Культура просвещенного абсолютизма

НОУ ВПО СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Омский филиал

Факультет: Государственной службы и менеджмента

Специальность: Менеджмент организаций

Предмет: "Культурология"

на тему: "Культура просвещенного абсолютизма"

г. Омск – 2007 г.

Содержание

Введение

Общая характеристика

Влияние французской культуры

Просвещенный абсолютизм

Заключение

Список литературы

Введение

Рассматривая данную тему, следует заметить, что культура абсолютизма в России прошла несколько этапов. Если ее возникновение и становление тесно связано с именем Петра I и Феофана Прокоповича, то расцвет приходится на царствование Екатерины Великой, духовной восприемницы идей Петра, т.е. на вторую половину XVIII столетия. Именно это время вошло в историю отечества под названием эпохи просвещенного абсолютизма.

Общая характеристика

Давая общую характеристику культуры просвещенного абсолютизма в России, необходимо отметить наиболее важные результаты этого времени, не исключая и недостатки. Известный российский историк Карамзин, а позднее и Ключевский, достаточно высоко оценивали роль Екатерины в развитии всех сфер жизни отечества. Ее царствование, по их мнению, это эпоха, которая имела продолжение и после смерти императрицы. Она оставила после себя «энтузиастическое» впечатление в общественном сознании потомков и духовном климате общества. Развитие культурной сферы определялось во многом индивидуально-личностными качествами императрицы Екатерины, которая, став женой Петра III, попала в сложное положение при русском дворе: не очень любящий муж и тетушка Елизавета, ставшая в старости своенравной тиранкой. Поэтому ее жизненной нишей стало уединение, а любимым занятием – чтение: сначала беспорядочно-неразборчивое, а затем обращение к высоким образцам мировой философской мысли: «Анналы» Тацита, «О духе законов», труды Вольтера. Стремление Екатерины к самообразованию и самосовершенствованию заслуживают, безусловно, положительной оценки. Желание стать вровень с лучшими умами Западной Европы и художественными достижениями века привело императрицу к необходимости стимулировать и поощрять определенным образом развитие образования, науки, техники и искусства в российском государстве.

Бесспорно, императрица была образованным человеком, умеющим не только воспринимать и усваивать плодотворные идеи других, но и быть генератором собственных. В своих предпочтениях она тяготела более к гуманитарным наукам (философии, истории, педагогике) и художественному творчеству. Что касается философии, то она читала в подлинниках Вольтера, Даламбера, Дидро, вела с ними довольно оживленную переписку, встречалась с Дидро, гостившим в Петербурге, купила для России ценнейшие библиотеки Вольтера и Дидро.

В отношении исторической науки известно, что ее перу принадлежит житие Сергия Радонежского. Для своих внуков она начала писать историю России с древнейших времен и в связи с этим стала изучать летописи. Кроме этого оставила автобиографические записки о времени и о себе. Ее вклад в педагогику связан с составлением педагогических инструкций и созданием нравоучительных сказок. Наряду с этим Екатерина II заняла видное место среди писателей XVIII в. как автор политических памфлетов, пьес, в частности, «Исторического представления из жизни Рюрика и Олега. Подражание Шекспиру», переводов для российских журналов, например, знаменитого труда древнегреческого историка Плутарха («Жизнь Алкивида» – крупнейшего афинского стратега времен Пелопоннеской войны). Знание нескольких языков привело императрицу к идее создать сравнительный словарь языков.

Таким образом, можно сказать, что Екатерина II явилась во многом преемницей Петра I и в отличие от него сама была человеком просвещенным с выраженными качествами не только политического, но и духовного лидера.

Влияние французской культуры

Культура просвещенного абсолютизма в России впитала в себя влияние французской культуры не только на уровне императрицы и ее ближайшего окружения, но и определенным образом повлияла на состояние духовного климата общества, в котором тенденция украшать себя новомодными французскими платьями, прическами, шляпами сменилось украшением ума, главным средством которого стало изящное чтение. Проводниками высокой французской культуры просвещения стали гувернеры второго привоза (французские республиканцы). За время от Петра I до Екатерины II в дворянской среде сменились три направления в образовании и воспитании. Как известно, Петр I принуждал учиться дворян новым техническим знаниям и специальностям, при его дочери Елизавете Петровне дворяне ориентировались более на усвоение французского великосветского этикета, Екатерина же создала условия для достаточно широкого знакомства русской сословной знати и богатых торговых и купеческих людей с гуманитарной культурой: философией, историей, литературой и искусством. Но как ни старалась императрица противостоять внедрению в сознание людей прогрессивных революционных идей, они все-таки постепенно пускали свои корни в российской почве. Этому содействовали не только привозимые из Европы в Россию книги, но и иностранцы-гувернеры и путешественники, а также наши соотечественники, побывавшие в различных странах мира. В XVIII в. путешествие превратилось в особый инструмент познания, в котором воедино были слиты эмоциональное и рациональное начало. Путешествие дало возможность составить собственное мнение о жизни и нравах других народов.

