Национальная политика Австрии

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского

Кафедра археологии и этнографии

Специальность "История"

Национальная политика Австрии

Курсовая работа

студента 1 курса

исторического факультета

дневного отделения

Вялитова Э.Ш.

Научный руководитель КИН доцент Е.Ю. Лыкова

Заведующий кафедрой КИН доцент В.А. Лопатин

Саратов 2007 г.

План

Введение 3

1. Национальная политика 6

2. Этническая ситуация в Австрии 11

3. Правовое положение этнических меньшинств Австрийской Республики 15

Заключение 19

Список литературы и источников 20

Введение

В современном мире большая часть государств имеет многонациональные составы, а сплотить между собой народы, которые имеют разную историю, религию и различаются по менталитету и мировоззрению - весьма непростая задача для правительства любого государства.

В каких-то странах мира межэтнические конфликты носят латентный характер, а где-то открытый.

Цель – рассмотреть положение этнических меньшинств в Австрии в новое и новейшее время.

Задачи:

1) Проанализировать содержание термина "национальная политика".

2) Изучить динамику развития этнической ситуации в Австрии.

3) Охарактеризовать правовое положение этнических меньшинств Австрийской Республики.

В данной работе рассматривается национальная политика как явление, свойственное, на сегодняшний день, каждому государству, а также положение этнических меньшинств Австрийской Республики.

Для изучения данной проблемы мною были использованы коллективные монографии: "Народы Зарубежной Европы"1 и "Очерки общей этнографии, Зарубежная Европа". 2

Данные монографии позволяют взглянуть на этническую историю Австрии, а точнее подробно рассмотреть историю взаимоотношений народов Австрии с самых ранних времен. На основе этих данных можно сделать определенные выводы, касающиеся истории взаимоотношений различных этносов, издавна населявших австрийские земли, и пришлых народов. Отношение австрийских граждан к национальной политике, проводимой различными правительствами Австрии.

Для изучения указанной проблемы необходимо воспользоваться термином “национальная политика”, разобраться, в чем она заключается. Для этого были использованы следующие книги: "Общая и прикладная политология"1, а также "Политическая жизнь общества: вопросы теории"2, "Ассиметричная конструкция этнического федерализма"3, "Демократия и тоталитаризм"4 и "Социология политики"5.

Данная работа позволяет понять, какие проблемы могут возникнуть вследствие неправильного проведения национальной политики, поскольку сфера национальной политики очень деликатна. Именно с позиции национальных идеологий может осуществляться крайне необходимая политика защиты культурной самобытности и политических прав, защита собственной территории и национальной независимости (это четко прослеживается в "Наполеоновских войнах", когда борьба против французов усилила чувство патриотизма среди австрийского народа). С этих же позиций могут стимулироваться настроения национального гегемонизма, преобладание одной над другими (частые восстания венгров и чехов, из-за неравенства в правах с австрийцами, во второй половине XIXв).

В качестве источника мною был использован Федеральный Закон Австрийской Республики "О правовом положении национальных меньшинств"6 от 7 июля 1976 г. Данный документ позволяет разобраться в положении национальных меньшинств по нескольким разделам: "Общие положения" - о правах национальных меньшинств; "Советы национальных меньшинств" - о статусе и полномочиях представительских органов национальных меньшинств; "Помощь национальным меньшинствам" - об обязанностях федерального правительства в сфере оказания помощи национальным меньшинствам, в чем она может заключаться и порядок ее оказания; "Топографические обозначения" - о порядке топографического обозначения на языке национальных меньшинств в районах их проживания; "Официальный язык" - раздел о сфере использования языка национальных меньшинств.

1. Национальная политика

Большую роль в мире стала играть идеология национальной идеи. Ее развитие исторически связано с разложением средневековых структур и становлением нового общественно-экономического уклада. В этом смысле идея нации – правовое и идеологически-моральное обоснование демократии нового времени.

Уже в период Великой Французской революции XVIII в. эта идея воплотилась в трёх базовых конструкциях, сохраняющих своё значение до наших дней: санкюлотской концепции народного суверенитета, где нация трактовалась как своего рода юридическое лицо, представляющее сообщество индивидов, чья жизнь регулируется одними и теми же законами, источником суверенитета при установлении которых оно является; в робеспьеровском понимании нации как сообщества патриотов, борющихся за свободу, и выражающего себя в некотором духовном единстве на основе стремления к достижению прогресса в человеческой истории; трактовка нации в аспекте территориально-этнических измерений, включая теорию естественных границ Ж. Дантона и Л. Карно1. И в дальнейшем концептуальные основания национальных идеологий стали, прежде всего, выражать такое понимание природы национальной группы, которая может интерпретироваться либо в качестве социальной общности, складывающейся на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определённых черт духовной культуры (марксистское определение), либо культурной общности, интегрируемой политическими событиями и институтами (М. Вебер), либо воплощения “национального духа”, подкрепляемого культурными нормами, ценностями и символами (Дж. Бренд), либо народа, которому ниспослано божественное откровение (исламская традиция) и т.д. 2.

Основываясь на законном признании приоритетности национальных интересов каждой конкретной страны, национальные идеологии интерпретируют данный посыл таким образом, что все иные пружины исторического бытия предстают в качестве подчинённых или вообще несущественных. На практике эти идеологии в большинстве своём принимают форму национализма.

В СССР в трактовках официальной доктрины национализм рассматривался как буржуазная идеология и политика в национальном вопросе, как историческое орудие создания и завоевания общенационального рынка, установления классового господства в национальных рамках и расширения впоследствии этого господства путём порабощения других народов1. В этом своём качестве национализм интерпретировался как безусловный идеологический противник “пролетарского, социалистического интернационализма”, политики “дружбы народов в целом”, определённое позитивное значение признавалось лишь за национализмом в развивающихся странах, ибо под его знаменем в основном и осуществлялась борьба против колониализма. В настоящее же время в России и СНГ наблюдается тенденция к противоположному, принципиально иному видению. Национализм часто начинает трактоваться как принцип, заключающий в себе требования того, чтобы политические и этнические единицы совпадали, а также, чтобы управляющие и управляемые принадлежали к одному этносу2. При таком подходе национализм может изображаться как поле творческого самораскрытия нации, мощное средство очищения и саморазвития народа. Более того, национализм проявляет себя не только как идеологический феномен, но часто становится и движущей пружиной национальной политики3.

Примечательно, что в этом качестве он выступает не только в бывших союзных республиках, но и в национальных регионах России и даже на исконно русских территориях (так называемый “русский национализм”, апеллирующий к “праву крови”, или иначе к ”праву почвы”).

Подобные построения характерны не только для постсоветских государств. Как действующий принцип национализм по-прежнему влиятелен в политической практике целого ряда стран “третьего мира”; определённые позиции он сохраняет и в Европе, США, Канаде и других странах с устойчивыми демократическими традициями. Не случайно некоторые западные аналитики ещё в 50-е годы ХХ века сформулировали тезис о наступлении “века национализма” в мире1.

Мощная подпитка национальным идеологиям осуществляется со стороны религиозных вероучений, что с одной стороны часто выступает как фактор консолидации нации, духовного возрождения нации в сложные, кризисные периоды его исторического бытия, с другой стороны – национально-религиозные противоречия могут стимулировать и разрушительные процессы в обществе, порождая и углубляя национальную рознь (например, в Кашмире, Югославии, Чечне).

В этом аспекте и к национализму в целом нужно подходить, очевидно, с более взвешенных позиций, не торопиться с пересмотром смыслообразующих понятий. Безусловно, следует решительно отстаивать тезис о законности национальных интересов каждой страны, о самоценности и равноправности каждой конкретной нации и народа. В науку должно войти понимание того, что многообразие социально-культурных типов единственно и может выступать необходимой предпосылкой богатства и объёмности всего современного цивилизованного сообщества. Но нужно осторожно обращаться с положением, закрепляющим за национализмом значение основы исторического процесса и тем более утверждающим мысль об избранничестве тех или иных наций. Практика показывает, что подобные позиции слишком часто оборачиваются политикой национального превосходства, ведут к откровенному шовинизму и расизму.

Сфера национальной политики необычайно сложна и деликатна, как нигде здесь исключительно актуальна логика конкретно-исторического подхода. С позиций национальных идеологий может осуществляться и крайне необходимая политика защиты культурной самобытности и политических прав национальной диаспоры, защиты собственной территории и национального суверенитета от внешних посягательств. С этих же позиций могут стимулироваться и настроения этнического гегемонизма, подводиться идейный фундамент под очаги сепаратизма, политику создания привилегий для лиц “коренной национальности”, провоцироваться конфликты и даже прямые военные действия1.

В современных условиях, поэтому как никогда важен завет отечественных мыслителей о необходимости прорыва национальной идеи в сферу идеи “всечеловечности”, переложение этого завета на язык выверенных политических решений и действий.

Общая численность населения Австрии составляет 7 067 432 человека, из них 3 310 909 мужчин и 3 756 523 женщины. Средняя плотность населения – 84 человека на 1 кв.км, однако почти 70% населения сосредоточено в восточных районах страны. Почти четверть населения Австрии живет в её столице – Вене. В период второй мировой войны и после неё происходили значительные миграции населения внутри страны, что было связано с ходом военных действий в конце войны и развитием промышленности в западных районах в послевоенные годы.

Общая численность австрийцев – 8 млн.60 тыс. человек, из них 6 млн.400 тыс. человек живут в Австрии, где они составляют подавляющее большинство населения страны. За ее пределами значительное число австрийцев живет в Южной Тироле, отошедшем к Италии после первой мировой войны, в ФРГ, а также в странах Америки, главным образом в США.

Самоназвание австрийцев – Osterreicher, хотя частично сохраняются ещё и областные самоназвания: так, например, жители Тироля называют себя тирольцами, Каринтии – каринтийцами, Штирии – штирийцами. Литературный язык – немецкий. Разговорные диалекты австрийцев близки к баварскому и алеманскому; особо выделяется говор жителей Вены1.

Несмотря на общий с немцами язык и некоторое сходство материальной и духовной культуры австрийцев и южных немцев, австрийцы являются самостоятельным народом, отличным от немцев как по историческому развитию и национальному характеру, так и по быту, нравам и обычаям.

Это объясняется тем, что австрийцы, помимо связей с немцами, на протяжении многих веков имели тесные контакты со славянскими народами, итальянцами и венграми, входившими в состав габсбургской империи. В настоящее время, подавляющее большинство австрийцев, за исключением определенных кругов, которые поддерживают вынашиваемую в ФРГ идею нового аншлюса, считают и называют себя австрийцами.

По данным переписи 1951 г., кроме австрийцев в Австрии проживают 24 тыс. человек, говорящих на словенском языке (в пограничных районах с Югославией районах Штирии и Каринтии), 34 тыс. человек, говорящих на хорватском языке, 11 тыс. человек – на венгерском (в Бургенланде) и 5 тыс. человек – на чешском (в Вене). Однако судя по неофициальным оценкам первых послевоенных лет (250 тыс. человек национальных меньшинств), численность национальныз меньшинств в переписи 1951 г. сильно занижена. Перед второй мировой войной в Австрии проживало 191 тыс. евреев, 74 тыс. югославов, 48 тыс. чехословаков, 18 тыс. венгров. Изменение национального состава объясняется расистской политикой Гитлера, а также миграциями населения после второй мировой войны, когда в Австрию переселились несколько сотен тысяч лиц, говорящих по-немецки. В настоящее время в Австрии проживает около 400 тыс. немцев2.

2. Этническая ситуация в Австрии

Австрийские земли были издавна заселены человеком. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические памятники эпох палеолита, неолита, бронзы и раннего железа. Издавна здесь жили иллирийцы, этруски, а позже в Y в. до н.э. здесь появились кельтские племена, об этом свидетельствуют археологические находки. Во II веке до н.э. местное население было романизировано в результате вторжения римлян. Помимо этого на этническую историю австрийцев оказало кратковременное пребывание кимров, маркомманов и позднее готов, гумнов, авар и лагобардов. Но уже в YI веке земли Австрии начали заселять славяне: на востоке – западными, на юге и юго-востоке – южными. Приблизительно в это же время север и северо-запад Австрии начал заселяться германскими племенами, акеманами и баварами. Но огромное влияние на раннем этапе развития Австрии сыграло пребывание римлян. Именно в это время был построен ряд городов, дорог и укреплений, развивалась торговля, нельзя не отметить то, что римляне оказали огромное влияние на развитие земледелия… С течением времени появились огромные различия в культуре и языке, которые сохранились до наших дней. По большому счету формирование австрийского народа было последствием смешения германских племен со славянами при участии более раннего романизированного иллирийского и кельтского населения.

Включение австрийских земель – Восточной и Фриульский марок – в империю Карла Великого (YIII) и позднее (составе Баварской марки) в Восточно-Франкское государство (IX в) усилило их германизацию. Но в IX в. этот был приостановлен из-за опустошительных набегов венгров. С XIII в. Баварская Восточная марка стала самостоятельным государством получившим название Австрия (Ostrrichi). Позднее это название с некоторыми изменениями употребляется и другими народами – итальянцами (Ostrigo), византийцами (Ostrikon), французами (Autriche), англичанами (Austrin) 1.

