Культурология (работа 5)

Ответы по культурологии.

1. Какие промежуточные формы духовной культуры переживает общество в процессе перехода от мифотворчества к религии?

В процессе перехода от мифотворчества к религии общество проходит через промежуточные формы:

- тотемизм – поклонение животному миру;

- фетишизм – поклонение неживой природе;

- анимизм – одухотворение живой и неживой природы;

- язычество – многобожие.

2. При каком условии культура становится общедоступной?

Культура становится общедоступной, т.е. массовой при условии, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

3. На какой период (название и дата) какого этапа приходится цивилизационное начало культуры?

Культура античности (Древняя Греция и Древний Рим): 3 тыс. лет до н.э. – 5 век н.э. – считается, что с этого периода культура развивается на цивилизационной основе.

4. Когда на арене культурной жизни появляется Киевская Русь?

Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г. вражеских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завершающий период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) иногда, правда, доводят до времени Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IX –н. XII века.

5. В чем заключается основное отличие культуры 2 этапа от культуры предыдущего?

Основное отличие культуры 2 этапа (Средневековый) от культуры предыдущего (Культура Древнего мира) заключается в том, что религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. На этом этапе появляются новые культурные центры: Византия, Западная Европа, Киевская Русь.

6. Почему эпоха Возрождения получила такое название?

Эпоха Возрождения явилась ярким проявлением светского начала в христианстве. Ренессанс распространил свое влияние прежде всего на духовные области человеческой деятельности. Меняется картина мира. На смену христианскому теоцентризму приходит антропоцентризм. Бог, конечно, не отменяется, но человек восходит до уровня творца, тем самым приближаясь к Богу. Вся культура Возрождения и есть создание некоего гигантского пьедестала божественному величию человека, который осознал себя творцом собственной судьбы и сотворцом окружающего мира. Пышным цветом расцветает ренессансный индивидуализм, сущность которого проявляется в гипертрофированном ощущении своей самоценности, собственной созидательной функции. Происходит возрождение античной системы образования, формируются гуманитарные дисциплины, то есть ориентированные на проблемы человека и человечества.

7. Каковы причины поздних противоречий русской культуры?

Эпоха, давшая миру столь много талантливых людей, как Шаляпин, Рерих, Рахманинов, Павлова, Кустодиев, оказалась эпохой заката Российской империи. Страна как бы задыхалась от недостатка свежих сил и компенсировала недостатки политической модели существования экзистеальными откровениями искусства, которое было обречено на гибель. Такая культура была не нужна стремительно политизировавшемуся обществу.

8. Чем объясняется быстрая ассимиляция (обрусение) византийской культуры?

Обрусение византийской культуры объясняется тем, что у славян уже была своя достаточно развитая культура в области художественного ремесла и строительства. Дохристианская Русь знала литье, чеканку, керамику, обработку дерева и т.д.

9. Какие плюсы для культуры Древней Руси принесла феодальная раздробленность?

В истории России период с конца XII до середины XY века называется периодом феодальной раздробленности, межкняжеских усобиц, экономического и политического ослабления Руси. К плюсам, которые принесла феодальная раздробленность для культуры Древней Руси можно отнести: усиление древнерусской культуры, рождение многочисленных культурных центров: Владимир, Тверь, Новгород, Псков. Монголо-татарское нашествие и века татарского ига (1238-1480 гг.) затормозили развитие русской культуры, но именно многообразное культурное единство Древней Руси помогло русской культуре противостоять экспансии кочевнической культуры в период монгольского завоевания и ордынского ига.

10. На какое время приходится ослабление влияния русской церкви и что послужило тому причиной?

Ослабление влияния русской церкви приходится на конец 16-17 вв. Провозглашение Москвы «Третьим Римом», а русского царя – преемником византийских императоров закрепило беспредельную власть русского самодержавия. В это время авторитет и нравственное влияние церкви стали ослабевать.

11. Назовите 2 причины споров, приведших к раздвоению единой русской культуры?

Религиозный раскол (17 век) привел к «раздвоению» единой русской культуры. Спор об историческом пути России состоял в том, что одни настаивали на ничтожестве, другие – на величии старины. В то же время противопоставлялись две культуры: «мужичья» (своя) культура светлой Руси и ученая (чужая) культура «барокко».

12. В чем заключается уникальность культурного пути России, пройденного ею в начале XVIII века?

Уникальность культурного пути России заключалась в том, что в течение одного столетия культура России проделала путь, аналогичный тому, какой другие страны Европы прошли за несколько веков. XVIII век в России, который впоследствии был назван «веком Русского Просвещения», - это период в развитии русской культуры, означавший переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени, начало которому положили реформы Петра I, первая последовательная попытка модернизации России «сверху». Петровские реформы затронули практически все стороны жизни российского общества и государства. В области духовной культуры главное содержание петровских реформ заключалось в том, что была разрушена средневековая цельность древнерусской культуры, которая, основывалась на принципах православного христианства.

