Проблемы развития культуры на рубеже тысячелетий в современной России

Проблемы развития культуры на рубеже тысячелетий в современной России

Ляпустин Б.С.

Культура как явление сложное и многогранное связано множеством нитей с современным историческим процессом. Именно в ней наиболее ясно высвечиваются все противоречия и сложности развития общества. Поэтому анализ тенденций развития культуры интересен не только сам по себе, но и позволяет лучше понять процессы, протекающие в других сферах жизни общества.

На сегодняшний день в науке существует около трехсот определений культуры. В данном докладе культура будет пониматься как форма исторической жизни человека и общества и как центральный элемент цивилизации. В этом случае носителем формы исторической жизни выступает культурно-исторический тип со своей картиной мира и системой ценностей, созданных обществом, в которых отражены присущие представителям каждой цивилизации "привычки сознания", т.е. способ оценки действительности, особенности видения мира и мотивации поведения. Сама картина мира и система ценностей раскрываются через такие категории культуры, как пространство, время, жизнь, смерть, счастье, труд, богатство и т.д. Смысл и содержание функционирования цивилизации заключается в том, что каждый культурно-исторический тип в рамках своей культуры стремится гармонизировать свои отношения с миром природы, социальным миром и миром духовным. Иными словами, культура выступает как сумма правильных и неправильных ответов в рамках цивилизации на взаимоотношения человека с природой, обществом и доминирующей системой ценностей.

Современная Россия живет в сложное и противоречивое время. Распад Советского Союза знаменовал конец существования особого типа цивилизации - советской. И теперь путем проб и ошибок мучительно нащупываются пути создания новой цивилизации. В это переломное время в России столкнулись несколько типов человека, их культур и систем ценностей, сложно взаимодействующих друг с другом. Главным итогом существования советской цивилизации явилось создание нового типа человека - советского человека, создавшего особый вариант небуржуазной культуры. Его картина мира с системой ценностей складывалась на протяжении нескольких десятилетий и окончательно оформилась к шестидесятым годам. Картина мира советского человека выросла из марксистской идеологии, которая объясняла пролетариату, кто он есть и каково его место в мире. Но сейчас она стала богаче и шире своей первоосновы, и партийная идеология может занимать в ней (и то не обязательно) лишь небольшое место. А центральным элементом является своеобразное представление о пространстве и времени.

Весь мир мыслился открытым для советского человека: Сибирь и пустыни, океан и даже космос - все покорялось человеку труда. Это порождало оптимизм, чувство уверенности, хозяина своей жизни и окружающего его мира. Однако взаимоотношение с окружающей природой строилось на основе взаимоотношения господства и подчинения, что неизбежно приводило к нарушению гармонии с природой и в конечном итоге - к негативным и даже плачевным результатам.

Но с другой стороны, такое понимание пространства вело к тому, что любой уголок земли мог восприниматься им как близкий и родной: будь то республиканская Испания, революционная Куба или освобождающиеся от колониализма страны Азии и Африки.

В то же время для советского человека была характерна коммунальность, при которой теснота выступает как ценность, порождающая социальный оптимизм, несмотря на бытовые неудобства. Теснота давала непосредственное ощущение слитности с обществом и коллективом, воспринималось как реальное выражение социального равенства и демократизма в жизни. Значительно большее раздражение и даже враждебность вызывали не бытовые неудобства и скученность, которые столь тягостно воспринимаются в наши дни, а мещанство, понимаемые как тихий и теплый мирок, отгороженный от всего мира с его романтикой покорения пространства и "запахом тайги".

Человек мыслил себя только в рамках коллектива, подчиненного ему и растворенного в нем. Коллектив давал человеку естественное чувство самосохранения, защищал его от произвола бюрократии, жизненных неурядиц и ударов судьбы, которые в одиночку человеку вынести невозможно. Эта защищенность, уверенность в завтрашнем дне давала еще один источник оптимизма, окрашивала окружающий мир в мажорные тона вне зависимости от трагичности существования отдельных судеб.

В такой картине мира восприятие времени наиболее внятно и наглядно было воплощено лозунгом "Время вперед!" Оно имело конкретное начало - создание пролетарского государства - и конец - построение общества всеобщего благоденствия и справедливости (коммунизм). Советский человек был устремлен в будущее, жил и переносил тяготы ради его достижения. Такое отношение ко времени порождало в общественной психологии советского общества, спокойное, терпимое отношение к неудобствам и недостаткам (прежде всего бытовым) сегодняшнего дня, создавало обстановку энтузиазма строительства нового общества и радостное ожидание скорого прекрасного будущего.

Однако при таком восприятии времени возникала ситуация, при которой все, что было до победы пролетариата оказывалось лишенным смысла и порождало иллюзию ненужности. Это выразилось в слабости исторической и культурной традиции, в безоглядном вычеркивании из духовной культуры многого из того, что было создано в предшествующие столетия, так как ошибочно считалось, что это не нужно для плодотворной жизни и деятельности.

На основе представлений о пространстве и времени и вырастающих из них эмоционально-психологических реакций личности и сложилась система ценностей советского человека. Одно из центральных мест в системе этих ценностей занял труд. Именно он выступал как высшая нравственная ценность. Труд существовал не столько для материальной выгоды и накопления богатств, сколько как источник неформальных личностных связей: дружбы, любви, ненависти и т.д. То есть трудовая деятельность создавала тот эмоциональный фон, который выдвигал на первый план духовное общение среди близких по образу жизни и деятельности людей и который необходим человеку для комфортного, счастливого существования, и стал основой превосходства духовного над материальным.

При этом недовольство монотонностью труда, физической усталостью отходила на второй план при осознании общественной оценки значимости трудовой деятельности. Именно эта сопричастность к высшей общественной ценности приводила к утверждению у советского человека пренебрежительное отношения к погоне за деньгами, накоплению богатств как самоцели и выдвигало на первый план духовное общение среди близких по образу жизни, деятельности и мотивации поступков людей. Это ощущение равенства и породили у советского человека такие черты характера как простота, скромность, отзывчивость, добросердечие, воспринимавшиеся как наиболее значимые морально-этические качества, наличие которых только и позволяло положительно характеризовать человека.

На этой основе у советского человека сформировалось представление о счастье как о жизни в коллективе и среди коллектива, ради которого совершаются все деяния и подвиги. А в ответ человек получал гарантию социально защищенного существования для себя и своей семьи. Это сформировало одно из важнейших качеств советского человека: для него не существует разрыва между личным интересом и общественно-государственным. Советский человек дал пример гармонии человека и общества на уровне трудовых и производственных коллективов.

Эта система ценностей создала особую духовную атмосферу, породила советскую духовность. Духовность формируется только тогда, когда в рамках личности происходит слияние доминирующей картины мира и системы ценностей с нравственным имеративом. Формирование духовно богатой личности никак не завязана жестко на религиозную веру или принадлежность к какой-либо конфессии. Когда духовность оказывается сформированной, то происходит как бы встреча человека с самим собой как с культурно-историческим типом.

В советской цивилизации картина мира была пронизана светскими, атеистическими началами. И это было не только потому, что атеизм был одним из краеугольных камней коммунистической идеологии, но и потому, что в рамках советской цивилизации удалось совершенно иначе, чем в буржуазной цивилизации, решить одну из главных проблем, лежащих в основе духовности, - проблему бессмертия человека.

В отличие от христианства, предлагавшего индивидуальный путь спасения и обретения бессмертия в потустороннем мире, в советском обществе было утверждено бессмертие в реальном земном мире среди людей. Это достигалось благодаря сохранению в памяти современников и потомков подвигов и славных дел, совершенных ради родного коллектива. И надо признать, что в общественном сознании за годы советской власти успешно закрепилось представление, что счастлив и бессмертен тот человек, который совершил великое деяние ради своего общества и государства, стал героем и остался в памяти своих сограждан. А сферы, где можно было прославиться, были безграничны: воинская доблесть, трудовые свершения, научные открытия, спортивные победы, достижения в области культуры. Именно этому представлению удавалось оттеснять религиозную идею бессмертия и в месте с этим и саму религию.

Однако у советской духовности было одно уязвимое место. Она открывала простор для активной общественной позиции, но подавляла индивидуальное начало. Исключение из духовной жизни исповеди и очищения души зачастую лишало человека индивидуального душевного покоя.

Культурно-исторический тип личности возникает из реальных социально-экономических и политических структур. Но получает окончательное завершение и оформление в любой цивилизации после того, как он находит отражение в художественных образах. В СССР это было совершено в рамках стиля соцреализма, и с присуждением Нобелевской премии Шолохову, что знаменовало собой признание существования советской художественной культуры и, следовательно, советского типа человека как всемирного культурно-исторического явления.

После закрепления сложившейся системы ценностей в художественных образах тип советского человека получил самостоятельное существование уже никак не связанное с социально-экономической действительностью. И с этого момента он автоматически воспроизводится и будет воспроизводиться до тех пор, пока будет существовать художественная культура. Формирование культурно-исторического типа через художественный образ приводит к тому, что уже не бытие определяет сознание, а сознание, пропущенное через художественную культуру, взгляд на жизнь через художественный образ определяло и будет определять становление культурно-исторического типа, часто помимо и вне идеологической сферы. Поэтому тип советского человека не связан с его профессиональной деятельностью и возникает среди всех групп общества. Советский человек благодаря художественной культуре, созданной в период существования СССР, сохраняется в российском обществе и принадлежит будущему, постоянно возрождая себя в определенной части новых поколений.

Однако современное российское общество намного сложней, чем советское общество 60-х годов. Хотя советский человек остается самой многочисленной группой общества, ему противостоят другие группы общества с иными картинами мира и системами ценностей. В связи с ограниченным объемом доклада их характеристики будут даны кратко.

В России исконно существует крестьянский тип личности с его мощной традиционной народной культурой. Она базируется на патриархальной картине мира и присущей ей системой ценностей, который дошел до наших дней благодаря длительному периоду существования феодальных пережитков и, в частности, сохранению крестьянской общины вплоть до начала XX века. Крестьянское представление о времени подчинено круговороту смены времен года и связанным с ним регулярным повтором сельскохозяйственных циклов. Поэтому циклическое, двигающееся по кругу время формирует консервативный, ориентирующийся на апробированный предками и предшествующими поколениями образ жизни и хозяйственной деятельности. Прогресс и крестьянство - вещи мало совместимые, и крестьянин настороженно и даже враждебно относится ко всему новому, приносящему изменения.

Кроме того у крестьянина пространство, освоенное им, не выходит дальше околицы. Это формирует в нем возможность существования без политических структур и надстроек, и крестьянин легко передает все функции, выходящие за пределы его хозяйственной деятельности, государству. Однако в ответ он требует от государства, без которого в этом смысле не может существовать, сохранения привычного ему мира, образа жизни и деятельности.

Крестьянин, связанный с землей вековыми традициями, предстает единственным культурно-историческим типом, который находится в гармонии с окружающей природой. Кроме того, для него характерны общинные, коллективные начала, при которых индивидуализм предстает не только одиозным, но и угрожающим его устоявшемуся миру враждебным явлением, подлежащим уничтожению или изгнанию с освоенной им территории.

