Иван Грозный и его время

Введение

Царствование Ивана Грозного можно разделить на 2 совсем непохожие одна на другую эпохи: на светлую (1547-1560) и на мрачную (1564-1584). Между ними краткий период 4х лет (1560-1564), своего рода переходная полоса от одной жизни к другой.

В первую эпоху молодой царь полный энергии и добрых начинаний, охваченный деятельной мыслью предпринимает целый ряд правительственных мер, и большей частью с успехом; поддерживает планы и начинания своих сотрудников и советников; во вторую эпоху, хотя государственная машина и продолжает дело, начатое в предыдущий период, но все силы уходят на злосчастную борьбу с внутренним врагом - с княжатами и боярами.

В середине 16 века вокруг царя образовалась группа приближенных к нему лиц - Избранная Рада, которая не являлась формальным государственным учреждением, по сути, была правительством от имени царя, управляющая государством. Избранная Рада проводила компромиссную политику распределения прав и привилегий бояр на дворян, которая, несмотря на ее непоследовательность, была выгодна, прежде всего, дворянству.

Глава 1. Иван Грозный и его время

1.1 Характеристика Ивана IV

В январе 1526 года Василий 3 женился на Елене Васильевне Глинской, молодой племяннице князя Михаила Львовича Глинского, выходца из Литвы, который в 1508 году перешел на службу к московскому государю, а с 1514 года находился в заточении по обвинению в измене. Выбор невесты свидетельствовал не только о желании иметь наследника, который мог бы претендовать на польско-литовскую корону, но и о стремлении улучшить отношения с Западной Европой. В августе 1530 года от этого брака родился первенец - Иван, впоследствии вошедший в российскую историю под именем Ивана Грозного.

От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное развитие. Иван рано осиротел - на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям1.

Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.

Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17-20 лет, при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте.

По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. Ему недоставало внутреннего, природного благородства; он был восприимчивее к дурным, чем к добрым, впечатлениям; он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее и охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарование или добрые качества.

Иван рано и много, раньше и больше, чем следовало, стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь московский и всея Руси. Скандалы боярского правления постоянно поддерживали в нем эту думу, сообщали ей тревожный, острый характер.

16 января 1547 года по специальному торжественному ритуалу, задуманному и разработанному выдающимся государственным и церковным деятелем эпохи митрополитом Макарием,,16-летний великий князь Иван принял царский, титул и формально стал приравниваться к императору Священной Римской империи. Более того, Москва давала понять, что окончательно порывает с претензиями любых потомков Чингисхана, которых на Руси именовали "царями", на власть над русскими землями. Наконец, "венчанием на царство" подчеркивалась неограниченность власти российского монарха внутри государства, неизмеримо увеличивая разрыв между царем и его подданными. В феврале 1547 года также по инициативе митрополита в Москве был созван церковный Собор, канонизировавший большое число местных святых, что идеологически подчеркивало превращение страны в единую Российскую державу.

1.2 Московское восстание 1542 года

Длительная нестабильность верховной власти в стране порождала произвол феодалов на местах, сопровождавшийся ростом недовольства крестьянства и открытыми выступлениями посадских низов в ряде городов. Резкое обострение социальных противоречий произошло в середине XVI в. Поводом для выступления московских посадских людей послужил грандиозный пожар 21 июня 1547 года, почти полностью уничтоживший столицу. Среди горожан распространились слухи, что виновницей несчастья явилась бабка юного царя - Анна Глинская, которая с помощью колдовства подожгла Москву. Посадские люди потребовали особого розыска и наказания "злодеев". Слухи подхватила враждебная Глинским старомосковская боярская знать, предпринявшая все усилия, чтобы направить гнев восставших против своих политических противников. Один из дядьев царя - Ю.В. Глинский был растерзан толпой, другие скрылись; их дворы были разграблены, а слуги перебиты.

