Резьба и роспись по дереву у башкир

Содержание

Введение

1. Исторические традиции резьбы по дереву у башкир

2. Посуда из дерева

3. Веретенные изделия

4. Резьба по дереву сегодня

Заключение

Список литературы

Введение

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов. Достаточно указать на ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв. В этих предметах, с одной стороны, проявились огромные запасы таланта, с другой - они представляют собой продукты упорного и кропотливого труда, когда получили широкий простор богатая человеческая фантазия и изобретательность. Говоря о предметах декоративно-прикладного искусства башкир, мы должны учитывать еще один немаловажный момент: минимум инструментов мастера-деревообработчика, в большинстве случаев топор и нож. Эти и другие стороны народного ремесла башкир подробно описываются в недавно появившейся книге "Резьба и роспись по дереву у башкир. Ее автор _ известный этнограф С. Н. Шитова, посвятившая всю свою жизнь изучению башкирской традиционной культуры.

Художественная обработка дерева и древесных материалов стала изучаться этнографами лишь с конца 50-х гг. XX в. Первой научной публикацией была глава, посвященная резьбе и росписи, в монографии "Декоративно-прикладное искусство башкир" (Уфа, 1964; авторы С. А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев). В те же годы начала сбор полевого материала С. Н. Шитова. В следующем этнографическом издании по декоративно-прикладному искусству, выпущенном в конце 70-х гг. (Р. Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов, С. Н. Шитова. "Декоративное творчество башкирского народа". Уфа, 1979 г.), ею была написана глава "Резная утварь". Новая книга "Резьба и роспись по дереву у башкир" подводит итог многолетним исследованиям ученого. В книге декор на дереве рассматривается как органическая часть материальной и духовной культуры башкирского народа. Главное внимание уделяется бытовым предметам, объединенным в единый ансамбль в стенах жилища. В главе "Исторические традиции резьбы по дереву у башкир" вскрываются глубокие корни тонкой деревообработки, связывающие духовную культуру башкир с культурой памятников из Пазырыкских курганов Алтая. В ней говорится о существовании навыков использования дерева на ранних этапах этнической истории и культуры башкир. Подтверждением является высокий профессионализм башкирских мастеров, разнообразие приемов в технике обработки дерева и древесных материалов. Не случаен тот факт, что орнаментом и объемной резьбой украшали в первую очередь седла, стремена, кумысную посуду, "hандык аяк" (подставка под постель). Проведены выразительные параллели в технике обработки дерева и древесных материалов в форме деревянных изделий, их терминологии у башкир и ряда тюркских народов. Автор высказывает весьма интересную мысль о том, что резьба и роспись в убранстве интерьера стали развиваться у бывших кочевников раньше, чем архитектурный декор. Характерные детали в устройстве постоянных жилищ появились под влиянием юрты. Из кочевого быта в избы были перенесены некоторые детали интерьера, утварь, мебель.

1. Исторические традиции резьбы по дереву у башкир

Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка — таковы наиболее характерные формы башкирского народного декоративно-прикладного искусства.

C особенной тщательностью отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, футляры для курая, посохи, подставки для сундуков и постельных принадлежностей, кухонные шкафчики, иногда орудия прядения и ткачества. Употреблялись в быту башкир и берестяные изделия: посуда для хранения меда и масла, различного рода короба и корзины, колыбели, некоторые инструменты ткачества и пчеловодства. Детские колыбели, туески, корзины для ягод орнаментировались несложной резьбой, шитьем или аппликацией. Часто орнаментировались хомуты, дуги, седла, т. е. предметы, связанные с убранством коня, имевшего большое значение в повседневной жизни башкира и поэтому пользовавшегося всегда его заботой и любовью… По достоинствам коня, по качеству и отделке оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению боевого и охотничьего оружия (сабля, щит, лук, стрелы) и снаряжения придавалось первостепенное значение. Говоря об орнаментации кожаных изделий и ювелирном искусстве, заметим, что об этих отраслях башкирского искусства мы можем судить лишь по их состоянию на конец XIX — начало XX в. Ввиду распада былой военной организации башкирского общества и периодических запретов царским правительством, опасавшимся башкирских восстаний, иметь кузницы, пришли в упадок кузнечное дело и вместе с ним ювелирное искусство…