Однако не следует крестьянство воспринимать как отжившее и принадлежащее только прошлому явление. Его традиционная культура является основой духовности нации, гарантом культурного развития. Именно в тех обществах, где крестьянство или было уничтожено буржуазной цивилизацией, или его изначально не было, духовные и культурные кризисы поражают общества глубже и болезненней. Кроме того, традиционная культура была в XX веке обогащена деревенской поэзией и прозой, и многогранная художественная культура крестьянского типа личности с развитыми духовными началами будет и дальше оказывать влияние на воспроизводство данного типа личности в России.

Благодаря позднему развитию капитализма в России, и поскольку вся русская национальная классическая художественная культура от Пушкина и до Солженицына является дворянской, в современной России присутствует культурно-исторический тип дворянина с его представлениями о чести, достоинстве, порядочности, как обязательными чертами каждой личности. Их образ жизни, деятельности и творчества является наиболее внятным выражением служения отечеству и превалирования духовного величия над мелкой материальной меркантильностью. В количественном выражении эта группа общества немногочисленна, но именно она, в значительной мере, составляет художественную элиту России и вместе с возвращенной досоветской художественной культурой оказывает через литературу и искусство постоянное и сильное влияние на современное российское общество. Поэтому дворянский культурно-исторический тип человека, несмотря на кажущийся анахронизм, принадлежит будущему России и будет воспроизводиться наряду с советским и крестьянским.

Несмотря на различия в системе ценностей и жизненных ориентиров, эти культурно-исторические типы объединяет то, что, во-первых, они все принадлежат небуржуазным цивилизациям и, во-вторых, для них характерно неразрывное единство личного и общественно-государственного, когда наличие сильного, активно регулирующего все аспекты общественного развития государства, выступит как одна из важнейших ценностей в картине мира.

Наконец, в последние два десятилетия в нашем обществе активно формировался буржуазно-индивидуалистический тип человека, и прежде всего в среде интеллигенции и партийно-государственной номенклатуры. Этот тип человека с его превалированием индивидуальных интересов над коллективными, материальных интересов над духовными, культом денег является господствующим в западном обществе, но не в России. К тому же он выступает антагонистом как по отношению к советскому, так и к крестьянскому и дворянскому типам человека.

У буржуазного индивидуалиста картина мира сформирована особым восриятием времени, так называемым "временем бизнесмена". Носителя буржуазных ценностей интересует практический интерес и выгода сегодняшнего дня, и откладывание на завтра получение прибыли для него неприемлемо. А в его системе ценностей готовность к подвигу и самопожертвованию ради общественного блага стоит на последнем месте.

Правда, здесь не все так однозначно. Буржуазный индивидуализм не имеет в России сколько-нибудь значительной художественной культуры и тех художественных образов, которые были бы яркими и притягательными. Наоборот, и в дворянской, и в советской, и в крестьянской художественной культуре он подан только негативно. А индивидуализм, созданный художественной культурой "серебряного века", с его прославлением "почестей, доблести и славы", в своей системе ценностей ближе стоит к дворянской культуре. Это делает поле индивидуалистической культуры России, тесно связанной с либеральными идеями и ценностями, еще более узким, пестрым и противоречивым.

Вообще картина мира буржуазного индивидуалиста в России до сих пор находится в стадии становления, и это ведет к тому, что нет устойчивой буржуазной "привычки сознания", лежащей в основе стабильного и полноценного рыночного капиталистического мира. Поэтому многие предприниматели до сих пор несут в себе различные аспекты небуржуазных картин мира и их реальная хозяйственная практика далека от строгих либеральных моделей.

Таким образом, современное российское общество предстает многослойным, что неизбежно порождает многочисленные противоречия и конфликты. Ситуация усложняется тем, что ни один культурно-исторический тип не находится в присущей ему цивилизации. Советская цивилизация сошла с исторической арены, а новая еще не сложилась.

