История и перспективы развития почтового дела в Украине

История почты и перспективы развития

План

Введение 4

1. Почта в истории человечества 5

1.1 Древность 5

1.2 Античность 6

1.3 Древняя Греция 7

1.4 Римская Империя 7

1.5 Феодальная почтовая служба 10

1.6 Почта в капиталистическом обществе 12

2. Усовершенствование способов транспортировки корреспонденции 16

3. История почты Украины 19

3.1 Ранний период 19

3.2 XIX век 20

3.3 Современная почта 21

4. Украинское государственное предприятие почтовой связи 23

5. Почтовое деление Украины 25

6. Перспективы развития почты в Украине 26

Выводы 28

Список литературы 29

Приложение 30

Введение

История развития почтового дела тесно связана с историей человечества. Существенный скачок в ее развитии связан с появлением письменности. С зарождением последней информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельческих государств, правители которых нуждались в постоянной информации о положении в собственной стране и на подвластных им территориях, почтовая связь стала приобретать упорядоченный характер.

Слово «почта» (posta) имеет латинские корни и, вероятнее всего, является сокращением от statio posita in… — станция с переменными лошадьми, расположенная в определённом месте. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена лошадей или курьеров. Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII. Сегодня под словом «почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции.

Исследованием развития почтовой связи занимается специальная отрасль исторической науки — история почты. На протяжении длительной истории человечества способы и средства передачи информации претерпели значительную эволюцию. Использование простейших сигналов (голоса, огня и дыма) в доисторическую эпоху сменилось организацией почтового сообщения с помощью пеших и конных гонцов в рабовладельческих государствах. При феодализме и капитализме возникли регулярные общегосударственные и международные почтовые службы с использованием конной, а затем железнодорожной, воздушной и других видов почты. Почтовые реформы в отдельных странах и в международном масштабе привели к организации общедоступных и развитых почтовых систем, к заключению межгосударственных почтовых конвенций и созданию Всемирного почтового союза (1874).

1. Почта в истории человечества

1.1 Древность

Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась через посредство гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облечённые в символическую форму. С развитием человеческой цивилизации происходили изменение и развитие способов, средств и форм почтовой связи.

Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек использовал для передачи вестей огонь и дым. Барабаны тамтамы до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами, а дым от костров ещё в XX веке употреблялся для этих же целей индейцами Канады. Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.

Следующим видом связи в истории человечества стали гонцы — вначале пешие, позднее конные. В Древней Греции, Персии, Египте, Китае, Римской империи существовала хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменные сообщения пересылались с пешими и конными гонцами по принципу эстафеты.

1.2 Античность

Первые учреждения упорядоченной службы сообщений возникли в античные времена. Первоначально подобные службы использовались в основном в военных целях и не предназначались для связи между гражданскими лицами. Таковыми были службы сообщений в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне и Персии. Особенно развитыми они были в Египте и могут рассматриваться предшественниками современной почты. Древнеегипетская почта была основана преимущественно на использовании многочисленных пеших гонцов, благодаря которым фараоны могли без особых затруднений осуществлять контакты с удалёнными провинциями. В Бени-Хасане на стенной росписи одной из пещер-гробниц, относящихся к эпохе Среднего царства, изображён гонец, передающий чиновнику сообщение о вторжении вражеского племени. Профессиональные гонцы существовали в Египте уже в эпоху XII династии (1985-1785 до н.э.) и развозили царские приказы вплоть до Азии. Гонцы должны были преодолевать длинные расстояния за как можно короткое время. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Представление о почтовом деле в Древнем Египте можно получить из документа на папирусе, датированного примерно 255 годом до н.э. и содержащего учётные записи доставки почтовых отправлений одним посыльным. Подобная высокоразвитая почтовая система вскоре стала распространяться в других странах.

Ассирийская легенда повествует о гонцах, которые разносили повеления Семирамиды по всем краям её царства.

Почтовое дело в Персидской монархии было введено во времена царя Кира II (550-529 до н.э.). Передача сообщений осуществлялась главным образом через конных гонцов (ангаров). Однако имеются указания на то, что подобная почтовая система существовала в Персии намного раньше. Из описаний Геродота и Ксенофонта известно, что при Кире II на важнейших дорогах были установлены почтовые станции, удалённые друг от друга на равномерном расстоянии, которое составляло приблизительно дневной пробег лошади. Эти станции служили курьерам для отдыха.

1.3 Древняя Греция

В Греции почтовая система не могла развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении только пеших посланцев. Они назывались гемеродромами (греч. ημερόδρομος). Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс — 400-500 стадий.

Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н.э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание.

Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов — всадников на верблюдах.

