БССР в середине 50-х - 80-х гг.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

“Минский государственный лингвистический университет”

Кафедра философии и истории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ на тему

БССР в середине 50-х - 80-х гг.

Выполнил

студент группы № 111, 1 курса

факультета немецкого языка

заочного отделения

Лобан Г.Л.

Проверил:

________________________

Минск - 2007

ПЛАН

Введение..................................................................................................................3

1. Общественно-политическая жизнь...................................................................4

2. Развитие экономики. Промышленность БССР в условиях новой хозяйственной политики.............................................................................7

3. Состояние сельского хозяйства........................................................................10

4. Материальное положение населения...............................................................13

Заключение.............................................................................................................16

Список использованных источников и литературы……………………...……17

ВВЕДЕНИЕ

После обновления народного хозяйства в первые послевоенных годы перед экономикой СССР, в том числе и нашей республикой, стали новые задачи, основными среди которых были: повышение материального и культурного уровня жизни советского народа; активное включение в НТР, которая уже осуществлялась в Западной Европе.

Однако достаточных финансовых и материальных ресурсов в стране не было. Поэтому, как и в предыдущие годы, в это время приоритет отдавался производству средств производства и военно-промышленному комплекса.

В отношении же производства товаров народного потребления и повышения материального и культурного уровня жизни народа как и раньше действовал остаточный принцип распределения средств и ресурсов.

Рассмотрение того, в каком положении находилась БССР в середине 50-х - 80-х гг., является целью данной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

    показать, в каких направлениях развивалась общественно-политическая жизнь;

    выявить основные тенденции развития экономики;

    продемонститровать, как развивалась промышленность БССР в условиях новой хозяйственной политики.

    показать, в каком состоянии находилось в эти годы сельское хозяйств;

    выявить в каком материальном положении находилось населения, какие принимались меры по улучшению материального благосостояния народа.

Для достижения поставленных цели и задач будет проанализирован материал литературных источников по данной теме, среди которых следует отметить следующие.

Во-первых, учебное пособие «Эканамiчная гiсторыя Беларусi» под редакцией В.И. Голубовича, где приведены важнейшие экономические показатели работы экономики БССР в годы войны. Во-вторых, учебное пособие П.Г. Чигринова «История Беларуси». В-третьих, будет использовано учебное пособие «История Беларуси» под редакцией А.Г. Кохановского.

В заключение будут сделаны выводы по теме.

    Общественно-политическая жизнь

Окончание войны возродило большие надежды в обществе. У людей возникли ожидания на изменения в политической жизни, так как многие уже начали задумываться над дальнейшей судьбой социализма. Основу “критической массы” составляли бывшие участники войны, интеллигенция, молодежь, говорившие о необходимости реформирования политической системы и структуры власти в стране. Высказывались мысли об ограничении сроков нахождения на выборных должностях, введении соревнования кандидатов при выборах в Советы, недопустимости подмены политического руководства административным. Но стихийный протест против господствовавшей системы, шедший снизу, начал быстро угасать, так как победила жесткая линия, направленная на усиление тоталитаризма.

В Беларуси, как и во всей стране, полностью сохранилась старая политическая система, в которой административные функции осуществляла коммунистическая партия. Несмотря на то, что сразу после войны прошла отчетно-выборная кампания и сменилось партийное руководство, методы ее работы остались неизменными. На руководящие посты назначались лица, к Беларуси никакого отношения не имевшие. В 1953 г. Только 6,2% руководителей республиканской партийной организации составляли представители коренной национальности. Первыми секретарями ЦК компартии Беларуси в 1945-1956 гг. были П. Пономаренко, Н. Гусаров, Н. Патоличев, котрых направили из Москвы. В таких условиях усилилась жесткая партийная централизация, что влияло на общественно-политическую жизнь.

Советы как органы государственной власти должны были заниматься восстановлением народного хозяйства и улучшением условий жизни. Однако они полностью находились под контролем партийного аппарата и реальной властью не обладали. Верховный Совет БССР действовал номинально. Все законодательные акты и указы перед принятием проходили экспертизу в ЦК КП(б)Б. Порядок работы сессий, вопросы, выносимые на обсуждение, процедура и ход выборов, кандидатуры кандидатов также согласовывались.

Специфической оставалась роль профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, входивших в политическую систему. Часто они занимались несвойственными им функциями, выполняли волю власти и направляли усилия трудящихся на выполнение очередных задач.

