Иркутские благотворители XVIII – начало XX вв.: исторический портрет

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра социологии и социальной работы

Курсовая работа

по курсу “Социальная работа в России”

на тему: Иркутские благотворители XVIII – начало XX вв.: исторический портрет

Выполнила:

студентка группы

СОР-04-2

Левченко А.А.

Проверила:

Гаврилова Н.И.

г. Иркутск 2005

Содержание

Введение…………………………………………………………...……….2

Глава I Иркутские благотворители…….………………………………….8

Глава II Династия Трапезниковых ……………………………………….16

Глава III Благотворительность Трапезниковых……………..…………...25

Заключение…………………………………………………………….……27

Используемая литература……………..……………………………………28

Приложение…ююююю…………………………...…………………………30

Введение

Все это примеры

великодушия и доброжелательства

отдельных частных лиц

на пользу своего народа,

примеры, на которые

нельзя довольно налюбоваться

и перед которыми преклоняешься

с глубоким почтением.

В.В.Стасов

Истоки российской благотворительности восходят к древним временам. Милосердие проявлялось в простейших формах: кормление и одевание нищих, сирых и убогих. В христианском понимании благотворительность – это, с одной стороны, одно из высших проявлений нравственного долга по отношению к тем, кто нуждается в защите, а с другой, овеществленное выражение благочестивых помыслов, духовно роднящих и объединяющих тех, кто творит благодеяние и тех, кто его принимает. Уже сейчас ощущается объективная потребность в этой теме. Это вызвано не только логикой научного исследования, но и стремлением многих людей лучше узнать свое прошлое, в частности – историю духовно-нравственной жизни города, через этическую и социальную норму как - благотворительность. На современном этапе развития российского общества все более актуальной становится тема “благотворительности”; учет и возрождение традиций благотворительности имеет принципиальное значение для повышения эффективности системы социальной защиты населения. В мире накоплен колоссальный опыт благотворительной деятельности или, как теперь говорят, социальной работы. Имеется и немалый отечественный опыт. Благотворительность как социальное явление в России имеет свою историю и традиции, поэтому нужно знать исторические корни и мотивы российской благотворительности, не повторять уже сделанных ошибок, знать своих великих предшественников, учитывать их опыт в деле заботы о благе человека. Среди тех нравственных ценностей, которые сегодня заслуживают особого внимания, укрепления и культивирования – видное место занимает благотворительность. Несмотря на возрастающий интерес к проблеме,

благотворительность остается сравнительно неизученным и остающимся без объективной исторической оценки явлением, как в целом по стране, так и по отдельным ее регионам.

Таким образом, степень научной разработки и объективная потребность исследования проблем истории зарождения, развития, а теперь возрождения национальных традиций благотворительности, обусловили мой выбор темы: «Иркутские благотворители XIX – начало XX вв.: исторический портрет».

Большинство церквей, школ, училищ, больниц было построено и содержалось в XIX в. на частные пожертвования.

Их вклад в экономическое и культурное развитие Сибири с благодарностью используется уже и новым поколением третьего тысячелетия.

В наше время во всемерной поддержке, нуждается благотворительная, спонсорская и предпринимательская деятельность. Изучая данный вопрос, я убедилась, как высоко ценили благотворительность в досоветской России, правительство награждало меценатов и благотворителей орденами Владимира четырёх степеней и святой Анны четырёх степеней, а также специально учреждённым для этого орденом Станислава трёх степеней, медалями «За полезные обществу труды», «За особые услуги». Видным пожертвователям присваивали звания почетных дворян и потомственных почетных граждан. Списки жертвователей публиковались в печати, их имена были широко известны.

Истоки изучения благотворительности в литературе идут с незапамятных времён. Немногим городам нашего Отечества было суждено сохранить историю своей малой Родины, рассказанную на страницах летописей. Как ценные исторические источники и значительные памятники общественной мысли и культуры Сибири, летописи пробуждали интерес к малоизвестному, почти неведомому краю. Их насчитывается более 40. Среди сибирских летописей XIX века особое место занимают иркутские. Иркутск является единственным городом Сибири, история которого была запечатлена летописцами. Он не случайно стал центром летописания, а его первыми летописцами – купцы. Сейчас известно 6 списков летописей Иркутска, хранящиеся в Москве, Санкт - Петербурге, Киеве, Тобольске, Иркутске. Больше всех списков и самый древний из них хранятся в научных библиотеках Иркутского университета и Иркутского областного краеведческого музея.

Широко освещается благотворительность и в современной литературе. Издаётся множество книг посвящённых истории, проблемам.

Это такие книги как: Холостова Е.И. «Генезис социальной работы в России»; Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. «История»; Фирсов М.В. «История социальной работы в России»; Зуева Е.А. «К истории предпринимательства в России» и др.

Объектом моего исследования является благотворительная (меценатская) деятельность.

Предметом исследования является – благотворительная деятельность купечества Иркутска.

Интерес к изучению благотворительности в дореволюционной России проявляли как светские, так и церковные историки. Известный русский историк В.О. Ключевский, исследуя мотивы российской традиции благотворительности в работе “Добрые люди Древней Руси” сформулировал важный вывод о том, что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. После 1917 г. история благотворительности выпала из поля зрения исследователей: заботу о незащищенных слоях населения взяло на себя социалистическое государство, провозгласив благотворительность буржуазной филантропией. В ряде историографических обзоров подводятся итоги изучения проблемы становления и развития благотворительности в России в XVIII – начале ХХ вв., но по регионам, в том числе и по Сибири, таких обобщающих работ нет.

Прошлое города Иркутска дает нам много примеров благотворительности, присущей иркутянам разных социальных слоев, и, в первую очередь, просвещенного купечества.

Целью моей работы является анализ благотворительной деятельности династии Трапезниковых.

Для осуществления заданной цели необходимо определить следующие задачи:

Рассмотреть роль иркутского купечества в благотворительной деятельности Иркутска;

Охарактеризовать исторический портрет династии Трапезниковых;

Подчеркнуть роль Трапезниковых в благотворительной жизни города.

Не только в Иркутске, но и за его пределами известно, что благодаря широкой благотворительности местных богачей, здесь процветают учреждения, банки, приюты и т.п., всё это основано на средства иркутских капиталистов или поддерживается их щедрыми пожертвованиями. Имена таких деятелей часто произносятся в деловом мире и встречаются в различных документах.

В благотворительности находили отражение мировоззренческие установки зарождающейся буржуазии, ее нравственные и гражданские потребности. Определенное влияние на развитие филантропической деятельности оказывали общественные течения и настроения, находившие отклик в среде третьего сословия. Представлялась благотворительность для жертвователей и средством "решения некоторых их социальных проблем и личностных наклонностей". В этом качестве она рассматривалась предпринимателями как специфическая, но достаточно прибыльная сфера деятельности, вложение денег в которую приносило значительную отдачу.

Иркутское купечество широко использовало благотворительную деятельность в своих интересах, извлекая из нее "прибыль" в виде орденов, чинов и званий, общественного признания и удовлетворенного тщеславия. Риск в данном случае оказывался минимальным: выгодность "сделки" гарантировалась государством. Последнее было заинтересовано в развитии благотворительности, хотя и осуществляло над ней жесткий контроль и вводило ряд существенных ограничений. Стимулом привлечения к делам благотворительности служила постановка ее на государственную службу, что давало возможность получить различные знаки отличия, социальные и сословные привилегии, в том числе и выход в дворянство.

Благотворительные акты являлись неплохим средством рекламы, свидетельствуя о процветании и надежности дела, хотя это не всегда в должной мере осознавалось иркутскими "бизнесменами". Крупные

отчисления-пожертвования были вызваны такими практическими нуждами местных предпринимателей, как необходимость значительного увеличения числа квалифицированных рабочих кадров (на деньги купечества в Иркутске были построены ремесленно-сиропитательные школы и заведения, промышленное училище и т.д.).

С другой стороны, не находя общественного признания за деятельность на поприще предпринимательства, купечество было вынуждено уходить в другие сферы, которые пользовались несравнимо большим престижем.

Как социально-психологический феномен, благотворительность претерпела значительные изменения по мере развития российского общества: изменялись цели, задачи, мотивы, субъекты благотворительности, политика правительства по отношению к ней; расширялись сферы вложения жертвуемых капиталов. В своем историческом развитии благотворительность приобрела различные формы – от милостыни и общественного призрения до организованной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительности. Благотворительность должна служить не просто реализации личных потребностей в бескорыстной филантропической деятельности, но и определяться конкретными условиями, в которых находится общество, его экономика и культура. На мой взгляд, благотворительность должна содействовать установлению в обществе атмосферы социальной солидарности. Так, одни люди вкладывают в благотворительные проекты капитал, другие – интеллектуальную и организационную работу, свой труд.

В предлагаемой работе использовались такие методы исследования как, анализ данной литературы, так и сравнение предлагаемого материала.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложения.

К сожалению современная благотворительность отступила от заданных норм созданных прошлым. Хотя она и актуальна, но задействованных лиц ничтожно малое количество. Как упоминалось раннее, благотворители того времени награждались орденами, о них печатали в прессе, присваивались звания почетных граждан, о них знала вся общественность. Чего не скажешь на данном этапе. И для пополнения благотворительных слоёв общественности я считаю, что есть необходимость подготовить и направить в центральные законодательные органы аналитическую записку с предложением учредить знаки отличия и звания за благотворительную деятельность, а в губернские органы власти – предложение присваивать звания почётных граждан, публиковать списки спонсоров в печати.

Глава I Иркутские благотворители

В Иркутске замечательная буржуазия. Трапезниковы, Сибиряковы, Баснины, Пономаревы, Белоголовые. Они не признают грошей: дают сотнями тысяч. Связь с городом чувствуется живо. Пономарев составляет завещание: «Употребить все мое состояние (свыше миллиона рублей) единственно на пользу человечества, науки, искусства и не оставлять в полную собственность детям, жене и другим родственникам».

Большинство церквей, которыми славился Иркутск, гимназии, школы, больницы, приюты, библиотеки, магазины, самые красивые здания построены были и содержались купцами. Их личные библиотеки удивляли столичных библиофилов. Так что фраза "Иркутск - город купеческий" имеет вполне конкретный смысл. Город населяли, главным образом, купцы, и правили им тоже, в основном, представители среднего сословия.

В иркутском купечестве (впрочем, как и по всей России) с конца 18-го начала 19-го столетий существовал неофициальный титул: "Совершенный купец". Такой купец был не просто предприимчивым и удачливым, умеющим с успехом вести дела, но еще и занимался общественной деятельностью. Он непременно заседал в городской Думе, являлся попечителем благотворительных, учебных, сиропитательных заведений. Когда объявлялась подписка на какие-либо общественные нужды, он первым проставлял свою довольно круглую сумму на подписном листе. Если в городе был театр, "совершенный купец" непременно абонировал в нем ложу. Если театра не было, выступал инициатором его создания. Многие иркутские купцы становились попечителями сиротских, учебных и сиропитательных заведений. Усадьбы этих купцов были культурными центрами города. Здесь устраивались спектакли, литературные салоны, размещались картинные галереи. Своеобразные "купеческие собрания" устраивались по очереди в каждой из усадеб.

Иркутянам хорошо известна фамилия купцов Медведниковых. Их деяния в пользу города несомненны и ощутимы даже сквозь толщу временных пластов. Они оставили о себе в Иркутске крепкую и неподвластную годам память. Медведниковы - это, прежде всего первое в Восточной Сибири учебное заведение для девочек, так называемый Сиропитательный дом, а также первый заемный банк в Иркутске, великолепная больница для хронических больных, православные храмы. В старом корпусе сельхозинститута уже не совсем легко распознать некогда образцовое учебное заведение города, отмеченное различными медалями и дипломатами российских и международных выставок. Гораздо легче узнать Медведниковскую больницу, сохранившуюся сегодня почти в неизменном виде, курорт “Ангара”, который знает и помнит о своих основателях. Служит городу и здание Медведниковского банка. Вспоминая о заслугах купцов Медведниковых, обычно прежде всего говорят о Елизавете Михайловне, именем которой назывались банк и Сиропитательный дом.

