Культура Европы в XIX – 1-й половине ХХ века

Реферат

«Культура Европы в XIX – 1-й половине ХХ века»

К концу XVIII века искусство рококо, как и идеология Просвещения, полностью исчерпали себя. На смену им пришло новое течение — неоклассицизм. Этот стиль, наполненный высоким гражданственным содержанием, был своеобразной реакцией на чувственное и фривольное рококо. Неслучайно его расцвет совпал с созданием империи Наполеона, окончательной гибелью феодализма и рождением европейских капиталистических наций. Эпоха утонченности и изящества закончилась, наступило время борьбы.

В 1738 году в Италии начались раскопки римского города Геркуланума, погребенного под пеплом Везувия почти 2 тыс. лет назад. В 1748 году настала очередь и Помпеи. В освобожденных от груд застывшей лавы городах европейцам впервые предстала античная цивилизация во всем своем очаровании. Отныне древние Рим и Грецию начали изучать систематически, и очень скоро античность из забавной и непонятной игрушки превратилась в эталон, которому следовало подражать.

Огромный вклад в пропаганду античного наследия внес немецкий ученый искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман, который в середине XVIII века первым исследовал античную скульптуру. В 1763 году он опубликовал свой главный труд «История искусства древности», который стал библией неоклассицизма. Кроме того, Винкельман считается основателем современной античной археологии.

Первым, кто последовал идеям Винкельмана, стал его близкий друг и ученик немецкий художник Антон Рафаэль Менгс, который специально приехал в Италию изучать живопись. В скором времени Менгс стал самым известным художником в Европе, он работал на родине в Саксонии, в Риме, при дворе испанских королей в Мадриде. Его кисти принадлежит множество полотен, в основном — портреты. Именно Менгс стал основоположником стиля классицизма в живописи.

Наибольшего подъема стиль неоклассицизма достиг во Франции, его расцвет совпал с эпохой революции и Наполеоновской империи. Кроме того, французскому искусству еще с XVII века было свойственно обращение к классической традиции, что нашло свое отражение в живописи, архитектуре и литературе. На рубеже XVIII —XIX веков в творчестве Жак Луи Давида наиболее полно проявилось присущее неоклассицизму воспевание патриотизма и гражданского долга.

Давид родился в тот год, когда в Италии начались систематические раскопки Помпеи. После обучения живописи в Париже в 1774 году он прибыл для продолжения образования в Рим, где под влиянием учения Винкельмана и Менгса стал приверженцем неоклассицизма. В 1780 году он вернулся на родину и спустя 4 года стал известен благодаря полотну «Клятва Горациев», которое стало манифестом нового направления в живописи. Великую Французскую революцию Давид встретил картиной «Ликторы приносят Бруту тело его сына» и принял самое активное участие в разворачивавшихся политических событиях. Он был личным другом Робеспьера, заседал в Национальном собрании и голосовал за казнь Людовика XVI. Давид стал главным пропагандистом революции, создателем ее стиля и художественного канона. Созданное в 1793 году полотно «Смерть Марата» стало классическим образцом революционной пропаганды. После падения якобинцев Давид некоторое время провел в тюрьме, но затем был амнистирован и стал активно поддерживать Наполеона. Теперь ему предстояло создать стиль империи. В 1800 году он пишет картину «Переход Наполеона через Сен-Бернар», а в 1805—1807 годах — гигантское полотно «Коронация Наполеона и Жозефины», ставшее идеологическим символом империи.

В отличие от Давида его ученик Жан Огюст Доминик Энгр стал идолом культурного консерватизма. В 1806 — 1824 годах он жил и работал в Италии и вернулся на родину только после того, как его картина «Обет Людовика XIII» получила всеобщее признание во Франции. В 1829 году Энгр был избран профессором Школы изящных искусств, а затем в течение долгого времени являлся ее президентом. Несмотря на обвинения в насаждении собственной школы и культурном диктате, Энгр оставался любимым живописцем двора и аристократии эпохи Луи Филиппа. Он прославился как непревзойденный мастер изображения обнаженной натуры.

В 1-й половине XIX века, когда эпоха великих битв и потрясений закончилась, на смену гражданственному неоклассицизму пришел романтизм, идеализировавший отношения людей и мир вокруг них. Европа устала стоять под ружьем, она желала отдохнуть от материализма и смерти во имя родины. Если неоклассицизм не интересовался отдельным человеком, он рассматривал его только как объект, которого следует учить и использовать, то романтизм обратился к душе индивидуума, его личности и эмоциям.

Как течение в изобразительном искусстве романтизм возник еще в 60—70-х годах XVIII века в кругу английских художников, работавших в Риме. Следующее поколение британских художников в лице Уильяма Тернера и Джона Констебла создало прекрасные образцы романтического пейзажа.

Тернер уделял особое внимание тщательному изучению природы. Его наиболее известные полотна — «Мол к Кале» (1802), «Морозное утро» (1813), «Снежная буря» (1842). Главной задачей своего творчества Констебл считал создание серии полотен, запечатлевших природу его родного графства Суффолк. Основной темой его творчества была сельская природа Англии, изменявшаяся вместе со сменой времен года. К числу самых известных пейзажей Констебла принадлежат картины «Телега с сеном» (1821), «Хлебное поле» (1826).

Основоположником романтического направления в немецкой живописи был Каспар Давид Фридрих. Его таинственные пейзажи утверждали идею беспомощности человека перед силами природы. Первая же крупная работа «Крест в Горах» (1807) создала Фридриху репутацию зрелого художника. Его другая наиболее известная картина «Кораблекрушение во льдах» (1822) проникнута фатализмом и навязчивой идеей смерти.

Крупнейшим представителем романтизма во французской живописи стал Эжен Делакруа. Подлинную известность ему принесла картина «Свобода на баррикадах», которая стала символом революции 1830 года. В 1832 году Делакруа совершил путешествие в Северную Африку, которое оказало на художника огромное влияние и определило основную тему его последующего творчества. Наиболее известные полотна Делакруа — «Резня в Хиосе» (1823—1824), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1840—1841), «Алжирские женщины» (1833—1834). В своих картинах Делакруа смело экспериментировал с цветовой гаммой, чем заложил основы импрессионизма.

Современное западное искусство зародилось в ходе революции, которая произошла в живописи во 2-й половине XIX века. В западноевропейском обществе произошли необратимые изменения, вызванные индустриальной революцией, стремительным развитием науки и техники, урбанизации и фундаментального пересмотра религиозных догм. Перед лицом всего этого изобразительное искусство было вынуждено отказаться от традиционных, исторических, или академических тем и форм. Также огромное влияние на живопись оказало изобретение фотографии, с появлением чего рисунок перестал играть роль единственного средства изображения зрительного образа. Теперь от художника не требовалось точно передавать все детали окружающего мира, за него это делала фотокамера.

В 1874 году группа художников, несогласная с диктатом академических форм в искусстве, устроила в Париже собственную выставку. Так было положено начало новому течению в живописи — импрессионизму. Наиболее известными импрессионистами являются: Клод Моне, Огюст Ренуар и Камиль Писсарро.

В конце 60-х годов XIX века Моне, Писсарро и Ренуар отказались от академических канонов и стали писать пейзажи, стараясь при помощи цвета передать впечатление, пренебрегая точной передачей натуры. Они перестали пользоваться традиционной палитрой приглушенных зеленых, коричневых и серых цветов и начали писать в легких солнечных тонах, виртуозно применяя светотень. Импрессионисты старались воспроизвести на полотне эффекты солнечного света и тени, которые они наблюдали в природе. Они принесли в жертву передачу материального мира во имя регистрации колебаний свето-воздушной среды.

Одним из основоположников стиля импрессионизма стал Клод Моне, чье полотно «Впечатление. Восход солнца» произвело фурор на выставке 1874 года. Позднее он создал серии картин, в которых передавал изменение цветовой гаммы в зависимости от времени суток: «Стога» (1890—1891), «Тополя» (1891 — 1892), «Руанский собор» (1894).

Камиль Писсарро увлекался передачей игры света, изображая в основном сельские пейзажи. На выставке 1874 года он представил полотно «Пашня». Позднее он создал серию парижских пейзажей, став одним из первых урбанистических художников.

В отличие от Моне и Писсарро, в творчестве Огюста Ренуара сохранился интерес к человеку. Используя методы импрессионизма, наряду с пейзажами он написал множество портретов и жанровых картин. Наиболее известные полотна Ренуара — «Обнаженная» (1876), «Девушка с веером» (1881).

К середине 80-х годов XIX века группа импрессионистов начала распадаться, поскольку входившие в нее живописцы начали отдавать предпочтение собственным эстетическим взглядам. Несмотря на непродолжительность существования этого направления, оно сыграло революционную роль в истории искусства и заложило принципы, которые были углублены и разработаны в постимпрессионизме.

Под термином «постимпрессионизм» искусствоведы объединили творчество ряда художников, по большей части французских, которые работали в конце XIX — начале XX века. Почти все они начинали как импрессионисты, но затем отошли от него, развивая свою собственную манеру живописи. Эти живописцы отказались от ограниченности импрессионизма, увлекавшегося легкой игрой света и цвета, принеся его в жертву глубокому изучению самой формы. Постимпрессионисты разложили объект на составляющие части, тщательно изучив и преобразовав его структуру. Подобный эффект достигался благодаря технике грубого крупного мазка. В отличие от импрессионистов, создавших нечто вроде общества единомышленников, эти художники творили в уединении. Поль Сезанн жил в провинции, Поль Гоген вообще покинул Францию и уехал на Таити. Только Винсент Ван Гог безуспешно пытался объединить постимпрессионистов, но его затея закончилась полным крахом, как общественным, так и личным. Постимпрессионисты опередили свое время, поэтому большинство из них были не поняты современниками и умерли в нищете. Как правило, признание приходило к ним уже после смерти.