29 июня восставшие "черные люди" сначала провели сходку, потом вооруженные чем попало отравились в царскую резиденцию в Воробьево требовать от царя выдачи остальных Глинских. Застигнутый врасплох, юный государь Иван IV, страшно перепуганный волнением черни, вынужден был оправдываться, обещал произвести настоящий сыск и наказать виновников пожара. Погорельцам посулили даже помощь в восстановлении их домов. Поверив царю, москвичи вернулись в город. Позже Иван Грозный признавался, что тогда "вошел страх в душу мою и в кости мои, и омрачился дух мой". Вскоре московское восстание утихло. Но социальное недовольство в стране продолжалось. Откликами на московское восстание стали волнения летом 1547 г. в псковском пригороде Опочке, а в 1550 г. - и в самом Пскове. В Опочку для усмирения горожан пришлось даже направить поместное войско.

Городские низы, основная и самая массовая сила восстания в Москве 1547 году, своим выступлением ускорили падение очередного боярского правительства: на смену Глинским к власти пришли подстрекавшие народ к восстанию представители старомосковского боярства Захарьины-Кошкины. Этот народный бунт навсегда запомнился юному царю Ивану IV. Он на всю жизнь сохранил чувство унижения и за это жестоко мстил всем неугодным. Одновременно возмущение москвичей подтолкнуло Ивана IV к разработке и осуществлению политики реформ.

1.3 Образование Избранной Рады

Бурные события 1547 года обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников, князь Андрей Михайлович Курбский, впоследствии назвал по польскому образцу "Избранной радой". Во главе этого кружка служилых людей и придворных встали костромской дворянин из богатого, но незнатного рода Алексей Федорович Адашев и протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. К ним примыкали знатные князья A. M. Курбский, Н.И. Одоевский, М.И. Воротынский и др. В состав Рады входил и первый начальник Посольского приказа думный дьяк И.М. Висковатый. Активно поддерживал деятельность этого кружка митрополит Макарий. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была, по сути, правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целостную программу крупных реформ. По своему содержанию эти преобразования совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, которые были написаны в 1549 г. талантливым публицистом дворянином И.С. Пересветовым. Он выступал за решительное укрепление основ Российского государства в интересах консолидирующегося служилого дворянства.

В русле централизации находился и новый Судебник, который был принят в 1550 году. Он базировался на Судебнике 1497 года, сохранил Юрьев день, но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян и разрешал обращать холопов в крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за разбой, вводил статьи о наказании за взяточничество. В Судебник были также внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти - контроль наместников, взимание единой государственной пошлины, право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской администрации. Новым кодексом законов запрещался перевод в холопы детей боярских (мелкопоместных дворян на службе князей и бояр) и ограничивался приток посадских людей во владения монастырей. Последняя мера указывала на стремление государства не допустить убыли налогоплательщиков, поскольку духовенство было освобождено от государевых налогов. Податное население должно было нести тягло - совокупность натуральных и денежных повинностей. В XVI веке установилась единая для всего государства мера взимания налогов - "соха" (земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель в среднем от 400 до 600 десятин (гектаров)), для чего регулярно производилась опись городских и сельских земель, находившихся в хозяйственном обороте - "сошное письмо".

Важным этапом в эволюции государственно-политического развития России стая первый сословно-представительный законосовещательный институт - Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 года. Он состоял из Боярской думы, "Освященного собора" из числа высших иерархов Русской православной церкви и представителей различных слоев землевладельцев (помещиков). В работе Собора, однако, не участвовали выборные от социальных низов (податных сословий). Созыв Земского собора явился вехой в формировании сословно-представителъной монархии и способствовал укреплению царской власти. Именно Собор 1549 года поддержал решение правительства о подготовке нового Судебника. Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1566, 1575, 1576, 1579, 1580, 1584 и вначале 1598 гг., однако регулярно действующим "парламентским" органом, ограничивающим самодержавие в России, ни в XVI веке, ни позже они так и не стали. В эпоху правления Ивана Грозного продолжала существовать и Боярская дума на правах совещательного органа при царе. Количество членов Думы (включая не только бояр, но и окольничих) не превышало 24человек. В XVI веке в число думных бояр начинают жаловать представителей княжеских родов. Помимо этого в заседаниях Думы стали принимать участие думные дворяне и думные дьяки.

