СССР

Содержание

    Введение

    Начало «холодной войны»

    Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг.

    СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

    Политика «Нового мышления»:

      начало разоружения

      региональные конфликты

      распад социалистических систем

    Результаты

    Вывод Список использованной литературы

Введение

Я выбрала эту тему, так как считаю, что распад СССР является одним из главных событий произошедших в наше время (20 век). Это и внешнеполитические отношения, и переустройство всего общества внутри страны. За время существования СССР произошло много нового не только в развитие нашего государства, но и оказано влияние на другие страны. Нас боялись и с нами считались, в это время только и говорили, что о СССР и США, ведь не зря в этот период мир назывался биполярным. Две самые сильные страны столкнулись в борьбе за лидирующее положение в мире, пользуясь самым страшным оружием на земле: ядерные и ракетные установки, но нельзя забывать ещё и о химическом оружие. Мне было интересно: кто же займет в конце лидирующее положение в то время, и в чем будет причина проигрыша того или иного государства; повлияет ли на все это распад Советского Союза?

Распад Социалистических Республик дал также понять, насколько сильна сама по себе Россия, на чем держится её политика и экономика. Мой интерес найти ответы на эти вопрос и является причинной выбора этой темы.

Так как в тему моего реферата входит понятие однополюсности современного мира (глобальная роль США), то я хочу рассмотреть поэтапно взаимоотношения США и СССР, чтобы в заключении связать это и с распадом социалистических республик. Этим я покажу, что конфликты возникли не на пустом месте, а идут уже давно (после окончания второй мировой войны).

Начало холодной войны

Наметившееся после войны потепление международного климата оказалось не долгим. С 1946 г. Произошло обострение международных отношений. Главной осью конфронтации стал конфликт между 2-мя сверхдержавами – СССР и США. Военно-политическое противоборство 2-х блоков определялось несколькими факторами: коренными различиями в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии, а также геополитическими интересами сверхдержав, их стремление расширению сфер влияния. И. В. Сталин стремился создать военный противовес США и закрепить контроль над Центральной И Юго-Восточной Европой. В ответ на попытку США связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими государствами экономическими политическими соглашениями (план Маршала), СССР и восточноевропейские страны отказались от участия в американской программе помощи, а в дальнейшем и международных экономических организациях. А руководство США стремилось к проведению политики «с позиции силы», пытаясь использовать для давления на СССР экономическую и военно-политическую мощь США. В 1946 г. Была провозглашена доктрина президента США Г. Трумэна «ограничение коммунистической экспансии». Эти события означали поворот к «холодной войне», что ухудшало международный климат и создавала угрозу военно-политических кризисов. 1949-1950 гг. стали апогеем «холодной войны». Был создан военно-атлантический блок стран Запада – НАТО, а также ряд других блоков с участием США (АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое столкновение интересов СССР и США.

Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг.

Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности стали главными вопросами во внешняя политике СССР после смерти Сталина. Н. С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных мирных инициатив. В 1955 г. На совещание глав правительства СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе. В августе 1955 г. СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 640 тыс. чел., а в мае 1956 г. – ещё на 1,2 млн. СССР ликвидировал свои военные базы на территории Финляндии и Китая.

В 1957 г. Он внес предложение в ООН о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе применения атомного оружия, о скоординированном сокращении вооруженных сил ведущих держав. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. во время визита советской правительственной делегации в США Н. С. Хрущев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью по проблемам разоружения. В августе 1963 г. в Москве между СССР и США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в 3-х средах: в атмосфере, в космосе и под водой (к которому присоединилось около 100 государств).

Однако в отношениях между СССР и США сохранялось взаимное недоверие. Уже в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В этой сфере к началу 60-х гг. СССР сумел добиться временного приоритета над США. В 1957 г. СССр провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. В результате впервые территория США оказалась уязвима для возможного противника. Началось оснащение ракетным вооружением сухопутных войск, войск ПВО, ВВС, создание ракетно-ядерного подводного флота. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серия ядерных испытаний.

Карибский кризис или «ракетный кризис» 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны. По решению советского руководства, в целях обезопасить Кубу и изменить в свою пользу военно-стратегический баланс на острове тайно были размещены ядерной ракеты средней дальности. Обнаружив их, США объявил воздушную и морскую блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял СССР. Через несколько суток ожидания Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущеву удалось прийти к заключению временного компромисса: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции. После Карибского кризиса наметилась некоторая полоса разрядки в отношениях Восток-Запад.

СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

Отношения с США. Начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом с сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый Советским Союзом военно-стратегический парите с США. Этому способствовали встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также ОСВ-2 в 1979 г.

Афганистан. В конце 70-х гг. произошел новый виток напряженности, связанный, в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. Вторжение в Афганистан явилось попыткой изменить международный статус-кво в пользу социализма. Своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

Используя «афганский фактор», в конце 70-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую компанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-технический бойкот, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ, созданный в 1949 г.). В 1980г. бойкотировались XXII Олимпийские игры, проходившие в Москве. В 1979-1980 гг. США развернули компанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В свою очередь, СССР в 1984 г. на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20). В результате на протяжении 1981-1984 гг. мир находился в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы стратегической оборонной инициативы.

Политика «Нового мышления»

С приходом к власти в марте 1985 г. М. С. Горбачёва, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась его новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление».

Основные её положения предусматривали:

- отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на 2 противоположные общественно политические системы (социалистическую и капиталистическую);

- признание мира целостным и неделимым;

- провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами;

- объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

- отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

Во взаимоотношениях с развитыми странами Запада на первом этапе стояла задача установления партнерских взаимоотношений. Эта цель была достигнута путем большого количества зарубежных поездок и визитом М. С. Горбачёва. В ходе своих выступлений, помимо заверений в дружбе и сотрудничестве, были решены 3 вопроса: вопрос о прекращении гонки вооружений и частичном сокращении вооружений; вопрос о выводе советских войск из Афганистана и вопрос о расширении контактов между странами с различными социальными системами.

Начало разоружения

Ежегодными стали встречи руководителей СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. С. Горбачёвым и Р. Рейганом, а затем Д. Бушем (ноябрь 1986 г. – Женева; октябрь 1986 г. – Рейкьявик; декабрь 1987 г. – Вашингтон; июль 1988 г. – Москва). Результатом сложных переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. исторического соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые о переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы пришли к ликвидации этого оружия. В след за этим были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США, а позже и с другими странами.

Как и прежде, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Особенно явственно пропагандистский налет чувствовался во внешнеполитических акциях советского руководства в 1985-1988 гг., когда политика СССр во многом строилась на прежней тактике (в том числе на попытках противопоставить, разъединить США и их союзников, отдалить от них страны «третьего мира»). Некоторые инициативы (например, предложение ликвидации ядерного оружия к 2000 г.) имели явную пропагандистскую направленность. Тем не менее, в целом это была уже новая политика. С 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на уступки Западу, что,.s добиться экономической помощи и политической поддержки. Тем не менее, курс на разрядку осуществлялся и далее.

В мае 1987 г. страны Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций). Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ о сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в !989-1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на 500 тыс. человек, а расходы на оборону – на 14,2 %. В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия. Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности.

Региональные конфликты

Предпринимались усилия и по ослаблению регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва с Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам а Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г. II съезд народных депутатов СССР принял решение об обсуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало вывода вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствия на пути урегулирования советско-китайских отношений. В мае-июне 1989 г. состоялся визит Горбачёва в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации двусторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами. Отк5аз СССр от прямого советского вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа привел к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия. СССР отказался также от поддержки реакционных режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.

Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

Распад социалистических систем

В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку, ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 – начале 1990 г. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии. В результате проведенного в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии. На путь реформ встал Вьетнам. Пришедшие к власти в эти страны национально-демократические силы, не желая следовать по пути половинчатого и непоследовательного реформирования, выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития. В короткие сроки здесь были осуществлена приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Многолетний советский диктат в отношениях с этими странами, подкрепляемый военным присутствием СССР, не мог не привести к отходу от него бывших союзников и ориентации их на Запад. Разрыв традиционных экономических и политический связей с Восточной Европой также больно ударил по Советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР.

Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.

Результаты

Безусловно, за годы перестройки международная напряженность ослабла настолько, что во всем мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознание людей, как на Западе, так и на Востоке был в значительной степени размыт создавшийся десятками лет образ врага. Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что принесло народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

Вместе с тем наряду с безусловными позитивными переменами, произошедшими в мире, очевидно и другое – с окончанием «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава – США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов в результате возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.

Распад единой система Вооруженных Сил СССР, «приватизация» бывшими союзными республиками наиболее оснащенными в техническом отношении ударных военных группировок, находившихся по периметру границ СССР, не только снизили обороноспособность России, но во многом способствовали эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решение внутренних проблем.

Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывал Горбачёв.

Таким образом, сложившиеся международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.

Вывод

В заключении я хочу назвать причины распада СССР и выделить последствия.

Причины распада СССР. Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы факторов были следующие:

- неудачи экономических реформ, неэффективность унитарной централизованной модели государственного управления, осуществлявшейся в «горбачёвский» период;

- кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и ликвидация партийно-политической монополии, составляющей основу СССР;

- отсутствие разработанной национальной политики;

- движение за национальное самоопределение республик, активизация местных политических элит, лидеров национальных движений;

- внешнеполитический фактор.

Определенную роль в разрушении СССР сыграли субъективные причины:

- менталитет самого лидера перестройки и связанные с этим ошибки, непоследовательность в проведении курса реформ;

- раскол внутри демократических сил;

- политический выбор лидеров 3-х славянских республик

Советская внешняя политика периода перестройки базировалась на концепции «нового политического мышления». Благодаря ей произошло ослабление международной напряженности, в первую очередь, противостояние СССР и США. Инициатива прекращения «холодной войны» при этом принадлежала СССР. Задуманные М. С. Горбачёвым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имело разрушение психологии «осажденной крепости», отказ от применения силы, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности. Сложное экономическое положение заставило руководство СССР пойти на уступки Западу в целях получения финансовой помощи и политической поддержки. В конце 80-х гг. стало очевидным, что СССР выходит из «холодной войны» утратившим положение сверхдержавы.

Последствия:

- сократился на треть экономический потенциал страны;

- была потеряна половина морских портов и торговый флот, Россия лишилась прямого выхода к мировым путям на западе и на юге;

- прекратилась инвестиционная деятельность, прервались кооперационные связи в рамках СССР и СЭВ;

- произошло падение производства, сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры.

Список использованной литературы

1. Арсланов Р. А., Блохин В. В., Джангирян В. Г., Ершова О. П.,

Мосейкина М. Н. История отечества с древнейших времен до конца XX века. В 2-х ч. Ч. 2. М., 2000.

2. Зуев М. Н. история России. XX в.: Пособие по отечественной истории для 10-11 кл. М., 1995.

3. Романенко А. В. Пособие по истории России. XX век: для выпускников и поступающих в вузы. Санкт-Петербург,1996.

2