Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования

План реферата:

Введение

1. Версальский мирный договор

1.1 Четырнадцать пунктов Вудро Вильсона

1.2 Парижская мирная конференция

1.3 Сен–Жерменский мирный договор

1.4 Нёйиский мирный договор

1.5 Трианонский мирный договор

1.6 Севрский мирный договор

1.7 Лозаннский мирный договор

      Лига Наций

2. Вашингтонская конференция 1921-1922

2.1 Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования

2.2 Следствия Версальского договора

Список литературы



Введение

Первая мировая война принесла с собой неисчислимые бедствия: людские потери исчислялись более 10 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых и искалеченных. Для военных нужд использовались все материальные ресурсы воюющих держав. Невиданные расходы превратили в должников даже Францию и Великобританию. Одержав столь дорогую победу, страны Антанты приступили к определению судеб послевоенного мира.

Для окончательного оформления итогов первой мировой войны в июне 1919 г. в Версале собралась международная конференция. Подписанный 28 июня мирный договор с Германией основательно перекроил политическую карту мира.

Советская Россия отказалась от участия в Версальской конференции, хотя и была на нее приглашена. Но Брестский мир она аннулировала еще 13 ноября 1918 г., как только в Германии пала империя и было подписано Компьенское перемирие. Правда, России удалось вернуть лишь часть потерянных территорий.

Участники Версальской конференции видели свою задачу не только в перекройке границ. Масштабы жертв и разрушений, причиненных минувшей войной, вновь поставили на повестку дня задачу создания надежной системы международной безопасности и стабильности. При этом США и ведущие европейские державы намеревались, став гарантами такой системы, упрочить свои политические позиции.

Однако в процессе послевоенного мирного урегулирования выявились серьезные противоречия не только между побежденными и победителями, но и в стане последних. В частности, США, Англия и другие европейские державы были обеспокоены усилением позиций Японии на Дальнем Востоке.

В ходе Парижской и Версальской конференций японцам удалось закрепить за собой свои приобретения в Китае и на Тихом океане. Но в те годы США все больше ощущали себя “хозяевами” на международной арене. И до войны, занимая первое место в мире, они понесли в ходе ее наименьшие потери, а общая задолженность европейских стран американцам выросла до 20 млрд. долларов. Ясно было, что США попытаются извлечь выгоду из такой ситуации.



1. Версальский мирный договор

Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914-18, был подписан 28 июня 1919 в Версале (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Британской империей (Ллойд-Джордж Дэвид - премьер-министр Великобритании в 1916-1922 ), Францией (Клемансо Жорж ), Италией (Витторио Эмануэле Орландо- итальянский политик, Председатель Совета министров Италии в 1917—1919 годах.) и Японией, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и капитулировавшей Германией - с другой. Он вступил в силу 10 января 1920, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией.

Представителем США в Версале был Вильсон Томас Вудро.

Вильсон Томас Вудро (1856-1924). Родился 28 декабря 1856 года в городке Стэнтон, штат Виргиния, в семье пастора Джозефа Раглеса Вильсона, был третьим ребенком. В честь деда сына назвали Томасом. Из-за слабого здоровья начальное образование мальчик получил дома. Томас лишь в 13 лет поступил в школу. Он не блистал успехами. Любимым занятием мальчика была игра в бейсбол. В конце 1873 года Джозеф Вильсон послал сына учиться в колледж Дэвидсона (Северная Каролина), в котором готовили служителей пресвитерианской церкви. Летом 1874 года Вильсон из-за болезни покинул колледж и вернулся к своим родным. Он посещал церковь и слушал проповеди отца в богатом приходе. В 1875 году Вильсон поступил в Принстонский колледж, где особое внимание уделял государствоведению. В 1879 году Вильсон продолжил образование в юридической школе Виргинского университета. Но в конце следующего года он заболел и вернулся в Уилмингтон, где в течение трех лет занимался самостоятельно, изучая право, историю, политическую жизнь США и Англии. Во время учебы в Виргинском университете Вильсон влюбился в свою двоюродную сестру Генриетту Вудро. Однако Генриетта, ссылаясь на близкое родство с Вильсоном, отказалась выйти за него замуж. В память о своем первом романе молодой человек в 1882 году принял имя Вудро. Летом 1882 года он прибыл в Атланту, где вскоре успешно сдал экзамен на право заниматься юридической практикой.

Вудро Вильсон был 28-м президентом США (1913-1921) от Демократической партии. Инициатор вступления США в первую мировую войну. Профессор истории и политической экономии. В 1910 г. избирается губернатором одного из Штатов. В 1912 г. проходит в президенты, как кандидат демократической партии. С начала мировой войны, когда нейтральная Америка наживает на военных заказах миллиарды долларов, Вильсон выступает апостолом пацифизма. Это не помешало ему в 1917 г. вступить в войну на стороне Антанты, когда объявленная Германией неограниченная подводная война поставила под угрозу американскую торговлю с Европой. 18 января 1918 г. Вильсон выставляет свою программу мира, сформулированную в знаменитых 14 пунктах, в которых говорится о демократическом мире без аннексий и контрибуций и т. д., а также выступает с проектом Лиги Наций, которая якобы должна умиротворить мир. Насколько его программа была лицемерна, показывает тот факт, что само правительство Соединенных Штатов отказалось вступить в Лигу Наций.