Елизавета Михайловна Медведникова (в девичестве Красногорова) родилась 15 октября 1787 года в купеческой семье. Рано осталась сиротой. В 19 лет вышла замуж за Л.Ф.Медведникова, который со временем стал одним из богатейших иркутских купцов. После смерти в 1814 году мужа Елизавета Михайловна посвятила себя воспитанию девушек-сирот. Умирая, она завещала 70000 рублей на устройство в Иркутске Сиропитательного дома. Волю ее исполнили сыновья. Воспитанниц обучали чтению, письму, арифметике, гимнастике, рукоделию, искусству вести дом, в дальнейшем стали учить еще конторскому и швейному делу. Обучение продолжалось шесть лет. Девочки содержались в доме до шестнадцатилетнего возраста. При Сиропитательном доме был основан заемный банк с капиталом почти миллион рублей. Нередко с ее же именем ошибочно ассоциируют и строительство больницы для хроников. Но это была уже другая представительница рода, Александра Ксенофонтовна.

Александра Ксенофонтова посвящает себя благотворительной деятельности в Иркутске и Москве. Умирая, она завещает всё движимое и недвижимое имущество, оцениваемое почти в 5 миллионов рублей, на благотворительные цели. На средства Медведниковой выстроены мужская гимназия в Москве, одна из самых лучших и прогрессивных в России, богадельня, приют. А также помимо строительства в Иркутске прекрасной больницы, обошедшейся в полмиллиона, она завещала сотню тысяч бедным в Иркутске, 500 тысяч – церквам Иркутска и Москвы. Медведниковы приобрели большие капиталы торговыми оборотами: закупали и продавали пушнину, чуть ли не монопольно владея” меховым” рынком в Якутске. Тут же была торговля с Китаем. Успешный и весьма прибыльный круговорот пушнины, китайских и русских товаров - все это обеспечивало надежную коммерческую будущность. Сказывалось и патриархальное воспитание, когда старшие учили не тратить денег попусту, не бросать их на щегольство и роскошные праздники.

Святым делом для сыновей Медведниковых стало выполнение завещания матери, Елизаветы Михайловны, умершей в 1832 году и оставившей капитал на богоугодные заведения.

Медведников Иван Логинович (1807 - 1.09.1889) - представитель крупной купеческой династии кон. ХVIII-ХIХ вв., иркутский купец I гильдии, потомственный Почетный гражданин. Крупный золотопромышленник. За успешную предпринимательскую деятельность в 1839 г. удостоен звания коммерции советника. В сер. ХIХ в. Обладатель многомиллионного состояния (более 9 млн.руб.).

Иван Логинович и Логин Логинович решили в память о матери основать школу – приют для девочек. В 1832 году они отправили в Петербург для утверждения устав Сиропитательного дома. Но дело застопорилось, государственный совет нашел какие-то несоответствия, ведь школьное женское образование вообще было делом еще новым в России. Да и 70 тысяч ассигнациями завещательницы насчитали недостаточной суммой. Нашли блестящее решение – вначале учредить специально для Сиропитательного дома коммерческий банк, который и должен содержать это учебное заведение на свои доходы. При поддержке и содействии бывшего Иркутского генерал-губернатора М.М.Сперанского и гражданского губернатора И.Б. Цейдлера в 1836 году проекты и уставы банка и Сиропитательного дома были высочайше утверждены.

Иван Логинович обеспечил банк начальным капиталом, разместил его в собственном деревянном доме.13 мая 1837 года в Иркутске состоялось негромкое, но важное событие – открытие первого заемного банка. Кроме хозяина, Ивана Логиновича, являвшегося постоянным членом правления банка, в его состав входили члены, избранные от городского общества на трехлетие, параллельно с выборами в городскую Думу. В первый состав правления банка, на три года, вошли родственники учредителя: родной брат Логин Логинович и двоюродный Гаврило Прокопьевич и “кандидаты по ним”, то есть заместители из купечества наравне с И.Л.Медведниковым по уставу банка его председателями являлись иркутский гражданский губернатор и городской голова, при открытии банка это были А.В. Евгеньев и Н.П.Трапезников.

Также Александр Сибиряков родившийся 26 сентября 1849 года в Иркутске. Он закончил гимназию, затем политехникум в Цюрихе. После смерти отца получил свою долю участия в Прибрежно-Витимской золотопромышленной компании. Помимо уже существовавших предприятий Сибиряков создал новые: буксирное пароходство на Ангаре и Амурское общество пароходства и торговли. А также в компании Ленско-Витимского пароходства. Предпринимательская деятельность не была для Сибирякова единственной целью — как почти для всех купцов и промышленников. Им владела идея развития Сибири путем "улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений ее с соседними странами". Благотворительная деятельность Александра Михайловича была направлена главным образом на развитие просвещения и культуры Сибири. Самое известное его пожертвование — 100 тысяч рублей в 1878 году первому сибирскому университету в Томске, за что Сибиряков был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

В 1883 годов Сибиряков выделил Академии наук капитал в 10 тысяч рублей, на проценты с которого один раз в три года должна была присуждаться премия за лучшее историческое сочинение о Сибири.

Много доброго и полезного сделал Александр Михайлович и для своего родного Иркутска. Он пожертвовал 800 тысяч рублей на создание и содержание четырех начальных училищ им. А.М. Кладищевой (своей сестры, умершей в возрасте 22 лет), 50 тысяч рублей — на учреждение высшего технического училища, 12 тысяч рублей — на устройство типографии газеты "Сибирь". Иркутской гимназии он подарил скульптуру М.М. Антокольского и три пейзажа И.К. Айвазовского, публичной библиотеке — много ценных изданий на русском и иностранных языках (в том числе "Полное собрание летописей" и "Известия Географического общества" за несколько лет). Он передал городу две пожарные машины, заново отстроил разрушенное пожаром здание приюта для бедных, созданного его отцом, участвовал в сборе средств для строительства нового театра взамен сгоревшего.

Еще одна сфера благотворительной деятельности Александра Михайловича — строительство и благоустройство церквей. В Иркутске, в Ремесленной слободе, он построил храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, сохранившийся до сих пор; в Вознесенском монастыре благоустроил главный храм; подарил землю для строительства богадельни для вдов и сирот духовного звания.

Город оценил заслуги Сибирякова, присвоив ему в 1893 году звание почетного гражданина Иркутска.

Имя Александра Сибирякова донесли до наших дней названия нескольких кораблей. Первым был пароход, построенный в 1908 году в Англии; в 1915 году он был куплен Россией и назван "Александр Сибиряков". Он имел героическую историю. В 1932 года этот корабль совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию. Тогда Александр Михайлович был еще жив и, наверное, узнал об этом. В 1942 году "Сибиряков" в неравном бою с немецким крейсером погиб. В его честь этим именем был назван другой ледокольный пароход (плавал до 1972 года), а позднее — теплоход, плавающий и поныне.

