Формирование экономического развития Японии

Глава I

Реформы американской оккупационной администрации и их влияние на последующее развитие Японии.

В результате поражения Японии во Второй мировой войне в стране был установлен американский оккупационный режим. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключался в том, что хотя верховная власть в государстве находилась в руках американской оккупационной армии, её командования, выступавшего от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство.

В первый период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и демократизации Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями Дальневосточной комиссии. Так, например, была проведена чистка в правительственном аппарате, бизнесе, образовании, в результате которой было уволено 200 тыс. человек. Кроме того в Токио был утвержден трибунал по военным преступлениям.1 В ходе судебных разбирательств было осуждено 28 главных военных преступников.2 Так же был проведен ряд важных реформ, главными из которых являлись новая конституция, воплотившая принцип суверенной власти народа и законодательно закрепившая мирный характер внешней политики страны. Что касается сферы экономики, то можно отменить статью 85 Конституции: «Никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и не какие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента»3. Это должно было способствовать демократизации в экономической сфере. Кроме того, была признана свобода деятельности политических партий, профсоюзов, крестьянских союзов и др. массовых организаций; женщины были официально уравнены в правах с мужчинами.1 Реформы этого периода нанесли ощутимый удар по феодальным пережиткам в стране. Из военно – феодальной абсолютистской монархии Япония была превращена в конституционную монархию, в государство, по своему социально – политическому характеру близкое развитым капиталистическим странам запада.

Надо отметить, что в период оккупации Японии делится на два этапа. На первом(1945-47 гг.), американская оккупационная администрация, наряду с проведением демократических реформ, стремилась к ослаблению Японии как своего конкурента в Азиатско – тихоокеанском регионе. Но с 1948 г. ситуация изменяется. Это связано прежде всего с изменением международной обстановки, с обострением отношений между СССР и США, набирающей обороты «холодной войны». К 1949г. в Китае в гражданской войне чаша весов окончательно склоняется на сторону коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном. В этой обстановке Япония остаётся главным форпостом США на Дальнем Востоке. Важную роль, способствующую изменению политики США в Японии, сыграла и война в Корее 1950-1953гг., в ходе которой Япония становится главной военной базой американцев в этом регионе. США начинают вкладывать деньги в японскую промышленность, видя в Японии одного из главных своих союзников на Дальнем Востоке.

Оккупация Японии завершается в апреле 1952г., после вступления в силу Сан – Францисского мирного договора, в котором говорилось, что «все оккупационные войска Союзных Держав будут выведены из Японии… не позднее чем через 90 дней после вступления в силу настоящего Договора…»2 Однако на следующий день после подписания мирного договора был подписан Японо – американский договор о безопасности, который также вступил в силу в апреле 1952г. Этот договор предусматривал, что «Япония предоставляет, и Соединенные Штаты Америки принимают по вступлении в силу мирного договора и настоящего договора право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё.»1 Таким образом, США сохранили своё военное присутствие в Японии.

Как уже отмечалось выше, в отличии от оккупации Германии, в результате которой ее правительство было распущено и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими союзную военную администрацию для Германии, в Японии США в основном сохранили старый государственный аппарат во главе с японским императором. Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента.

11 октября 1945г. генерал Макартур, глава оккупационной администрации, направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ предоставлении рабочим права на организацию профсоюзов, о демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма, уравнение в правах женщин и демократизации экономики. В ноябре последовали директивы о замораживании собственности головных держательских компаний (дзайбацу) и императорского дома, о роспуске дзайбацу. В ноябре были опубликованы меморандум Макартура о проведении земельной реформы, декрет об отдалении религии синто от государства.2

В декабре 1945г. был опубликован закон о профсоюзах (вступил в силу 1 марта 1946г.) впервые в истории Японии предоставивший всем рабочим, в том числе работникам государственных учреждений и предприятий, право на организацию профсоюзов, на коллективные переговоры и стачки. Закон предусматривал участие профсоюзов в обсуждении вопросов о кадрах, найме и увольнении, предоставление нанимателями помещений для профсоюзного аппарата, выплату заработной платы освобожденным профсоюзным работникам.1

Все эти мероприятия проводились в тяжелейших экономических условиях, в которых оказалась Япония после войны. Страна потеряла 44% своих прежних владений, на которые в 1937г. приходилось 23,8% общего объема импорта в метрополию. До окончания войны под государством Японии находились территории, богатые рисом, сахаром, бобами, древесиной, золотом, железной рудой, каменным углем. В 1937г. на владения Японии и на оккупированный северо – восточный Китай приходилось 59,3% японского экспорта и 41,7% импорта.2

Уровень промышленного производства, достигший во время войны (1941г.)69,4% от довоенного (1935-1937гг.) в 1945г. упал до 28,5%. В течении первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленного производства. Промышленное производство Японии колебалось на уровне 30% по отношению к 1930-34 гг.3

Жилищный фонд в городах и системы искусственного орошения сельскохозяйственных земель были сильно разрушены. Военные потери составили 2 млн. 800 тыс человек убитыми, но численность населения увеличилась на 100% ввиду притока репатриантов из бывших колоний.4 Всё это сопровождалось острейшей нехваткой всех товаров, разгулом спекуляции, бесконечными и отупляющими очередями для рядовых японцев, поездками изголодавшихся с заплечными мешками в деревни для обмена остатка своих более чем скромных остатков одежды или домашней утвари на продукты питания, даже поисками объедков на помойках в районах проживания семей американских военнослужащих.5

Американская администрация в этих условиях провела либерализацию цен, стабилизировала бюджет и ввела фиксированный валютный курс. Также первоочередной задачей для американцев стала программа демонополизации экономики, которая включала роспуск довоенных концернов во главе с семейными холдингами (дзайбацу), как уже отмечалось выше путем широкой распродажи их акций, дробления крупнейших промышленных компаний и принятия антимонопольного закона. Цель этой программы состояла в ром, чтобы ликвидировать чрезмерную концепцию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию.1 Были распущены головные компании Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда. Принадлежавшие головным компаниям дзайбацу акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже преимущественно служащим компаний.2 Еще в начале 1946г. из США в Японию была направлена правительственная комиссия, перед которой была поставлена задача – познакомиться со структурой и характером деятельности концернов. Вот какие были сделаны комиссией выводы о характерных особенностях монополистических концернов: «Когда торговая компания Мицубиси (или любая другая японская корпорация) создаёт дочернюю компанию и предлагает часть ее акций публике, она не считает необходимым раскрыть факт, что между нею и этой дочерней компанией существует контакт, по которому вся продукция последней будет поступать к торговой компании».3 Характерным для дзайбацу было и сращивание головных банков и головных компаний: «в каждой группе дзайбацу… внушительный пакет акций главного банка находится в руках соответствующей головной компании. В случае с подконтрольным Мицуи банком Тайкоку 22% акций находятся в руках головной компании или совместном владении членов семьи У банка Сумитомо 25% акций находятся в руках головной компании, у банка Мицубмсм – 30%, у банка Ясуда – 30%. Пакеты акцийй семейства дзайбацу в их главных финансовых институтах подкрепляются добавочными пакетами таких акций в портфелях подконтрольных им компаний.»4

В результате в 1947г. после принятия и вступления в силу закона о запрещении монополий и обеспечении справедливых сделок и закона о запрещении чрезмерной концентрации экономической мощи была произведена деперсонификация собственности. Эти законы запрещали создание головных держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25%акций других компаний.1 Однако на практике меры по полной ликвидации были приняты лишь в отношении 10 крупнейших дзайбацу, а приказ о кардинальной перестройке своей деятельности получили лишь 18 компаний. И тем не менее в результате такого разделения предприятий концерны, бывшие в собственности семейных кланов, исчезли.2