Резьба по дереву, один из ранних видов декоративного народного творчества. В Башкортостане получила развитие в зоне липовых и березовых лесов. Резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого станка и др. К нач. 20 в. выделились центры по изготовлению резной посуды и др. изделий. В прибельских селениях, на юге современного Бурзянского р-на, было налажено производство низких кумысных кадок с елочным, солярным и зооморфным орнаментами. По западным склонам Урала и в Ср. Забелье (дд. Ниж. Ташбукан, Саитбаба, Уметбаево и др.) выпиливали деревянные цепи с фигурками куницы, волка или медведя в кольце, ковши с цепями, вазочки для меда с кольцевыми и биконическими подвесками, подсвечники, трости. Местный стиль проявляется в оформлении резных ковшей в Зауралье. Производствово резных седел было распространено на территории совр. Белорецкого, Бурзянского, Зилаирского и др. южн. р-нов. Украшение домов резьбой и росписью связано с развитием строит. традиций у башкир во 2-й пол. 19-20 вв. Домовая резьба покрывала карнизы, наличники и двери домов и мечетей, калиточные проемы, опорные столбы и створки ворот; с заделкой фронтонов стали украшаться причелины, фризы дома; изредка полосу узора помещали на углах. Технические приемы резьбы были разнообразными: пропильная - ажурная и накладная, старинная глухая долбленая (ногтевидная, желобчатая, двугранно-, трехгранно-выемчатая) резьба. Распространенным приемом башкирских мастеров резьбы по деревубыло углубление фона. Характерные орнаментальные мотивы домовой резьбы - солярные узоры, роговидные мотивы в форме отд. или сдвоенных завитков, интеграла, в виде "бегущей волны" и др. В Юго-Вост. Башкортостане узоры на плоскости наличников копировали мотивы вышивки и аппликации на сукне и войлоке. В пропильной резьбе, особенно в центр. р-нах, преобладали растит. композиции, иногда в узор вплетались изображения птиц и зверей, часто стилизованные. В Сев. Башкортостане зооморфные сюжеты сочетались с геом. фигурами. Со 2-й пол. 20 в. домовая резьба сочетается с раскраской дерева, с выделением орнамента, часто детального и многоцветного.

2. Посуда из дерева

Изучая этот раздел, мы имеем прекрасную возможность увидеть и проанализировать, как на территории Башкортостана произошло смешение различных культур. Во всех сферах жизни башкирского народа мы встречаем синтез культуры степных кочевников с культурой народов лесной зоны. В посуде это проявляется достаточно ярко. В этом разделе мы хотим отразить как кожаную посуду, бытовавшую у кочевых племен, так и посуду, изготовлявшуюся из дерева, более распространенную у народов лесой полосы. И проследить культурные преемственности, которые определили самобытность башкирской культуры.

Деревянная посуда без сомнения тоже является национальной посудой башкир. До прихода на территорию Южного Урала кочевых башкирских племен тюркского этноса, коренные жители краю активно использовали изделия из дерева, которое являлось основным сырьем. В процессе формирования башкир как отдельной национальности, произошел синтез культур племен и народов, участвовавших в генезисе. При расселение башкирских племен в лесостепной зоне отпала острая нехватка древесины, и деревянные изделия прочно вошли обиход.

Башкирская деревянная посуда разделяется на две группы - цельная долбленая посуда и посуда со вставными донцами.

Самыми большими и наиболее грубыми сосудами являются сара и табак (ашлау). Сара - короткое и широкое корытце, табак - огромная деревянная чаша до 50 и более сантиметров в диаметре с ушком у края, в котором проделано отверстие для подвешивания. Сара и различной формы табак, чаще всего сделанные из древесных наростов, употребляются для пищи (в них еда подается или хранится).

Большие и глубокие чаши с небольшой ручкой - алдыр - делаются из березового или лиственничного нароста (уру). Служат для черпания и разливания по чашкам кумыса.

Плоские чашки (тустак, тагась) делаются очень тщательно и используются для питья кумыса.

Башкирский ковш (ижау) имеет довольно плоскую, продолговатую форму со слегка загнутым кверху носком. Ручке ковша придается причудливая форма, она часто украшается резьбой. Чаще всего вырезается из березового нароста или корня.

Для черпания пищи употребляются большие половники (сумэсь), круглой или слегка вытянутой формы с длинной ручкой. Ложки (калак) служат для черпания пищи и очень мелки.

Для черпания лапши (салма) используются особые продырявленные черпаки (салма алhыс) или плетеные из черемуховых или калиновых прутьев (сулпы).

