Системы счисления. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

Ц е л ь р а б о т ы . Изучение систем счисления, используе-

мых в вычислительной технике и правил перевода чисел из одной

системы счисления в другую.

При использовании ЭВМ существенным является знание систем

счисления. Системы счисления, которыми мы пользуемся в настоящее

время, основаны на методе, открытом индусскими математиками око-

ло 400 г. н.э. Арабы стали пользоваться подобной системой, из-

вестной как арабская система счисления около 800 г.н.э., а при-

мерно в 1200 г.н.э. ее начали применять в Европе и называют де-

сятичной системой счисления.

Известны другие системы счисления, основанные на тех же

принципах, что и десятичная,- двоичная, восьмеричная и шестнад-

цатиричная. Они обычно используются в ЭВМ, поскольку вычисли-

тельные машины построены на схемах с двумя устойчивыми состояни-

ями. В настоящей лабораторной работе предлагается изучить ука-

занные системы счисления, а также методы преобразования чисел из

одной системы счисления в другую.

О п и с а н и е л а б о р а т о р н о й р а б о т ы

Лабораторная работа представлена обучающей программой, ра-

бота с которой осуществляется в интерактивном режиме. (Программа

разработана под руководством доцента кафедры УИТЭС В.М. Дерябина)

Запуск программы осуществляется из директории PEREVOD1,

инициированием файла maindm.exe

Все действия, которые необходимо выполнить в ходе работы

отражаются непосредственно на экране, либо их описания могут

быть получены инициированием меню "Help".

С о д е р ж а н и е о т ч е т а

1.Краткое описание особенностей изученных систем счисления.

2.Результаты преобразования чисел из одной системы счисле-

ния в другую.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Чем отличаются позиционные системы счисления от непозици-

онных?

2.Как можно объяснить правила преобразования двоичной сис-

темы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную, двоично-деся-

тичную и наоборот?

3.В каких случаях преобразование десятичной дроби в двоич-

ную может быть выполнено за конечное число шагов и почему?

4.Переведите:

101101.101 22 4 2 0 в десятичную систему

47 4 10 7 )

0.14 4 10 0  7 8 0 в двоичную систему

24.31 4 10 7 0

5.Переведите:

87.1 4 10 7 )

 78 0 в восьмеричную систему;

1011.102 4 2 7 0

124.6 4 8 7 )

 78 0 в двоичную систему;

62.42 4 8 0  70

6.Переведите:

BAD.DAD  416 0 в десятичную систему;

374.971 4 10 7 )

 78 0 в шестнадцатиричную систему;

1011.101101 4 2 7 0

8AF.CB4  416 0 в восьмеричную систему.

Л и т е р а т у р а

1.Чернов В.Г. Математические и логические основы ЭВМ. Мето-

дические указания к самостоятельной работе студентов.-ВПИ,Влади-

мир 1992-47с.

Текст программы:

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

StdCtrls, ExtCtrls, Buttons;

type

TForm1 = class(TForm)

ScrollBar1: TScrollBar;

ScrollBar2: TScrollBar;

Shape1: TShape;

ColorDialog1: TColorDialog;

Panel1: TPanel;

Button1: TButton;

Button2: TButton;

ComboBox1: TComboBox;

BitBtn1: TBitBtn;

procedure Button2Click(Sender: TObject);

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure ComboBox1Change(Sender: TObject);

procedure ScrollBar1Change(Sender: TObject);

procedure ScrollBar2Change(Sender: TObject);

procedure BitBtn1Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

if ColorDialog1.Execute then

Form1.Color:=ColorDialog1.Color;

end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

if colorDialog1.Execute then

Shape1.Brush.Color:=ColorDialog1.Color;

end;

procedure TForm1.ComboBox1Change(Sender: TObject);

begin

Shape1.Shape:=TShapeType(ComboBox1.ItemIndex);

end;

procedure TForm1.ScrollBar1Change(Sender: TObject);

begin

Shape1.Width:=ScrollBar1.Position*3;

end;

procedure TForm1.ScrollBar2Change(Sender: TObject);

begin

Shape1.Height:=Scrollbar2.Position*2;

end;

procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);

begin

Close;

end;

end.

Внешний вид программы: