Творчество представителя немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха

Содержание

1.Введение

2.Биография

3.Описание картин

4.Заключение

5.Список литературы

    Введение

Романтизм – это духовное движение во всех областях культуры, прежде всего в литературе, живописи, музыке, философии, исторических науках. Определить «романтизм» безотносительно формы его проявления крайне сложно. Однако некоторые элементы понимания романтизма можно выделить:

Это, прежде всего порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия.

    Интерес к тому, что еще не воплотилось в жизни в виде готовых произведений искусства, науки, природы. «Жизненное брожение», процессы творчества – в центре внимания романтиков.

    Романтики переживают «разорванность» жизни в современном им обществе. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» - желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному; «страсть», «тоска», «желание» - обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. Этот идеал есть внутренний мир человека. Этот идеал всегда полностью неопределен, его нельзя выставить на показ, напротив, его стремятся утаить от людей.

    Чувственность ставится выше разума. Неоднократно декларируется, что поэт, художник глубже понимает мир, чем ученый, потому что пользуется синтетическим художественным образом, а ученый степени строгой рациональностью мышления.

Ярким представителем немецкого романтизма является Каспар Давид Фридрих. Он был лидером немецкой романтической живописи и оставил после себя картины, ставшие классическими образцами этого направления. Его пейзажи несут на себе печать меланхолии,- залитые нездешним светом, они кажутся мистическими, нереальными, хотя писал их Фридрих, главным образом, с натуры. Каспар Фридрих признан во всем мире, как лучший мастер немецкого романтизма 19 века. Уникальность его пейзажей - в сочетании непосредственного наблюдения за природой с духовным и мистическим переживанием увиденного. Источником вдохновения для художника служили идеалы романтизма и религия. В Германии романтизм был преимущественно литературным течением. Он зародился в 1770-х годах благодаря творчеству писателей группы "Штурм унд Дранг" ("Буря и натиск"), которые отвергали рациональную философию эпохи Просвещения, проповедуя эмоциональное, чувственное восприятие мира. В то же время философы романтизма были поборниками "страстного мистицизма" и пытались совместить его с ортодоксальным религиозным мировоззрением. Эти новые идеи предполагали новый подход к изучению природы и, следовательно, не могли не затронуть и пейзажную живопись. Художники-романтики с их пантеистическими воззрениями смотрели на природу как на нечто одухотворенное, несущее на себе печать замыслов Творца. Именно так воспринимал природу и Фридрих.

Распознать сакральный смысл природы и выразить его живописными средствами - вот главная задача, которую романтики ставили художнику.

Мир, рожденный воображением Фридриха, оживал на холсте благодаря натуралистической манере художника. Мастерство рисовальщика пришло к нему не сразу - учась в Копенгагене, он писал стилизованные, декоративные пейзажи. Но, переехав в Дрезден, Фридрих стал все больше времени уделять работе на пленэре. Он путешествовал по разным уголкам Германии, насыщаясь видами бесконечно любимой им природы. Нужно, однако, признать, что лишь немногие из сделанных Фридрихом во время путешествий набросков перекочевывали в его крупные произведения. Фридрих не был "художником-топографом" и не стремился к тому, чтобы точно изобразить на картине ту или иную конкретную местность. Даже в тех случаях, когда он писал вполне узнаваемые места (например, аббатство в Эльдене), он всегда готов был пожертвовать точностью ради композиции, которую видел своим "внутренним зрением". Во многих случаях композиция пейзажей Фридриха строится по принятому в романтизме принципу примирения противоположностей. Вновь и вновь мы встречаем на его картинах сухие мертвые дубы в окружении вечнозеленых елей и сосен, мрачную, тяжелую землю, разлитый над нею прозрачный небесный свет; уготованную каждому из нас могилу - и обещание вечной загробной жизни. Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Если художники классического периода стремились передать гармонию природы и человека, то у художников-романтиков на первый план выходят величие и сила стихии. Очень часто они изображали людей едва заметными на фоне величественной панорамы или показывали их беспомощными игрушками в руках природы. Фридрих усвоил романтические идеалы и дополнил их своим собственным, глубоко религиозным, восприятием мира. Известно, что над композицией каждой своей картины Фридрих работал очень методично и последовательно. Художник сначала делал легкий набросок на холсте углем или карандашом, затем аккуратно выписывал все детали пером и индийской тушью. После этого он покрывал рисунок основой, и таким образом на любой стадии работы его картина выглядела вполне законченной. В работе над картиной Фридрих использовал сравнительно небольшое количество цветов, но зато стремился к тому, чтобы как можно больше разнообразить оттенки каждого тона.

