Работа детей в совхозах и на полях во время ВОВ

Работа детей в совхозах и на полях во время ВОВ

Прошла первая, самая тяжелая блокадная зима. С на­ступлением весны город понемногу оживал, смывая с себя копоть и лед. В действовавших школах начались привыч­ные заботы — выпускные и переходные экзамены.

Двадцать учеников нашей школы окончили 10-й класс преимущественно с хорошими и отличными оценками. Не­успевающих и школе не было. Но давалось это, конечно, нелегко. Многие ребята побледнели, исхудали, у некоторых появились голодные отеки. Дистрофия в той или иной сте­пени коснулась почти каждого. У большинства ребят по­явились явные признаки цинги; кровоточили десны, шата­лись зубы. Не лучше выглядели и преподаватели: кроме дистрофии и цинги у них обострялись возрастные недуги — ревматизм, радикулит, сердечно-сосудистые заболева­ния.11

С началом блокады к скудному хлебному -пайку город мог добавить считанные граммы сахара или кондитерских изделий, иногда немного мяса. Не помню, чтобы нам вы' давали хоть сколько-нибудь крупы и овощей. Когда на­ступила весна 1942 года. ленинградцы были рады каждой Травкине. Они ели молодые листья клена, липы, делала салат и щи из мокрицы. 12

11)”В осажденном Ленинграде”, Н.Р.Иванов,М.П.Ивашкевич ,Замечательные помощники ,Л.,1982 г.,с.64.

12)Там же ,с.65.

=== 10 ===

Когда мы узнали, что совхозам и подсобным хозяйствам требуется помощь школьников, с радостью откликнулись на этот призыв, хотя понимали, что работа на селе будет намного сложнее, чем в школе. Ведь требовалось владеть новым, незнакомым для большинства из нас делом и умело организовать его среди школьников. Но опыт первого военного года приучил нас, ленинград­цев, не думать о том, сможем ли мы справиться с той или мной задачей. Вопрос ставился иначе: как лучше выпол­нить порученное дело.

И вот мы в совхозе «Красная заря». Школьный лагерь объединял учащихся 47, 48 и 65-й школ Приморского (ны­не Петроградского) района. Из 155 пионеров и 21 комсо­мольца сформировали 14 бригад. Две бригады состояли из учащихся 8—10-х классов. Первую возглавила я, вторую—, учительница немецкого языка Ю. А. Майнике.

Из преподавателей-48-й школы, которые работали бри­гадирами, хорошо помню энергичную А. П. Сидорову. Из учителей нашей, 47-й школы,— 3, В. Северову, М. А. Кли­мову, М. Н. Крупянскую и А. В. Веселову.

Начальником лагеря назначили заведующую учебной частью 47-й школы Н. П. Инкову. До сих пор мы знали эту молоденькую учительницу как скромную и доброжела­тельную помощницу нашего директора А. С. Легковой-Новое и трудное поручение выявило в Наталье Парамо­новне еще много хороших качеств.

По вечерам ее маленькая комната превращалась в штаб лагеря. Здесь мы подводили итоги за минувший ра­бочий день. обсуждали возникшие трудности и тут же со­обща искали решение. Эти совещания были короткими, но помогали координировать работу, формировали из учите­лей разных школ коллектив единомышленников.

Поразительное спокойствие и уверенность Натальи Па­рамоновны передавались всему коллективу. Она умела пошутить и ценила юмор других. Сама трудилась .не жа­лея сил, а когда надо было, становилась строгой и требо­вательной, На протяжении двух блокадных лет лагерь за­воевывал 13

13)Там же ,с.65.

=== 11 ===

Красное знамя, и в этом была немалая заслуга Н. П. Инковой. 14

Под жилье нам приспособили пустовавшее здание 63-й школы на Школьной улице. Вылетевшие при бомбежках стекла нам заменили фанерой. Водопровод и канализация не действовали. Во дворе стояла уборная дачного типа, воду носили ведрами. Электричества не было, при острой необходимости пользовались аварийным запасом свечей и фонарем «летучая мышь». Спальни были оборудованы в классах. Преподаватели делали все возможное, чтобы помещение выглядело не только чистым, но и уютным, И. П. Инкова показывала дежурным, как убирать в спальне, мыть полы, стирать белье. Ту же работу проводила с учащимися своей школы и А. П. Сидорова.

