Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации в России

Введение

Выбору этой темы способствовало то, что средства массовой информации играют важную роль в обеспечении законных прав граждан на получение и распространение информации, сохранение и развитие Российского государства, его многонациональных культурных традиций.

Средства массовой информации являются действенным каналом информирования общества о деятельности власти, а также информирования власти и общества о жизни общества и его реакции на действия власти. Они не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени осуществляют анализ поступающей информации. Кроме того, средства массовой информации играют существенную роль в выявлении и формировании общественного мнения, являются мощным средством воздействия на сознание людей. Их роль проявляется, практически, во всех значимых сферах нашей жизни. Они выступают как инструмент политической борьбы, как элемент рынка, как субъект правоотношений, как носитель культурных ценностей и результат творческой деятельности.

Свободный обмен информацией – один из важнейших факторов эволюционного развития общества. Обеспечение граждан, государственных и общественных структур необходимыми сведениями об окружающем мире и происходящих в нем событиях осуществляется путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации. Важное значение при этом имеет принятие законодательных актов, устанавливающих надежные гарантии и обеспечивающих правовое регулирование условий данного процесса.

Характер, содержание, сферы взаимоотношения государства и СМИ в правовом демократическом государстве определяет, прежде всего, та законодательная база которая регулирует положение и роль СМИ в обществе. Это в равной мере касается как специальных законов о СМИ, так и других законодательных актов, Конституции – в первую очередь. По сути законодательство определяет ту роль, которую играют СМИ в определенном обществе, объем их полномочий, те рамки и пределы, в которых государство в лице тех или иных своих органов может оказывать воздействие на СМИ. С другой стороны – те обязанности, которые берут на себя СМИ перед обществом и государством. Баланс прав и обязанностей и отличает законодательство одной страны, в которой свобода слова представляется и гарантируется, от другой в которой ее нет или она лишь декларируется.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации является результатом закрепления и развития конституционных норм, декларирующих модель демократического государства, выработанную на протяжении длительной истории социально-политической практикой, как России, так и зарубежных стран.

Конституционно-правовое обеспечение деятельности средств массовой информации призвано упорядочить движение информационных потоков, создать условия для развития гражданского общества, цивилизованного диалога власти, общества, граждан, обеспечить нормальные условия для профессиональной деятельности журналистов и перевести социальные конфликты в плоскость конструктивных дискуссий.

Вместе с тем, в Российской Федерации недостаточно отрегулированы многие вопросы функционирования средств массовой информации.

Несмотря на принятие в Российской Федерации ряда нормативных правовых актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, вряд ли можно утверждать, что в достаточной степени четко и полно определены границы правового регулирования деятельности средств массовой информации.

Законодательство о средствах массовой информации в настоящее время находится в состоянии разработки, становления, и, пока не получило должного теоретического анализа и обоснования. Идет количественное накопление материала как по проблеме, в целом, так и по отдельным ее составляющим.

В нашей стране и за рубежом вышло в свет значительное количество научных работ, касающихся проблем правового регулирования деятельности средств массовой информации, производства, распространения информации, свободы массовой информации.

Вопросам законодательства в сфере средств массовой информации посвящены работы К.К. Арсеньева, Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, Л.Л. Ефимовой, М.В. Панярской, В.Н. Монахова, А.Г. Рихтера, А.К. Симонова, А.Р. Ратинова, М.А. Федотова, В.Л. Энтина и других.

Объектом курсовой работы является конституционно-правовое регулирование организаций и деятельности средств массовой информации.

Предметом работы являются законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации, а также правовые аспекты регулирования отношений средств массовой информации с государственными органами, гражданами и организациями.

Цель данной работы состоит в рассмотрении конституционно-правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    рассмотреть роль и функции средств массовой информации в современном обществе;

    рассмотреть конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации.

Исходя из цели и задач представляется оптимальной следующая структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, ставится цель дипломной работы, определяются задачи, проводится обзор использованных источников и литературы.

