Русские княжества в 13-14 веках

2


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ 5

2. НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВА 10

3. РАЗВИТИЕ ПРАВА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РУСИ 14

4. ЗОЛОТАЯ ОРДА КАК ВОЕННО-ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 16

5. рУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО 18

6. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ЛИТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 20

7. МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (XIII-XV ВВ.) И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕЛИКОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

ВВЕДЕНИЕ

Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению государства в целом. Владимирско-Суздальское княжество, впоследствии главенствующая территория Северо-Восточной Руси, охватывало междуречье Оки и Волги. На его территории лежал путь из Белого озера по Шежне на Волгу. Связано было княжество не только с торговлей новгородской, что уже немало значило, но и с торговлей европейской, и по Волге с Каспием, Средней Азией, Поднебесной Империей, с Византией. По Москве-реке вел путь в Коломну, по Оке на Волгу и по Клязьме на Волгу. Владимирское княжество было частью некогда могучего и единого, но в 13 веке расхватанного на куски Киевского княжества. Переяславль стал самостоятельным княжеством, княжества: Черниговское, Новгород-Северское, Галицко-Волынское, Смоленское - стали самостоятельными. Бывшая Киевская Русь оказалась рассечена на две части: Южную и Северо-Восточную. Центром Южной Руси из-за потери Киевом своего политического значения стало Галицкое княжество, возглавляемое тогда Ярославом Осмыслом. В Северо-Восточной части преобладающее положение стала занимать Владимиро-Суздальская земля. Наряду с Галичем сформировался еще один политический центр - Владимир, который охраняли непроходимые леса, болота, реки и Рязанско-Муромское княжество.

В 1206 году в далеких местах на реке Ононе собрались вожди кочевых племен на курултай, где провозгласили своим верховным вождем Темучина - одного из удачливых степных вожаков и нарекли его Чингисханом. Этот курултай сыграл трагическую роль в судьбе всей Древней Руси. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на основе родового признака создал войско, которому в 12-13 веках, в эпоху развитого феодализма, в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было.

Прежде всего Чингисхан устремлял свой взгляд на богатейшие государства Средней Азии. Цель Чингисхана - разграбление городов: Бухары, Самарканда, Мерва, Ургенча и других. Все завоевание было совершено за 3 года - 1219-1221 год.

«В 1224 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера...

  1. РУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, разнооб­разны. Сложившаяся к этому времени система нату­рального хозяйства способствовала изоляции от­дельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество), каждая из них была самообеспечивающейся, по­треблявшей весь продукт, который она производила. Товар­ный обмен практически отсутствовал.

Наряду с экономическими предпосылками раздробленнос­ти существовали и социально-политические. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс “оседания дружины на землю”. В финансовой области он со­провождался превращением дани в феодальную ренту. Услов­но эти формы можно разделить следующим образом: дань взи­малась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую рас­пространялась его власть; рента взималась собственником земли с тех, кто проживал на этой земле и пользовался ею.

В этот период изменяется система государственного уп­равления — десятичная заменяется дворцово-вотчинной. Формируются два центра управления — дворец и вотчина. Все придворные чины (кравчий, постельничий, конюший и др.) одновременно являются государственными должностями в пределах отдельного княжества, земли, удела и пр.

Наконец, в процессе распада относительно единого Киев­ского государства важную роль сыграли внешнеполитичес­кие факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути “из варяг в греки”, объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

В XIII в. Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утрачивает свое значение славян­ского государственного центра. Еще в XII в. от него отделился целый ряд княжеств. Образовался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киев­ское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств складыва­лись более мелкие феодальные образования, наблюдался процесс дробления.

В XII—XIII вв. большое развитие получила система имму-нитетов, освобождавших боярские вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная система вассаль­ных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили право свободно­го “отъезда” — право менять сюзеренов.

Судебная юрисдикция в этот период распадается на две сферы:

    судебная власть вообще, защищающая общегосударствен­ные интересы;

    судебные права местных феодалов, которые рассматрива­ли взаимные споры своих людей.

Порядок судебного разбирательства в отношении людей, проживающих на государственных землях, отличался от су­дебного порядка, применявшегося к людям, живущим на зем­лях частновладельческих. Во всех удельных княжествах для рассмотрения дел, выходивших за пределы местной юрис­дикции, образовывались так называемые “сместные” суды. Они представляли собой сочетание двух судебных систем:

    суда землевладельца, пользующегося иммунитетом, и

    суда княжеского наместника.

Ростово (Владимиро)-Суздальское княжество, располо­женное на северо-востоке Руси, позже стало центром объеди­нения русских земель. В период феодальной раздробленнос­ти (после 30-х гг. ХП в.) выступало в качестве конкурента Киева. Первые князья (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо) сумели сформировать круп­ный домен, из которого обеспечивали землей служилых бояр и дворян, создав для себя прочную социальную опору в их лице. Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации, новые земли становились собствен­ностью князя. Он не испытывал сильной экономической кон­куренции со стороны боярских семейств (в княжестве отсут­ствовали старая боярская аристократия и крупные земель­ные вотчины). Основной формой феодального землевладе­ния становилось поместное землевладение.

Для феодальной системы был характерен ряд черт: раз­дробленность верховной власти и ее тесное слияние с земле­владением; иерархическая организация феодального общест­ва со сложным переплетением вассальных связей; условность землевладения вообще, когда основной формой остается феод.

Посредством жалованных грамот князья передавали своим вассалам ряд прав: на исполнение судебной власти, право суда в отношении всех проживающих на данной земле, право сбора с них налогов и пошлин. Великие князья своими жалованными грамотами обеспечивали независимость бояр­ских и монастырских вотчин от местных властей (волосте­лей, тиунов, доводчиков), формируя их иммунитеты.

Вотчинный принцип в этот период вытесняет старые ро­довые отношения, укрепляются частно-правовые, владель­ческие начала. Крупное боярское землевладение разрывало на части древнюю общинную систему. Само понятие “во­лость”, прежде означавшее территориальную общину, приобретает иной смысл, обозначая административный округ, включающий в себя боярские и дворянские имения, монас­тырские земли и т. п. в пределах старинной волостной терри­тории. Параллельно широко происходит процесс “закладничества”, когда за удельного князя или боярина “закладыва­лись”, переходили под его контроль целые села и волости.

Социальной опорой князя были вновь образованные го­рода (Владимир, Переяславль, Ярославль, Москва, Дмитров и др.). Политический авторитет княжества укрепился при переводе во Владимир резиденции митрополита. Власть в княжестве принадлежала князю, имевшему титул великого.

Существовавшие органы власти и управления были аналогич­ны системам органов раннефеодальных монархий — княжес­кий совет, вече, феодальные съезды, наместники и волосте­ли. Действовала дворцово-вотчинная система управления.

В XI—XII вв. на Руси наблюдается быстрый рост городов, к XIII в. их число достигло трехсот. Города возникали как укрепленные пункты и торговые центры. Вокруг них образо­вывались поселения (сборы) и пригороды, некоторые из них позже приобретают статус города. Города становились цент­рами товарного производства и работы на заказ; зарождают­ся купеческие и ремесленные (цеховые) организации. Город­ские бояре (“старцы градские”) составляют патрициат горо­дов, постоянно действующим органом становится вече.

  1. НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВА

Эти государственные образования сложились на северо-запа­де Руси. Для них характерны некоторые особенности обще­ственного строя и феодальных отношений: значительный со­циальный и экономический вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции, и его активное учас­тие в торговой и промысловой деятельности.

Основным экономическим фактором была не земля, а ка­питал. Это обусловило особую социальную структуру общест­ва и необычную для средневековой Руси форму государствен­ного правления. Новгородское (псковское) боярство органи­зовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями (городами Ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой За­падной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сло­жился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Развитие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в дру­гих русских землях (что объяснялось выходом к морям), по­требовало создания более демократического государственно­го строя, основой которого стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с “заграницей” (“гос­тями”). Городское население делилось на патрициат (“ста­рейших”) и “черных людей”.

Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях, из смердов-общинников, половни­ков — зависимых крестьян, работающих “из полу” за часть продукта на господской земле, закладников (“заложившихся”), поступивших в кабалу, и холопов.

Государственное управление Новгородом и Псковом осу­ществлялось через систему вечевых органов: в столицах суще­ствовало общегородское вече, отдельные части города (сто­роны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Фор­мально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы экономической, по­литической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя. В вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась по­вестка дня, кандидатуры избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься еди­ногласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками. Орга­низационным и подготовительным органом (подготовка за­конопроектов, вечевых решений, контрольная деятель­ность, созыв вече) являлся боярский совет (“Оспода”), вклю­чавший наиболее влиятельных лиц (представителей город­ской администрации, знатных бояр) и работавший под пред­седательством архиепископа.

Высшими должностными лицами “Господина Великого Новгорода” были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Посадник избирался им на один-два года и руководил дея­тельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руково­дил вечевым собранием и боярским советом, представитель­ствовал во внешних сношениях.

Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение.

Архиепископ был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов (основная его роль — ду­ховное главенство в церковной иерархии).

Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты горо­да, военную и судебную деятельность разделял с посадником. По договорам с городом (известно около 80 договоров XIII— XV вв.) князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородских волостей своим приближен­ным, управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заклю­чать мир. Ему также запрещалось заключать договоры с ино­земцами без посредничества Новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нару­шения договоров князь мог быть изгнан.

Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород.

Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Полити­ческая и государственная организации Пскова повторяли новгородскую: вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого — два степенных посадника. Существовало шесть концов, двенадцать пригородов. Административное деление производилось на округа (губы), волости, села.

С XII в. в Новгороде, как и в других городах Руси, устанав­ливается постоянное место проведения вечевых собраний и пребывания посадника и тысяцкого.

В XIII в. на территории Новгородской земли существова­ло 17 монастырей и проходила активная церковная колониза­ция.

В конце XII в. Новгородом был подписан международный договор с немцами, который стал одним из источников буду­щей кодификации (Новгородской и Псковской судных гра­мот).

  1. РАЗВИТИЕ ПРАВА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РУСИ

Источниками права в этом регионе были Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, су­дебная практика, иностранное законодательство. В результа­те кодификации XV в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты.

От Новгородской судной грамоты сохранился фрагмент, дающий представление о судоустройстве и судопроизводст­ве. Судебными правами обладали все органы власти и управ­ления: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, ар­хиепископ, сотский, староста. Судебными полномочиями на­делялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Су­дебными чинами были дьяки, приставы, “позовники”, писцы, межники, подверники и др.

Псковская судная грамота (ПСГ) 1467 г. состояла из 120 статей. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоя­тельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное и судебное право, рассмат­риваются некоторые виды политических и государственных преступлений.

Вещное право предусматривало деление вещей на недви­жимые (“отчина”) и движимые (“живот”), различало наслед­ственное (“вотчина”) и условное (“кормля”) землевладение. Были определены способы возникновения права собствен­ности: истечение срока давности владения, переход по дого­вору, по наследству, пожалование.

Обязательственное право регламентировало договоры купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма. Форма договора могла быть устной и письменной. Оформление его осуществлялось в присутствии священника или свидетелей. При заключении некоторых договоров требовался заклад (при ссудах и займах на сумму свыше 1 руб.), поручительство (“порука”, если сумма менее 1 руб.) или обязательное письменное оформление (“за­пись”).

ПСГ знает два вида наследования — по закону (“отморщина”) и по завещанию (“приказное”). Завещание нуждалось в государственном утверждении. Прямо перечислялись только наследники по закону (восходящие, нисходящие, боковые, супруг).

