Советский Союз в годы "развитого социализма"

Содержание

Введение

1. Политическая система и общественные отношения: тенденции и противоречия

2. Экономическое и социальное развитие: от стагнации к системному кризису

3. СССР на международной арене. От «разрядки» к конфронтации и «новому» политическому мышлению

Заключение

Список литературы



Введение

С середины 80-х гг. и особенно с начала 90-х. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Вместе с тем политические события, проходившие в Советском Союзе и в его республиках, отразились и на процессе мировой политической истории. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего и большого документального материала.

Период 70-х - первой половины 80-х годов, связанный с именем тогдашнего руководителя партии и страны Л.И. Брежнева, получил емкое и точное определение как застойного. Глубокий анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять объективную необходимость глобальных перемен в жизни общества, перестройки всех сфер и в первую очередь - духовную, выработки нового мышления, воспитание чувства хозяина страны у каждого гражданина. Ибо только это в конечном счете поможет нам преодолеть кризис в экономике, выведет страну на передовые рубежи развития науки и техники.

Партийно-государственное руководство во главе с Л.И. Брежневым приступило к осуществлению нового курса в политической и социально-экономических сферах. В сфере экономики явно ощущалась необходимость реформ. Но осуществление их с самого начала шло под воздействием административно-командного образа мышления и действий.

1. Политическая система и общественные отношения: тенденции и противоречия

Период в истории СССР, охватывающий 1965-1991 гг., можно назвать относительно стабильным. После того, как в октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был снят за приписанные ему «волюнтаризм» и «субъективизм» со всех сторон. Первым секретарем ЦК КПСС избирается Л.И. Брежнев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР до конца 1965 г. оставался А.И. Микоян, но затем эту должность занял Н.В. Подгородный. На пост Председателя Совета Министров СССР назначается А.Н. Косыгин. Несмотря на смену всей высшей политической и государственной элиты, содержание внутренней политики в принципиальных чертах сохраняется неизменным. Все проистекавшие процессы продолжали развиваться в русле Программы построения коммунизма, выдвинутой XXII съездом КПСС в октябре 1961 г. Заявленные в данном документе первоочередные задачи (создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений, воспитание нового человека) определялись как генеральные на длительную перспективу, они концентрировали на себе все общественные силы и ресурсы.

Вместе с тем провозглашенная ранее концепция «развернутого строительства коммунизма» к середине текущего десятилетия окончательно утратила реальную осязаемость, все отчетливее проявлялась ее декларативность, а ход экономического развития СССР не давал основания для положительных выводов по ее реализации. По мере нарастания трудностей и нерешенных проблем в высших эшелонах власти вызревала идея проведения очередной экономической реформы. Она затронула сразу несколько направлений: промышленное, аграрное, систему управления.

На мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС была провозглашена программа реформирования аграрного сектора страны. В том, что реформа началась с сельского хозяйства, заключалась своя логика того времени: не утратила своей привлекательности задача, поставленная еще при Н.С. Хрущеве, догнать и перегнать США по выпуску продукции на душу населения; аграрный сектор должен был обеспечить народное хозяйство на этапе реформы достаточными ресурсами.

Весь комплекс разработанных мер состоял из двух основных блоков. Прежде всего – материально-технический блок, куда входили меры по комплексной механизации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации (из всех направлений мелиоративное стало наиболее капиталоемким).

Следующий блок – экономический. Главное, что намечалось изменить в экономической системе хозяйствования на селе, - это порядок планирования и материального стимулирования. Предполагалось поднять закупочные государственные цены на сельскохозяйственную продукцию, установить твердый план закупок на пятилетку, ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продажу сельхозпродукции государству. Решено ввести в колхоз гарантированную оплату труда на уровне тарифных ставок соответствующих работников совхозов. В целом за счет экономических мер предусматривалось изменить пропорции распределения национального дохода в пользу сельского хозяйства.

Менялась государственная политика в отношении личного подсобного хозяйства. Из ограничительной периода Хрущева она становилась разрешенной, ЛПХ стало рассматриваться важным каналом поступления сельскохозяйственной продукции в общественное потребление.

Сентябрьский 1965 г. Пленум ЦК КПСС наметил программу реформирования промышленной отрасли, которая в дальнейшем конкретизировалась партийно-государственными директивами. Смысл данных мер тоже сводился к тому, чтобы усилить экономические рычаги, поднять самостоятельность предприятий, улучшить систему управления промышленностью. В качестве приоритетных мер выступали следующие: во-первых, сократить количество отчетных показателей, а показатель производства валовой продукции заменить на показатель объема реализованной продукции и по последнему определить эффективность предприятия; во-вторых, усилить роль хозрасчета, расширить права предприятий в распоряжении прибылью; в-третьих, изменить систему ценообразования, установив обоснованную шкалу цен, стимулирующих производство продукции.

Предпринятые реформаторские меры не смогли не сказаться положительно на развитии экономики страны. В основных отраслях в пореформенный период был заметен сдвиг. Получив даже частичную свободу, промышленные и сельскохозяйственные предприятия подняли производительность труда, выросла заинтересованность людей в результатах своей работы. Заметными были показатели в области сельского хозяйства. Здесь за 1966-1970 гг. среднегодовой рост производительности труда составил 6,5%, за это время государство закупило почти на треть зерновых больше.

Определенным образом улучшилась социальная сфера. Были повышены тарифные ставки, особенно на тяжелых видах работ, для многих категорий работников увеличилась заработная плата. Все это вместе взятое позволяет вторую половину 1960-х гг. считать в целом успешной. В частности, национальных доход увеличился за это время на 41%, а производительность труда – на 39%. В связи с этим многие экономисты стали называть 1966-1970 гг. «золотым» периодом.

Вместе с тем внимательный анализ реформаторских мер позволяет говорить о наличии целого ряда противоречий, которые со временем, разрастаясь и углубляясь, способствовали откату реформ. Провозглашая некоторую самостоятельность производственного звена и неделя хозяйственные органы частью новых полномочий, партийно-государственный аппарат в то же время сохраняет за центром монопольную власть по ключевым вопросам экономического развития. Пытаясь перестроить систему управления, поднять самостоятельность первичного предприятия, реформа вместе с тем не затрагивала базисных структур экономики – форм собственности, механизма распорядительных функций, вопросов демократизации. Напротив, государственная собственность продолжала оставаться господствующей, а идея о сближении двух форм собственности (государственных и колхозно-кооперативной) являлась официальной и всячески поддерживалась. Следовательно, сохранялись неизменными позиции командно-административной системы, старых стереотипов, а внедренные новые формы организации экономической жизни не изменили сущности старых механизмов хозяйствования. В результате в начале 1970-х гг. не только не состоялся перевод экономики на интенсивные рельсы, но сама реформа ускоренными темпами начала сворачиваться.

Одна из причин такому положению очевидна сразу – мощный партийно-государственный аппарат прочно держал в своих руках все нити направления экономическими процессами. Это означало, что экономика продолжала политизироваться, часто намечаемые цели и задачи обусловливались не хозяйственной целесообразностью, а стремлением обосновать правильность утвердившейся концепции «развитого социализма». Другой причиной явилось столкновение реформаторских и консервативных сил. Бывалые администраторы, сторонники командного управления получили поддержку в лице главы Коммунистической партии – Л.И. Брежнева. Уже к началу 1970-х гг. стало ясно, что рыночные механизмы, наметившиеся в ходе реформы, широкого применения не получат. Партийно-государственный аппарат требовал укрепления централизованных начал в руководстве промышленностью, строительством и сельским хозяйством, а принципы хозрасчета, хозяйственной самостоятельности все больше отодвигались на задний план.

2. Экономическое и социальное развитие: от стагнации к системному кризису

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

С 1965 г. стала проводится хозяйственная реформа, задуманная еще при хрущевской администрации. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет. Одновременно упразднялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью через министерства.

Правительство приняло меры к ускоренному строительству предприятий, способных насытить рынок товарами народного потребления.

Реформа затронула и сельское хозяйство. С колхозов и совхозов правительство вновь списало долги, повысили закупочные цены. Кроме того, была установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Ощутимо повышалось финансирование аграрного сектора экономики. В 1966-1980 гг. туда было направлено 383 млрд. рублей, что составило 78% капиталовложений в сельское хозяйство за все годы советской власти.

Эти новации благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. Но их эффект оказался кратковременным. Прирост объема производства продукции, стабилизировавшийся в промышленности за годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) приблизительно на уровне предшествующего пятилетия (50%), а в сельском хозяйстве превысивший его на 21%, в дальнейшем вновь стал сокращаться: соответственно до 43 и 13% в девятой пятилетке, 24 и 9% - в десятой, 20 и 6% - в одиннадцатой. Объяснилось это двумя главными причинами.

Во-первых, директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать робкие и непоследовательные меры по реформированию хозяйственного механизма.

Уже к концу 60-х годов реформа промышленности выдыхается, так и не столкнув советскую экономику с наезженной колеи: расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли и жестким административным давлением на предприятия сверху. Попытки внедрить наукоемкие производства (микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехника), развернуть сеть научно-производственных не приносили ожидаемого результата. Структура народного хозяйства приобретала все более нерациональный, перекошенный характер. Являясь бездонным потребителем капиталовложений, советская экономика имела минимальный выход на человека, удовлетворение его потребностей.

Во-вторых, исключительно важную, по сути решающую роль в снижении темпов хозяйственного роста играло то обстоятельство, что сама директивная экономика, подавившая ростки нового, объективно подошла к пределу своих возможностей.

Причины тому – прежде всего обострившееся противоречие между колоссальными масштабами промышленного потенциала СССР и преобладавшими экстенсивными методами его развития. На каждый новый процент прироста продукции приходилось затрачивать все больше и больше средств. Соответственно сокращалось финансирование других государственных программ, в том числе социально-культурной.

Практически полностью были исчерпаны свободные людские ресурсы, причем из-за снижения рождаемости от пятилетки к пятилетке уменьшалась доля молодежи, приходящей в общественное производство. Стоимость незанятых рабочих мест в народном хозяйстве страны достигла критического уровня. На вновь строящихся заводах и фабриках уже физически некому было работать.

Из-за перемещения сырьевой базы в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири лавинообразно нарастали некогда незначительные затраты на добычу и доставку природных ресурсов. Началось сокращение пахотного клина в стране, что отягощало и без того сложное положение сельского хозяйства. Это было следствием расползания вширь промышленных объектов, занимавших под производственные корпуса и обслуживающую их инфраструктуру плодородные земли, развертывания новых военных полигонов.

И, наконец, последнее. Обессилевшее за долгие годы нещадной государственной эксплуатации сельское хозяйство приходило во все больший упадок, ограничивая возможности развития промышленности, особенно в выпуске товаров народного потребления.

Нельзя сказать, что правящая элита СССР совсем не видела нарастающий упадок экономики и не предпринимала никаких мер. Однако практически все они лежали в стороне от магистрального русла уже прочно забытой реформы 1965 г.

В сельскохозяйственной политике с середины 70-х годов упор делался на агропромышленную интеграцию – организационное кооперирование колхозов и совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности, транспорта, торговли, строительства.

В промышленном строительстве, начиная с девятой пятилетки (1971-1975 гг.), акцент переносится на создание десятков гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти, Павлодарско-Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского по обработке цветных металлов и др. В целях ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974-1984 гг. была проложена Байкало-Амурская магистраль.

Главный же способ избежать экономического краха власти усмотрели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Внешняя торговля СССР приобретала отчетливо выраженный «колониальный» характер. Зато казна сказочно обогатилась за счет сотен миллиардов «нефтедолларов».

Колоссальные средства, получаемые в виде «нефтедолларов», использовались в народном хозяйстве с той же степенью эффективности. Они замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве, тратились на закупку западного оборудования, немалая часть которого оседала затем на складах, поглощались быстрорастущим бюрократическим аппаратом, наконец, просто «поедались», т.е. шли на импорт высококачественных товаров, призванных скрасить вид полупустых прилавков отечественных магазинов.

К середине 80-х годов и этот живительный валютный поток стал иссякать. Гибкая рыночная экономика ведущих капиталистических стран перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился и цены на нее на мировом рынке начали стремительно падать. В этих условиях уже ничто не могло удержать на плаву тяжеловесную и неповоротливую директивно-затратную экономику СССР.

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше давала о себе знать так называемая теневая экономика. Этот феномен, стимулируемый условиями тотального огосударствления хозяйственных структур, был неоднороден по своей природе. Он включал как различные виды официально запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности, так и чисто криминальный элемент (крупные хищения товаров и сырья, махинации в отчетности, изготовление на госпредприятиях неучтенной продукции с ее последующей реализацией через торговую сеть и т.п.). По неофициальным оценкам, к середине 80-х годов в сфере «теневой экономики» более или менее постоянно было занято около 15 млн. человек. В стране шло формирование новой социальной группы – дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные образования.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Согласно переписи 1979 г., общая численность населения СССР достигла 262, 4 млн. человек. Причем его прирост произошел главным образом за счет жителей Казахстана и Средней Азии. В 60-е годы численность горожан впервые превысило половину всего населения страны и к 1979 г. равнялась 62%.

За время, прошедшее с конца 30-х годов, заметно изменилась и социально-классовая структура советского общества.

Приобретая все более «городской» характер, социальная структура советского общества развивалась, казалась, в рамках общемировых тенденции. Однако резким отклонением от них был гипертрофированный рост удельного веса наемных работников, особенно рабочих. Он не только отражал стремление системы «государственного социализма» превратить всех граждан в зависимых от государства работников по найму, лишенных средств производства, но и свидетельствовал об экстенсивном развитии экономики, при котором производственные отрасли поглощали основные трудовые ресурсы.

По сравнению с нищетой 30-х годов и первого послевоенного десятилетия материальное положение населения улучшилось. Все меньше людей жило в коммуналках и бараках. Обыденными стали телевизоры, радиоприемники, холодильники, телефоны и прочие коммунальные блага. Люди лучше одевались и питались.

К 1985 г., по расчетам экономистов, годовой валовой внутренний продукт на душу населения в СССР составлял 7450 долларов – где-то между средним показателем Западной Европы (12 700 долларов) и Латинской Америки (3200 долларов). Но если взять уровень индивидуального потребления, то картина кардинально менялась. Его объем не превышал в нашей стране 27% от уровня США, что было ниже, чем у Уругвая (40%), Мексики (30%), Аргентины (29%) и чуть выше Бразилии (25%). Эта разница между показателями общего и потребительского душевого валового внутреннего продукта естественна: непропорционально большая часть советской экономики работала не на человека, а на государственные, прежде всего военные цели.

В середине 70-х годов разрыв между этими показателями в СССР был несколько уже, но он тут же расширился, стоило только советскому руководству увеличить расходы на военные нужды с связи с последовавшим вскоре новым и серьезным обострением взаимоотношений с Западом. Почти приостановился и без того медленный подъем жизненного уровня трудящихся, наблюдавшийся в первое десятилетие брежневского правления. Поскольку он достигался главным образом путем повышения зарплаты рабочим и служащим, гарантированных выплат за труд колхозникам, обозначилась диспропорция между денежной массой, находящейся в руках населения, и вяло увеличивающимся предложением товаров и услуг, низким их качеством. В этих условиях со второй половины 70-х годов углубляется товарный голод – дефицит сначала на престижные и высококачественные изделия, затем на обыденные.

Кризисные явления постепенно накапливались и в других секторах социальной сферы. Практически не росли объемы вводимого в строй жилья. «Квартирный вопрос» усугублялся из-за небывалой ранее миграции в города крестьян (им было разрешено получать паспорта и выбирать место жилья), а также ввоза предприятиями для использования на малоквалифицированных и непопулярных среди коренных горожан работах так называемых лимитчиков – людей со стороны, получавших временную прописку и любым путем старавшихся закрепиться в городе.

На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода. С 1970 по 1985 г. на два года уменьшилась средняя продолжительность жизни и по этому важнейшему показателю СССР откатился на 35-е место в мире, по уровню детской смертности – на 50-е.

В итоге реформы, начатые в 1965 г., практически исчерпали себя и были прекращены уже в 1970-е годы. Оставшиеся нерешенными и продолжавшие накапливаться проблемы, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, правительство пыталось решать за счет дополнительных капиталовложений, в том числе и за счет средств от продажи за рубеж сырья: нефти и газа.

3. СССР на международной арене. От «разрядки» к конфронтации и «новому» политическому мышлению

Внешнеполитическая деятельность в 70-х - первой половине 80-х годов была направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития общества, на формирование и утверждение нового типа международных отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера "застоя" сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и серьезные просчеты.

Советская внешняя политика осуществлялась по следующим основным направлениям; - развитие отношений с социалистическими странами; - поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами;- укрепление отношений со странами "третьего мира" - развивающимися государствами; борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.

В этот период были достигнуты успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 году СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15 - 20 лет. Одним из основных направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз" , космическая программа "Интеркосмос" , строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн.т нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х - 508 млн.т.

Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в некоторых странах возникали кризисные ситуации. Такая ситуация, ставившая под угрозу политическую систему, возникла в Чехословакии. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 году и подавление враждебных сил.

Драматично развивались события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической и политической помощи из СССР, польскому руководству удалось сохранить ситуацию под контролем, причем 13 декабря 1981 года в стране было введено военное положение. Во главе Польской объединенной рабочей партии был поставлен генерал Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности.

Чехословацкие события негативно сказались на взаимоотношениях стран социалистического блока. Действия СССР были подвергнуты критике со стороны правительства Китая, Румынии, Югославии, Албании.

Со второй половины 1960-х гг. заметные перемены произошли в отношениях СССР с капиталистическими странами, выразившиеся, прежде всего, в так называемой «разрядке международной напряженности». Наиболее яркое воплощение это нашло во взаимоотношениях с США. Сближению двух мировых держав отчасти способствовало достижение ими военно-стратегического (ядерного) паритета. Начало разрядке положил визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. В ходе встречи было подписано соглашение об ограничении стратегических вооружений, получившее название ОСВ-I, предполагавшее ограничение для обеих сторон количества межконтинентальных баллистических ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. В Москве также был заключен договор по средствам противоракетной обороны (ПРО). В июне 1973 г. с ответным визитом в США направился Брежнев. В результате встреч лидеров двух держав в 1974-1975 гг. были достигнуты новые договоренности о сотрудничестве в различных областях, в том числе и в совместной космической программе «Союз – Аполлон», реализованной в 1975 г Кульминацией политики «разрядки» явилось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). По итогам встречи была принята декларация, провозглашавшая незыблемость послевоенных европейских границ, отказ от применения силы в международных отношениях и мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц СБСЕ, соблюдение прав человека и т.д.

Дальнейшей нормализации отношений помешала как политика США (разработка и внедрение нового типа стратегических вооружений – крылатых ракет), так и размещение в 1977 г Советским Союзом в Европе ракет средней дальности (РСД-10). Однако в 1979г., после длительных переговоров, все же была достигнута договоренность о подписании договора ОСВ-II, который бы регулировал масштаб вооружений, но введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. привело к срыву ратификационного процесса и новому витку противостояния СССР и США.

Застойные явления, накапливавшиеся в 60-х-80-х гг. в политической и экономической сферах, проявлялись и в культурной, общественной жизни. Курс на десталинизацию и демократизацию общества, характерный для периода «оттепели», при Брежневе был прерван. Систему государственно-политических отношений сложившуюся в этот период в СССР с некоторой долей условности можно обозначить как неосталинизм. Это нашло выражение в таких явлениях как возрастающая бюрократизация государственного аппарата, усиление партийного контроля над всеми сферами общественной жизни, сокращение прав национальных образований, активизация антицерковной политики, усиление цензуры, практика запрета публикаций художественных произведений.

