Беннет, Херст и Пулицер – новаторы в области печати

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М.В. ЛОМОНОСОВАФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра зарубежной журналистики

Реферат

по курсу «Зарубежная журналистика»

на тему

«Беннет, Херст и Пулитцер – новаторы в области печати»

Выполнила студентка 1 курса

дневного отделения 114 группы (РВ)

Зотова Анастасия

Москва – 2008

Введение

Газеты долгое время считались элитарными: не всякий человек мог позволить купить себе газету, не всякий умел читать, не каждый читающий смог бы понять статьи образованных журналистов. Однако во второй половине XIX века у издателей появилось желание сделать газеты массовыми, привлечь читательскую аудиторию, состоящую из беднейших и малообразованных слоев населения.

Выпуск дешевой периодики стал выгоден издателям в результате изобретения паровой печатной машины и удешевления типографских расходов. Именно это во многом обусловило появление "penny press" («дешёвая пресса», «газета за пенни»), то есть изданий определенной направленности, продаваемых по максимально низкой цене. Торжество принципов "penny press" привело к структурным изменениям в самой газете (появление штата), в подаче газетного материала и в редакторской политике. Основной задачей для подобного типа прессы стало получение сенсационной новости, опубликованной до ее появления в других газетах. На получение таких новостей тратились огромные суммы, но возрастающие тиражи окупали расходы.

Имена Беннета, Херста и Пулитцера в первую очередь связаны с появлением "penny press". На основе опыта Дэя эти люди смогли создать свои «модели» успешной высокотиражированной газеты.

Бенджамин Дэй

Пионером "penny press" в американской прессе считается нью-йоркский журналист Бенджамин Дэй. 3 сентября 1833 года Дэй приступил к изданию газеты "The Sun". Бенджамин Дэй понял: чем дешевле газета, тем больше прибыли, ведь чем больше ацдитория, тем больше рекламодателей, а чем меньше цена – тем больше аудитория. Газета с девизом "Оно (солнце) светит для всех" продавалась по очень низкой цене - 1 цент за экземпляр. Низкая цена, как и ожидал Дэй, привлекла читателей, и через четыре месяца ежедневный тираж "The Sun" вырос до 5000 экземпларов, а через два года до 15000 экземпляров. Бенджамин Дэй также извлек выгоду из модернизации издательского процесса, приобретя для своей газеты в 1840 году паровую печатную машину "Напира", а в 1846 году ротационную печатную машину, что помогло увеличить тираж.

Материал в "The Sun" отличался сенсационностью: в газете публиковались истории о преступлениях и скандалах, а когда подобных материалов не хватало, газета не считала зазорным мистифицировать читателя. Классическим примером мистификации стала появившаяся в 1835 году на страницах "The Sun" серия репортажей об открытии жизни на Луне: подробно описывалось, как известный английский астроном Джон Гершель якобы обнаружил на Луне человекоподобные существа. Вскоре мистификация была разоблачена, но это не изменило редакторскую политику "The Sun".

Модель «дешевого издания», придуманная Дэем, успешно была освоена американской прессой.

Джеймс Гордон Беннет

В 1835 году шотландский эмигрант Джеймс Гордон Беннет основал газету "The New York Herald". Вскоре газета Беннета стала одним из самых распространенных, богатых и инновационных изданий в истории американской журналистики.

Секрет успеха "The New York Herald" заключался в следовании принципу, выработанному Беннетом за годы репортерской и редакторской работы: «факт, сенсация, скорость подачи информации». Беннет считал, что надо как можно скорее сообщать все новое и интересное, не считаясь ни с какими издержками. Присутствие корреспондента на месте события и достоверность сообщаемой им информации обязательны. Передовые статьи "The New York Herald" отличались лаконизмом и энергичностью стиля, что производило впечатление на читателей, полагавших, что за краткостью скрывается хорошее знание вопроса и широта подхода к проблеме.

Для бесперебойного и оперативного получения свежей и надежной информации Беннет создал широкую сеть корреспондентов как в стране, так и за рубежом. Кроме того, Беннет придумал использовать появившийся в 1844 году телеграф для доставки сенсационных новостей – биржевых сводок и политических событий (речь сенатора Джона Кэлхуна о начале войны была на следующее утро после произнесения целиком напечатана в "The New York Herald").

В 1836 году Беннет провел одно из первых журналистских расследований в истории американской прессы, сообщив читателям "The New York Herald" подробности с места убийства нью-йоркской проститутки. Вся страна следила за ходом расследования, а оправдательный приговор подозреваемому в убийстве стал триумфом беннетовского расследования.

Джозеф Пулицер

Первая газета Пулицера – "St. Louis Post-Dispatch", созданная в реузльтате объединения сент-луисских "Dispatch" и "Post". В этой газете Пулицер делает ставку на расследовательскую журналистику (движение «разгребателей грязи»). "St. Louis Post-Dispatch" пишет о коррумпированных чиновниках, знаменитых прожигателей жизни, злостных неплательщиках налогов. Вскоре газета вскоре стала одним из самых влиятельных и прибыльных изданий на американском Западе.

В конце 1882 года Пулитцер рассорился с политическими оппонентами, и оставаться в Сент-Луисе стало опасно. Решив не рисковать жизнью, он уезжает в Нью-Йорк. В 1883 году Джозеф купил себе другую газету — "The New York World".