      Четырнадцать пунктов президента США В. Вильсона

Об условиях мира из его послания Конгрессу от 8 января 1918 г.:

1. Открытые мирные договоры, открыто обсужденные, после которых не будет никаких тайных международных соглашений какого-либо рода, а дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех.

2. Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод как в мирное, так и военное время, кроме случаев, когда некоторые моря будут частью или полностью закрыты в международном порядке для исполнения международных договоров.

3. Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия к поддержанию такового.

4. Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до предельного минимума, совместимого с государственной безопасностью.

5. Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должны иметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями того правительства, права которого должны быть определены.

6. Освобождение всех русских территорий и такое разрешение всех затрагивающих Россию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение, относительно ее собственного политического развития, ее национальной политики и обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций, при том образе правления, который она сама для себя изберет. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, ее сестер, в грядущие месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания ими ее нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а также показателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.

7. Бельгия, — весь мир согласится, — должна быть эвакуирована и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другими свободными нациями. Никакое другое действие не может более, чем это, послужить к восстановлению между народами доверия к тем законам, которые они сами установили и определяли в качестве руководства для своих взаимных сношений. Без этого целительного акта все построение и все действие международного права будет навсегда поражено.

8. Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены, а зло, нанесенное Франции Пруссией в 1871 году в отношении Эльзас-Лотарингии, которое нарушало всеобщий мир почти что 50 лет, должно быть исправлено, чтобы мирные отношения могли снова быть установлены в интересах всех.

9. Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ.

10. Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.

11. Румыния, Сербия и Черногория должны быть эвакуированы. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.

12. Турецкие части Оттоманской империи, в современном ее составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне находящиеся под властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.

13. Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать в себя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором.

14. Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.

Речь Вильсона вызвала неоднозначную реакцию, как в самих США, так и у их союзников. Франция хотела получить от Германии репарации, поскольку французская промышленность и сельское хозяйство были уничтожены войной, а Великобритания как самая могущественная военно-морская держава не хотела свободы мореплавания. Вильсон шёл на компромиссы с Клемансо, Ллойдом Джорджем и другими европейскими лидерами в ходе Парижских мирных переговоров, стараясь, чтобы четырнадцатый пункт всё-таки был выполнен, и Лига Наций была создана. В конце концов соглашение о Лиге Наций было провалено Конгрессом, а в Европе только 4 из 14 тезисов были воплощены в жизнь.

Целью Версальского мирного договора был, во-первых, передел мира в пользу держав-победительниц и, во-вторых, — предотвращение возможной в будущем военной угрозы со стороны Германии. В целом статьи договора можно разделить на несколько групп.

1. Германия потеряла часть своих земель в Европе:

— Франции возвращались Эльзас и Лотарингия (в границах 1870);

— Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемая нейтральная и прусская части Морене;

— Польше — Познань, часть Поморья и другие территории Западной Пруссии;

— г. Данциг (Гданьск) и его округ объявлялся "вольным городом";

— г. Мемель (Клайпеда) передавался в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 присоединён к Литве).

Государственная принадлежность Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должна была определяться плебисцитом (от лат. plebiscitum: plebs — простой народ + scitum — решение, постановление — один из видов народного голосования, в международных отношениях применяется при опросе населения территории о её принадлежности к тому или иному государству).

В итоге:

— часть Шлезвига перешла к Дании (1920г.);

— часть Верхней Силезии — к Польше (1921г.);

— также небольшой участок Силезской территории отошёл к Чехословакии;

— южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии.

У Германии же остались и исконные польские земли — на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и др. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, по истечении этого срока судьба Саара должна была решаться также путём плебисцита. На этот срок угольные шахты Саара (богатейший угольный бассейн Европы) передавались в собственность Франции.

2. Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами. Передел германских колоний был осуществлен следующим образом:

В Африке

— Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании;

— район Руанда-Урунди — подмандатной территорией Бельгии;

— "Треугольник Кионга" (Ю.-В. Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку); — Великобритания и Франция разделили Того и Камерун; — ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку;

— Франции получила протекторат над Марокко;

— Германия отказывалась от всех договоров и соглашений с Либерией;

На Тихом океане

— в качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернее экватора;

— к Австралийскому Союзу — Германская Новая Гвинея; — к Новой Зеландии — острова Самоа.

— права Германии в отношении Цзяочжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходили к Японии (вследствие чего Версальский договор не был подписан Китаем);

Также Германия отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме.

Германия признавала независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской Империи к 1-му августа 1914 года, а также отмену всех договоров, заключённых ею с Советским правительством (в том числе и Брестский мир 1918г.). Германия обязывалась признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи.

3. Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации, создавая так называемую Рейнскую демилитаризованную зону.

4. Вооруженные силы Германии ограничивались 100-тыс. сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям. Германия обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий (определение размеров репараций возлагалось на особую Репарационную комиссию).

5. Статьи, касающиеся учреждения Лиги Наций

Из государств, подписавших договор, США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. В частности, сенат Соединённых Штатов отказался сделать это из-за нежелания связывать себя участием в Лиге Наций, устав которой был составной частью Версальского договора. Вместо этого США заключили с Германией в августе 1921 особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций.