Баснин Василий Николаевич (1798 - 1876) - Родился в семье богатого кяхтинского купца. До 12-летнего возраста учился в училище, затем занялся коммерцией. Продолжая дело отца, он все свои коммерческие интересы сосредоточил на кяхтинской торговле с Китаем. Имел золотые прииски в Лено-Витимском и Олекминском горных округах. Он был одним из передовых людей своего времени, отличавшийся стойкостью убеждений, честностью, уважением к науке (действительный член Русского Географического общества) и искусству, обладавший утонченным вкусом. У него же была обширная коллекция гравюр 1-й половины века. Он увлекался не только живописью, музыкой, театром, но и цветоводством.

Баснин был директором и почетным членом Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой, на содержание которого жертвовал деньги. Являясь городским головой, был известен своей справедливостью, особенно по делам опек, и поэтому был нежелателен для многих. В 1856 г. переехал в Москву. Сад и оранжерею передал исследователю И.С.Сельскому, часть библиотеки подарил Иркутской духовной семинарии. В Москве был известен как один из организаторов и активных членов Общества вспомоществования учащимся сибирякам.

Демидов Дмитрий Дмитриевич (? - 1888) - городской голова в 1877-1885 гг. - один из известнейших купцов Иркутска 70-х гг. ХIХ в.
Оставил после себя капитал 17 миллионов рублей, из них завещал на раздачу бедным города 100.000 рублей. За время его управления было открыто наибольшее число школ в Иркутске. За оказание помощи в доставке на родину погибших членов американской полярной экспедиции Делонга (1882) Д.Д.Демидов получил благодарность от правительства США. Неоценимую роль в развитии города сыграл Владимир Платонович Сукачев (1849 - 1920) - крупный общественный деятель Сибири, организатор картинной галереи, меценат. За время его пребывания в должности городского головы город значительно благоустроился. Через Ангару была сооружена постоянная понтонная переправа, построены новое здание Думы и несколько больниц, открыт ряд школ, в финансировании которых Сукачев принимал участие. По его инициативе был объявлен конкурс на лучший проект здания городского театра, и он одним из первых внес 10.200 р. на его строительство. Сукачев участвовал в финансировании экспедиции Г.Н.Потанина в Китай, Тибет и Монголию, кроме того, он организовал активную издательскую деятельность ВСОРГО, внося личные средства на публикацию научных трудов о Восточной Сибири. В 1882 г. в своей усадьбе на Кукуевской горе Владимир Платонович разместил картинную галерею, а в 1883 г. здесь же была открыта бесплатная 4-классная школа для девочек. Таким образом, усадьба Сукачева стала центром эстетического воспитания детей.

В конце 1898 г. Сукачев с семьей выехал в Петербург, но и в столице не забывал свой родной город. На собственные средства он издал книгу "Первое столетие Иркутска", открытые письма с видами Иркутска и озера Байкал, с 1905 по 1914 выходил его журнал "Сибирские вопросы". Средства от издательской деятельности предназначались в пользу Общества содействия обучающимся в С.-Петербурге сибирякам. Картинная галерея В.П.Сукачева была передана городу.

Петр Иванович Кузнецов обладал отменным вкусом, прекрасно знал музыку, живопись, литературу. Гордился собранной картинной галереей. Денег своих на ветер не бросал - вкладывал в то, что живо и поныне. Благодаря щедрой купеческой помощи купца 1-й гильдии Петра Ивановича Кузнецова, начинающий живописец Василий Иванович Суриков получил возможность учиться в Академии художеств. А позднее, чтобы поддерживать талантливого живописца материально, меценат-золотопромышленик покупал у Сурикова полотна. Покупал за деньги, которые не заплатил бы никто другой. "За свое воспитание Василий Иванович расплатился с П.И. Кузнецовым своими работами".

Иннокентий Петрович Кузнецов часть книг из своей библиотеки подарил красноярской городской библиотеке. В Томском университете оказались книги из библиотеки И.П. Кузнецова-Красноярского, а его коллекция послужила основой университетского музея истории, археологии и этнографии.

Евдокия Петровна Кузнецова была председателем красноярского Дамского комитета, который был организован в связи с начавшейся русско-японской войной. За пять месяцев 1904 г. красноярцы собрали на благотворительные нужды свыше 43 тыс. руб. Кузнецовы жертвовали большие деньги и на образование, и на строительство учебных заведений. Так, жена золотопромышленника Александра Федоровна Кузнецова пожертвовала 11 мая 1879 г. 12000 руб. на постройку гимназического здания.

Базанов И.И. (? -1883). На его средства построен Базановский Сиропитательный дом. Им были сделаны значительные пожертвования на строительство Иркутской учительской семинарии, деревянного театра на углу улиц Большой и Троицкой, дома умалишенных, детской больницы. МУРАВЬЕВ-АМУРСКИЙ Н.Н. (1809-1881). Граф, российский государственный деятель и дипломат, почетный член Петербургской АН (1858 г.) В 1858 г. подписал Айгунский договор с Китаем, определивший русско-китайскую границу по Амуру. За заключение договора получил титул графа Амурского. Он много содействовал изучению Сибири, привлекая к этому местную интеллигенцию и политических ссыльных. Руководил экспедициями по Амуру в 1854-1855 гг.

Иван Степанович Хаминов (1817-1884) меценат пожертвовал гражданам города новый трехэтажный каменный дом для женского Мариинского приюта. Ныне в нем находятся Иркутский областной комитет здравоохранения и Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств, а также магазин "Оптика" (ул. К. Маркса, 29).

В завершении этой главы я хочу сделать следующий вывод:

купечество в тот период времени, поистине внесло неоценимый благотворительный вклад в развитие российского общества. Город населяли, главным образом, купцы, и правили им тоже, в основном, представители среднего сословия. Одни трудились на благо города, помогая ему развиваться, как духовно, так и монументально. Они не признавали грошей: давали сотнями тысяч. С их помощью строились и практически полностью содержались такие заведения как гимназии, школы, сиропитательные дома, церкви, больницы и др.

