Софийский собор (работа 2)

- 1 -

Ни один из древних русских городов не сохранил такого количества замечательных памятников зодчества и монументальной живописи ХI-XVII веков, как Новгород.

Речь пойдет о первом каменном здании Новгорода, бесценном памятни­ке русской архитектуры ХI века--Софийском соборе, памятнике, занимаю­щим видное место в истории мировой архитектуры. В 1044 году при князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого, началось в Новгороде строительство стен Кремля, который назывался тогда детинцем. В 1045-1050 годах в центре детинца сооружается грандиозный каменный храм--Софийский собор. Он всего на несколько лет моложе Киевской Софии.

Расположенная на холме Новгородская София была видна издалека, она говорила купцам, плывущим по Волхову, о приближении к великому Новго­роду, крупнейшему после Киева торговому центру древней Руси. Собор свидетельствовал о богатстве и величии Новгорода. Строился собор, ког­да в Новгороде еще была сильна власть князя. В середине ХII века собор стал главным храмом Новгородской вечевой республики. Здание его замы­кало с юго-востока территорию Владычного двора-резиденцию Новгородско­го епископа-"владыки". Владения "Дома святой Софии" были обширны, в казне Софии скапливались огромные богатства, получаемые от эксплуата­ции крестьян и горожан софийских вотчин. В ризнице собора на протяже­нии столетий собирались чудесные изделия серебяников, вышивальщиц. Все, что создавалось в Новгороде и привозилось из заморских стран, шло в Софийский собор. Так, с XII века в ризнице собора хранились крати­ры-сосуды для причастного вина,-изготовленные из позолоченного сереб­ра, искусно украшенные чеканными изображениями святых и чернью. Они выполнены Новгородскими мастерами Братилой и Костой. В ризнице храни­лись одеяния священослужителей из дорогих тканей, шитые жемчугом. Су­ществует предание, что в ризнице Софии хранилась "долбня" Ивана Гроз­ного, которой он якобы выколачивал заговорщический дух и смирил непо­корных Новгородских бояр.

Библиотека Софийского собора, размещавшаяся на втором этаже, была одним из богатейших книжных сокровищ древней Руси. В ней хранились ле­тописи, сборники законов. Здесь находился древнейший список "Русской правды". С XI века при Софийском соборе велась Новгородская летопись.

Софийский собор являлся религиозным и политическим центром Новго­рода.Он был свидетелем многих исторических событий. В торжественной обстановке новгородцы принимали иноземных гостей, решали важные госу-

дарственные вопросы. Иногда у стен Софии собиралось вече. От стен со­бора уходили на боевые подвиги полки Александра Невского. Новгородская София была символом Новгорода, Новгородской земли.

Великолепный памятник древнерусского зодчества, памятник русской истории, в годы Великой Отечественной Войны был варварски разрушен и разграблен фашистскими захватчиками. Установлено, что ограблением Со­фийского Собора непосредственно руководил командир 1-ой немецкой авиа­полевой дивизии генерал-майор Вильке.

Черезвычайная Государственная Комиссия установила, что ущерб,при­чиненный гитлеровцами Новгороду, исчисляется в сумме более 11 миллиар­дов рублей!

Главный иконостас Софии был найден в Германии и возвращен в 1947 году в Новгород, но в каком состоянии. Многии иконы были расколоты, пробиты осколками снарядов. Часть икон исчезла бесследно. Подверглись разрушению царское и святительское места. Полностью погибло изображе­ние "Вседержателя" в центральном куполе Софии.

Уже в 1945 году в Софийском Соборе начались реставрационные рабо­ты. Восстановление собора решено было сочетать с археологическими рас­копками, с полным обследованием памятника русской культуры. Истори­ко-архитектурные исследования велись научной бригадой академии архи­тектуры СССР под руководством профессора Н.И. Брунова. Археологические раскопки 1945-1947 годов проводились под руководством А.Л.Монгайта. В 1962-1964 годах новые раскопы в соборе производили архитекторы специ­ально-производственной реставрационной мастерской Г.М.Штендер и

Л.М.Шуляк. Исследования дали новый материал по истории здания, строи­тельной технологии, отделки, фресковой росписи собора.