13. Почему в эпоху Петра I гравюры получили столь широкое распространение?

Гравюра в эпоху Петра I получила широкое распространение, так как иконописными методами нельзя было ни иллюстрировать научные книги, ни исполнять чертежи и проекты, ни делать документальные записи. Для этих целей лучше всего подходила гравюра – линейное, точное, экономное изображение, среднее между картиной и чертежом.

14. В чем заключается характерная особенность Петербурга как памятника эпохи XVIII века.

18 век выдвинул новую столицу – Петербург, который стал характерным культурно-историческим памятником эпохи. Его особенность в том, что он являл собою чудо творческих возможностей знаменитых архитекторов и неизвестных русских строителей, зодчих разнообразных художественных и вкусов. Специфика русского зодчества в 18 веке связана, с одной стороны, с использованием опыта других европейских стран и отечественной традиции, в частности, древнерусской; и с другой, синтетический характер искусства заключен в единстве архитектуры, скульптуры, монументальной и декоративной живописи, прикладного искусства.

15. Какую пользу для культуры России оказало архитектурное «соревнование» Петербурга и Москвы?

Своеобразное архитектурное «соревнование» двух городов стимулировало общий культурный рост России.

16. С чем связано бурное развитие журналистики в России XVIII веке?

Бурное развитие журналистики в XVIII веке связано c тем, что власти разрешили открытие частных типографий, началось введение частного предпринимательства в литературе.

17. Как вы понимаете термин «просвещенные дилетанты»?

«Просвещенные дилетанты» - люди, широко и достаточно свободно мыслящие, прекрасно ориентируются и самостоятельно творят в самых различных областях человеческого знания, занимаются всем понемногу, но не имеют специального образования.

18. Какая цель стояла перед русской культурой в XIVXV вв., и какая идея пронизала ее в XVIII веке?

Во второй половине 14 века был преодолен кризис и началось возрождение русской культуры, идейным стержнем которой стал национальный подъем, идея единства. Главное, к чему стремилась культура – открыть ценности человеческого существования. Этот взлет русской культуры на рубеже 14-15 вв. принято считать Предвозрождением.

Основным стимулом развития культуры в 18 веке стала официальная политика Екатерины II. В 18 веке сложилась широкое понимание значения науки, образования, общественной мысли, литературы, искусства. Все стороны историко-литературного процесса пронизывает идея всесословной ценности человека.

19. Как в 19 веке в России происходит распространение грамотности?

К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространении образования. В 1819 г. было создано «Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения», которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддерживало эту инициативу общественности. Но после того, как ланкастерские школы стали использоваться декабристами (М. Ф. Орлов, Н. Н. Раевский) для целей революционной пропаганды, они были закрыты.

Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный в 1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства. Задачей его было и всестороннее распространение грамотности на религиозно-нравственной основе среди сельского населения.

В целом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ (32 гимназии и 126 уездных училищ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры. К середине XIX в. в начальных училищах обучалось примерно 0,7%; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5% всех жителей.

20. Перечислите основные научные открытия русских ученых 19 века.

Наибольшие достижения российской науки в19 веке связаны с именами ученых, работающих в области биологии. Это прежде всего И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, И.И. Мечников. А научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова столь велико, что история физиологии делится на два этапа: допавловский и павловский. Именно Павлову первому среди русских ученых была присуждена Нобелевская премия. В это же время жил и работал гениальный русский ученый Д.И. Менделеев, который открыл периодический закон химических элементов. Другой русский химик А.М. Бутлеров создал теорию химического строения вещества. Она стала основой учения об органических соединениях.

Больших успехов во второй половине XIX века добиваются русские математики – П.Л. Чебышев, А.М. Ляпунов, А.А. Марков, В.А. Стеклов, С.В. Ковалевская. Мировую славу принесли русским ученым и открытия в области техники. Это А.Ф. Можайский, создавший летательный аппарат тяжелее воздуха – прообраз будущих самолетов; А.С. Попов, изобретший радиосвязь; П.Н. Яблочков, который изобрел дуговую лампу; А.Н. Лодыгин, внеся свой вклад в изобретение электрической лампы накаливания, впервые применив вольфрам.

21. Что объединяет таких живописцев 19 века как Крамской, Нестеров, Ге?

Крамской И.Н., Нестеров М.В., Ге Н.Н. характеризуются обращением к библейским сюжетам, к образу Христа в попытке философского объяснения эпохи, религиозно-нравственной ее трактовки.

Кроме этого, Крамского И.Н. и Ге Н.Н. объединяло общее дело. В 1863 г. в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве возникла группа художников-жанристов, во главе которой стоял профессор Училища В.В. Перов. Главной целью объединения должна была стать просветительская и пропагандистская деятельность в стране.

