Иван III: исторический портрет

Иван III: исторический портрет

1. Иван III: первые годы жизни.

В 1425 г. в Москве умирал великий князь Василий Дмитриевич. Он оставлял великое княжение своему малолетнему сыну Василию, хотя и знал, что с этим не смирится его младший брат, галицкий и звенигородский князь Юрий Дмитриевич. В течение начавшейся после смерти Василия Дмитриевича борьбе за власть энергичный и опытный Юрий дважды захватывал Москву. Однако в середине 30-х годов CUвека он умер, но борьба на этом не закончилась. Его сыновья – Василий Косой и Дмитрий Шемяка – продолжили борьбу.

В такие времена войн и смут появился на свет будущий «государь всея Руси» Иоанн III, который, по словам Н.М. Карамзина, «имел редкое счастье властвовать сорок три года и был достоин оного, властвуя для величия и славы россиян»[1]. Поглощенный водоворотом политический событий, летописец обронил лишь скупую фразу: «Родился великому князю сын Иван генваря 22»[2](1440 г.).

Всего пять безмятежных лет было отпущено судьбой княжичу Ивану. 7 июля 1445 г. московские полки были разбиты в битве с татарами под Суздалем, а великий князь Василий Васильевич, отец Ивана, попал в плен. В довершение всего в Москве вспыхнул пожар, в связи с чем вся великокняжеская семья покинула город.

После внесения огромного выкупа Василий IIвозвратился на Русь. В феврале 1446 г., взяв с собой сыновей Ивана и Юрия, великий князь отправился на богомолье в Троице- Сергиев монастырь, надеясь отсидеться, т.к. в то время часть московского боярства строила планы возведения на престол Дмитрия Шемяки. Последний, узнав об отъезде великого князя, без труда захватил столицу. Тремя днями позже Василия IIпривезли в Москву и там ослепили.

В то время Иван с братом укрывались в монастыре. Затем верные люди перевезли княжичей сначала в село Боярово – Юрьевскую вотчину князей Ряполовских, а потом в Муром.

Так Ивану, еще шестилетнему мальчику, пришлось многое испытать и пережить.

Однако в Муроме Иван, сам того не зная, сыграл крупную политическую роль. Он стал символом сопротивления, туда стекались все, кто остался верен свергнутому Василию Темному. Понимая это, Шемяка приказал доставить Ивана в Переяславль, а оттуда к отцу в Углич, в заточение. Шемяка пожаловал Василию Темному Вологду, куда, следуя за отцом, устремился и Иван с другими членами семьи. Едва приехав в Вологду, Василий устремился в Кирилло-Белозерский монастырь. Там его освободили от крестного целования Шемяке.

В Твери у великого князя Бориса Александровича изгнанники нашли поддержку, однако великий князь согласился помочь не бескорыстно. Одним из условий был брак Ивана с тверской княжной Марией.

Пребывание в Твери закончилось отвоеванием Москвы в феврале 1447 г. В столицу вместе с отцом въехал официальный наследник престола, будущий зять могущественного тверского князя Иван.

Уже с 1448 г. Иван Васильевич титулуется в летописях великим князем. Задолго до вступления на престол в руках Ивана оказываются многие рычаги власти. В 1448 г. он находился во Владимире с войском, прикрывавшем от татар южное направление, а в 1452 г. отправился в свой первый военный поход против Шемяки, однако последнему опять удалось уйти от погони.

В том же году на двенадцатом году жизни Иван сочетался браком с Марией (настало время выполнить давнее обещание). Год спустя в Новгороде неожиданно умер Дмитрий Шемяка, а для Ивана закончилось детство, которое вместило столько драматических событий, сколько иной человек не переживал за всю жизнь. После похода великого князя на Новгород в 1456 г. права Ивана в тексте мирного договора, заключенного в местечке Яжелбицы, были официально приравнены к правам отца.

15 февраля 1458 г. на восемнадцатом году жизни у Ивана родился сын, названный также Иоанн, прозванный Младым. Раннее рождение наследника давало уверенность в том, что усобица не повторится.

