СМИ в России

СМИ в России

Введение

Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.

Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Из выше сказанного становится ясно, что социологу – исследователю просто необходимо знать всё процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понять закономерности формирования общественного мнения, идеологии.

Большинство исследований современности, прямо или косвенно относящиеся к теме средств массовой информации, посвящены проблемам повышения эффективности СМИ, увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на мировоззрение отдельного человека и целого социума. Однако почти никто не задумывается о том, что прежде чем что-либо усовершенствовать нужно сначала изучить это в мельчайших деталях, поняв все тенденции и закономерности данного явления. 1

Тема работы ''Информационные агентства России''.

Объектом исследования является информационное пространство России.

В постановке целей информационной деятельности, в выборе средств и методов её осуществления, в предвидении результатов явно или неявно в той или иной форме присутствует представление об аудитории — о тех, кому адресован материал, передача. В их сознании, в их деятельности должно совершиться то, ради чего работает мощный механизм современной массовой информации.

Следовательно, эффективность средств массовой информации определяется степенью реализации целей, поставленных перед ними, естественно, с учетом объективных информационных потребностей аудитории в данное время и в данных условиях. Поэтому знание информационных потребностей аудитории важно для социологии, а их удовлетворение – для средств массовой информации. Знания об интересах аудитории, о ее стремлении получать информацию определенной проблематики, типа повествования, круга авторов, направленности и т. д. дают основания для программирования эффективной работы. Близость материалов интересам аудитории позволяет устанавливать и поддерживать контакт с нею.

Глава 1. Развитие рынка СМИ России

Почти во всех регионах количество СМИ по сравнению с 1991-1992 гг. увеличилось примерно в три раза. Например, только в Приморском крае ежегодно регистрируется до 15 новых изданий, – правда, столько же в течение того же периода прекращают свое существование. Но точных данных о том, сколько из вновь образованных СМИ действительно функционируют, в регионах нет (особенно это касается аудиовизуальных СМИ, которые получив лицензии, могут не вещать по два и более года). В том же Владивостоке, к примеру, зарегистрировано 60 изданий, а выходят только 38 из них. Тем более, что практически невозможно установить, сколько первоначальных владельцев и учредителей СМИ сохранили контроль за учрежденными 5-6 лет назад СМИ, поскольку существует практика, когда новый владелец не афиширует своего вхождения в медиа-бизнес и, рассчитавшись с прежним владельцем наличными в качестве “отступного”, становится фактическим собственником, ничего не меняя в учредительных документах. Таким образом, у СМИ сохраняется старая торговая марка, остается прежним формальный учредитель или владелец, а на самом деле издание или компания уже принадлежит другому издателю и хозяину.

Значительно различается степень насыщенностью СМИ в зависимости от региона. Судя по результатам анкетирования, только во Владивостоке реально функционируют 18 местных телекомпаний, в Екатеринбурге их – 11, во всех остальных регионах – по 5-6. Газет, скажем, в Воронежской области – 156, а вот в Красноярском крае в 1998 году зарегистрировано около 600 СМИ. В Самарской области, со слов респондентов, 589 СМИ, в том числе 363 газеты и более 60 телерадиокомпаний. В то же время Ростовская область слабо насыщена печатными СМИ: здесь, судя по количеству печатных изданий и подписчиков на тысячу человек взрослого населения, насыщенность печатью в полтора раза ниже, чем в соседнем Краснодарском крае. При этом во Владивостоке, к примеру, сохранились университетские многотиражки, газеты моряков и рыбаков, ведомственные и национальные издания, партийные газеты, рекламные газеты и журналы, литературно-публицистические издания. Разнообразен и газетный мир Воронежа, к тому же в этом городе работают более 20 рекламных агентств.

Вне всяких сомнений можно утверждать, что вторая половина 90-х годов на информационном рынке России отмечена резкой активизацией процессов концентрации медиа-собственности – формированием больших компаний, способных на масштабные инвестиции в новые технологии, большую трату денег на создание программ, быструю переброску капитала из одного подразделения в другое и т.п. Эта интеграция способна приобретать целый ряд форм: мультимедийные объединения (издательства, радио, телевидение), многоотраслевые конгломераты (когда к СМИ подключаются структуры других секторов экономики), выстроенные по вертикали и горизонтали альянсы (когда в руках одного владельца оказываются все этапы производства и распространения информации). При этом на авансцену выдвигаются медиа-организаторы – бизнесмены, обеспечивающие телерадиовещание и прессу значительными инвестициями, а себя – положением монополистов на рынке СМИ.