Каспар Давид Фридрих- меланхоличный романтик, полностью соответствующий духу своего времени. В своих пейзажах он стремился передать единство природы и человека. Некий символизм и скрытый смысл. Фридрих, в отличие от других романтиков, заставляет природу говорить. В каждой композиции элементы пейзажа имеют конкретное значение: кладбище обозначает смерть, корабль — земной путь человека, гавань — вечный покой. Однако эти символы становятся в его картинах естественной частью изображаемой природы. Почти во всех произведениях Фридриха звучит тема одиночества человека перед лицом величественной и равнодушной природы, с которой он неосознанно стремится слиться. Единственный путь к этому художник видит в смерти. В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. Эта мысль присутствует почти во всех картинах Фридриха, но даже если в них нет символов смерти, о ней напоминает такая деталь, как переход от сумерек к ночной тьме и от мрака к свету.

Живопись знаменитого немецкого романтика наполнена глубоким философским смыслом и требует от зрителя сосредоточенности, внимательности и умения ассоциативно связывать художественные образы с реалиями действительности. При жизни у живописца было сравнительно мало истинных почитателей. Однако те, кому удалось до конца понять и полюбить картины знаменитого мастера, стали настоящими поклонниками его замечательного творчества.

    Биография

Каспар Давид Фридрих 1774–1840

Фридрих писал: «Единственным подлинным кладезем искусства является наше сердце. Оно говорит на языке чистой детской души. То произведение, которое не вылилось из этого источника, может быть только фокусничанием. Каждое настоящее произведение искусства замысливается художником в час просветления и затем счастливо рождается (часто совершенно бессознательно) в неудержимом сердечном порыве».

Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года в Грейфсвальде, маленьком портовом городке на побережье Балтики. Отец художника, Адольф Фридрих, владел мастерской, изготовлявшей мыло и свечи, однако его семья жила очень скромно. Родители Каспара были ортодоксальными протестантами, и их десятеро детей выросли в атмосфере религиозного аскетизма.

Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев - спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках. Эта потерю впечатлительный мальчик воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата.

Рисовать Фридрих начал еще в детстве, особенно полюбив изображать местные пейзажи. В 1790 году он стал брать уроки у Иоганна Готфрида Квисторпа, преподававшего рисунок в местном университете. Большое влияние на начинающего художника оказал один из друзей Квисторпа, пастор Людвиг Козегартен, серьезно занимавшийся поэтическим творчеством. Каспар на всю жизнь сохранил привитый ему Козегартеном взгляд на природу как на исполненное высшего, потаенного смысла создание Творца.

В 1794 году Фридрих поступил в копенгагенскую Академию художеств, считавшуюся одним из лучших учебных заведений во всей северной Европе. Правда, здесь, как и в большинстве других художественных академий, основное внимание уделялось изучению человеческой фигуры, что создавало определенные трудности для Каспара, с ранней юности решившего посвятить себя пейзажной живописи.

Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора (1794-1798). В 1798 переселился в Дрезден, где в 1801 сблизился с кружком поэтов-романтиков: Л. Тиком, Новалисом, Г. Клейстом. С юности увлекался рисунком в технике карандаша и сепии. После поездок (1801-1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) увлекся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу. Жил в селении Аркона на Рюгене, писал виды дикой, полной романтики природы острова — лес, горы, меловые скалы, побережье. Как художника-романтика его привлекал конкретный облик природы и все неповторимое, оригинальное в ней. В сепии «Вид Арконы при свете луны» (Альбертина, Вена) лунный свет привносит таинственность в пустынный пейзаж. Отныне остров Рюген станет излюбленным местом пребывания художника, он назовет его «земля души».

И все же годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов, и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (1745-1802).

Окончив курс в копенгагенской Академии, Фридрих перебрался в Дрезден, столицу Саксонии. В Дрездене он почти безвыездно провел всю свою жизнь, лишь изредка навещая родные места.