Тенденция массовых репрессий имела тенденцию к расширению. Репрессивный аппарат НКВД считал, что все, кто находился во время войны на оккупированной территории и не принимал участия в партизанской борьбе, являются предателями. Поэтому в тюрьмах без всяких на то оснований оказались многие партизанские связные, подпольщики и военнопленные. Произошли повторные аресты лиц, осужденных ранее и уже понесших наказание. Особенно напряженное положение сложилось в Западной Беларуси, где после войны действовали отряды Армии Крайовой и проходила коллективизация. Маховик репрессий был остановлен только после смерти И. Сталина в 1953 году.

Начавшаяся либерализация, а также взятый курс на проведение политики реформ и оздоровление морально-политического климата в стране вызвали большие надежды на скорые перемены в обществе. В республике восстанавливалась социалистическая законность, началась реабилитация жертв культа личности Сталина. Одновременно осуществлялись реформы, направленные на усовершенствование политической системы и демократиазацию[1].

В деятельности Компартии Беларуси, профсоюзов, комсомола углублялась коллегиальность и предпринимались шаги к привлечению трудящихся к их работе. В 1962 году произошла перестройка общественных и государственных организаций Беларуси по производственному принципу. Но когда выяснилось, что эта реорганизация не принесла положительных результатов, в 1964 г. был восстановлен территориально-производственный принцип их построения. Изменения затронули и органы государственной власти. В 1957 году было принято постановление, направленное на улучшение деятельности Советов в экономике и общественно-политической жизни. В результате Советы получили более широкие права. В практике их работы, особенно после 1961 г., большое значение приобрели многочисленные комиссии, к участию в которых на общественных началах привлекались представители рабочих, крестьянства и интеллигенции.

Большую роль в решении социально-экономических задач и в общественно-политической жизни играло социалистическое соревнование. Провозглашенный переход к строительству коммунизма вызвал подъем творческой активности масс и появление движения за коммунистическое отношение к труду. В 1962 году в нем участвовало 395,5 тыс. человек. Но в соревновании проявились и негативные моменты, особенно когда оно начало выходить за рамки производства и материального интереса. Довольно быстро власти превратили его в решающий фактор общественной жизни и формирования нового человека. Это сдерживало активность людей и порождало настроение безразличия.

Прогрессивные явления в общественно-политической жизни не были продолжительными и закончились тем, что во второй половине 60-х годов усилились консервативные тенденции и на смену “оттепели” пришла эпоха “застоя”. Это стало возможным не столько потому, что произошли изменения в руководстве государством, сколько в результате противоречия между демократизацией и сохранившейся политической системой. Поворот в общественной жизни проявился прежде всего в том что произошла консервация сформированных за десятилетия форм экономической, государственной и общественно-политической деятельности. Увидев безрезультатность быстрого “скачка в коммунизм”, руководство государства выдвинуло концепцию развитого социализма. Появилось новое положение о том, что начался интенсивный процес интеграции наций в новую историческую общность – советсткий народ. Величественный размах приобрели многчисленные идеологические кампании. Но при отсутствии демократических свобод и усилении партийного бюрократизма все это вызывало у народа апатию и пессимизм.

Значительную роль в этом процессе сыграла гласность – в СМИ развернулась небывалая по масштабам полемика об условиях общественной жизни, путях обновления социализма, ускорения экономических реформ. СМИ подготавливали общество к мысли, что судьба и углубление перестройки будут невозможны без реформы политической системы, начавшейся в 1988 году.

Итак, общественно-политическая жизнь в 50-80-х годах определялась всеобщей регламентацией и тотальным контролем, была жестко связана с системой и подчинялась ей. Как только возникала опасность, система включала “защитные механизмы” – начинались массовые репрессии. И только во времена перестройки в республике начали делаться определенные шаги к демократизации общественно-политической жизни.

2. Развитие экономики. Промышленность БССР в условиях новой хозяйственной политики

После обновления народного хозяйства в первые послевоенных годы перед экономикой СССР, в том числе и нашей республикой, стали новые задачи, основными среди которых были: повышение материального и культурного уровня жизни советского народа и активное включение в НТР, которая уже осуществлялась в Западной Европе.

Директивами пятилетки предусматривался рост валовой продукции промышленности Беларуси на 75-80%. Опережающими темпами планировалось развивать в республике тяжелую промышленностью и производство средств производства.

Курс на ликвидацию авторитарного режима культа личности Сталина, на демократизацию общества, который начал проводиться после смерти Сталина, потребовал в свою очередь пересмотра экономической политики, ее гуманизацию, ориентацию на улучшение условий жизни людей. На августовской (1953 г.) сессии прозвучало обоснование экономической политики нового политического руководства страны по социальной переориентации народного хозяйства.

В промышленности Беларуси в 1951-1955 гг. развернулось большое капитальное строительство. В это время в Беларуси вошло в строй 1010 новых промышленных предприятий. Продолжала возрастать значимость ведущих отраслей промышленности – энергетики, топливной, машиностроения и металообработки.

В целом, объем промышленности за 1951-1955 гг. увеличился в Беларуси больше чем в 2 раза при плане 75-80%. Большим ста ассортимент промышленных товаров, налажен серийный выпуск тракторов, грузовых автомобилей, электродвигателей, металорежущих станков. Было преодолено отставание легкой и пищевой промышленности.

Значительное внимание в годы 6-ой пятилетки уделялось научно-техническому прогрессу. В конце 50-х годов советская наука получила важные итоги в ряде прикладных наук, в т.ч. полупроводников, ЭВМ. Свидетелями достаточного научного и технического уровня стали запуски первых спутников Земли, строительство первых в мире АЭС, атомного ледокола и т.д. Вместе с тем, развитие научно-технического прогресса блокировалось существующей системой управления.

Была сделана попытка создать другую систему управления народным хозяйством и перейти от отраслевого (через министерства) до территориального (через совнархозы) руководства. Верховный Совет СССР принял Закон о ликвидации всех общесоюзных промышленных министерств, за исключением министерств электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической, химической и создании вместо них в рамках крупных административных районов советов народного хозяйства. Они создавались для укрепления горизонтальных связей и переноса центра тяжести оперативного управления промышленностью и строительством на месте. Предполагалось, что ускорится укоренение достижений научно-технического прогресса, исчезнут ведомственные барьеры, излишняя централизованность и т.д. В нашей республике был создан Совет народного хозяйства БССР[2].

Однако реформа принесла мало положительного, усложнив развитие тяжелой промышленности.

В начале и первой половине 60-х годов экономическая ситуация ухудшилась. Постепенно снижались темпы фондо- и капиталоотдачи, рентабельности предприятий. Темпы стали минимальными – 4,5%, резко снизилась рентабельность предприятий. Основными причинами таких цикличных перемен стали: невозможность оптимально и эффективно из единого центра руководить такой большой страной как СССР; неполнота знания и использования экономических законов; изменения мировых цен на сырье, топливно-энергетические ресурсы, промышленные товары, а также неурожаи, засухи.

Однако, несмотря на ухудшение, а затем и обострение экономической ситуации в начале и середине 60-х годов, народ работал над выполнением на этот раз 7-летнего плана (1956-65 гг.), который предусматривал создание в республике новой отрасли промышленности – нефтеперерабатывающей, новых химических производств, укрепление топливно-энергетической базы, дальнейшее развитие традиционных производств.

Среди особенностей развития экономики БССР в первой половине 60-х годов можно назвать быстрое развитие химической промышленности, опережающее развитие новых неметаллоемких отраслей – приборостроения и электроники, высокие темпы развитие машиностроения и металлообработки, значительное увеличение в топливном балансе доли более экономичных видов топлива – нефти и природного газа.

К началу 70-х годов хозяйственная реформы середины 60-х годов фактически прекратилась из-за консервативных экономических взглядов, которые установились в стране в конце 60-х годов, административно-командных методов, отказов от новых форм ведения хозяйства, что в конечном итоге привело к «застою».

Среди успехов этого периода надо назвать то, что в строй были введены более 170 промышленных предприятий, росла производительность тех отраслей промышленности, которые определяют НТР, особенно приборостроения, электронной и радиотехнической промышленности, производства средств связи; вырос и технический уровень производства.

Одновременно с созданием новых отраслей промышленности снижались темпы промышленности, вместе с передовым уровнем в аэрокосмической и оборонной отраслях сохранялось устаревшее оборудование и технологии в большинстве отраслей промышленности. Огромная власть центра сочеталась с бессилием власти в осуществлении своих же решений. Это отрицательно воздействовало на экономические результаты: средний прирост продукции промышленности СССР в 9-ой пятилетке составлял 5, 1%, в 10-ой – 3,8%, в 11-ой – 3,1%. Успехи, безусловно, были, но экономика потеряла былой динамизм. Резко снизились темпы экономического роста.

