Правовые проблемы виртуальной среды Интернет

Правовые проблемы виртуальной среды Интернет

1. История развития сети Интернет

Термин "Интернет" происходит от Interconnected Networks (объединённые сети). Прообразом современной сети Интернет принято считать американскую военно-промышленную территориальную сеть ARPANet (от английского Advanced Research Projects Agency Network). Разрабатывали систему ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Стэндфордского исследовательского центра, Университета штата Юта, Университета штата Калифорния в Санта-Барбаре. В 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения, все работы финансировались за счёт Министерства обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться.

2 января 1969 года было принято решение о начале работы над проектом по созданию сети компьютеров оборонных организаций. Сеть должна сохранять работоспособность в условиях ядерной атаки. К 1972 году 40 компьютерных центров могли обмениваться электронной почтой, осуществлять сеансы работы с удаленными на несколько сотен и тысяч километров электронно-вычислительными машинами и передавать файлы с данными. Идеологической основой проекта послужило отсутствие общего центра управления, полная самостоятельность каждого сегмента. Это решение было обусловлено необходимостью обеспечить работу каналов передачи информации при выходе из строя отдельных узлов. При иерархическом построении сети выход из строя центрального элемента приводил к потере работоспособности всей сети.

В 1984 году была разработана система доменных имен. В 1988 году был изобретен протокол Internet Relay Chat (IRC), который позволил общаться в реальном масштабе времени. Устанавливается единое глобальное информационное взаимодействие. В 1998 году папа римский Иоанн Павел II учредил всемирный День Интернета – 30 сентября. Число пользователей сетью Интернет приближается к 1,5 миллиардам человек.

Интернет это организационно упорядоченная совокупность документов и информационные технологии.

2. Правовое регулирование в сети Интернет

интернет сеть право проблема

Правовое регулирование в Интернете, как и в любой другой отрасли социальных отношений, необходимо, однако, применение норм в этой среде сталкивается с большими проблемами. Действие национальных нормативных актов распространяется на всю территорию того или иного государства. В странах организованы государственные органы, призванные принимать, реализовывать, а в случае необходимости понуждать к выполнению тех или иных правовых норм. Оборот информации в сети Интернет происходит свободно, границы государств ею легко преодолеваются. Информация может храниться на территории одного государства, а пользователи этой информации могут находиться в другом, причем это могут быть страны с разными политическим устройством, уровнем влияния религии на жизнь общества, степенью свободы слова, культурными традициями. Отсутствие для информации географических границ государства ведет к столкновению национальных законодательств стран, пересмотру их положений. Следовательно, стоит проблема формирования нового международного информационного законодательства. Разработка указанной отрасли права должна учитывать юридические свойства информации. В Интернете информация предоставляется в электронном виде, не имеет твердого носителя. Это осложняет, например, процедуру доказывания в суде. Как доказать, что информация располагалась в определенное время именно на этом сайте?

В научной среде существует две группы, представляющие противоположные точки зрение на возможность регулирования социальных отношений в среде Интернет. Одна точка зрения состоит в том, что Интернет – это такая среда, в которой право принципиально неприменимо. Другая группа ученых отстаивает точку зрения, что право в Интернете должно существовать, для этого необходимо учесть особенности и юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям.

Для выработки своей, личной точки зрения, сначала следует определить, является ли Интернет объектом или субъектом права? Объект права – это некие материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения. Например, объектами гражданских прав являются имущество, имущественные права, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности. У Интернета нет одного конкретного собственника, владельца, Интернет в целом никому не принадлежит, следовательно, Интернет не является объектом права.

Субъект права – в праве лицо (физическое и юридическое), государство, государственное или муниципальное образование, обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридической обязанности39. Интернет не является ни

международной организацией, ни государственным образованием, ни общественным объединением, ни юридическим лицом, которая вступала бы в правоотношения с какой-либо другой структурой. Следовательно, Интернет не является субъектом права.

Однако отдельных объектов, входящих в состав Интернета и принадлежащих конкретным лицам на праве собственности – великое множество. Существует также и большое количество субъектов, которые вступают между собой в правоотношения в связи с этими отдельными объектами.

Можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернете:

    лица, создающие программно-техническую часть инфраструктуры Интернета;

    лица, производящие и распространяющие информацию в Интернете;

    лица, потребляющие информацию из Интернета.

Основными объектами, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернете, являются следующие:

    программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;

    информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;

    доменные имена (они должны быть уникальными. Существуют ограничения на получение того или иного доменного имени, например, имя не должно быть созвучно наименованию государственного органа, известного товарного знака);

    информационные права и свободы;

    интересы личности, общества, государства в информационной сфере;

    информационная целостность и информационный суверенитет государства;

    информационная безопасность.