Художник приехал в Дрезден именно в те годы, когда культурная жизнь в городе переживала период расцвета. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма, и Фридрих свел знакомство со многими представителями этого направления - Людвигом Тиком, Новалисом, Фридрихом Шлегелем и Генрихом фон Клейстом.

В этот период Фридрих уже зарабатывает на жизнь живописью - продает свои ранние (вполне традиционные) пейзажи, выполненные акварелью или пером и тушью. Одновременно, чувствуя себя еще недостаточно овладевшим техникой живописи, он берет уроки у преподавателей дрезденской Академии художеств Иоганна Вейта и Адриана-Цинга.

В 1801 году Фридрих посетил свою родину, Грейфсвальд. Всю весну он прожил у родственников, а затем совершил длительную поездку по окрестностям, во время которой сделал множество набросков к своим будущим картинам. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777-1810), одним из лидеров немецкого романтизма. Трудно сказать, насколько близкими друзьями успели стать два живописца. Несомненно одно: идеи Рунге оказали огромное влияние на формирование манеры Фридриха.

Знаменательным для последнего стал 1805 год. Фридрих представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре - эти конкурсы проводились по инициативе великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749 - 1832) - и победил. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю конкурса. С этого момента завязалась дружба между Фридрихом и Гете. Спустя несколько лет поэт даже посетил дрезденскую мастерскую художника.

Успех окрылил Фридриха, и в 1807 году он решил попробовать свои силы в масляной живописи. Программным произведением европейского романтизма стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии. Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен; «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт; «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин). Увлекающийся архитектурой художник сам занимался реставрацией памятников и всегда стремился к археологической точности воспроизведения архитектурных деталей, делал много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа с полыхающим сухим лесом, на фоне которых как символ времени высятся руины и распятия, вносят в картины нечто символическое.В 1810 Фридрих вместе с живописцем Г. Ф. Керстингом предпринял путешествие в горы Ризегебурге. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821-1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике. Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры»; обе — 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Его виды всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы.В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. Фигура французского охотника на фоне зимнего немецкого пейзажа символизирует нежданного пришельца-завоевателя.В 1810 Фридрих становится членом берлинской и дрезденской Академий, с 1824 — профессором Академии художеств Дрездена, где имеет много учеников.

Вскоре художника захватила новая тема, несколько потеснившая религиозный мистицизм. Большая часть Германии находилась в то время под оккупацией - шли наполеоновские войны. И Фридрих, будучи истинным патриотом, не мог взирать на это со спокойной душой. Непосредственного участия в войне за освобождение Германии художник не принимал, но основным мотивом в его творчестве становится в этот период любовь к родине.

Патриотические взгляды Фридриха способствовали укреплению его популярности, и в 1816 году его избрали членом дрезденской Академии художеств. Членство в академии гарантировало художнику достаточный доход, и - кто знает - возможно, именно это стало толчком к переменам в его личной жизни. В 1818 году он женился на Каролине Боммер, которая была моложе Фридриха почти на 20 лет. Это решение явилось полной неожиданностью для всех, близко знавших художника, - он всегда отличался замкнутым характером и сторонился женщин.

Несмотря на все опасения, брак оказался очень удачным: "Как много изменилось в моей жизни, когда я перешел от "Я" к "Мы", - писал Фридрих одному из своих друзей. - Мой старый, простой дом стал совершенно неузнаваемым, чистым и уютным, и я не могу нарадоваться этому". У Каспара и Каролины родилось трое детей; в нескольких случаях Каролина выступила для мужа музой и моделью. Весьма примечательна оптимистичная и светлая картина "Белые скалы на Рюгене", которую, возможно, художнику навеяли воспоминания о его медовом месяце.

Популярность Фридриха еще более окрепла в начале 1820-х годов, когда у него появился целый ряд последователей (Карл-Густав Карус, Эрнст Эме, известный норвежский пейзажист Юхан Кристиан Даль и др.). Однако уже тогда над головой художника сгущались тучи. К концу 1820-х годов Фридрих начал выходить из моды, а в 1825 году он перенес инсульт, после чего стал совершать странные поступки и проявлять признаки умственного расстройства. Едва оправившись после инсульта, Фридрих сразу же принялся за работу. В эти годы он создал едва ли не лучшие свои картины. Среди них особенно выделяется полотно "Ступени жизни", которое многие критики считают вершиной творчества художника. В работах конца 1820—1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения.Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете, восторженно отозвавшийся о его творчестве. Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. Жуковским, который тоже побывал в 1821 в его мастерской. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.

