Культура Беларуси в конце XVI-XVIII вв.

Тема 23. Культура Беларуси в конце XVI -XVIII столетиях

    Система образования и развитие литературных жанров на Беларуси: историко-мемуарного, полемического, сатирического

В ХVI-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию – первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников - Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.

В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы – учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.

Ответом православной церкви на католическую экспансию в последней трети ХVI ст. было открытие братских школ в Вильно, Бресте, Могилёве, Шклове и др. городах. В них преподавались грамматика, риторика, математика, география, астрономия, языки: белорусский, польский, греческий, латинский. Преподавателями братских школ трудились известные педагоги: Василий Тяпинский, братья Зизании, Милетий Смотрицкий, Леонтий Карпович.

После заключения Брестской церковной унии 1596г. Начали открываться униатские школы. Первые такие школы возникли в Барунах, Жировичах, Минске, Новогрудке. В них учились представители разных вероисповеданий, в основном, шляхетского происхождения и дети духовенства. В годы Северной войны значительное количество униатских школ было уничтожено.

Если говорить о культуре XVI-XVIII столетий в целом, то можно сказать, что на неё оказали огромное значение идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.

Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междоусобицы.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».

Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

XVIII столетие – это эпоха Просвещения. Интеллектуальная элита европейских стран считала, что приближается «царство разума», эпоха свободы, равенства, гражданской справедливости.

Наиболее значительным результатом влияние Просвещения на Речь Посполитую была школьная реформа, осуществлённая Образовательной комиссией – организацией по руководству народным просвещением, основанной сеймом 1773-1775 гг. Это была первая подобная организация в Европе. Первым её руководителем был И.Масальский.

Образовательная комиссия осуществила реформу школ и университетов в духе идей Просвещения. Проведению реформы способствовал и роспуск в 1773 году папой римским ордена иезуитов, в руках которого на протяжении ХVII-XVIII стст. Фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы и имущество ордена были переданы Образовательной комиссии.

В 1783 г. Комиссия утвердила устав для академий и школ Речи Посполитой. Ей подчинялась Главная школа Великого Княжества Литовского (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью и главным научным центром в княжестве. Её ректором комиссия назначила белорусского математика и астронома Мартина Почобута-Одленицкого, который занимал этот пост около 20 лет, провёл в школе реформу и придал ей почти светский характер.

Среднюю ступень образования составляли окружные и подокружные школы. На территории центральной и западной Беларуси (восточная уже была в составе России) такие школы комиссия открыла в Бресте, Гродно, Новогрудке, Жировичах, Пинске, Барунах, Волковыске, Поставах, Бобруйске, Мозыре, Минске, Несвиже, Слуцке, Лиде, Щучине.

Нижней ступенью образования должны были стать местечковые и городские училища.

Результатом реформы было увеличение численности начальных и средних школ на Беларуси, приобретением образованием всё более светского характера.

В начале XIX века на Беларуси существовало около 130 начальных, 33 средних и неполных средних школы, значительное количество еврейских религиозных школ, около 40 школ различных католических орденов. Школьное образование было доступным детям шляхты, духовенства, зажиточных горожан.

Идеалы Просвещения повлияли на общественные настроения в Речи Посполитой, что привело к реформам и принятию Конституции 3 мая 1791г. Однако интервенция соседних стран и внутренняя реакция части магнатства привели к поражению революционного движения и разделу государства.

Развитие белорусской литературы в период XVI –XVIII вв. происходило в сложных исторических условиях. Усиление социального и национального угнетения белорусского народа, разорительные войны, дальнейшее наступление Контрреформации и другие факторы вызвали упадок белорусской культуры и значительно задержали общий прогресс страны. Активизировались консервативные силы, в первую очередь церковь, которая пыталась восстановить свое пошатнувшееся господствующее положение в духовной жизни общества. Вновь повеяло духом Средневековья с его религиозным фанатизмом.