В 1878 году художник Поль Сезанн отошел от импрессионизма, чтобы создать нечто более монументальное и основательное. В своих работах Сезанн занялся исследованием поверхности материальных объектов, которые на его картинах имеют геометрическую структуру. Творчество этого художника, названного потомками отцом современной западной живописи, заложило основы кубизма. Наиболее известные полотна Сезанна — «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1890).

Ведущим художником постимпрессионизма был Поль Гоген. Он пожертвовал карьерой коммерсанта во имя своего увлечения живописью, а в 1891 году навсегда покинул Францию, переселившись вначале на Таити, а затем на Маркизские острова. Основной темой его творчества стали островитяне. Для Гогена характерна упрощенная примитивистская манера живописи. Его наиболее знаменитыми картинами являются: «А, ты ревнуешь?» (1892) и «Жена короля» (1896).

Винсент Ван Гог считается наиболее великим голландским художником после Рембрандта. С 1886 года он постоянно жил во Франции. Ван Гог пытался объединить сторонников постимпрессионизма и создать в городе Арль нечто вроде колонии. Однако ему удалось уговорить только Гогена, который провел в городе Арль несколько месяцев в 1888 году, после чего последовал разрыв. Постепенно Ван Гог оказался в тисках тяжелого психического заболевания. Общество не признавало его творчество. Современники отказывались покупать картины Ван Гога, за которые их потомки будут выкладывать сотни миллионов долларов, и в конце концов художник покончил с собой. Его кисти принадлежат такие шедевры, как «Едоки картофеля» (1885), «Красные виноградники в Арле» (1888—1890), «Прогулка заключенных» (1890).

Творческая судьба Анри Тулуз-Аотрека была более успешна. Будучи выходцем из знатного аристократического рода, Тулуз-Аотрек покинул семью и поселился в богемном квартале Парижа, посвятив свою живопись ночной жизни французской столицы. Его картины также не покупали, однако нарисованная им рекламная афиша кабаре сразу же принесла ему широкую известность.

Под влиянием постимпрессионистов сформировалась творческая манера Анри Матисса, одного из основателей направления фовистов (то есть «диких»). Наиболее известны его картины «Красные рыбы» (1911), «Одалиска» (1926). Фовисты не порвали связь с предметным миром, но на своих полотнах почти полностью вывели его из-под контроля разума. Им была свойственна упрощенная манера письма в сочетании с остротой ритмов и красок, основанной на сочетании цветовых пятен.

Под влиянием французского постимпрессионизма в Германии и Скандинавии сложилось направление экспрессионизма. Этот стиль также сохранил условную связь с реальным миром, однако его представители изображали материальный мир через призму своих субъективных эмоций. Одним из основоположников данного течения был норвежский художник Эдвард Мунк. В 1892 — 1895 годах он создал цикл работ «Фриз жизни». Наиболее известной его картиной считается полотно «Крик» (1893).

В 1904 году немецкие экспрессионисты объединились в группу «Брюке» («Мост»), куда вошли Эмиль Нольде, Отто Мюллер, Макс Бекман. В своих полотнах они пользовались грубыми мазками, создававшими заостренные, ломаные линии. Многие работы являются прямым эмоциональным протестом против грубой банальности и грязи окружающего мира. Полотнам экспрессионистов свойственна иррациональность, примитивизм и гротескность образов.

Окончательный разрыв с окружающим миром произошел с появлением абстракционизма. Абстрактное искусство полностью отказалось от отображения видимых глазом предметов, создав новую реальность. Окончание промышленного переворота и массовая бойня первой мировой войны уничтожила традиционные ценности, расчистив место для урбанистической культуры громадных мегаполисов нового общества.

Одним из первых течений абстракционизма стал кубизм, стиль появившийся в Париже примерно в 1907 году в работах художников Пабло Пикассо и Жоржа Брага. Они отклонили общепринятые в западной живописи принципы перспективы и композиции, работая исключительно с двухмерным пространством. Развивая геометрическую структуру предметов, разработанную в полотнах Сезанна, кубисты окончательно превратили их в математически строгие прямоугольные объекты.