Крамской, покинувший «Петербургскую артель художников», в которой к тому времени возобладали чисто коммерческие интересы, вместе с художником Н. Ге и критиком В. Стасовым начал агитацию среди столичных художников в поддержку предложения москвичей. К обращению присоединились семнадцать петербургских художников, среди них были как уже известные мастера (Н. Ге, И. Шишкин), так и ученики Академии (И.Е. Репин, Ф. Васильев). Воспитанные на идеях передовой русской литературы и демократической критики, передвижники имели четкие цели — отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, приобщать к искусству провинцию и, наконец, помогать художникам в сбыте их произведений. Передвижники необычайно расширили аудиторию русского искусства, доставляя свои картины в города, связанные железной дорогой.

22. Кого из меценатов вы можете назвать?

Русский меценат - П.М. Третьяков, московский купец и промышленник. Начиная с 18556 г. он систематически покупал лучшие произведения русских живописцев и создавал богатую картинную галерею, которую в 1893 г. он принес в дар Москве.

Другим крупнейшим меценатом национального искусства был богатый купец, строитель Северной железной дороги С.И. Мамонтов. В 1870 г. Мамонтов приобрел подмосковное имение Абрамцево. В этом доме собирались впоследствии выдающиеся представители русской культуры. Феноменом русской культуры явилась Московская частная русская опера, которую Мамонтов основал на свои деньги. С ней связана деятельность композиторов Ипполитова-Иванова, Калинникова, Рахманинова, Римского-Корсакова; художников Врубеля, Коровина, Малютина, Сомова.

В ряду русских меценатов выделялось имя крупнейшего «ситцевого» фабриканта и «текстильного короля» С.И. Морозова. Он был большим любителем театра. Именно на его средства был построен Московский художественный театр. И в дальнейшем Морозов всячески оказывал помощь этому, да и другим театрам, в постановке спектаклей. Помогал он материально и отдельным актерам.

23. Чем объясняется общая популярность, приобретенная беллетристикой и романом в 19 веке?

Огромную популярность приобрела беллетристика, включала в себя критический, информационный, развлекательный отделы, отличалась общественным накалом. Роман был также популярен, в нем ставились жизненно важные вопросы, создавались художественно законченные реалистические типы.

Популярность беллетристики и романа объясняется тем, что литература взяла на себя воспитание и просвещение общества.

24. В чем заключается воспитывающая, образовательная, дисциплинирующая роль Московского художественного театра в начале 20 века?

В условиях «наэлектризованности» общественной жизни накануне революции чрезвычайно возросла роль театра. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения.

а) воспитывающая роль была основана на способности театра формировать духовный мир человека, влиять на его разум, чувства, волю в соответствии с теми или иными общественными идеалами, с позиции определенной идеологии. Воспитательная функция всегда выдвигалась на одно из первых мест прогрессивными художниками и мыслителями на всем протяжении истории человечества. С помощью передового искусства в сознании широких народных масс всегда привносились нравственные убеждения и настроения.

б) образовательная роль. Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. «Мы приняли на себя дело, - говорил он, - имеющее не простой, частный, а общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь».

в) дисциплинирующая роль. Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Синтез искусств был одной из характерных черт сценического реализма этого времени. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на театральную жизнь России в целом.

25. В чем состоит заслуга группы «Мир искусства»?

«МИР ИСКУССТВА» (1898-1924 гг.) - объединение петербуржских художников (Бакст, Добужинский, Лансере, Сомов и др.) отвергающих как академически-салонное искусство, так и тенденциозность передвижников, опирались на поэтику символизма.

Появление «Мира искусств» было связано с идейно-художественными исканиями в русской живописи. Художники «Мира искусства» провозгласили новые эстетические принципы, отвергнув как салонность академизма, так и тенденциозность передвижничества. Намерение искать новые пути в искусстве, стремление преобразить жизнь посредством искусства объединило вокруг него и тех художников, которые непосредственно к этому объединению не принадлежали (Серов, Врубель, Нестеров). «Мир искусства» - широкое культурно-эстетическое движение, которое захватило архитектуру и скульптуру, поэзию, оперное и балетное искусство, художественную критику и искусствознание.

В культурной жизни страны начала XX в. это объединение сыграло важную просветительскую роль. Оно выступило с имевшей место недооценкой крупных явлений искусства прошлых эпох, особенно XVIII и начала XIX в., забытых или неверно истолкованных в бурную передвижническую эпоху в силу известной субъективности и пристрастности В.В.Стасова. Мирискусники «открыли» для современников имена Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф.Толстого. Художественное творчество мирискусников, как правило, тяготело к ретроспективности ушедшим эпохам, особенно их интересовал XVIII век. В среде мирискусников процветал и культ Петра I как основоположника русской европеизированной культуры, культ Петербурга как средоточия этой культуры и культ Пушкина как наиболее полного выразителя «петербургского периода» русской истории. Наиболее значительных успехов художники «Мира искусства» достигли в книжной графике, театрально-декорационном искусстве, где синтез искусства мог проявиться в наибольшей степени.