Если ребята во время бомбежки находились в здании, становилось страшно. Бомбоубежища не было, поэтому мы собирали всех в вестибюле в надежде, что прочные стены спасут детей от осколков бомб. Но как было трудно удержать школьников в неосвещенном помещении! В пер­вом этаже школы жил старший лейтенант противовоздуш­ной обороны. Когда во время первой ночной воздушной тревоги ребята побежали во двор, раздался его строгий бас: «Назад! Не сметь выходить!» А утром на заборах и стенах здания мы увидели бесчисленные следы осколков...

В первой декаде июня начали работу на полях. Дре­мучая лебеда буквально скрывала посадки. Рабочих рук в совхозе не хватало, надо было как можно скорее брать­ся за прополку. 'С нормами ребята справлялись хорошо. Рыхлению, окучиванию и другим операциям нас обучали внимательные и доброжелательные овощеводы во главе со старшим агрономом Т. Е. Пащенко. Они же проверяли нашу работу. Так шаг за шагом осваивали мы овощевод­ство, о котором раньше имели лишь отдаленное представление по дачной жизни.

Труд на свежем воздухе пошел ребятам на пользу, Признаки истощения понемногу исчезали, лица покрыва­лись загаром. Питание в совхозе с самого начала было лучше, чем в городе. 15

14) Там же ,с.65.

15) Там же ,с.66.

=== 12 ===

Учащиеся получали больше хлеба,лебеды вскоре сменились свекольником, стали по­спевать и овощи. Никогда не приходилось нам есть такую крупную и

сочную редиску, как здесь. В период прорежи­вания моркови ребята возвращались с поля с темно-оранжевыми кольцами вокруг ртов. Но желудочно-кишечными заболеваний у нас не было. Взятые на всякий случай лекарства так и не пригодились,

Директор совхоза К. А. Никитин принял нас поначалу несколько настороженно, не зная, помощники или «добыт­чики» явились на поля. Но очень скоро коллектив хозяйства 16

убедился, что прибыло солидное трудовое пополнение. Работницы с большим уважением относились к ребятам, благодарили их за помощь.

Школьники быстро овладели приемами по уходу за овощами. Я присматривалась, как они облегчают себе труд, выслушивала их предложения, давала советы, а по вечерам мы обсуждали возникшие проблемы на собраниях бригады.

Ребята работали на определенных участках: пололи по­севы, рыхлили землю, окучивали картофель, прореживали морковь и свеклу, вносили минеральные удобрения. Вскоре у них появились свои любимые овощи, за которыми они с большим удовольствием ухаживали. Первая бригада, на­пример, холила посевы моркови, рыжая ботва которой Ярко выделялась на черном бархате земли ровными зеле­ными полосами. Другие бригады с завистью смотрели на красивое поле и стремились, чтобы их участки выглядели не хуже. Любили школьники работать и на грядах полуса­харной свеклы с мощной светло-зеленой ботвой.

По субботам мы подводили итоги соревнования бригад. Наиболее отличившиеся получали по пучку редиса или моркови. Приехать на выходной день домой с такой «пре­мией» было огромной радостью. Ведь в городе в это время люди ели салат из одуванчиков, варили корни лопуха-

В 1942 году ребята постарше задержались в совхозе до конца октября: надо было выкопать картофель 17

16)Там же ,с.67. 17)Там же.

=== 13 ===

Погода стояла холодная, начинались заморозки, но все работали добросовестно и осторожно, стараясь не повредить драго­ценных

клубней: ведь урожай предназначался исключи­тельно для госпиталей и фронта.

После шестичасовой работы лагерь встречал учащихся горячим супом и цветной капустой под белым соусом, но, увы, холодными спальнями. Однако никто не унывал. 18

18)Там же.