Глава 2. Реформы Избранной Рады

2.1 Военная реформа

В целях укрепления вооруженных сил Российской державы в 1550 года правительством Избранной рады начали осуществляться военные реформы. Так, было отменено местничество (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности воевод) на время походов. В соответствии с указом Ивана IV от 1 октября 1550 года в Московском уезде была "испомещена" "избранная тысяча" - 1078 провинциальных дворян, "лутчих слуг", которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти.

Наконец, был определен единый порядок прохождения воинской службы: "по отечеству" (по происхождению) и "поприбору" (по набору). Службу "по отечеству" проходили дворяне и дети боярские. Их военно-административные обязанности регулировались изданным в 1556 году "Уложением о службе" (первым воинским уставом), переходили по наследству и налагались с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли "в трех полях" и от 4 до 7 руб. в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина "конно и оружно", а в случае недодачи налагался штраф, поощрялись перевыполнившие эту норму.

С 1550 года формируется постоянное стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала в стрельцы набрали 3 тыс. человек, которые были сведены в 6 "приказов" (полков). К концу XVI века в стрелецком войске насчитывалось уже до 25 тыс. человек. Они являлись наиболее мощной боевой силой русской армии. К "приборным людям" относились также казаки, воротники, казенные кузнецы и другие категории. Неся службу по городам и на границах, "приборные люди" селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные "дачи", а также, крайне редко, хлебное и денежное жалованье. Помимо этого им разрешалось вести мелкую торговлю и заниматься промыслами.

В военную службу нанимались и иностранцы - служилые иноземцы (в основном, поляки и немцы), число которых в русской армии к концу XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек.

2.2 Реформа государственного управления

Правительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению государственного аппарата как центрального, так и местного звена. Вплоть до эпохи Ивана Грозного существовало лишь два общегосударственных центральных учреждения: Дворец, ведавший великокняжескими землями, и Казна (Казенный двор) - не только главный финансовый орган, но и государственная канцелярия, в которой трудились дьяки, ведшие разрядные, поместные, ямские, разбойные и другие дела. В 1550-е годы оформляется приказная система. Число приказов - центральных государственных учреждений, выросших из дьяческих "изб", - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI века насчитывалось уже до 30 приказов).

Важнейшими учреждениями общегосударственной компетенции являлись Посольский приказ, отвечавший за внешнюю политику России, Разрядный приказ - главное военное ведомство, занимавшееся сбором дворянского ополчения, распределением вооруженных сил по всей территории страны, назначением воевод, и, наконец, Поместный приказ, в функции которого входили учет и описание земель, а также населения, проживавшего в частных владениях. Разбором жалоб и подготовкой решений по ним царской власти занимался Челобитный приказ. Особое учреждение по борьбе с "лихими людьми" представлял Разбойный приказ. Финансовые поступления налогов в государственную казну были главной заботой Приказа Большого прихода. В компетенцию особого Земского приказа входило управление внутренней жизнью и обеспечение общественного порядка в столице.

Появляются также и приказы, ведающие делами отдельных территорий, например, Приказ Казанского дворца - по управлению присоединенным Казанским ханством, из которого позже выделился Сибирский приказ.

Приказные учреждения одновременно являлись и судебными инстанциями в рамках своей сферы деятельности. При Иване Грозном судебные дела дворян входили в компетенцию царской власти. Растет и бюрократический аппарат приказной администрации. Во главе приказа стоял судья, как правило, боярин, окольничий или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие канцелярские служащие.

В 1552 году создается Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек) из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие важнейшие "государевы слуги".

Подверглась реформированию и система местного управления. В середине XVI столетия отменяются "кормления", упраздняются должности наместников и волостелей. Властные полномочия и судебные функции на местах переходят в руки назначаемых правительством воевод, а также выборным из детей боярских - губным старостам. В районах, где проживало черносошное (государственное) крестьянство, например, в Поморье на севере России, из его среды выбирали "судеек" и других должностных лиц местной администрации.

Государственно-административные реформы середины XVI в. значительно укрепили центральную власть, вооруженные силы, и систему государственного управления. Но ряд других мер правительства зачастую принимал уродливые формы массовых репрессий, свойственных правлению Ивана IV.