Выгодное географическое положение Австрийского государства, особенно придунайских земель, на перекрестке торговых путей, способствовало его выдвижению среди соседних государств. С XIII в (начало правления Габебургов) начался территориальный рост Австрийского государства, достигавшийся главным образом путем династических браков и других комбинаций. В период XY – XYI в. в. в состав государства были включены почти все земли современной Австрии – Тироль, Каринтия, Штирия, Верхняя Австрия, Нижняя Австрия, Форарльберг. Внутри этих земель происходили процессы консолидации отдельных областных групп австрийского народа, а это всё положительно сказалось на взаимоотношениях между различными этносами (имеются ввиду взаимоотношения между потомками германских и славянских племен). Это нашло отражение в перечисленных народов Австрии, данном в "Хронике" Иоанна фон Виктринга (XIII в): тирольцы, штирийцы, карантийцы и австрийцы (жители Верхней и Нижней Австрии). Вне пределов Австрийского государства оставались лишь Бургенланд и Зальцбург. Однако обе эти области были тесно связаны с австрийскими землями, что в скором времени способствовало и их присоединению к другим австрийским землям. Многонациональный состав Австрии сказался на духовной и материальной культуре австрийцев, которая содержит в себе черты различных народов, издавна населявших земли Австрии. На мой взгляд всё это сопровождалось межнациональными браками, а это повлекло за собой отсутствие конфликтов между австрийцами и другими этносами, но всё же, полностью отрицать присутствие межнациональных конфликтов нельзя, так как в истории Австрии прослеживаются моменты ущемления австрийцами интересов этнических меньшинств.

В этот период Австрия становится одним из сильнейших государств Европы, экономическим и культурным центром Священной Римской империи, во главе которой с XY в. стояла династия Габсбургов.

Большое значение для экономики страны имели разработки серебряных, железных и медных руд в Штирии, Тироле и Каринтии. Среди городов Австрии выделяется ряд экономических и культурных центров – Гран, Зальцбург и Вена – столица Австрийского государства с XII в. Большое значение для культурного развития Австрии имело основание университета в Вене (1365 г).

В этническом отношении Австрия была связана с соседними немецкими государствами, особенно с Баварией, население которой, как и большинство австрийцев, говорило на австро-баварских диалектах. Давние культурные связи существовали у нее со странами Дунайского бассейна и Апеннинского полуострова. Итальянское влияние и теперь проявляется в некоторых чертах культуры населения Каринтии и Тироля, особенно южной его части1.

В XYI в. австрийцы принимали участие в европейских антифеодальных движениях, направленных также против католицизма – в Реформации и в Крестьянской войне. Выступления крестьян Верхней Австрии (восстание Фадингера), попавшей во временную зависимость от Баварии (1626 – 1628 г. г) соединились с борьбой за национальное освобождение и воссоединение с остальными австрийскими землями.

После Контрреформации в Австрии окончательно укрепился католицизм и она стала впоследствии оплотом католической реакции в Европе. Победа протестантизма в северо-немецких и средненемецких государствах и распространение в них средненемецких диалектов способствовало постепенному обособлению Австрии от других германских государств Центральной Европы.

Войны XYII в. – Тридцатилетняя война и длительная война с турками, начавшаяся еще в XY в., тяжело отражались на внутреннем положении страны. Однако эти войны способствовали росту и централизации многонационального Австрийского государства. В его состав были включены Чехия, часть Венгрии, Хорватия, Далмация, некоторые итальянские земли. Господствующее положение в этом обширном государстве занимали австрийцы – основное население земель Верхней и Нижней Австрии, Тироля, Форарльберга, Бургенланда, Каринтии, Штирии. В других землях они не составляли компактных групп. Многонациональный состав Австрийской империи сказался на духовной и материальной культуре австрийцев.

Земли Австрийского государства сильно отличались друг от друга не только в национальном, но и в экономическом отношениях, однако в это время стали налаживаться экономические связи между отдельными его районами. Наиболее экономически развитыми областями были Нижняя Австрия (особенно район вокруг Вены) и Чехия.

В начале XIX в. Австрия участвовала в наполеоновских войнах. Борьба против французов усилила чувство патриотизма среди австрийцев. Особенно упорно боролись жители Тироля, оккупированного союзником Франции Баварией. Вождями этого восстания были Андреас Хофер и Петер Хюбер; память о них сохраняется в произведениях народного творчества австрийцев.