1.4 Римская Империя

В Римской республике постановка почтового дела была, вероятно, заимствована у персов. Вначале только богатые патриции, владевшие многочисленными рабами, имели собственных гонцов. Для правительственных и частных целей существовали гонцы (лат. cursores, statores, позднее viatores и tabellarii, от tabella — дощечка для письма), а также частные предприниматели, отдававшие в наймы повозки и вьючный скот (cisiarii и jumentarii); их коллегии объединялись в одну корпорацию. Гай Юлий Цезарь заложил основы для создания собственно государственной почты, которая возникла и получила значительное развитие при императоре Августе. В те времена почта называлась cursus publicus (государственная почта), была подчинена непосредственно императору и не разрешалась для частных посланий. Благодаря единой почтовой сети существовала связь между отдельными частями Римской империи.

Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю — на кораблях. В более крупных центрах были учреждены станции летучек почты (mansiones, позднее stationes), которые служили для отдыха и ночёвки путешествующих всадников и возниц и обыкновенно отстояли одна от другой на день пути. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные и, на случай нужды, повозки. Между каждыми двумя mansiones (на расстоянии 7-14 км) были устроены 6-8 более мелких станций (mutationes) для перемены лошадей. В те времена могли говорить: «Statio posita in…», что означало «станция, расположенная в таком-то месте». От латинского слова posita вероятнее всего произошло слово post — «почта».

Спешные пакеты пересылались через конных курьеров (veredarii), путешествующие перевозились в легких повозках (rheda), разного рода кладь — в телегах (clabularia). Пользование государственной почтой разрешалось лишь в государственных целях и определенным должностным лицам. В спешных случаях целые военные отряды перевозились средствами cursus publicus. В виде исключения и на основании особых разрешений (diplomata, evectiones, tractoriae) государственной почты могли пользоваться и другие лица, путешествующие чиновники, особенно ветераны, а впоследствии — церковнослужители, что подавало повод к различным злоупотреблениям.

Главное заведование государственной почты было сосредоточено в руках одного из высших государственных чинов: сначала praefectus praetorio, со времени Константина — magister officiorum. Управление почтой в провинциях принадлежало наместникам, при которых для заведования технической частью почты состояли специальные prefecti vehiculorum, позднее — procuratores cursus publici. Поставка лошадей, других средств передвижения и всадников составляла натуральную повинность окрестного населения и жителей покорённых стран, на которых содержание почты ложилось крайне тяжким бременем.

Хотя деятельность римской государственной почты и ограничивалась правительственными надобностями, но она имела крупное значение. Благодаря превосходной сети дорог, безопасности и порядку сообщений, а также обширной переписке гражданских и военных властей, на станциях государственной почты развилось необычайно оживлённое движение. Расстояния от Британии до Балкан, Кавказа, нынешней Турции, Сирии, Палестины и Иордании и от устья Рейна до Ливийской пустыни и Александрии можно было преодолевать сравнительно быстро. Если Цезарь, пользуясь переменными частными лошадьми, мог делать 100 миль в день, то Тиберий с помощью cursus publicus проезжал в день расстояние вдвое большее. Из важнейших провинций известия получались в Риме ежедневно. На станциях вдоль более оживленных дорог содержалось по 20-40 упряжных лошадей и мулов. Организация эта продержалась до падения Западной Римской империи, с её падением исчезла и cursus publicus. В Восточной Римской империи государственная почта просуществовала приблизительно до 520 года.

Для частной почты обычно пользовались услугами путешествующих друзей, что обуславливало длительное время доставки. Так, известен случай, когда некто Аугустин получил письмо через девять лет. Если же расстояние до адресата было не очень большое, римлянин посылал своего раба, который в день преодолевал пешком до 75 км. В Китае почтовая служба возникла довольно рано; её основали ещё при династии Чжоу (1123-249 до н.э.). В те времена почтовое сообщение поддерживалось с помощью 80 гонцов и восьми главных курьеров, для которых на расстоянии 5 км были устроены постои для питания и на большем удалении — пункты для ночлега. Эта почтовая система была значительно расширена при династии Цинь (221-206 до н.э.) и особенно при династии Хань (206 до н.э. — 220).

После падения Западной Римской империи на её территории от Испании до Персии установилось господство арабов. В VII веке в мусульманском халифате возникла хорошо организованная регулярная почтовая служба, услугами которой в ограниченных размерах могли пользоваться и частные лица. Существовавшие к тому времени почтовые связи стали ещё более развиты. Почтовые курьеры имели особые знаки отличия, чтобы их можно было распознать издалека. Им выдавались специальные таблички, своеобразные удостоверения, которые вешались вокруг шеи и через плечо с помощью жёлтых лент.