2.3 Церковная реформа

Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 года собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила - каноны - для церковной живописи. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь, возлагалось устройство школ для мирян.

Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был Нил Сорский, выступали за отказ монастырей от крупного землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий, считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия III иосифляне (стяжатели) одержали верх.

В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.

В середине XVI в. религиозное брожение не прекращалось, несмотря на казнь "жидовствующих", и вылилось в ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Дворянский сын Матвей Башкин отрицал церковные обряды, иконы, а принцип христианского равенства довел до равенства социального: "изодрал" кабалы своих холопов, освободив их таким образом. В 1553 году за эти идеи он был осужден церковным Собором и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Если среди "жидовствующих" еретиков было много высокопоставленных и образованных людей (дьяк Федор Курицын и его брат Иван), а в сочувствии им обвиняли даже Елену Волошанку и самого Ивана III, то у беглого холопа Феодосия Косого оказалось много приверженцев среди простого люда. Это самая радикальная из известных на Руси ересей, лежащая в русле реформационного течения. Ф. Косой никогда не записывал своего "рабьего учения", он проповедовал его только устно. О содержании учения Ф. Косого известно из произведений его ярых противников. Неизвестно и происхождение Феодосия. В то время в холопах мог оказаться человек и из дворянского сословия. Косой отрицал божественную сущность Христа, таинства и возможность воскресения из мертвых, объявлял неправедной всякую власть, проповедуя любовь к ближнему. Есть данные, что феодосиане имели свои общины, построенные на раннехристианских коммунистических принципах. Около 1555 года Феодосию, арестованному незадолго до этого, удалось бежать в Великое княжество Литовское, где он продолжал проповедовать свое учение, приобретая новых сторонников. Не прекратилась деятельность его сподвижников и на территории Московии.

2.4 Опричнина

Правительство Избранной рады просуществовало до 1560 года. Важным поводом, вызвавшим его падение, были разногласия с семьей умершей в этот период первой жены царя Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Они касались направлений внешней политики. Адашев настаивал на борьбе против Крымского ханства. У царя складывалось мнение о необходимости движения к Балтике. Главной причиной, однако, являлась проблема выбора основных путей политического развития России. Лидеры Избранной рады были сторонниками постепенных реформ, ведущих к упрочению централизации. Иван Грозный предпочел путь террора, способствовавший быстрому усилению его самовластия. Руководители Рады протопоп Сильвестр и царский любимец А.Ф. Адашев оказались в опале и умерли в ссылке. В 1564 году один из бывших участников Избранной рады, князь Андрей Курбский, командовавший русскими войсками в Ливонии, перешел на сторону поляков, опасаясь за свою жизнь. Эта измена усилила подозрительность царя к своему окружению2.

3 декабря 1564 года Иван IV вместе со специально отобранными боярами и дворянами неожиданно покидает Москву и удаляется в свою загородную резиденцию - Александрову слободу, расположенную недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Это повергло простой московский люд в смятение. Никто не мог понять, почему царь так поступил. Вскоре, 3 января 1565 года, появились посланцы от Ивана IV и привезли в столицу две грамоты. В первой - на имя митрополита - царь обвинял церковных иерархов и всех бояр, дворян, воеводских и приказных людей в измене, а во второй адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Свое возвращение на престол Иван IV обусловил, правом казнить и миловать "изменников" по своему усмотрению. Московский посад вынудил бояр послать к царю делегацию и просить царя вернуться на его условиях.

Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова "опричь" - кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, северные промысловые районы Поморья, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне-помещики, вошедшие в особое опричное войско (Опричный двор), а бывшие владельцы имений - выселялись в земщину. Такой "перебор людишек" еще более усиливал зависимость служилых людей от верховной власти. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.