В конце XYIII – начале XIX в. начинается экономический подъем. Однако развитие капитализма протекало замедленно, хотя еще в XYI – XIII в. в. создавались капиталистические мануфактуры в текстильной и металлургической промышленности.

Этот период ознаменовался развитием австрийской культуры – архитектуры (австрийское барокко) и особенно музыки (И. Гайдн, В. Моцарт, Шуберт); столица Австрии Вена стала мировым музыкальным центром. В литературе отразился интерес народа к истории и культуре собственной страны. "Слово "Австрия" сделалось для людей того времени определенным, полным значения понятием".

Развитие капитализма в Австрии сопровождалось острой классовой и национальной борьбой; среди негерманских народов Австрийского государства, в первую очередь венгров и чехов, усилилось национально-освободительное движение. Оно достигло кульминации в 1848 г. Испуганное австрийское правительство вынуждено было идти на уступки. Важнейшая из них была сделана в 1867 г. венграм. Венгры, точнее венгерская аристократия, получили равные права с австрийцами. Это отразилось и в новом названии государства – Австро-Венгрия. Положение других национальностей не изменилось.

3. Правовое положение этнических меньшинств Австрийской Республики

На сегодняшний день национальные меньшинства Австрийской Республики, а так же их язык и народность пользуются охраной закона. Федеральный закон Австрии четко определяет те народы, которые действительно относятся к этническим меньшинствам. А ими являются народы, проживающие в отдельных частях территории Федерации и происходящие из этих мест группы австрийских граждан, для которых родным языком является, не немецкий язык и которые составляют отдельную народность. Тем не менее, правительство Австрийской республики предоставляет свободное признание принадлежности к национальному меньшинству. Так же национальные меньшинства согласились с федеральным правительством, имеют право на создание Совета национального меньшинства. К тому же, правительство Австрии некоторым представителям этнических меньшинств, при определенных обстоятельствах, предоставляет право использовать родной язык как официальный. А это говорит о том, что такие права предоставлялись не каждому представителю национального меньшинства и не всегда, а значит немецким языком должен владеть каждый гражданин Австрии, независимо от того, является ли он представителем национального меньшинства или нет. 1

Для консультирования федерального правительства по делам национальных меньшинств при Ведомстве федерального канцлера создаются Советы национальных меньшинств. Они должны представлять культурные, социальные и экономические интересы национальных меньшинств, и их мнение должно быть заслушано. Советы национальных меньшинств могут также вносить предложения, направленные на улучшение положения национальных меньшинств и принадлежащим к ним граждан.

Число членов каждого Совета национального меньшинства определяется с учетом числа лиц, относящихся к национальному меньшинству, чтобы при этом были ровно представлены разные политические взгляды и мировоззрения, существующие внутри данного национального меньшинства. Членами Совета национального меньшинства могут быть назначены такие лица, в отношении которых можно рассчитывать, что они будут руководствоваться интересами национального меньшинства и их целями.

Безусловно, правительство Австрийской Федеративной республики оказывает помощь национальным меньшинствам. Федерация обязана – не в ущерб мероприятиям по общему развитию – оказывать содействие при осуществлении мероприятий, направленных на поддержание существования и целостности состава национальных меньшинств, их сохранения как народности, а также сохранения их особенностей и обеспечение прав.

Помощь может заключаться:

в предоставлении денежных средств;

в помощи, способствующих обучению и обслуживанию национальных меньшинств, если это соответствует целям;

в организации проведения религиозных обрядов.

К тому же правительство Австрии должно информировать представителей национальных меньшинств о проведении мероприятий по улучшению их положения в стране. 1

Что касается топографических обозначений, то правительство Австрии поделило территорию страны на те территории, где топографические обозначения, наряду с немецким языком, должны указываться на языке национальных меньшинств и на территории, где топографические обозначения должны обозначаться на немецком языке (это как правило территории где отсутствуют этнические меньшинства).

Что касается официального языка, то представители правительственных учреждений и ведомств должны, если они владеют языком национального меньшинства, пользоваться в устном общении языком национального меньшинства, если это облегчает общение граждан. Допускается дополнительное использование языка национального меньшинства для общих публичных объявлений в тех общинах, в которых язык национального меньшинства предусмотрен как официальный. Нормы относительно использования языка национального меньшинства в качестве официального языка на распространяются на внутрислужебные отношения в учреждениях и ведомствах.

А значит, в государственных учреждениях должен использоваться исключительно немецкий язык, а представители государственных учреждений обязаны владеть немецким языком. К тому же национальные меньшинства должны предоставлять государственные документы на немецком языке. 2

Учитывая данные факты, можно дать положительную оценку национальной политике Австрийской Федеративной республике, так как правительство данной страны предпринимает все меры для сохранности этнического состава населения.