Однако Россия в этом процессе не является исключением: последние несколько лет в мире масс-медиа во многих странах особенно активно обсуждается вопрос о том, как регулировать концентрацию собственности и перекрестное владение в этой сфере. При этом единого подхода к решению этой проблемы нет, как нет его пока и в России, где процесс экономической концентрации только-только начинается. Однако особую озабоченность должно вызывать не это, а обнаруженное в результате проведенного нами исследования специфическое явление: в России утверждается совершено особый вид концентрации – “идеологический или политический”, – причем этот процесс чрезвычайно активизируется всякий раз, когда страна приближается к очередным парламентским или президентским выборам. В результате складывается не вполне естественная для рынка и поэтому более тревожная “политическая монополия” на СМИ партии власти. Ее костяк составляют государственные чиновники, руководители администраций, губернаторы, мэры, независимо от их политических пристрастий, а ее “высшим” проявлением можно считать “Семью” и ее окружение.

Однако все же пока самым крупным монополистом на информационном рынке по-прежнему остается государство в разных своих ипостасях:

– большинство типографий в государственной собственности;

– все РТПЦ, превратившиеся в филиалы ВГТРК, находятся в федеральной собственности.

В целом же рынок общефедеральных российских СМИ представляет собой причудливую смесь государственного и частного вещания, в значительной мере основанную на личных связях и политической власти. Поэтому в регионах говорят о попытках создания представителями властей своих медийных групп, которым не только помогают средствами из бюджета, но и добиваются подписки на “нужное” издание от подведомственных государственных органов и распределяют рекламные поступления в “свои” СМИ от тех фирм, которые зависят от правительства и администрации. Вообще же все преференции, которые предоставляет государство своим структурам для создания СМИ, однозначно воспринимаются “частниками” как нарушение условий добросовестной конкуренции: начиная с ограничения доступа к информации о деятельности власти, дотаций, льготных тарифов “своим” изданиям и кончая монополией на ретрансляцию сигнала негосударственных вещателей (90% арендуют либо передатчики, либо мощности телебашни у РТПЦ).

К тому же дружественные к правительству (администрации, мэрии) вещатели получают и иные виды преференций. Вполне возможно, что все эти меры сохраняют на плаву издания, которые бы неизбежно прекратили существовать в условиях более жесткой конкуренции. Хотя очевидных доказательств для подобных выводов пока нет.

Разумеется, если говорить о концентрации в масштабах не отдельных регионов, а на более высоком уровне, то здесь пока что российские СМИ отстают от своих западных “учителей”. Во всяком случае, наше исследование не выявило какой-то устойчивой тенденции к межрегиональному слиянию нескольких информационных компаний или к созданию “газетных межрегиональных цепей” в исследуемых регионах (опять же если не считать таковыми политические объединения СМИ некоторых мэров и губернаторов, которые на самом деле не структурированы и не собраны в единый холдинг).

Правда, на региональном рынке есть небольшое количество примеров “горизонтальной” концентрации, когда компания контролирует несколько подразделений, каждое из которых вовлечено в производственный процесс – в выпуск программ, например. Однако, пока что самой распространенной формой концентрации в регионах можно считать мультимедийную концентрацию, когда компания контролирует различные СМИ, радио, телевидение, печать. Безусловно, мультимедийной концентрации в России еще очень далеко до мультимедийной концентрации “Ньюс Корпорэйшн” Р.Мердока. Однако этому есть “оправдание”: Мердок начал создавать свою империю тридцать лет назад, а первый российский медиа-холдинг “Медиа-Мост” – кстати, первый и весьма успешный пример мультимедийной концентрации в России – был образован только в январе 1997 года.

