Основы европейского права

План

1. Система, порядок формирования и компетенция избирательных комиссий в зарубежных странах.

2. Конституционный Совет Франции как орган конституционного контроля.

Задача. По предложению Маршала Сейма Польши депутат Л. Смолярек постановлением Сейма был лишён мандата за занятие предпринимательской деятельностью.

Соответствует ли решение Сейма Конституции Польши?

Перечислите конституционные полномочия Маршала Сейма.

1. Система, порядок формирования и компетенция избирательных комиссий в зарубежных странах

Избирательная система – это порядок распределения мест в выборных органах в зависимости от результатов голосования. Исходя из принципиальных различий, выделяют две главные системы: мажоритарную и пропорциональную.

По мажоритарной избирательной системе избиратель голосует за одного из кандидатов, и избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей, а все остальные кандидаты мандатов не получают. Чаще всего при мажоритарной системе избирательные округа бывают одномандатными (в Кувейте, Японии – многомандатные). Различают три главные разновидности мажоритарной избирательной системы. По мажоритарной системе абсолютного большинства для победы необходимо набрать свыше 50 процентов голосов избирателей. Мажоритарная система квалифицированного большинства предполагает получение ещё большего количества голосов: 3/5, 2/3, 3/4 от количества участвовавших в голосовании избирателей. Так, Президент Азербайджана, депутат парламента Чили, для того чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 2/3 голосов лиц, участвовавших в голосовании. Если при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну - две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей обычно выносятся либо две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов (так проводятся выборы президентов в Польше, Украине, Болгарии), либо все кандидатуры, получившие установленный законом процент голосов (например, 7 % в Македонии, 12,5% во Франции и Шри-Ланке, 15% в Венгрии). В обоих случаях избранным считается кандидат, который во втором туре получит относительное большинство голосов по сравнению с другим.

При мажоритарной системе относительного большинства кандидат, чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат. Такая разновидность обычно применяется на парламентских выборах (Великобритания, Венгрия, США, Япония). По сравнению с системами квалифицированного большинства и абсолютного большинства мажоритарная система относительного большинства имеет позитивные стороны: она, как правило, исключает обременительный для избирателей и дорогостоящий второй тур выборов. Однако когда кандидатов много и голоса избирателей распыляются между ними, эта система коренным образом искажает волю избирательного корпуса.

Довольно редко наряду с названными тремя разновидностями мажоритарной избирательной системы используются еще четыре: единственного передаваемого переходящего голоса, единственного непередаваемого (непереходящего) голоса, кумулятивная система и система заранее фиксированного процента голосов от списка избирателей.

Сущность пропорциональной избирательной системы состоит в том, что места в представительном органе распределяются между выдвинувшими списки своих кандидатов политическими партиями пропорционально поданным за эти списки голосам. Эта система может быть применена только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах.

Количество передаваемых каждой партии мест в парламенте определяется на основе избирательной квоты (избирательного метра), т.е. наименьшее число голосов, необходимых для избрания одного депутата. Самый простой способ вычисления квоты — определение так называемой естественной квоты, или вычисление квоты по методу Т.Хэра (Нидерланды, Румыния, Эстония). При этом способе общее число поданных по многомандатному округу голосов делится на число депутатских мест (обычно делят число голосов, полученных партиями, прошедшими заградительный барьер). После того как квота определена, число голосов, собранное каждой партией, делится на эту квоту, и полученные от деления числа показывают, сколько мандатов партии положено.

Широкое распространение получил метод делителей, предложенный математиком В.д'Ондтом, применяемый в ряде стран на выборах в Европейский парламент, на выборах в собственные парламенты, в органы местного самоуправления в Испании, Болгарии, Польше. Данный метод позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждой партией (списком), на определённую серию делителей. Все получаемые таким образом частные располагаются по убывающей, и депутатские мандаты приходятся на наибольшие из них.