Заключение

Этнические меньшинства пользуются защитой закона и определенными привилегиями:

Во-первых, документы разграничивают сферу употребления родного языка и немецкого как официального, но при этом каждый гражданин Австрии должен владеть немецким языком, т.к родной язык не всегда может использоваться в документах, носящих деловой характер.

Во-вторых, в стране действуют Советы национальных меньшинств, в компетенцию которых входит защита экономических, социальных и культурных интересов национальных меньшинств.

В данной работе мною был рассмотрен термин "национальная политика" и изучение его позволило понять, насколько деликатна проблема проведения национальной политики для правительства любого государства, как на современном этапе, так и в будущем. Именно в этом аспекте мною была рассмотрена история проведения национальной политики в Австрии различными правительствами в разные периоды ее развития. Хотя в Австрии, несмотря на многонациональность, доминировал только один этнос. Именно из-за этого возникало много конфликтов, но они, как правило, оставались латентными и серьезной угрозы для страны не представляли.

На современном же этапе Австрийское правительство взвешено и очень аккуратно проводит национальную политику и с уверенностью можно заявить, что права национальных меньшинств Австрии ни в коей мере не ущемлены. Так же, я хотел бы добавить, что сегодня все граждане Австрийской Республики равны и что правительство этой страны на правильном пути ведения национальной политики.

Список литературы и источников

I. Источники:

Федеральный Закон Австрийской Республики "О правовом положении национальных меньшинств" от 7 июля 1976 г., // "Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы". М., 1994. C.403-412

Литература:

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

2. Бурдье П. Социология политики. М., 1994.

3. Лузан А. А. Политическая жизнь общества: Вопросы теории. Киев. 1989.

4. Филлипов В.Р. Ассиметричная конструкция этнического федерализма. М., 2004.

5. Общая и прикладная политология. Под ред.В.И. Жукова. М., 1997

6. Очерки Общей этнографии. Зарубежная Европа. Под ред. М.Г. Левина, Н.Н. Чебоксарова М., 1966.

7. Народы Зарубежной Европы. т.I. Под ред. С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова М., 1964.

1 Народы Зарубежной Европы. т.I.под ред. С.А.Токарева, Н.Н. Чебоксарова М., 1964.

2 Очерки Общей этнографии. Зарубежная Европа. под ред. М.Г.Левина, Н.Н. Чебоксарова М., 1966.

1 Общая и прикладная политология. под ред. В.И. Жукова. М., 1997

2 Лузан А.А. Политическая жизнь общества: вопросы теории Киев, 1989

3 Филлипов В.Р. Ассиметричная конструкция этнического федерализма М., 2004

4 Арон Р. Демократия и тоталитаризм М., 1993

5 Бурдье П. Социология политики М., 1994

6 Федеральный Закон Австрийской Республики «О правовом положении национальных меньшинств» от 7 июля 1976 г. //Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. М., 1994, С.403-412.

1 Лузан А.А. Политическая жизнь общества: Вопросы теории. Киев,1989. с.47

2 Указ. соч. с.53

1 Общая и прикладная политология. под ред. В.И. Жукова. М., 1997 С. 9.

2 Указ. соч. С.14.

3 Указ. соч. С.19.

1 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С.102.

1 Бурдье П. Социология политики. М., 1994. с.27

1 Народы Зарубежной Европы. т.I.под ред. С.А.Токарева, Н.Н. Чебоксарова М., 1964.С. 853.

2 Очерки Общей этнографии. Зарубежная Европа. под ред. М.Г.Левина, Н.Н. Чебоксарова М., 1966. С.201.

1 Народы Зарубежной Европы. т.I.под ред. С.А.Токарева, Н.Н. Чебоксарова М., 1964.С.855

1 Очерки Общей этнографии. Зарубежная Европа. под ред. М.Г.Левина, Н.Н. Чебоксарова М., 1966. С.202.

1 Федеральный Закон Австрийской Республики «О правовом положении национальных меньшинств» от 7 июля 1976 г. //Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. М., 1994, С.405.

1 Федеральный Закон Австрийской Республики «О правовом положении национальных меньшинств» от 7 июля 1976 г. //Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. М., 1994, С.407.

2 Федеральный Закон Австрийской Республики «О правовом положении национальных меньшинств» от 7 июля 1976 г. //Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. М., 1994, С.411.