Так же они не оставляли без внимания культурную и общеобразовательную сферу. Собственными собраниями и архивами пополняли библиотеки. Усадьбы этих купцов были культурными центрами города. Здесь устраивались спектакли, литературные салоны, размещались картинные галереи. Грани благих дел расширялись масштабно. К примеру А.М. Сибиряков имел цель преобразовать Сибирский край в целом, им владела идея развития Сибири путем "улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений ее с соседними странами...". А предпринимательская деятельность для него являлась лишь средством для сотворения блага.

Нельзя не упомянуть и о том, что многие «добродетели» занимались благотворительностью ради выгоды, общественного признания и наживы.

Но воистину, кто, не кривя душой творил дела на благо людям, тот и оставил след в сердцах и в истории на века.

Глава II Династия Трапезниковых

Чем глубже и ветвистей корни, тем крепче дерево.

Левченко А.А.

Основатель рода Иаков Трапезников, один из возможных родоначальников именитых богатых иркутских купцов, как и многие купцы, с Вологодчины, из Устюга Великого он пришел в Сибирь, во второй половине 17 века.

К сожалению, цепь родословной разрывается, утеряны данные рода поколения 17 века. Возобновление корней происходит лишь в середине 18 века. А продолжателем рода являлся Петр Дмитриевич (1747—1815)-

он один из самых ярких представителей рода Трапезниковых. Благодаря его стараниям и активной торговой деятельности, помещению капитала в промышленность, семья вошла в первогильдийское купечество. Каждый год размеры объявленного капитала увеличивались: сначала в 3-й г. более 1 тыс. руб. (1790-е), затем — более 2 тыс. руб.; потом во 2-й г. с капиталом 8 тыс. руб. (1803—1806) и наконец в 1-й г. с капиталом 50 тыс. руб. (с 1807). Капитал составился на торговле пушниной, которую привозил с Камчатки, а продавал в Кяхте. Владел несколькими лавками, выстроил большой каменный дом. Пётр Дмитриевич был известен как «мощная духовная сила, человек, отличавшийся непреклонностью и очень серьезным отношением к явлениям жизни». А также выделялся неутомимостью в работе, активно и разумно вёл торговые дела.

Семья у Петра была большой: жена-Анастасия Ивановна(1752—1792), дети: Николай (1771-1849), Филипп (1772-1845), Андрей (1776-1860), Никанор, Константин, предположительно, Петр (1776—1830) и две дочери — Федосья (замужем за купцом Опрелковым), Екатерина (замужем за купцом Саватеевым). По ревизии семья Петра насчитывала 21 человек, вместе с ним жили пятеро его женатых сыновей со своими семьями.

После смерти отца братья повели все торговые дела сообща, единым, семейством записывались в 1-ю гильдию и значились самыми богатыми горожанами, получили звание потомственного почетного гражданина.

Его сын Константин Петрович (1790—1860), не только продолжал дело отца, но также, занявшись добыванием золота, и имея от двух браков девять детей, старался внушить им убеждение, что для сохранения своей финансовой силы подлежит вести дела так, чтобы пользоваться доходами с нераздельного капитала; дробление же его, может повести к неудачам в лице кого-либо из его наследников, и тот из богача обратится в неимущего. От первого брака у Константина Петровича был один сын Александр и две дочери – Варвара и Ольга. От второго брака с Зинаидой Ивановной родились четыре сына: Сергей (в 1842 г.), Федор (в 1846 г.), Максим и Андрей, а также две дочери: Анна – жена инженерного полковника и Екатерина – вышедшая замуж за генерала Тимрота. После смерти отца на попечении Сергея Константиновича остались его единокровные братья, а потому ему пришлось заботиться об устройстве их будущности и продолжать торгово-промышленные предприятия, давшие при жизни отца значительную прибыль. Из числа братьев Сергея Константиновича, Федор, уже в зрелом возрасте поступил в университет изучать медицину, а затем стал лекарствовать медико-хирургической академии зимой, а летом практиковать на Кавказских минеральных водах.

Александр Константинович (1821—1895) - являлся потомственным почетным гражданином. В начале 1860-х переехал на постоянное местожительство в Москву, где развернул обширную коммерческую деятельность. Обладатель крупного торгово-промышленного капитала, значительная часть которого вкладывалась в золотопромышленность. Был в числе соучредителей «Прибрежно-Витимского товарищества» (1865), владел приисками. По завещанию своей умершей тетки А.Н. Портновой получил 50 тыс. руб. (1890). Учредитель и глава т/д «А Трапезников и Ко». (1896) позже выступил вместе с И.Н. Игнатовым инициатором создания единого «Западно-Сибирского товарищества пароходства и торговли», устав утвержден в 1898, и на следующий год товарищество начало свою деятельность. Правление находилось в Тюмени. Александр Константинович принадлежал 951 пай на сумму 433 129 руб.Он был крупным владельцем недвижимости в Иркутске; обладателем многомиллионного состояния.

Был гласным городской думы (1885—1897), был доверенным лицом думы в Москве; член общества для оказания помощи учащимся в Восточной Сибири; член иркутского благотворительного общества. Решением иркутской городской думы удостоен звания почета гражданина (1886).

«Готовый всегда, по мере средств своих, участвовать в удовлетворении нужд родного мне города», был известен как щедрый благотворитель и меценат: жертвует деньги на строительство часовни Спасителя в память о чудесном избавлении императора 4 апреля 1866; на развитие Знаменского женского и Вознесенской монастырей - 3 тыс. руб. (1866) и детского сада (1871); на строительство Томского университета - 110 тыс. руб. (1880); Казанской церкви в Рабочей слободе Иркутска - 3 тыс. руб. (1886); пострадавшим иркутским погорельцам — 10 тыс. руб. (1879); жертвует городу на развитие сети народных училищ 80 тыс. руб. (1888); переводит 3 тыс. руб. на строительство каменного здания театра. Был награжден орденом Анны 2-й степени (1885). Проявлял значительный интерес к своей родословной, издав на свои средства составленную И.Н. Николаевым книгу «Иркутск. Материалы по истории города 17 и 18 вв.» (М., 1873).

Сергей Константинович (1842—1893)- как мало мы знаем об этом человеке, сделавшем много хорошего для города Иркутска и его обитателей. Сергей Константинович, поступив около 1853 г. в здешнюю губернскую гимназию, прошел в ней курс, хотя благополучно, но заурядно, не отличаясь дарованиями. Считался добродушным, несколько упрямым и вспыльчивым, но не строптивым, вообще же исправным воспитанником. По окончании гимназического курса, университетскому образованию он предпочел практическое дело своих восходящих родных (при этом в наследство от Константина Петровича перешло, независимо от золотых приисков и домов, чистого капитала не менее 4-х миллионов). В 1864 г. Сергею Константиновичу посчастливилось, на открытых его отцом "Вознесенских" и "Константиновских" золотых россыпях в районе реки Олёкмы, найти золотую жилу и это не замедлило отразиться не благосостоянии не только Трапезникова, но и местных обывателей окрестных селений, получивших возможность вступить в различные торговые отношения и бойко сбывать произведения своего хозяйства. Сергей Константинович сделался предметом общественного внимания, тем более, что получаемые им доходы дали Сергею Константиновичу возможность рискнуть на другое предприятие, на приобретение у казны "Николаевского" железноделательного завода. Основанный в 1844 г. и начав свою деятельность только через 3 года, этот завод не только не давал правительству дохода, а причиняв постоянные убытки, вследствие чего, тогда было решено продать его. Сергей Константинович купил его осенью 1864 г. за 212 тыс. 800 руб. Причем, ввиду недостатка рабочих рук, ему предоставлялось право пользоваться тремястами каторжниками в течение нескольких лет. Независимо от выгодности условий приобретения новой статьи дохода, Трапезникова соблазняло еще и то, что за сравнительно небольшую сумму, в потомственное владение к нему переходил не только завод, со всеми строениями, имуществом, материалами, запасами и приписанными к нему железными рудниками, но также пограничная к нему лесная дача, более чем в 52 000 десятин, ископаемые материалы и металлы, которые могут оказаться в недрах земли. С приобретение этой собственности имелось в виду выделывать железа в количестве не менее того, какое потребно всей Восточной Сибири. С этой целью Сергей Константинович не поскупился потратить свыше миллиона на постройку завода и различные улучшения, необходимые для расширения производства. Когда в товарищество с Сергеем Константиновичем вступил его брат Федор Константинович, дело стало много выигрывать от его серьезного, основательного отношения к предприятию. Для управления заводом, по мысли Федора Константиновича, был приглашен знаток механического дела, Гуллет, который не замедлил ввести паровые машины, устроил литейные и механические заведения, паровой молот и железнопрокатную машину. Сверх того, Трапезниковы открыли при заводе школу бесплатного обучения крестьян грамотности и ремеслам. У Сергея Константиновича тысячи людей нашли себе заработок. Все это было подготовлено для получения превосходных результатов. Но прежде чем нововведения дали прибыль, Гуллет скончался и деятельность завода пошла на убыль вследствие незначительного сбыта железа. Таким образом, за 5 лет Трапезников потерял более миллиона. Затеянное предприятие привело к необходимости продать завод с громадными убытками. Иркутский купец Лаврентьев дал за него в 1870 году лишь 100 000 руб., то есть сумму, на которую состояло тогда в наличности материалов и заводских изделий. Строение же и земля перешли к новому владельцу как бы в придачу. Хотя убыток и чувствителен, но однако не разорителен и что Трапезниковы, все-таки, остались в положении богачей. Сергей Константинович был ласковым отцом, и достойным мужем бывшей классной дамы Иркутского института Елизаветы Константиновны, женщины весьма уважаемой за ее солидные взгляды на жизнь и основательное образование. Вспыльчивый, но чрезвычайно добрый Сергей Константинович, проявлял полнейшую гуманность ко всем, кто от него зависел, не исключая заурядных чернорабочих, и редкую отзывчивость к чужим интересам. Так, один из молодых людей, подведомых Трапезникову, задумав жениться, попросил занять ему на свадьбу 150 руб. Сергей Константинович сказал: "На это ничего сделать нельзя" и вручил 500 руб. в виде необходимого подарка. Зная Сергея Константиновича как человека не только с симпатичным характером, но и добросовестного, иркутяне пожелали иметь его городским Головой, т.е. видеть в должности, которую занимал его отец с 1847 до 1850 года. Летним пожаром 1879 г. истреблены хранившиеся в городской Думе бумаги о времени, которым определялись начало и конец новой деятельности С.К. Трапезникова. В звании городского Головы Сергей Константинович оправдал надежды, возлагаемые на него иркутянами, проявлял большую энергию всегда, когда чем-либо распоряжался. Горячо интересовался общественными делами, вникал в нужды обывателей и предпринимал, что мог, для улучшения городского хозяйства. Заботясь о городе, Трапезников склонял братьев субсидировать различные учреждения (в числе их – женский институт, женское духовное училище) и жертвовав лично сам на содержание престарелых и неимущих больных при доме призрения имени М.А. Сибирякова, а также на воспитание и образование детей обоего пола, преимущественно из семейств беднейших иркутян. Состоя, где членом, а где попечителем, Сергей Константинович ежегодно издерживал до 7 000 рублей и сверх того щедро оделял многих одеждой и деньгами на уплату за право учиться. Иркутяне, с чувством удовлетворения, говорили о том, как их город все заметнее преображается из деревянного в более благоустроенный, каменный, насчитывая в числе своих возникших зданий, так называемое благородное собрание. На улице появился порядок; с западной стороны города устроен обширный вал для заграждения от затопления р. Ангарой. Прежде Иркутск очень нуждался в ремесленниках, не было порядочных мебельщиков, портных и сапожников, даже булочников. Но при Трапезникове появились именно такие рабочие, потому, что генерал-губернатор вызвав из разных сибирских трущоб сосланных туда поляков, согласился оказывать им содействие в покупке разных предметов по их специальности и, таким образом, дал иркутянам возможность улучшить их образ жизни удовлетворением таких потребностей, которым сумели послужить руки искусных мастеровых. Окончание генерал-губернаторской деятельности Синельникова в Восточной Сибири произошло почти одновременно с оставлением С.К.Трапезниковым звания Городского Головы, после чего в характере Сергея Константиновича начала обнаруживаться наклонность к пессимистическому отношению к окружающим его общественным явлениям, раздражительность и даже апатия в тех случаях, когда Сергей Константинович по своей натуре непременно проявлял бы прежде свое живое участие. Несмотря на таки ухудшения в настроении Трапезникова, принадлежащее ему золотопромышленное предприятие продолжало свое существование. Добывание золота по-прежнему безостановочно производилось на так называемых "Константиновском" и других приисках, сгруппированных на р. Угахале. Тогда хозяевами считались все братья Трапезниковы, имея нераздельный капитал.

