Штриховое кодирование: виды и области применения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

Специальность "Финансы и кредит"

Контрольная работа по экономической информатике

"Штриховое кодирование, виды и области применения"

Научный руководитель:

Железнодорожный 2008

Содержание

Введение 3

1. Способы кодирования информации 5

1.1 Линейное кодирование 5

1.2 Двухмерное кодирование 6

2. Регулирование и стандартизация 9

3. Использование штрихкодов 12

Заключение 16

Список использованных источников и литературы 17

Введение

Штрихкод - это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами.

Штриховой код был разработан еще в 1932г., задолго до появления вычислительных машин. Но востребован тогда не был. Практическое применение идея штрихового кодирования получила с появлением и широким распространением вычислительной техники. В Великобритании первой отраслью, широко применившей штриховое кодирование, стала пищевая промышленность. Здесь была опробована система штриховых кодов "point of sale". Вслед за пищевиками к использованию штриховых кодов активно подключились книгоиздатели, розничная и оптовая торговля, упаковочное и тарное производство.

Это дало заметный положительный эффект. Например, в торговле резко повысилась производительность труда кассиров, снизились расходы на расфасовку и подготовку товаров к продаже, уменьшились затраты на бухгалтерию. По оценкам специалистов, в результате применения этого новшества прибыль предприятий розничной торговли повысилась в пределах 50-200%, а общая экономия одного супермаркета оценивалась в 1% от общей суммы его товарооборота.

В последние годы штриховое кодирование стало наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода обработки информации. Сейчас штриховой код наноситься на 98-99% продукции, выпускаемой за рубежом. В целом это заметно сказалось на развитии производства. Резко повысился уровень информированности руководителей и специалистов, задействованных в цепочке производитель - потребитель, уменьшились товарные запасы сырья и полуфабрикатов (их наличие колеблется в зависимости от спроса), заметно снизилась трудоемкость учетных операций с одновременным уменьшением численности персонала. Но самое главное - производитель постоянно держит руку на пульсе спроса на свои товары.

С развитием информационной технологии всё встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.

Скорость ввода штрихового кода по сравнению со скоростью вводы символов возрастает в 1,5 - 2 раза, а достоверность данных повышается на несколько порядков.

Сейчас в зарубежных странах товары массового спроса снабжены штриховыми кодами, которые идентифицируют каждый товар. Штриховой код становится неотъемлемым элементом маркировки товаров. В соответствии с последними требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Система кодирования и обработки информации о товаре становится экономически оправданной только в том случае, если она охватывает не менее 85% товаров.

Правительством России принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение системы штрихового кодирования в торговле, банковском деле, на транспорте, в медицине и других сферах народного хозяйства.

1. Способы кодирования информации

В настоящее время существует 2 основных способа кодирования информации в штрих-коде:

1.1 Л
инейное кодирование

Линейными (обычными) называются штрих коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространенные линейные символики: EAN (EAN-8 состоит из 8 цифр, EAN-13 - используются 13 цифр), UPC (UPC-A, UPC-E),Code39, Code128 (UCC / EAN-128), Codabar, "Interleaved 2 of 5". Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20-30 символов, обычно цифр).

Линейные Штрих коды, наверное, самая известная из всех технологий автоматической идентификации. В настоящее время штриховые коды EAN / UPC лежат в основе всемирной многоотраслевой коммуникационной системы, создание которой обеспечивается двумя крупнейшими специализированными международными организациями - EAN International и AIM Global.

Штриховой код символики EAN / UPC, предназначен для кодирования цифровой информации и является одним из основных машиночитаемых носителей данных в рамках международной системы EAN•UCC.

Символики штрихового кода Code 128 (Код 128) и Code 39 (Код 39), наряду с символиками EAN / UPC и Interleaved 2 of 5 (2 из 5 чередующийся) в настоящее время являются самыми распространенными в мире среди линейных символик, в которых символ представлен последовательностью знаков символа штрихового кода, выстроенных в одну линию. Но в отличие от EAN / UPC и Interleaved 2 of 5 эти символики позволяют кодировать не только цифровую информацию, но и данные, содержащие латинские буквы и специальные графические знаки.

1.2 Д
вухмерное кодирование

Новое растущее направление в мире штрихкодов - это двумерные коды.

Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). В настоящее время применяются следующие виды двумерных штрих кодов:

Aztec Code В каждом символе штрих-кода Aztec Code можно выделить область мишени и область данных. Мишень представляет собой набор концентрических квадратов и служит для определения геометрического центра символа в процессе его декодирования. Существуют два основных формата символа Aztec Code: "Compact" (Компактный) символ с мишенью из двух квадратов и "Full-Range" (Полный) символ с мишенью из трех квадратов.