По словам Н.М. Карамзина, в то время, а именно «В лета пылкого юношества Иван изъявлял осторожность, свойственную умам зрелым, опытным, а ему природную: ни в начале, ни после не любил дерзкой отважности; ждал случая, избирал время; не быстро устремлялся к цели, но двигался к ней размеренными шагами, опасаясь равно и легкомысленной горячности и несправедливости, уважая общее мнение и правила века. Назначенный судьбою восстановить единодержавие в России, он не вдруг предпринял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными».[3]

Вскоре, 27 марта 1462 г., В 3 часа ночи великий князь Василий Васильевич Темный умер. В Москве теперь был новый государь – 22-летний великий князь Иван.

2. Софья Палеолог и ее влияние на укрепление власти Ивана III.

Первая жена Ивана III, тверская княжна Мария Борисовна, скончалась еще 22 апреля 1467 г. По ее смерти Иван стал искать другую жену, подальше и поважнее. 11 февраля 1469 года г. в Москве появились послы из Рима, чтобы предложить великому князю жениться на жившей в изгнании после падения Константинополя племяннице последнего византийского императора Константина CIСофье Палеолог. Иван III, одолев в себе религиозную брезгливость, выписал царевну из Италии и женился на ней в 1472 г. Так, в октябре того же года Москва встречала свою будущую государыню. В недостроенном ещё Успенском соборе состоялся обряд венчания. Греческая принцесса стала великой княгиней московской, владимирской и новгородской.

Эта царевна, известная тогда в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву «очень тонкий ум и получила здесь весьма важное значение»[4].Это была женщина «необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое»[5].Так, именно ее влиянию приписывается решимость Ивана IIIсбросить с себя татарское иго. Однако Софья могла внушить лишь то, чем дорожила сама и что понимали и ценили в Москве. Она, с привезенными ею греками, которые видали и византийские и римские виды, могла дать ценные указания, как и по каким образцам ввести желательные перемены, как изменить старые порядки, которые так не соответствовали новому положению московского государя. Так, после совершения второго брака государя в России стали селиться многие итальянцы и греки, получило процветание наряду с собственно русским греко-итальянское художество. Почувствовав себя в новом положении рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, Иван сменил прежнюю некрасивую кремлевскую обстановку. Выписанные из Италии мастера построили новый Успенский собор, Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором.

Сверх того многие греки, приехавшие в Россию с царевной, стали полезными своими знаниями в языках, особенно в латинском, необходимом тогда во внешних государственных делах. Они обогатили спасенными от турецкого варварства книгами московские церковные библиотеки и «способствовали велелепию нашего двора сообщением ему пышных обрядов византийского»[6].

Но главным значением этого брака было то, что женитьба на Софье Палеолог способствовала утверждению России преемницей Византии и провозглашению Москвы Третьим Римом, оплотом православного христианства. Уже при сыне Ивана IIIидея Третьего Рима крепко укоренилась в Москве. После брака на Софье Иван IIIвпервые отважился показать европейскому политическому миру новый титул государя всея Руси и заставил признать его. Если раньше обращение «господине» выражало отношение феодального равенства (или, в крайнем случае, вассалитета), то «господарь» или «государь» - подданства. Этот термин означал понятие о властителе, не зависящем ни от какой внешней силы, никому не платящем дани. Таким образом, Иван мог принять этот титул, только перестав быть данником ордынского хана. Свержение ига устранило к этому препятствие, а брак с Софьей дал на то историческое оправдание. Итак, «почувствовав себя и по политическому могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству преемником павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца CUв. на его печатях появляется византийский герб – двуглавый орел»[7].

Таким образом, брак Ивана и Софьи имел в высшей степени политическое значение, которое заявляло всему свету, что «царевна, как наследница павшего византийского дома, перенесла его державные права в Москву как в новый Царьград, где и разделяет их со своим супругом»[8].

3. Присоединение удельных княжеств и Великого Новгорода.

К началу правления Ивана IIIвеликое княжество Московское было самым крупным, но не единственным. За четверть века московский князь существенно изменил политическую карту Северо-восточной Руси, присоединив огромные территории. Для средневековых темпов развития это был подлинный взрыв в политических отношениях, превращавший Ивана IIIв глазах подданных в государя всея Руси.

Территориальный рост Московского княжества начался с первых лет правления Ивана III. В середине-второй половине 60-х годов окончательно утратило суверенитет Ярославское княжество, князья которого давно уже были «подручниками» московских правителей.

В 1474 г. еще спокойнее были ликвидированы остатки независимости Ростовского княжества: у тамошних князей были выкуплены остатки их княжеских прав.

Трудной задачей было присоединение Новгородской земли, где традиции самостоятельности были весьма сильны. Часть новгородского боярства во главе с вдовой посадника Марфой Борецкой и ее сыновьями стремилась к открытому разрыву с Москвой и искала помощи у Великого княжества Литовского, чтобы удержать свои вольности. Другие бояре надеялись, что хорошие отношения с великим князем помогут сохранить самостоятельность Новгорода. В 1471 г. Борецкие одержали верх. Новгород заключил договор с великим князем литовским и королем польским Казимиром IU: Новгород признал Казимира своим князем, принимал его наместника, а «честный король» Казимир брал обязательство, если «поидет князь велики Московский на Велики Новъгород», «всести на конь… против великого князя и боронити Велики Новъгород»[9].

Такой договор был законным поводом для войны против Новгорода. Иван IIIсобрал войска всех подчиненных ему князей, в том числе тверские, и двинулся в поход. На реке Шелони в июле 1471 г. новгородцы потерпели поражение. Казимир, понимая, что у него нет в Новгороде полной поддержки, не выполнил договора. Новгородский архиепископ не разрешил участвовать в битве своему полку, а это была немалая часть ополчения. Такая позиция Казимира и архиепископа объяснялась тем, что и среди боярства, и особенно среди городских низов были распространены антилитовские настроения. Победа в Шелонской битве укрепила власть Ивана IIIнад Новгородом. Потерпела урон антимосковская группировка: был казнен попавший в плен сын Марфы посадник Дмитрий Борецкий. Но Новгород оставался пока независимым.

Иван IIIстремился не к усилению зависимости Новгорода, а к полному его присоединению. Для этого он решил сначала свои позиции в Новгородской земле. В 1475 г. он предпринял туда поездку с большими вооруженными силами. 21 ноября 1475 г. Иван прибыл в столицу вечевой республики «миром». Он всюду принимал дары от жителей, а вместе с ними и жалобы на произвол властей. Тем самым он одновременно решал две задачи: перед черными людьми выступал в роли защитника народа, а враждебную ему группировку бояр ослаблял. Многие бояре были арестованы, часть их отправили для дальнейшего расследования в Москву, что было грубым нарушением новгородского права. В феврале 1476 г. великий князь возвратился в Москву, но, тем не менее, продолжал принимать челобитные и вызывать бояр для суда, действую не как традиционный новгородский князь, а как феодальный монарх.

Звезда Новгорода Великого неумолимо приближалась к закату. Общество вечевой республики давно уже разделилось на части. В феврале 1477 г. в Москву приехали новгородские послы. Приветствуя Ивана Васильевича, они назвали его не «господином», как обычно, а «государем». По тем временам подобное обращение выражало полное подчинение. На вопрос Ивана III: « Какова хотят государства их отчина их Великий Новъгород?» - новгородские власти ответили, что послы не имели на такое обращение полномочий. В Новгороде были убиты на вече некоторые из сторонников Москвы. Так появился повод для похода на Новгород. Осенью войска Ивана двинулись к городу. Великий князь с войском прошел по льду озера Ильмень и встал под самыми стенами Новгорода. То и дело подходили подкрепления. Вечевые власти не решились сопротивляться, а Иван IIIпредъявил им жесткий ультиматум: «хотим господарьства на своей отчине Великом Новегороде такова, как наше государьство в Низовской земле на Москве», что означало ликвидацию особенностей политического строя в Новгороде. Далее Иван разъяснил, что конкретно он имеет в виду: «вечу колоколу во отчине нашей в Новегороде не быти, а господарьство свое нам держати»[10].