Внедрение прогрессивных революционных идей в сознание передовых представителей общественно-политической мысли России привело к тому, что она раскололась на официальную и альтернативно-критическую. Основным вопросом общественно-политической мысли остался вопрос о самодержавии. Под влиянием французского рационализма и идей Просвещения крепла критика феодальных форм государственного правления, появлялись и обосновывались идеи необходимости ограничения самодержавной власти императора. Наряду с господством идеи «мудреца на троне» возникает и противоположная: «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому существу состояние». Мысль эта принадлежала Радищеву, автору оды «Вольность» – первого революционного стихотворения России, которого после выхода книги «Путешествие из Петербурга в Москву» императрица назвала «бунтовщиком хуже Пугачева». По ее личному приказу Радищев был заточен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни, но под напором общественного мнения помилован и сослан на 10 лет в далекий сибирский острог Илимск. Можно сказать, что Радищев был одним из первых политических диссидентов и узником совести в Российском государстве.

В вопросе критики крепостничества и феодального абсолютизма смыкались прогрессивные представители просвещенных дворян и русского крестьянства. После подавления пугачевского бунта сатирические журналы Н.И. Новикова («Трутень», «Кошелек», «Живописец») активно критиковали крепостничество как социальное зло, но призыва к свержению еще не было. Новиков ждал преобразований сверху. В 1792 г. он был арестован, заключен в Шлиссельбургской крепости и вышел оттуда через 4 года совершенно сломленный духовно и физически.

Так крепла традиция преследования политического инакомыслия, начатая в России Иваном Грозным, поддержанная патриархом Никоном, Петром I и последующими российскими самодержцами. В это же время в общественном сознании и духовной культуре передовой дворянской интеллигенции проникают и получают распространение идеи масонства, окрашенные просветительским утопизмом.

Просвещенный абсолютизм

В рамках культуры просвещенного абсолютизма происходит осознание необходимости упорядоченности лексических норм русского литературного языка. Ломоносов пишет сочинение «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.). Позднее в 1783 г. в Петербурге была создана Российская Академия, целью которой стало изучение языка и словесности, а впоследствии создание толкового словаря и грамматики. На этом же этапе происходило формирование русской научной терминологии. Наука впервые заговорила на родном языке – это стало историческим событием в духовной культуре страны. В дальнейшем процесс шлифования языковой национальной культуры происходил в творчестве русских писателей-сентименталистов и прежде всего Н.М. Карамзина, который выдвинул принцип: «Писать как говорят, говорить как пишут, чтобы совершенно уничтожить язык книжный».

Во второй половине XVIII в. была создана целая сеть закрытых сословных учебных заведений для детей дворян, духовенства, купечества, разночинства и солдат. Каждое из сословий получило свой тип учебных заведений. Как и прежде, особым преимуществом пользовались дворяне. Ранее открытый для юношей-дворян шляхетский корпус был преобразован в следующие: сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский. Наряду с этим при Московском университете был открыт Благородный пансион.

Дети духовенства имели право обучаться в духовной семинарии и академии. Купеческие наследники могли получить образование в коммерческих школах и, наряду с выходцами из разночинства и солдатскими детьми, в Академиях художеств, горных, медицинских, штурманских, водоходских, ремесленных школах. Кроме того, солдатские дети имели возможность поступать в специальные солдатские школы, где готовили унтер-офицеров. Эти школы практически были единственным каналом получения образования представителей этой социальной группы. Кстати сказать, из солдатских школ вышло много будущих ученых, просветителей, представителей искусства.

Касаясь характеристики положения отечественной науки, следует подчеркнуть, что особое развитие продолжают получать естественные области знания, основы которых были заложены еще М.В. Ломоносовым и поддержаны его последователями.