Таким образом, наряду с определенными успехами в 50-80-х годах в народном хозяйстве БССР существующий экономический механизм стал настоящим тормозом на пути экономического развития страны, что обусловило постепенное снижение темпов, которое выразилось сначала в «застое», а затем – в глубоком кризисе.

3. Состояние сельского хозяйства

На протяжении периода 50-80-х годов положение сельского хозяйства оставалось тяжелым. И не только по причине огромных потерь в годы войны.

Послевоенная индустриализация БССР велась во многом за счет сельского хозяйства. Была возвращена колхозная система, хотя для этого не существовало ни материально-технических предпосылок (большинство МТС осталось без техник), ни желания белорусских сельчан (многие надеялись, что колхозы после освобождения будут распущены). Тем колхозам, где хорошо работали и имели высокие результаты, увеличивали нормы обязательных заготовок сельхозпродукции. Сверху приказывали, что, где, когда и как сеять, сколько иметь скота (без учета запасов кормов). Сельхозартели несли огромные издержки на производственные нужды, продавали свою продукцию намного ниже себестоимости и в результате сохраняли мизерный фонд заработной и натуральной платы. Поэтому энтузиазм отдельных работников села слабо подкреплялся материальными стимулами. Производство же личных хозяйств (которые в первые послевоенные годы давали до 80% животноводческой продукции) сдерживалось вследствие жесткой налоговой системы (облагались каждый курс, каждое дерево, каждая голова скота), которая не только съедала всю прибыль, но и вынуждала иногда воровать, чтобы не умереть с голоду.

Существенно ухудшила ситуацию в сельском хозяйстве республики массовая коллективизация в западных областях Беларуси. Создание первых колхозов началось здесь еще в начале второй мировой войны. После ее окончания в первые годы система советской власти в Западной Беларуси была еще недостаточно сильной. Сложной оставалась ситуация в соседней Польше. Но в феврале 1949 года принимается окончательное решение на XIX съезде КПБ, в результате чего за два года было загнано (частично добровольно) в колхозы большинство крестьянских хозяйств этого региона Беларуси. Одновременно происходило сселение хуторов, что вместе со сменой традиционных форм хозяйствования нанесло ощутимый удар по сельскохозяйственному производству. Принудительный характер этого мероприятия, наличие отдельных вооруженных банд и группировок привели к жертвам и репрессиям в Западной Беларуси.

По сути сельскохозяйственная политика, проводимая в Беларуси в первые послевоенные годы, обанкротилась. Несмотря на увеличение поголовья скота в колхозах к 1950 году по сравнению с довоенным уровнем на 1/3, мяса было получено почти на столько же меньше. Производство молока не достигло и 60% довоенного уровня. Даже такой экстенсивный показатель, как объем посевных площадей, не был выполнен. И если отмеченное можно было списать на результаты войны, то невозможно объяснить факт снижения сельскохозяйственного производства в 1950-1952 гг. (все показатели были ниже, чем в первый послевоенный (1946 г.).

Со сменой руководства СССР в 1953 году начали приниматься меры по улучшению ситуации в сельском хозяйстве: были увеличены закупочные цены и производство сельскохозяйственной техники, списана задолженность с колхозов, а самое главное – изменена система налогообложения личного надела крестьянина – начали платить с размера земельной площади, а не с того, что на ней выращивалось. Это, безусловно, имело положительный результат[3].

С 1953 по 1958 г. увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. Здесь имели наибольшее значение стимулирование колхозно-совхозного производства; снижение налогов с единоличных хозяйств.

К началу 60-х гг. наблюдается снижение урожайности сельскохозяйственной продукции, увеличивается ее себестоимость. Чтобы выполнить довоенные в тоннах показатели, во многих колхозах и совхозах расширяют посевы менее ценных зерновых и зернобобовых культур за счет гречихи. Были исчерпаны и возможности наращивания животноводческой продукции путем роста поголовья. На положении дел в сельском хозяйстве Беларуси в первой половине 60-х гг. в значи­тельной степени отразилась поспешность в реорганизации МТС. Большинство колхозов, не имея возможности выкупить сразу всю технику, вынуждено было одалживать деньги у государства. Существенную опасность для сельского хозяйства представляла также кампания по ликвидации личных хозяйств, развернувшаяся под лозунгом перехода к коммунизму.