Однако, с другой стороны, нынешняя сложная социокультурная ситуация имеет и одно важное качество. Именно современная Россия имеет то, чего нет ни в одной стране мира: современная Россия с четыремя типами человека (где три из них являются небуржуазными) и с соответствующими им картинами мира представляет собой самую динамичную социальную структуру в мире, которая взаимодействуя в рамках одного общества неизбежно будет создавать и принципиально нового человека, и новую духовную культуру.

Как показал М.М. Бахтин, все развитие культуры идет через диалог культур. Новое рождается на границах, где активно взаимодействуют между собой принципиально различные образы, инаковая духовность и картины мира. И наиболее плодотворная атмосфера для этого создана в России, где среди политической нестабильности и конфликтов, доходящих до кровопролития, идет выплавление новой духовной культуры, нового человека и новой российской цивилизации.

Ситуацию в современном российском обществе позволительно сравнить с той, которая сложилась в Италии в эпоху Возрождения. Тогда в духовной жизни активно взаимодействовали элементы античной, феодальной и буржуазной культур. Но в результате появился новый культурный феномен, который по своему содержанию не был ни античным, ни феодальным, ни буржуазным. Так и для современной России можно предположить, что новая культура, складывающаяся в условиях активного диалога, не будет ни советской, ни буржуазной, ни дворянской, ни крестьянской. Это будет новая российская культура XXI века, сконцентрировавшая в себе все ценностное и значимое для всей мировой культуры.

Таким образом, объективно самим ходом исторического развития Россия в III тысячелетие входит державой-лидером в мировом культурном процессе, и на ее роль и место в этой сфере не может претендовать ни одна страна мира. А русский язык - язык мировой культуры. Но для реализации этой тенденции должна быть создана в стране благоприятная духовная ситуация.

Всем хорошо известно, что за время существования советской власти была уничтожена частная собственность, а вместе с ней и та социальная структура, которая соответствовала экономике, основанной на частной собственности, эксплуатации наемного труда и рыночных отношениях. Но вместе с этим была ликвидирована основа, порождающая присущую современному буржуазному обществу всю сферу социально-экономических интересов, а также политических и духовных устремлений, столкновения и противоречия которых успешно могут быть разрешены только в рамках существующего на Западе гражданского общества. Отсутствие социальной структуры характерной для современной промышленной цивилизации в развитых капиталистических странах и породило наблюдаемый сегодня в России "дефицит" гражданского общества. Поэтому предъявлять к российскому обществу те же требования, что и к гражданскому обществу Запада, и ждать от российского человека поведения адекватного поведению граждан буржуазного общества - это в лучшем случае утопия.

В таком случае возникает закономерный вопрос, если в России нет такого же как на Западе общества с такими же мотивациями поведения и интересами, то что же тогда есть?

Как известно, за годы советской власти построить коммунистическую формацию не удалось. Но в границах СССР сложилась новая цивилизация - советская. В ее рамках, как и во всех остальных цивилизациях в истории человечества, были сформированы новые типы социально-экономических и политических структур от семьи до государства. Но главная отличительная черта каждой цивилизации - это создание нового типа человека. И в рамках советской цивилизации новый тип человека был создан - это homo sovieticus, основа советского общества.

Современное общество и его социальные структуры являются объектом анализа различных наук. Поведение и поступки человека буржуазного общества, где превалирует порожденный рынком доминирующий над всеми мотивациями экономический интерес, успешно анализируются и предсказываются политологами и социологами. Но в обществах небуржуазных, каким было и общество советское, поведение небуржуазного типа человека, мотивация его поступков и действия коллектива или социальной группы, в которую он входит, зачастую могут показаться нелогичными и абсурдными, и, как представляется, наиболее полно могут быть поняты только через призму культурно-исторического подхода.

История культуры исследует человека как культурно-исторический тип в рамках конкретной цивилизации, поступки которого предопределены картиной мира и системой ценностей, созданных обществом.

Рассмотрим теперь, что же лежит в основе мотивации поведения советского человека.

Это предопределяет и историческое значение появления советского человека и советской цивилизации. Оно заключается в том, что СССР в одиночку на 1/6 части суши создал культурно-исторический тип, выросший из класса пролетариата, последнего в истории человечества класса, не имевшего до тех пор своей художественной культуры. Он оказался последним типом в истории человечества (так как процесс классообразования с появлением буржуазии и пролетариата закончился), создавшим картину мира, духовную культуру и систему ценностей несущих не себе печать классовой ограниченности, идеологической тенденциозности. Но зато теперь после завершения этого исторически объективного и обязательного процесса создания советского типа человека, когда все классовые ниши духовного развития оказались заполненными, перед человечеством встала реальная перспектива перехода к созданию новой общечеловеческой духовной культуры, свободной от классовой ограниченности и однобокости.

Однако, на сегодняшний день советский человек оказался в сложной ситуации. Новое государство стало для него чужим и враждебным. Он потерял не просто политическую власть, а возможность активно участвовать в общественно-государственной жизни, что является для него одним из обязательных условий существования. Советский человек оказался выбитым из привычного русла жизни.

Но самое болезненное для него оказалось то, что из-за политической и идеологической конъюнктуры оказалась публично растоптанной и осмеянной его картина мира и его система ценностей. Состояние спокойной, предсказуемой жизни, порождавшей радостное восприятие мира разрушено для советского человека. У него из под ног выбито главное, что формировало его поведение - это достижение бессмертия в земной жизни через служение коллективу. А это ведет к растерянности, чувству оскорбленности и униженности. И именно протест против этого унижения и толкает советского человека к конфронтации с нынешним политическим режимом и поиском своей ниши и места в этом кардинально изменившимся мире.

В этот сложный период естественно не могла не появиться политическая сила, которая смогла наиболее адекватно выразить интересы довольно многочисленной социальной группы - советского человека. Этой партией является КПРФ, хотя делает она это вероятно интуитивно, так как связь ее деятельности с интересами именно советского человека в программных документах не отражена. Эта связь просматривается в нескольких направлениях.

Для советского человека вся общественная и политическая деятельность, оценка происходящего выражается через традиционную коммунистическую фразеологию. Однако вкладываемый смысл довольно сильно расходится с тем, что выражали программные документы руководства КПСС, связанные с узкопартийной коммунистической идеологией. Просто через коммунистическую фразеологию советский человек выражает в привычных для себя терминах свою картину мира и систему ценностей.

Точно также и КПРФ и ее лидер Г.А. Зюганов, хотя и использует привычную коммунистическую фразеологию, тем не менее прежней коммунистической идеологии в ее реальной деятельности нет, что служит основанием для "истинных" коммунистов обвинять и партию, и Г.А. Зюганова в измене коммунистическим идеалам. С другой стороны напрасно пытаются видеть в КПРФ партию социал-демократическую. Так как социал-демократы это сторонники социалистической идей, но с индивидуалистической картиной мира. У Зюганова не произойдет ни скатывания к однобокости коммунистической идеологии, ни к конформизму социал-демократии.

Так как советский человек - это явление созданное только в рамках СССР, то и КПРФ будет связана всегда с социалистической идеей и защитой национальных интересов одновременно, но не с пролетарским интернационализмом в его ортодоксально коммунистической трактовке.

В принципе КПРФ стоит на пороге создания партии нового типа, которая будет руководствоваться не классовой идеологией, т.е. тем, что исторически отжило, что не имеет в России социальной основы, а непосредственно выражением картины мира защищаемого ей советского типа человека. В этом ее сила, так как это необходимо в настоящем и будущем, что дает ей основу для длительного существования, но в этом и ее ограниченность, так как она не может выражать интересы остальных культурно-исторических типов.

Таким образом, советский человек это сложное и противоречивое явление сегодняшней России, но это реальная социальная сила, интересы которой нельзя не учитывать, какую бы сферу деятельности мы ни затрагивали.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа