Сословное законодательство второй половины XVIII века

Содержание

Введение 3

Глава 1. Реформа 1775 г. и ее роль в развитии сословного законодательства 6

Глава 2. Система сословных органов 8

Глава 3. Отдельные сословия в законодательстве второй половины XVIII в. 10

§1. Дворянство –

§2. Духовенство и полупривилегерованные группы 13

§3. Горожане 15

§4. Крестьяне18

Заключение 20

Список источников и литературы 23

Примечания 24

Введение

Екатерина II, реформаторская деятельность которой охватила все области государственной, политической и социальной жизни России второй половины XVIII в., не оставила без внимания и такую важную область, как сословное устройство государства. По мнению О. А. Омельченко, создание сословий по образцу Западной Европы было для императрицы одной из основных целей ее реформаторской деятельности.1

Пи этом изменения коснулись самых различных ветвей законодательства: от судебного до налогового (отечественное налоговое законодательство ХУШ - первой половины Х1Х вв. представляет собою, прежде всего, сословное, регламентирующее статус лиц, занимающихся торговой и промысловой деятельностью.

Цель данной работы – проанализировать особенности сословного законодательства второй половины XVIII в.

Задачи:

- определить роль губернской реформы 1775 г. в развитии сословного законодательства;

- составить систему сословных органов второй половины XVIII в.;

- показать особенности законодательного положения различных сословий.

Основным источником послужил двухтомный сборник законодательных актов, изданных при Екатерине II.2

Следует отметить, что эпоха XVIII стала временем интенсивного расширения видового состава источников и накопления новых письменных свидетельств. Очень сильно возрос объем законодательных актов, увеличилось количество их разновидностей. Законы стали издаваться в виде манифестов, указов, законов, положений и циркуляров. Большое место в законодательстве XVIII в. заняли комплексные акты, определившие новую систему государственного управления и социально-сословную структуру страны. В частности, особое значение имеет «Учреждение для управления губернии 1775  г.» и Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

Материалы государственной деятельности и политические проекты Екатерины II, относящиеся к 80-м – началу 90-х годов, мало учтены и, за редкими исключениями, почти неизвестны. Однако именно эти материалы свидетельствуют о развитии сословно-экономической и правовой политики «просвещенного абсолютизма», позволяют составить полное представление о законодательной программе правительства Екатерины II.

К середине 80-х годов XVIII века относится обширный замысел полного законодательного урегулирования прав и положения всех сословий в России. Отвечая, прежде всего, интересам абсолютизма, он в большей своей части был реализован в Жалованных грамотах дворянству и городам (1785). Наряду с этим Екатерина II разработала проект Жалованной грамоты для «поселян ведомства Директора экономии» (иное название – Сельское положение), которым охватывались аналогичным образом права и положение государственных крестьян. Проект предлагалось дополнить обширным «Наказом Директору Экономии» – сводом инструкций главноуправляющему государственными имуществами и административных правил по управлению подведомственными ему уездами, округами и отдельными селениями.3

Кратко остановившись на историографии вопроса, отметим, работы О. А. Омельченко.4 В 1774 – 1775 5 В 1775 – 1785 гг. годах Екатериной II, как считает О.А. Омельченко, был выработан план всеобщего «законоположения». Историк отмечает, что это был проект и будущего свода законов, и повременной законодательной деятельности. План содержал развивающую положения «Наказа» схему классификации законодательства с краткими комментариями, причем единственным комментарием к части о сословном строе было указание на запрет крепостить «вольных до того людей».

В работе Н. М. Дружинина «Просвещенный абсолютизм в России»5 рассматривается в том числе идеологические установки и предпосылки создания сословного законодательства Екатериной II.

Аналогичные вопросы затрагиваются в работе И. А. Федосова.6

Н. Я. Павленко в работе биографического характера «Екатерина Великая» (серия ЖЗЛ) также касается вопроса о введении сословного законодательства в контексте жизнеописания императрицы.7

Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и литературы.

Глава 1. Реформа 1775 г. и ее роль в развитии сословного законодательства

Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные ведомства: одно и то же место ведало и администрацию собственно, и финансы, и суд, уголовный и гражданский.

На устранение этих недостатков и рассчитаны были новые губернские учреждения.

Утвержденные Екатериной II 7 ноября 1775 г. губернские учреждения с небольшими изменениями действовали до земской и судебной реформы 1864 года, а некоторые и до начала ХХ столетия. Они составили довольно сложную систему административных и судебных «мест общих и сословныхъ».8 Россия была разделена на 50 губерний с населением от 300 до 400 тыс. душ в каждой, с подразделением на узды в 20 — 30 тыс. душ. Губернии управляются губернаторами; иногда во главе 2-3 губерний ставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями. Губернское правление получило власть распорядительную и полицейскую; его уездными органами были нижние земские суды под председательством избираемых дворянством капитанов-исправников. Государственными доходами и другими казенными делами заведует казенная палата; хранят доходы казначейства губернское и уездные.

В судебном порядке были учреждены три инстанции: низшую образовали в уезде уездный суд для дворян, городовой магистрат для купцов и мещан, нижняя расправа для однодворцев и государственных крестьян, среднюю – губернские сословные суды, верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа, высшую — палаты уголовная и гражданская для всех сословий.

Для уголовных дел, в которых источником преступления являлась не злая воля, а несчастье, суеверие и т. п., и для полюбовного решения тяжб в губернском городе учреждался совестный суд. Делами благотворительности и народного просвещения заведовал приказ общественного призрения.

Главные результаты реформы: коллегиальный порядок ведения дел, последовательно проведенное разделение ведомств административного и судебного с отделением суда гражданского от уголовного, сословный состав суда в низшей и средней инстанции, совместное участие трех сословий в некоторых учреждениях, именно в совестном суд и приказ общественного призрения, где присутствовали выборные заседатели от купечества и мещан, от однодворцев и государственных крестьян.

В качестве вывода целесообразно привести мнение В. О. Ключевского: «это участие имело особенно важное значение: оно было робким приступом к восстановлению в управлении и суде совместной деятельности сословий, еще в ХѴІІ в. разобщившихся сословными правами и обязанностями, как и сословнымъ управлением».9

Глава 2. Система сословных органов

Система сословных учреждений была следующая:

В губернском городе имелись:

1) Совестный суд – для полюбовного решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями;

2) Приказ общественного призрения – для устройства школ, богаделен, приютов и т. п. В обоих этих местах председательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий и ведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти учреждения не были и бюрократическими.

В каждом уездном городе находились:

1) Нижний земский суд - ведавший уездную полицию и администрацию, состоявший из исправника (капитана-исправника) и заседателей; и тот, и другие избирались из дворян уезда. Исправник считался начальником уезда и был исполнительным органом губернского управления.

2) Уездный суд - для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду.

3) Городской магистрат - судебное место для горожан, подчиненное губернскому магистрату (городская полиция была вверена коронному чиновнику - городничему).

4) Нижняя расправа - суд для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе. Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц того сословия, дела которого ведали); только председатель нижней расправы был назначаем от правительства.

Кроме перечисленных учреждений следует заметить еще два: для попечения о вдовах и детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем земском суде), а для призрения вдов и сирот горожан - сиротский суд (при каждом городовом магистрате). И в том, и в другом учреждении членами были сословные представители. В Дворянской Опеке председательствовал предводитель дворянства (они стали существовать со времени Екатерининской комиссии), а в сиротском суде - городской голова. Такова была система местных учреждений Екатерины II.10

Таким образом, вместо довольно простых форм прежнего времени теперь раскинута в каждой губернии целая сеть учреждений с многочисленным составом, и эта многочисленная администрация сосредоточена в меньших административных округах.

Глава 3. Отдельные сословия в законодательстве второй половины XVIII в.

§1. Дворянство

Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд).11

По своему сословному положению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральные учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.

Таким образом, с 1775 г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение для дворянства имели реформы 1775 г., они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране.

В «Учреждениях для управления губерний», однако, и организация, данная дворянству, и ее влияние на местное управление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. Позднее Екатерина те же факты, ею установленные, а равно и прежние права и преимущества дворян изложила в особой Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.12

Жалованная грамота 1785 г. явилась, таким образом, не новым, по существу, законом о дворянстве, но систематическим изложением ранее существовавших прав и преимуществ дворян с некоторыми, впрочем, прибавлениями. Эти прибавления составляли дальнейшее развитие того, что уже существовало. Главной новостью было признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического лица. Грамотой 1785 г. завершен был тот процесс сложения и возвышения дворянского сословия, какой мы наблюдали на пространстве всего XVIII в. При Петре I дворянин определялся обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости; при Петре III снял с себя служебную повинность и получил некоторые исключительные личные права.13

Наконец, при Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только равными себе, свободен от податей и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет «офицерского чина». Таковы главнейшие права всякого дворянина. Об участие дворянских обществ в местном управлении говорилось выше. Помимо этого участия дворянские общества имели все права юридических лиц и пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел. К таким результатам дворянство пришло к концу XVIII в.; исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление - вот результаты, к каким привела дворянское сословие политика императрицы.14

§2. Духовенство и полупривилегерованные группы

Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей и крестьянами и поте­ряло свыше миллиона душ крестьян, секуля­ризованных государством. В процессе секуля­ризации были ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались стро­гие штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило численность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был весьма затруднен. Дети духо­венства исключались из духовного сословия лишь в том случае, если они не получали необходимого образования. Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телесых наказа­ний.15

Осуществив секуляризацию, самодержа­вие превратило духовенство в своеобразных чиновников по духовному ведомству. Вне­шним оформлением этого положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства правил о награждении чиновни­ков орденами за усердную многолетнюю службу.

От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полупривилегиро­ванные сословия и сословные группы, соста­влявшие примерно 2,5% населения. Жалован­ная грамота городам выделила из городского населения три гильдии купечества, освободи­ла гильдийское купечество от подушной пода­ти, рекрутского набора, заменив его де­нежной платой, закрепила за ним право на оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов, фабрик и заводов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний. Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населения занимала лишь 0,5%.

К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся полупри­вилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по размерам, значительно превышавшим разме­ры земель крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие освобождалось от по­душной подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службу на осо­бых условиях. Права, предоставленные верху­шке этого сословия, в ряде случаев приближа­лись к правам дворян.

К неподатным сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети, образовывавшие небольшую катего­рию солдатских детей, которые использовались правительством для формирования ун­тер-офицерского состава армии.16

§3. Горожане

Остановимся еще на одном аспекте этой проблемы – вопросе об отношении Екатерины II  к городу, его населению - «третьему сословию» или «среднему роду людей», - ремеслу, торговле, промышленности.

Одной из основных проблем городского сословного устройства в XVIII в. было определение статуса «горожанина» и «мещанина»: кто является «жителем города» и «кто составляет общество того города». Различие между категориями «житель города» и «член общества градского» вносит существенную путаницу как в сам «Наказ», так и в последующее городское законодательство. Ст. 394 утверждает, что «имя мещан» дается только тем, кто имеет недвижимую собственность в городе, т.е. только они являются членами «общества градского», при этом, согласно следующей статье, называться этим именем не позволено тем из них, кто не платит городских податей. Эти идеи получили отражение в проекте «Об общем градском праве» Комиссии о среднем роде людей и проекте прав «средняго рода людей» Кодификационной Комиссии 1767-1771 гг.17

Важным аспектом городского развития был вопрос о торговле. Ему посвящена ст. 330 «Наказа», которая представляет собой цитату глав 21 и 22 книги XX «Духа законов» Ш. Монтескье. Следуя ему, а не Дидро, Екатерина II положительно решает вопрос о возможности возведения в дворянское достоинство представителей купечества. Также разрешает она и важный для той эпохи вопрос о дворянской торговле -согласно Монтескье, торговля была «привилегией» «третьего сословия» (кн. XX, гл. 19). Противоположное мнение высказывал И.-Г.-Г.Юсти, не видя в торговле ничего, что умалило бы дворянскую честь.

Стремясь создать «третье сословие», Екатерина не могла не задумываться о новых людях, которые составили бы его. Здесь важен проект И.И. Бецкого о создании Воспитательного дома. Он предлагал взять за основу будущего «средняго рода» детей, выросших в Воспитательном доме: «новую породу» людей. Идею о том, что просвещение - залог создания полноценного «третьего сословия», выдвигал и Д.Дидро в своих беседах с Екатериной II в начале 1770-х гг. Мысль эта была, безусловно, одной из основополагающих для Просвещения: в ст. 381 «Наказа» читаем: «К сему роду причесть должно всех тех, кои выходить будут, не быв дворянами, изо всех Нами и предками Нашими учрежденных училищ и воспитательных домов».

Так выглядит набор понятий и представлений, с которым императрица подошла через много лет к подготовке проектов городского законодательства. Плодом просвещенческого мировоззрения и станет последующее городское законодательство этого царствования,

В период правления Екатерины II было принято новое сословное законодательство об устройстве купечества и торгово-промышленного обложения путем введения гильдейского сбора с купечества, как налога с объявленного капитала. В 1775 г. был принят Манифест «По случаю заключения мира с Турцией». В соответствии с данным документом купечество было освобождено от уплаты подушной подати и временных чрезвычайных налогов. Взамен последней, купцы обязаны были уплачивать по 1% с объявленной ими по совести суммы капитала. При этом купечество было разделено на 3 гильдии, в которые могли записываться только лица, имевшие капитал не менее 500 руб. Те граждане, которые не имели такого капитала, не имели права записываться в купечество, называясь мещанами, и были обязаны платить подушную подать.18

На основании данного Манифеста Правительствующий Сенат принял Указ 25 мая 1775г. «О разделении купечества на гильдии», определив, что купцы, объявившие капитал свыше 10 тысяч рублей - приписывались к первой гильдии; от 1 до 10 тысяч рублей - ко второй гильдии; от 500 рублей до 1 тысячи рублей - к третьей гильдии. Объявление капиталов предоставлялось также по совести каждого.

Порядок сбора указанной гильдейской подати был изменен в связи с принятием Екатериной II в 1785 г. «Грамоты на права и выгоды городам Российской Империи», явившейся важнейшим законодательным памятником, которым в юридическом порядке были определены права и преимущества городского состояния, введена сословная организация городского населения по отношению к промысловому обложению, что являлось прогрессом на тот период. В соответствии с указанной Грамотой каждый, независимо от пола, лет, рода, поколения, семьи, состояния, вероисповедания, торга, промысла, рукоделия или ремесла, если объявит капитал от 1 тысячи до 50 тысяч рублей, разрешается записываться в одну из трех гильдий согласно установленным суммам объявленных капиталов. Оклад налога и порядок объявления капиталов были оставлены прежними. Таким образом, все категории населения, в том числе, дворяне, крестьяне, иностранцы - имели право заниматься торговлей и промыслами, и в зависимости от суммы объявленных капиталов, обязаны были приписываться к гильдиям и уплачивать соответствующие процентные сборы.

§4. Крестьянство

Свыше 90% населения составляли кре­стьяне, делившиеся на две большие

катего­рии: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в цар­ствование Павла 1 в удельных, посессионные (купленные к заводам) и другие. Крестьяне всех категорий были прикреплены к земле, плати­ли феодальную ренту, несли рекрутскую по­винность и испытывали на себе все тяготы сословного неполноправия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепо­стничества и сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно различались.

Наиболее тяжелым было положение помещичьих крестьян. Составлявшие в XVIII в. более половины всего населения страны, они не имели никаких прав: и они сами, и их имущество находились в неограни­ченной власти и собственности помещиков.

Государственные крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ) составляли большинство населения в районах, где по разным причинам поме-щичье землевладение не прижилось или не стало преобладающим (Север, При-уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Южная Украина). Высок был их удель ный вес также в национальных районах Поволжья, районах прежних засечных черт и в некоторых других районах. Государственные крестьяне пользовались землей на основе общинной землевладения. Феодальная рента взималась с них в форме подати, но к этому добавлялись всякого рода государственные повинности: по строительству и содержанию дорог и мостов, перевозке казенных грузов, расквартированию войск и т. д.

Их законодательное положение отличалось тем, что никто не вмешивался в их семейные отношения, они не подвергались постоянным наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами, ремеслом, торговлей, нани­маться на купеческие мануфактуры и т. д. Состав государственных крестьян был не­однороден.

Заключение

Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления: и дворянство, и горожане, и даже люди низших классов наполняли своими представителями большинство новых учреждений. Местная администрация приняла вид земского самоуправления, действовавшего, впрочем, в чувствительной зависимости и под контролем немногих правительственных лиц и бюрократических органов.

