Древний Китай (работа 1)

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Следующий период в истории Китая является временем крупных смут, уничтожения единого государства и существования отдельных маленьких княжеств, которые в течение длительного периода с VIII по III век до н. э. вели упорную борьбу между собой.

Некоторые данные, сохранившиеся в книге Мэн-цзы характеризуют хозяйственный и общественный строй этого времени. Упорные войны, которые вели между собой в борьбе за преобладание и господство отдельные княжества, тяжёлым бременем ложились на трудовые массы народа.

“Многочисленные армии отправляются в путь вместе с правителем, (служа ему охраной) и поглощают все продукты. Голодающие не находят себе пищи; те, которые могут работать, не находят более покоя. Теперь одни лишь злобные взгляды, хор проклятий! И тогда в сердцах народа рождается лишь глубокая ненависть. Он сопротивляется приказам (царя), которые предписывают угнетать народ”.

В философских трудах VI в. до н. э. формулируются твёрдые принципы государственного деспотического управления, ко­торые должны были быть восстановлены после периода смуты и внутренней борьбы.

Развитие торговли требовало восстановления централизо­ванного государства и создания государственного аппарата. В книге философа Мэн-цзы даётся характеристика сильной деспотической власти. Он рекомендовал установить государ­ственный контроль над земледелием, а императорам в частности советовал осуществлять крупное ирригационное строитель­ство для поднятия сельского хозяйства.

В III в. до н. э. в Китае вновь образуется сильное госу­дарство — государство династии Цинь. Приблизительно к это­му времени относятся крупные работы по постройке ве­ликой Китайской стены, начатой несколько раньше. Наиболее видным политическим деятелем этой эпохи является китайский император Ши Хуанди, при котором особенно широко развернулась постройка великой Китайской стены, целой системы оборонительных укреплений вокруг разросшегося Китайского государства. Очевидно, это крупное государство ещё не было достаточно прочным. Ему грозили постоянные набеги горцев и степняков, кочевых племён, постоянно вторгавшихся в бо­гатые равнины Китайского государства.

На обострённую классовую борьбу, происходившую внутри Китайского государства, указывает известный факт сожжения книг, в которых содержались мысли, опасные для существо­вания государства. В легендах полуисторического характера описывается, как Ши Хуанди приказал заживо похоронить 460 учёных, утаивших книги и осуждавших царя. По совету одного министра Ши Хуанди приказал сжечь все историче­ские хроники и классические книги, за немногими исключе­ниями, а утаивших — заклеймить и послать на постройку великой стены. Так расправлялась правящая рабовладель­ческая аристократия со всякого рода попытками изменения существующего строя, которые возникали в ту эпоху.

Постепенное разложение сельских общин приводило к разорению широких слоев трудовых масс и к образованию крупного рабовладельческого землевладения. При царях 'из династий Хань богатые аристократы-зе­млевладельцы сосредоточивают в Твоих руках крупные земель­ные владения.

Так, в истории первой династии Хань говорится о том, что “министр Чжан Ю владел 40 тыс. (акров), а другие, собиравшие землю, обладали обширными земельными пространствами; вследствие этого народ жил в бедственных условиях... После того как империя прожила в мире несколько поколений, влиятельные... богатые люди и чиновники часто владеют огромным имуществом, тогда как бедняки и маломощные стра­дают всё больше и больше”.

Само собой разумеется, что это разорение широких слоев трудовых масс должно было приводить к росту рабовладения и к увеличению количества рабов в стране. Доведённые до нищеты, бедняки принуждены были часто продавать в рабство своих детей. Такие факты описываются в истории первой династии Хань:

“У населения удела Цинь семьи были бедны, а дети крепки и сильны;

поэтому и их отдавали в залог... когда несколько раз подряд бывал не­урожай, население вынуждалось продавать именитым людям своих детей, чтобы добыть одежду и пищу”.Так же как и в других древневосточных странах, в Китае существовали промежуточные формы долговой кабалы, при­водившие постепенно к рабству. В источниках периода Хань говорится о том, что “по обычаям продававшиеся в рабство дети и взрослые сначала считались заложниками; если по прошествии трёх лет они не выкупались, они делались окончательно рабами”. Главным источником рабства являлись войны, которые сопровождались захватом большого количества пленников. Наря­ду с этим тяжёлое бремя ложилось на плечи свободного трудового населения в годы войны, когда бедняки разоря­лись от налогов и многие из них погибали на полях сраже­ний. Всё это приводило к нищете и к разорению широких слоев трудовых масс. В китайских источниках нередко ука­зывается на то, каким тяжёлым бичом для широчайших слоев населения были войны:

“в царствование У Ди правительство много занималось военными экспедициями и гражданскими сооружениями, поэтому требовалось такое количество рабочей силы для выполнения этих проектов, что многие вынуж­дены были бросить основное своё занятие — земледелие... Император У Ди из династии Хань послал военные силы против варваров в четырёх направлениях и наложил на народ тяжёлые налоги. Люди, имевшие трёх­летних сыновей, должны были платить за них подушные налоги. Это причиняло много страданий. Некоторые даже убивали своих сыновей, как только они рождались”.

В годы войны, когда нарушалась обычная хозяйственная жизнь страны, рабовладельческая аристократия, опираясь на аппарат государственной власти, облагала население различ­ными податями. Так, в эпоху Хань, помимо обычных налогов, были введены налоги на соль и железо. Работорговля достигла в эту эпоху чрезвычайно широких размеров, что также ука­зывает на большое число рабов в стране. Создаются специ­альные рынки рабов и появляются торговцы, которые спе­циализируются на продаже рабов и принимают всякие меры к тому, чтобы получить как можно больше барыша от этой тор­говли. В истории первой династии Хань указывается на то, что “занимающиеся ныне продажей рабов одевают последних в па­радные одежды... и выставляют их в стойлах (на* базарах)”.

Разорение трудовых масс, постепенный распад сельских общин, рост крупного землевладения, работорговли — всё это вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы. В источниках этого периода указывается на то, что некоторые государственные деятели пытались прини­мать меры к смягчению классовых противоречий. С этой целью делались попытки ограничить землевладение и рабовладение. В царствование императора Ай Ди был выдвинут довольно любо­пытный проект, согласно которому представители знати, чинов­ники могли иметь не более 5 тыс. единиц земли (му). Число рабов согласно этому проекту должно было быть также ограни­чено. В зависимости от своего социального положения тот или иной рабовладелец мог иметь от 30 до 200 рабов. Однако этот проект не был осуществлён.

Политическая история эпохи Хань известна значительно лучше, чем история предшествующих периодов. В источниках сохранилось много указаний на обострённые формы классовой борьбы, происходившей в царствование различных императоров династии Хань. Традиция указывает на то, что некоторые импе­раторы, как, например, Лю Бан, происходили из среды общин­ников. Имеются указания и на то, что против власти императора нередко поднимались эксплуатируемые массы населения.

Чрезвычайно существенным фактом, характеризующим состояние Китая в эту эпоху, является значительный рост внешней тор­говли и в связи с этим широкое развитие завоевательной поли­тики. В конце II в. до н. э. при императоре У Ди (140—87 гг. до н. э.) китайцы проникают довольно далеко на запад вплоть до Средней Азии. Китайские караваны направляются через Восточный Туркестан в район южных оазисов Таримского бассейна и в области между Оксом и Яксартом (Аму-Дарья и Сыр-Дарья). Особенно оживлённые торговые взаимоотношения китайцы устанавливают с Ферганой. Различные китайские товары привозятся в Бактрию, откуда персидские торговцы везут их дальше на запад, в Сирию. Китайцы вывозили шёлк, а ввозили различные ткани, пёстрые ковры, стекло, металлы, драгоценности, яшму и кораллы, лекарства, а в частности из Бактрии, лошадей и верблюдов. Через Персию и Сирию ки­тайские товары проникали в Римскую империю. Стремление захватить в свои руки важные торговые пути и рынки при­вело к развитию завоевательной политики. Китайские импе­раторы из династии Хань завоёвывают Восточный Туркестан (Синцзян), захватывают в свои руки Корею и даже некоторые области Индо-Китая, стремясь открыть дорогу в Индию. Ки­тайское правительство устанавливает дипломатические и тор­говые взаимоотношения с многочисленными государствами (их насчитывают до 36). В китайских текстах этого времени встречаются названия, в которых видят названия Парфии и Сирии. С этими странами китайцы устанавливают торговые связи. Эта широко развитая внешняя торговля и завоеватель­ная политика приводили к ещё большему обогащению рабовла­дельческой аристократии, что создавало внешний, кажущийся эффект благосостояния страны и государства.

Развитие могущества китайского государство нашло своё отражение и в росте культуры. В источниках указывается на то, что в это время основывались академии, библиотеки, что государство поддерживало писателей, заботилось о по­вышении квалификации чиновников, устраивая публичные экзамены. Однако всё это носило показной и внешний харак­тер. Широкие массы трудового населения находились в тя­жёлом положении. На это ясно указывают реформы узур­патора Ван Мана, выдвинутого, очевидно, довольно значитель­ными группами средних свободных слоев сельского городского населения, стремившихся к смягчению классовых противо­речий. В это время всё шире распространяются теории, целью которых было ослабить формы классовой эксплуатации. Произ­водятся попытки несколько смягчить острые социальные проти­воречия и тем самым заглушить классовую борьбу. В этом отно­шении характерны теории Дун Чжун-шу и Ван Чуна и реформы Ван Мана. Ван Ман пытался конфисковать крупные земельные владения, перераспределить земельный фонд, запретить куплю и продажу рабов и даже регулировать законами цены, одновремен­но рекомендуя активно вмешиваться в торговую жизнь страны. Так государственная власть используется для установления наиболее мощного контроля над хозяйственной жизнью страны. Однако эти реформы окончились неудачей (9 г. н. э.). Уже через три года Ван Ману пришлось снова разрешить покупку и продажу рабов.

Эти полумеры, которые проводились рабовладельческим государством в целях смягчения классовой борьбы, не могли привести ни к ка­ким результатам. Голодные восстания, широкие социальные дви­жения продолжались и даже усиливались. Очень крупным вос­станием было известное восстание “краснобровых”, во главе кото­рых стоял Фан Чун, поднявший значительные массы населения в Шаньдуне в 18 г. н. э. К восставшим присоединились и реак­ционные аристократические группировки, которые были недо­вольны мероприятиями Ван Мана. В 23 г. войска Ван Мана были разбиты, и в 25 г. аристократы, примкнувшие к “краснобровым”, сумели одержать над ними верх, разбить восставших и снова восстановить прежние рабовладельческие порядки. Другое крупное восстание произошло в 184 г. Это было вос­стание “жёлтых тюрбанов”, организованное крупным поли­тическим деятелем того времени Чжан Цзяо. Группа восставших получила название: “дорога ко всеобщему миру”. Руково­дители восстания объявлены были народными героями. Они были популярны в массах и пользовались большим авторитетом. Один из них был даже объявлен “богом войны”. Руководите­лям восстания удалось собрать громадную 100-тысячную ар­мию. Несмотря на широкий размах этого массового народного движения, восстание было подавлено. Однако династия Хань не смогла удержать власть в своих руках. Многочисленные восстания подточили государство Хань, набеги кочевников довершили его разгром.

Китайская культура восходит к очень глубокой древности. Сохранившиеся литературные источники, по большей части про­изведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысяче­летия. Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к древним формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией. В исторических Источниках сохранилось воспомина­ние о том времени, когда ещё были широко распространены тотемистические представления, связанные с обоготворением природы. Так, Чжан Шоуцзе, комментатор Сыма Цяня, пишет:“Хуанди был царём государства Медведя. Его мать однажды была в поле и зачала от того, что увидела большую молнию, окружившую полярную звезду. После этого через 24 месяца она родила Хуанди”. Можно предполагать, что Хуанди счи­тался начальником одной из тотемных групп Медведя.

Широко был развит в древнем Китае культ природы, в осо­бенности культ земли и гор. Этот древний культ гор связан с рельефом самой местности и с хозяйственным бытом того вре­мени, когда древнейшие предки китайцев кочевали от гор к рекам, проводя лето на горах, а зиму в степи. В Китае долго существовала форма особых гаданий, связанных с землей (геомантия). Наряду с этим китайцы обоготворяли солнце, луну, планеты и звёзды, реки и деревья. Как и многие другие древние народы, они обоготворяли предков, и этот культ, тесно связанный с прочным патриархальным бытом, сохранился в своих закостеневших формах до очень позд­него времени.