26. Каким образом богема серебряного века пыталась создать отличную от стремительно политизировавшегося общества реальность?

Серебряный век – это уход от жизни в искусство, это время торжества формы, композиции, гармонии. Одним из важнейших узловых понятий «Серебряного века» как новой культурно-исторической эпохи России стало понятие ТВОРЧЕСТВО, которое понималось как созидание, создание чего-то нового, не существующего до этого. Творчество рассматривалось в двух аспектах – в аспекте творческой свободы и творческой индивидуальности. И то и другое наибольшее свое выражение находит прежде всего в деятельности эстетической. Вот почему в культуре «Серебряного века» на первый план выходят проблемы эстетические. Происходит как бы эстетизация всех сфер российской жизни.

27. Чем объясняется небывалый взлет в области поэзии в России начала 20 века?

Небывалый взлет в области русской поэзии в России начала 20 века можно политическими событиями, происходящими в стране; социальными и общекультурными причинами. Но главное – стремление поэтов к еще не открытой красоте, усталость от излишне идеологизированного и не слишком душевного искусства, интерес к личной, частной жизни.

28. Почему культуру русской эмиграции считают ретрокультурой?

Культура, развивающаяся в эмигрантской среде, которая не желала расставаться с прошлым, - это ретрокультура. Она заведомо бесперспективна, развивается по своим, чуждым России законам.

2 вариант ответов:

10. На какое время приходится ослабление влияния русской церкви и что послужило тому причиной?

В истории России в XYII в. завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступали уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной. Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходной промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык. В основе русского национального языка – диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации. Происходит так называемое «обмирщение» культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви).

18. Какая цель стояла перед русской культурой в XIVXV вв., и какая идея пронизала ее в XVIII веке?

В XIV – XV веках был преодолен кризис, и началось возрождение русской культуры, идейным стержнем которой стал национальный подъем, идея единства. Получает развитие эмоциональная сфера, а в идейной жизни все большее значение приобретает «безмолвие», уединенная молитва. Россия сбросила золотоордынское иго дорогой ценой, в том числе ценой культурных потерь.

XVIII век в России, который впоследствии был назван «веком Русского Просвещения», - это период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени, начало которому положили реформы Петра I, первая последовательная попытка модернизации России «сверху». Петровские реформы затронули практически все стороны жизни российского общества и государства. Главное содержание петровских реформ в этой области заключалось в том, что была разрушена средневековая цельность древнерусской культуры, которая, основывалась на принципах православного христианства. Произошло разделение фактически на две культуры: светскую и религиозную. При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а новообразовавшаяся светская культура укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер.

24. В чем заключается воспитывающая, образовательная, дисциплинирующая роль Московского художественного театра в начале 20 века?

а) воспитывающая роль Московского художественного театра заключалась в воспитании художественной культуры человека, которая позволяла развивать более эффективно не только эстетические способности человека, но и научное мировоззрение, нравственность, общечеловеческие черты личности, приобщать человека к красоте труда. К воспитывающей роли театра мы можем отнести ее универсальное комплексное воздействие на духовный мир личности: разум, чувство и волю. В тоже время она обращена преимущественно к эмоциональной сфере личности. С помощью художественно-культурной деятельности театра формируются и воспитываются социальные чувства человека.

б) образовательная роль. Театр ставил пьесы самых современных и не совсем известных авторов, знакомил публику с наиболее интересными новинками западной драматургии.

в) дисциплинирующая роль заключалась в подчинении всех личных интересов интересам общего художественного дела: талантливые актеры были тружениками, работниками, в которых изгонялся дух пошлой богемы и дух коммерции.

3 вариант ответа.

24. В чем заключается воспитывающая, образовательная, дисциплинирующая роль Московского художественного театра в начале 20 века?

а) воспитывающая роль. Театр воспитывал своего зрителя, ставил пьесы современных драматургов, известных и неизвестных широкой публике. Театр воздействовал на духовный мир человека, воспитывая нравственные убеждения и настроения.

б) образовательная роль заключалась в том, что это был первый разумный, нравственный общедоступный театр. Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Театр знакомил своих зрителей с новинками не только российской драматургии, но и западной.

в) дисциплинирующая роль. В театре была принята строгая система, она заключалась в том, что все работники театра должны подчинять свои интересы интересам общего художественного дела. Не принимались во внимание никакие затраты: ни физические, ни моральные, ни материальные.