В основном отношения между субъектами Интернета регулируются традиционными нормами гражданского права, например, заключается договор между физическим лицом и интернет-провайдером на получение доступа к сети, то есть предоставляется информационная услуга.

За основу правового регулирования отношений в Интернете могут быть приняты нормы актов информационного законодательства, основные направления которого составляют:

    законодательство о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в области оборота информации;

    законодательство об управлении в сфере информации и информатизации на федеральном уровне, уровнях субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;

    законодательство об информационных ресурсах, архивных фондах, документированной информации, делопроизводстве;

    законодательство об информации ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, ноу-хау, служебная тайна, профессиональная тайна, персональные данные);

    законодательство об обороте интеллектуальной собственности (авторские право, права, смежные с авторскими, патентное право, право на фирменное наименование, право на коммерческое обозначение, право на товарный знак, право на наименование места происхождения товара);

    законодательство о СМИ;

    законодательство о рекламе;

    законодательство о создании и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

    законодательство о защите информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации;

    административное и уголовное законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Рассмотрим на примерах правовое регулирование оборота объектов, свойственных только Интернету.

Доменное имя. Каждый компьютер имеет уникальный IP-адрес, состоящий из четырех чисел, разделенных точками. Чтобы адреса было легче запоминать, каждому числовому адресу было присвоено символьное имя, то есть была создана доменная система имен. Например, числовому адресу 62.76.92.203 соответствует символьное имя – bsu.edu.ru.

В качестве наименования домена используются словосочетания, имеющие непосредственное отношение к владельцу, например, наименование юридического лица, его товарный знак, фамилия или псевдоним для физического лица. Однако есть целая группа лиц, которая основала свой бизнес на регистрации доменов (киберсквоттеры). Наименования зарегистрированных доменов не имеют к зарегистрировавшим их лицам никакого отношения. Целью таких действий является их дальнейшая перепродажа владельцу сходного средства индивидуализации или иному заинтересованному лицу доменного имени. Поэтому выросло количество разбирательств о принадлежности того или иного доменного имени.

В октябре 1999 года Международной корпорацией по распределению адресного пространства сети Интернет (ICANN) были приняты два важных для сети Интернет нормативных документа, установивших новую процедуру международного третейского разбирательства в отношении прав на использование доменных имен: Единая политика рассмотрения споров о доменных именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy или UDRP) и Правила для единой политики рассмотрения споров о доменных именах. С принятием этих документов создана принципиально новая система внесудебного урегулирования споров для рассмотрения случаев регистрации доменов со спекулятивными намерениями. Используя эту систему, сформированные в рамках специальных Арбитражных центров трибуналы выносят решения по спору владельца товарного знака и обладателя сходного доменного имени. Российские компании и граждане уже стали участниками разбирательств доменных споров по установленным правилам.

Количество зарегистрированных доменных имен в зоне .ru в 2008 году увеличилось на 64% и превысило 1,8 миллиона, говорится в пресс-релизе "Регионального сетевого информационного центра", крупнейшего регистратора российских доменов40. Всего же в мире насчитывается порядка 160 миллионов зарегистрированных доменных имен. Так что правовое регулирование в этой области информационного права весьма значимо.

Второй пример касается сайтов. Сайт – это совокупность гипертекстовых документов и программного обеспечения, которое позволяет работать с этими документами. К разработке и работе сайта имеет отношение большое количество специалистов в разных областях профессиональной деятельности, это и дизайнеры, и программисты, и авторы документов, и операторы, предоставляющие услуги по передаче информации. Их сложные взаимоотношения должны регулироваться правовыми нормами различных отраслей права, в том числе, но не только, информационного права.

Специалистами Всемирного экономического форума представлен очередной годовой доклад о развитии информационных технологий в мире (Global Information Technology Report 2007-2008)41. Такие доклады публикуются, начиная с 2001 года, и являются официальными показателями достижений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В докладах отражается индекс готовности экономик ведущих стран к функционированию в условиях информационного общества. Россия, начиная с 2002 года, когда впервые была включена в рейтинг, последовательно занимала шестидесятые места. В последнем представленном докладе Российская Федерация опустилась на 72 место в общем зачете.

Анализ показывает, что отрицательный вклад в рейтинг России вносит, прежде всего, правительственная политика управления сферой ИКТ. По качеству правительственного регулирования оборота информации Россия занимает 115 место из 127 стран-участниц рейтинга; по качеству законодательной базы, относящейся к информационной отрасли права – 82;

по степени защиты интеллектуальной собственности – 113. Не способствуют повышению общего рейтинга и низкие места по следующим показателям: независимость судебной системы – 102 место, эффективность работы правоприменительных органов – 103. За все перечисленные направления, на основе которых формировались критерии оценки, прямую ответственность несет государственный аппарат, который очевидно все слабее справляется со своими задачами.