История фотографии в Ижевске

План

    Введение: история рождения фотографии. 3

    В начале пути: 3

    Д.Я Наймушин 3

    Отец и сын Пономаревы 4

  • Господин Тутов 5

    Братья Арбузовы и др. 5

    Ижевские картинки 5

    Мастера сегодняшнего дня, творческий калейдоскоп: 5

    Ахат Хисамутдинов 5

    Александр Глушко 6

    Михаил Егоров 6

    Алексей Помосов 6

    Владимир Карманов 6

    Заповеди великого мастера 6

    Заключение 6

Фотография – это вечное,

на все века дорогая сердцу память,

история жизни нашей

А.В. Новиков

Фотография была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира. В процессе работы я выяснила, что еще в 1826 году Жозеф Нисефор Небс с помощью камеры обскуры получил на металлической пластинке, покрытое тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. Экспозиция длилась восемь часов, изображение было низкого качества, но именно с него и началась эпоха фотографии. В 1835 году Вильям Фокс Генри Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Он применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Именно он получил первый с мире негатив. В 1841 году в Великобритании, У.Г. Тальбот запатентовал этот способ фотографирования и назвал его калотипией, что означает: «калос» – красивый, «типос» – отпечаток. В калотипии изготовлялся негатив, который позволял получать любое число отпечатков, и этим она близка современной фотографии. В 1838 году Л. Ж. М. Дегар сообщил Парижской академии о способе фотографирования, на званном им в свою честь дегеротипией. В дегеротипии сразу получалось позитивное изображение, но делало невозможным получение копии.

В России впервые фотографические изображения были получены выдающимся русским химиком, академиком Юлием Федоровичем Фрицше (1802 -1872). Это были фотографии листьев растений. Первая фотографическая камера, благодаря венгерскому оптику Пейцвале, в 1840 году получила специальный съемочный объектив. На мену пластиночным камерам, очень неудобным в использовании из-за громоздких размеров, пришли малогабаритные пленочные камеры, открывшие доступ к занятиям фотографией многим любителям.

В 1867-69 гг. впервые было получено цветное фото французом Дюко дю Ароном, это была настоящая революция в искусстве «писать светом», так как активно вытеснило из нашей жизни черно-белое, воссоздавая мир во всей его красоте.

Нужно сказать, что первыми фотографами были художники. Именно они выполняли работу по удостоверению личности человека через портретную живопись, именно их руками созданы наброски морских и сухопутных сражений. Тысячи художников состояли на военной и гражданской службе. Были и такие талантливые люди и на нашем ижевском оружейном и сталеделательном заводах. Многие из них делали технические эскизы, модели продукции, рекламные материалы. С появлением фотографии именно они стали фотографами-художниками-ретушерами, именно они донесли до нас фотографии на плотном картоне, запечатлевшие счастливые моменты творчества мастера.

Огромное уважение вызывают те люди, которые стояли в начале пути «писания светом», и те, кто сегодня продолжает начатое. О них и пойдет мой рассказ.



Первая частная фотография была открыта в специально построенном здании по адресу: Базарная, 82 в 1868 году, рядом с сегодняшним магазином «Инвис». До сегодняшнего дня салон не сохранился, первая ижевская фотография была снесена в 1969 году. Организатором и первым фотографом этого заведения был Дмитрия Яковлевич Наймушин. Это был еще достаточно молодой человек, о чем можно судить по единственному фотопортрету, где он снят в черкеске с газырями и папахе. Вероятно портрет был сделан в собственной фотографии. Нужно отметить, что фотографий мастеров сохранилось очень мало, возможно их просто некому было снимать, а возможно, здесь играло роль определенное суеверие. В салоне Дмитрия Яковлевича можно было сняться на фоне любой из декораций, которых было множество: сабли и кони, нильские крокодилы и львы в знойной пустыне, пейзажи и архитектурные постройки. Можно было выбрать любую надпись в фотографии или заказать самому клиенту. Из дурнушек мастера ретуши делали настоящих красавиц, не уступали женщинам в это м и мужчины, хороши были дети, котята с бантиками, сидящие в корзине. Вскоре такие фотографии стали открытками, а сам салон пользоваться заслуженной репутацией.

Новое направление в творчестве Наймушина дал владелец аптекарского магазина, известный в ижевском поселке человек Феликс Антонович Генц, который решил предложить своим клиентам в купе к рекламным препаратам и почтовые карточки с видами Ижевска. Немецкая фирма «Шерер и Набгольц» дала согласие на сотрудничество. Компаньоном аптекаря и выступил Д.Я Наймушин. Первые снимки он сделал с колокольни Александра Невского, где перед ним внизу открывался блестящий пруд, Малиновая гора, болотистый Осиповый мыс – деревянная «Венеция», покрытая лужами, тиной и плесенью. На полусгнивших кривых мостках бабы стирали белье, да гремели цепями привязанные лодки. Чуть ближе дышал оружейный завод, бурлилась и пенилась вода необъятного пруда. А еще грязь! Долгие годы она сопутствовала нашему городу, недаром Г. Дягилев писал:

«…Не проедешь, не пройдешь – тонешь в луже!

Ну, Ижевск! Не найдешь город хуже!…»

К слову, газета «Ижевска правда» 8 октября 1926 года опубликовала анекдот:

    Вы ездили на курорт?

    Нет, только еще собираюсь.

    Куда?

    В Ижевск, на грязи… там на улицах по колено в грязи ходят

А что стоят объявления такого типа: «Утерян мужской сапог на правую ногу, нашедшего прошу доставить: улица Ленина, 13» («Ижевская правда», 1932 год, 20 сентября).

Но вернемся к Дмитрию Яковлевичу. С его именем связано поистине удивительная история. Шестнадцать лет назад в Республиканский краеведческий музей принесли старую фотографию. На ней масса людей: простолюдины в картузах, косоворотках, платках, «благородная» публика в котелках, тройках, в белых платьях, широкополых шляпах с зонтиками в руках. В центре шеренга солдат, за ними пролетки легковых «извозчиков-лихачей». Хорошо видны деревянные постройки. Фотография была приклеена к паспорту, а на нем два наложенных друг на друга полустертых слова: первое слово «Ф_ОТОГРАФ», второе неразборчиво «МАНУЛЛИНЪ» или «НАМУЛЛИНЪ». Кем, когда и где была сделана эта фотография? Начались поиски. Наконец ответ был найден. Эту фотографию сделал Д.Я. Наймушин. Снимок, скорее всего, был сделан в Ижевске с крыши северо-западной галереи Собора Михаила Архангела на северную часть бывшей Михайловской площади, между современным ДК «Металлург» и улица Бородина за кинотеатром «Россия». Все сомнения были развеяны краеведом и коллекционером Г.М. Кутузовым. Вот что он рассказал: «В правом углу видны три корпуса казарм Ижевского гарнизона (1900 г.), за ними здание ложевых болванок. Южнее его, на месте одного из зданий 2-ой городской поликлиники находился роддом имени Анны Петровой, принадлежащий фабриканту В.И. Петрову. На востоку Михайловская площадь смыкалась с Карлутской площадью, на которой находилось здание арсенала, порохового погреба, и узкоколейка. В левом углу обывательские дома, среди которых выделяется белый двухэтажный дом Бабановой, сейчас на этом месте ДК «Металлург»».

Известный краевед О.В. Севрюков утверждал, что на этом месте, откуда сделан снимок, до 1783 года находилось кладбище, часовня, которая в этом же году была заменена Троицкой церковью, сгоревшей с мае 1810 года. В первой половине XIX века стоял столп с иконой. В 1855 году была построена Михайловская часовня, а в 1897-1907 гг. на её месте был построен Михайловский собор. Сегодня можно предположить, что этот снимок сделан между 1907-1914 гг., точнее в августе 1914 года. Такова история этой фотографии, ставшей одной из редких в истории города. Как же сложилась дальнейшая судьба Д.Я. Наймушина? После 1918 года его след потерялся, одни утверждали, что он сменил место жительства, другие, что он эмигрировал в Харбин, но как бы то ни было, история сохранила в своей памяти имя этого талантливого мастера и доброго человека.

Вторая фотография была открыта в 1873 году, во дворе, где сегодня находится 57 отделение связи города. Владельцем салона был Глеб Пономарев. Салон назывался «Люкс», и единственный в городе имел фирменный паспорту. Будучи увлеченным человеком, он не только работал в своем салоне непосредственно, но и дал согласие в 1899 году участвовать в экспедиции ученых-этнографов, чтобы запечатлеть на фотографиях жизнь и быт удмуртского народа. Он фотографировал национальные костюмы и даже сумел сфотографировать и записать кожаные удмуртские гусли. Его рукам принадлежат замечательные зарисовки национального татарского праздника в деревне Кузебаево. В 1913 году в нему обратились с просьбой сделать снимки для литературного журнала – «И снова в путь», но состояние его здоровья оказалось критическим, он ослеп. Свое дело мастер передал сыну Николаю Глебовичу, который был известным фотопортретистом в Ижевске. Доказательством этому служат его многочисленные женские и детские портреты, сценки из жизни, А также фотоальбомы. До нашего времени дошел единственный фотоальбом, изготовленный в 1912-13 гг., посвященный женской гимназии, одного из самых крупных учебных заведений в поселке Ижевский завод начала XX века. Сама гимназия находилась на Береговой улице, возле плотины, и размещалась в трех корпусах. В ней учились преимущественно дети рабочих. В 1907 году в одном из классов из 30 человек 22 были дочерьми рабочих, 3 – дворян и чиновников, 1– духовного звания, 4 – других сословий. После получения аттестата зрелости они имели право работать учителями. Такие альбомы предназначались для вручения преподавателям и выпускницам в честь окончания гимназии. Каждая страница разрисована и украшена стилизованными рисунками и на их фоне расположены портреты и фотографии с видами Ижевска. На первых страницах помещены портреты членов попечительского совета, комитета по устройству гимназии, здесь же портреты фабрикантов и заводчиков, дававших деньги на развитие гимназии. Среди них портрет Ситникова И.Н., художника-самоучки, автора памятника А.Ф. Дерябину. На каждом листе заставки с видами гимназии, здание арсенала, Александро-Невского собора. Этот альбом является историческим памятником огромной ценности и был найден научным сотрудником Республиканского краеведческого музея Ольгой Евгеньевной Широковой.

Когда и у Николая Глебовича отказали глаза, он просил многих взять богатейшую коллекцию негативов, но желающих не нашлось. После смерти Н.Г. Пономарева, его аппаратура перешла к дочери Марии, а в качестве подарка один из фотоаппаратов был передан А. Хасамутдинову, а портрет и второй фотоаппарат Пономарева – в Национальный музей УР. Позднее Мария, ретушер-художница, в 1932 году пришла в бывшую наймушинскую фотографию, где её мастерство не было перенято.

Третья фотография была открыта в 1888 году Гирфаном Сагитовым, и находилась на углу пересечения нынешних улиц К.Либкнехта и Пушкинской.

Были еще деревянные здания фотографии Николая Воробьева, между рестораном «Отдых» и магазином «Детский мир», но оно не сохранилось.

Пятая фотография принадлежала господину Тутову. Она располагалась на Сенной площади, и была первой в поселке «Пятиминутка». Владелец фотографии был талантливым мастером, а десятки декораций, в том числе и расписные коврики, пользовались большой симпатией и спросом у клиентов.

Шестая фотография находилась на углу улиц Коммунаров и Советской. Её организаторами были братья Арбузовы. Фотография просуществовала до конца 20-х годов XX века, и завоевала популярность ижевчан. Один из братьев, Николай Александрович, работал фотографом на Машзаводе, в «Удмуртской правде». Он был художником, охотником и профессионалом. В 1957 году он уехал в Крым, возможно с братом, но в газете остались его талантливые коллеги: Гилязутдинов, Киселев, Светлов, Катаев, Попов и многие другие.



Смотришь на фотографии прошедшей эпохи и удивляешься нашему народу. Чем только не занимались наши прадеды, добывая средства к существованию. На базаре нанимались стекольщиками, нося с собой длинные аршины, замазку и стекла. Здесь же можно было увидеть пильщиков, которые ходили по домам, неся на спинах «козы» с дровами. Продавцы горячего сбитея носили ароматный напиток в медном баке под толстым одеялом, а в лубяной корзине лежала теплая выпечка. За торговыми ядами или на телегах удмурты сидели в глубоком молчании, непременно с трубкой в зубах, кстати, они никогда не покупали папирос, не скручивали «козьих ножек», как это делали русские. Даже старухи дымели самодельными рубками. Сбывали на ижевском базаре изделия из лыка, бересты, зерно, крупы, муку, торговали лаптями. В альбоме В.В. Толстой был найден снимок 115-летнего деда Семена из деревни Чумайтло, который на глазах у покупателей сам делал лапти и тут же продавал. До нашего времени дошли фотографии о развитии в Ижевске транспорта, архитектуры, портреты участников зрелищ и т.д. Об этом обо всем мне рассказала книга И. Кобзева «Ижевские картинки», которая, на мой взгляд, является одной из лучших книг по истории города и его жителях.



Прошел XX век. Какими мы пришли в новое тысячелетие, сумели ли сохранить то, что дали прошедшие поколения, в том числе и в сфере искусства фотографии. Все, что когда-то было новым, непривычным, со временем приобретает контуры реального, повседневного явления. Можно много говорить о достоинствах и возможностях фотографии, но все-таки «бытовая» фотография по праву может быть названа доброй и близкой знакомой каждого из нас. Благодаря её памяти, мы имеет возможность сохранить с снимках моменты собственной жизни, познакомиться с людьми, оставшимися в далеком прошлом, смотреть на любимые лица, отдаленные расстоянием и временем. Сегодня в нашем городе десятки фотоателье. Но есть среди них одно, которое является мастерской фотографа –профессионала, чье имя Ахат Хисамутдинов. Внутри салона тепло и уютно, клиенты чувствуют себя легко и свободно, попав в это мир удивительного творчества. А Вот и сам мастер. Невысокого роста, с добрыми внимательными глазами, уверенными движениями. Более 30 лет он занимается профессионально фотографией. Кроме того, это увлеченный коллекционер, собирающий фотоаппараты, книги о фотографиях и фотографах, имеющих огромную историко-краеведческую ценность. Именно этому человеку принадлежала идея создания в Ижевске Союза фотографов, который с огромными трудностями завоевал себе право считаться творческим союзом. Всех членов этого Союза объединяет одно – любовь к искусству фотографии и беспокойство за судьбу многочисленных работ, имеющих огромную художественную ценность, за судьбу оставшихся после смерти фотографа фотоархивов. Фотография действительно нуждается в создании своего центра, с выставочным залом, с архивом, со своим музеем.

Кстати, в марте 2000 года галерея «Грифон» Восточно-Европейского Университета при посредничестве Союза фотохудожников Росси представила выставку работ замечательно мастера 20-х годов XX века Александра Гринберга (1885-1979). Ярким дополнением к экспозиции была коллекция фотоаппаратов Ахата Хисамутдинова, афиши художника Альберта Капитонова, поэтому выставка воспринималась не частями, а как единое целое. Экспозиция была посвящена «Дамам начала века», о которой Зоя Алексеевна Богомолова сказала: «Ушла эпоха – красота осталась». Ныне А. Хисамутдино является деканом факультета искусств УдГУ.

Замечательным мастером своего дела является Александр Глушко. Ему свойственно видение портрета в романтическом стиле, в своем творчестве он пытается изобразить некую летопись эмоционального состояния жизни человека. Подтверждением этому служит его выставка «Приоткрывая красоту», где на фотографиях четко прослеживается отражение мира в женской душе. Мечта замечательного фотографа – сделать фотовыставки новым источником эстетики, который стал бы центром, доступным для всех и каждого.

В Ижевске известно имя удивительного мастера Михаила Егорова. Он родился в 1946 году в деревне Тыло Малопургинского района. Закончил педучилище, отслужил в армии, работал на предприятия республики. Стал выездным фотографом, сотрудничал с газетами «Советская Удмуртия» и «Удмуртская правда». Известен как участник многих республиканских и международных выставок. Свой первый фотоаппарат «Салют» купил, продав мотоцикл, а за пленкой «орвохром» специально ездил в Москву, о «никонах» и «кодаках» даже не мечтал. Он побывал в Сибири, на Байкале, Ямале, на Кавказе, в Эстонии, в Крыму. Побывал и в Чечне вместе в финской журналисткой Линсой Линсиэ. Но об этой поездке не любит вспоминать, а события первой чеченской компании называет грязным делом. Им изданы два фотоальбома о коми-пермяцком и ханты-мансийском округах. Предлагал купить фотовыставку об Удмуртии, но желающих не нашлось. В то время, как финны приобрели его работу, рассказывающую о финно-угорских народах. Его творчеству характерны портреты, жанровые сцены с ярко выраженным национальным колоритом.

Еще одним известным в городе фотографом является Алексей Помосов. Его первая профессия – врач-дерматолог. 13 лет он проработал в поликлинике Автозавода. Как фотограф умеет делать все, но из того, что умеет, предпочитает психологический портрет. Его профессиональным кредом является заповедь: «Снимай не все, что увидел, печатай не все, что снял, показывай не все, что напечатал». Впервые дебютировал в 1983 году в Тарту на выставке «Женщина в фотоискусстве». Часть работ была отправлена в Москву к 150-летию фотографии. На выставке в Челябинске «Театральная фотография» получил третью премию. Здесь же произошел неприятный инцидент, а именно – из пяти представленных работ, четыре было украдено, видимо воры по достоинству оценили талант нашего мастера. Его портреты просты и изысканы, излучают душевную красоту. Мастер очень доволен, что сегодня в УдГУ, на факультете искусств наконец-то стали готовить будущих фотодизайнеров.

Не могу не сказать и о творчестве Владимира Карманова, хоть он и не ижевчанин. С его именем связана публикация фотографии в российском журнале «Фотомагазин» под названием «Нет, не принизить «колючкою» небо!» Он работает фотокорреспондентом в Сарапульской газете «Красное прикамье». Азы фотодела дал Карманову фотоумелец Николай Глухов. Счастье победителя всероссийского конкурса января 2000 года – редакционное счастье газеты. Мастеру был подарен японский фотоаппарат, но точно такую же награду получил и другой наш земляк Евгений Аксенов.

Велика армия тружеников «светописи», можно было бы назвать десятки, а то и сотни имен замечательных фотографов, чье искусство приносит радость в каждый дом, оставляет навсегда образы дорогих и близких людей в нашем счердце и нашей памяти. Все они учились и учатся у профессионалов прошлого и настоящего. Именно для них Николай Глебович Пономарев оставил свои заповеди фотографа:

« – Навести на фокус не фокус. Фокус снимок получить.

    Отправляясь на фотоохоту, забудь пригласить друзей.

    Снимай резко – не резко сделаешь на фотоувеличителе.

    …Не жалей пленки, жалей зрителя.

    …Фотография бесстыдна по своей натуре, поэтому хоть сам будь вежлив: лучше снять и извиниться, чем не снять и не извиниться.

    .. Если, глядя на снимок, зритель заговорил о качестве бумаги, забудь, что речь шла о фотографии…»



Трудно переоценить значение фотографии сегодня. Она стала незаменимой в этнографии, географии, археологии, астрономии, металлографии, биологии, истории и других науках. Она стала всемогущим средством познания. Она стала неотъемлемой частью нашей прошлой и настоящей жизни, с нашими горестями и радостями, со всем, что присуще человеку, независимо от его пола и социального положения в обществе. Всем фотографам ушедших времен и ныне творящим слова глубокой благодарности за то, что они смогла остановить «прекрасное мгновенье» бытия.

Литература.

    А.В. Новиков, «Золотой ларец», Ижевск, 1999 г.

    И. Кобзев, «Ижевские картинки», изд-во Удмуртский Университет, 2000 г.

    Т. Попова, «Запечатленные мгновения души», «Инфопанорама», №31 от 31.07.1998 г.

    Р. Мельникова, «Мадам, уже не падают листья», «Перекресток», №10 от 17.03.2000 г.

    Л. Репникова, «Внимание! Настроение прекрасное! Снимаю!», «АиФ Удмуртии», №9 от 09.02.1996 г.

    З. Кулигина, «Хранят прошлое снимки», «Комсомолец Удмуртии», 12.02.1985 г.

    И. Кобзев, «Старая фотография», «Комсомолец Удмуртии», № 124 от 20.10.1984г.

    М. Цветухина «Записки фотографа», «Известия Удмуртской Республики», от 01.02.1997 г.

    В. Скурихин, «Сними, меня, фотограф», «Известия Удмуртской Республики», от 31.05.1997 г.

    А. Озерский, «Праздник на улице фотомастеров», «Известия Удмуртской Республики», №10 от 29.01.2000 г.

2