Код Data Matrix это двумерный матричный штрих-код, содержащий чёрно-белые элементы или элементы двух различных степеней яркости в форме квадрата, размещённые в прямоугольной или квадратной группе. Таким образом может быть закодирован текст или строковые данные. Размер закодированных данных может составлять от нескольких байтов до 2 килобайтов.

Считыватели кода Data Matrix и сами коды Data Matrix это разработка компании RVSI / Acuity CiMatrix (ныне, часть концерна Siemens AG). Код применяется для маркировки в электронике, автомобилестроении, пищевой промышленности, авиакосмической и оборонной промышленности, энергетическом машиностроении.

MaxiCode разработка компании United Parcel Service. Созданный для нужд сортировки товара, этот штрих-код легко сканируется и, что немаловажно, может наноситься на криволинейные поверхности. Он легко распознается по шестиугольным элементам, составляющим его основу. DATAMATRIX Учитывая возросшие требования к емкости штрих кодов, фирма ID Matrix of Clearwater (Флорида) разработала спецификацию кода Datamatrix. Этот код полностью отвечает этим требованиям и обеспечивает также коррекцию ошибок. Он может наноситься не только на этикетки малого размера, но и собственно на товар, если он имеет для этого достаточную плотность.

PDF417 - двумерный штрих код, поддерживающий кодирование до 2 710 знаков. PDF417 был разработан и введен в 1991 г. Symbol Technologies. PDF происходит от сокращения англ. Portable Data File (русск. Переносимый Файл Данных). В настоящее время PDF417 широко применяется в идентификации личности, учете товаров и других областях. Формат PDF417 открыт для общего использования.

PDF417 может содержать до 90 строк. Каждая строка состоит из:

стартового и стопового шаблона. Они характеризуют штрихкод как PDF417.

набора ключевых слов (КС):

левый и правый индикаторы - содержат информацию о номере строки, количестве строк и столбцов, уровне коррекции ошибок.

до 30 КС данных, содержащих как непосредственно данные, так и информацию для восстановления поврежденных КС.

Каждое КС состоит из 4 штрихов и 4 пробелов, ширина КС в 17 раз больше минимального штриха или пробела - отсюда числовой суффикс в обозначении формата PDF417. Поддерживает 3 типа данных: текст (ASCII), байты и числа.

QR код - это 2D штрих код (двухмерный штрих код) разработанный и представленный японской компанией Denso-Wave (Дэнсо) в 1994 году. Аббревиатура QR расшифровывается как "Quick Response", "Быстрый отклик". Основное достоинство QR-кода - это легкое распознавание сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона). Что дает возможность использования в торговле, производстве, логистике. Сегодня QR-коды больше всего распространены в Японии.

В отличие от традиционных линейных символик штрихового кода, которые позволяют представлять в символе штрихового кода короткую последовательность данных, являющуюся, как правило, ключом к записи во внешней базе данных, многострочные символики позволяют кодировать информацию в полном объеме. Кроме того, многострочные символики включают в себя специальные механизмы по сжатию данных (защите их от повреждения, связыванию информации), представленных в нескольких символах, в один большой файл; представлению различных наборов знаков в одном сообщении.

Так же существует так называемые радиометки. Хотя радиометки RFID уже не имеют прямого отношения к штриховому кодированию, но являются логическим продолжением системы идентификации. Иногда на радиометки наносится и штриховой код.

2. Регулирование и стандартизация

Присвоением штрих-кодов занимается международная некоммерческая и неправительственная организация - Ассоциация EAN, созданная в 1977 году.

Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН / GS1 Russia как член GS1 является единственной организацией товарной нумерации - представителем GS1 на территории Российской Федерации. GS1 предоставила ЮНИСКАН / GS1 Russia право использования товарного знака "GS1" в Российской Федерации.

Ассоциация ЮНИСКАН / GS1 Russia - добровольная некоммерческая организация, существующая исключительно на членские взносы её участников. Присвоение номеров GS1 для членов Ассоциации осуществляется бесплатно. Способ получения цифрового кода на продукцию происходит следующим образом:

Вы вступаете в ассоциацию.

Присылаете перечень продукции на присвоение штриховых кодов.

Получаете дополнительную информацию и корректировку Вашего перечня от эксперта.

Эксперт назначает дату готовности Вашего заказа.

В назначенный день Вы можете получить цифровой код товара через интернет и факс.