Следующей важной реформой, оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие Японии, была аграрная реформа. Это была радикальная реформа с ликвидацией крупных владений и массовой перепродажей земли, что привело к созданию сельского хозяйства мелких независимых фермеров.3

Первоначально было два проекта земельной реформы – советский и англо – американский. В итоге в жизнь был проведен англо – американский проект. Японское правительство руководствуясь этим проектом, в тесном контакте со штабом Макартура разработало «положение о завершении реформы земельной системы». Еще в декабре 1945г. парламент принял первый закон об аграрной реформе. Однако этот закон вызвал недовольство крестьян и общественности Японии, так как практически ничего существенного в земельных отношениях не менял. В результате «положение о завершении реформы земельной системы было утверждено на заседании кабинета министров 26 июля 1946г. Исходя из этого положения, министерство земледелия и лесного хозяйства подготовило проєкт «Закона об особых мерах по созданию хозяйств крестьян – собственников», а также проект вторичного пересмотра «Закона об упорядочении сельскохозяйственных земель» 1938г.

14 августа 1946г. штаб Макартура официально утвердил проект второй земельной реформы, а 21 октября 1946г оба законопроекта без поправок были приняты парламентом.1 По новому закону размер земельной собственности ограничивался площадью 3 тё (на Хоккайдо – 12 тё). Остальная помещичья земля подлежала выкупу с дальнейшей продажей преимущественно обрабатывающим ее арендатором.2 Таким образом, земельная реформа была проведена в два этапа. В то же время, необходимо отметить, что леса, луга, пастбища и пустоши выкупу не подлежали, также как и общественные земли, предоставленные деревням для совместной обработки, земли сельскохозяйственных объединений и земли, признанные земельными комитетами непригодными для создания собственнических хозяйств вследствие их низкой урожайности.3

К концу 1948г. государству было продано более 1,63 млн. га земли. К концу 1949г. реформа была практически завершена, на аренде оставалось только 13% площадей. Доля земли в крестьянской собственности увеличилась на 31% в 1941г. до 70% в 1955г. Для закрепления результатов реформы в 1952 г. приняли закон о сельхозугодиях, который устанавливал жесткий контроль за рынком сельхозугодий. 4

Среди других реформ большое значение введение в 1947г. Нового трудового законодательства, установившего 8- часовой рабочий день, систему оплачиваемых отпусков, охрану труда женщин и подростков.5

В целом, если говорить о японской экономике в первые послевоенные годы, то надо отметить, что производственно – техническая база промышленности мало пострадала от военных действий . Но наибольшее сокращение производственных мощностей произошло в легкой промышленности – текстильной и пищевой, удовлетворявших потребительский спрос населения, где десятки тысяч предприятий были демонтированы во время войны и их оборудование превращено в сырье тяжелой промышленности.

Так, по данным бюро экономической стабилизации, созданного в августе 1946г., производственные мощности в легкой промышленности августе 1945г. по сравнению с 1937г. значительно сократились. В хлопчатобумажной промышленности они составляли по числу веретен – 19%, по количеству ткацких станков – 31%, в шерстяном производстве ( по количеству веретен) – 24%, в шелкомотальном производстве по выпуску продукции – 16%.1

В этой ситуации, дискуссия о дилемме, возникшей в Японии сразу после окончания войны, с чего начинать выход из послевоенной разрухи- с развития производства (концепция восстановления через производство) или подавления инфляции (концепция денежной реформы), закончилась в пользу первого варианта. Здесь необходимо отметить, что значительную роль в возрождении сыграли американская помощь и действия правительства по регулированию экономики. Еще с сентября 1945г. США предоставляли Японии помощь по фондам ГАРИОА (Правительственные ассигнования для оказания помощи на оккупированных территориях) и ЭРОА (Экономическое восстановление оккупированных территорий). По фонду ГАРИОА США ввозили в Японию продовольствие, удобрения и другие товары. Поступления от реализации этих и других товаров зачислялись на особый счет государственного бюджета и использовались преимущественно для финансирования монополистических предприятий. С Сентября 1945г. по 1951г. по линии фондов ГАРИОА и ЭРОА в Японию поступило товаров на сумму 1,8 млрд. долл.2

Что касается роли государства, то в условиях первого этапа развития экономики в послевоенный период административное регулирование диктовалось острыми диспропорциями, несбалансированностью производства и рынка, сопровождавшимися интенсивной инфляцией. Этот этап завершился примерно в 1951-1952гг. Но и в дальнейшем, когда рыночная несбалансированность была преодолена, государство не спешило отказываться от прямого регулирования. 1 В самые первые послевоенные годы у японских властей не осталось ничего другого, как обратиться к прямому контролю по образу военных лет. На первых порах, на условиях хозяйственного коллапса, идея восстановления прямого контроля получила поддержку оккупационных властей в качестве системы стабилизации при нарастающей политической нестабильности. Были введены фиксированные цены на уголь, газ, черные металлы, хлопок, соду, тарифы на электроэнергию и основные потребительские товары. Было введено прямое распределение ресурсов, в городах – карточная система для потребителей на 64 вида товаров.2 Япония в своём развитии широко использовала своеобразную концепцию «планово – рыночной» экономики. Здесь не пошли на отказ от политики мощного государственного, в том числе и административного регулирования, на том основании, что она носит в себе элементы планового начала, такие как ранжирование приоритетов, целенаправленные льготы, концентрация ресурсов на стратегических направлениях. Был выработан и успешно применялся набор методов воздействия на решения предпринимателей о вложении ресурсов в развертывание одних отраслей, при свертывании других. Эти методы не подменяли рыночный механизм, а поддерживали, дополняли и корректировали его функционирование.3

Главным органом правительства, через который оно проводило меры, направленные на возрождение экономики, стало МИТИ (Министерство торговли и промышленности). После роспуска дзайбацу МИТИ направило все усилия на то, чтобы не дать разрушить коммерческие банки и максимально использовать их для поддержки и развития производства (в русле решения этих задач направлялась и деятельность таких государственных организаций, как центральный банк и министерство финансов). В Японии, где финансирование промышленности на 2/3 зависело от банковских займов, МИТИ свою задачу видело в том, чтобы не дать развернуться спекулятивному финансовому капиталу и максимально снизить цену капитала. Под его воздействием крупнейшие из коммерческих банков давали относительно дешевые займы промышленности из средств, полученных из центрального банка по пониженному учетному проценту; государство в целом выступало гарантом всех займов. В 1947г. был создан Банк по финансированию восстановления, через который пошли займы на восстановление производства в приоритетных отраслях.1 Действительно, первой мерой промышленной политики, которая была претворена в жизнь в условиях экономического упадка, явилась система приоритетного развития отраслей, играющих ключевую роль в обеспечении общего расширения производства. Речь шла о том, чтобы в ситуации, когда прекратились поставки сырья по импорту и когда в связи с сохранением государственного контроля над экономикой не срабатывал пока в полной мере рыночный механизм, сосредоточить внимание на двух ключевых отраслях – добыче угля и металлургии, создать цепочку взаимного стимулирования расширения производства в обеих отраслях. Эффект расширения производства затем, по замыслу должен был мультипликативно распространиться и на другие отрасли народного хозяйства.2 В целом, в 1946-1947гг. от 20 до 30% расходов госбюджета Японии шло на операционные расходы, структурную перестройку экономики в целях ее демилитаризации. Эти расходы проводились, несмотря на их серьезное инфляционное воздействие; а в итоге, к 1949г. производство в Японии было восстановлено на 80%, в некоторых отраслях, например в угольной и металлургии и на все 100%. Именно восстановленное производство составило одну из опор, которая помогла стране затем выдержать жесточайшую дефляционную политику в рамках так называемой «линии Доджа».

