Конституция 1918

ВЦИК, СНК.

По конституции 1918 года ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной республики. Он должен был давать общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране. В его компетенцию входило объединение и согласование работы по законодательству и управлению и наблюдение за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти. Он рассматривал и утверждал проекты декретов и иные предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также он мог издавать собственные декреты и распоряжения. В полномочия ВЦИКа входил созыв Всероссийского Съезда Советов, которому он должен был представлять отчет от проведенной деятельности и доклады по общей политике и другим отдельным вопросам. ВЦИК образовывал СНК для общего управления делами РСФСР. Совместно с Съездом Советов ВЦИКу подлежали следующие вопросы общегосударственного значения:

    Утверждение, изменение и дополнение Конституции

    общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР

    установление и изменение границ государства

    принятие в состав РСФСР новых членов республики и признание их выхода оттуда

    установление и изменение системы мер, весов и денег на территории РСФСР

    установление общегосударственных налогов и повинностей

    установление основ организации вооруженных сил РСФСР

    издание постановлений о приобретении и утрате гражданства

    право общей и частичной амнистии и другие вопросы.

О членах ВЦИКа в Конституции сказано лишь то, что они работают в отделах СНК или выполняют особые поручения ВЦИКа Советов.

В свою очередь СНК принадлежало общее управление делами РСФСР. Для осуществления этой задачи СНК мог издавать декреты, распоряжения, инструкции и другие нормативные акты, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни. О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно должен сообщать ВЦИКу, который вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК. Все постановления решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение также должны были представляться на рассмотрение и утверждение ВЦИКа. Однако в Конституции особо оговорено, что мероприятия, которые требуют неотложного выполнения могут быть осуществлены СНК непосредственно.

Члены СНК стоят во главе отдельных наркоматов, которых всего было образовано 17:

    по иностранным делам

    по военным делам

    по морским делам

    по внутренним делам

    юстиции

    труда

    социального обеспечения

    просвещения

    почт и телеграфов

    по делам национальностей

    по финансовым делам

    путей сообщения

    земледелия

    торговли и промышленности

    продовольствия

    государственного контроля

    Высший Совет Народного Хозяйства

    здравоохранения

При каждом наркоме под его председательством образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК. Нарком был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего наркомата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением наркома коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в СНК или в Президиум ВЦИКа. Такое же право принадлежало каждому отдельному члену коллегии.

Конституция четко устанавливает ответственность СНК перед Съездом Советов и ВЦИКом, а наркомов перед СНК и ВЦИКом.

Звание народного комиссара принадлежало исключительно членам СНК, ведающего общими делами РСФСР и никаким иным представителям Советской власти как в центре так и на местах присвоено быть не могло. Это положение в Конституции оговаривается отдельной статьей.

Избирательное право.

Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались не зависимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, оседлости, которым ко дню голосования исполнилось 18 лет граждане РСФСР, которые:

а) добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и др., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли

б) солдаты Советской Армии и флота

в) граждане, перечисленные выше, но частично потерявшие трудоспособность

Специально оговорено, что местные Советы могут снижать избирательный возраст, а так же то, что активное и пассивное избирательное право предоставляется в некоторых случаях и гражданам иностранных государств.

Вышеперечисленные граждане не могут избирать и быть избранными, если они прибегают к наемному труду с целью извлечения прибыли, живут на нетрудовой доход, являются частными торговцами, монахами, духовными служителями церквей и религиозных культов, а также преступники, душевно больные и другие лица.

Выборы должны производиться в присутствии избирательной комиссии и представителя местного Совета согласно установившимся обычаям в дни, устанавливаемые местными Советами. О ходе и о результате выборов составлялся протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя местных Советов. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных организаций определялся местными Советами согласно инструкции ВЦИКа.

Весь материал по производству выборов поступает в соответствующий Совет, который для их проверки назначает мандатную комиссию. О результатах проверки комиссия докладывает Совету, а Совет, в свою очередь, решает вопрос об утверждении спорных кандидатов. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право в любое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.