Под преступлением ПСГ впервые в русском праве понима­ет причинение ущерба не только частным лицам, но и госу­дарству. Закон знает следующие виды преступлений: против государства (измена или “перевет”); против судебных орга­нов (взятка или “посул” судье, насильственное вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судейских чинов); имущественные (простая татьба, квалифицирован­ная или неоднократная татьба, кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабеж — насильственный и открытый захват имущества, разбой — вооруженное нападение с целью грабежа); против личности (убийство или “годовщина”, нане­сение побоев, оскорбление действием).

Судебное право регламентировалось в ПСГ более обсто­ятельно, чем в Русской Правде. Процесс носил состязатель­ный характер, но роль суда усилилась: вызов в суд по по­вестке (“позовнице”) и через судебного исполнителя (“позовника”). Сохраняются упомянутые в Русской Правде су­дебные доказательства и появляются новые: судебный по­единок (“поле”) и письменные доказательства, разделяющие­ся на “доски” (частные расписки) и “записи” (официально заверенные документы). Возникает институт судебного пред­ставительства в судебном поединке (“пособничество”), ко­торым могли пользоваться только женщины, подростки, мо­нахи, старые люди. Разрешенные судом дела пересмотру не подлежали.

  1. ЗОЛОТАЯ ОРДА КАК ВОЕННО-ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

В конце XIII в. из империи Чингисхана выделилось государ­ственное образование, получившее название Золотой Орды и просуществовавшее в непосредственной близости от рус­ских княжеств до конца XIV в.

Особенностями феодальных отношений здесь были: коче­вой и полукочевой характер общества; важная роль, которую играли племенные вожди; иерархия кочевого землевладения. Государственной религией в Орде был ислам.

Сохраняющиеся родоплеменные отношения базирова­лись на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тар­ханы, нукеры. Соответственно складывалась и военная ие­рархия монголов, основанная на десятичной системе, — тем­ники (от тьма— 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой и легкой кавалерии.

Империя Чингисхана была разделена им на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья; Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии — курултаем. Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава правительства — визирь. Выс­шими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии — бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги, опиравшиеся на штат чиновников.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. последние попадали в положение данников Орде. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это пору­чение закреплялось выдачей ханского “ярлыка”, который как бы давал право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Эту ситуацию умело использовали некоторые русские князья, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицей­ские функции на территории русских княжеств осуществля­ли баскаки.

В Московском государстве были восприняты некоторые черты административного управления, используемого мон­голами; это влияние сказалось на системе и порядке налого­обложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства.

Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана (1206 г.), содержавшая в основном нормы уго­ловного права, обычного права и позже нормы шариата. Вещ­ное и обязательственное право находилось в зачаточном со­стоянии: политическая власть и вассальные отношения отождествлялись с отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения регулировались обыча­ем и традицией (многоженство, власть отца, минорат, т. е. при­оритет младшего сына при наследовании). Смертная казнь на­значалась за разные виды преступлений: неповиновение хану, ложь в суде, супружескую неверность, волшебство, мочеиспус­кание в костер и т. д. В судебном процессе, кроме свидетель­ских показаний и клятвы, применялась пытка, использовался принцип кровавой поруки, групповой ответственности. Су­дебная власть не была отделена от административной. С уси­лением исламизации Орды возникали суды кадиев и иргучи, действовавшие на основе Корана.

В силу внутренних (борьба за власть) и внешних (пораже­ние в Куликовской битве 1380 г.) причин Золотая Орда распа­дается в XV в. На территории бывшей империи Чингисхана возник ряд государственных образований: Сибирское, Казан­ское, Астраханское ханства, которые часто оказывались во враждебных отношениях друг с другом и в XVI в. поочередно покоряются Московским государством.

  1. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО

Великое княжество Литовское, образовавшееся в XIII в., включало в себя в XIV в. некоторые русские земли. В 1385 г. в замке Крево была подписана уния (союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569г. в Люблине — уния об обра­зовании единого государства — Речи Посполитой.

На середину XII в. приходится расцвет Галицко-Волынского княжества, которое в XIV в. было разделено между Литвой и Польшей. Эти русские земли в составе Литовского государ­ства имели некоторые особенности общественного строя: на­личие богатого боярства, владевшего большими земельными угодьями, значительная политическая и правовая автономия этих групп. В пределах Галицко-Волынского княжества насчи­тывалось более 80 городов, в княжестве образовался доволь­но широкий слой служилого дворянства, наделенного по­местными землями.

До принятия Люблинской унии Черниговские и Смолен­ские земли вышли из состава Литовского княжества и отошли к Москве, но значительная часть русских земель оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до конца XVIII в. (Полоц­кая, Витебская, Турово-Пинская, Берестейская и др.). Люб­линская уния оформила многонациональное государство — Речь Посполитую.

Развитие общественного, государственного и правового строя этих княжеств происходило в рамках литовских и поль­ских порядков и традиций. Главой государства был госпо­дарь, опиравшийся в своей деятельности на Совет панов (“паны-рада”), т. е. крупных феодалов-магнатов. В совет вхо­дили католические епископы, канцлер, подканцлер, гетман, маршалок, подскарбий, воеводы. В составе Совета со време­нем выделяется более узкий “тайный совет”.

С 1507 г. стал созываться (раз в два года) Великий вальный сейм — сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: сената и палаты депутатов. Депутаты избирались на местных сеймиках, представляли панов, епископов, шлях­ту. При обсуждении вопросов в сейме с середины XVII в. устанавливается право “вето”, когда любой депутат мог отме­нить решение сейма.

Высшими должностными лицами Литовского государства были: маршалки (земский, дворный и др.), канцлер (государ­ственное делопроизводство, канцелярия и казна), подскар­бий земский (государственная казна), “подскарбий дворный” (государева казна), гетман земский (военное командование).

После подписания Люблинской унии были образованы единые центральные органы: король (избираемый шляхтой), Сенат (из 16 членов), сейм.

Местное управление Литвы до подписания унии состояло из воеводств, старост, поветов, волостей, держав, уездов. Об­разовывались местные сеймики. Местными управителями были воеводы, старосты, урядники, войты, державцы, лавники.

Во главе городской администрации стояли выборные ор­ганы: войт, радцы, бурмистры. Им принадлежала админи­стративная и судебная власть в городе.

Высшим судебным органом был суд господаря. Другими судебными инстанциями были суд панов-рады. Главный трибунал (с 1581 г. избираемый на сеймиках от шляхты и духовен­ства), земские и подкоморские (по земельным спорам) суды. С начала XVI в. формируется суд асессоров (по поручению господаря) и маршалковский суд (разъездной суд). На местах действовали копные (общинные) крестьянские суды, суды старост и воевод.

  1. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ЛИТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

В русских землях в качестве источников применялись Рус­ская Правда и нормы обычного права, русский язык был офи­циальным в судопроизводстве. С конца XIV в. развивается система господарских “листов”, “привелей”, постановлений и уставов.

В 1447 г. принимается первый общеземский привелей Литвы, Руси и Жмуди, в 1468 г. — первый судебник (25 статей по уголовному и процессуальному праву). В 1529 г. был принят первый статут Великого княжества Литовского, оказавший существенное влияние на развитие русского права и основан­ный на Русской Правде и русском обычном праве. Другими источниками статута были литовское и польское законода­тельство, привелей, римское и немецкое право, судебная практика. Новая редакция, или второй Литовский статут, по­явилась в 1566 г., в 1588 г. — третий статут.

Право оформило сложившиеся в государстве феодальные отношения: права феодалов (панов, шляхты, епископов) за­креплялись в привелиях. В 1528 г. был составлен “Почет зем­ский” — дворянский родословный справочник. По статуту дворянство делилось на шляхту, княжат, панов-хоруговных, бояр посполитых.