Примеры штрих кодов некоторых стран:

00-09 США и Канада

30-37 Франция

380 Болгария

383 Словения

385 Хорватия

400-440 Германия

460-469 Россия и бывш. СССР

4605 Латвия

471 Тайвань

489 Гон-Конг (ныне Китай)

45, 49 Япония

50 Великобритания

520 Греция

529 Кипр

535 Мальта

539 Ирландия

54 Бельгия и Люксембург

560 Португалия

569 Исландия

57 Дания

590 Польша

599 Венгрия

600-601 ЮАР

619 Тунис

64 Финляндия

690 Китай

70 Норвегия

729 Израиль

73 Швеция

740-745 Гватемала, Сальвадор, Гондурас

Никарагуа, Коста-Рика, Панама

750 Мексика

759 Венесуэла

76 Швейцария

770 Колумбия

773 Уругвай

775 Перу

779 Аргентина

780 Чили

786 Эквадор

789 Бразилия

80-83 Италия

84 Испания

850 Куба

859 Чехия, Словакия

860 экс-Югославия

869 Турция

87 Нидерланды

880 Южная Корея

885 Таиланд

888 Сингапур

90-91 Новая Зеландия

955 Малайзия

3. Использование штрихкодов

Исторически сложилось так, что в торговле наиболее часто используется код EAN / UPC. Первоначально была разработана американская система UPC, содержащая в себе для кодировки товара 12 цифр, и она обрела такую популярность, что на неё обратили внимание и Европейские страны. К сожалению весь диапазон цифр был занят для кодирования товаров США и Канады, а товары и фирмы монопольно регистрировались в США. Перед разработчиками европейской кодировки EAN-13 встала серьёзная задача расширить диапазон кодов и сделать независимую от США систему регистрации, обеспечив максимальную совместимость с кодировкой UPC, в результате решения которой был найден способ кодирования 13-ой цифры, первой по счёту (она обычно указывается арабской цифрой слева от штрих кода) с помощью 12 цифровых шаблонов, так же как и в UPC. При этом в кодировке EAN-13 удалось сохранить совместимость, а UPC стал подмножеством кодировки EAN-13 с первой цифрой 0.



Код EAN-13 с точки зрения кодировки товара условно можно разделить на 5 зон:

Префикс национальной организации GS1(3 цифры);

Регистрационный номер производителя товара(4-6 цифр);

Код товара (3-5 цифр);

Контрольное число (1 цифра);

Дополнительное поле (необязательное штрих кодовое поле, иногда там ставится знак ">", "индикатор свободной зоны").

Префикс национальной организации. В цифровом обозначении штрихкода первые три цифры (460, см. рисунок) - префикс GS1. Означают код регионального представительства ассоциации GS1 (регистратора), в которой зарегистрировался производитель продукции, и совсем не означает страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта. Ассоциация не запрещает регистрацию предприятия у регистратора другой страны. Хотя большинство предприятий регистрируется в представительстве ассоциации своей страны, это совсем не означает, что продукция произведена именно в этой стране.

Отдельно стоило бы отметить коды с 200 по 299. То есть, все коды, начинающиеся с цифры 2. Это коды для внутреннего использования предприятиями для собственных целей. Любое предприятие любых регионов мира, а также частные лица могут использовать их как угодно, по своему усмотрению, но исключительно в своих внутренних целях. Использование этих кодов за пределами предприятия запрещено. Внутреннее содержание кодов, начинающихся с 2, может подчиняться любой логике, которое установило то или иное предприятие для себя (обычно это предприятия розничной торговли), и может содержать цену или вес товара, или любые другие параметры. Особенно часто эта кодировка применяется для весового товара. Эти коды может использовать любое предприятие, при чём они нигде специально не регистрируются и никак не регулируются сторонними организациями.

Регистрационный номер производителя товара. Вторая логическая группа цифр - это код предприятия производителя или продавца товара. Обычно он занимает 4-6 цифр, то есть для каждого регионального префикса может быть зарегистрировано от десяти тысяч до миллиона предприятий. Длина этого поля зависит от политики регионального представительства. В ряде стран размер этого поля зависит от уровня оплаты членских взносов. Проблема связана с тем, что если длина этого поля больше, то можно зарегистрировать больше предприятий, но при этом каждому предприятию выделяется возможность регистрирования меньшего количества товара. То есть, если код предприятия составляет 6 цифр, то каждому предприятию выделяется пространство для регистрации 1000 единиц товара. Ранее Российское представительство выделяло в качестве кода предприятия 4 цифры, и тогда для кодировки товара предприятие обладало возможностью регистрации ста тысяч единиц товара. В 200X году российское представительство приняло решение о выделении для вновь регистрируемым предприятиям 6 цифр под код предприятия и 3 цифр под код товара. Это было обусловлено тем, что большая часть предприятий выпускает менее 1000 наименований товара, и это было бы более разумным шагом к более экономному расходованию кодов.

