Индонезия в раннее средневековье

Реферат

ИНДОНЕЗИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Калининград 2010



План

    Древнейшие государственные образования на территории Малайского архипелага и Малаккского полуострова

    Западная Индонезия к началу средневековья (V— VII вв.)

    Государство Шривиджайя в VII—X вв.

    Государство Матарам в VIII — начале XI в. Расцвет и упадок Шривиджайи

    Индонезийская культура раннего средневековья

Список литературы



1. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МАЛАЙСКОГО АРХИПЕЛАГА И МАЛАККСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Первые государства на территории Малайского архипелага и Малаккского полуострова появились не позднее рубежа нашей эры. К этому времени местные земледельческие племена практиковали вы-сокоразвитое поливное рисосеяние, разведение тягловых животных (буйволов), литье бронзы и варку железа. Характерными чертами их верований были культ предков и вера в духов. Малайцы и другие на¬роды австронезийской языковой семьи издавна были прекрасными мо¬реходами.

В водах Малаккского пролива и древней . Нусантары (Далеких островов) проходили мировые торговые пути. Тропические муссоны благоприятствовали регулярным плаваниям, и этот район стал важ¬нейшим звеном торговых и культурных связей между Ближним и Дальним Востоком, Индией и Китаем.

Появление очагов классового общества в речных долинах Больших Зондских островов и Северной Малайи было отмечено индийски-ми, античными и китайскими источниками. Развитие древней государ-ственности ускорялось восприятием и усвоением элементов культурно¬го наследия Индии: ее письменности и литературно-мифологических сюжетов, норм буддизма и индуизма и т. д.

В эпоху древности и к началу средневековья (I—VI вв. н. э.) на территории Западной Индонезии и «Золотого полуострова» (как назы¬вали Малайю греческие авторы) существовали десятки городов-госу¬дарств, живших за счет собственной и транзитной морской торговли, эксплуатации рисоводческих долин и данников-горцев.

Из древнейших известных государств, населенных предками малайцев и отчасти мон-кхмеров, следует прежде всего назвать при¬брежные полуостровные. Это Лангкасука и Тамбралинга в северной части полуострова, а также соседняя Таккола. Используя выгоды сво¬его географического положения и силу флота, объединяясь порой в союзы, эти государства контролировали международные торговые ком-муникации вдоль западного и восточного побережья Малаккского по-луострова и перевалочные пути из Малаккского пролива в Сиамский залив. В III—V вв. большинство из них как вассальные княжества входили в состав кхмерской империи Бапном, а после ее распада, в VI—VII вв., поддерживали активные дипломатические и торговые свя¬зи с Китаем. Наиболее крупным и сильным государством была Ланг¬касука, преобладающей религией в ней был буддизм.

Значительным районом древнемалайской цивилизации на террито¬рии Индонезии была Восточная и Южная Суматра, прежде всего пор¬

ты и речные долины областей Джамби и Палембанга. Здесь к началу

III в. образовалось государство Гэин, а в VI в. — Малайю, которые

вели обширную торговлю с Индией, Персией, Китаем. Крайний север

Суматры, как и некоторые другие территории, прилегающие к Малаккскому и Зондскому проливам, также вступили в эпоху государствен¬ности.

2. ЗАПАДНАЯ ИНДОНЕЗИЯ К НАЧАЛУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V— VII вв.)

Возникновение классового общества на о. Ява, где находились наиболее плодородные и густонаселенные рисоводческие долины, при¬вело к созданию ряда государств. Объединения земледельческих об¬щин с их землями и оросительными системами и родоплеменная знать подчинялись верховной власти монарха-деспота, поддерживаемого жре¬цами. Таким было населенное малайцами государство Тарума на За¬падной Яве. Санскритские надписи начала V в. с территории Тарумы прославляют раджу Пурнавармана, покорителя соседних княжеств, по чьему приказу был прорыт многокилометровый оросительный канал. Пурнаварман сравнивался с божеством, хранителем жизни, Вишну. Он совершал крупные дарения в пользу духовенства.