Дополнительные правила распределения мандатов при пропорциональной системе. Первое — это правило наибольшего остатка: не распределенные по квоте места передаются партиям, у которых наибольший остаток неиспользованных голосов (применяется в Германии и Италии в многомандатных округах). Второе дополнительное правило — правило наибольшего избирательного числа (используется в Италии при выборах Палаты депутатов): места, не распределенные по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов.

Распределение мест внутри партийного списка кандидатов. При пропорциональной системе избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии. Голосуя, он поддерживает политику той или иной партии (избирательного блока, объединения). При этом список кандидатов, особенно если округ общегосударственный и, следовательно, список может быть очень длинным, не публикуется в избирательном бюллетене. Он обычно публикуется заранее в периодической печати, а в бюллетене указываются одна или несколько фамилий лидеров партии, ее эмблема, краткий девиз.

Вопрос о распределении мест внутри партийного списка решается в избирательном законодательстве по-разному. Во-первых, существует принцип очередности кандидатов в списке: мандаты вручаются лицам, занимающим первые места в партийном списке (бюллетене). Естественно, что на первые места ставят себя лидеры партий, лица, определяющие партийную политику. Этот вид избирательных бюллетеней называется системой связанных списков. Имен кандидатов от партий в избирательном бюллетене нет. Их список публикуется партиями заранее, а в бюллетене содержатся только названия партий.

Во-вторых, в некоторых странах (в Австрии, Дании, Литве, Польше, Словакии, Словении) при применении пропорциональной системы разрешается преференциальный (предпочтительный) вотум. Он позволяет избирателю поддерживать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам изданного партийного списка. При такой системе (она применяется обычно в небольших многомандатных округах) имена кандидатов от партий содержатся в бюллетене, и избиратель выбирает между ними. Эта система называется системой свободных списков. В Ирландии кандидаты размещаются в списках в алфавитном порядке. Каждый избиратель отдаёт свой голос за одного из кандидатов и, кроме того, указывает очерёдность более предпочтительного избрания других кандидатов, к которым его голос долен перейти.

Панашаж и заградительный пункт (барьер). Панашаж — это право избирателя, имеющего несколько голосов, голосовать в многомандатном избирательном округе за кандидатов из разных партийных списков (этим панашаж отличается от кумулятивного вотума и принципа единственного непереходящего голоса). Если закон разрешает панашаж, то это означает, что отдается предпочтение личности кандидата перед той или иной партией и ее программой. В результате избиратель может проголосовать за кандидатов от различных политических партий, за лиц неодинаковых и даже противоположных политических убеждений. Панашаж искажает сам принцип партийного подхода, заложенный в пропорциональную избирательную систему.

Искажает пропорциональную систему и так называемый заградительный пункт, или заградительный барьер, введенный в интересах целесообразности, прежде всего для создания в парламенте крупных партийных фракций и как следствие — для того, чтобы правительство опиралось в парламенте на партийное большинство, а не имело перед собой раздробленный конгломерат мелких партий. Заградительный пункт — это установленная в законе минимальная доля голосов избирателей, которую необходимо получить партии (списку ее кандидатов) в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Только при условии, что партия, ее кандидаты получили этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Если партия этот минимум голосов не получила, она отстраняется избирательной комиссией от участия в распределении мест, собранные ею голоса пропадают. Заградительный пункт неодинаков в различных странах: 1% — в Израиле, 2% — в Дании, 2,5% — в Шри-Ланке, 3% — в Аргентине, Испании, Польше, 4% — в Болгарии, Украине, Швеции, Италии, 5% — в Германии, Литве, в Словакии, 8% — в Египте, 10% — в Турции.

Смешанные избирательные системы. Как отмечалось, и мажоритарная, и пропорциональная избирательные системы имеют свои плюсы и минусы. Поэтому в настоящее время в мире все чаще наблюдается тенденция объединения этих систем: часть депутатов парламента или коллегиального органа местного самоуправления избирается по одной системе, а часть — по другой. При смешанной избирательной системе избиратель имеет два голоса. Один он подает за конкретного кандидата по округу, второй — за тот или иной общегосударственный список кандидатов определенной партии, отмечая только название партии. Первые голоса подсчитываются и места распределяются по мажоритарной системе, вторые — по пропорциональной. Смешанные избирательные системы могут быть подразделены на три вида: а) с доминированием пропорционального представительства (Италия); б) с доминированием мажоритарной системы (в Азербайджане 20% мест в парламент распределяются по партийным спискам, а 80% — по одномандатным округам), в) уравновешенные (в Германии — 50% и 50%,).

Таким образом, идеальных избирательных систем не бывает, поэтому в различных странах применяются системы, которые в большей степени отражают расстановку политических сил в обществе или соответствуют интересам политической элиты.

Формирование избирательных органов, уполномоченных заниматься подготовительной и организационной работой для проведения выборов, осуществлять контроль за соблюдением избирательного законодательства, определять результаты выборов.

Избирательные органы могут формироваться парламентом (Узбекистан), правительством (Австрия), органами местного самоуправления (местные избирательные комиссии Украины), вышестоящими избирательными комиссиями. Для повышения независимости и беспристрастности избирательных комиссий к их формированию привлекаются судебные органы. Например, в Польше избирательные комиссии на общенациональном и воеводском уровнях формируются исключительно из членов судов соответствующего уровня. Национальная избирательная комиссия включает в себя по три представителя Верховного Суда. Конституционного Трибунала и Высшего Административного Суда. Однако более целесообразным представляется вариант с участием трёх ветвей власти. Так, в Республике Корея Центризбирком состоит из 6 членов, двух из которых назначает Президент, двух – Национальное Собрание, двух – Верховный Суд.

В Индии, Великобритании, Сирии центральные избирательные комиссии целиком состоят из постоянных государственных служащих и других лиц. В ряде стран центральная избирательная комиссия в качестве специального органа не создается, организационные задачи на выборах выполняет министерство внутренних дел (Италия, Франция).

2. Конституционный Совет Франции как орган конституционного контроля

Функции Конституционного совета напоминают функции конституционного суда в других странах, однако в ряде пунктов они существенно у́же. Например, Совет не может отменить действующий закон; он может вынести суждение о неконституционности законопроекта, находящегося в разработке либо только что принятого, но тут же оспоренного и не вступившего ещё после промульгации в законную силу. Конституционный совет не имеет право проверять конституционность законов по своей инициативе. Запрос о проверке могут дать только президент республики, премьер-министр, председатели Сената и Национального собрания. С 29 октября 1974 г. Конституционный совет начал принимать обращения от групп депутатов или сенаторов численностью не менее 60 человек, что дало возможность для оппозиции противостоять парламентскому большинству. Конституционный совет не принимает обращения от рядовых граждан.

Законы, принятые на референдуме, не могут пересматриваться. Совет должен принять решение в течение месяца (в особенно срочных случаях в течение недели).

Совет определяет соответствие французских законов: Конституции пятой Республики от 4 октября 1958 г., Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, Конституционному закону от 3 июня 1958 г., Преамбуле к конституции Четвёртой республики от 27 октября 1946 г.(действующей несмотря на изменение конституции), Циркуляру от 13 декабря 1999 г. Так же Конституционный совет определяет международные договоры на конституционность. Согласно статье 54 Конституции (в версии 1992 г.), Конституционный совет может на основании неконституционности приостановить ратификацию некоторого международного договора вплоть до пересмотра Конституции.

Конституционный совет также решает вопрос о статусе правовых документов («закон или подзаконный акт?») и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью. Конституционный совет следит за проведением выборов президента республики, определяет их итог, провозглашает вновь избранного президента республики, определяет порядок возглавления государства в случае вакансии на этом посту согласно ст. 58 Конституции. Аналогично Совет проводит и подытоживает референдумы. «Конституционный совет вносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается» по ст. 59 Конституции. Конституционный совет консультирует Президента Франции о существовании условий для введения ст.16 Конституции о чрезвычайном положении. Констатирует существование препятствий, не позволяющих Президенту исполнять свои функции (например, болезнь).