В январе 1478 г. новгородские власти капитулировали, вече было отменено, вечевой колокол увезен в Москву, вместо посадников и тысяцких городом теперь правили московские наместники. Земли у наиболее враждебных Ивану бояр были конфискованы, но прочие боярские вотчины Иван IIIобещал не трогать. Это обещание он не сдержал: вскоре начались новые конфискации. Всего за 1484 – 1499 гг. 87% земель сменило своих владельцев; кроме мельчайших собственников - «своеземцев», все новгородские вотчинники лишились своих владений. Земли выселенных новгородцев отдали московским служилым людям.

Таким образом, присоединение Новгорода можно отнести к одному из важнейших итогов деятельности Ивана III, великого князя московского и всея Руси.

Вслед за Новгородом пришло время ликвидации независимости Тверской земли. Она оказалась после присоединения Новгорода зажатой между московскими владениями, лишь на западе гранича на небольшом протяжении с Великим княжеством Литовским. Тверской князь Михаил Борисович чувствовал, что его власти приходит конец. Этого князя ничему не научил опыт новгородских бояр, которые напрасно ждали обещанной помощи от Казимира IU: Михаил Борисович заключил союз с королем. Тогда Иван IIIбросил на княжество свои войска, и Михаил Борисович быстро капитулировал. Видимо не до конца понимая сложившуюся ситуацию, он вскоре отправил Казимиру гонца с грамотами, но тот был перехвачен по дороге людьми Ивана III. Это был желанный повод для Ивана окончательно решить тверскую проблему. 8 сентября 1485 г. московские войска подошли к городу, а уже в ночь с 11 на 12 сентября Михаил Борисович с кучкой верных ему бояр бежал в Великое княжество Литовское. 15 сентября Иван IIIи его сын Иван торжественно въехали в город. Иван Иванович, бывший по матери родным внуком тверского великого князя Бориса Александровича, стал великим князем тверским. Независимое великое княжество тверское прекратило свое существование.

В1489 г. к Русскому государству была присоединена Вятка – отдаленная и во многом загадочная для современных историков земля за Волгой. С присоединением Вятки дело собирания русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского, было закончено. Формально самостоятельными оставались только Псков и великое княжество Рязанское. Однако они находились в зависимости от Москвы, т.к. часто нуждались в помощи великого князя.

В состав Русского государства были также включены народы Севера. В 1472 г. была присоединена «Великая Пермь», населенная коми, карельские земли. Российское централизованное государство становилось многонациональным суперэтносом.

Таким образом, успешно осуществленное Иваном IIIобъединение русских земель содействовало не только развитию производительных сил государства, но и укрепило международное положение Руси.

4. Внешняя политика Ивана IIIи освобождение Руси от татарского ига.

Во внешней политике Ивана IIIможно выделить три основных направления: борьба за свержение ига Золотой Орды, борьба с Великим княжеством Литовским за возврат захваченных им русских, украинских и белорусских земель, а также борьба с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю. Иван III, обладавший ярким талантом дипломата, в нужный момент концентрировал всю свою силу на каком-то одном направлении.

Первой задачей, стоявшей перед внешней политикой великого князя, была ликвидация ордынского ига. После 1476 г. Иван уже не посылал в Орду дани. В июне 1480 г. хан Ахмат выступил в поход против Руси, воспользовавшись тем, что обстановка в стране для Ивана IIIскладывалась крайне неблагоприятная. Во-первых, подняли мятеж братья великого князя – Андрей Галицкий и Борис Волоцкий, недовольные тем, что старший брат не поделился с ними уделом умершего в 1472 г. дмитровского князя Юрия. Во-вторых, Ливонский орден совершил нападение на Псковскую землю, а в только что присоединенном Новгороде тоже было неспокойно. Воспользовавшись этим, Ахмат собрал огромное войско и заключил военный союз с Казимиром.

В августе и сентябре происходили стычки русских и ордынских отрядов, основные же русские полки стояли на Оке в ожидании неприятеля. Великий князь подготовил Москву к возможной осаде, а главное, уладил свои отношения с братьями.

В начале октября русское и ордынское войска оказались друг против друга на берегах притока Оки – Угры. Дважды хан пытался форсировать Угру, но оба раза был отброшен. На третью попытку Ахмат уже не решился, а предпочел пока вступить в переговоры. Хан потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь или его сын, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за несколько лет. Все эти требования были отклонены, и переговоры прервались. Казимир так и не появился, т.к. вынужден был бросить свои силы на защиту Литвы от крымского хана Менгли-Гирея. Ни Иван III, ни хан Ахмат так и не рискнули начать сражение. Знаменитое «стояние на Угре» продолжалось до глубокой осени. Исход его решил рейд русско-татарского отряда под командованием воеводы Ноздреватого и царевича Нур-Даулет-Гирея в тыл Ахмата, в Поволжье. Узнав об угрозе своим владениям, Ахмат быстро отступил и вскоре погиб. А Иван III, почувствовав силы противостоять хану, изгнал его послов и отказался возобновить выплату дани.

Так ордынское иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия, окончилось, а почти бескровное «стояние на Угре» показало и мощь молодого государства, и дипломатическое искусство Ивана III.

Это искусство помогло Ивану найти правильную линию в том сложном клубке международных противоречий, в котором оказалась Россия. Османская империя после падения Византии захватила Балканы, оказалась на границах Германской империи. Папа римский предполагал создать антиосманскую лигу христианских государей, привлечь к участию в ней Россию и тем самым подчинить себе и русскую церковь. Но Иван IIIне увлекся перспективой получить «византийское наследство». Трезвый политик, он не пошел на столкновение с Османской империей. Борьба с сильнейшей военной державой тогдашней Европы могла лишь обескровить Русь, а Иван стремился к мирным отношениям с Крымом и Турцией.

Провалились и попытки Германской империи втянуть Ивана IIIв борьбу между императором и венгерским королем. В обмен на военную помощь император предлагал великому князю королевский титул и брак дочери Ивана со своим племянником. Иван IIIответил, что «поставление» на престол имеет от бога и не хочет получать его ни от кого другого. Женихом своей дочери он соглашался видеть только сына императора, а не его племянника.

Однако главные усилия Россия направила на воссоединение русских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского. В 1492 г. умер великий князь литовский и король польский Казимир. Его сын Александр был избран, подобно отцу, великим князем литовским, а на трон короля польского сел другой сын Казимира – Ян-Альбрехт. Таким образом, личная уния Литвы и Польши оказалась разрушенной. Иван IIIвоспользовался моментом общей неразберихи в польско-литовском государстве и неожиданно вторгся в литовские пределы.

Литовцы и поляки оказались совершенно не готовы к войне, и увенчавший ее мир закрепил за московским государем титул «великого князя всея Руси», т.к. к Москве отошли ранее захваченные Литвой земли в верховьях Оки, которые некогда принадлежали местным удельным князьям, перешедшим на московскую службу. И хотя итоги войны были закреплены династическим браком между дочерью Ивана IIIЕленой и великим князем литовским Александром, вскоре война за северские земли вспыхнула с новой силой. Решающая победа в ней была одержана московскими войсками в битве при Ведроше (14 июля 1500 г.), что в значительной мере явилось следствием кавалерийских рейдов казанского царя Махмет-Ахминя, отвлекшего на себя крупные силы врага.

Итак, к началу CUIстолетия у Ивана IIIимелись все основания называть себя Великим князем всея Руси. Действительно, вся территория Древней Руси, за исключением части, захваченной Польшей, вошла в состав нового русского государства, которому «предстояло теперь шагнуть в совершенно иное историческое время»[11].

5. Внутренние преобразования Ивана III: Судебник 1497 г.

Создание единого государства оказало влияние на развитие экономики и социального строя Руси. Объединение потребовало также создания нового порядка управления страной. Так, в конце CUвека в Москве начали формироваться органы центрального управления – «приказы», которые были прямыми предшественниками петровских «коллегий» и министерств CICв. В провинции главную роль стали играть наместники, назначавшиеся самим великим князем. Претерпевало изменение и войско. На место княжеских дружин приходили полки, состоящие из помещиков. Помещики получали от государя на время своей службы населенные земли, которые и приносили им доход. Благодаря этому помещики были заинтересованы в честной и долгой службе московскому государю.

В 1497 г. был издан Судебник – первый общегосударственный свод законов со времен Киевской Руси. Этот документ был необходим для упорядочения общественных отношений в новом централизованном государстве.

В основу Судебника 1497 года легли такие документы, как Русская правда, Псковская судная грамота, Губная запись, уставные грамоты местного самоуправления, текущее законодательство московского князя. Но многие нормы были изменены, переработаны, многие появились впервые. Несмотря на это, многие общественные отношения не были урегулированы нормами права и их приходилось решать не по закону, а по обычаю. Судебник 1497 года в основном содержали процессуальное право и лишь от части гражданское и уголовное.

В отношении гражданского законодательства произошли некоторые изменения, так как в период Московского царства, со значительным повышением роли отдельного человека в обществе, это было неизбежно. Гражданское право Московского государства включало в себя три основных института: институт права собственности, обязательственное право и наследственное право. Субъектами гражданского права обычно являлись мужчины, но в Московском государстве наметилась тенденция развития и прав женщин. Для того, чтобы участвовать в гражданских правоотношениях необходимо было обладать дееспособностью, а также достигнуть совершеннолетия, то есть 15 лет.

В Судебнике 1497 года к гражданскому праву относятся статьи с 46 по 47 и с 54 по 66. Следует отметить, что большинство статей Судебника 1550 года, относящихся к гражданскому праву, берут начало из Судебника 1497 года, но есть и новые статьи.

Институт права собственности по Судебнику 1497 года характеризовался полным или почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Общинные земли переходили в частные руки – вотчинников, помещиков, включались в состав княжеского домена. В тоже время более четко оформлялось вотчинное и помещичье землевладение.

Судебник 1497 года подробно регламентировал вопросы холопства. Это было связано с тем, что холопы, а также зависимые крестьяне составляли основную рабочую силу феодального хозяйства. В Судебнике излагаются нормы, определяющие порядок возникновения и прекращения холопства, регулируют отношения владельцев одного и того же холопа, устанавливают определенные препятствия для некоторых слоев общества для попадания в холопы.

Статья 56 Судебника 1497 года устанавливает, что холоп, бежавший из татарского плена, получает свободу. Это было связано с тем, что существовала проблема возвращения пленных, в тот период был введен даже специальный налог – лоняничные деньги, на который выкупали пленных.

Статьи 57 и 88 Судебника закрепляла очень важные положения, касающиеся крестьян. В этих статьях крестьянам запрещалось переходить от одного хозяина к другому по своему усмотрению. Эти статьи отразили крупнейший этап в оформлении крестьянской зависимости. В предшествующий период феодального строя, несмотря на зависимость крестьян от землевладельца, крестьяне пользовались правом свободного перехода от одного владельца к другому. Но усиление феодального землевладения, происходившее за счет захвата или раздачи издавна заселенной крестьянами земли в собственность феодалов. Дальнейшее развитие производительных сил вызвали острую потребность землевладельцев в рабочей силе. Землевладельцы стали устанавливать невыгодные для крестьян сроки выхода и обязанность уплаты всех долгов. Статья 57 Судебника 1497 года юридически ограничил выход крестьян: за две недели до Юрьева дня (26 ноября) и за неделю после. Таким образом Судебник 1497 года удовлетворил требованиям господствующего класса, законодательно оформив повсеместное ограничение крестьянского выхода.