В работе с "The New York World" Пулитцер использовал все те знания, которые получил в "St. Louis Post-Dispatch". Издатель требовал от своих журналистов не столько искать сенсации, сколько уметь их подавать: Пулитцер впервые ввёл принцип «перевёрнутой пирамиды» как тип подачи материалов.

Помимо этого, Пулитцер старался написать о том, о чем никто не напишет, пусть даже это и не сенсация (в 1889 году он отправил журналистку Нелли Блай в кругосветное путешествие; заметки Нелли в течение восьмидесяти дней публиковались на первой странице). Он особенно ценил хорошие заголовки и иллюстрации. "The New York World" стала также первой газетой, постоянно помещавшей политические карикатуры на первой полосе. Но выше всего Пулитцер ставил редакционные проверки, написанные в жанре репортажа.

Кроме того, Пулитцер ввел редакционную полосу, отделив новости от мнений. Пулитцер создал должность журналиста-колумниста и очень ценил способность журналистов вести авторские колонки. Сенсациям он предпочитал анализ.

Уильям Рэндолф Херст

Самым удачливым продолжателем принципов "дешевой прессы" стал выходец из обеспеченной калифорнийской семьи Уильям Рэндолф Херст. В пулитцеровской "The New York World" он досконально изучил приемы "нового журнализма". В 1895 году Херст совершил прорыв на нью-йоркский газетный рынок, приобретя газету "The New York Journal". Он внес свои коррективы в концепцию "нового журнализма", отбросив такие его составляющие, как аккуратность и точность в подаче информации. Утренние газеты могли выйти с сенсационным сообщением "Кинопродюсер застрелен", а вечерние газеты сообщали о том, что продюсер умер от острого несварения желудка. Часто публиковались выдуманные новости, подробно расписывались зверства и скандалы.

С точки зрения Херста, сенсацию можно было сделать из самого незначительного факта: главное - форма подачи материала (не такая, как у Пулицера) и соответствие запросам читателя. Херст переманил многих ведущих журналистов и художников из пулитцеровского издания, усилил сенсационность и развлекательность, снизил цену своего издания, и тираж "The New York Journal" резко вырос. В 1896 году Херст смог привлечь к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта. Комикс, издаваемый Херстом, печатался полностью в желтом цвете, что и дало повод современникам назвать херстовскую модель журналистики "желтым журнализмом". В дальнейшем термин "желтая пресса" ассоциировался со стилем Херста.

Херст превратил газетный бизнес в некую смесь репортерского расследования и низкопробной сенсации. Его политические и расовые воззрения отличались радикализмом и нетерпимостью. Один автор так писал о Херсте: "На протяжении своей долгой и сомнительной карьеры он настраивал американцев против испанцев, американцев против японцев, американцев против филиппинцев, американцев против русских, и для осуществления своих подстрекательских кампаний он публиковал совершенную ложь, фальшивые документы, вымышленные кровавые истории, интригующие передовицы, сенсационные карикатуры и фотографии ...". В частности, Херст ненавидел этнические меньшинства и использовал свои издания для разжигания расовой напряженности. Он даже позволял себе вмешиваться во внутренние дела зарубежного государства. В 1897 году газета Херста организовала побег из гаванской тюрьмы молодой кубинки, обвиненной в измене, а в начале 1898 года на страницах "The New York Journal" было опубликовано выкраденное частное письмо испанского посла, в котором содержалась нелестная характеристика американского президента Уильяма Маккинли.

Уильям Херст не остался в стороне и от движения "разгребателей грязи". Он приобрел журнал "Cosmopolitan Magazine" и превратил его в макрейкерское издание. В 1906 году серия разоблачительных публикаций в этом журнале ("Предательство сената", Д. Филлипс) потрясла общественное мнение Америки и нанесла чувствительный удар по крупным политическим фигурам.

В 1911 году Херст основал информационное агентство "International News Service", вошедшее в тройку ведущих американских информационных агентств наряду с Associated Press и United Press.

Заключение

Благодаря Беннету, Херсту и Пулицеру сформировались новые модели «дешёвой прессы», которые имели некоторые специфические особенности. Непроверенная информация часто попадала на страницы "penny press", снижая достоверность газет в целом. Политические передовицы отличались воинственностью тона, трескучей риторикой и не всегда корректными выпадами в адрес оппонента. Сенсационность в отборе новостей приводила к искажению реального положения дел в стране. Факты в большинстве своем подавались с точки зрения оптимизма, и желаемое часто выдавалось за действительное и уже свершенное. Кроме того, большое влияние имели «разгребатеоли грязи». Но благодаря низкой цене и скандальности, издания "penny press" приносили солидные доходы.

В целом, появление «дешевой прессы» стало значительным явлением в развитии журналистики и отразило общую тенденцию развития культуры в сторону массовости.

Список литературы

    Газета «Деньги» http://www.dengi-info.com/archive/article.php?aid=1228

    Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/

    «История Зарубежной журналистики. 1800-1945. Хрестоматия». Составитель Г. В. Прутцков. М.: Аспект Пресс, 2007.

    «Информацонная элита: корпарации и рынок новостей». Е. Ч. Андрунас. М.: Изд-во МГУ, 1991.

    «Моноплии слова». С. Беглов. М.: Мысль, 1972.