1.5 Феодальная почтовая служба

С падением Западной Римской империи в Европе вряд ли существовала какая-либо функционирующая система передачи вестей. Лишь Хлодвиг (король Франции с 482 по 511 год) пробовал — без особого успеха — воссоздать почтовую связь из остатков римской государственной почты. Ко времени Карла Великого (768-814) сообщения доставлялись с большими затруднениями. Карл Великий и его преемники не сделали серьёзных попыток к восстановлению римской государственной почты. Учреждение гонцов, существовавшее при Каролингах, примыкало к народному делению на марки и при быстром распадении монархии не получило широкого развития. Князья-феодалы осуществляли пересылку писем и вещей посредством гонцов и возниц, предоставлявшихся их поданными.

В феодальной средневековой Европе XI-XV веков, при раздробленности государственной власти, пересылку известий принимали на себя главным образом отдельные духовные и светские корпорации. В обмене мыслей всего более нуждалась тогда церковь, как потому, что её устройство покоилось на начале централизации, так и потому, что в течение долгого времени она являлась единственной носительницей умственной жизни народов. Архивы церковных учреждений и регесты римской курии свидетельствуют, что ещё в самом начале средних веков происходил оживлённый обмен посланий между главой католической иерархии и её членами; но на существование специального церковного института гонцов или курьеров нет указаний. Лишь между многочисленными разветвлениями духовных орденов поддерживались правильные сношения через посредство странствующих монахов, которые выполняли роль курьеров и брали с собой донесения. Монастыри таким образом имели собственную систему сообщений — монастырскую почту. Монастырские курьеры поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. В землях немецкого ордена для этой цели возникла специальная администрация и учреждены были станции для перемены лошадей.

При университетах, куда учащиеся стекались из самых различных стран, также образовались корпорации профессиональных гонцов, пользовавшиеся разными привилегиями. В XII-XIII веке славились гонцы университетов в Болонье, Салерно, Неаполе, Монпелье, Тулузе, позднее — гонцы парижского университета Сорбонны. Гонцы университетской почты поддерживали связь между учащимися и их семьями; некоторые из университетских почт за определённую плату доставляли сообщения частным лицам.

Имеются данные о почте инков в Перу и ацтеков в Мексике. Здесь уже до начала XVI века существовали почтовые гонцы, которые, помимо государственных сообщений, доставляли к столу царя свежую рыбу, фрукты и другие продукты.

У инков в период их наибольшего развития между XIII и XVI столетиями была слаженная система гонцов-бегунов (исп. Chasqui), которые рассылались из столицы инков по всей стране для которых на равномерных расстояниях (3-5 км) были устроены почтовые дома (исп. Tambo). Перед домом всегда находились наготове два курьера. Завидев вдалеке приближающегося гонца, они спешили ему навстречу и забирали переносившиеся сообщения. Если сообщения были очень важные или срочные, гонцы при приближении дополнительно трубили в рожки. Доставка рыбы с побережья, отдалённого от столицы на 500 км, осуществлялась при этом за 48 часов. Гонцы ацтеков передавали почти все сообщения устно. Они вплетали в волосы красные ленты или размахивая кинжалом при радостном известии (например, о победе); дурные вести передавались царю, стоя на коленях.

1.6 Почта в капиталистическом обществе

Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных служб посыльных и почт городов, обслуживавших купцов и ремесленников. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и другим слоям населения.

Купеческая почта была заведена при крупных торговых домах, которые содержали собственных курьеров. Вскоре отдельные купцы стали заимствовать эту идею и объединялись с тем, чтобы собранная почта могла перевозиться по назначению. Начало купеческой почты можно обнаружить в Республике Венеция. В то же время единой государственной почты всё ещё не было.

Несколько позднее возникла так называемая «почта мясников» (нем. Metzger-Post). Цех мясников, совершавших для своих закупок обширные путешествия, принимал на себя, по соглашению с городами и купеческими гильдиями, перевозку писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это вменено было цеху мясников в обязанность, взамен чего он освобождался от общинных повинностей. Таким образом, образовалась почта мясников, просуществовавшая до конца XVII века и местами получившая значение государственного установления (в Вюртемберге).

С развитием городских вольностей одним из важнейших средств сообщения в средние века явился институт городских гонцов, который с XIV века существовал почти повсеместно, но особое развитие получил в крупных торговых центрах Германии и Италии. Из многочисленных дошедших до нас регламентов городским гонцам в Кельне, Майнце, Нордгаузене (ХIV век), Страссбурге (1443), Аугсбурге (1552), Бреславле (1573) и т.д. видно, что они состояли в ведении городского совета, которому под присягой обязывались подчиняться. Они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий. Выступая из города в определённые дни, они верхом или пешком в установленные сроки доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, равно как и письма и посылки горожан, с которых взымали плату

Прочное и широкое развитие институт городских гонцов получил благодаря союзам городов на Рейне и в Нижней Германии. Гонцы рейнского городского союза поддерживали правильные сообщения от Кельна и Майнца через Франкфурт в Нюрнберг. Своей точностью в соблюдении сроков славились гонцы ганзейских городов, поддерживавшие сообщения между Гамбургом, Бременом, Амстердамом и Антверпеном, а также на восток через Штеттин, Данциг и Кенигсберг вплоть до Риги. В южной Германии первое место занимали гонцы Аугсбурга. Помимо линий на Нюрнберг (трижды в неделю), Линдау и Регенсбург, они поддерживали сообщения с Италией; в Венецию они прибывали через Бреннер в восемь дней.