Указанные выше функции Конституционного совета не делают его гарантом соблюдения Конституции. Это право закреплено за Президентом Республики, ст.5 Конституции.

Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат и согласно ст. 62 Конституции «обязательны для всех публичных властей, для всех административных и судебных органов».

Другой особенностью Конституционного совета, отличающей его от конституционных судов в других странах, является то, что особые мнения судей, не согласных с мнением большинства, не публикуются. Крупный юрист Жорж Ведель, заседавший в Совете в 1980—1989 гг., считал это соответствующим правовой традиции Франции.

Конституционный Совет состоит из 9 человек, назначаемых сроком на 9 лет без права переназначения Президентом республики и спикерами Национального Собрания и Сената. В соответствии с конституционной реформой 23 июля 2008 г. сделанный ими выбор должен получить последующее одобрение Парламента: так, эти деятели должны быть заслушаны профильными комиссиями палат; «президентская квота» рассматривается на совместном заседании компетентных парламентских комиссий; в обоих случаях возможно наложение «вето» большинством в три пятых поданных голосов. Совет обновляется на треть каждые 3 года: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, с целью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, три сроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно, максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет минус 1 день) = (3 года — 1 день) + (9 лет).

Особенностью Конституционного Совета является то, что дополнительную «квоту» составляют «по праву» экс-президенты республики. В первые годы после основания Совета этим правом пользовались президенты Четвёртой республики Венсан Ориоль (отказался с 1960 по политическим мотивам) и Рене Коти. Шарль де Голль и Франсуа Миттеран, прожившие недолго после ухода с поста, в Совете никогда не участвовали. Валери Жискар д'Эстен воспользовался правом заседать в Совете лишь в 2004, спустя 23 года после окончания президентства (до этого он занимал другие выборные посты, что несовестимо с членством в Совете). В мае 2007 пожизненным членом Совета стал, после окончания своего срока, и Жак Ширак, впервые принявший участие в заседании 15 ноября 2007 г. Ещё один президент Пятой республики — Жорж Помпиду — разумеется, не мог стать членом Совета по праву, поскольку скончался в должности. Тем не менее он ещё до президентства был членом Конституционного Совета (1959—1962), будучи назначен в самый первый его состав Шарлем де Голлем, и ушёл оттуда после того, как стал премьер-министром Франции. Следует отметить, что в ходе конституционной реформы 23 июля 2008 г., Сенат предложил переименовать Конституционный Совет в «Конституционный Суд», а также упразднить членство в Совете бывших Президентов Республики; однако сенатские поправки не прошли во втором чтении в Национальном Собрании, и, следовательно, не попали в текст конституционного пересмотра.

Члены Конституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; одно и то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета; их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.

Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют, так же отсутствуют ограничения по расовой и половой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать только французский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.

избирательный мажоритарный конституция сейм

Задача

По предложению Маршала Сейма Польши депутат Л.Смолярек постановлением Сейма был лишён мандата за занятие предпринимательской деятельностью.

Соответствует ли решение Сейма Конституции Польши?

Решение: В соответствии со ст. 107 Конституции республики Польша В объеме, определенном законом, депутат не может вести хозяйственную деятельность с извлечением выгоды из имущества Государственного Казначейства или территориального самоуправления, а также приобретать это имущество.

За нарушение запретов, о которых говорится в ч.1, постановлением Сейма, принятым по предложению Маршала Сейма, депутат может быть привлечен к ответственности перед Государственным Трибуналом, который принимает решение по вопросу о лишении мандата. Таким образом решение Маршала Сейма соответствует Конституции республики Польша.

Список использованной литературы

    Аннерс Э. История европейского права. - М., 1994.

    Всеобщая история государства и права . / Под ред. К.И. Батыр. - М., 1995.

    Графский В. Г.. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА, 2003.

    История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право). - М., 1980.

    История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред.проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

    Катанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. - М., 1999.

    Селезнев Н.А. Феодальное государство и право Англии. - М., 1983.

    Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1998.

    Штокмар В.В. История Англии в средние века. - Л., 1985.