Судя по китайским летописям, в V—VII вв. на Яве было не ме¬нее трех десятков небольших государственных образований. В ходе войн с соседями они постепенно включались в состав относительно крупных владений. Этому способствовали постепенное распространение индуизма и буддизма, а также неуклонный процесс консолидации яванской народности в центральной части острова. В 40—70-х годах VII в. особенно возвысилось царство Калинга, взимавшее поборы со многих подчиненных территорий.

Находки надписей, остатков . святилищ и другие источники сви-детельствуют о наличии древних классовых обществ и в прибрежных областях о. Калимантан. На обширных внутренних территориях Су¬матры и Калимантана и в Восточной Индонезии в то время господст¬вовал первобытнообщинный строй.

3. ГОСУДАРСТВО ШРИВИДЖАЙЯ В VII—X вв.

Одно из наиболее значительных государственных объединений ста¬ло складываться на Восточной Суматре в VI—VII вв., когда с распа¬дом морской империи Бапном получили независимость соседние тер¬ритории в зоне Малаккского пролива.

В это время заметно активизировалась международная торговля в Южных морях, возрос ее объем. Иностранных купцов (прежде всего индийцев, арабов, персов) привлекали редкие местные товары: олово, серебро, золото, самоцветы и поделочные камни, жемчуг, а также цен¬ная древесина, пряности и благовония, лекарственные вещества и дру¬гие продукты тропического леса. Расширилась роль малайских портов как перевалочных пунктов, куда стекались многочисленные заморские изделия: индийские ткани, металлическая утварь, китайский шелк и фарфор, предметы роскоши, потребность в которых резко возросла при дворах туземной аристократии и у племенных вождей. Правящий класс был заинтересован в извлечении максимальных доходов от торговли, прежде всего транзитной. Вместе с тем увеличились возможно¬сти торгового и военного флота, что позволило отдельным Индонезийским государствам контролировать торговлю в узловых артериях, связующих Индийский и Тихий океаны.

В этих условиях усилилось восточносуматранское княжество Шривиджайя, имевшее в то время удобный выход к морю в районе Палембанга, а также плодородные земли в низовьях р. Муси. Надписи на древнемалайском языке сообщают, что в 682—685 гг. при правителе Джайянаше это государство расширилось за счет Малайю и других соседей.

Целью монархов (хаджи) ранней Шривиджайи было военно-поли¬тическое господство в зонах Малаккского и Зондского проливов и ус¬тановление на этой основе некоторого подобия торговой монополии. Во второй половине VII — середине VIII в. Шривиджайя поддержи¬вала регулярные дипломатические и торговые отношения с импера¬торским Китаем. Махараджи, как стали титуловать себя государи шри-виджайской ветви династии Шайлендра, покорили многих местных правителей (дату) и включили их территории в состав своих сумат-ранских провинций, а полуостровные государства, сделали вассалами. Кхмерские земли Ченлы, тямские владения и даже подвластные тогда Китаю северовьетнамские округа становились объектами военных экс¬педиций и пиратских набегов со стороны Шривиджайи. В VIII—IX вв. она превратилась в сильнейшую в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке морскую империю.

Это государство, подобно античным талассократиям, все более жило за счет посреднической и собственной торговли, пошлин, дани и грабительских походов. Но по мере заселения и освоения путем оро¬шения долин в бассейнах больших суматранских рек (Батанг, Индра-гири, Кампар) росло и экономическое значение сельскохозяйственных центров, связанных с портовыми городами.

Арабские географы середины IX — первой половины X в. свиде-тельствуют об экономическом и политическом расцвете «страны Забаг», как они именовали Шривиджайю. Масуди в 943 г. восторгался многочисленным населением и армией «империи махараджи», владель¬ца огромных богатств, чьи земли производят золото, олово, камфору, алоэ, гвоздику, мускатный орех, кардамон. Наряду с Палембангом и Джамби среди крупнейших портов тогдашнего мира на Малаккском полуострове выделился Кедах, «вторая столица» империи, куда пере¬местился центр торговли между Индией, Юго-Восточной Азией и Ки¬таем.