“Вертикальная” интеграция так или иначе также присутствует во всех компаниях и издательских домах, которые контролируют все этапы процесса производства и распространения программ и своей печатной продукции (хотя так же, как в России существует монополия связистов, во многих регионах существует и монополия “Роспечати”).2

Чистых примеров многосекторной концентрации – когда фирма ведет конкурентную борьбу в нескольких секторах экономики и владеет СМИ – в России еще очень мало, и все такие компании являются стержнем нескольких информационных империй. Среди них – крупные сырьевые гиганты и финансово-банковские группы (“ЛОГОВАЗ”, “Интеррос”, “Газпром”, “Лукойл”, “Медиа-Мост”, “Альфа-групп”). Трудно сказать, можно ли считать международной интеграцией деятельность российских компаний с участием иностранного капитала, поскольку эта форма концентрации предполагает присутствие таких информационных компаний на нескольких мировых рынках. Но все-таки стоит отметить, что среди совместных проектов особенно выделяются: издательский дом “Индепендент Медиа” и телевизионная сеть “СТС” (совместный проект “Стори Фёрст” и “Альфа-групп).

Важным вопросом, который возникает в связи с любой из форм концентрации – является проблема оказываемого ими влияния на конкуренцию. Несмотря на то, что почти половина из опрошенных видит попытки “монополизации” рынка СМИ со стороны власти и капитала, практически все без исключения считают, что несмотря на это конкуренция в регионах весьма развита. Прежде всего – конкуренция между компаниями одного вида СМИ: между телекомпаниями, между радиокомпаниями, между печатными изданиями. Кстати, не стоит сбрасывать со счетов и мнение тех руководителей СМИ, которые убеждены, что у концентрации есть свои преимущества: экономятся средства, удешевляется процесс производства, повышается качество работы.

И конечно, результаты исследования еще раз подтвердили: успех регулирования, в том числе правового, концентрации на рынке СМИ неразрывно связан с требованиями “прозрачности” этого рынка.

Поскольку в России пока нет специальных ограничений на перекрестное владение СМИ и специальных законов в области концентрации, все исходят из норм антимонопольного закона. Однако нарушения даже его немногочисленных положений в области СМИ трудно установить, потому что не ведется постоянного мониторинга медиа-рынка в каждом регионе и, конечно же, потому что чрезвычайно низок уровень прозрачности самих СМИ. Ведь для того, чтобы понимать происходящее на рынке СМИ и обеспечить добросовестную конкуренцию, совершенно необходимо знать, в том числе, кто и чем владеет и кто что кому продает. Но даже если отчет о собственности и собственниках СМИ еще можно себе представить, то найти какой-то метод для вычисления таких критериев, как финансовое или политическое влияние и человеческие взаимоотношения очень непросто.

На Западе такие попытки предпринимаются давно, и в основу инструмента достижения прозрачности положены следующие критерии:

1). Как физическое лицо, или фирма, или группа физических лиц связаны друг с другом – прямыми связями, косвенными связями, семейными отношениям, внешними финансовыми или коммерческими делами, договорами.

2). Среди участников за пределами предприятия следует указать два характерных для СМИ фактора влияния: основной банк предприятия и уровень его поступления от рекламы и основные компании, распоряжающиеся этими поступлениями от лица предприятия. Безусловно, в такой ситуации чрезвычайно важна роль контролера – кто и зачем все это будет делать.

Совершенно очевидно, что в России пока очень трудно соблюдать подобные правила прозрачности, даже если они и появятся в практике правового регулирования концентрации СМИ: связи владения (права на участие в голосовании и участие в капитале) в СМИ не очевидны; связи владельца с сотрудниками (исследование состава советов директоров и их заинтересованность в бизнесе, семейные отношения, прежние профессиональные связи) представляются вполне естественными; финансовые связи владельца очень часто описать вообще невозможно, потому что самый “влиятельный” владелец формально не владеет акциями ни одного из своих предприятий (классический пример – Б.Березовский).

Вот почему полезно хотя бы начать дискуссию на тему о том, что такое концентрация СМИ, почему она неизбежна, в чем заключена связанная с ней опасность и для чего ее все-таки пытаются регулировать во всем мире.

Следующим этапом движения к становлению цивилизованных отношений в медиа-среде явится разработка законодательных документов, учитывающих и проблему концентрации, и требование соблюдения принципов прозрачности.