Новгородская София относится к типу пятинефных храмов, могучие столбы делят собор на пять приходов-нефров. К основному пятинефному объему с юга, запада и севера примыкают двухэтажные закрытые паперти. Южная, Мартирьевская паперть с востока завершается приделом Рождества богоматери, а северная-приделом Иоанна Богослова.

Софийский собор увенчан шестью главами, пятью в центре и одной на юго-западной стороне,над лестницей на палати храма.

Сейчас выяснено, что собор сохранил до нашего времени те архитек­турные формы, которые были приданы ему в XI веке. Отличие современного вида здания от его первоначального облика невелико. В XI веке не было больших окон, которые ныне прорезают стены собора. Порталы появились в XVI веке. Свинцовая кровля XI века была заменена кровлей из листового

железа. Средний купол-маковица впервые оделся позолоченными листами в

1408 году.

До 1156 года храм снаружи не был отштукатурен. Его кладка из ог­ромных, неправильной формы камней, скрепленных розовой цемянкой-раст­вором извести с прибавлением мелко истолченного кирпича-придавала постройке особую красоту и суровость. Стены собора лишены декоративных деталей. При фасаде членятся мощными выступами-лопатками. С восточной стороны собора выступают три большие и две малые апсиды. Три средние соответствуют главному алтарю диаконнику и жертвеннику, две малые-бо­ковым приделам: Рождественскому и Иоанна Богослова. Здание храма пе­рекрывается сводами. Одни своды округлые, другие двускатные.

Высота собора от уровня древнего пола до замка купола средней гла­вы-36,5 метра. Древний пол был на 1,3-1,8 метра ниже пола современно­го. Длинна храма внутри (с севера на юг)-около 40 метров, ширина 35 метров. Толщина стен больше метра. На кресте центрального купола-свин­цовый голубь. Когда-то голубь служил символом присоединения духа свя­того над храмом и над всеми, молящимися в нем. А затем возникла леген­да-одна из многих легенд, овевающих историю Софии "Как голубь слетит с креста-тут и Новгороду конец.".

Три входа-южный, западный и северный ведут в собор. Западный яв­лялся главным. Он расположен против главного алтаря, все торжественные процессии обычно входили через него. Западный вход особенно интересен бронзовыми Сигтускими вратами. Историки полагают, что эти врата были взяты новгородцами в качестве военного трофея во время победоносного похода в Швецию в конце XII века. Отсюда их название: столица древней Швеции называлась Сигтуной. Указания на то, что врата попали в Новго­род из Швеции имеются в шведских документах.

Створы Сигутских врат украшены бронзовыми пластинами с рельефными композициями на ветхозаветные и новозаветные темы. Среди фигур изобра­женных на вратах, фигура магдебургского епископа Вихмана и плоцкого епископа Александра.По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 годах. Внижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров-литей­щиков, возможно причастных к созданию врат. Надписи дают их имена Рик­вин и Вайсмут. В центре нижней части створы-третья фигура. Над ней на­чертано "Мастер Авраам". В его руках молот и клещи. Специалисты пола­гают, что это изображение новгородского мастера, собиравшего врата в Новгороде.

На западном фасаде собора, над вратами - фресковая роспись, выпол-

неная в начале XVI века.

Интересны также врата Корсунские, ведущие в Рождественский придел собора. Эти бронзовые врата XI века византийской работы, с изображени­ем крестов и с растительным орнаментом, по преданию дар Ярослава Муд­рого новгородцам. Были в Софийском соборе врата Васильевские, назван­ные так по имени новгородского архиепископа Василия. Изготовлялись они новгородскими мастерами. В 1570 году, после подавления боярского заго­вора в Новгороде, Иван Грозный вывез Васильевские врата в Александ­ровскую слабоду под Москву.

Внутри собор также величественен, как и снаружи. При центральной нерфе, образованной мощными , кресчатами в плане столбами, с восточной стороны завершаются полуциркульными алтарными апсидами, средняя из ко­торых украшена мозаичными плитами. В юго-западном углу основного мас­сива здания, в прямоугольной башне расположена широкая винтовая лест­ница, которая ведет в верхний этаж на так называемые палати, охватыва­ющие собор с трех сторон. На палатях и в башне находились тайники, где хранилась казна "Дома святой Софии" и Великого Новгорода. Но тайники не всегда спасали сокровища Софии. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Брячиславич неожиданно напал на Новгород, похитил из собора церковную утварь, колокола. В XVII веке шведы во главе с Делагарди грабили Нов­город, похитили и ценности из собора.

Новгородская летопись свидетельствует, что Софийский собор начали расписывать внутри в XI веке. От росписи XI-XII веков до нас дошли только небольшие фрагменты.

При реставрации собора в конце прошлого века В.В.Суслов открыл сохранившуюся в ряде мест древнейшую роспись. В главном куполе было расчищено изображение Христа "Вседержателя", несколько ниже четырех архангелов и между окон центрального барабана, в простенках изображе­ние восьми пророков.

Страшному разрушению подверглась роспись собора во время фашист­ской оккупации. В 1941 году немецкий снаряд пробил купол, был выбит один из простенков барабана центральной главы. Из фресок в куполе сох­ранились изображения пророков Соломона, Даниила и нескольких других. Размеры этих фигур более двух с половиной метров. Роспись XI века сох­ранилась только на северной пиллстре Мартирьевской паперти. Это через­вычайно интересное изображение императора Константина и матери его Елены. Фигуры написаны плоскостно, но рисунок исполнен уверенно и сво­бодно , цветовая гамма сдержана . Раскопы в Мартирьевской паперти,

произведенные в последние годы, открыли на нижних частях стен фрагмен­ты фресковой росписи, относящиеся к XII веку.

Наиболее интересна композиция "Деисус"-сцена моления. Семь поясных фигур. В центре Христос. К нему в молитвенных позах склонились с одной стороны богоматерь, архангел Михаил, апостол Петр, с другой-Иоанн Предтеча. Изображение архангела Гавриила и апостола Павла не сохрани­лись, фигура Иоанна Предтечи сохранилась наполовину.

Фреска "Деисус" была заложена кирпичной стенкой склепа в XVII ве­ке. В раскопе Мартирьевской паперти , в строительном мусоре было соб-

рано множество сбитых фрагментов фресок. Среди них и кусочки фресок на розовой штукатурке XI века.

Рассматривая Софийский собор внутри, Вы, наверное обратили внима­ние на всевозможные надписи и рисунки, нацарапанные во многих местах на стенах собора. Это граффити-древние начертания, способные многое рассказать о посетителях Софии. Особенно много граффити в Новгороде, Киеве. Иной раз такие надписи делались на предметах домашнего обихода, сосудах. Они передают черты быта и языка их авторов. Граффити располо­жены в основном на нижних частях стен и в лестничной башне собора, ра­зумеется на уровне человеческого роста. Время их появления XI-XIV ве­ка. Содержание самое разнообразное. Встречаются граффити о событиях политической и церковной жизни собора и Новгорода, молитвенные изобра­жения, изображение людей, зверей, птиц.

Особый интерес представляют записи, донесшие до нас вольнодумные мысли их неизвестных авторов. Некий новгородец, соскучившись во время не очень увлекательной проповеди, наблюдая "скуки ради" за собратом, написал на стене "Якиме стоял успе, а лба о камень на растепе.".

Замечательными украшениями собора являлись ее мозаики, сложенные из кусочков смальты-разноцветного непрозрачного стекла. Кусочки мозаи­ки вдавливались в сырую известковую плиту. А предварительно по штука­турке делался эскиз красками. Первые мозаики в Софийском соборе появи­лись в XI веке. Ими было украшено в алтаре "чернее место". Позднее при поднятии пола соответственно подняли и мозаичные украшения. Мозаичными плитами были выложены полы алтаря, центрального нерфа и алтаря Рож­дественского придела. Первые иконы во вновь отстроенный Софийский со­бор, по преданию, были привезены из Византии:"Спас на престоле", "Петр и Павел". Позднее эти иконы заняли место в первом(местном), наиболее чтимом ряду иконостаса.

Иконостас отделял алтарь-"святая святых"- от всех молящихся. Пер­вое летописное упоминание о Софийском иконостасе относится к

XIV веку-оно связано с пожаром в Софии. К XVI веку главный иконостас Софии насчитывал уже около семидесяти икон. Он имел 10 метров в высоту и около 17 метров в ширину. Среди икон Софийского иконостаса есть ше­девры древнерусской живописи. Не все иконы Софийского собора анонимны. Большинство икон Софии было украшено серебряными окладами филигранной работы. На всемирно известной иконе XI века"Петр и Павел" сохранился оклад замечательной чеканной работы новгородских мастеров XII века.

На некоторых новгородских иконах предметом украшения был сам Со­фийский собор. И они обретают для нас особую историческую ценность. София изображена на иконе XV века "Битва новгородцев с суздальцами". Пышность и величие собору предавали и дорогие светильники-паникадила, лампады. Замечательно по величине, древности и художественной отделке большое бронзовое паникадило, помещавшееся против царских врат главно­го алтаря. Оно состояло из четырех сужающихся к верху ярусов и было украшено наверху двухглавым медным орлом. Это паникадило подарил в 1600 году Борис Годунов. Оно весило около четырех тонн.

В Софийском соборе находилось святительское и царское моленные места. Святительское место было изготовлено для собора в 1560 году, а царское место Иван Грозный приказал сделать во время похода в Новгород в 1572 году. Моленные места представляют собой великолепные по работе декоративные сооружения, сплошь покрытые резьбой. Резьба в виде вь­ющихся стеблей, переходящих в листья, цветы, покрыты позолотой. Царс­кое место увенчалось крестом и голубем, святительское-крестом.

Службы в Софийском соборе отличались пышностью, богатством. Для утверждения христианства священники пользовались всеми средствами.

"Холдейская пещь" хранилась в Софийском соборе. Она состояла из двенадцати столбов на круглом основании. Между столбами помещались разные человеческие фигуры с поднятыми кверху руками. Они как бы под­держивали верхний круг "пещи".

Уже с XI века Софийский собор использовался как место захоронений. За восемь столетий существования Софии здесь было погребено около 50 человек. В соборе похоронены князья Владимир Ярославич и Мстислав Храбрый, новгородские "владыки"-епископы. В их числе первый епископ Новгорода Иоаким Корсунянин, второй епископ-Лука. Здесь же могила Фео­фана Прокоповича, известного церковного деятеля и писателя. С 1724 по 1736 год он был архиепископом Новгородским. Представляет интерес гроб-

ница ладьевидной формы, высеченная из целого куска белого камня. В

гробнице оказался скелет мужчины. Это погребение сохранило останки ар­хиепископа Василия, "в миру" звавшегося Григорием Каликой. По его при­казу для Софии были изготовлены золоченые врата.

В Софийском соборе в настоящее время завершаются работы по его реставрации. Вновь заняли свое прежнее место царское и патриаршее мо­ленные места.

Стройно высится у крепостной стены Софийская звонница. Ныне су­ществующая пятипролетная звонница появилась в конце XV-начале XVI ве­ка. Двухэтажный домик с южной стороны звонницы пристроен в XVII веке.

Ныне колокола находятся внизу на постаменте. Один из них, весом 80 пудов, отлит в 2589 году для Новгорода по заказу Бориса Годунова. Вто­рой весом 200 пудов , отлит в 1599 году для Хутынского монастыря псковскими мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоа­кимом Ивановым. Самый большой колокол-в него звонили по праздникам-ве­сом 1614 пудов, отлит мастером Ермолаем Васильевым в кремле в 1659 го­ду.

В годы войны (1941 года) два колокола были закопаны в землю. Дру­гие погружены на баржу для эвакуации, но баржа затонула. После осво­бождения Новгорода затонувшие колокола были подняты и заняли свое мес­то у звонницы.

Стоит на берегу Волхова древний и вечно молодой город-Новгород. А в центре его кремля по прежнему высится величавый Софийский со­бор-прекрасный памятник русской архитектуры и истории.

ЛИТЕРАТУРА:

Ю.И.НИКИТИНА - СОФИЙСКИЙ СОБОР