В июне 1835 года у художника случился второй инсульт; работать после этого он уже не мог. Умер Фридрих 7 мая 1840 года в полной безвестности, и о его творчестве никто не вспоминал до начала XX века, когда его картины подняли на щит основатели сюрреализма.

    Описание картин

Мотивы для своих картин Каспар Давид Фридрих находил, главным образом, в окрестностях своего родного городка Грейфсвальд, расположенного на побережья Балтийского моря. В 1802 году он переезжает в Дрезден, но неоднократно посещает свой родной Грейфсвальд.
Каспар Давид Фридрих не стремился к верному изображению природы. Природа в его творениях существует как метафора судьбы человека. Сам человек отображен в большинстве случаев только как мечтательный силуэт на фоне возвышенного творения природы, как «Странник над туманным морем» имея часто созерцательную роль.

Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» ("Тетченский алтарь"; 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). К изображению креста, полыхающего в закатных лучах среди сухого леса, одиноко возвышающегося на острове Рюген или среди заснеженного пустынного поля, художник будет часто обращаться и в последующее время. Крест придает символическую силу его пейзажам, вызывая ассоциации с национальной историей, идеей искупления и торжества христианской религии, которые волновали Фридриха как романтика. Интерес к национальной культуре прошлого, ее самобытности проявился в изображении старых заброшенных аббатств, величественных готических соборов, напоминающих о произведениях старых немецких мастеров ("Аббатство в дубовом лесу", 1808—1810, Берлин, Государственные музеи; "Заброшенное аббатство зимой", 1834; "Собор", ок. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей). Фридрих увлекался архитектурой, занимался реставрацией памятников и поэтому всегда стремился к детальной точности их воспроизведения, делая много зарисовок во время путешествий. Эти возвышающиеся архитектурные постройки, кресты Распятия смотрятся как символы времени, привнося в полотна художника необычность и таинственность.

Картины «Странник над туманным морем» 1818, Кунстхалле, Гамбург, «Побережье при лунном свете», а также дюжина других полотен Каспара Давида Фридриха хранятся в Гамбургской художественной галерее, обладающей одной из самых значащих коллекций произведений искусств 19 столетия. Другие шедевры немецких художников-романтиков собраны также в Старой национальной галерее Берлинского «Музейного острова».

Подробнее хотелось бы рассмотреть картину «Странник над туманным морем». Это произведение является одним из знаковых шедевров романтизма. На картине изображен странник (сам художник), стоящий на темной, крутой скале. Он повернут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник задумчиво смотрит на клочья тумана и на глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над морем тумана, а вдалеке видны горные гряды. Над ними небо в линиях облаков.

Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца. Герой в произведениях Фридриха всегда оказывается стоящим в стороне от главного в композиции — картины-пейзажа. И в то же время человек и природа — собеседники, ведущие неторопливый разговор о мироустройстве, о судьбе и месте человека в этом мире. Маленькие фигурки людей на полотнах Фридриха создают настроение одиночества и грусти, растерянности и безысходности. Почти во всех произведениях Фридриха звучит тема одиночества человека перед лицом величественной и равнодушной природы, с которой он неосознанно стремится слиться. Единственный путь к этому художник видит в смерти. В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. Эта мысль присутствует почти во всех картинах Фридриха, но даже если в них нет символов смерти, о ней напоминает такая деталь, как переход от сумерек к ночной тьме и от мрака к свету. Нередко дальние планы на картинах Фридриха оказываются гораздо светлее переднего. Художник как бы подсказывает зрителю выход из создавшейся трагичной ситуации, путь избавления от страданий и одиночества.

Картина «Странник над туманным морем» больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния человека, настроение героя, изображенного на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также, как и он сам является частью их. Композиция картины отражает тенденцию, прослеживаемую в работах Фридриха с 1816 года, когда художник пытается создать гармонию между близким и далеким, между конечным и бесконечным.

