Классовый и сословный характер общества по данным древневосточных судебников

Министерство образования РФ

ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Кафедра: история древнего мира и средних веков.

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Классовый и сословный характер права по данным древневосточных судебников.

Выполнил: студент 1 курса

исторического факультета

Латов К.Н.

Научный руководитель:

Миляева Ю.В.

Тула

2004 год.

План.

1. Структура древневосточного общества.

2. Ленинское представление о государстве.

3. Законы царя Хаммурапи.

А. Право собственности.

Б. Обязательства.

В. Брачно-семейные отношения.

Г. Уголовное право и процесс.

4. Заключение.

СТРУКТУРА ДРЕВНЕВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА.

На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществлять без жестокой организации, без сильной централизованной власти.

В цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделилось от земледелия, возникла торговля и т.д.), росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая в последствии становилась все более дифференцированной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четкое место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.

Любое общество представляется не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои национальные общности.

К основным элементам социальной структуре общества можно отнести (классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда; представители умственного и физического труда; сословия; национальные общности).

В зависимости от уровня развития разделение труда и социально-экономических отношений исторически складывались социальные структуры.

Так, социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, земледельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности (ученые, философы, поэты, учителя, врачи и т.п.).

Сословия - это социальная группы, место которых в обществе определяется не только их положением, но также сложившимися традициями и правовыми актами.

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы (вардум) составляли низкий общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишения их жизни считалось не более как повреждение собственности их господина, которому виновный был обязан возмести ущерб. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля -продажа, совершённая с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие к бегству и укрывательству раба или отказа выдать его виновный подлежал к смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначение рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживались с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы не ограничивали власть господина над рабами.

Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане (авилум) составляли основную массу населения. В большинстве своём они владели землёй, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане не были в свою очередь однородным сословием.

Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос о «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы достоверностью не установлено. По одной из версий происхождение «мушкену» это жители покорённые Хаммурапи городов и областей, по другой- вольноотпущенники.

Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. В случае пленения воина его можно выкупить, и он сохранял право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела.

Наряды с сословиями законы Хаммурапи указывают также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, состоявших в непосредственной близости к царю. Из других госслужащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «луббитум», функция этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. С важным государственным значением религии и храмов Вавилона почётное положение среди представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них законы отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землёй, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низкие ступени профессионально - служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей в отличие от архитекторов и корабельщиков, получавшие за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.

Эта во многом типичная картина рабовладельческого общества.

ЛЕНИНСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ.

Выступая с лекцией в Свердловском университете «О государстве», Ленин говорил: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над ним».

История показывает, что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникало только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы - значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого.

Развитие всех человеческих обществ в течение тысячелетий во всех без изъятия странах показывает нам общую закономерность, правильность, последовательность этого развития таким образом, что вначале мы имеем общество без классов - первоначальное патриархальное, первобытное общество, в котором не было аристократов; затем - общество, основанное на рабстве, общество рабовладельческое. Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы. Первая группа владела не только всеми средствами производства - землей, орудиями, как бы слабы, примитивны они тогда ни были, - она также владела и людьми. Эта группа называлась рабовладельцами, а те, кто трудился и доставлял труд другим, назывались рабами. Таким образом, упрочилось существование этого класса рабовладельцев, и чтобы оно упрочилось, необходимо было, чтобы явилось государство.

И оно явилось - государство рабовладельческое, - аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управлять всеми рабами. И общество, и государство тогда были гораздо мельче, чем теперь, располагали несравненно более слабым аппаратом связи - тогда не было теперешних средств сообщения. Но был все же аппарат, который принуждал рабов оставаться в рабстве, удерживал одну часть общества в принуждении, угнетении у другой. Принуждать одну преобладающую часть общества к систематической работе на другую нельзя без постоянного аппарата принуждения. Пока не было классов - не было и этого аппарата. Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укрепления этого деления появился и особый институт - государство.

Во всяком курсе истории древних времен, выслушав лекцию об этом предмете, вы услышите о борьбе, которая была между монархическим и республиканским государствами, но основным было то, что рабы не считались людьми; не только не считались гражданами, но и людьми.

ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ.

Правление царя Хаммурапи (1792-1752 г.г. до н.э.) ознаменовало созданием сборников законов. Хаммурапи, придавал большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая конфигурация, была создана на втором году правления, это был год, когда царь «установил право в стране». Данная конфигурация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его правления.

Эти законы были выбиты на большом чёрном базальтовом столбе. На верху, на лицевой стороне столба изображён царь, стоящий перед богом солнца Шамашшем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

В законах Хаммурапи перед нами выступают классы и сословия вавилонского общества в их правовых взаимоотношениях.

Свод законов Хаммурапи состоит из трёх частей: введение, самого текста законов и заключения. Во введение мы читаем пышные фразы об установлении «правды и счастья» для всех подданных царя. Свод законов содержит 282 статьи, из которых 33 утрачены вследствие порчи базальтового столба, на котором они были начертаны; некоторые из них восстановлены на основании фрагментов свода, найденных в различных местах. В законах имеются уголовные постановления, постановления по семейному, имущественному, наследственному и обязательственному праву; несколько статей касающихся общинному праву, ряд - рабству. В заключении свода законов царь ещё раз восхваляет свою заботу о подданных, называет себя «царём несравненным правды» и призывает проклятие на голову тех, кто осмелится разрушить стелу, на которой начертаны его законы. Это были законы, ограждавшие права и интересы господствующей рабовладельческой верхушки древневавилонского общества.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой, в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.

Во время правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царствование Хаммурапи отмечало интенсивным развитием частной собственности на землю, которая вела к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких - либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась ещё не освоенная земля.

Кроме аренды земель, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещение, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и прекратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Законы Хаммурапи знают обязательства из причинения вреда.

Кроме названных обязательств, законодательством Хаммурапи, знают договоры хранения, товарищества, мены, поручения.

БРАЧНО - СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключённого между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь своё имущество, сохраняла право на приданное, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали дети, усыновлённые дети, внуки, дети от рабыни — наложницы, если отец признавал их своими.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС.

Из содержания законов можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Ничего не говорилось о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью.

Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорилось). Довольно подробно в законах говорилось о различных родов членовредительства.

К имущественным преступлениям, указанных в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо огромный штраф, многократно превышающий стоимости украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае не уплаты такого штрафа должника казнили.

Среди преступлений, подрывающих устои семьи законы называют прелюбодеяние (только со стороны жены), кровосмешание (связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца лишался руки).

Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись их целью. Такой целью было возмездие. Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы; изгнания.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить своё решение. Если он это делал, то платил штраф в 12 — кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда - либо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго – западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо — восточной Африки.

Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие Мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.

Важнейшим аспектом изучения их истории является проблема взаимодействия природы и общества в условиях относительно низкого уровня развития производительных сил и соответственно высокой степени зависимости человека от окружающей среды. Не менее значима проблема причинно — следственных связей, обусловивших возникновение государства и права.

При этом выявились важные тенденции общественного и государственно - правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, основанной на натуральном хозяйстве и поэтому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически.

Концентрация общественных структур в свою очередь в немалой степени сдерживала развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжёлые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества.

Всё это в конечном итоге оказывало влияние на государство и явилось инструментом классового господства.

Список используемой литературы:

    К.И. Батыра «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА».

    В.Н. Дьяков «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА».

    З.М. Черниловский «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И

ПРАВА».

    В.М. Хачатурян «ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 10-11 КЛ.».

    В.И. Ленин «ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ» том 39

«О государстве».