Название «линии Доджа» в истории Японии получил период с апреля 1949г. по июль 1952г.(который также можно назвать вторым этапом оккупации Японии американскими войсками.) . Этот период характеризуется либерализацией и проведением стабилизационной политики Д. Доджа. Были сокращены субсидии, сбалансирован госбюджет 1949г. с положительным сальдо, проведен ряд других мер.1 Связанно это было с переходом США к курсу на укрепление Японии как главного американского плацдарма в Азии. Вашингтон стал уделять больше внимания восстановлению японской экономики. С начала 1949г. оккупационные власти и правительство Японии приступили к осуществлению «плана экономической стабилизации». Этот план предусматривал, как уже отмечалось выше, сбалансирование государственного бюджета путем увеличения налогов и ограничения субсидий, а также стабилизацию заработной платы, установление контроля над ценами.

В ноябре 1948г. был принят закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, согласно которому работникам этих предприятий было запрещено участвовать в забастовках, ограничивалось их право на ведение коллективных переговоров.2

До 1949г. восстановление экономики Японии шло медленнее, чем в странах Западной Европы, пострадавших в результате второй мировой войны. Но с началом проведения «линии Доджа» ситуация заметно меняется. В мае 1949г. американские власти заявили о полном прекращении демонтажных работ и изъятии военных предприятий из репарационных списков. Одновременно были сняты ранее введенные американскими властями ограничения уровня производства в ряде отраслей японской промышленности и запрет на импорт железной руды, нефти, бокситов. 3

Сама «линия Доджа» получила название по фамилии американского финансиста Доджа, который и разработал проект государственного бюджета Японии на 1949 финансовый год. Додж также предлагал ликвидировать такие государственные субсидии, как субсидии на поддержание цен и восстановление производства важнейших видов продукции. Безвозмездные государственные субсидии должны были быть заменены коммерческими банковскими кредитами. Главный же путь повышения государственных доходов Додж видел в крупном (на 62%) повышении налогов.

По рекомендации Доджа были внесены изменения и в систему американской экономической помощи Японии – был создан «эквивалентный фонд», пополнявшийся средствами от продажи в Японии американских товаров, которые поставлялись в порядке помощи. Этот фонд был предназначен для долгосрочного кредитования крупных компаний под контролем оккупационных властей.

В целях сокращения американской помощи были приняты меры по расширению экспорта, как уже отмечалось выше, и уменьшению пассивного сальдо внешнеторгового баланса Японии. Был установлен твёрдый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 доллар США.1 Важной частью «линии Доджа» была осуществленная в 1949 г. реформа налоговой системы Японии, проект которой был разработан группой американских экспертов во главе с Шоупом. Суть реформы состояла в увеличении налогов в целях «преодоления инфляции и стабилизации экономики». Одновременно произошло перераспределение налогового бремени - снижены налоги на корпорации путём переоценки стоимости постоянного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счёт увеличения налогообложения трудящихся.

Тем самым были созданы благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и повышения темпов экономического роста. Однако начавшийся рост экономики имел узкую базу, поскольку покупательский спрос широких слоёв населения был весьма ограниченным. Более того отмена государственных субсидий на стабилизацию цен привела к их быстрому росту, ухудшила положение средних и мелких предприятий, большое число которых обанкротилось. Стремление предпринимателей сократить издержки производства в этих условия привели к его «рационализации», сопровождавшейся интенсификацией труда, массовыми увольнениями, снижением заработной платы.1 Но здесь нельзя не отметить такой момент. Послевоенные экономические трудности были неизбежны. Вопрос заключался в том, на кого переложить их основное бремя. Японское правительство делало всё, чтобы стабилизация была оплачена, главным образом богатыми. Была заморожены депозиты и введено разовое обложение имущества.2

Таким образом, в 1949г. в Японии была успешно проведена «шоковая терапия». Однако при снятии контроля над частной хозяйственной деятельностью внутри страны был сохранен, на базе введения единого твердого курса иены к доллару, жесткий контрольнад всей системой внешних расчётов (т.е. по существу «шоковая терапия»не была распространена на эту сферу). Япония установила государственный контроль над всеми финансовыми передвижениями национальной и иностранной валюты через границу, над ввозом и вывозом капитала. Фактически, экономическая граница была закрыта и для Японии и для иностранцев; с этой целью были приняты закон о контроле над валютным обменом и внешней торговлей (1949г.) и закон об иностранном капитале (1950г.) американские оккупационные власти одобрили эти законы в качестве временных, но они действовали 30 лет до частичной ревизии первого и отменены второго. 3

Важным событием для Японии, в особенности для ее экономического развития, стала корейская война 1950-53гг. С началом войны в Корее японская экономика стала выполнять военные заказы для войск США. Кроме того, личный состав американских войск в Японии закупал различные товары, главным образом для личного потребления. 1 Резко возросший спрос на вооружение и военные материалы, на военные перевозки и услуги, на продовольствие создал военно-инфляционный бум в японской экономике. Поступления от американских «спец заказов» в 1950-1953гг.достигли почти 2,5 млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешне торговый дифицит и расширить импорт сырья. 2

Для выполнения американских военных заказов были пущены в ход мощности японской промышленности, сохранившейся вследствие фактического отказа США от изъятия японского промышленного оборудования в счет репарации. В этих же целях оккупационные власти почти полностью сняли ограничения в области промышленности и внешней торговли. В период 1949-1951гг. объем промышленного производства вырос более чем в полтора раза.3 В 1950г. промышленное производство Японии составило 83,6% от уровня 1934-1936гг. , а в 1951г. превзошло его на 14,4%.4

Оборот внешней торговли Японии за 1950-1954гг.был почти в 10 раз больше, чем в период 1945-1949гг.5

Таким образом, подводя итоги можно отметить, что американские оккупационные власти провели широкую демократизацию общественно – политического устройства Японии. Ее наиболее важными проявлениями были утверждение многопартийной системы, формирование независимых профсоюзных объединений, существенное ограничение полномочий государственного аппарата и подчинение всей его деятельности жестким нормам законов, ответственность правительства перед парламентом в условиях небывалой гласности, а также отстранения от участия в общественной жизни одиозных фигур прежнего режима.

Эти поистине тектонические сдвиги неизмеримо усилили в глазах государства и предпринимательского сообщества роль гибкого социального маневрирования с неизбежными компромиссами, уступками, мягкой идеологической обработкой. 1

В тоже время, необходимо отметить, что американцы стремясь демократизировать в Японии все внутренние структуры, чтобы не допустить возрождения тоталитаризма сослужили добрую службу японскому феномену. Разумеется, эта услуга не только американцев. Жестокое поражение в войне создало благоприятную почву для перемен. Но все же послевоенные реформы в Японии, проведенные американцами можно прировнять по глубине социально – экономических и политических преобразований к революции. Специфической, но революции. Все мероприятия американцев в Японии осуществлялись через местную администрацию, которая служила своего рода «ситом». Это позволило японцам определить пропорции между традиционными и современными структурами, «переварить» реформы таким образом, что остался нетронутым культурно – цивилизованный слой, был обеспечен плавный, наименее болезненный переход общества от одного состояния к другому.2

В целом, если говорить о японской экономике, то ограничения наложенные на побежденную в войне Японию, несомненно, придали специфический характер послевоенному экономическому восстановлению. Перевод хозяйства на мирные рельсы с рентабельным использованием наличных производственных мощностей , с реализацией планов прибыльного промышленного строительства оказался как никогда ранее прочно привязанным к налаживанию выпуска гражданской продукции вообще и предметов личного потребления в особенности. 3

Таким образом, реформы американской оккупационной администрации оказали значительное, если не определяющее влияние на последующее развитие Японии, способствовав демократизации и либерализации экономики, ее дальнейшему динамическому развитию, заложив фундамент для японского «экономического чуда».

1 The Oxford history of twentieth century/ Ed. by Michael Howard and Wm. Roger Louis – Oxford, New York:Oxford University Press, 1998 – p. 206

2 История Японии (1945-1975). – М., 1978. С. 10

3 Конституция Японии // Конституции зарубежных государств. – М., 2001. – с. 391

1 Кутаков Л. М. Очерки новейшей истории Япони 1918-1963.- М., 1965. – с. 102

2 Договор в Сан – Франциско// Хрестоматия по новейшей истории.- М., 1961.-с. 75

1 Договор о гарантии безопасности между Японией и Соединенными Штатами Америки// Вербицкий С. И. Японо – американский военно – политический союз.-М., 1972. С.- 271

2 Кузнецов Ю. Д. Навлицкая Г. Б. Сырицин И. М. История Японии. – М., 1988. – с. 351

1 История Японии (1945-1975). – М., 1978.- с. 15

2 Экономические и политические проблемы современной Японии .-М., 1963. – с. 11

3 История Японии (1945-1975). – М., 1978. – с. 20

4 Леонтьева Е. Япония: экономическое положение, XXв.// МЭМО. – 2001. – с. 109

5 Рамзес В. Б. Тернистый путь к материальному благополучию // МЭМО. – 1999. - №9. – с. 84

1 Леонтьева Е. Япония…// МЭМО. – 2001. - №8. – с. 109

2 Кузнецов Ю.Д. Навлицкая Т. Б., Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988. – с. 298

3 Отсутствие в японском акционерном праве ограничительных норм// японские концерны. – М., 1950. – с.70

4 Финансовые институты и дзайбацу // японские концерны. – М., 1950. – с. 89

1 Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии.-М., 1988. – с. 298

2 Енэмура Н.,Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии в реформировании экономики // ВЭ. – 1992. - №11. – с. 85

3 Леонтьева Е. Япония…//МЭМО. – 2001. - №8. – с. 109

1 Попов В. А. Земельная реформа и аграрные отношения в Японии после второй мировой войны. – М., 1959. – с. 69

2 Кутаков А. Н. очерки новейшей истории Японии 1918-1963. – М., 1965. – с. 113

3 Попов В. А. Формирование социально – экономической структуры японской деревни. – М. – 1987. – с.105

4 Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа: Опыт и уроки //ВЭ. – 1994. - №4. – с. 93

5 Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б. , Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988. – с. 298

1 История Японии (1945-1975) – М.. 1978. – с. 15

2 История Японии (1945-1975) – М., 1978. – с. 10

1 Динкевич А. И. К осмыслению опыта экономического развития Японии// Российский экономический журнал. – 1992. - №10. – с. 92

2 Никитин С. М., Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная Россия // Деньги и кредит. – 1992. - №8. – с.8

3 Там же. – с. 11

1 Там же. – с. 12

2 Енэмура М., Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии…// ВЭ. – 1992. - №11. – с.82

1 Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа… // ВЭ. – 1994. - №4. – с. 95

2 Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицин И. М. История Японии. – М., 1988. – с. 301

3 Динкевич А. И. , Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный период (1945-1956гг.)-М., 1958. – с. 19

1 Кутаков Л. Н. Очерки новейшей истории Японии 1918-1963. – с. 120

1 История Японии (1945-1975). – М., 1978. – с. 21

2 Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа: опыт и уроки // ВЭ. – 1994. - №4. – с. 98

3 Никитин С. М. Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная Россия // Деньги и кредит. – 1992. - №8. – с. 11

1 Динкевич А. И., Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный период (1945-1956гг.) – М., 1958. – с.

2 Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б.Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988. – с. 305

3 Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б.Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988. – с. 305

4 Динкевич А. И., Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный период (1945-1956гг.). – М., 1958. – с. 20

5 Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г. Б., Сырицин И. М. История Японии. – М., 1988. – с. 306

1 Рамзес В. Б. Тернистый путь к материальному благополучию // МЭМО. – 1999. - №9. – с. 84

2 Исторический опыт Японии: в чем специфика? //Азия и Африка сегодня. – 1990. - №10. – с.33

3 Рамзес В. Б. Тернистый путь к материальному благополучию // МЭМО. – 1999. - №9. – с. 84