При изготовлении хлебов используется корытообразный лоток для переноски муки - сылькаус. Силяк (чиляк) - высокий сосуд со вставленным в его широкой части дном, выдолбленный из ствола липы (редко березы). Бывает от 20-30 см до метра и более высотой, от 10 до 40 см в диаметре. На середине ближе к верхнему краю имеются ушки с продернутой в них веревкой для переноски. Силяк средних размеров с крышкой, служащий для хранения и перевозки меда, называется батман. Силяк употребляется для приготовления кумыса и айрана, для хранения зерна, муки и пр. Силяк высокий (около метра) и очень малого размера (15-18 см) служит для сбивания масла и называется hубы.

Для доения кобылиц выдалбливается деревянный подойник (куняк) со вставным дном, ушком сзади и небольшой выемкой-носиком спереди. Так же, как и силяк, делаются невысокие ведерки или кадочки (тапан), в которых держат воду, подают для питья кумыс.

Сосуды с крышкой (коряга) емкостью от одного до двух ведер украшаются резьбой. Используются для приготовления буза.

Берестяной кувшин (туз кумган) с деревянными дном и крышкой, в которой вырезаны два носика, используется для омовений. Берестяные сосуды коез и тырыз сшиваются конским волосом, имеют форму кузовков с пришивным донышком, используются для сбора ягод, хранения принадлежностей рукоделия и пр.

Из липовой и ивовой коры изготавливаются различные короба и сумки. Лубковая ситуха, род короба с квадратным дном и ушками по бокам, употребляется для зерна при посеве. Кошель, закрывающийся крышкой, используется для хранения провизии. Биштяр - заплечная сума для переноски припасов.

Из мочала плетутся шлеи и узды на лошадей, делают кули и рогожи (кап), а также попоны на лошадей (синта). Таким же способом, как и попоны, изготавливаются циновки из рагоза (кыугы) и из камыша (камыш сипта). Из ивовых прутьев плетутся различные корзины. Рог использовался только для изготовления луков.

Рис. 1 Башкирский ковш (ижау)

3. Веретенные изделия

Наиболее распространенный способ прядения - на веретене. Кудель льна или шерсти привязывали к прялке. Бытовали составные прялки в виде лопатки, реже встречались прялки в виде гребня. Их украшали росписью и резьбой. Весь процесс прядения и ткачества происходил в крестьянской избеБыл распространен составной ткацкий стан, который собирали из отдельных деталей: рамы, навои, набилки с бердом, подножки, блочки, ниченки, челноки и т.д. на ручных деревянных станах ткали холсты, пестрядь, сукно, узорные ткани в многоремизной, браной, закладной технике.Ткани шли на пошив одежды, изготовление скатертей, полотенец, пологов и т.п.

Традиционным материалом для изготовления прялки служила береза. Однако к северным и восточным границам ареала, особенно в местах проживания людиков, – рядом с березовыми прялками могли встретиться и прялки из хвойных пород древесины. Определение породы дерева в некоторых случаях (когда поверхность покрыта плотным слоем краски) может быть затруднительным. Всего удалось определить материал у 91 экземпляра: 82 прялки сделаны из березы, 9 – из древесины хвойных пород (в музейной коллекции только 2 прялки сделаны из хвойной древесины).

Прялки вырезались ручными резцами и, прежде всего, топором, следы от которого довольно часто можно различить и на донце, и на лопаске010. Но все-таки поверхность многих прялок тщательно, а иногда профессионально чисто обработана. Токарной резьбы нет ни на одной прялке.

Прямое назначение прялок – удерживать кудель на удобной для прядильщицы высоте. Кудель крепилась на уплощенной верхушке вертикальной стойки (на лопаске). По продольной оси лопаски просверлены отверстия для спицы, которая пронзала кудель. Число отверстий колеблется от трех до восьми, однако крайние значения диапазона единичны. Наиболее распространены варианты с четырьмя, пятью и шестью отверстиями.

Для удобства наматывания на веретено спряденной нити на прялке делали специальное наклонное коническое углубление, куда упирали тупой конец веретена. Углубление размещали в нижней части ножки, на боковой ее грани над пятой. Совершенно очевидно, что наличие или отсутствие углубления для упора тупого конца веретена свидетельствует о бытовании разных технологических приемов используемых при прядении. Там, где углублений на прялках не делали, веретено упирали в колено.

Традиционные приемы украшения прялок – резьба и роспись, однако встречались и другие способы сделать прялку нарядной.

Судя по коллекции музея, плоскостная резьба – традиционный основной прием украшения поверхности прялок. Резные орнаменты на прялках коллекции музея образованы сочетанием контурной и мелко рельефной трехгранно-выемчатой резьбы. Резьба покрывает определенные участки поверхности – три грани пяты, два пояска на ножке и различные участки по обе стороны лопаски. В нескольких случаях резной декор опускается на верхний участок ножки. Украшение каждой части прялки имеет свои особенности.