Крестьяне делились на “похожих” (свободных) и “непохо­жих” (прикрепленных). Несвободные крестьяне составляли три группы—дворовые, челядины, найминцы, отличавшиеся разной степенью зависимости от господина. В 1477 г. привелиями были установлены нормы феодальных повинностей и право сеньориального суда. В 1557 г. по реформе “на волоки” к господарской земле были прикреплены господарские крестьяне, в конце XVI в. то же было сделано в отношении част­ных земель и проживающих на них крестьян. Однако в преде­лах Литовского княжества продолжало проживать большое число свободных людей (“байоров”).

Горожане, организованные в гильдии и цехи, управляе­мые на основе Магдебургского права, стремились создать сис­тему самоуправления (магистраты). Однако феодальное дав­ление на города было очень значительным, полной независи­мости они не могли получить.

Основой феодальных отношений была земельная собст­венность, возникавшая в результате “феодального держа­ния” — раздачи в пожизненное владение (“до живота”), на два поколения (“до двух животов”) или бессрочно (“до воли и ласки господарской”). Литовский статут выделяет три формы землевладения — пожалованное (держание), наслед­ственное (отчизна) и купля. Закон накладывал ограничения на распоряжение землей с целью предотвратить ее дробле­ние, устанавливался сложный порядок ввода во владение зем­лей: выдача грамот, ввод, регистрация.

В уголовном праве существовало понятие “кривды” (ана­лог “обиды”), превратившееся позже в “злочинство”, связан­ное уже с нарушением норм. Более разработанная юридичес­кая техника статутов устанавливает личную ответственность субъекта, нижний возрастной предел (7 лет), различает умы­сел и неосторожность. Статуты предусматривают ответствен­ность за государственные (оскорбление величества, измена, бунт) и религиозные (волхование, выход из христианства, совращение в иную веру) преступления.

Распространенным видом наказания были штрафы, но по­являются устрашающие виды смертной казни (сожжение, ко­лесование), членовредительские наказания. В системе нака­заний прослеживается сословный характер: за одно и то же преступление шляхтич и простолюдин наказывались по-раз­ному.

  1. МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (XIII-XV ВВ.) И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕЛИКОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усили­лась тенденция к объединению земель. Центром объедине­ния стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.

Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономи­ческих междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском кня­жестве интенсивно развивалась система поместных отноше­ний: дворяне получали землю от великого княза (из его доме­на) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

С XIII в. московские князья и церковь начинают осущест­влять широкую колонизацию заволжских территорий, обра­зуются новые монастыри, крепости и города, покоряется и ассимилируется местное население.

Говоря о “централизации” следует иметь в виду два про­цесса — объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного ап­парата, новой структуры власти в Московском государстве.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятель­ных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие вели­кие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привиле­гий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Формируется принцип местничества, связывающий воз­можности занятия государственных должностей с происхож­дением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщатель­ной и подробной разработке проблем генеалогии, “родослов­цев”, отдельных феодальных родов и семей.

Формируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже разовьется дворянство, были “отроки” или “гриди”, младшие дружинники князя. Затем появляются княжьи “дворные” слуги или “слуги под дворским”, в состав которых входили как вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединяются в группу “детей боярских”, так и не доросших до бояр и “княжьих мужей”, но составивших социальную базу дворянства.

Укрепляющее свои позиции служилое дворянство стано­вится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодаль­ной аристократией, не желающей поступиться своей незави­симостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

Серьезной политической силой становится церковь, со­средоточившая в своих руках значительные земельные владе­ния и ценности и в основном определявшая идеологию фор­мирующегося самодержавного государства (идея “Москва — третий Рим”, “православное царство”, “царь — помазанник божий”).

Духовенство подразделялось на “белое” (служителей цер­кви) и “черное” (монастырское). Церковные учреждения (приходы и монастыри) являлись землевладельцами, облада­ли своей юрисдикцией и судебными органами, церковь имела собственные военные формирования.

Верхушка городского населения вела непрерывную борь­бу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпора­тивные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тя­желого обложения (тягла) и на ликвидации привилегирован­ных феодальных промыслов и торгов (“белых слобод”) в го­родах.

В складывающейся политической ситуации все три соци­альные силы — феодальная (светская и духовная) аристокра­тия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления.

Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Ви­зантии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие само­державной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).

Усиление власти великого князя (царя) проходило парал­лельно с формированием новой системы государственного управления — приказно-восводской. Для нее были характер­ны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская Дума, состоявшая из светских и духовных фе­одалов, действовавшая постоянно на основе принципа мест­ничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический совещательный орган.

В течение XV в. московские великие князья из князей-вот­чинников становились монархами централизованного госу­дарства. Усиление их власти происходило за счет сокращения власти удельных князей и татарских ханов. Формировалась самодержавная, т. е. политически независимая, власть. С идео­логических позиций эта власть представлялась в качестве обя­занности, общегосударственного, державного служения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное великорусское государство. На вершине государственной ие­рархической пирамиды находится царская власть, не ограни­ченная ни политически, ни юридически. Царская власть ог­раничивается лишь каноном, т. е. основными церковными правилами и светскими обычаями. Слово “царь” как титул закрепляется в середине XVI в., слово “самодержец” вводит­ся в официальный оборот в начале XVII в. Способами получе­ния власти были наследование и избрание.

Существо верховной власти не было выражено в законода­тельстве и не подлежало действию государственно установ­ленных норм. Сам же царь издавал уставы, указы, уроки и судебники. Царь признавался высшим источником государст­венной власти.

Орган, который в литературе утверждается под названием “Боярская Дума”, в правовых документах эпохи определялся как “дума”, “государев верх”, “палата”, “бояре, окольничьи и думные люди” и т. п. В XV— начале XVI в. Дума существует как совещательное и законодательное учреждение.

Формирование государственного аппарата осуществля­лось по принципу местничества, в значительной мере вос­принятому из польско-литовской государственной традиции. Местничество, основанное на критериях знатности проис­хождения (чем выше происхождение претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он может занять), превращало боярство в замкнутую корпорацию, снижало ка­чество государственных руководителей и подменяло общего­сударственные интересы сословными.

В компетенцию Думы входило участие в формировании законодательства, участие в управлении и судебной деятель­ности. Решение этих вопросов основывалось не на правовой основе, а осуществлялось по почину верховной власти.

Боярская Дума со временем начинает стремиться к приоб­ретению всей полноты власти (“без царя и без слушания земли”). Одновременно с этим из Думы выделяется более узкий орган, состоящий из приближенных к царю советни­ков (“Избранная рада”, “Ближняя Дума” — в середине XVI в.). Особую группу в Думе в XV в. составляли удельные князья. Ее аристократическая часть — окольничьи и дети боярские, “ко­торые в Думе живут”. С XVII в. Думе появляются думные дво­ряне и думные дьяки. Численность Думы увеличивалась по мере превращения ее в специфический служебный орган и совет по делам управления.

Как верховный орган управления. Дума смыкалась с при­казами. Через приказы и приказный аппарат верховная власть вводила в Думу новых людей, обходя принцип местни­чества.

С XVI в, дворцово-вотчинная система управления транс­формируется в приказно-воеводскую систему. Великие кня­зья дают своим боярам поручения “ведать” ту или иную об­ласть управления, т. е. “приказывать”. Из этих поручений возникают специализированные, отраслевые органы управ­ления — приказы. В отличие от дворцовых ведомств приказы были более бюрократическими, техническими по характеру органами.

Основным участком административно-территориального деления в Русском государстве был уезд, составленный из крупных земельных частей: пригородов и земель. Цельные земли распадались на волости, станы, трети и четверти. В качестве основной хозяйственной единицы сохранялась во­лость.

Особенности процесса государственной централизации сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централизация сопровождалась закрепощением крестьянст­ва и усилением сословной дифференциации.