Развитие белорусской литературы в это время осложнялось и тормозилось также общим кризисом средневековой системы древней белорусской литературы. Ее последним значительным взлетом была литература полемическая, упадок которой наметился в 30-е годы XVII в. Практически уже исчерпала себя полемика между сторонниками и противниками унии. По характеру своего содержания полемическая литература отстала от жизни, потеряла свою злободневность и, естественно, не могла удовлетворять духовные запросы времени. Не случайно попытка возобновить полемику и возродить полемическую литературу, предпринятая в 40-е годы некоторыми церковными писателями, например К. Саковичем, потерпела неудачу.

Последним представителем большой плеяды писателей-полемистов был в Белоруссии Афанасий Филиппович (1597—1648). Как общественный деятель и как писатель А. Филиппович сформировался в духе традиций полемической литературы и братского движения. Он чувствовал глубокую духовную связь со своими предшественниками, борцами против унии, и считал себя непосредственным продолжателем их правого дела. Решительный и энергичный в поступках, непреклонный и бескомпромиссный в идейных убеждениях, А. Филиппович боролся против кровавого насаждения в Белоруссии и на Украине «проклятой» унии и даже ходил к московскому царю просить заступничества за православную веру.

В историю белорусской литературы А. Филиппович вошел как автор «Диариуша» (дневника), представляющего собой своеобразное соединение полемической антиуниатской публицистики с автобиографическим повествованием. «Диариуш» находится еще в русле полемической литературы, однако в жанровом отношении он во многом близок к произведениям историко-мемуарного характера, в которых рассказ о событиях обычно связан с фактами личной биографии автора или преимущественно основывается на его личных впечатлениях. В отличие от писателей-полемистов конца XVI — начала XVII в. А. Филиппович почти совсем не касается догматических вопросов богословия. Направляя свой обличительный пафос против господствующих верхов Речи Посполитой, он основное внимание сосредоточивает на раскрытии бесправного положения белорусского и украинского народов, на описании истории их борьбы за традиционную веру.

С более широких и передовых позиций выступал автор сатирических произведений «Речь Мелешки» (вторая четверть XVII в.) и «Послание к Обуховичу» (1655). «Речь Мелешки» написана в форме выступления на варшавском сейме реально существовавшего Яна Мелешки, бывшего в 1615—1622 гг. смоленским каштеляном, и является литературной мистификацией. Произведение направлено против засилия в Белоруссии иностранцев (поляков, немцев), которые чувствовали себя здесь полновластными хозяевами. Сознательно выдавая себя за человека, малосведущего в вопросах большой политики, прикидываясь этаким простаком, автор умело и остроумно пародирует их нравы и этикет, едко, с присущим ему острословием высмеивает слепое преклонение перед всем иностранным, свойственное белорусской шляхте, которая отреклась от своих национальных традиций и обычаев. Он смело обвиняет правящие верхи Польши в захватнической, колониальной политике на белорусских и украинских землях и подвергает беспощадному осуждению антинародную, верноподданническую позицию местных феодалов. Спасение своей родины писатель видит в изгнании всех иностранцев, «што до нас влезли противко праву нашему».

«Речь Мелешки» и близкое по своей идейной направленности, образно-стилистическому строю «Послание к Обуховичу» были значительным шагом вперед в развитии белорусской литературы по пути усиления критического направления и дальнейшей демократизации, что проявилось не только в народном взгляде их авторов на некоторые важнейшие проблемы общественно-политической жизни страны, но и в широком использовании народной фразеологии, юмора, сатиры. Более того, если во второй половине XVI — начале XVII в. наблюдается процесс олитературивания исторических, деловых записей, то здесь мы имеем дело с явлением иного рода: перед нами литературное произведение — продукт художественного творчества, умышленно выдаваемое автором за служебную речь или деловое послание. «Речь Мелешки» и «Послание к Обуховичу» следует рассматривать как явления этапные в истории старой белорусской литературы.

Настоящий расцвет переживает в XVII в. в Белоруссии историко-мемуарный жанр, вызванный к жизни ростом индивидуального самосознания, усилением личностного начала в литературе. Десятки людей, преимущественно представители шляхты, пишут дневники, мемуары, путевые заметки. События русско-польской войны начала XVII в. нашли отражение в «диариушах» Я. Сапеги, И. Будиллы, С. Маскевича; эпохе национально-освободительной войны белорусского и украинского народов (середина XVII в.) посвящены воспоминания Б. Маскевича, Ф. и М. Обуховичей; описание своих путешествий по разным странам оставили А. Каменский-Длужик (по Сибири) и Я. Цедровский (по Западной Европе); яркие картины жизни, быта и нравов белорусской шляхты второй половины XVII в. нарисованы в мемуарах К. Завиши и С. Незабитовского. Разнообразные по содержанию и литературно-художественному уровню, эти произведения в целом воссоздают пеструю картину своего времени, построенную из отдельных историй жизни конкретных личностей.

