Экономическая реформа Петра I

ФГОУ ВПО Финансовая академия при правительстве российской федерации

Кафедра "История и политология"

Дисциплина "История России"

Реферат

Экономическая реформа Петра I

Студент группы ФК 1-6

Громыко В.А.

Научный руководитель

проф. Разманова Н.А.

План

Введение

Предпосылки и цели реформы

Ход реформы

Итоги

Введение

Конец XVII – первая четверть XVIII вв. ознаменовались крупномасштабными реформами Петра I (1689-1725), радикально изменившими уклад российского государства.

Пётр I родился 30 мая 1672 г. в Москве. На протяжении всей жизни его отличала всесторонность дарований. Он был великим реформатором общественной и государственной жизни, мужественным полководцем и принципиальным дипломатом, незаурядным законодателем и великолепным кораблестроителем. Таким же разнообразием отличались и качества характера Петра I. Он был и нежным, и жестоким, простым и надменным в общении, буйным и выдержанным в проявлении страстей.

Вокруг имени Петра сложилось множество положительно окрашенных стереотипов, которые для многих стали аксиомами. К таким относятся "царь-плотник", "работник на троне", "прорубил окно в Европу", "суровый, но справедливый и демократичный, не чета своим преемникам" и т.п.

Это восхищение вполне естественно, ведь Петр навсегда изменил диковатый облик России, придал её жизни динамизм. Институты, созданные Петром, показали удивительною жизнеспособность: коллегии просуществовали 80 лет, Сенат – 206 лет, подушная система налогообложения – 163 года, и этот факт свидетельствует о значительнейшей глубине петровских преобразований.

Но присутствовала ли эта глубина в экономических реформах, и, если да, то в чём проявлялась? В ходе этой работы опишем реформу и попытаемся дать развёрнутый ответ на этот вопрос.

Предпосылки и цели реформы

В начале XVII в. отсталость России во всех отношениях по сравнению с Западом была очевидна. Впервые осознание неизбежности и необходимости преобразований Отечества возникает у царя как раз по возвращении из Великого посольства, где он прочувствовал дух, силу, военное и культурное могущество развитой Европы.

В Англии и Нидерландах прогремели буржуазные революции, в результате чего торговля, промышленность и мореплавание были на подъёме. Процветали наука и культура. В России же было несколько железоделательных заводов и 20-30 мануфактур. Этот контраст не мог не подействовать Петра, он породил "государственную мечту" царя.

Экономическая политика Петра I может быть условно разделена на два этапа: первый (примерно до 1717 года) и второй (1717-1719 гг.).

Петр I осознавал необходимость наличия выходов к морям. Отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в дальнейшем экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости. Окрылённый успехом Азовского похода, царь организует выход с сорокатысячной армией к Нарве, шведской крепости на Балтике, тем самым начиная затянувшуюся на двадцать лет Северную войну. Военное положение России, решающей неотложные внешнеполитические задачи, требовало мощной материальной базы, которой не было и не могло быть в условиях натуральной экономики. На развитие этой базы и была ориентирована экономическая политика на первом этапе.

В поражение под Нарвой была практически полностью потеряна артиллерия, следовательно, возникала задача скорейшего её перевооружения и переоснащения армии, что в свою очередь требовало огромных средств и ресурсов. Необходимо было развитие промышленности, особенно, тяжёлой. Поэтому было необходимо вмешательство государство в экономику. А для этого нужны были финансы. Петр I искал пути пополнения государственной казны. В качестве такого пути Пётр рассматривал совершенствование торговли и предпринимательства

Кроме того, Северная война, означала экономическую изоляцию Россию от Швеции, которая поставляла высококачественную сталь, чрезвычайно требовавшуюся в российской армии. Это обстоятельство также вынуждало Петра начать индустриализацию.

Развитие торговли и промышленности было затруднено проблемами денежного обращения, поэтому вполне закономерным было проведение денежной реформы. Индустриализация способствовала развитию товарно-денежных отношений, но копейка, находившаяся в достаточном количестве в обращении, не отвечала этой тенденции. Подсчёт значительной суммы требовал огромных затрат времени, а кроме того, требовал содержать специальный штат счётчиков.

С другой стороны копейка не годилась для оплаты мелких товаров, так как была достаточно дорогой, а полушек и денежек почти не было. В результате в обращении было много резаных и фальшивых монет.

Кроме того, денежная реформа могла разрешить проблему дефицита бюджета, необходимого для развития, постройки городов, армии, попутно принеся казне дополнительный доход.

Второй этап реформ был связан с модернизацией России и выводом её на уровень мощной европейской державы. В соответствии с представлениями Петра, который разделял концепцию меркантилизма, о высоком уровне государственного развития свидетельствовало благосостояние подданных и богатство страны. Это и определило пути и средства достижения "общего блага". Среди этих средств были и поощрение, и принуждение, и регулирование экономической жизни подданных.

Ход реформы

Реформа в сфере промышленности шла по двум направлениям: стимулирование развития лёгкой промышленности и создание отраслей тяжёлой индустрии. Реформируя промышленную сферу, Петр акцентировал внимание на развитии мануфактурного производства, и, прежде всего тех его отраслей, которые обеспечивали военные нужды. В итоге реформа дала импульс развитию трёх основных видов мануфактур: казённых, частных и помещичьих.

Обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, государство взяло на себя регулирование всего, что связано с производством, начиная с размещения предприятий и кончая номенклатурой необходимой продукции.

Создавались новые промышленные районы и строились новые предприятия. В результате по-настоящему широко распространились мануфактуры, т.е. случился подлинный перелом в промышленности страны. Особенно чётко последнее прослеживается на примере металлургии. В Карелии, в Воронежско-Тамбовском крае, в центре в сжатые сроки строились новые заводы, расширялись старые, нередко отобранные у предпринимателей, которые были не в состоянии оперативно справиться с государственными заказами. Кроме того, петровские резиденты в Западной Европе активно приглашали иностранных горных специалистов и металлургов. Одним из итогов такой политики стало основание уральской металлургической области, без которой трудно представить экономику будущей России.

Пётр энергично развивал и лёгкую промышленность. Предпринимателям выдавались огромные заказы на продукцию, которая должна была обладать высочайшими качественными характеристиками. Приглашали работать иностранных и русских специалистов. Происходило взаимное обогащение опытом и стремительный рост мануфактур.

Местным властям предписывалось всемерно содействовать строительству предприятий в кратчайший срок. Строительство заводов требовало огромных средств, которыми не располагал ни один частный предприниматель или ростовщик. Но эти средства легко находились в казне, ещё не истощённой войной.

Пётр I помогал частным промышленным предпринимателям, предоставляя беспроцентные ссуды, льготные пошлины, бесплатные земельные участки, освобождая владельцев новых предприятий от обременительных выборных служб или даже давая право на монопольный выпуск продукции какого-то вида.

Однако такие поощрения имели место только в отношении "нужных" государству товаров. Выпуск "ненужных" же очень ограничивался или совсем запрещался.

Заметную роль в промышленном развитии страны сыграли вотчинные промышленные предприятия, развитие которых началось со второй половины 1710-х гг. Работали эти предприятия исключительно на крепостном труде как правило в кожевенной или текстильной отрасли. Благодаря этим предприятиям в России выделяются ранее не существовавшие подотрасли, продукты которых шли на экспорт или удовлетворяли потребности зажиточных россиян.

Примерно такими же методами вовлекались в производство и крестьяне. Многие из них, например, И. Гарелин, Я. Ямановский, Хлудовы, Найдёновы стали крупными предпринимателями и промышленниками.

В целом был достигнут экономический успех. Но здесь не обошлось без негативных моментов. Свободное предпринимательство нуждалось в источнике трудовых ресурсов, которого в России не было – слой горожан составлял примерно 3% от всего населения. Поэтому были вынуждены обратиться к крестьянскому труду. Указ от 18 января 1721 г. разрешал частным предпринимателям выкупать крестьян целыми сёлами и приписывать к производствам. Указ 1722 г. даёт право не возвращать крестьян, овладевших мастерством. Таким образом, политика Петра I способствовала и закрепощению крестьян, уничтожала наёмный труд, и в то же время развивала предпринимательство. Это закладывало преграды дальнейшего развития промышленности, обеспечивая лишь недолговременный выход из кризиса.

Создав по своей инициативе производство, Пётр I по своей инициативе создал и торговлю. В первую очередь можно выделить введенные им монополии. Монополии вводились на товары, необходимые государству в качестве источника высокой прибыли, например, лён и соль, а также на товары нужные армии – пенька, парусина и т.д. Согласно указу от 1705 г. о введении монополии на соль, государство открыто прибирало к своим рукам прибыльную отрасль, а кроме того реализовывало её продукцию получая 100%-ю добавочную прибыль.

В числе мер относительно торговли первого этапа экономической реформы указ 1699 г., согласно которому все торгующие люди были обязаны записаться в посад, в противном случае их деятельность запрещалась. Эта мера была принята с целью улучшения контроля над торговцами, для лучшего осуществления налоговых сборов и сборов повинностей.

С целью увеличения поступлений денег в казну и извлечения максимальной финансовой выгоды от торговой сферы Петр I предпринял ряд конкретных мер, направленных на активизацию внутренней торговли.

В 1719 г. же с купцов и торговцев снимаются постойные и подворные повинности; они получали различные льготы и привилегии государства. Отменяются монополии на большинство товаров. Эта мера, служащая для увеличения торговой активности населения, сопровождалась ещё и реформой органов контроля торговлей. Были введены органы купеческого управления и суда – магистраты, подчинённые Главному магистрату, которые должны были всячески помогать купцам и промышленникам. Интересы российских купцов за границей защищала коммерц-коллегия. Она же обеспечивала упорядочение внутреннего рынка при помощи указов, регламентов, проверок и т.д. Берг-мануфактур коллегия должна была отчитываться за качество, сдерживать конкуренцию предпринимателей, рассматривала предложения о нововведениях, обсуждать регламентации цен, масштабов производства.

Также государство практиковало подряды и откупа. Подряд - выполнение заказов по производству товаров монополизированных отраслей. Это было выгодно подрядчикам, так как они получали в качестве аванса 2/3 стоимость подряда под оборотный капитал, а также гарантию государства на получение фиксированной прибыли

Откуп – право производить "заповедный" товар в обмен единовременную выплату 90% прибыли. Чтобы компенсировать эту трату откупщики взвинчивали цены. Особенно бесчинствовали винные откупщики.

При помощи откупов, монопольных торговых компаний и жёстких таможенных тарифов государство держало в своих руках всю внешнюю торговлю, защищавшие отечественное производство от иностранной конкуренции. Для оживления международной торговли вывоз товара был назначен исключительно через более удобный для этого Петербург.

Таможенный устав 1724 года имел явно выраженный протекционистский характер. Товары, аналоги которых производились в России, облагались 75% налогом. Умеренными налогами облагались шерстяные ткани, орудия кожа и т.д. Эти меры позволяли уберечь российские товары от конкуренции с европейскими, которые были лучшего качества. Оборотной стороной протекционизма было снижение внешнеторговой активности.

С этими мерами внешне проявилось ослабление роли государства в экономике. На самом деле государство и не собиралось отстраняться от экономики. "К концу Северной войны, - говорит Е.В. Анисимов - мы имеем как бы новую редакцию прежней политики: если раньше воздействие государства на экономику осуществлялось насильственным путём через систему запретов и ограничений, то теперь, когда оправдывающая этот диктат ситуация осталась позади, вся сила тяжести была перенесена на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины". Он указывает на факт, подтверждающий действие этой машины: "Внимательно вчитавшись в условия передачи мануфактур, мы увидим, что компания не обладает правами настоящего владельца капиталистического предприятия… Например, Демидову государство гарантирует владение его же собственным заводом до тех пор, пока тот будет бесперебойно поставлять в казну необходимую продукцию."

Таким образом, в промышленности при Петре главным был бюрократ, знавший какую отрасль следует развивать, а какую замедлять, определявший, сколько что должно стоить и в каком количестве должно быть выпущено.

С конца 90-х годов началась перестройка денежной системы. К 1704 г. вместо примитивной монетной системы, представленной одной лишь изготовлявшейся из серебряной проволоки однокопеечной монетой и ее частями, сложился полновесный набор серебряных монет в одну копейку, алтын (3 коп.), пятачок (5 коп.), гривенник (10 коп.), полуполтину (25 коп.), полтину (50 коп.) и, наконец, рубль. Вместо серебряных деньги (0,5 коп.) и полушки (0,25 коп.) стали выпускать медные монеты этого же достоинства. С 1718 г. из меди стали делать алтыны и полуполушки, а с 1723 г. - пятачки, которые и стали в итоге самой мелкой медной монетой.

Чеканка монет еще с конца XVII в. сопровождалась уменьшением содержания серебра и меди в монетах. С 1711 г. серебряные монеты стали выпускаться 70-й пробы. При рыночной цене пуда меди в 6-8 руб., с 1704 г. из пуда стали делать медных монет на целых 20 руб. (38-я проба), ас 1718 г.-на 40 руб. Наконец, была введена в обращение золотая монета рублевого достоинства, а с 1718 г. ее сменил двухрублевик 75-й пробы. За 25 лет XVIII в. "денежные дворы" отчеканили серебряной монеты на 38,4 млн. руб., а медной - на 4,3 млн. руб.

Итогом денежной реформы стало создание полноценной монетной системы, основанной на десятичном принципе и полностью удовлетворявшей потребности экономики. Общий доход казны от выпуска монет составил 10,7 млн. руб. Таким образом, денежная реформа решающим образом содействовала успеху первого, наиболее тяжелого периода Северной войны. Ведь правительство Петра обошлось без иностранных займов. Между тем военные расходы в первый период войны достигали 70-80% бюджета. В первые годы денежная реформа улучшила и бюджет. В 1680 г. прямые налоги составляли 33,7%, косвенные - 44,4%, а монетная регалия всего 2,7%. В 1701 г. доля прямых налогов сократилась до 19,8%, доля косвенных почти не изменилась (40,4%), а доля монетной регалии возросла до 26,8%.

К концу второго десятилетия XVIII в. монетная регалия уже не давала прежнего эффекта, а огромное количество налогов дошло до возможного максимума. Вот тогда-то и пошли в ход идеи "прибыльщиков" о переходе от подворного к подушному обложению прямым налогом, что дало бы возможность резко увеличить число налогоплательщиков. В 1718 г. 28 ноября вышел указ о переписи всего податного мужского населения. С 1722 г. началась проверка результатов переписи - "ревизия". Она дала поразивший умы итог - было выявлено около 2 млн. душ мужского пола, не попавших в перепись. С тех пор и сами переписи стали называть "ревизиями". Общее число податного населения - 5,4 млн. душ мужского пола. На них был положен расход на армию и флот. В частности, в 1724 г. он составил 62,82% от всех расходов (6,24 млн. руб.). Весьма знаменательным было появление государственных расходов на школы, академии и медицину - 64,7 тыс. руб. (1%). В доходной части бюджета 1724 г. подушный налог составил 4,6 млн. руб. (54% всех доходов, равных 8,5 млн. руб.). Косвенные налоги составили 2,13 млн. руб. (24,9%). Монетная регалия - 2,5% всех доходов, пошлины - 1,8%. Но соляной доход был очень существенным - 7,76%.

Итоги

Экономическое преобразование Петра I подняло экономику России в целом. Были налажены внешнеторговые связи, внутренний рынок и предпринимательство, причём не только торгово-сбытовое, но и производящее.

Однако нельзя сказать, что Пётр провёл европейскую модернизацию. Закрепощение крестьянского труда укоренило черты крепостнической экономики на фоне усиления власти бюрократического аппарата. Такое сочетание породило "избалованного" бесплатным, "рабским" трудом крепостных, а потому безынициативного дворянина и влиятельного бюрократа. Оно теперь уж однозначно задаёт вектор развития российского хозяйства – крепостнического хозяйства.

Однако этот большой минус в итогах экономической политики Петра не затмевает всех её плюсов. Петр пришел к своему идеалу государственного регулирования - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Ещё долго Россия будет одним из лидирующих поставщиков уральского чугуна в Европу, хотя в период до северной войны сама импортировала его. Конечно, установив крепостническую экономику, царь лишил Россию социального ресурса дальнейших преобразований, однако, он дал ей взамен экономический и административный.

Список литературы

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989

Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Учеб. Пособие / Под ред. Проф. Я.А. Пляйса. – М.: Вузовский учебник, 2009.

Юхт А.И. Русские деньги от Петра великого до Александра I. – М.: Финансы и статистика, 1994