Господствующее положение в государственной идеологии Шривиджайи занял буддизм «широкого пути» — махаяна. Божества махаяны и ее мистические обряды использовались для насаждения идеи свя¬щенной власти монарха. Благодаря древним связям с Восточной Ин¬дией, Ланкой и Китаем Шривиджайя стала известна как мировой центр буддийской учености. В середине IX в. махараджа Балапутра из династии Шайлендра построил монастырь близ буддийского уни¬верситета в индийском городе Наланда.

4. ГОСУДАРСТВО МАТАРАМ В VIII — НАЧАЛЕ XI в. РАСЦВЕТ И УПАДОК ШРИВИДЖАЙИ

К началу VIII в. в числе аграрных районов Центральной Явы од-ним из наиболее богатых был Матарам. Его правитель (рату) Санджайя выдвинулся среди центральнояванских местных князьков — ра¬ка; он был покровителем индуистского культа Шивы. Санджайя стал родоначальником династии Матарама, ему приписывалось покорение яванских, малайских и даже кхмерских владений. Могущественным соперником Матарама была Шривиджайя, претендовавшая на терри¬тории к востоку от Зондского пролива (земли древней Тарумы), гра¬ничащие с землями, населенными яванцами.

Первоначально выделилась крупная земельная аристократия — рака, обладавшая в своих независимых владениях всей полнотой вла¬сти. Процесс сложения централизованного государства у яванцев за¬труднялся усобицами между группировками рака отдельных областей, боровшихся за статус верховного правителя — махараджи. Свои поли¬тические претензии правители Матарама подкрепляли строительством больших храмовых комплексов (например, Боробудур), поглощавших значительные экономические и людские ресурсы.

В конце IX в. под власть Матарама попадают не только центральнояванские, но и часть восточнояванских районов. Матарам стремился «овладеть и о. Бали, где правили свои цари (рату).

В первой половине X в. усиливаются деспотическое начало и власть царской семьи, усложняется и централизуется административ¬но-территориальная система Матарама. Округа возглавляют высшие сановники, ближайшие родичи государя.

В конце X — начале XI в. был кодифицирован свод законов и предприняты крупные военные экспедиции против главного соперника Ма-тарама — Шривиджайи. Яванцы высадились на Суматре, разгромили и разграбили Палембанг и несколько лет серьезно угрожали суматранской империи. Правители Шривиджайи в этих условиях искали поддержки южноиндийского государства Чолов. В конце концов Шри-виджайе удалось, опираясь на помощь вассалов, нанести ответный удар. В 1016 г. Матарам подвергся неожиданному нападению, сам правитель погиб. Единое государство распалось на ряд мелких само¬стоятельных владений. Наступил период политической раздробленно¬сти, междоусобной борьбы, длившийся более двадцати лет.

Для средневекового яванского общества характерна длительная эволюция состава феодальных землевладельцев. Начиная с VIII в. роль крупных феодальных владельцев пошатнулась и заметно вырос-ла власть монархов, с одной стороны, и деревенской полуфеодальной верхушки — с другой. Параллельно усилилась роль средних и мелких нетитулованных феодальных владельцев, чиновников, духовенства.

Основными дарителями земли в то время были крупные светские феодалы: рака и ракараяны, основным получателем земель — храмы; дарения монархов и их родственников находились на втором месте, но к середине X в. их доля в дарениях приблизилась к доле ракараянов и рака. Храмы получали и от крупных владельцев, и от монархов целые общины (вануа), а также отдельные поля, сады, даже болота и леса.

Крупные светские землевладельцы и общинная верхушка уже к VIII в. имели много своих частных земель, права на которые у них бы¬ли равны правам монархов, хотя элементы верховной собственности на землю имелись и тогда. Власть монархов, бесспорно, выросла из власти рака и ракараянов в VII — начале VIII в.; возможно, для ее отделения от ракараянов и потребовался опыт малайских правителей, этническая чуждость которых облегчила противопоставление монархов крупным феодалам.

Дарение (дарение-выделение) земли — основной вид, характерный для аграрных отношений, он определял и наличие других прав. Круп¬ные владельцы начали дарить земли и иммунитет одновременно. Уже с конца IX в. основными дарителями иммунитетов стали монархи.

Владельцы, не платившие налогов (обычно —храмы), получали в дар участки земли без крестьян; на них распространялись уже имев¬шиеся привилегии. Лица или коллективы, не имевшие до этого привилегий, получали участки земли с коллективами крестьян и одновремен¬но иммунитетные права на них. Это были светские феодалы или общи¬ны, становившиеся тем самым привилегированными.

К концу X в. в Матараме большого развития достигло не только сельское хозяйство, но и ремесло. Китайские хроники отмечают наряду с традиционными предметами тропического экспорта также хлопчато-бумажные ткани, парчу, холодное оружие (знаменитые кинжалы-крисы), изделия из дерева и бамбука. Внешняя торговля шла через пор¬ты северного побережья. Установились торговые связи с Молуккскими островами, откуда получали пряности.

После победы над Матарамом Шривиджайя вступила в период ее наивысшего подъема, установилось полное господство суматранско-малайской империи в морях Нусантары. Еще более повысился автори¬тет Шривиджайи как мирового центра буддизма. В 1011—1023 гг. здесь обучался реформатор тибетского буддизма Атиша.

Однако уже в начале XI в. интересы Шривиджайи на морях стол¬кнулись с интересами южноиндийской империи Чолов, вступившей на путь широкой экспансии. Междинастические и религиозные связи сме¬нились противоборством. В 1025 г. Раджендра Чола двинул против Шривиджайи многочисленный флот с экспедиционными силами. Вой¬ска Чолов одно за другим опустошали богатейшие шривиджайские владения и портовые города по обоим берегам Малаккского пролива. Торговому и морскому могуществу Шривиджайи был нанесен непо¬правимый урон.

5. ИНДОНЕЗИЙСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

В развитие духовной культуры народов Юго-Восточной Азии ин-донезийское классовое общество к началу средневековья привнесло свой неповторимый опыт.

Происходило становление древнеяванского и древнемалайского литературных языков и местной письменности. Это стало возможным благодаря переработке на самобытной основе элементов влияния сан¬скрита, на котором прежде писались официальные и религиозные документы. Широко распространились местный язык и система письма. В IX—X вв. в Матараме процветала литература, в которой на кави (древнеяванском языке) разрабатывались эпические, мифологические, культовые и философские сюжеты, как древнеиндийские, так и авто¬хтонные. Известны восходящие к этой эпохе поэмы-какавины (древнеяванская «Рамаяна»), прозаические пересказы другого эпоса — «Махабхараты» (парвы), тутуры (религиозно-мифологическая лите¬ратура и наставления), переводы и переложения буддийских трак¬татов и т. п.

При дворах матарамских вельмож подвизались поэты, актеры, му-зыканты. Устраивались представления знаменитого кукольно-теневого театра (ваянга), соединявшего различные виды творчества.

Эпоха раннего средневековья явилась временем сложения в индо-незийских государствах классической архитектуры и изобразительного искусства, первый подъем которых относится к Центральной Яве VIII—X вв. Это крупнейшие в Юго-Восточной Азии буддийские и ин-дуистские ансамбли (Боробудур и Лоро Джонггранг), индонезийский тип мемориально-культовой архитектуры — чанди, гармоничный монументальный стиль каменной скульптуры и рельефа. Яванские и малай-ские мастера в совершенстве владели техникой отливки бронзовой скульптуры, секретами орнаментальной резьбы по камню, металлу, дереву.



Список литературы

1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.