Отказ американского Конгресса от ратификации Версальского договора фактически означал возвращение США к политике изоляционизма. В это время в США существовала сильная оппозиция политике демократической партии и лично президенту В.Вильсона. Американские консерваторы полагали, что принятие серьёзных политических и военных обязательств перед европейскими странами обрекает США на неоправданные финансовые затраты и (в случае войны) на человеческие жертвы. Выгоды же от вмешательства в европейские проблемы (облегченный доступ на рынки стран Европы и подмандатных территорий Африки и Азии, признание США ведущей державой мира и т.п.) не представлялись противникам Вильсона очевидными и достаточными.

Изоляционистскую оппозицию возглавляло руководство республиканской партии США. Президента обвинили в том, что Устав Лиги наций кое в чем ограничивает конгресс в сфере внешней политики. Особое раздражение вызывало положение о принятии коллективных мер в случаях возникновения агрессии. Противники Лиги называли её «обязательством», покушением на независимость Америки, диктатом Британии и Франции.

Дискуссия в Конгрессе о Версальском договоре началась 10 июля 1919 г. и продолжалась более восьми месяцев. После внесения 48 поправок и 4 оговорок сенатского комитета по иностранным делам изменения, произведённые в договоре, оказались настолько серьезны, что стали фактически противоречить достигнутым в Париже договоренностям. Но ситуацию не изменило даже это: 19 марта 1920 г., несмотря на все внесенные поправки, Сенат отверг резолюцию о ратификации Версальского договора. Таким образом, США, превращавшиеся в сильнейшую страну мира, юридически и во многом фактически оказалась вне Версальского порядка. Это обстоятельство не могло не сказаться на перспективах международного развития.

1.2 Парижская мирная конференция

18 января 1919 года в Париже открылась Парижская мирная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами побежденными в 1-й мировой войне 1914-18. Она проходила (с некоторыми перерывами) до 21 января 1920. В работе конференции участвовали Великобритания, Франция, США, Италия, Япония, Бельгия, Бразилия, британские доминионы (Австралия, Канада, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия) и Индия, Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз, Гондурас, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство, Сиам, Чехословакия, а также государства, находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с германским блоком (Эквадор, Перу, Боливия и Уругвай). Германия и её бывшие союзники были допущены на Парижскую мирную конференцию только после того, как были выработаны проекты мирных договoров c ними. Советская Россия на конференцию приглашена не была. Главенствующую роль играли Великобритания, Франция и США, главные представители которых — Д. Ллойд Джордж, Жорж Клемансо и Вудро Вильсон — в ходе секретных переговоров решал основные вопросы конференции. В итоге были подготовлены:

— Версальский мирный договор с Германией (подписан 28 июня 1919г.);

— Сен-Жерменский мирный договор с Австрией (10 сентября 1919г.);

— Нёйиский мирный договор с Болгарией (27 ноября 1919г.);

— Трианонский мирный договор с Венгрией (4 июня 1920г.);

— Севрский мирный договор с Турцией (10 августа 1920г.).

Также на парижской мирной конференции было принято решение о создании Лиги Наций и одобрен её Устав, который вошёл составной частью в вышеназванные мирные договоры.

1.3 Сен-Жерменский мирный договор

Был подписан 10 сентября в 1919г. в Сен-Жермен-ан-Ле (близ Парижа) союзными и объединившимися державами, с одной стороны, и Австрией — с другой, ратифицирован австрийским Учредительным собранием 17 октября 1919 и вступил в силу 16 июля 1920. Этот договор констатировал распад Австро-Венгерской империи, происшедший после капитуляции Австро-Венгрии 27 октября 1918, в результате которого на её территории образовывались следующие государства:

— Австрийская республика;

— Венгрия;

— Чехословакия;

— Сербо-Хорвато-Словенское государство (с октября 1929 — Югославия).

В договор была включена специальная статья, оговаривавшая запрещение нарушения независимости Австрии.

Территорию Австрии площадью примерно в 84 тыс. кв. км отныне составляли Верхняя и Нижняя Австрия, Зальцбург, Каринтия, часть Штирии, Форарльберг, Северный Тироль и Бургенланд, ранее входивший в состав Венгерского королевства. В районе Клагенфурта (Словенская Каринтия) предусматривалось проведение плебисцита, после которого район в 1920 г. вошёл в состав Австрии.

Что касается других земель, ранее составлявших Австро-Венгерскую империю, то их поделили между соседними государствами следующим образом:

— Италия получала Южный Тироль и часть других территорий бывшей Австро-Венгрии (граница Италии с Сербо-Хорвато-Словенским государством была определена Рапалльским договором 1920);

— к Румынии присоединялась часть бывшего герцогства Буковинского; — границы Буковины предстояло установить впоследствии (при этом игнорировалось требование Буковинского народного веча от 3 ноября 1918 о присоединении Северной Буковины к Советской Украине). Австрия обязывалась:

— признать полную силу мирных договоров и дополнительных конвенций, которые заключены или будут заключены союзными и объединившимися державами с державами, сражавшимися на стороне бывшей АвстроВенгрии;

— признать границы Болгарии, Греции, Венгрии, Польши, Румынии, Сербо-Хорвато-Словенского государства и Чехословакии в том виде, как они будут установлены главными союзными и объединившимися державами;

— отказаться от всех прав и привилегий на территориях вне своих границ.