В заключении я бы хотела отметить, что с появлением этого Судебника видна тенденция развития права на Руси, в том числе и гражданского. Судебник был направлен на централизацию государства. Этот правовой документ имел большое организующее и прогрессивное значение, так как содействовал задачи объединения и укрепления русских земель в единое многонациональное государство. Однако, по-видимому, Судебник несколько опередил время в том смысле, что потребность в общегосударственном законодательстве не подкреплялась уровнем централизации. На местах великокняжеские наместники руководствовались Уставными грамотами. Но, несомненно, его появление внесло большой вклад в развитие русского права.

6. Значение деятельности Ивана III. Содержание «Завещания».

В 1490 г. в возрасте 32 лет скончался сын и соправитель великого князя, талантливый полководец Иван Иванович Молодой. Его смерть привела к долгому династическому кризису, который омрачил последние годы жизни Ивана III. После Ивана Ивановича остался малолетний сын Дмитрий, представлявший старшую линию потомков великого князя. Другим претендентом на престол был сын Ивана III от второго брака, будущий государь всея Руси Василий III (1505—1533 гг.). За обоими претендентами стояли ловкие и влиятельные женщины — вдова Ивана Молодого валашская принцесса Елена Стефановна и вторая жена Ивана III, византийская принцесса Софья Палеолог. Выбор между сыном и внуком оказался для Ивана III делом крайне непростым, и он несколько раз менял своё решение, стремясь отыскать такой вариант, который бы не привёл к новой череде междоусобий после его смерти. Поначалу верх взяла «партия» сторонников Дмитрия-внука, и он в 1498 г. был коронован по неизвестному до того чину великокняжеского венчания, несколько напоминавшему обряд венчания на царство византийских императоров. Юный Дмитрий был провозглашен соправителем деда. Однако торжество «великого князя всея Руси Дмитрия Ивановича» продолжалось недолго. Уже в следующем году он и его мать Елена попали в опалу. А ещё через три года за ними сомкнулись тяжёлые двери темницы. Новым наследником престола стал княжич Василий. Ивану III, как и многим другим великим политикам эпохи средневековья, пришлось в очередной раз принести в жертву государственной надобности и свои родственные чувства, и судьбы своих близких.

В своем завещании, подобно предшественникам, Иван поделил волости между пятью сыновьями: Василием, Юрием, Димитрием, Семеном и Андреем, но старшему, Василию было дано 66 городов, в том числе самые значительные, тогда как всем остальным сыновьям вместе дано менее половины городов, а именно, только 30. Что же касается отношений старшего брата к младшим, повторяется обычное выражение: «Приказываю детей своих меньших, Юрия с братьею, сыну своему Василию, а их брату старшему: вы, дети мои, - Юрий, Димитрий, Семен и Андрей, держите моего сына Василия, а своего брата старшего вместо меня, своего отца, и слушайте его во всем; а ты, сын мой Василий, держи своих братьев младших в чести, без обиды»[12].

В заключении хотелось бы подвести некоторый итог деятельности Ивана III, а также произвести оценку непосредственно личности великого князя.

Итак, одной стороной Иван стоит на рубеже двух эпох и принадлежит обеим. Он такой же князь-собиратель, как и его предшественники, у него те же цели, те же приемы, те же средства, как и у тех. Истинный потомок Калиты, он так же расчетлив, медлителен и осторожен в своих действиях, так же избегает решительных мер, всего рискованного и терпеливо ждет, пока плод не созреет вполне и не свалится сам.

Одно выделяет его от предков: он счастливее их. Он жил в ту пору, когда плод уже созрел, и цель была достигнута: ему не для чего выходить на Куликово поле и биться там с татарами, рисковать своим будущим – хан Ахмат постоит на берегу Угры и сам отойдет в свои приволжские степи; нечего осаждать Тверь – она сама отворит ворота и покорно признает его власть; стоит ему пригрозить и подойти к Новгороду – и конец вечевому колоколу, конец новгородской свободе. Северо-Восточная Русь, став объединенной, превратила Ивана в государя и наделила его средствами в таких размерах, о каких предыдущие князья не смели и мечтать. Московское княжество начнет с той поры превращаться в Россию, начнет принимать участие в общеевропейской жизни – это создаст совершенно новые условия существования, породит новые цели, а для достижения этих целей заставит искать и новые средства.