Такие нормативные документы, разумеется, должны учитывать сложившуюся систему законов РФ в области СМИ, антимонопольное законодательство, европейский опыт в области регулирования концентрации и соблюдения требований “транспарентности” – прозрачности медиа-среды. Несомненно также, что работа в этом направлении должна учитывать и специфические российские условия: экономическую нестабильность, политические кризисы, неразвитую инфрастуктуру изучения и исследования рынка, “особые отношения” властей всех уровней с прессой и издателями, чрезвычайную включенность медиа-бизнеса в текущую политику и т.д. Грядущие выборы, безусловно на время отодвинут серьезную дискуссию о необходимости таких законопроектов, но это вовсе не означает, что проблема концентрации перестанет быть актуальной. Наоборот, в период выборов и общество в целом, и медиа-сообщество в частности, наверняка столкнуться с опосредованными, но все равно весьма неприятными проявлениями нерегулируемого процесса концентрации: в предвыборных схватках некоторые участники рынка потеряют деньги и репутации, а другие – приобретут колоссальное влияние, которое не всегда будет использоваться в интересах общества.

Конечно же, никакие регулирующие меры не остановят процесс концентрации СМИ в России, как никакие ограничения не остановили его ни в одной стране мира. Но эти меры могут помочь избежать наиболее уродливых последствий концентрации и будут способствовать развитию подлинной, не мифологизированной свободы СМИ в России.

Глава II. Обзор российских информационных агентств

Информационное агентство "AK&M" специализируется на экономической и финансовой информации, оперативных новостях и аналитике всех сфер бизнеса. Корпункты "AK&M" расположены в сорока пяти регионах России, в четырех городах страны имеет представительства. Агентство не только собирает и распространяет информацию, но и выпускает собственные аналитические исследования.

Информационное агентство InterMedia предоставляет самые полные и свежие новости из мира шоу-бизнеса, кино и моды. Корреспонденты InterMedia первыми узнают новости из жизни звезд и оперативно информируют о концертах, фестивалях, клубных вечеринках, релизах альбомов, съемках клипов и многом другом.

Межрегиональное агентство информации "Вся Россия" готовит ежедневные пресс-обзоры крупнейших региональных газет. Более 100 ведущих газет, представляющих 65 субъектов Федерации, являются партнерами. Помимо печатных СМИ с агентством сотрудничают региональные информационные агентства, что позволяет оперативно получать новости из российских губерний.

Агентство новостей ИМА-пресс - одно из первых независимых информационных агентств России. Образовано весной 1989 года. Выпускает ежедневную ленту новостей и еженедельную сводку, посвященную проблемам российского ТЭКа.

Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) - такое название агентство получило в январе 1992 года, после провозглашения суверенитета России. ИТАР-ТАСС, являющееся сегодня одним из пяти ведущих мировых информационных агентств, сохранило свой статус центрального государственного агентства, приобретя новые черты, связанные прежде всего с демократическими преобразованиями в России, расширением доступа к информации и внедрением новых компьютерных и телекоммуникационных технологий.http://www.azipi.ru/

Информационное телеграфное агентство России - одно из пяти ведущих мировых информационных агентств. ИТАР-ТАСС сохранил свой статус центрального государственного агентства, приобретя при этом новые черты, связанные прежде всего с демократическими преобразованиями в России, расширением доступа к информации и внедрением новых телекоммуникационных технологий.

Информационное агентство "ИнтерНовости" специализируется на региональной информации и теле мониторинге. Создано в рамках проекта обмена информацией между региональными телекомпаниями, организованного АНО "Интерньюс".

Информационное агентство "Интерфакс" является ведущим поставщиком политической, деловой и финансовой информации из России, стран СНГ и Балтии. Созданный в 1989 году, "Интерфакс" за годы своей работы завоевал на мировом рынке репутацию независимого, компетентного, достоверного и оперативного источника информации.

Информационное агентство "Мир Новостей" - это эксклюзивные новости на самые разные темы. Развитая корреспондентская сеть позволяет агентству оперативно реагировать на события политической, экономической, культурной и спортивной жизни.

Агентство экономической информации "Прайм-ТАСС" создано в июне 1996 года. Лауреат конкурса "Экономическое возрождение России". Награждено призом "Серебряный Меркурий" Торгово-промышленной палаты и Союза журналистов России. Победитель конкурса "Бизнес-Сайт 99".

Московское Правозащитное информационное агентство ПРИМА распространяет на русском и английском языках новости, касающиеся положения с правами человека вРоссии, республиках бывшего СССР и за рубежом. Агентство ПРИМА создано на базе правозащитной газеты "Экспресс-Хроника", издающейся в Москве с 1987 года. Агентство располагает собственной корреспондентской сетью. Информация поступает в московскую редакцию из различных регионов России, Белоруссии, Украины и других республик бывшего СССР. Агентство получает информацию о политических событиях и ситуации с правами человека на Кубе, в Китае, Вьетнаме, Бирме, Лаосе, Ираке, Иране и некоторых других странах. Новости размещаются на сайте агентства по мере их поступления, а также рассылаются по подписке отечественным и зарубежным средствам массовой информации.