Проникнутые глубокой одухотворённостью, радостным подъёмом или просветлённой печалью, а чаще — меланхолически-отстраненной созерцательностью, пейзажи Фридриха Каспар Давида отличаются строгостью рисунка, чёткой ритмикой композиции, тонким колоритом, богатыми эффектами светотени («Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар; «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Двое, созерцающие луну».

Порой мотивы Фридрих Каспар Давид получают символическое звучание, ноты грусти, одиночества перерастают в ощущение щемящей тоски, в чувство неизбежной бренности всего земного, в оцепенение мистического транса

Часто в пейзажах Фридриха присутствует человек – маленькая, заброшенная фигурка, еще более усиливающая чувство грусти и одиночества. Это alter ego художника, его собственный автопортрет, только в скрытой форме. Автор, не принимая участия в жизни природы, будто бы мысленно с ней разговаривает, в его картинах ощущалось явственное чувство одиночества человека перед молчаливой природой, человеческие фигуры в его картинах как бы затеряны среди природы.

Символическое значение приобретает пейзаж „Гибель „Надежды“ во льдах“ (1822), в котором представлены безбрежные, необжитые ледяные просторы, суровая пустынная природа. В нем переданы и холод, и отчаяние, и пустота, и неотвратимый натиск вздыбленных льдин, из-под которых едва видна корма погибшего корабля. Символика присуща и другим произведениям Фридриха, например, картине „Возрасты“ (около 1815). Он стремится увлечь зрителя неведомыми далями, увести от прозы жизни.

В картине «Луга под Грейфсвальдом» (1820–1830), изображающей родину художника, небольшое селение, утонувшее в зелени деревьев. Такие картины Фридриха имеют много общего с наиболее светлыми поэтическими описаниями красот родной природы у поэтов и писателей-романтиков, как Уланд, Эйхендорф, Тик.

К 20-м годам относятся наиболее интересные работы художника. Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как правило, он обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты персонажей, а их общая увлечённость бескрайностью мира. Пространство картины «Женщина у окна» (около 1822 г.) — скучная клетка пустой комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо глядя щей в окно героини. Безымянный мечтатель в живописи Фридриха — своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мыс ленно занять его место. Картина демонстрирует довольно сложный прием сочетания темного пространства на переднем плане и светлого – на заднем. Подобная философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах „завещательного“ характера. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно-фантасмагорическими. „Двое, созерцающие луну“ – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Гофмановская сказка, которая „приходит к людям только ночью“, позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нем людей. Для художника очень важен момент перехода – от одного состояния в другое. Но этот переход романтически контрастен – в нем есть освобождающее чувство радости от пережитого страха и одиночества».

Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г.). В бесконечное пространство морского пейзажа, гор, гаваней, лесных чащ или полей Фридрих вводит человеческие фигурки. Они усиливают чувство космичности природы в полотнах, являясь как бы неким микрокосмом в ее необъятном макрокосме. Выписанность деталей пейзажа, восходящая к живописной традиции старых мастеров, всегда сочетается у Фридриха с воспроизведением эффектного, но приближенного к реальному освещения. Несмотря на определенную искусственность тональных разработок цвета, приносимого им, как то было свойственно романтикам, в жертву общей картинности пейзажей, художник всегда стремился к передаче определенного момента в жизни природы, правдивости светоцветовых отношений. Он изображал человеческие фигуры в световоздушной среде, добивался слитности планов, еще используя средства тональной живописи, лишь предвосхищая интерес мастеров более молодого поколения к возможностям передачи пленэра. Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками, изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона.

Фридрих испытал особое влияние Рунге, которое выразилось прежде всего в пристрастии к контрастному разграничению разных частей композиции, начиная с затемненного первого плана к светлому дальнему, следуя через ярко окрашенный средний, как, например, в «Восходе луны над морем» (1822).

Композиции его насыщены эмоциями. Из картины в картину повторяются мотивы тумана, облачности, темноты, которые таинственной дымкой обволакивают все предметы, в то время как неподвижно сидящие персонажи предаются созерцанию пейзажа – символа ожидания и приготовления к вечной жизни. Центральная идея творчества Фридриха – поиск свободного духа.