— демобилизовать армию, не иметь военной авиации и военного флота, численность австрийских вооруженных сил могла составлять не более 30 тыс. человек;

— выплачивать репарации.

1.4 Нёйиский мирный договор

Был подписан 27 ноября 1919г. в Нёйи-сюр-Сен (Neuilly-sur-Seine, близ Парижа) Болгарией, с одной стороны, и союзными и объединившимися державами — с другой. Договор вступил в силу 9 августа 1920. Поскольку Болгария являлась участницей потерпевшего поражение в 1-й мировой войне 1914-18 блока Центральных держав, она также лишилась некоторых территорий:

— четыре района общей площадью 2566 кв. км с городами Цариброд, Босилеград и Струмица отошли к Королевству сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия);

— была подтверждена граница с Румынией, установленная Бухарестским мирным договором 1913 (Южная Добруджа осталась за Румынией); — Западная Фракия (8,5 тыс. кв. км) — а с нею и выход в Эгейское море — переходила в распоряжение Великобритании, Италии, Франции, США и Японии, обязавшихся гарантировать свободу экономического выхода Болгарии к Эгейскому морю (однако передачей Западной Фракии Греции в 1920г. данное обязательство было нарушено).

Болгария обязывалась:

— выплатить репарации в 2,25 млрд. золотых франков;

— ограничить различные виды вооружения и численность армии (не более 20 тыс. чел.), полиции и жандармерии.

Её хозяйство и финансы были поставлены под контроль Межсоюзной комиссии из представителей Великобритании, Франции и Италии.

1.5 Трианонский мирный договор

Был подписан 4 июня 1920г. в Большом Трианонском (Trianon) дворце Версаля Венгрией, с одной стороны, и союзными и объединившимися державами — с другой, и вступил в силу 26 июля 1921. Фактически этот договор явился юридическим оформлением того положения, которое сложилось в результате войны в бассейне Дуная.

Венгрия, как часть потерпевшей поражение Австро-Венгерской империи, понесла следующие территориальные потери:

— Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии;

— Хорватия, Бачка и западная часть Баната отошли к Королевству сербов, хорватов и словенцев;

— Словакия и Закарпатская Украина были присоединены к Чехословакии (несмотря на выраженное населением последней желание воссоединиться с Советской Украиной);

— провинция Бургенланд была передана Австрии.

Венгрия отказывалась от прав на порт Риску (Фиуме), а также от всех прав и правооснований на территории бывшей Австро-Венгерской монархии, которые не вошли в состав Венгрии; признавала независимость сербохорвато-словенского государства и Чехословакии.

Также Венгрия обязывалась уважать независимость всех территорий, входивших к 1 августа 1914 в состав бывшей Российской империи, признать отмену Брестского мира и признать полную силу всех договоров и соглашений союзных и объединившихся держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территории бывшей Российской империи.

Венгрия отказывалась от всех прав и правооснований или привилегий на территории вне Европы, которые могли бы принадлежать бывшей Австро-Венгерской монархии или её союзникам.

Предельная численность венгерской армии определялась в 35 тыс. человек.

1.6 Севрский мирный договор

Был подписан 10 августа 1920г. в Севре (близ Парижа) султанским правительством Турции и союзными державами-победительницами в 1-й мировой войне 1914-18 (Великобританией, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и дашнакской Арменией). Ко времени подписания договора большая часть Турции была оккупирована войсками держав-победительниц. Как и другие потерпевшие поражение в войне государства, Турция понесла ряд территориальных потерь (как земель, непосредственно входивших в состав государства, так и колоний):

— Палестина и Ирак передавались как подмандатные территории Великобритании;

— Сирия и Ливан отошли Франции в качестве подмандатных территорий;

— Египет стал английским протекторатом;

— Италии были переданы Додеканесские острова;

— Восточная Фракия и Эдирне (Адрианополь), Галлипольский полуостров передавались Греции.

Зона проливов (Босфор и Дарданеллы) подлежала полному разоружению и поступала под контроль созданной Антантой международной Комиссии проливов.

Турция отказывалась от всяких притязаний на Аравийский полуостров и страны Северной Африки и признавала английскую аннексию Кипра. Определение границы между Турцией и дашнакской Арменией предоставлялось третейскому решению президента США, которые рассчитывали получить мандат на Армению.

От Турции отделялся Курдистан, границы которого должны были быть определены англо – франко - итальянской комиссией.

Численность турецких вооруженных силы ограничивалась 50 тыс. солдат и офицеров, в число которых включались и 35 тыс. жандармерии. Также договор лишал Турцию выхода к Средиземному морю.

Фактически севрский договор предоставлял державам Антанты право вмешиваться во внутренние дела Турции, вызвав настолько сильное возмущение турецкого народа, что правительство Великого национального собрания Турции (созданное в апреле 1920г.) отвергло договор, и даже султан не решился его ратифицировать. Фактически в стране уже шла гражданская война, в ходе которой верх постепенно одерживали кемалисты (сторонники анкарского правительства). В мае 1920 г. в Анкаре парламентом было сформировано националистическое правительство Кемаля, не признавшее Севрский мирный договор и заявившее, что будет вести борьбу за независимость турецкого государства в его этнических границах.