Ведущий российский интернет-холдинг "РосБизнесКонсалтинг" был создан в 1992 году, и на сегодня уверенно лидирует на информационном рынке. Круглосуточно на сервере РБК в режиме реального времени выпускаются оперативные новости, освещающие все важнейшие события. РБК располагает обширной корреспондентской сетью и всю информацию получает непосредственно из первоисточников.

Российское информационное агентство "Вести" предоставляет подписчикам оперативную политико-экономическую информацию о жизни России и мира. У агентства широкая корреспондентская сеть в России, СНГ и за рубежом. С 1998 года входит в медиа-холдинг ВГТРК.

Информационное агентство "Эхо Москвы" предоставляет подписчикам оперативную эксклюзивную информацию в сфере политики, экономики, культуры и общественной жизни. Агентство выпускает 30-40 эксклюзивных материалов в день.

Информационное Агентство “СеверИнформ” является зарегистрированным средством массовой информации (с мая 1999 года).

ИА "СеверИнформ" располагает корреспондентской сетью во всех регионах Северо-Запада России и соседних регионах. Центральный офис (редакция) ИА "СеверИнформ" располагается в городе Вологда.

Информацию "СеверИнформа" постоянно используют центральные СМИ (в т.ч. "Известия", "Русское Радио", "Российская газета", "Правда", "Сегодня", ОРТ), питерские СМИ (в т.ч. "Деловой Петербург", Час Пик"), ведущие российские Интернет-ресурсы ("Яндекс", "РосБизнесКонсалтинг", "Регионы России", "Полит.Ру", "Вся Россия", "Финмаркет").

Большинство региональных печатных СМИ Вологодской, Мурманской, Ярославской,

В то время как большинство информационных агентств, газет, журналов и других СМИ из-за своей ориентированности на интересы Москвы и Санкт-Петербурга очень часто предоставляют либо не полную, либо не объективную информацию о событиях в российских регионах, ИА “СеверИнформ” создало субнациональную корреспондентскую информационную сеть. Эта сеть, а так же центральный офис агентства (редакция и информационно-вычислительный технический узел) позволяют говорить о регулярном потоке новостной и аналитической информации из северо-западных регионов России, которым “СеверИнформ” снабжает своих подписчиков и посетителей сайта. Расширение сети и налаживание еще более тесных контактов с уже существующими партнерами и является сегодня приоритетной задачей агентства. В марте 1999 года, когда было создано Информационное агентство, информационный рынок Северо-западного региона был заполнен огромным количеством неструктурированной информации от различных источников. В то же время отсутствовала целостная картина событий в регионе. Новости из областей Северо-запада, попадающие в Интернет либо безнадежно устаревали и не подлежали публикации, либо требовали серьезной обработки и уточнений. А центральные СМИ видели только чрезвычайные новости — катастрофы. Поэтому, например, о Вологодской области, вся страна знала в основном то, что там посадили губернатора и сгорел интернат для психически больных. ИА “СеверИнформ” взяло на себя ответственность по созданию более объективной картины событий на русском Севере. Одновременно Агентство создавало единое информационное пространство региона. И уже летом 1999 года это информационное пространство - то есть корсеть в девяти субъектах федерации (которые через год назвали “Северо-западным генерал-губернаторством) - было создано.

В процессе развития агентство “СеверИнформ” создавало и продолжает создавать собственную корреспондентскую сеть, заключая контракты и договоры о сотрудничестве с наиболее профессиональными, ведущими журналистами в Северо-западном регионе. В марте 2001 года наше агентство вошло в Ассоциацию СМИ Северо-Запада России и подписало договор о сотрудничестве с Полномочным представителем Президента Черкесовым В.В..

http://www.rosbalt.ru/Информационное агентство "Росбалт" - общероссийское агентство с центральным офисом в Санкт-Петербурге. В сферу интересов агентства входят европейская часть России, страны Балтии и Скандинавии. Сегодня агентство имеет корреспондентские связи с Северо-Западным, Центральным и Приволжским федеральными округами; в Европе - с Финляндией, Швецией, Литвой, Латвией и Эстонией. Информация распространяется на русском и английском языках.

