К здоровью без лекарств

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ромашка»

городского округа Тольятти

Статья

К здоровью без лекарств

Донькина Н.М.

2010 г.

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ

Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.

Здоровье — это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье — более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.

Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.

Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.

В Волгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.

Первым направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

    Осмотр детей специалистами детской поликлиники;

    Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

    Осмотр детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);

    Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;

    Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

•Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам.

Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:

    Преобладание циклических упражнений;

    Ежедневные циклы физкультурных занятий:

    традиционные;

    тренировочные;

    занятия-соревнования;

    самостоятельные;

    интегрированные с другими видами деятельности;

    праздники и развлечения;

    Занятия с использованием мини-тренажеров;

    Ритмическая гимнастика;

    Гимнастика после сна;

    Ежедневный режим прогулок - 3-4 часа;

    Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;

    Создание необходимой развивающей среды;

    Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

    Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

    Музыкальные занятия;

•Занятия по формированию здорового образа жизни.

Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:

    Босохождение;

    Обширное умывание;

    Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

    Обмывание стоп ног;

    Душ;

    Полоскание рта водой комнатной температуры;

    Воздушные ванны в облегченной одежде;

    Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:

    Постоянный контроль осанки;

    Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию;

    Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);

    Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

    Профилактический прием иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;

    Сбалансированное питание;

    Вакцинация против гриппа;

    Потребление фитонцидов (чеснока и лука);

    Употребление соков и фруктов (второй завтрак);

    Установка комплексной очистки воды на пищеблоке детского сада;

    Использование люстр Чижевского;

    Использование очистителей воздуха;

    Физиотерапия;

    Ингаляции;

    Кварцевание групп;

    Прием поливитаминов;

    Аэрофитотерапия;

    Аэрозольтерапия;

    Лечебная физкультура;

    Массаж.

Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье:

    Элементы точечного массажа (Ци-гун);

    Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;

    Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;

    Психогимнастика по методике М. Чистяковой;

    Хождение по «дорожкам здоровья»;

    Использование различных массажеров;

    Звуковая гимнастика Лобанова;

    Элементы упражнения хатха-йога;

    Аромотерапия Г. Лавреневой;

    Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

    Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;

    Лечебные игры А. Галанова;

    Театр физического развития и оздоровления Ефименко;

    Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;

    Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;

    Восточная гимнастика с элементами у-шу.

Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:

    Психодиагностика;

    Элементы аутотренинга и релаксации;

    Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты - подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка - Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.);

•Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

•Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

Седьмым направлением является реабилитация и коррекционная работа:

    Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);

    Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;

    Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;

    Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

    Коррекция психоэмоциональной сферы;

    Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;

    Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;

    Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

Восьмым направлением является консультативно-информационная работа:

    Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

    Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;

    Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;

    Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

    Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

    Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должны осуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физ. воспитанию.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

I. Лечебно-профилактическая работа

Врач-педиатр. старшая медсестра.

    Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс».

    Массаж: общий, лечебный.

    ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопие.

    Фитотерапия: аэрофитоингаляция, отвары, настои из трав.

    Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит.

    Иммуномодуляторы: декарис, дибазол, элеутерококк

II. Физкультурно-оздоровительная работа

Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель.

    Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.

    Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе.

    Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями.

    Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня.

    Дыхательная и звуковая гимнастика после сна.

    Релаксационные техники.

    Спортивные игры и соревнования.

    Босохождение в теплый период года.

    Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).

    Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).

    Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).

    Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.

    Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.

    Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойные игры.

    Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезной интоксикацией и затухающими формами туберкулеза.

    Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки.

    Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневном распорядке дня ребенка.

    Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.

    Строго соблюдать время, отведенное для сна.

    Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).

    Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.

    В летний период:

    хождение босиком по траве, земле, асфальту;

    игры детей с водой;

    все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.

    использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.

15.Проводить контрольное обследование детей в группах сада.

ЛИТЕРАТУРА

    В.И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.

    Е.Ю. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».

    А.П. Лаптев «Как закалять детей».