Пикассо прибыл в Париж из Испании. Он начал работать в более или менее реалистической манере (так называемые «голубой» (1901 — 1904) и «розовый» (1905—1906) периоды, когда в работах художника доминировали эти цвета), но в 1907 году выступил зачинателем кубизма. В 1909 году он создал полотно «Королева Изабо», в котором разложил человеческое тело на геометрические элементы. С началом первой мировой войны Пикассо отправился в путешествие по Италии, где неожиданно на некоторое время вернулся к реализму. Затем в 1925 году он примкнул к течению сюрреализма.

Одним из ответвлений кубизма в искусстве XX века стал супрематизм, основателем которого считается русский художник Казимир Малевич, который в 1912 году приехал в Париж и попал под мощное влияние Пикассо. Основным стержнем супрематизма было бескомпромиссное отрицание всяческих канонов старого искусства, в том числе и тех, которые сохранились в кубизме. После революции он вернулся в Россию, занимался архитектурой и дизайном. Малевич по-новому решил проблему пространства, заложив теоретические основы нового архитектурного стиля — конструктивизма.

Подлинным основателем конструктивизма стал швейцарский архитектор Шарль Ле Корбюзье. Он создал образ современного многомиллионного города, громадного механизма для проживания огромного количества людей. Ле Корбюзье использовал кардинально новые архитектурные решения, основанные на строгих геометрических формах. Он первым стал массово использовать железобетон при строительстве зданий с минимумом архитектурных украшений. Здание должно было быть просто и максимально удобно для проживания и работы в нем современного горожанина. Ле Корбюзье стал применять ленточные окна, открытые опоры в основании здания. Он строил громадные жилые дома, рассчитанные на тысячи жителей.

Заметный след в мировом искусстве XX века оставил Василий Кандинский — основоположник экспрессивного абстракционизма. Большую часть своей жизни он провел в Германии. В 1908 году он написал картину «Синяя гора», на которой видны лишь очертания, напоминающие гору. Цвет в картине был лишен каких-либо изобразительных ассоциаций, он стал чисто выразительным. Содержательной сутью экспрессивного абстракционизма стал поиск способов выражения внутреннего человеческого чувства, очищенного от всего материального и тождественного духу. Будучи автором интуитивно-эмоциональных абстракций, дающих моментальный снимок душевного состояния человека, в своих полотнах В. Кандинский стремился к созданию цветовой симфонии, которая могла бы оказывать эмоциональное воздействие, схожее с музыкой. В природных формах он видел только препятствие для искусства. В Мюнхене Кандинский примкнул к движению «Баухауз», основателем которого был архитектор Вальтер Гропиус, работавший в стиле конструктивизма. «Баухауз» был создан в 1919 году как художественно-промышленная школа, целью которой было строительство зданий и создание предметов потребления, удобных для массового пользователя. Гропиус считал, что архитектор и дизайнер должны обучиться практическим ремеслам, чтобы ознакомиться с материалами и производственными процессами. Одним из шедевров школы «Баухауз», для которой был свойствен геометрически-упрощенный стиль, основанный на применении стекла и новейших строительных материалов, является часть застройки Дессау.

После начала первой мировой войны некоторые деятели искусства нашли прибежище в нейтральной Швейцарии. Здесь в 1916 году в Цюрихе Т. Тцара, Ж. Арп, А. Массой создали группу «Дада» («Лошадки»), члены которой видели цель искусства в эпатаже буржуа и его эстетических вкусов.

В 1924 году А. Бретон опубликовал в Париже «Манифест сюрреализма», положив начало новому течению в искусстве, основу которого заложили дадаисты. Однако, в отличие от дада, провозглашавшего бросающее вызов обществу антиискусство, новый стиль был основан на позитивных началах. Сюрреализм был реакцией на европейскую рациональность, которая привела к ужасам мировой войны. Он должен был соединить мир фантазии, подсознательного и иррационального с окружающей реальностью.

Наиболее известным художником-сюрреалистом стал испанец Сальвадор Дали. Его работы, похожие на отображение галлюцинаций, открыли зрителю совершенно новый мир, в котором привычные предметы, изображенные вроде бы вполне реалистично, искажены самым причудливым образом и соседствуют с совершенно фантастическими персонажами. Также огромный вклад в развитие сюрреализма внес Пабло Пикассо, который после знакомства с Бретоном начал писать в этом стиле живописи. Однако его работы сохранили следы увлечения кубизмом.

В современном искусстве сюрреализм стал главной альтернативой увлекшемуся формой кубизму и сохранил традиционный для европейской живописи интерес к содержанию.

Несколько особняком стоит творчество белорусского художника Марка Шагала, проведшего большую часть своей жизни во Франции. Он является представителем Парижской школы, которая, несмотря на сильное влияние всех стилей современной живописи, сохранила определенную индивидуальность. На полотнах Шагала изображены как библейские и мифические персонажи, так и простые горожане, которые парят в небе над его родным Витебском.