Впрочем, этот договор практически сразу после своего подписания перестал устраивать и некоторые из держав-победительниц, так как Франция, а также Италия и США сочли, что сохранение Севрского договора не отвечает их интересам, поскольку Великобритания, используя Грецию и султанское правительство, стремилась превратить Турцию в преимущественную зону своего влияния. Под давлением этих держав в феврале-марте 1921 г. в Лондоне прошла конференция, имевшая своей целью смягчить условия Севрского договора, однако договориться державы-победительницы не смогли. Это развязало руки Франции и Италии. 20 октября 1921 г. в Анкаре был подписан сепаратный франко-турецкий договор, по которому Франция не только признала анкарское правительство и отказалась от притязаний на Киликию, но и передала туркам военные запасы французских оккупационных войск на сумму в 200 млн. франков.

Все это позволило кемалистам взять военную инициативу в свои руки, и в августе 1922 г. турецкие войска перешли в наступление, которое завершилось полным разгромом греческой армии. Греция была выведена из войны; король Константин отрекся от престола, пробританское правительство пало, греческие генералы, виновные в поражении, были переданы суду военного трибунала и по его приговору расстреляны.

15 октября 1922 г. было подписано соглашение о перемирии, по которому греческие войска должны были покинуть как азиатскую, так и европейскую часть территории Турции в течение 30 дней. Однако войска держав Антанты продолжали оставаться в Стамбуле и зоне Проливов до мирной конференции, которая открылась в Лозанне (Швейцария) 20 ноября 1922 г. и с перерывом продолжалась до 24 июля 1923 г. В её работе участвовали Великобритания, Франция, Италия, Греция, Румыния, Югославия, Япония, США, Турция. Ряд частных вопросов, главным образом экономических, рассматривался при участии делегатов Албании, Бельгии, Болгарии, Испании, Португалии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и СССР. Основными задачами конференции были подготовка мирного договора с Турцией и определение режима Черноморских проливов.

1.7 Лозаннский мирный договор

Лозаннский мирный договор существенно отличался от Севрского. Тур-ция отказалась от своих нетурецких владений, сохранив в основном свои этнические границы и государственный суверенитет. Были отменены все пункты Севрского договора, касавшиеся зон влияния держав в Анатолии. Турции была возвращена Восточная Фракия на европейской стороне Эгейского моря. Державы отказались от своих притязаний на контроль за внутренней и финансово-экономической политикой Турции. В тексте отсутствовали положения с требованиями самоопределения для курдов и армянского населения Турции. Все привилегии для иностранцев в Турции были отменены.

Турция признала за собой часть старых долгов султанского правительства. Она отказывалась от прав на все арабские территории, признавала протекторат Великобритании над Египтом, британскую аннексию Кипра и права Италии на Додеканезские острова и Ливию.

Устав Лиги наций в текст Лозаннского мирного договора включен не был (соответственно, его обязательства на Турцию не распространились). Одновременно с мирным договором в Лозанне была подписана и конвенция о режиме Черноморских проливов. Как и в Севрском договоре, зона проливов подлежала демилитаризации и отходила под контроль специальной международной комиссии. В мирное время через неё свободно могли проходить торговые и военные корабли любых государств (были установлены ограничения по их количеству и общему водоизмещению). Любая нечерноморская держава имела право направлять в Черное море свой флот и даже постоянно держать его там — однако при условии, что численность кораблей не прибрежных держав не будет превышать флот сильнейшего из прибрежных государств. В военное же время проход через проливы разрешался военным кораблям только нейтральных стран. Конвенция о режиме проливов была подписана 24 июля 1923 Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Болгарией, Югославией и Турцией. Представитель СССР подписал эту конвенцию 1 августа 1923. Правительство СССР, однако, не ратифицировало её, поскольку она предусматривала свободный проход через Босфор и Дарданеллы не только торговых, но и военных судов.

В 1936 конвенция о режиме проливов была заменена конвенцией, выработанной на конференции в Монтрё 1936.

Остальные документы, подписанные на конференции, касались вопросов возвращения пленных, взаимного обмена греческого и турецкого населения и др.

1.8 Лига Наций

Вопрос о структуре и полномочиях проектируемой Лиги Наций вызвал множество разногласий на Парижской конференции. Целью её создания было развитие международного сотрудничества и предотвращение мировых трагедий, подобных Мировой войне 1914-1919 годов. Ещё в ходе I Мировой войны президент США и премьер-министр Британии одобрили идею создания международной организации, которая смогла бы предотвратить повторение войн мирового масштаба.

На Парижской конференции выяснилось, что существует несколько проектов Лиги Наций.

Французский проект Лиги имел антигерманскую направленность. Сама Германия не должна была входить в эту организацию. При Лиге предлагалось сформировать международные вооруженные силы и международный генеральный штаб. Это оказался единственный проект, предусматривавший формирование каких-либо реальных механизмов, которые могли бы обеспечить выполнение решений организации.

Такой проект не устраивал ни Англию, ни США — они обе были против создания международных вооруженных сил, поскольку те неизбежно попадали под контроль Франции как сильнейшей сухопутной военной державы. К тому же, каждая из них имела свой собственный проект.

Английский проект содержал лишь схему арбитража между крупными державами, которые объединялись в союз, целью которого было предотвращение внезапного нападения одного из членов союза на другого. Английское правительство полагало, что это позволит сохранить её огромную колониальную империю.