Так же занимался благотворительностью Федор Константинович (1846—после 1907) – был иркутским купцом первой гильдии потомственный почетный гражданин. Окончил иркутскую мужскую гимназию, а уже «в зрелом возрасте поступил в университет изучать медицину, а затем стал лектором в медико-хирургической академии зимой, а летом практиковал на Кавказских минеральных водах».

Владелец городской недвижимости: ему принадлежал дом по ул. Большой, сдававшийся в аренду т/д «Пономарева, Кулаева и Ко» (1876). Крупный золотопромышленник: имел прииски в Олекминском округе, приобрел совместно с Сергеем Константиновичем у П.П. Баснина 17 паев золотопромышленного «Ленского товарищества» (1874). По завещанию тетки А.Н. Портновой получил 5 тыс. руб. (2891). Один из учредителей и совладельцев фирмы «Братья Трапезниковы», стоящей в конце 1880-х на грани банкротства и объявленной несостоятельной в 1893. Распродал основную часть принадлежащих ему приисков. Назначен в 1877 вместе с Сергеем Константиновичем опекуном над имуществом и капиталами Михаила Константиновича и привлечен в 1893 к суду за присвоение и растрату 611 244 руб. из опекунского капитала.

Являлся бессменным попечителем Реальной прогимназии (с 1865), позже — Технического училища (с 1874), пожертвовав на него более 50 тыс. руб.; член-распорядитель комитета благотворительного общества (1865); почетный член общества для оказания пособия учащимся в Восточной Сибири (1898) выступил организатором создания пожарного общества (1881) и передал в дар городу свою пожарную машину.

Состоял по выбору гласным городской думы (1875—1877, 1885—1889); баллотировался на должность гор. головы (1876); вошел в состав депутаций иркутян для возложения венков ко гробу Александра П (1883); для возложения венков на гроб Александра III (1894). Особо отличился при тушении пожара в Иркутске в 1879.

Андрей Константинович (1854—после 1916) – также являвшийся иркутским купцом 1-й гильдии, потомственным почетным гражданином. Представитель и совладелец фирмы «Братья Трапезниковы», вкладывал значительные капиталы в золотопромышленность. Во время объявления банкротства т/д активно отстаивал его права в судебных инстанциях и перед губернской администрацией. Получил по завещанию тетки А.П. Портновой 60 тыс. руб. (1891).

В кон. 19 — нач. 20 вв. отходит от коммерции и уезжает в Сочи, где владел городской недвижимостью. Проживал также в Петербурге, периодически наведываясь в Иркутск. Долгое время состоял членом общества для оказания пособия учащимся в Восточной Сибири.

Меценат. Активно приобретал полотна русских и зарубежных художников (этюды Иванова, картины Корзухина, Горавского, акварели Примаццу и т. д.). Долгие годы был в дружеских отношениях с художником А.Г. Горавским, у которого брал уроки живописи и помогал ему материально. В одном из писем к П.М. Третьякову художник отозвался об Андрее Константиновиче как о «высшей степени нравственно примерном человеке» (1877). В связи с крахом фирмы «Братья Трапезниковы» часть коллекции, возможно, была куплена Третьяковым.

Также активно занимался благотворительностью сын Никанора Петровича, Иннокентий Никанорович (1832-1865) – потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии. Был одним из самых удачливых предпринимателей в роду Трапезниковых. Вместе с Базановым, Сибиряковым и Немчиновым он учредил «Прибрежно-Витимскую компанию», преобразованную затем в «К0 Промышленности», от которой акционеры получали прибыль в размере 43 млн. pyб. Различные предприятия и конторы Иннокентия Никаноровича находились во многих городах России, и его состояние оценивалось в 7 млн. руб. Он был одним из самых известных иркутских меценатов, значительную часть своего капитала он жертвовал на религию, помогая восстанавливать и строить богадельни и церкви. Даже после смерти, весь свой капитал он завещал на благотворительные пожертвования.

В завершении этой главы можно подвести лишь к одному выводу.

Ярко выражена династия Трапезниковых, пользовавшаяся популярностью на протяжении двух столетий и славившаяся своей благотворительной деятельностью.

Положил начало династии Иаков, но, к сожалению, цепь родословной разрывается, утеряны данные рода поколения 17 века. Возобновление корней произошло лишь в середине 18 века. А продолжателем рода являлся Петр Дмитриевич. Из поколения в поколение передавалось единое дело, единая цель, цель помогать обществу.

Глава III. Благотворительность Трапезниковых

Посеяв добро – пожнёшь благодарность.

Левченко А.А.

Благотворительные деяния Трапезниковых неоднократно засвидетельствованы в летописях, документах и в местной прессе.

В числе добрых дел Трапезниковых – постоянное содействие Восточно-Сибирскому отделу Русского Географического общества, ссуды на экспедиции дарения собственности частных коллекций музеям, помощь различным библиотекам.

В списке значится женская богадельня при Харлампиевской церкви, построенная в 1814г.

На средства Иннокентия Никаноровича Трапезникова при Михайло-Архангельской церкви открыли богадельню для 30 чел. (1839), вместе с Сибиряковым финансировал богадельню для бедных жителей города (1879). После его смерти (1865), согласно завещанию, 2500 руб. выделялось для раздачи по 150 руб. : 14 церквям и 2 монастырям Иркутска; 10 тыс. руб. завещалось на строительство новой церкви; 600 руб. — за уплату податей за неимущих, на погребение бедных, на пособия больным был выделен необходимый капитал на образование фонда пособий при вступлении в брак ; 50 девушкам и 50 парням из бедных семей выделялось пособие по 100 руб. каждому; 5 тыс. руб. Кроме того, наследники обязались пожертвовать Иркутскому техническому училищу, которое открылось в 1873, еще 100 тыс. руб. В приюте имелись своя церковь, лазарет, 2 библиотеки, музей, мастерские, контора и магазин для продажи изделии, сделанных в мастерских. Всего в приюте обучалось 175 детей из беднейших семей. Деньги, пожертвованные Иннокентием Никаноровичем, позволили финансировать всю систему образования города вплоть до 1917.