Код товара. Ранее было сказано, что 3-5 оставшихся цифр выделяется для кодировки самого товара. И длина этого поля зависит от политики регистратора, то есть, в зависимости от того, какую длину кода предприятия выбрал регистратор в качестве базовой. То есть, от одной до ста тысяч наименований. Вопреки сложившемуся мнению, цифровой код самого товара никакой смысловой нагрузки не несёт. Ассоциация рекомендует последовательное присвоение кодов по мере выпуска нового вида продукции без вложения в этот код какой-либо дополнительной смысловой нагрузки. То есть это ни вес, ни цвет, ни цена, ни чего бы то ни было ещё - это всего лишь порядковый номер товара, который компьютер терминала магазина просто берёт из своей компьютерной базы, где хранится как наименование, так и цена товара.

Следует отметить, что код товара 999 или 99999 Вы вряд ли встретите на упаковках с продукцией, потому что этот код указывает на предприятие как таковое. Собственно говоря, код этого специфичного товара в совокупности с остальными частями кода идентифицирует уникальный код самого предприятия (Идентификационный номер предприятия или GLN) в целях автоматизации и обмена документацией. Аналогично и для его подразделений можно увидеть 998, 997, 996.

Контрольное число. Последняя цифра (8) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.

Помимо торговли штрих коды так же используют:

В складском учете: штрих код может быть использован как для нанесения типа (разновидности) товара, так и для нанесения серийного номера. В последнем случае можно отслеживать перемещение товаров не только количественно, но и вести "историю жизни" каждого отдельного экземпляра. Чтобы злоумышленники не могли подсмотреть и скопировать штрих-код, нанесенный на пропуск, поверх штрих-кода наносится специальное защитное покрытие, непроницаемое для человеческого зрения, но прозрачное для инфракрасных лучей.

На транспорте: штрих код может быть использован для нанесения содержимого, маршрута и других данных о грузах.

В производственном процессе: индивидуальные серийные номера могут быть присвоены не только каждому изделию в целом, но и отдельно каждой детали. Таким образом можно наладить очень подробный учет при сборке изделий. Даже при таком большом количестве вводимой информации процесс сборки не будет тормозиться из-за легкости регистрации серийных номеров - ведь они будут выполнены штрих кодом.

В системах санкционированного доступа в помещение: штрих коды наносятся на карточки-пропуска. Специальные терминалы имеют так называемые щелевые считыватели штрих-кода. В памяти терминалов содержится информация о всех пропусках (т.е. о всех кодах нанесенных на пропуска) - по этим кодам и опознается посетитель.

В медицине и других областях, где по каким либо причинам настоящие имена (названия) не могут указываться открыто и их приходится заменять номерами. Например, на станциях переливания крови, где вместо имен доноров (пациентов) на пробирки с пробами крови наклеиваются этикетки со штрих кодами.

Заключение

В условиях конкурентной среды значительная часть информации должна быть оперативной, а также недоступной для ее использования специально нерегламентированными пользователями. Такую возможность нам дает штриховое кодирование. Так что же такое штрих код? Штриховой код - это графическое изображение цифр в виде штрихов и пробелов. Он в значительной степени облегчившее учет и контроль материальных средств, получило широкое распространение во многих странах. Самым популярным на сегодня является 13-разрядный европейский код EAN-13

Наличие ШК на упаковке даёт возможность организовать эффективный контроль за происхождением товаров в любой из точек, начиная упаковочной линией, кончая складом магазина. Применение ШК позволяет значительно улучшить следующие процессы:

Производителям - сортировку, подсчёт, контроль над запасами, подборку и отгрузку товаров;

Оптовикам - получение товаров, контроль над запасами, отгрузку, расчёт;

Транспортным службам - получение товаров, отбор и отгрузку;

Розничной торговле - получение товаров, отгрузку со складом и контроль над запасами.

В последнее время штриховое кодирование стало играть большую роль не только в специфических сферах, но и в нашей повседневной жизни.

Список использованных источников и литературы

1. Википедия - свободная энциклопедия: http: // ru. wikipedia. org / wiki / %D0%A8%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BA%D0%BE%D0%B4

Доступ: свободный

2. Штрих-М - торговое оборудование:

http: // www. shtrih-m. ru / production / produce_0_267. html

Доступ: свободный

3. Ясми: информационные решения для бизнеса http: // www. jasmi. ru / automation / automation. html

Доступ: свободный

4. Hella: интернет справочник:

http: // www. hella. ru / code / strihcode. htm

Доступ: свободный