Современная централизованная почта зародилась с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI эдиктом 19 июня 1464 года учредил королевских курьеров (фр. maîtres coureurs royaux). По всем его владениям раскинута была сеть станций для перемены лошадей; во главе всей организации стоял grand maître. Эта почта предназначалась исключительно для надобностей правительства; королевским курьерам под страхом смертной казни воспрещено было исполнять поручения частных лиц. В патенте Карла VIII от 27 января 1487 года королевские курьеры названы chevaucheurs en postes. Вскоре после того не только во Франции, но и в Германии и Италии названием почты стали означать всю совокупность установлений, которые учреждались государством или под контролем государства для пересылки как правительственной, так и частной корреспонденции и для перевозки пассажиров.

Первый опыт организации почты в этом смысле слова на широких международных началах был сделан членами рода Тассо (позднее Тассис или Таксис; в 1650 году к фамилии была добавлена приставка Турн) из Бергамо, принявшими на себя поддержку сообщений между габсбургскими владениями. Почта Турн-и-Таксис просуществовала со второй половины XV века до 1867 года и внесла огромнейший вклад в развитие почтовой связи в Европе.

В XVI-XVII веках во Франции, Швеции, Англии и других странах возникла централизованная королевская почта. Идея почтовой регалии, то есть исключительного права правительства содержать в пределах государственной территории почтовые учреждения, впервые выдвинута была в конце XVI века, а в XVII веке стала проводиться в жизни. Первым из германских государей, учредившим правительственную почту и признавшим за ней характер монополии, был великий курфюрст Фридрих-Вильгельм (1646). Его примеру последовали другие значительные имперские чины. Тогда же содержание почты стали рассматривать не только как право, но и как обязанность правительств.

С развитием производственных отношений и зарождением капитализма возникла необходимость организации регулярной и быстрой почтовой связи как внутри стран, так и между странами. Уже в начале XVIII века были государственные деятели (например, Фридрих-Вильгельм I в Пруссии), которые отрешились от фискальных воззрений на почту и видели её задачу в удешевлении почтовых тарифов и возможно большей доступности почтовых сообщений для населения. В отличие от Франции, где пересылка писем (фр. poste aux lettres) была объявлена казённой монополией, но наряду с правительственной почтой имелись частные предприятия по перевозке пассажиров (messageries), в более крупных германских государствах деятельность правительственной почты включала как пересылку писем и товаров, так и перевозку пассажиров.

В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.

Целесообразной организацией славилась правительственная почта Саксонии, Брауншвейг—Ганновера, Гессена, особенно же Бранденбург—Пруссии. По главной прусской линии Клеве – Мемель почта с 1655 года отходила дважды в неделю; из Кенигсберга в Берлин она прибывала в 4 дня, из Кенигсберга в Клеве — в 10 дней. Это была быстрота для того времени необыкновенная. Помимо ветвей на Гамбург, Штеттин, Лейпциг и Бреславль, почтовые сообщения поддерживались на западе с Голландией, на востоке — с Варшавой и шведской почтой в Риге. В деле перевозки пассажиров Пруссия, однако, уже в конце XVIII века была превзойдена странами с более благоустроенными дорогами. Тем более поразил современников успех, достигнутый Пруссией в 1821 году, когда были учреждены так называемые нем. Nagler’sche Schuellposten, с удобными для путешествующих экипажами.

2. Усовершенствование способов транспортировки корреспонденции

В XIX веке коренной переворот в почтовом деле был вызван распространением железных дорог и пароходства. Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

Путём сочетания железнодорожных и пароходных линий открылась возможность установления правильных почтовых сообщений между самыми отдалёнными странами. Первый опыт в этом направлении был сделан в 1835 году состоявшим на английской службе лейтенантом Вэгхорном (англ. Thomas Waghorn), организовавшим англо-индийскую почту, которая на пароходах перевозилась из Марселя в Александрию, оттуда сначала по каналу Махмудиэ, а впоследствии по железной дороге в Суэц, затем снова пароходами доставлялась в Бомбей и Калькутту. В начале XX века эта почта доставлялась через туннель Мон-Сени в Бриндизи, откуда почтовыми пароходами прямо перевозилась через Суэцкий канал в Индию и страны Дальнего Востока.