«Последние работы художника – „Отдых на поле“, „Большое болото“ и „Воспоминание об Исполиновых горах“. „Исполиновые горы“ – череда горных кряжей и камней на переднем затемненном плане– Это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на „вершину мира“, стремление к светлеющим непокоренным высям. Чувства художника особым образом компонуют эти горные громады, и опять читается движение от тьмы первых шагов к будущему свету. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Картина очень ассоциативна, как любое творение романтиков, и предполагает различные уровни прочтения и толкования».

Художник говорил: «Многим дано мало, немногим многое. Каждому открывается душа природы по-иному. Поэтому никто не смеет передавать другому свой опыт и свои правила в качестве обязательного безоговорочного закона. Никто не является мерилом для всех. Каждый несет в себе меру лишь для самого себя и для более или менее родственных себе натур».

Перед картиной «На паруснике» (1818—1820 гг.) каждый невольно делается участником изображённой сцены: палуба срезана рамой так, чтобы зритель чувствовал себя плывущим на одном корабле с героями. Эффект присутствия усиливается лёгким креном мачты, который создаёт живое впечатление морской качки. Мужчина и женщина на носу парусника, наверное, молодые супруги Фридрих. Они смотрят вперёд, туда, где на границе моря и неба возникают шпили соборов и здания приближающегося порта.

«Возрасты человека» 1834—1835Лейпциг, Музей изобразительных искусств.

Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Панорама морской дали с парусными лодками открывается от фигур, олицетворяющих три поколения, три этапа человеческой жизни — юность, зрелость и старость. Созерцательный пейзажный мотив приобретает глубокое символическое звучание, поэтически повествуя о жизненном пути человека. Художник-романтик, Фридрих трактует жизнь человека и природы как нечто целое, подвластное проявлениям некой вечной, божественной силы. Романтические ноты вновь прозвучали в этом полотне; Фридрих вновь обратился в нем к теме, всегда остававшейся для него главной.

Полотна художника зачаровывают чувством всевластия природы над человеком, грандиозностью вечного движения, происходящего в ней. Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. Он оказал большое влияние на немецкую живопись XIX века, под обаянием его таланта находились такие крупные мастера, как К. Блехен и А. Менцель, многие живописцы других стран. В 1810 году мастерскую художника в Дрездене посетил Гёте и восторженно отозвался о его творчестве. Поклонником таланта художника был и В.А. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России.

Пейзажу суждено было играть важную роль в европейской живописи XIX столетия, и творчество Фридриха, одного из самых ярких мастеров романтизма, определило целый этап в развитии жанра, предопределив его последующие достижения в «век реализма.

    Заключение

Каспар Давид Фридрих был замечательным и очень талантливым живописцем периода романтизма. В его картинах мы видим мягкие, пастельные тона, приятные глазу. Мы ощущаем всей душой его меланхолию, задумчивость и нежность. Живопись знаменитого немецкого романтика наполнена глубоким философским смыслом и требует от зрителя сосредоточенности, внимательности и умения ассоциативно связывать художественные образы с реалиями действительности. Фридрих стал основоположником европейского романтического пейзажа. Он внес огромный вклад в развитие направления романтизм, хотя его искусство не обнаруживает стилистического развития. Поэтому самыми великими являются его первые работы, а потом он начинает цитировать сам себя. Однако его творчество вызывало восхищение у современников. Его образы, созданные на полотне очень рафинированны и отдалены от реальности. Он писал в духе своего времени. Он лиричен, меланхоличен и грустен, он романтик, и он олицетворяет собой именно то состояние души и именно ту культуру, что были в Германии 19 века. Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Каспар Давид Фридрих был ярким представителем романтизма.



    Список литературы

1.Азадовский К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2, М., 1971

2.Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

3.Р.М.Габитова. Философия немецкого романтизма Москва 1978 г.

4.СТО ВЕЛИКИХ художников МОСКВА ВЕЧЕ 2004 Самин Д.К.

5. http://smallbay.ru/friedrich.html

6. http://www.weltreport.de/germany/kultura­

7. http://www. art-data.ru

8. http://www. fondart.ru/khudozhestvennaja_gallereja

9. http://www.art-catalog.ru/article_list

10. http://www.smallbay.ru/romantic

11.http://ru. Wikipedia.org