Во многих благотворительных акциях участвовал и Сергей Константинович Трапезников. В числе первых лиц губернии он подписал протокол о сборе на построение часовни святого Иннокентия. Значится он и среди главных жертвователей на возведение здания для общины Знаменского монастыря, а также новой церкви в Вознесенском монастыре. Позаботился и о музыкантах иркутского военного оркестра, организовав подписку в их пользу.

За поддержку обществу оказания помощи при кораблекрушении, состоящую под покровительством цесаревны, получил в награду ее портрет.

Братья Сергей и Федор Трапезниковы подарили техническому училищу свою частную библиотеку, собранную за многие годы. Она включала много старинных и редких книг.

Также отличился при тушении пожара в Иркутске летом 1879, когда он вместе со своим братом Федором Константиновичем, бросив охранять свои дома от пожара, устремились со своей пожарной машиной и людьми на спасение города.

Александр Константинович Трапезников. Кроме своей деятельности в Московском биржевом обществе, он никогда не порывал связи с Иркутском. Его многие тысячи рублей влились в общие суммы на строительство церквей в Иркутске, и театра, на открытие сибирского университета и новых школ губернии и в славном городе на Ангаре.

Как добрая и щедрая попечительница вошла в историю первой женской гимназии Зинаида Ивановна Трапезникова. В числе других пожертвовала крупную сумму на открытие гимназии, вместе с И.С. Хаминовым из своих капиталов ежегодно покрывала дефицит бюджета гимназии. Ее хлопотами и деньгами открывались дополнительные классы, в общем-то, и позволившие прогимназии стать гимназией. Зинаида Ивановна выстроила на свои средства деревянный дом для директрисы, положила начало гимназической библиотеке, передав ей значительное число своих именных книг.

По моему мнению, на фоне других благаготворителей Трапезниковы занимают высшую ступень по внесённому вкладу на помощь в развитие культурных, общественных дел.

На их счет приходится: строительство и содержание сиропитательных домов, богоделен, церквей, спонсировались экспедиции, дарения собственности частных коллекций музеям, помощь различным библиотекам.

Заключение

Люди, совершившие подвиг благотворительности, имели высоконравственное духовное развитие. Их бесценный вклад до сих пор служит примером многим поколениям людей. Их дела материализованы,

много зданий и учреждений было воздвигнуто на средства иркутских купцов, вкладывающих свои капиталы в развитие образования, науки, культуры, здравоохранения родного города.

Династия Трапезниковых на протяжении всего её существования слыла людьми сильными духом, высокой моралью, нацеленные на добро для блага человечества. От «головы» до последних представителей описанных в истории, длилась неразрывная цепь, передающаяся опыт общего дела из одного поколения к другому. Каждый представитель семьи Трапезниковых внёс неоценимый вклад в такие области как: культура, наука, здравоохранение, религия, исследования, благоустройство города.

Иркутск не случайно называли городом благоприятности. Больницы, церкви, театры, галереи, библиотеки, школы, аптеки, банки, училища носившие имена жертвователей до сих пор украшают улицы города. Целью благотворительности и меценатства были не только - увековечить свои имена, но и послужить на благо человечества. Немалую роль отводили меценаты росту культуры в Сибири как неотъемлемой части общего прогрессивного развития этой территории. Сибирские библиотеки, публикуя статьи, назначая стипендии иркутские купцы заботились о будущем развитии образования.

Подводя итог к всему выше сказанному мне бы хотелось отметить. Творить добрые дела не на благо наживы, а на благо людям, возможно только осознав проблемы и нужды простого люда.

Используемая литература:

    Шахеров В.П. Иркутская ярмарка // Сибирский город-выпуск 3- Иркутск 2001 – С. 66-75

    Шахеров В.П. «Для пользы сообщества достаток истощаем» // Сибирский город-выпуск 3- Иркутск 2001 – С. 147 - 168

    Разгон В.Н. Сибирское купечество в XVIII – I половина XIXв. Региональный аспект предпринимательства традиционного типа. – Барнаул, 1998 – С. 660

    Резун Д. Я. Сибирское купечество. – Новосибирск.

    Старцев А.В., Гонгаров Ю.М. История предпринимательства в Сибири ( XVII- начало XX вв.)- Барнаул 1999

    Библиотечный вестник Прибайкалья – 2001 - № 1 (28)

    Краткая энциклопедия по истории коммерции и купечества в Сибири - Новосибирск, 1996 -1999

    Гаврилова Н.И. // истории коммерции и купечества в Сибири : в

4 т. Новосибирск, 1998 – Т. 4, кн.2. – С. 6 - 13

    Шинкарёва А., Козлов И. Корни, ствол, крона: (Трапезниковы) // Вост. – Сиб. Правда. – 1996 – 13 сент.

    Шевич В. Прошедшее, настоящее и будущее миллионов покойного Иннокентия Никаноровича Трапезникова // Сиб. вест. – 1888 - № 48

    Шуцкий М.М. Архивная заметка о духовном завещании Трапезникова // Тр. Иркут. учен. арх. комисс. – 1913 – Вып. 1. – С. 59-76

    Зуева Е.А. Трапезниковы – сибирская купеческая династия // К истории предпринимательства в Сибири: Материалы Всерос. науч. Конф., Новосибирск, 1995.- Новосибирск, 1996. – С. 17 - 22

    Колесницкий Н. К истории трапезниковского дела // Сибирь. – 1886. - № 11. – С. 11 – 13; № 12. – С. 10 – 13.

    Очередин Н.В. Доклад июля 14 дня 1882 года [Об исполнении духовного завещания Н.Н. Трапезникова] – Иркутск: Тип. Н.Н. Синицына, 1882. – С. 32

    Романов Н.С. Приданное А.А. Трапезниковой // Сиб. арх. – 1912

№ 10 - С. 813 – 819

    История одного завещания в пользу города: (Письмо из Иркутска) // Неделя. – 1875 - № 12 –С. 393 – 397

Приложение


Константин Петрович Иннокентий Никанорович

Трапезников Трапезников

(1790—1860) (1832-1865)

Александра

Ксенофонтовна Иван Логинович

Медведникова Медведников(1815—1899)

(1807 – 1.09.1889)

- 1 -