В 1820 году торговцем бумаги Бревером в Брайтоне изобретён конверт. Важной вехой в истории почтовой связи стал выпуск почтовой марки в 1840 году в Великобритании. Позднее в Англии и её колониях стали употребляться заказные конверты.

Штемпельные бандероли появились в 1857 году в Соединенных Штатах Америки, в 1864 году — в Новом Южном Валлисе, в 1868 году — в Северогерманском союзе; всего такие бандероли были введены позднее в 66 странах. Бланки для закрытых писем были введены в 55 странах, первоначально в 1879 году в Париже; в Аргентине и во Франции существуют бланки с уплаченным ответом. Бланки для почтовых переводов появились в Брауншвейге в 1865 году и затем были введены в 14 странах; лишь в трёх странах существовали штемпельные конверты для почтовых переводов.

Идея изобретения открытого письма (пост-карты, или почтовой карточки) принадлежит бывшему германскому генерал-почт-директору Генриху фон Cтефану (нем. Heinrich von Stephan). На 5-й конференции немецкого Почтового союза в Карлсруэ в 1865 году Стефан в памятной записке указал на неудобства существующей формы письма, которая не имела простоты и краткости и была сопряжена с потерей времени при выборе бумаги, её складывании, вложении в конверт, его заклейке, наклейке марки и т. д. Кроме того, в обыкновенном письме не принято было ограничиваться краткими фразами, а при таких условиях не достигалась быстрота письма. Инициатива введения открытого письма принадлежит Австрии, где в 1869 году появились первые почтовые карточки. Открытые письма с уплаченным ответом появились в 1872 году в Германской империи. В дальнейшем открытые письма были введены в 171 стране, с уплаченным ответом — в 140.

Благодаря согласованию времени прихода атлантических пароходов с поездами Тихоокеанской железной дороги в Северной Америке, а этих последних — с исходящими из Ванкувера и Сан-Франциско пароходными линиями, стало возможным переслать письмо из Европы в Японию в 30-35 дней. Будучи немедленно отправлено из Японии дальше (на Индию), такое письмо могло совершить кругосветное путешествие в 85 дней. С завершением Великой Сибирской железной дороги в начале XX века путешествие из Европы в Японию сократилось дней на шесть, и письмо могло обойти земной шар менее чем в 80 дней.

По мере того как сеть железных дорог расширялась и разветвлялась, а число ежедневных поездов увеличивалось, возрастало и число почт, ежедневно приходивших и отходивших в данной местности. К этому присоединялись улучшения, введённые в организацию самого почтового дела устройством, например, сельской почты, установлением дешёвой и единообразной почтовой таксы, введением целого ряда новых почтовых операций.

С изобретением телеграфа (1832), телефона (1876) и радио (1895) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей. В телеграфе почта нашла могущественное содействие и завершение, вследствие чего почти все государства по примеру Германии объединили почтовое дело с телеграфным к большой выгоде для обоих ведомств.

Наконец, международные почтовые сношения получили прочную почву и гарантию в организации Всемирного почтового союза, охватившего все культурные страны. Одним из основателей Всемирного почтового союза был Генрих фон Cтефан, внёсший в XIX веке значительный вклад в развитие немецкой и международной почт.

В 1874 году на I Международном почтовом конгрессе 22 страны, в том числе Россия, подписали Всеобщий единый почтовый договор и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 года — Всемирный почтовый союз). В 1878 году была заключена Всемирная почтовая конвенция, регулирующая обмен корреспонденцией, которая содержит письменные сообщения.

3. История почты Украины

3.1 Ранний период

История почты на территории современной Украины ведёт своё начало со времён Киевской Руси и насчитывает более тысячи лет. В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг. В XIII веке появились первые почтовые станции, а к XV-XVI векам почтовая связь установилась по всей Руси. Дальнейшее развитие почтовой службы на территории Украины связано с формированием русского государства со столицей в Москве (украинские города были соединены с ней ямами), а затем в Санкт-Петербурге.

В Киеве почта берёт начало с марта 1669 года, когда гетман Левобережной Украины Демьян Многогрешный подписал с московским правительством соглашение, так называемые «Глуховские договорные статьи». Одна из статей данного соглашения предусматривала «устраивать в малороссийских городах почту по московскому образцу». Через пять лет начали принимать письма от населения, имели почтовый двор на Подоле, конюшню на 40 коней. Однако почтовое дело продвигалось медленно и в конце XVII века совсем пришла в упадок. В 1725 году Екатерина I издала Указ об учреждении почтового двора на Подоле, подчинённого городскому магистрату. В 1765 году при организации Государственной конной почты на Левобережной Украине в Киеве избирали почтмейстера и двух почтальонов. В начале 1769 года Киевскую почту передали в ведение Московского почтамта. 21 августа (3 сентября) 1775 года почтдиректор Борис Пестель написал письмо в Киевскую губернскую канцелярию, котором сообщалось об указе Коллегии иностранных дел относительно учреждения в Киеве почтовой конторы. В 1782 году контора была преобразована в губернский почтамт, который со временем перевели в Печерскую крепость, где находились Присутственные места, а потом снова возвратили на Подол.

В середине XVIII века в Российской империи при оплате почтовых услуг взималось по деньге (½ копейки) с золотника (≈4,3 г) за 100 вёрст (≈106,7 км), так что письмо от Москвы до Киева (852 вёрст) оплачивалось в размере 4,52 копейки с золотника.

В 1783 году за весовую единицу был принят лот, или три золотника (≈12,8 г), и с каждого письма в лот (или менее лота) было установлено взимать по 2 копейки за 100 вёрст; менее же 100 вёрст — по 1 копейке и т.д. по расчислению вёрст.

3.2 XIX век

В XIX столетии развитие почты в Российской империи, включая Украину, претерпело существенные изменения. Так, в 1827 году были устроены почт-дилижансы для перевозки почты и пассажиров по белорусскому тракту от Санкт-Петербурга через Могилёв, Киев и Житомир до Радзивилова. С 1852 года было открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии Москва-Харьков.

После почтовой реформы 1830 года контора в Киеве, в чьём подчинении находились уездные учреждения, имела второй класс и штат из 23 служащих. Первое городское почтовое отделение открылось 1 июня 1840 года в Печерской части города. Как контора, так и почтамт неоднократно меняли своё место расположения. С 1850 года контора утвердилась на Крещатике. Второе в Киеве городское отделение открылось 2 декабря 1852 года при городской Думе на Подоле. С конца 1880-х годов открылись отделения на Лукьяновке, Галицком и Троицком рынках, в предместье Демеевка. Газета «Паровоз» 11 апреля 1869 года писала о выросших нуждах в почтовых услугах и сообщала о местоположениях почтовых ящиков в городе.

3.3 Современная почта

С развитием интернета некоторыми аналитиками прогнозировалась скорая стагнация рынка почтовых услуг, однако, этого не произошло. Более того, ряд государственных почтовых компаний, в прошлом дотируемых, планируется приватизировать.

Подобным образом реформировали почтовую систему в Германии, где в 1995 году государственная Deutsche Bundespost была приватизирована и поделена на компании Deutsche Post AG, Deutsche Telekom AG и Deutsche Postbank AG. Кроме того, существуют другие частные фирмы, предоставляющие почтовые услуги.

В конце XX — начале XXI века почтовая связь оставалась самым массовым и дешёвым видом связи. Несмотря на создание и быстрое развитие автоматизированных систем электросвязи, космической и электронной связи, почтовая связь сохранит своё огромное значение и в обозримом будущем.

В результате почтовых реформ последних десятилетий возникает вопрос о том, чем почтовое дело отличается от остальных отраслей транспорта и услуг. Принципиально можно говорить о почте как о высокоспециализированной форме грузовых перевозок с определёнными особенностями.

Главнейшая особенность почты — предложение общедоступных услуг почтовых перевозок, которые часто осуществляются по инициативе государства наподобие других отраслей перевозок. В почтовой сфере эти услуги являются основными, универсальными или базисными. Почтовые ящики, установленные на равномерных расстояниях от почтового отделения, из которых отправления изымаются независимо от того, одно письмо находится в ящике или тысяча, представляют собой наглядный пример отличий почтового обслуживания от других видов услуг и транспортировки. Традиционно для оплаты почтовых отправлений (писем, открыток), простых и заказных бандеролей) используются почтовые марки различного номинала, которые наклеиваются непосредственно на отправление в соответствии с тарифом на пересылку.

Для большего удобства почтовые ведомства выпускают ещё штемпельные конверты, заказные штемпельные конверты, открытые и закрытые письма, служебные почтовые карточки, почтовые переводы, бандероли и т.д. с отпечатанным на них почтовым знаком оплаты.

Иногда марки заменяются оттисками специальной франкировальной машины (франкотипами), где сумма платы за пересылку печатается специальным образом на конверте, или на листе бумаги, который наклеивается на упаковку. Каждый месяц почтовые служащие снимают показания счётчика такой машины и выставляют предприятию счёт. Такой способ оплаты используют, прежде всего, массовые отправители корреспонденции (акционерные общества, банки, страховые компании, рекламные агентства и т.п.).