В связи с кризисом сельскохозяйственного производства неуклонно росли цены на продукты. Уже в конце 1970-х гг. в отдельных регионах страны были введены карточки на мясо, масло, колбасные изделия. Уровень жизни населения все больше определялся не уровнем заработной платы, а доступом к спецсанаториям, спецдачам, спецмагазинам и т.д.

В ноябре 1882 г., после смерти Брежнева, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю.В. Андропов. В 1983 г. им был начат широкомасштабный экономический эксперимент, направленный на исправление «отдельных деформаций социализма». Однако реформы начались не с экономики, а с «нулевого цикла» - с наведения элементарного порядка и дисциплины на производстве и в обществе в целом. Они были непродолжительными и не затронули экономическую и политическую сферы.

На посту Генерального Секретаря ЦК КПСС его сменил 73-летний К.У. Черненко, приход которого к власти означал отход от курса Андропова. Действительно, при Черненко не происходило новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК; борьба за дисциплину была свернута. 10 марта 1985 г. Черненко скончался.

Положение в экономике и социальной сфере в этот период продолжало неуклонно ухудшаться. Задания 11-й пятилетки, утвержденные в 1981 г., не были выполнены ни по одному показателю. Очевидно, что СССР на тот момент обладал достаточно сильной кадровой базой, многоотраслевой экономикой, располагал запасами многообразного сырья, что давало ему все возможности для достаточного безболезненного реформирования.

В марте 1985 г. Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Уже в апреле 1985 г. новый генсек предложил стране новую политику, получившую вскоре название «перестройка». За годы реформ ее первоначальный замысел неоднократно менялся, соответственно менялись и ее определения. Сегодня с достаточным основанием можно сказать, что «перестройка» - это последняя попытка здравомыслящей части правящей элиты спасти прогнившую советскую систему, соединив «социализм и демократию».

Заключение

Таким образом, в 60-80-х годах, несмотря на элементы известной демократизации политической жизни общества, продолжали сохраняться многочисленные деформации. Сфера законодательной и представительной власти была формализована. Резко усилилась роль партийно-административной бюрократии. Отсутствовала реальная контрольная деятельность трудящихся. Ослабла самостоятельность общественных организаций. Серьезный кризис поразил и Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании новой политической обстановки, в кардинальных политических, социально-экономических и культурно-идеологических реформах, в качественных изменениях всех сфер жизни и деятельности Советского государства.

В экономической области был создан единый народнохозяйственный комплекс, позволивший добиться самых высоких показателей экономического развития за всю историю страны. Советский Союз, имея 5 процентов населения земного шара, производил более 20 процентов мировой промышленной продукции.

В социальной сфере продолжалось улучшение жизни народа, осуществлялось в больших размерах строительство жилья и объектов социально-культурного назначения, повышался образовательный и культурный уровень населения.

Во внешнеполитической области высокий авторитет Советского Союза позволял обеспечивать деятельность Совета Экономической Взаимопомощи - союза социалистических государств, иметь прочные связи со многими освободившимися государствами и развивать отношения с капиталистическими государствами на основе паритета.

В военной области было достигнуто стратегическое военное равновесие между СССР и США, НАТО и ОВД, что способствовало сохранению мира и предотвращению мировой войны.

Вместе с тем, темпы экономического развития стали неуклонно снижаться, подходя к критической черте, многие передовые позиции в научно-технической области оказались утраченными. Первая половина 80-х годов, характеризовавшаяся резким усилением конфронтации с развитыми капиталистическими странами, скачком в гонке вооружений подвела страну к предкризисной ситуации. Социально-экономическое состояние государства показывало, что административно-командная система исчерпала свои возможности эффективного управления гигантским народно-хозяйственным механизмом, назрела необходимость новых реформ.



Список литературы

    Ю.А. Щетинов «История России ХХ век»

    В.П. Островский, А.И. Уткин «История России ХХ век»

    Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов «История России»

    А. Н. Сахарова «История России»

    Н. С. Горбачева «Новое экономическое мышление»

    В.А. Динес, А.А. Воротников «Экономическая история России»

    А.В. Гончаров, М.В. Калашников «Отечественная история с древнейших времен до наших дней»