Американский проект в отличие от английского, не ограничивал членство в Лиге только крупными державами. Устанавливался принцип взаимных гарантий территориальной целостности и политической независимости всех членов Лиги. Впрочем, возможность пересмотра существующих государственных образований и их границ допускалась, при условии, что три четверти делегаций Лиги признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и принципам самоопределения наций.

Уже в Париже Вильсон составил новый проект устава, включив в него пункты о переходе германских колоний и бывших владений Османской империи в распоряжение Лиги, с тем, чтобы она выдавала мандаты на управления этими территориями малым странам.

Предлагая допустить в Лигу Германию и малые страны, американцы рассчитывали, что те попадут в экономическую зависимость от США. Это, вкупе с предусматриваемым уставом Лиги вмешательством в территориальные споры, должно было ослабить позиции Англии и Франции.

В конечном итоге устав Лиги стал компромиссом между английским и американским проектами. Работа по Уставу после длительных споров и согласований была завершена 11 апреля 1919 г. 28 апреля Устав был одобрен конференцией и вошёл в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее европейскими союзниками — Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский.

Устав Лиги предполагал превращение Лиги наций в главный инструмент установления и регулирования нового мирового порядка. В вводной части Устава провозглашались основные принципы международного сотрудничества для достижения мира и безопасности:

— противодействие войне;

— развитие открытых и справедливых отношений на основе признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров.

Первая статья Устава определяла членство в организации. В Лиге было представлено три типа государств.

Первую группу составляли государства-учредители, подписавшие Устав как часть мирного договора и перечисленные в приложении к Версальскому договору. Это были союзные и присоединившиеся к ним державы.

Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в Первой мировой войне и поэтому не входили в список подписавших мирные договоры. В Лигу наций были приглашены войти (в случае их согласия признать Устав) шесть европейских, шесть латиноамериканских стран и Персия.

К третьей группе относились все остальные государства. Для присоединения к Лиге им было необходимо пройти специальную процедуру голосования и получить согласие не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее.

Претендовать на вступление в Лигу имели право любые государства, доминионы или "самоуправляющиеся" территории, включая колонии (это условие было введено по предложению Британии специально для упрощения приема в Лигу Британской Индии.)

Процедура выхода из Лиги предусматривала заблаговременное (за два года) уведомление об этом всех остальных участников Лиги. При этом отделяющееся государство было обязано в течение этих двух лет по-прежнему выполнять все требования Устава и другие ранее принятые перед Лигой международные обязательства.

Главными органами Лиги наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат.

Ассамблея представляла из себя собрание, состоявшее из представителей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год, в сентябре, или при необходимости всякий раз, когда возникала угроза миру. Ассамблея могла рассматривать любые вопросы, касающиеся "мира во всем мире" и соблюдения договоров. На заседаниях Ассамблеи делегации стран должны были иметь не более трех представителей, и каждая страна имела один голос.

Совет Лиги состоял из постоянных представителей первоначально пяти главных союзных и присоединившихся держав (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех непостоянных, избиравшихся из членов

Лиги на Ассамблее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматривать широкий круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги или влиявших на поддержание мира во всем мире и соблюдения договоров. Любое государство — член Лиги могло участвовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. Правила принятия решений в Лиге регулировались пятой статьей Устава. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, то есть единогласного голосования.

Международный секретариат, согласно шестой статье Устава, располагался в Женеве. Он состоял из генерального секретаря и "тех секретарей и сотрудников, которые могут потребоваться". Совет назначал генерального секретаря с последующим его утверждением на Ассамблее.

Государства — члены Лиги признавали, что поддержание мира требует сокращения национальных вооружений до возможно низкого уровня, который соответствовал бы национальной безопасности и международным обязательствам (статья 8). План сокращения вооружений составлялся Советом и предлагался соответствующим правительствам для рассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые пять лет. Члены Лиги обязались также обмениваться "полной и честной" информацией об уровнях вооружений, военных программах и военном производстве.

Одной из ключевых статей должна была стать десятая статья Устава. В ней говорилось, что государства - члены Лиги принимают на себя обязательства "противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги". В случае любой агрессии или опасности её возникновения Совет Лиги должен был определить средства и коллективные действия, с помощью которых можно было выполнить указанные выше обязательства. Однако, четких гарантий или порядка действий в случае угрозы агрессии статья не предусматривала, в документе не было даже самого определения агрессии.

Любая война или ее угроза против члена Лиги или любой другой страны должны были стать предметом обсуждения всей международной организации, которая должна была предпринимать меры по сохранению мира (статья 11). В случае появления такой опасности генеральный секретарь Лиги обязан был собрать Совет по требованию одного из членов Лиги. Любая страна - член организации имела право привлечь внимание Ассамблеи или Совета к любым нарушениям нормальных международных отношений, угрожающим миру и доброму взаимопониманию народов.

Члены Лиги наций (12, 13, 14 статьи) были обязаны передавать спорные вопросы, угрожающие возникновением военных конфликтов, в международный третейский суд или на рассмотрение Совета. С момента оглашения решения третейских органов до объявления войны должно было пройти не менее трех месяцев. Со своей стороны третейский суд должен был принимать решения в возможно более короткие сроки, а Совет был обязан в течение шести месяцев после обращения к нему одного или обоих участников конфликта изучить ситуацию и представить Ассамблее соответствующий доклад. Для решения конфликтов и споров между государствами создавался Международный суд в Гааге.

В случае развязывания войны государством - членом Лиги такие действия должны были рассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны против всех них. В этом случае все государства должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совет имел право давать рекомендации правительствам заинтересованных государств касательно военных мер, необходимых для реализации принципов Устава Лиги.

В эту же статью был включен параграф об условиях исключения из Лиги наций государств, нарушивших Устав. Для решения об исключении требовалось большинство голосов членов Совете при условии, что в дальнейшем это решение было подтверждено всеми остальными членами организации.

Устав (статьи 23, 24, 25) впервые устанавливал правила международного гуманитарного сотрудничества и общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашались обеспечивать справедливые и гуманные условия труда для всех мужчин, женщин и детей как в своих собственных странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная организация труда (МОТ).

Кроме того, Лига наций получила права контроля над торговлей опиумом и другими опасными лекарственными средствами, а также торговлей оружием со странами, в отношении которых "такой контроль необходим в общих интересах". Также Лига должна была добиваться свободы торговых путей и справедливого отношения к торговле со стороны всех членов организации.

Члены Лиги обязались поддерживать и развивать сотрудничество с национальными организациями Красного Креста в интересах содействия улучшению здравоохранения, ограничению эпидемий и "облегчению страданий во всем мире".

В 1920-е годы число членов Лиги постоянно росло. Ей действительно удавалось разрешать некоторые локальные споры. К сожалению, на серьезный международный уровень Лига наций так и не вышла — её решения просто были бы проигнорированы. Важнейшим направлением деятельности Лиги было предотвращение межгосударственной агрессии и сохранение послевоенного устройства мира. Однако в 1930-е годы страны, пострадавшие от жестких условий версальского мира, стали оправляться от удара и начали наращивать свой военный потенциал, на что не последовало серьёзной реакции ведущих государств мира. А поскольку Лига Наций не могла сделать больше, чем страны-участницы, то её протесты просто игнорировались.

Соглашения, принятые в послевоенный период, являлись целым комплексом договорённостей, направленных на разрешение противоречий в Западной Европе, Африке, Ближнем и Дальнем Востоке и Тихом океане. В этом смысле Вашингтон был одновременно как продолжением Версаля, так и началом его пересмотра. Хотя Версальско-Вашингтонская система очень быстро обнаружила свою недееспособность, она всё же завершила процесс мирного урегулирования и способствовала хоть и временной, но всё же стабилизации.

версальский вильсон лига нация



2. Вашингтонская конференция 19921-1922 гг.

Целью конференции было ограничении морских вооружений, проблема Д. Востока и бассейн Тихого океана.

Конференция проходила с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в столице США Вашингтоне.

В ней участвовали: США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия. Германия, лишённая по Версальскому договору всех владения на Тихом океане, и Россия — "ввиду отсутствия единого правительства" — на конференцию приглашены не были. Однако делегация Дальневосточной Республики прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с её территории.

Всего было подписано семь договоров и два дополнительных соглашения.

США, Великобритания, Франция и Япония подписали сроком на 10 лет "договор четырёх держав" о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане. Они обязались соблюдать статус-кво в отношении принадлежащих им в Тихом океане островов и вступать в переговоры друг с другом в случае возникновения в регионе опасности для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или вместе со всеми.

"Договор четырёх держав" отменил военно-политический союз Великобритании и Японии, заключённый в 1911 г. Сделано это было для того, чтобы не провоцировать недоверие между великими державами. Это решение, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу. Вместе с тем, созданная многосторонняя основа международного регулирования в принципе создавала более надежную базу для стабилизации обстановки в регионе.

6 февраля 1922 г. девять держав — Китай, США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия --- подписали договор о принципах политики в китайском вопросе ("договор девяти держав"). Он гарантировал суверенитет, независимость и территориальную целостность Китая, обязывая участников воздерживаться от использования сложной ситуации в Китае для получения особых прав и привилегий. Все девять стран подписали также договор, обеспечивавший совместное регулирование китайских тарифов и "равные возможности" в стране в области торговой и предпринимательской деятельности. Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует.

По отдельному договору от 4 февраля 1922 Япония возвращала Китаю суверенитет над Шаньдунским полуостровом (переданным ей в Версале в 1919 г.), а также железную дорогу Циндао-Цзинань и территорию Цзяочжоу. Глава японской делегации также дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы "Двадцати одного требования" Японии. ("Двадцать одно требование" Японии — требования, предъявленные Японией Китаю 18 января 1915 в целях установления японского господства в Китае, политического и экономического.) Они состояли из 5 групп:

— 1-я группа требовала, чтобы Китай безоговорочно признал все условия, о которых Япония в будущем договорится на мирной конференции с Германией по вопросу о германской территории в Шаньдуне, которая была арендована там немцами и захвачена японцами в 1914г.;

— 2-я группа предусматривала продление срока аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией до 99 лет;

— 3-я группа предполагала превращение Ханьепинского металлургического комбината в смешанное японо-китайское предприятие; — 4-я группа обязывала Китай не предоставлять какой-либо третьей державе гавани, бухты или острова;

— 5-группа содержала общеполитические требования Японии: о приглашении Китаем японских советников, создании единой японо-китайской полиции в важнейших городах, новых японских железнодорожных концессиях в Китае и т.д.)