Орудия труда так же богато украшались резьбой (набойные доски, вальки, рубели, швейки, гребни, веретена, детали ткацкого стана, прялки). Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в других ремеслах. При отделке тканей способом набойки, то есть ручным печатанием краской по ткани, применяли манеры - деревянные доски с вырезанным узором.

4. Резьба по дереву сегодня

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией. Дерево обладает бактерицидными свойствами: хлеб, который хранится в деревянной хлебнице, сохраняется гораздо лучше, чем в хлебнице изготовленной из другого материала, а уж если хлебница сделана из можжевельника, тут и говорить не приходится, такой хлеб очень долго не портится. Молоко в можжевеловой кружке не прокисает несколько недель, это было хорошо известно нашим предкам. Мебель, изготовленная из дуба всегда высоко ценилась в развитых европейских странах.

В художественной школе г. Сибая успешно преподает и творчески работает талантливый резчик по дереву Янузак Ишбердович Клысов. Работы мастер выполняет из липы, дуба, осины. Именно дерево стало тем материалом, который больше всего отвечает его желанию продолжить национальные традиции в декоративно-прикладном искусстве. В своем творчестве Я.И.Клысов постоянно обращается к достижениям мастеров прошлого. Об этом свидетельствуют удачные попытки создать деревянные ковши-ижау для разливания кумыса, многозвенные деревянные цепи. Но не подражание старым резчикам стало для него целью в работе с деревом, а создание на основе их достижений нового искусства с новыми темами, формами. Творчество Янузака Клысова равно относится и к декоративно-прикладному искусству, и к скульптуре. И если в декоративно-прикладном искусстве он следует традициям старой башкирской резьбы, то в чисто скульптурной пластике абсолютно самостоятелен. Творчество его базируется исключительно на собственном опыте работы с деревом. Сегодня Я.И.Клысов на вершине своих творческих возможностей, успешно творит, участвует в выставках и конкурсах, преподает в ДХШ. Работы его учеников занимают призовые места на республиканских конкурсах. В 2004 году он участвовал в Всероссийском конкурсе народных мастеров резьбы по дереву в Нижнем Новгороде, где занял I место в номинации «Унитарное искусство».

Рустям Фаткуллин — известный уфимский художник, свободно владеет всеми видами и приемами народной резьбы по дереву, однако вот уже несколько лет испытывает тяготение к поискам в дереве принципиально иных, нетрадиционных декоративных решений. Он стремится к разработке в искусстве собственной поэтики, своего художественного пространства. Из-под рук мастера возникают сквозные ажурные рельефы, связанные с эпосом, фольклорными мотивами, с музыкой, танцем. Но это отнюдь не иллюстрации к произведениям. Они несут в себе вполне самостоятельный характер, отражая черты культуры тюркско-исламского мира, чаще всего воплощаясь в динамичных, экспрессивных композициях. Образующиеся в рельефе просветы играют не меньшую роль, чем сами разные формы. Иногда просветы заполняются небольшими зеркальными вставками. Тогда в композиции возникает выразительная игра художественного пространства, органично сочетаясь с приемами и сквозной, и глухой резьбы. Свойства дерева — и полированного, и вощенного, и тонированного, мореного — усиливают эффект изящной, затейливой, мастерски изготовленной вещи. Но дело все же не только в самой технике исполнения — а прежде всего, в художественном чувствовании автора, в свойствах его образно-пластического мышления и органичных для него культурно-художественных ориентаций, которые связаны больше всего с культурой евразийского мира.

С кропотливой резьбой, изысканной обработкой поверхности вещи и формы в целом — изделия Р. Фаткуллина в основном носят станковый характер. Их пластика и орнаментально-декоративные решения, особенно стилизация растений и фигуративных изображений, почти отстранены от реальной действительности, доведены до высокой степени условности, почти до знака, символа, нередко своей стилистикой напоминают арабскую вязь. Все это решено в собственной интерпретации и абсолютно светском выражении.

Заключение

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.

Список литературы

    Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. Уфа: Китап, 2001. С.11-13.

    Р. Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов, С. Н. Шитова. "Декоративное творчество башкирского народа". Уфа, 1979 г.),

    Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, 1978

    С. А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964

    С. И. Руденко “Башкиры. Опыт этнологической монографии”, Ленинград – 1925