Верхним из них были учреждения бессословные: губернское правление, палаты - казенная, уголовная и гражданская. Весь личный состав в этих учреждениях назначался от короны, без всякого участия местного общества. Второй пласт состоял из сословных губернских судов: верхнего земского суда, губернского магистрата и верхней расправы, также из всесословных учреждений - совестного суда и приказа общественного призрения. Личный состав учреждений этого второго пласта был смешанного характера: председатель назначался короной, но заседатели, называвшиеся советниками и асессорами, выбирались в каждом учреждении известным сословием, а в совестном суде и приказе общественного призрения - всеми тремя сословиями. Точно так же и третий, низший пласт, состоявший из уездных судебных инстанций с полицейским нижним земским судом, были учреждения коллегиальные, но личный состав в них весь был земского сословного происхождения: как председатель, так и заседатели выбирались сословиями. Только председатель нижней земской расправы, или расправный судья, ведавший дела вольных хлебопашцев, назначался из чиновных людей высшей местной властью.

Легко заметить, однако, некоторое преобладание, данное одному сословию - дворянству; нижний земский суд был полицейским учреждением для всего уезда, хотя в число его заседателей по делам, касавшимся вольных хлебопашцев, входили заседатели нижней расправы, но председатель нижнего земского суда - исправник - выбирался только дворянством. Притом нижние расправы были далеко не во всех уездах: открытие их предоставлялось усмотрению губернаторов, и они учреждались только в таких округах, где было достаточное количество людей подведомственных им состояний, т. е. вольных земледельцев; нижняя расправа учреждалась только в том округе, где находилось от 10 до 30 тыс. душ этих состояний. Таким образом, полицейский порядок в уезде, поддержание безопасности и тишины и суд без различия состояний сосредоточивались в учреждениях дворянских. Была и другая форма, в которой выразилось тоже преобладание одного класса, - в губернском управлении. Высшие губернские места не имели сословного характера, но правительство обыкновенно набирало личный состав этих учреждений из того же класса, представители которого избирались в сословные дворянские учреждения: губернатор, председатель и заседатели высших губернских административных и судебных учреждений, как и палат, обыкновенно принадлежали по происхождению к дворянству. Таким образом, преобладающее значение сословия в местном управлении выражалось в двух формах:

1) в выборе личного состава сословных дворянских учреждений;

2) в сословном происхождении личного состава общих бессословных учреждений. Благодаря этому преобладанию дворянство стало руководящим классом в местном, как и центральном управлении. Дворянин господствовал в местном управлении как выборный представитель своего сословия; он господствовал в нем и как назначенный верховной властью коронный чиновник.



Список источников и литературы

Источники

Законодательство Екатерины Великой. Сборник документов. М., 2000. Т. 1 – 2.

Литература

Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России. / Абсолютизм в России . XVII–XVIII века. М., 1964.

Павленко Н.Я. Екатерина Великая. М., 2000.

Федосов И.А. Просвещенный абсолютизм в России // Вопросы истории. 1970. № 9. С. 34–55.

Омельченко О.А. Государственное хозяйство и экономическая реформа в законодательной практике «просвещенного абсолютизма» в России. М., 1996.

Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. М., 1993.

Ключевский В. О. Краткое пособие по Русской истории. М., 1993.

Примечания

1 Омельченко О.А. Государственное хозяйство и экономическая реформа в законодательной практике «просвещенного абсолютизма» в России. М., 1996.

2 Законодательство Екатерины Великой. Сборник документов. М., 2000. Т. 1.

3 Омельченко О.А. «Законная монархия»… C. 379.

4 Омельченко О.А. Государственное хозяйство…; Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. М., 1993.

5 Дружинин Н. М. Просвещенный абсолютизм в России. / Абсолютизм в России. XVII–XVIII века. М., 1964.

6 Федосов И.А. Просвещенный абсолютизм в России // Вопросы истории. 1970. № 9. С. 34–55.

7 Павленко Н.Я. Екатерина Великая. М., 2000.

8 Ключевский В. О. Краткое пособие по Русской истории. М., 1993. С. 142-193.

9 Там же.

10 Павленко Н.Я. Указ. соч. С. 214.

11 Омельченко О.А. «Законная монархия»…С. 277.

12 Там же. С. 381.

13 Там же.

14 Там же.

15 Законодательство Екатерины Великой. Т. 2. С. 286.

16 Павленко Н.Я. Указ. соч. С. 214.

17 Законодательство Екатерины Великой. Т. 1. С. 314.

18 Дружинин Н. М. Указ. соч. С. 425–439.