Распространение христианства на украинских землях

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВИДЕНИЕ»

Филиал F00149UKR28

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «Распространение христианства на украинских землях»

ПО КУРСУ: «Культурная антропология»

Студентки 3 курса

Белоус Ольги

Преподаватель:

Шульга Александр

г. Запорожье 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПЕРВЫЕ ШАГИ ХРИСТИАНСТВА

1.1 Археологические находки

1.2 Пути распространения христианства

1.3 Крещение Киевской Руси

1.4 Влияние христианства через Владимира на историю

2. УКРАИНА В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ

2.1 Распространение лютеранства на Украине

2.2 Распространение кальвинизма на Украине

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа направлена на исследование распространения христианства на Украинских землях. Важно отметить, что христианское послание с самого начала было неразрывно связано с человеческой историей. Провозглашаемая Церковью Благая Весть, выражается в Иисусе Христе и в том, что для нашего спасения Бог совершенно уникальным способом вмешался в человеческую историю. Исторические события играют крайне важную роль для понимания не только жизни Иисуса, но и всего Библейского послания, а также влияние этих исторических событий на последующие поколения.

В данной работе будут освещены такие темы: археологические раскопки, пути распространения христианства, крещение Киевской Руси. Также будет исследована такая тема, как Украина в период Реформации, а именно влияние лютеранства и кальвинизма.

Исследования данной работы могут быть особенно актуальны в наше время, т.к. история повторяется и полезно извлекать уроки из того, что уже было, а также брать пример с тех, кто не побоялся противостать системе и стать глашатаем Бога. Трудно переоценить влиять Лютера на историю и на общество, в котором он жил. Такие примеры всегда были, есть и останутся вызовом всему христианскому миру. Вызовом, который не оставит равнодушным тех, кто любит Бога и людей, и будет зажигать огонь в сердцах не просто быть наблюдателем, но творцом истории.

Для более глубокого изучения темы будет использована Библия, дополнительная литература.

1. ПЕРВЫЕ ШАГИ ХРИСТИАНСТВА

В Энциклопедии необходимых знаний В.А. Менделев пишет: «История помогает понять происхождение и связи порой отдаленных друг от друга в пространстве и во времени явлений и процессов» [3,С.14]

Христианство не было новшеством на территории Украины с начала его распространения. В каждой легенде есть доля правды. Легенда о пребывании апостола Андрея Первозванного на киевских горах и его благословение страны не совсем беспочвенна. А даже если и не он, то наверняка кто-то из Христовых благовестников возвещал Евангелие спасения на причерноморских поселениях и вдоль берегов Днепра даже до киевских земель, а может и дальше.

В первые столетия христианства и позднее, на протяжении всех веков у нашего Господа Иисуса Христа было много верных последователей, готовых на полное посвящение, и даже на страдания и смерть за проповедь Евангелия. Живое и правдивое христианство проникало на наши родные земли миссионерами, колонистами, римскими воинами, купцами, ссыльными и прочими через греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей как Тирас, Ольвия, Неаполь, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Танаис, Фанагория, Горгиппия, Питиюнт и другие. В них часто осуждали и отправляли в ссылку самых активных и лучших христиан Римской империи, или сами они убегали туда, чтобы спастись от жестоких преследований и пыток. Поэтому издавна на причерноморских берегах обитало много христиан, и создавались сильные христианские центры.

О первых шагах христианства по крымской земле существует немало преданий. Одно из них - легенда о посещении Таврики самим апостолом Андреем.

1.1 Археологические находки

Первые археологические находки, доказывающие существование христианства в Крыму, относятся к III в., а 304 годом датируется первое христианское надгробие на Крымском полуострове. К этому же периоду относится и распространение христианства в Херсонесе - причем, похоже, проповедь Еванглия была вначале встречена здесь не очень неприветливо. Древние сказания о херсонесских проповедниках III - IV веков сообщают о том, что язычники города очень враждебно отнеслись к миссионерам и что те пострадали от рук толпы, хотя и успели обратить некоторых. Первые христиане были немногочисленны, и им приходилось исповедовать свою религию тайно - этим можно объяснять отсутствие здесь христианских памятников в первые века.