6 февраля 1922 США, Великобритания, Франция, Италия и Япония подписали "Договор пяти держав" об ограничении морских вооружений. Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от "стандарта двух держав" ("two powers standard"), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, вместе взятых. Новый план, представленный США, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя квота для нее была предусмотрена меньшая, чем для США и Британии.

Договор устанавливал пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США — 5, Великобритания — 5, Япония — 3, Франция — 1,75, Италия — 1,75.

Договор ограничивал размеры судов, подлежащих закладке в будущем. Ни одна из держав не должна была приобретать или строить линейные су-да водоизмещением более 35 тыс. т. На этом настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать:

— для США и Великобритании 525 тыс. т, — для Японии 315 тыс. т,

— для Италии и Франции 175 тыс. т.

Устанавливался также тоннаж авианосцев: — для США и Великобритании 135 тыс. т, — для Японии 81 тыс. т,

— для Италии и Франции 60 тыс. т.

Впрочем, общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, что фактически сохраняло превосходство флота Великобритании. США, Великобритания и Япония согласились сохранить статус-кво в вопросе береговых укреплений и военно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов:

— Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала и Гавайских островов. США отказывались от попыток укреплять Алеутские острова, со стороны которых они могли угрожать Японии;

— Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы;

— Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

Также устанавливался десятилетний мораторий на новое строительство судов и замораживалось количество военно-морских баз на Тихом океане.

2.1 Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования

Можно выделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.

1. Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него "выпадали" СССР и США — две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

Именно эти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.

Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет — в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.

2. Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков. Часто новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.

Провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.

2.2 Следствия Версальского договора

    Германия и Советская Россия оказались пострадавшими, что вызвало взаимовыгодное сближение двух стран. Германия строила на территории СССР запрещенную договором военную технику и обучала свои вооруженные силы. Советский Союз получил официальное признание статуса важной европейской страны (1922), в результате его были вынуждены признать также страны Антанты, иначе Германия имела привилегированное положение в торговле с Россией.

    И СССР, и Германия считали Версальский мир несправедливым. Страны Антанты сняли с себя всю ответственность за мировую войну, хотя на самом деле это была общеевропейская трагедия, и вина за неё лежала на всех участвующих сторонах.

    Слишком большая сумма репарации, взысканной с Германии, привела к инфляции и обнищанию больших масс населения. Можно сказать, что благодаря Версальскому договору возник режим Адольфа Гитлера, выдвинувшего популярные лозунги реванша.

    Лига Наций, первое рабочее заседание которой состоялось 16 января 1920 года в Женеве, шла на поводу у Антанты. Не сумев ограничить агрессию Франции против Германии (оккупация Рурской области в 1923 году), Лига Наций утратила авторитет и возможности вмешаться в более серьезные конфликты 1930-х годов и предотвратить II мировую войну.

В современной отечественной историографии как правило условия Версальского мирного договора считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны, возникновению ультраправых сил и приходу к власти фашистов. Усугубляет ситуацию тот факт, что жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами (или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук). Как аргумент в пользу второго нередко называется желание европейских держав использовать гитлеровский режим для борьбы с СССР. Этим же объясняется Мюнхенское соглашение, по которому ведущие европейские страны разрешили нацистской Германии аншлюс Чехословакии, которой они ещё вчера обещали поддержку.



Заключение

Версальско-Вашингтонская система международных отношений - миропорядок, основы которого были заложены Версальским мирным договором 1919 г., договором с союзниками Германии, а также соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1921–1922 гг. Европейская часть этой системы (иначе – Версальская) в значимой мере была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц при игнорирования интересов побежденных и вновь образованных стран (в Европе – 9), что делало эту структуру уязвимой из-за требований ее преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция России и антигерманская направленность превращали ее в несбалансированную и не универсальную, тем самым рос потенциал будущего мирового конфликта. США превратились в великую державу. Тяжёлые для Германии условия Версальского мира (выплата репараций и пр.) и перенесённое ею национальное унижение породили реваншистские настроения, которые стали одной из предпосылок прихода к власти нацистов, развязавших Вторую мировую войну.

Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион отличалась несколько большим равновесием, но тоже была не универсальной. Ее нестабильность обусловливали неопределенность политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоляционизм США и пр.

Характерной чертой, Версальской системы, была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические отношения с Польшей, но Пилсудский (польский государственный деятель) вместо этого подписал соглашение с одним из руководителей Центральной Рады и польские войска вступили на территорию Украины. Россия попыталась вновь присоединить Украину и Польшу, но поляки нанесли ей тяжёлое поражение, в результате которого большевистское руководство вынуждено было пойти на мир с Польшей. Польша также сохранила за собой Западную Украину и Западную Белоруссию.



Список литературы

      Европа в международных отношениях 1917-1939 гг.

      История международных отношений и внешней политики СССР 1917-1987 гг.

Г.Ш. Жамбатырова, К.И. Байзакова, М.Ш. Губайдуллина.

      Новейшая история стран Европы и Америки. 16-20 века. ( Часть 2) . А.М. Родригес

      Крах Версальской системы. Степанов А.