Назвав себя царем и самодержцем, Иван IIIопределил новое место независимой России в ряду других государств, подчеркнул ее самоценность; и, отказываясь от предложенного императором королевского титула, заявив, что «мы, божьей милостью, государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, и как прежде его ни от кого не хотели, так и не хотим и теперь»[13], - он указал, что новая Россия не пойдет в хвосте других держав, но дорожит собственным Я и будет заботливо оборонять его, как святыню. Короче говоря, Иван IIIвывел Россию на новый путь международной жизни.

Однако в домашних делах, в пределах своего Московского княжества Иван полон противоречий. Так, сегодня он коронует на царство внука и сажает под стражу сына, а завтра низложит внука и его лишит свободы, а на его место поставит сына. Чувствуй Иван себя в эту минуту государем, он, наверное, поостерегся бы от подобного шага: ведь он наносил удар не только внуку, но и самой идее государства – идее столь еще молодой, едва начинавшей пускать первые ростки.

Таким образом, личность Ивана двоится: одной ногой он стоит уже в новом, будущем мире, другой – еще завяз в старом. Но это не отнимает у него права занимать одно из выдающихся мест среди деятелей русской старины. Это типичный представитель переходного времени. Уходя из прошлого, он не затворил за собой окончательно дверей, но он первый приотворил дверь туда, куда потом пришлось идти всей России. Но точнее всего роль этого государя в русской истории выразило одно его прозвище – Иван Великий.

Список литературы:

1. «История России с древнейших времен»/С.М. Соловьев, соч., т.5-- М.: 1993 г.

2. «История России»/Е.Ф. Шмурло. – М.: 1997 г.

3. «История России с древнейших времен до 1861 года»/ под ред. Н.И. Павленко. – М.: 1996 г.

4. «История России IC- CCвв.»/под ред. Г.А. Аммона, т.1. – М.: 1998 г.

5. «Курс русской истории»/ В.О. Ключевский, соч. в девяти томах, т. 2. – М.: 1988 г.

6. «Предания веков»/ Н.М. Карамзин. – М.: 1988 г.

7. «От Руси до России»/ Л.Н. Гумилев. – М.: 1998 г.

8. Энциклопедия для детей: т. 5, ч. 1 (История России и ее ближайших соседей)/ сост. С.Т. Исмаилова. – М.: 1995 г.

9. «Русский хронограф»/ А. Мадорский. – М.: 1999 г.

10.Российское законодательство X– XXвеков. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. Под ред. Горского А.Д. – М. 1985 г.

11.Судебники Русского государства. – М.: 1939 г.

***

[1]«Предания веков»/ Н.М. Карамзин. – М.:1988г. – стр.444

[2]Энциклопедия для детей: т.5 ч.1 (История России и ее ближайших соседей). – Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: 1995 г. – стр.277

[3]« Предания веков»/ Н.М. Карамзин.-М.: 1988 – стр.444

[4]«Курс русской истории»/ В.О.Ключевский, соч. в девяти томах, т.2. – М.: 1988 – стр.113

[5]там же

[6]«Предания веков»/ Н.М. Карамзин. – М.: 1988г. – стр.458

[7]«Курс русской истории»/ В.О. Ключевский, соч. в девяти томах, т.2. – М.: 1988 г. – стр. 116

[8]там же – стр.114

[9]«История России с древнейших времен до 1861 года»/ под ред. Н.И. Павленко. – М.: 1996 г. – стр.119

[10]«История России с древнейших времен до 1861 года»/ под ред. Н.И. Павленко. – М.: 1996 г. – стр. 120

[11]«От Руси до России»/ Л.Н. Гумилев. – М.: 1998 г. – стр.194

[12]«История России с древнейших времен»/С.М. Соловьев, соч., т.5-6. - М.: 1993 г. – стр.159

[13]«История России»/Е.Ф. Шмурло. – М.: 1997 г. – стр.156