.П. Краснодар 1995г.

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>13