Средства на содержание опричного войска - этой лейб-гвардии великого государя - собирались с земской части государства. На "прокорм" опричников (их количество первоначально составляло 1 тыс. человек, а позже выросло до 5 тыс.) Иван Грозный потребовал огромную сумму в 100 тыс. руб., равную по стоимости 2 млн. четвертей ржи или тысячи сел с деревнями. От опричников требовалось лишь одно: беспрекословное выполнение приказов царя при полной личной преданности. Взамен опричники получали неограниченные возможности грабить, бесчинствовать и обогащаться за счет открытого разбоя. Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шапки. Страна погрузилась в атмосферу террора.

Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грозной и незнатный дворянин Г.Л. Скуратов-Вельский, по прозвищу Малюта Скуратов, ведавший казнями и пытками. Тогда же выдвинулся и боярин Борис Годунов, в 1570 году женившийся на дочери Малюты Скуратова.

28 июля 1568 г. под влиянием митрополита Филиппа, происходившего из старинного рода бояр Колычевых, верхи московского посада подали царю челобитье с просьбой отменить опричнину. Затем началось восстание посадских людей. Иван IV укрылся в Александровой слободе. Собрав там опричное войско, он продиктовал свои условия. В сентябре был казнен один из виднейших деятелей боярской оппозиции боярин И.П. Федоров, а митрополит Филипп лишен сана и сослан в тверской Отрочь монастырь.

Конец опричнине помог положить, как ни парадоксально, крымский хан Девлет-Гирей, прорвавшийся к Москве летом 1571 г. по вине опричного войска, не оказавшего ему сопротивления. Хан не стал осаждать город, но сумел поджечь его. Москва выгорела дотла, тела сгоревших и задохнувшихся убирали почти два месяца. Иван Грозный понял: над государством нависла смертельная опасность. Объединенные земско-опричные войска под командованием князя М.И. Воротынского разбили войска крымского хана. Страна была спасена. Опричнина была отменена в 1572 году, земли объединили вновь. Даже само упоминание слова "опричнина" было запрещено.

Опричнина ухудшила экономическое и политическое положение России: разоренные деревни и города, разбегающиеся крестьяне. Дополнительные тяготы принесло поражение в Ливонской войне и татарские набеги.

Заключение

В 16 веке Россия пережила трудное и во многом переломное время. На смену феодальной раздробленности пришли самодержавные порядки. Их рождение было связано с деятельностью царя Ивана Грозного.

Фигура русского царя издавна привлекала внимание историков и писателей. В глазах одних он был едва ли не самым мудрым правителем средневековой России, в глазах других подозрительным и жестоким тираном, почти сумасшедшим, проливавшим кровь ни в чем не повинных людей.

Личность Ивана IV крайне противоречива. С одной стороны, он был необузданным средневековым деспотом, с другой - образованным, начитанным человеком, писателем. Известно, что царь сочинял музыку, любил играть в шахматы. Видимо, явление царя-тирана на российском престоле в эпоху становления в Европе единых национальных государств можно считать закономерным. Примерно в это же время властвовали короли-деспоты Генрих VIII в Англии, Людовик XI во Франции, Филипп II в Испании.

Кровавое правление царя Ивана оставило глубокий след в памяти современников. Народ наградил "великого государя" прозвищем Грозный. И это прозвище удивительно точно обрисовало облик первого московского царя.

Преобразования, которыми занималась Избранная Рада, имели комплексный программный и структурный характер. В этот период были сформулированы определенные направления и последовательность реформ (на начальном этапе), они охватили основные сферы общества и государства. Положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину. Но с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.

Список используемой литературы

    Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. - М.: Былина, 2000.

    Епифанов П.П., Епифанова О.П. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. - М.: Просвещение, 1987. - С.400.

    Зуев М.Н., Чернобаев А.А. История России. - М: Высшая школа, 2000.

    Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1991.

    Леонов С.В. История России с древнейших времен и до конца 20 века. - М.: Дрофа, 2000.

    Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. - М.: АСТ, 1996. - С.576.

    Чернобаев А.А., Горелов И.Е., Зуев М.Н. История России. - М.: Высшая школа, 2003. - С.479.

1 Ключевский В.О. Исторические портреты.- М.: Правда, 1991. - С.95.

2 Зуева М.Н., Чернобаева А.А. История России. – М.: Высшая школа, 2000. –С.82.