В некоторых странах (в частности, в Германии, Великобритании, США и ряде других) появился новый способ оплаты отправки простой корреспонденции — через интернет. Пользователь оплачивает услуги почты на специальном портале, после чего получает специальный штрих-код, который может распечатать на домашнем принтере и наклеить на конверт. В Великобритании такой способ оплаты называется SmartStamp.

В США и странах Европы распространены также так называемые «предоплаченные» письма и почтовые карточки. Как правило, их используют крупные компании для организации «обратной связи» с потребителями. Пользователю передаётся открытка или конверт с напечатанными типографским способом реквизитами компании-получателя. Почтовая компания выставляет получателю счёт в момент доставки такой корреспонденции.

4. Украинское государственное предприятие почтовой связи

УГППС «Укрпочта», «Укрпошта» — национальный оператор почтовой связи Украины, которая является членом Всемирного почтового союза с 1947 года. Предприятие «Укрпочта» функционирует как самостоятельная хозяйственная единица с 1994 года. Ему также принадлежит «Дирекция разработки знаков почтовой оплаты» (до 5 ноября 2008 года — «Издательство «Марка Украины»), выпускающая официальные почтовые марки и другие знаки почтовой оплаты Украины. В 2006 году Укрпочта осуществила стремительный прорыв на новые рынки: пересылка международных электронных переводов в иностранной валюте (15 марта 2006 года впервые в Украине был осуществлен обмен переводами в Евро с Португалией) и пересылка международных сгруппированных почтовых отправлений "Консигнация" (совместные проекты с Почтой Словакии, а также Финской почтой и АО «Дойче Пост»).

Укрпочта предоставляет потребителям свыше 50 видов услуг. Кроме сугубо почтовых, это финансовые, услуги логистики, курьерские, транспортные, рекламные, услуги средств связи, реализация карточек предварительной оплаты за услуги связи, доступа к сети Интернет и т.п.).

Основными приоритетами развития технической и технологической инфраструктуры предприятия:

- автоматизация предоставления услуг и обработки информации;

- развитие корпоративной коммуникационной сети;

- внедрение автоматизированных рабочих мест для предоставления услуги "Международный электронный перевод в иностранной валюте”;

- обновление технологического автотранспорта и усовершенствование системы транспортной логистики;

- модернизация и реконструкция узлов и отделений связи;

- замена и развитие сети почтовых ящиков.

Проведена модернизация инфраструктуры корпоративной информационной сети в части модернизации и оснащения центров обработки данных; внедрены международные штрих-кодовые идентификаторы для международной почты; модернизировано программное обеспечение новой версии Автоматизированной системы регистрации и контроля (АСРК) для регистрации и контроля доставки и вручения почтовых отправлений на объектах почтовой связи (подробная эксплуатация этой системы осуществлена в Киевской городской и Черниговской дирекциях). С Национальным банком Украины заключен договор об эквайринге платежных карт НСМЭП. Проведена модернизация Центральной диспетчерской службы генеральной дирекции. Для дальнейшего внедрения информационных технологий в Укрпочте планируется направить усилия на формализацию бизнес - процессов и нормативной базы, модернизацию программно-технической инфраструктуры отделений связи и оборудование центров обработки данных, внедрение интеграционной платформы предприятия, разработка и внедрение веб-порталов "Электронное отделение связи" и "Центр управления предприятием".

Основными задачами Укрпочты являются внедрение и развитие новых коммерческих проектов, почтово-финансовых услуг, осуществление технологической модернизации, усовершенствование операций продажи услуг, повышение культуры обслуживания клиентов, улучшение качества работы почты, углубление сотрудничества с корпоративными клиентами.

Традиционно почта ассоциируется преимущественно с письмами в конвертах, марками, глянцевыми листовками, посылками, которые пахнут сургучом. Но залогом успеха любой компании является умение отвечать требованиям времени, постоянно держать руку на пульсе современных тенденций.

5. Почтовое деление Украины

Почтовое деление Украины следует административному делению страны. Первые две цифры почтового индекса современной Украины соответствуют определённой области или городу центрального подчинения. Каждый район имеет код вида XYZ.

До конца 1990-х годов Украина имела шестизначную советскую систему почтовой индексации, после чего перешла на новую пятизначную систему (международного стандарта).

С 1 августа 1999 года по 1 января 2000 года на территории Украины одновременно действовали как старые, так и новые почтовые индексы. Начиная с 2000 года используется пятизначная система. Построение современной системы почтовой индексации Украины основано на следующих принципах:

    Первая и вторая цифры всех индексов — административные образования (согласно таблице, приведённой ниже).

    Третья цифра индексов — город или район.

    Третья, четвёртая и пятая цифры или четвёртая и пятая — номера отделений связи или населенных пунктов.

    Для обозначения почтамтов используются индексы с третьей, четвёртой и пятой цифрами «000».

    Для обозначения городских и районных узлов связи используются индексы с четвёртой и пятой цифрами «00».

    Для обозначения зональных узлов, центров перевозки почты, железнодорожных почтамтов, отделений перевозки почты используются индексы с третьей, четвёртой и пятой цифрами «ХХХ».

    Городу Киеву с учетом его особого статуса для обозначения почтамтов и узлов выделенные первая и вторая цифры индексов 01, 02, 03, 04, 05, 06.

    Индексы присвоены сельским населенным пунктам с населением свыше 500 человек независимо от наличия или отсутствия в них отделений связи.

6. Перспективы развития почты в Украине

Кабинет министров Украины одобрил Концепцию Государственной целевой программы развития почтовой связи на 2009-2013 годы, разработанную Министерством транспорта и связи Украины. Соответствующее распоряжение принято на заседании Кабмина 14 января 2009 года по представлению министра транспорта и связи Украины Иосифа Винского.

Утвержденная концепция прописывает механизмы обеспечения государственного надзора за соблюдением субъектами ведения хозяйства законодательства о почтовой связи, предусматривает осуществление структурных, технических и технологических преобразований с учетом рекомендаций международных организаций, внедрения решений по автоматизации использования информационных технологий и развития новых услуг.

Совместно с заинтересованными органами исполнительной власти в четырехмесячный срок министерство должно разработать и подать Кабинету министров Украины проект Государственной целевой программы развития почтовой связи на 2009-2013 годы. Государственным заказчиком Программы определено Минтранссвязи.

Программа позволит создать общегосударственную систему регулирующих механизмов почтовой связи - при условиях либерализации рынка и интеграции Украины в мировое почтовое пространство. Выполнение программы усовершенствует государственное регулирование рынка услуг почтовой связи и обеспечит гарантированное предоставление универсальных услуг. Кроме того, реализация документа обеспечит стабильность экономической деятельности операторов почтовой связи всех форм собственности и увеличит объемы предоставления услуг почтовой связи.

Как отмечают в министерстве, среди ключевых моментов развития национального оператора почтовой связи: оптимизация сети почтовой связи, приведение ее в соответствие с мировыми тенденциями; сбалансированное тарифное регулирование, при котором тарифы на универсальные услуги почтовой связи должны полностью возмещать расходы, необходимые для их предоставления. Таким образом, говорится в сообщении, должно осуществляться постепенное сокращение расходов национального оператора на содержание сети почтовой связи.

Выводы

История почты представляет самостоятельный интерес как таковая. В работе почтовой связи ещё остается много неизвестных страниц, сохранились миллионы старых конвертов, представляющих собой обширное поле для исследования.

Исторически почта возникла для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, произведений печати, товарных образцов, посылок, денежных сумм, а в некоторых государствах — и для перевозки пассажиров на лошадях (там, где не было железных дорог). Большинство почтовых организаций состоят во Всемирном почтовом союзе.

Современная почта – это всемирная сеть доставки почтовой корреспонденции, как правило, через государственные почтовые компании. Некоторые страны (например, США, Россия) имеют государственную монополию только на часть услуг связи (в США USPS имеет монополию на доставку стандартных писем и писем «первого класса», в России монополизированы так называемые «универсальные почтовые услуги» — доставка писем до 100 граммов). В ряде стран все почтовые услуги монополизированы государственной почтой (Великобритания). Украина является равноправным участником международных информационных связей. Последние события свидетельствуют о том, что создается общегосударственная система регулирующих механизмов почтовой связи в условиях либерализации рынка, что еще больше будет способствовать интеграции Украины в мировое почтовое пространство.

Список литературы

    Вигилев А.Н. История отечественной почты. Часть 1. — М.: Связь, 1977. Часть 2. — М.: Связь, 1979.

    Енциклопедія українознавства: В 10 т. / Головний pедактор Володимир Кубійович. — Париж, Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954-1989.

    Кисин Б.М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969.

    Официальный сайт Всемирного почтового союза.

    Официальный сайт УГППС «Укрпочта».

    Постановление Кабинета министров Украины «Концепции Государственной целевой программы развития почтовой связи на 2009-2013 годы». 2009.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Статья «Почта». С-Пб. 1901.

Приложение

ЧП Ким В.А.

Савичевой Надежды Владимировны

Заявление

Прошу выплатить мне всю сумму моего страхового фонда в размере 568 (пятьсот шестьдесят восемь) гривен.

29.01.09 г.

ЧП Ким В.А.

Савичевой Надежды Владимировны

Заявление

Прошу выплатить мне выходное пособие в размере одной зарплаты в связи с увольнением по сокращению штата.

29.01.09 г.