    Становление художественного стиля барокко в архитектуре Беларуси

Основной стиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. - барокко - раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытно проявились в архитектуре. В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитие светской философии, школьного образования, книгопечатания, театрального искусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры в народном стиле, церковной и светской поэзии, музыки.

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).

Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие "замок" не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным является представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.

Сочетание мощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с дворцом, стоящим внутри, становится типичным в замковой архитектуре Беларуси XVI-XVII вв.

Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций. Выдающимся произведением белорусского зодчества является замок в Мире (Гродненская обл.) Замок расположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами, с четвертой, южной стороны, прикрывался водоемом. Строительство дворцово-замкового комплекса проходило в несколько этапов. Первоначально были построены крепостные стены, башни. Позднее, в начале XVII в., при Николае Радзивилле Сиротке, вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Стены замка вначале имели высоту около 13 м, толщина их в основании достигает 3 м. Достопримечательностью замка являются башни. Они возвышаются над стенами и имеют богатый разнообразный декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Ныне только главная, въездная, и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса. В XVII-XVIII вв. Мирский замок представлял собой роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительно удачно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и мягкость, пышность и величественность дворцовой постройки. До наших дней замок сохранился в полуразрушенном состоянии, сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

Шедевром архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс (Минская обл.). В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох. Каменный замок на месте деревянного в Несвиже был заложен Н. Радзивиллом Сироткой в 1583 г. Его строительство на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Замок располагался в стороне от города, на возвышенности. Попасть сюда можно было только по разборному деревянному мосту. Вал высотой до 20 метров и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость. За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, построенный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам. Разобщенные корпуса в последующие годы перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор. В 1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен и перестроен в стиле барокко архитектором Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении XVIII в. замок достраивался и перестраивался.

Несвижский замок, резиденция местных Радзивиллов, в свое время являлся и богатым культурным центром, средоточием средневекового искусства. Здесь размещалась библиотека на 20 тысяч томов, где хранились также редкие рукописи и старопечатные издания, портретная и картинная галереи, насчитывавшие более тысячи полотен, богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, а также знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, большая коллекция монет и медалей, роскошная мебель и др.

В начале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой - воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть во внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.

В XVIII в. в Беларуси формируется новый тип дворцового здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между парадным двором и большим садом-парком. От въездных ворот главную ось архитектурной композиции всего дворцового комплекса продолжала обсаженная деревьями дорога, а со стороны парка - широкая аллея. При создании пышных магнатских резиденций зодчие того времени использовали художественно-композиционные средства архитектуры позднего барокко или рококо. Во 2-й половине XVIII в. в дворцовом строительстве на смену барокко приходит классицизм, который окончательно утвердился в конце столетия.

    Монументальная и станковая живопись, иконописные школы XVIXVIII ст.

В станковой и монументальной живописи конца XVI – XVIII ст. столетий наблюдается переплетение разных черт: готики, ренессанса, маньеризма и барокко.

Для живописи начиная с XVIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).

Иконопись в это время также переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться то униатства обращаются к старовизантийскому письму. Одновременно проявляется стремление дать психологическую характеристику библейским персонажам («Троица старозаветная» из д.Достоево Брестской области, 1-я половина XVII века). Фоны икон этого периода богато украшались орнаментом. Многие иконы писались с местными особенностями. Зачастую иконы напоминали жанровые сцены, в них появляется пейзаж, изображения животных, интерьер. С середины XVII века в Беларуси формируется несколько иконописных школ: брестская, могилёвская, витебская, гродненская, истоки которых лежат в общественно-политическом, экономическом и конфессиональном развитии этих территорий.