В пресс-клубе агентства регулярно проходят встречи с известными политиками, бизнесменами, влиятельными общественными деятелями. Постоянные участники пресс-конференций, брифингов, круглых столов и дискуссий - журналисты ведущих СМИ города и Северо-Западного региона.

Кроме того, интернет-портал ИА "Росбалт" предлагает свои услуги по созданию и поддержке полноценных интернет-проектов.

http://www.rustv.ru/Информационное Агентство "ИнтерНовости" - единственное в России информационное агентство, работа которого базируются на ежедневном мониторинге новостных выпусков региональных телекомпаний. Такой мониторинг возможен благодаря созданию уникальной системы обмена новостной информацией между региональными телекомпаниями "ИнтерНовости". Система обмена создана в апреле 1999 года и в настоящий момент насчитывает в качестве участников более 100 региональных телекомпаний со всей России.

http://press.yaroslavl.ru/Информационное агентство "Медиа-экспресс".

Основные направления деятельности агентства - сбор, аналитическая обработка и распространение по сети Internet информации об общественных и экономических процессах в Ярославской области и соседних регионах. Агентство профессионально занимается мониторингом региональной прессы, проводит исследования общественного мнения и медиа-рынка.

Постоянные информационные продукты агентства: ежедневная лента новостей с оперативными сведениями о происходящих в регионе событиях; ежедневный обзор ярославской прессы "Медиа-монитор"; еженедельный аналитический бюллетень по сообщениям ярославских печатных и электронных СМИ. Бюллетень содержит также эксклюзивную информацию о наиболее важных событиях. Кроме того, еженедельно выходят статьи наших специальных корреспондентов и сотрудничающих с агентством экспертов по актуальным проблемам общественной, экономической и культурной жизни региона. Отчеты о проводившихся агентством исследованиях общественного мнения и медиа-рынка также будут публиковаться на нашей странице в Internet.

Заключение

Итак, сегодня в постсоветской России складывается новая журналистика. Процесс этот еще далеко не закончен. Современная система массовой коммуникации вбирает в себя многочисленные элементы прежней партийно-советской печати. Одновременно в нее внедрились элементы западных буржуазных СМИ. Их взаимодействие, взаимовлияние приведет в будущем к тому, что система российских средств массовой информации приобретет свое оригинальное лицо, соединит в себе и характерные особенности русской традиционной журналистики, и лучшие достижения зарубежных СМИ. Отдельные черты этого лица можно различить уже сегодня. Многосубъектность СМИ привела к существенным изменениям в типологии отечественной журналистики. На месте монолита коммунистической печати появились многочисленные периодические издания разнообразной направленности, отличающиеся друг от друга и программами, и содержанием, и формой. Теперь каждый учредитель и издатель имеет право создавать собственную газету или журнал в соответствии со своими устремлениями, целями и задачами, если они не противоречат закону о СМИ. Это право может быть полностью осуществимо на практике при стабилизации жизни общества, укреплении законности, жестком контроле за ее соблюдением. Отсутствие данных условий приводит в настоящее время к различным нарушениям закона как со стороны средств массовой информации, так и со стороны властных структур.

Российская журналистика вновь стала многопартийной, какой она была до Октябрьской революции. Каждая новая партия, общественное движение стараются заявить о себе через собственный печатный орган. Несмотря на небольшие тиражи, партийная печать представляет собой довольно значительную часть общеполитических изданий. Многие независимые СМИ, которые стараются не афишировать своих политических симпатий, тем не менее тоже содержат в себе скрытую партийность, стоят на определенных политических позициях, активно отстаивая их в информационных баталиях. На это указывает политическое размежевание СМИ, связанное с драматическими событиями последних лет.

Регионализация средств массовой информации - тоже одна из характерных черт современной российской журналистики. Процесс этот набирает силу, отражая стремление к суверенизации отдельных автономных республик, краев и областей. Он сопровождается существенным типологическим расширением местных СМИ, повышением их влияния на социально-политическую жизнь регионов.

Вместе с тем новое лицо отечественной журналистики искажено сегодня конфронтацией СМИ друг с другом, с властными структурами, с аудиторией. Нередко их публикации носят дестабилизирующий характер и вызывают напряженность в обществе, что не способствует улучшению в нем социально-психологической атмосферы и жизни народа в целом.

Коммерциализация СМИ наряду с положительными результатами появлением новых видов изданий, теле- и радиопрограмм, финансово независимых от власти - принесла и негативные явления. Это рождение "теневой журналистики" - подкуп отдельных журналистов бизнесом для скрытой рекламы, антирекламы, заказных статей, интервью, использование сотрудников СМИ в качестве орудия для достижения неблаговидных, корыстных целей. Это также снижение критериев журналистской деятельности, увлечение СМИ эпатажем, скандалами, бульварными темами; пропаганда потребительства, распространение буржуазной массовой культуры; дегуманизация СМИ, падение духовности.

Коммерциализация дала толчок и такому явлению, как непрофессионализм сотрудников СМИ, который получил широкое распространение в информационно-коммерческой прессе, радиовещании, на телевидении. Он проявляется в слабом владении молодыми журналистами литературным языком, его замене вульгарно-просторечной, а то и ненормативной лексикой. Кроме того, их материалы грешат недостоверностью, необъективностью, одна из причин которых кроется в некомпетентности авторов, их слабой образовательной подготовке. Непрофессионализм является и одной из причин того, что иностранные СМИ заняли довольно сильные позиции на российском информационном рынке. Не имея здесь достойных конкурентов, они оказывают значительное влияние на российскую аудиторию, а также и на отечественную журналистику, особенно демократической ориентации, которая практически утратила характерные национальные черты и приобрела достаточно ясные очертания западных буржуазных СМИ.

Журналистов сегодня можно сравнить с духовными пастырями, за, которыми следует наш доверчивый русский народ. Используя всеохватность, непрерывность воздействия СМИ, особенно телевизионного вещания, они обладают большим влиянием на умы людей, чем пастыри прошлых лет - священнослужители, учителя. Влияние последних в настоящее время невелико: церковь еще не возродилась до былой своей духовной мощи, а школа и авторитет учителей разрушаются на глазах.

На этом фоне СМИ остаются одним из немногих социальных институтов, который имеет достаточно сил продолжать сеять разумное, доброе, вечное. В нынешних кризисных условиях очень важно, чтобы журналисты чувствовали и понимали всю меру ответственности перед своей аудиторией за каждое написанное и произнесенное ими слово. Только высокие созидательные, гуманистические цели и правильно выбранные средства для их достижения могут остановить процесс распада нашего общества, стабилизировать жизнь народа. И СМИ могут сыграть в этом ведущую роль.

Список литературы

Актуальные проблемы совершенствования СМИП. –Свердловск, УрГУ, 1986

Багиров Э.Г Место телевидения в системе СМИП: Учебное пособие. –М: Изд-во МГУ, 1976

Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. –М: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1986

Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. –М: Изд-во Российского Ун-та дружбы народов, 1996

Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития/АН Украины, Ин-т философии. –Киев: Наукова думка, 1993

Основы телевизионной журналистики. –М: Изд-во МГУ, 1987

Поваляев С.А. Научная информация: деятельность, потребности, мотивы. –Минск: Университетское, 1985

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. –М: Изд-во «РИП - холдинг»,1998

СМИП. –М: ИНИОН, 1985

СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. –М: Изд-во Российского Ун-та дружбы народов, 1995

СМИ в социалистическом обществе. –М: Политиздат, 1989

Социологические проблемы общественного мнения и деятельности СМИ. –М: ИСИ, 1979

Социология журналистики. –М: МГУ, 1981

Социология и пропаганда. -М: Наука, 1986

Шкондин М.В. Организация СМИП. –М: Изд-во МГУ, 1985

Багдикян Б. Монополия средств информации. –М: Прогресс, 1987

В зеркале критики: из истории изучения художественных возможностей массовой коммуникации. –М: Искусство, 1985

Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. –Тбилиси: Ганатлеба, 1987

Вильчек В.М. Под знаком ТВ. –М: Искусство, 1987

Горшков М.К. Общественное мнение. –М: Политиздат, 1988

СМИП. –М: Политиздат, 1984

Телеэкран - неограниченное господство? –М: Прогресс, 1987

Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность. –М: Политиздат, 1989

1 Коммерсантъ. 23.06.1998



2 Масс-медиа. Бюллетень Национальной службы новостей. 4.02.1998. #16