Ухудшение положения дел в производстве товаров массового спроса и в сельском хозяйстве обострило социальные конфликты в республике. Отмечалось возросшее количество случаев отказа от работы, и в высших эшелонах власти все больше осознавалась необходимость постепенного перехода к экономически обоснованным методам руководства.

Определялся ряд мероприятий по стимулированию колхозно-совхозного производства. Была списана задолженность за купленную в кредит технику, изменена система подоходного обложения колхозов, существенно снизившая их финансовые обязательства перед государством. Значи­тельная часть колхозов полностью освободилась от уплаты налогов. Утверждались пятилетние планы закупки сельскохозяйственной продукции. Той ее частью, которая оставалась после выполнения государственного плана, распоряжались колхозы и совхозы. Беларуси был доведен план ежегодных закупок зерна в размере 250 тыс. т, т.е. на 77 тыс. т меньше, чем было продано в 1964 г. Кроме того, вводились новые закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличенные в среднем более чем на 50 %, а на продаваемую сверх плана продукцию — еще на 50 %.

Был определен курс на специализацию и концентрацию животноводства. Однако при строительстве откормочных комплексов с самого начала не обращали внимания на экологические проблемы. В ряде районов республики спе­циализация животноводства производилась без учета природно-экономических условий каждого хозяйства, без соответствующей подготовки, диктовалась сверху.

В 1970 г. 80 % товарной продукции совхозов и более 60 % этой продукции колхозов составляла животноводческая. Одной из причин ее низкой рентабельности была прежде всего нехватка фуражного зерна. Поэтому важное значение приобретала специализация в семеноводстве. Расширялись посевы технических культур, особенно льна. Результатом явилось существенное (почти в два раза) повышение производства сельскохозяйственной продукции.

С середины 70-х гг. постепенно складывалась невосприимчивость колхозно-совхозной системы к радикальным изменениям. Если в период со второй половины 50-х до конца 60-х гг. ряд количественных и качественных показателей трудовой, общественной и политической активности сельчан свидетельствовал о том, что у многих из них чувство хозяина окончательно потеряно не было, то в 70-80-е гг. иллюзии развеялись. Бесхозяйственность, от­сутствие инициативы становились характерными чертами деятельности большинства сельскохозяйственных коллективов.

Отчуждение труженика от земли и результатов своего труда ускорило процесс миграции из деревни в город. С 1970 по 1984г. сельское население в БССР уменьшилось почти в 1,5 раза.

Опасные тенденции, проявившиеся в конце 70 - начале 80-х гг., продолжали действовать. Возрастала себестоимость продукции животноводства (с 1971 по 1984 г. почти в два раза).

Таким образом, на протяжении периода 50-80-х годов положение сельского хозяйства оставалось тяжелым. Послевоенная индустриализация БССР велась во многом за счет сельского хозяйства. Была принудительно возвращена колхозная система, которая не подкреплялась материальными стимулами. В начале 60-х годов начали приниматься некоторые меры по улучшению ситуации в сельском хозяйстве. В связи со стимулированием колхозно-совхозного производства и снижения налогового пресса с единоличных хозяйств в 60-е годы увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. Однако в 70-80-е годы положение вновь ухудшилось. Отчуждение труженика от земли стало причиной миграции из деревень в город. Попытки улучшения положения дел в сельском хозяйстве имели место в 1982 г., когда была ликвидирована задолженность колхозов государству, повышены закупочные цены. Однако диктат распорядительных органов над производителями с/х продукции сохранялся. Не произошло существенных изменений и в сфере материального поощрения колхозников.

4. Материальное положение населения

50-60-е годы можно охарактеризовать значительным повышением материального и культурного уровня жизни белорусского народа и высокими темпами развития социальной сферы. Вырос национальный доход – основной источник подъема благосостояния трудящихся, выросла та его доля, которая выделялась на удовлетворение материальных и культурных потребностей личности.

В 50-60-е годы повышение благосостояния народа и развитие социальной сферы осуществлялось в следующих основных формах:

1) повышение реальных доходов населения;

2) усовершенствование социального обеспечения;

3) развитие торговли и бытового обслуживания;

4) ускорение жилищного строительства;

5) улучшение охраны здоровья.

В повышении реальных доходов населения значительную роль в те годы сыграло понижение розничных цен на продукты питания и промышленные товары. В дальнейшем было решено остановить массовое снижение розничных цен и направить ресурсы на повышение денежных доходов трудящихся, особенно с низкой заработной платой. Определенные изменения произошли и в налоговой системе. У 50-60-е годы систематически снижались налоги. Снижение розничных цен и снижение налогов положительно повлияло на повышение реальных доходов населения. Так, с 1953 до 1964 г. зарплата рабочих увеличилась на 44,5%, инженерно-технических работников – на 25,7%, служащих – на 32,9%. Реальное повышение доходов населения осуществлялось и за счет общественных фондов, из которых государство оплачивало 2/3 расходов на жилье, пенсии, образование, медицинское обслуживание содержание детских дошкольных учреждений, библиотек, клубов, домов отдыха, санаториев и т.д. В 50-60-е годы быстрыми темпами росли и реальные доходы колхозников, а также пенсионеров4.

Важным показателем роста материального и культурного уровня жизни населения БССР стало быстрое развитие в 50-60-е годы сферы обслуживания, которая включала в себя торговлю, общественное питание, бытовые услуги, жилищно-коммунальное хозяйство, а также охрану здоровья, туризм, спорт, образование и т.д. Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли республики только за 1951-1958 гг. увеличился более, чем в 2 раза и составил 1,8 миллиарда рублей (в ценах того времени).

Больше внимания стало уделяться строительству и оборудованию предприятий торговли и общественного питания. В 1959-1965 гг. на эти цели в Беларуси было израсходовано 68 миллионов рублей, столько, сколько за предыдущие 15 лет.

Однако, несмотря на значительное улучшение обеспечения населения Беларуси продуктами питания и очевидный рост их потребления, потребности населения в пищевых продуктах, особенно в продукции животноводства, удовлетворялся не полностью.

Особенно быстрыми темпами в эти годы развивалось жилищно-коммунальное строительство, что отыграло значительную роль в повышении материального благосостояния людей и развитию социальной сферы.

В 50-60-е годы значительно улучшилась и охрана здоровья людей. В 1958 году на это дело было израсходовано 112,9 миллионов рублей, что было в два раза больше, чем в 1950 г.

Улучшение материального благосостояния и развитие охраны здоровья способствовали увеличению продолжительности жизни, снижению смертности и повышению прироста населения.

В 70-е годы экстенсивный характер развития советской экономики, нарастание экономических сложностей, дальнейшая концентрация средств в тяжелой и военной промышленности ограничивали возможности решения социальных задач.

Вместе с тем, нельзя сказать, что в рассматриваемый период ничего не делалось по их решению. В 70-е годы в производственных отраслях народного хозяйства были установлены новые ставки и оклады. В итоге зарплата рабочих и служащих повысилась на 63% и составила 173 рубля в месяц (по СССР – 190 рублей), оплата труда колхозников – более, чем в 2,7 раза и составила 154 рубля (по СССР – 153 рубля).

В 1975 году были введены дополнительные льготы инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих.

Рост денежных доходов населения способствовал увеличению его покупательской способности. Розничный товарооборот в 1985 году в сравнении с 1970 годом увеличился более, чем в 2 раза и составил свыше 12 миллиардов рублей.

Вместе с тем, доля средств на социальные потребности населения неуклонно снижался, темпы социального развития замедлялись.

Несмотря на повышение цен на некоторые товары и услуги, в конце 70-х – начале 80-х годов возрос общий дефицит предметов потребления.

Острой оставалась жилищная проблема. Из-за нехватки квартир на многих предприятиях не хватало рабочих, сохранялась высокая текучка кадров, производственные возможности предприятий полностью не использовались.

В запущенном виде оказалась охрана здоровья. Устарела ее материально-техническая база. Перестала повышаться продолжительность жизни в стране.

Таким образом, в 70-е годы выразительно проявились застойные явления в социальном развитии СССР, в том числе и в Беларуси.

Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что за 50-60-е годы материальный и культурный уровень жизни белорусского народа, состояние социальной сферы улучшились. Эти годы остались в памяти общества как время очевидного улучшения материального благосостояния народа, особенно положение с жильем и в социальной сфере. В 70-80-е годы экономическое развитие СССР (и, как его составляющая, материальное благосостояние народа) шло противоречиво. С одной стороны, материальное благосостояние народа возросло. С другой, было много сложностей. В целом, действующий хозяйственный механизм привел к снижению темпов развития всех сфер народного хозяйства как СССР в целом, так и БССР в частности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, общественно-политическая жизнь в 50-80-х годах определялась регламентацией и контролем, была связана с системой и подчинялась ей. Однако нельзя не отметить курс на ликвидацию авторитарного режима культа личности Сталина, на демократизацию общества, которая началась после смерти вождя в 1953 году.

Наряду с определенными успехами в 50-80-х годах в народном хозяйстве БССР существующий экономический механизм продолжал оставаться тормозом на пути экономического развития страны, что обусловило постепенное снижение темпов, которое выразилось сначала в «застое», а затем – в кризисе.

На протяжении периода 50-80-х годов положение сельского хозяйства оставалось тяжелым. Проблема состояла в том, что послевоенная индустриализация БССР велась во многом за счет сельского хозяйства. Была принудительно возвращена (а в западной Беларуси повсеместно внедрена) колхозная система, которая не подкреплялась материальными стимулами. В начале 60-х годов начали приниматься меры по улучшению ситуации в сельском хозяйстве: были увеличены закупочные цены и производство сельскохозяйственной техники, списана задолженность с колхозов, изменена система налогообложения личных наделов крестьян. В связи с таким стимулированием колхозно-совхозного производства и снижения налогового пресса с единоличных хозяйств в 60-е годы увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. Курс на специализацию и концентрацию животноводства, а также некоторых усовершенствований в растениеводстве было повышено производство сельскохозяйственной продукции. Однако в 70-80-е годы положение вновь ухудшилось. Отчуждение труженика от земли стало причиной миграции из деревень в город.

Определенные попытки улучшения положения дел в сельском хозяйстве имели место в 1982 г. Была ликвиди­рована задолженность колхозов государству, повышены закупочные цены. Однако диктат распорядительных орга­нов над непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции сохранялся. Не произошло существенных изменений и в сфере материального поощрения колхозников.

За 50-60-е годы материальный и культурный уровень жизни белорусского народа, состояние социальной сферы улучшились. Эти годы остались в памяти общества как время очевидного улучшения материального благосостояния народа, особенно положение с жильем и в социальной сфере. В 70-80-е годы экономическое развитие СССР (и, как его составляющая, материальное благосостояние народа) шло противоречиво. С одной стороны, материальное благосостояние народа возросло. С другой, было много сложностей. В целом, действующий хозяйственный механизм привел к снижению темпов развития всех сфер народного хозяйства как СССР в целом, так и БССР в частности.

Список использованных источников и литературы

    История Беларуси: Учебн. пособие / Е.Л. Абецедарская, П.И. Бригадин, Л.А. Жилунович и др.; Под ред. А.Г. Кохановского и др. – Мн.: «Экоперспектива», 1997. – 319 с.

    Чигринов П.Г. История Беларуси / П.Г. Чигринов. – 2-е изд., доп. – Мн.: Полымя, 2002. – 432 с.

    Эканамiчная гiсторыя Беларусi. Вучэбны дапаможнiк: // Выд. 2-е, дап. i перапрац. / В. I. Галубовiч, Р. I. Ермашкевiч, Г.П. Бушчык i iнш.; Пад агульнай рэд. В. I. Галубовiча. – Мн.: НКФ «Экаперспектыва», 1995. – 432 с.

1 История Беларуси: Учебн. пособие / Е.Л. Абецедарская, П.И. Бригадин, Л.А. Жилунович и др.; Под ред. А.Г. Кохановского и др. – Мн.: «Экоперспектива», 1997. –с. 263

2 Чигринов П.Г. История Беларуси / П.Г. Чигринов. – 2-е изд., доп. – Мн.: Полымя, 2002.– с. 373.

3 История Беларуси: Учебн. пособие. Под ред. А.Г. Кохановского и др. – с. 276.

4 Эканамiчная гiсторыя Беларусi. Вучэбны дапаможнiк: // Выд. 2-е, дап. i перапрац. / В. I. Галубовiч, Р. I. Ермашкевiч, Г.П. Бушчык i iнш.; Пад рэд. В. I. Галубовiча. – Мн.: НКФ «Экаперспектыва», 1995. – с. 358.