В станковой живописи XVII века важное место занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Дальнейшее развитие получил сарматский (парадный) портрет. Крупные магнаты, шляхта хотели видеть всю галерею родственников. Чем древнее был род, тем почётнее. Иногда художникам заказывали портреты несуществующих знатных предков.

В портрете XVII века важную роль играла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая иногда имела символический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой.

Сарматский портрет мало изменился, т.к. он подчинялся строгим канонам: фигура должна изображаться в рост, реже – погрудно или поколенно, в парадной одежде с атрибутами власти, под изображением помещалась длинная подпись («Портрет Гризельды Сапеги», «Портрет Елизаветы Радзивилл», «Портрет Кшиштофа Веселовского»). Авторы большинства портретов нам не известны. И всё-таки несколько имён художников того времени мы знаем:Бартоломей Стробель, Иоганн Шрётер.

Высокого художественного уровня достигает живопись XVIII в. Преобладающим остаётся стиль барокко, влияние рококо и классицизма было незначительным.

Монументальная роспись преобладала при оформлении костёлов, униатских и православных храмов. Роспись храмовв XVIII веке не подчинялась строгим канонам, как ранее, библейский сюжет трактовался вольно, включались и исторические сцены (росписи Кармелитского костёла в Мстиславле, росписи Кармелитского костёла св. Станислава в Могилёве. По барочному символичны с многочисленным количеством символических фигур росписи иезуисткого костёла Божьего Тела в Несвиже). Эти росписи занимают почётное место в истории белорусской культуры.

Иконопись являлась средством борьбы за сохранение национальной культуры православных. Поэтому иконы писались на старинный манер: плоскостное письмо, упрощённые фигуры ит.д., но добавляются бытовые предметы, которые превращают икону в произведение народно-примитивного смысла.

Белорусский портрет XVIII века продолжал развиваться в рамках сарматского портрета, который к тому времени смотрелся как архаизм.

Приглашённые магнатами западноевропейские живописцы писали заказные портреты парадного типа. К ним относятся знаменитый портрет Михаила Казимира Огинского – высокообразованного человека, мецената, музыканта, знатока искусства, основателя оперного театра в Слониме. Огинский показан в полный рост, в довольно театральной позе, в ярком кафтане, выделяющемся на тёмном фоне, при ордене Белого орла. Это парадное изображение представляет нам волевого и уверенного человека.

    Усиление полонизации на белорусских землях. Общественно-политическая мысль и её представители: К. Лыщинский, И. Каниевич, С. Полоцкий

В соответствии с Люблинской унией 1569 года Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство - Речь Посполитую. Единого государя предполагалось избирать на общем сейме, провозглашая его Королем Польским, Великим князем Литовским, Русским, Прусским, Мазовецким, Жемойтским, Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. - государственные языки. В княжестве таковым был белорусский.

В результате Люблинской унии Польша получила большие возможности для проведения великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Политика Речи Посполитой по насаждению на белорусских землях католицизма и проведению полонизации дополнили дифференциацию белорусского общества этнорелигиозной дезинтеграцией. Полонизаторские процессы привели к отрыву от белорусской этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития единого народа. Противодействовать этим явлениям было трудно. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей. В сейме, где из ста восьмидесяти послов только сорок шесть приходилось на Великое княжество, из них на белорусские поветы - тридцать четыре.

Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольских настроений в Беларуси в 70 - 90 гг. XVI в. Было немало сторонников разрыва союза с Польшей, которые вели борьбу за независимость своего государства. В этот период регулярно созывало свои сеймы ВКЛ. В 1581 г. была создан высшая инстанция - Трибунал, а принятие в 1588 г. своего свода законов - Статута - по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии.

Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVII в. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVII в. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII - начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Образовательная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер.

В общественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем. В 1689 г. К. Лыщинский был сожжен на костре, по другим источникам, король, разрешил его сперва обезглавить, а тело затем сожгли на костре и пепел развеяли по воздуху.

Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович, И. Каниевич. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.

Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 - 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С. Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.

Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилее»: «Московская академия по проекту царя Феодора — это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ — и костер запылает для преступника.

В богословском споре о времени преложения Святых Даров был поборником взгляда, впоследствии (1690) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у Патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политической звучание он приобрёл значительно позже, уже по смерти Симеона.

1