Самые ранние археологические находки христианской символики датируются в городе концом IV в., причем видно, что уже тогда в Херсонесе появилась епископская кафедра. В Боспоре - будущей Керчи - епископская кафедра появилась несколько ранее и первенствовала над херсонесской. Боспор посылал своего епископа еще на I Вселенский Собор 325 г. Подтверждение этому мы находим также в книге А.В. Шульги «История Церкви на Украине»: «В исследованиях крымских гробниц стоит особо отметить склепы района Херсонеса, которые относят к началу V века. На стенах и потолках этих склепов оказались красивейшие росписи – виноградные гроздья: «Я есмь лоза, а вы - ветви», павлины (раннехристианский символ бессмертия), монограммы Христа, различные орнаментальные гирлянды и узоры, изображения птиц, растений, четырехлепестковых цветков. Были на них изображения людей и более сложные композиции. Всего в мире открыто около 15 похожих раннехристианских гробниц, датированных III-IV веками нашей эры». [2,С.18].

После обращения в христианство римских императоров процесс распространения христианства, как известно, вышел на новый уровень.

1.2 Пути распространения христианства

Реформа императора Юстиниана (взошел на престол в 527 г.), стремившегося ввести христианство во все сферы общественной и государственной жизни, привела к появлению множества сооружений культового характера - больших храмов, малых базилик, баптистериев и др. по всей Таврике. Более всего их строилось в Херсонесе. Можно считать, что именно к этому периоду - середине VI в. – распространение христианства Римской империей в Крыму в основном завершилось.

Христианство распространялось не только среди граждан приморских городов, но и среди части местных степных народов. Еще в первые века христианства можно говорить об обращении части сарматского населения, а в эпоху Юстиниана принял крещение предводитель живших в Крыму древних тюрков - гуннов. Христианство (в форме арианства) исповедовалось и другим народом, поселившимся в Таврике в III - IV столетиях - готами.

Христианство проникало на украинские земли также из Азовской Руси, где был сильный христианский центр возле Азовского моря, и где, в позднейших веках, была Тьмутороканская Русь, с которой некоторое время в XI ст. владел Левобережьем князь Мстислав - брат Ярослава Мудрого. На Тьмуторокани издавна были численные христианские церкви. Итак, христиане были уже во многих местах по всей Украине, задолго до официального принятия христианства. Сын князя Святослава, Ярополк, который восемь лет (972-980 гг.) пытался установить свою власть в Киеве, был христианином. В 980 г. начал княжить в Киеве Владимир Великий и за короткое время стал мощным властителем всей Украине - Руси. Сначала Владимир способствовал языческому культу, но вскоре разочаровался в нем, и его интерес к язычеству угас. Вскоре и он стал христианином, а, крестившись в Василькове в 987 г., принял имя Василия, в честь византийского императора Василия II. Сразу, с помощью христиан, которых уже было очень много в Украине, он начал готовить киевлян. Киевляне по его примеру принимали христианство, Владимир уничтожал при этом языческих идолов, которых по своему заблуждению наставил раньше.

1.3 Крещение Киевской Руси

Пришел 988-й год, который прославился эпохальным в истории Украины событием. Официальное принятие христианства князь Владимир Великий подтвердил массовым крещением в Днепре. Перед самим актом крещения в своей краткой, но необыкновенно глубокой молитве, записанной в летописях, он от всего сердца искренне умолял Бога такими словами: "Боже Великий, сотворивший небо и землю! Смилуйся на новых людей сих и дай им, Господи, познать Тебя, правдивого Бога, как познали страны христианские, и укрепи в них веру праведную и чистую, а мне помоги, Господи, на противника, чтобы, надеясь на Тебя и Твое могущество, побеждал и козни диавольские".

В 989 г. он идет походом на Крым, завоевывает несколько греческих колоний, осаждает Корсунь и вскоре захватывает его. После такой демонстрации силы византийские императоры посылают в Корсунь царевну Анну, на которой он женится, при этом здесь снова проводится массовое крещение еще не принявших веру его дружинников.

Украина стала могущественным христианским государством на востоке Европы.

Устанавливая христианство на Украине, как властитель большой державы и попечитель многочисленного народа, князь Владимир в своей молитве умолял Господа, чтобы "новые люди познали истинного Бога". Эти слова он взял из молитвы Иисуса Христа, в которой сказано: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" Иоанна 17:3 [1].

1.4 Влияние христианства через Владимира на историю

Итак, не новая религия вместо старой, но познание истинного Бога и вечной жизни во Христе Иисусе было для князя Владимира Великого высшим смыслом его деятельности. Свидетельство тому, записанные в летописях его деяния и молитвы. Без личного познания истинного Бога и без принятия Иисуса Христа, как Спасителя своей души от греха и вечной погибели, вообще не может быть христианства. Поэтому он от всего сердца молился, чтобы Бог укрепил веру новообращенных в Бога, веру в Господа Иисуса Христа, чтобы они всегда надеялись и полагались только на Него Одного, а не на свой ум, не на свои силы.

В течение 25 лет своего правления, для распространения христианства князь Владимир Великий строил церкви и пожертвовал десятую часть своих доходов на строительство Десятинной церкви; для развития просвещения он основывал школы; для развития искусства он пригласил византийских мастеров; для утверждения правосудия он заменил языческое законодательство на христианское; для устранения несправедливости он кормил бедных, заботился о несчастных, беспокоился о благополучии своих граждан. Влияние Евангелия и мощное действие силы Святого Духа переменили воинственного язычника на смиренного князя, который на протяжении последующих лет своей жизни свои политические разногласия с соседями улаживал, прежде всего, договоренностями, а не мечем и огнем. Языческий образ жизни с проявлением мести, насилия и лжи Владимир старался заменить такими христианскими добродетелями, как вера, надежда, любовь. Целое новое поколение выросло в христианской атмосфере и воспитывалось под благоприятным влиянием учения Христа.

После смерти князя Владимира, в 1015 году, его христианскую государственную политику продолжает его сын, князь Ярослав Мудрый. Он строит величественный Софиевский собор, способствует развитию христианства, помогает собирать, переводить и переписывать много полезных книг, основывает большую библиотеку, продолжает поддерживать книжное образование, курирует компиляции летописей, помогает обучению священников, расширяет законодательство в правовом кодексе "Русская Правда" и в "Церковном Уставе", устанавливает многочисленные политические и родственные связи с европейскими государствами.

Про Украину и про ее культуру знал тогда весь цивилизованный мир.

2. УКРАИНА В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ

Днём рождения протестантизма считается 31 октября 1517 года, когда монах и преподаватель Виттенбергского университета Мартин Лютер открыто выступил с 95-ю тезисами, содержавшими осуждение доктрин Римско-Католической Церкви. Поводом для этого выступления послужила продажа одним доминиканским монахом индульгенций: в высшей степени циничная форма, в которой это делалось, глубоко возмутила Лютера. По учению Лютера единственным источником вероучения является Священное Писание, из семи таинств принимаются только два – крещение и причащение, вводится понятие об оправдании верой, но не делами. Лютер, обвинивший папу в насаждении учения, противного Священному Писанию, в 1520 году был отлучён от Церкви. Но движение в пользу церковных реформ уже началось. Критика Лютером взглядов Ватикана на Церковь, веру и покаяние нашла широкую поддержку среди священства, студенчества и высшего сословия Германии и из Германии перекинулась в другие страны. Подтверждение этому мы находим и в книге А.В. Шульги «История Церкви на Украине»: «Движение духовной и религиозной реформы, начатое Мартином Лютером в 1517 году в соседней Германии. Вскорости коснулось и украинских земель, находившихся в составе Великого княжества Литовского». [2,С.67].

2.1 Распространение лютеранства на Украине

Уже в XVI веке на Украине появилось много лютеранских обществ. Лютеранские церкви были особенно многочисленны в Галичине, на Побужье, на Волыни, на Подолье, на Брацлавщине и Киевщине. Активно обсуждалась возможность (на основе основных статей веры) церковной унии между православными и протестантами, одним из инициаторов которой был князь Константин Острожский. Церковный союз не удался через противление высшего православного духовенства, которое потом, как свидетельствуют немало ведущих украинских историков, также пренебрегло интересами своего народа, оказавшись под влиянием растущей католической реакции. Католическое движение, которое поддерживалось тогдашней властью, влекло не только к почти полному исчезновению лютеранства из карты Украины, но и к значительному упадку целой духовной жизни нашего края.

2.2 Распространение кальвинизма на Украине

Начало распространения кальвинизма на территории Украины приходится на начало 40-х годов XVI столетия и связано с деятельностью известных культурных деятелей, писателей, ученых, политиков, которые были увлечены протестантскими идеями. Первыми сподвижниками реформ стали самые образованные люди, которых приглашали богатые лица для обучения своих детей и продвижения научно-образовательного процесса в стране. Из первых проповедников, которые действовали в Украине как культурные деятели, переводчики, литераторы, сохранилась информация о Фоме Фальковском, Павле Зеновиче, Николае Житнем, Александре Витрелине. На Украине кальвинизм распространился на всей территории от Волыни и Галичины, до Подолья и Киевщины, однако сами собрания, а также школы и типографии были сосредоточены преимущественно в Западной Украине. В 60-х годах XVI столетия в Украине насчитывалось около 300 реформатских общин. А.В. Шульга в своей книге «История Церкви на Украине» пишет: «Хорошо известна кальвинистская община в Дубецком, созданная в 1546г. при поддержке влиятельного землевладельца Станислава Стадницкого. Проповедником в ней был Альберт из Илжи. При этой общине открыли школу, которая в 1559-1562гг. стала одним из влиятельных образовательных центров. В этом заведении получали образование около 300 человек. Руководители школой Григорий Оршак и хорошо известный среди кальвинистов богослов-реформатор Франческо Станкаро». [2,С.69].

Эволюцию кальвинизма в Украине можно условно разделить на три этапа: время зарождения конфессии 40-50 годы XVI столетия, второй этап – 60-80 годы XVI столетия обозначены наибольшими успехами течения; конец XVI – начало XVIІ столетия – период постепенного угасания активности реформатских общин. В 50-60-х годах XVIІ столетия их деятельность в большинстве регионов Украины почти прекращается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была направлена на исследование того, как распространилось христианство на Украинских землях. Археологические раскопки доказали, что распространение христианства началось с Крымского полуострова. Была отмечена колоссальная работа и насаждение христианских принципов князем Владимиром, также крещение Киевской Руси. Было доказано, через подтверждение исторических фактов, что Украина стала могущественным христианским государством на востоке Европы в то время. Уже из этого можно сделать вывод, что насаждение христианских принципов даже через одного, но очень влиятельного человека государство может стать очень могущественным.

Исследование исторических фактов помогает исследовать и познать настоящее. И не только. Исследование исторических фактов помогает также определить перспективы будущего. Извлекая уроки истории можно не только прогнозировать будущее, но и стать творцом истории. Пример тому – Лютер, краткое описание деятельности которого также описано в данной работе. Исследуя факты, события и процессы на базе исторических источников, мы можем установить закономерности истории.

Из данной работы видно, что история Церкви имела, имеет, и будет иметь колоссальное влияние на общество. Т.к. слова Иисуса звучат и сегодня: «Вы – соль земли», этим предназначением Иисус предназначил Церкви влиять и творить историю. Какой будет эта история, и какое влияние она окажет на общество зависит от каждого христианина.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами. Москва: Российское Библейское общество, 2000.

2.Александр Шульга. История Церкви на Украине. – Новая Каховка: ЧП «ПИЕЛ», 2010. – 192 с.

3.В.А. Менделев. Энциклопедия необходимых знаний. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб семейного досуга», 2009. – 352 с.