Рассматривая гуманитарные науки, следует отметить сложность их положения в связи с тем, что, с одной стороны, их сдерживала внутренняя политика Академии наук с откровенным креном в область естествознания, с другой стороны, гуманитарные науки в Академии наук были отданы на откуп иностранцам, плохо знающим специфику русской истории и культуры, в частности Шлецеру. С третьей стороны, прогрессивные идеи, высказываемые российскими гуманистами-просветителями, стали входить в противоречие с официальной идеологией. Все эти факторы привели к тому, что развитие гуманитарных наук не имело столько простора и свободы, сколько было характерно для естествознания. Но несмотря на это в российской гуманитарной науке определялись приоритетные области развития – изучение отечественной истории, начиная с Ломоносова, Татищева, попыток Екатерины II, капитальных трудов курского купца И.И. Голикова («Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» в 30 томах), экономиста и историка М.Д. Чулкова («Историческое описание российской коммерции»), а также семитомной «Истории российской» М.М. Щербатова – идеолога дворянской аристократии – и исторических работ И.Н. Болтина, направленных на критику исторической концепции Щербатова за возвеличивание заслуг дворянства в развитии страны.

Кроме развития отечественной истории, крупных успехов в XVIII в. добилась русская материалистическая философия (Я.П. Козельский, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий), для которой была характерна резкая критика религии, господства церкви, утверждение веры в разум и справедливость.

Вообще следует отметить, что совершенно особую роль в развитии науки и просвещения в истории отечественной культуры сыграл Московский государственный университет, основанный в 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова. Московский университет отличался прогрессивностью и демократичностью.

Все достижения в области науки и просвещения естественным образом сказались на дальнейшем развитии отечественной техники. Характеризуя ее уровень, важно остановиться на открытиях, сделанных в этой области. Российский самородок И.И. Ползунов создал проект и построил первую паровую машину; И.П. Кулибин стал изобретателем различных механизмов, машин, часов, оптических приборов, прожектора, повозки-самоката (правелосипеда), лифта, механического протеза ног, сеялки, судно-водохода, идущего против течения, автором проекта деревянного и металлического одноарочного моста через Неву и т.д.; мастер К.Д. Фролов изобрел гидравлическую машину; купец Р.А. Глинков – многоверетенную прядильную машину, гребнечесальное приспособление для льна; купец Т.И. Волосников стал пионером русской автоматики, приняв эстафету из рук А.К. Нартова.

Общая духовная атмосфера, естественно, нашла свое отражение в художественной жизни, культуре, практике искусства второй половины XVIII в. Господствующим направлением в духовной культуре времени просвещенного абсолютизма продолжал оставаться классицизм с его призывами верного служения царю и отечеству, воспеванию побед и героев, в проповедовании высоких нравственных добродетелей – долга, чести, патриотизма. В литературе продолжали господствовать торжественные оды, похвальные слова, трагедии, обращенные к монаршим особам и служащие их восхвалению.

В русской литературе вместе с классицизмом существовали и демократические тенденции. Расширение круга образованных людей, включение в него купечества, разночинства, рекрутских детей привело к возникновению романа и мещанской драмы, обращению к фольклору – сказкам, легендам, песням, пословицам и поговоркам.

Вместе с тем социально-сословные противоречия, царившие в обществе, стали основанием для дальнейшего развития сатирико-обличительной литературы, берущей начало в сатирах А. Кантимира и нашедших свое продолжение в творчестве Фонвизина (комедии «Бригадир» и «Недоросль»), Крылова (басни и пьесы) и Капниста (комедия «Ябеда»).

В конце XVIII в. в русской литературе появляются черты сентиментализма, отчасти присущие страницам Радищева, но в большей степени характерные творчеству Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»). Карамзин, следуя Руссо, утверждал, что воспитание чувств – это дело благое. По его мнению, человек, который плачет над судьбой героя, чувствительнее к чужому горю.

Сентиментализм сыграл важную социокультурную роль в установлении новой духовной атмосферы в обществе, растопив лед официально-торжественного климата классицизма. В 70-е годы стремление к естеству отношений, природе влияет на изменение семейных взаимоотношений. Женщины с журфисов, ассамблей, маскарадов, балов и фейерверков вернулись в лоно семьи. Они стали уделять больше времени воспитанию детей, аристократки стали сами кормить своих новорожденных. Дети стали осознаваться непреходящей ценностью. Руссо утверждал: «Мир погиб, если бы мы раз в жизни не были детьми». Возникла проблема устройства детского мира: появляется детская комната с особым интерьером, игрушками, новым духовным климатом, в котором царили любовь, забота и ласка, детская мода (до этого детей одевали как взрослых), наконец, детская библиотека. Интерес к детству как важной составной части в жизни человека все более укоренял гуманистическую тенденцию в общественном мнении, и на этом фоне происходило осознание женщиной своего главного предназначения – хранительницы семьи.

Принцип естественности, провозглашенный французскими просветителями и подхваченный русскими, проявился и в моде. Она существенно опрощается, происходит отказ от париков, большого количества косметики, женская одежда напоминает некую смесь крестьянского сарафана и античного хитона, в моду входит бледность.

Русское искусство XVIII в. приобрело подчеркнуто светский характер. Направления развития архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства определялись потребностями и запросами царского двора. В архитектуре укоренились три типа светских дворцовых построек: городская, загородная, усадебная. Архитектура классицизма, ориентированная на сочетание монументальности и изящности, красоты и простоты, наибольшее распространение получила в Москве. Типичным для нее является величественный портик с колоннами, фронтонами и скульптурным фризом за колоннами портика. Над ним возвышался купол или ротонда (Дом Пашкова – арх. В.М. Баженов, здание Сената в Кремле – арх. М.Ф. Казаков, ныне Совет Министров СССР, его же здание Московского университета на Моховой). В Петербурге – это архитектурные сооружения И.Е. Старова (Таврический дворец, Собор Александро-Невской лавры), Д. Кваренги (Академия наук, Ассигнационный банк, Смольный институт). Идеи классицизма, воплощенные в каменных постройках крупных городов, оказали огромное влияние на загородное строительство в Царском Селе, в Павловске и деревянное зодчество усадеб (Кусково, Останкино и др.). Развитие живописи также определялось потребностями аристократии украшать свои дворцы, особняки, усадьбы. Классицизм здесь проявился в типичном выборе мифологических и исторических сюжетов и тем, в парадно-торжественном их оформлении. Ведущим жанром эпохи стал парадный портрет (Д.Г. Левицкого «Екатерина-законодательница», парадный портрет князя Куракина кисти В.Л. Боровиковского).

Так же, как и в литературе, в живописи рядом с классицизмом соседствовал сентиментализм: отчасти в портретах Левицкого – воспитанниц Смольного института, в большей степени – в женских портретах крепостного художника И.П. Аргунова и в знаменитых портретах Боровиковского княжны М.И. Лопухиной и А.И. Безбородко с дочерьми.

В это же время зарождается пейзаж (С.Ф. Щедрин) и жанровая живопись (М. Шибанов – крестьянская тема, И. Ерменев цикл «Нищие»).

Скульптура как вид искусства эпохи просвещенного абсолютизма развиваясь в монументальных (памятник Минину и Пожарскому И.П. Мартоса, А.В. Суворову в аллегорическом образе бога войны Марса М.И. Козловского, его же статуя знаменитого золотого Самсона в Петергофе, памятник Петру I работы Э.М. Фальконе под названием «Медный всадник»), парковых, украшающих сады и парки дворцов и усадеб царствующих особ и высшей знати, а также портретных формах (работы земляка М.В. Ломоносова помора Ф.И. Шубина – «Екатерина II – законодательница», портрет А.М. Голицына, Павла I и других). Искусство скульптуры в России развивалось стремительно, хотя не имело фундаментальных традиций в предшествующее время.

Заключение

Эпоха просвещенного абсолютизма середины XVIII в. – важный этап в развитии отечественной театральной культуры. Еще до царствования Екатерины II в Петербурге (1756 г.) учрежден первый государственный театр «для представления трагедий и комедий». Основу его труппы составили ярославские актеры во главе с купцом Ф.Г. Волковым. В это же время существовал школьный театр в сухопутном шляхетском корпусе, в 1779 г. на Царицыном лугу (Марсово поле) возник частный театр И.А. Дмитревского, выходца из труппы Волкова. На сцене его театра увидела свет рампы комедия Фонвизина «Недоросль» (в 1783 г. театр был закрыт по указанию Екатерины II).

В Москве театральные спектакли шли в университете, их играла итальянская труппа Д. Локателли. В 1780 г. открылся Петровский театр со смешанной оперно-драматической труппой. Этот театр дал много талантливых актеров.

В отношении развития и распространения музыкального искусства следует сказать, что в эпоху просвещенного абсолютизма широкую популярность приобретает итальянская и французская придворная опера. Но в последней трети XVIII в. начинает формироваться отечественная композиторская школа (Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич). Ведущим жанром становится опера, особенно комическая, «замешанная» на родном фольклоре.

Список литературы

    Культура эпохи Возрождения и Реформации. – Л.: Наука, 2005.

    Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб: Искусство, 2001

    О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 2000.