В первой главе рассматривается история правового регулирования функционирования средств массовой информации в России, а также их роль в современном обществе.

Вторая глава призвана выявить особенности отечественного законодательства о СМИ, провести анализ возможностей Закона о СМИ в области правового регулирования защиты от распространения недостоверной информации и препятствия разглашению конфиденциальной информации;, а также попытаться определить области совместного применения возможностей СМИ.

В заключении будут отражены общие выводы, сделанные на основе проведенного исследования.

1. Правовое регулирование функционирования средств массовой информации в России

      История правового регулирования функционирования средств массовой информации в России

Необходимость в правовом регулировании свободы массовой информации, в обмене информацией, в обеспечении граждан общественно значимой информацией и других вопросов в данной сфере возникла с возрастанием роли и места информации в обществе. Исследование правовых основ регулирования деятельности средств массовой информации представляется целесообразным начать с рассмотрения истории правового регулирования функционирования средств массовой информации в России.

Изучение нормативных правовых актов о деятельности печати и других средств массовой информации в их историческом развитии способствует уточнению современных представлений о месте и роли средств массовой информации в обществе, о пределах и возможностях государственного участия в информационных процессах, а также закономерностях и циклах развития отношений государства и средств массовой информации.

В 1702 г. Петр I издал Именной Указ об основании в России газеты для печатания там информации «о заграничных и внутренних происшествиях». Тем самым государь предпринял первую попытку предотвратить злоупотребление печатным словом путем установления контроля над выпуском газеты. Не желая видеть на страницах газет и журналов критику в свой адрес, правительство использовало законодательство о средствах массовой информации для ограничения свободы слова. В связи с этим, законодательство о СМИ в России развивалось в первую очередь как «цензурное» право.

Полномочия цензуры продолжали расширяться при Павле I. В 1797 году он предписывает все книги, кажущиеся сомнительными представлять на рассмотрение Совету его императорского величества. Остальная цензура вверяется 3-му департаменту Сената. Так, учреждается новая цензурная инстанция – литература подвергается непосредственному надзору правительства. Под влиянием внешних обстоятельств – революции во Франции, представлявшей своими идеями, в том числе с помощью прессы, угрозу существованию царской России – Павел I организовывает цензурные учреждения во всех портовых городах. Позже он запрещает ввоз из-за границы каких бы то ни было печатных изданий и музыкальных нот. Период правления Павла I явился самым трудным для развития отечественной периодики и книгоиздания.

С вступлением на престол Александра I в общественной жизни России наблюдается некоторое оживление, положение прессы и литературы несколько смягчается. Ведение цензурой было передано Министерству просвещения. В 1804 г. был принят Устав о цензуре, который сохранял предварительную цензуру, но разрешал толковать спорные вопросы в выгодном для автора свете. Несоблюдение требований Устава преследовалось в судебном порядке. Но механизм судебной защиты отсутствовал, что нередко приводило к произволу.

Николай I в 1826 г. ввел новый устав о цензуре, который прозвали «чугунным». В отличие от Устава 1804 г. в нем была запрещено пропускать печать текст, который можно было бы истолковать двояко. Запрещено было обозначать точками места, откуда цензорами была вычеркнута часть текста. В 1828 г. в новый устав были внесены некоторые изменения, но поскольку формулировки различных понятий были расплывчаты, цензорам не составляло труда интерпретировать их в свою пользу. В 30-е гг. вводиться ряд дополнительных ограничений в области печатного слова. С 1832 г. разрешения на новые издания могут выдавать только царь. В 1836 г. министр просвещения Уваров издает циркуляр о том, что «представление о дозволении новых периодических изданий на некоторое время запрещается».

В 1865 г. в России был принят первый закон о печати, который носил временный характер и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной – отменялась предварительная цензура для столичных журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. Устанавливалась ответственность печати перед судом.

В 1882 г. были введены новые Временные правила, утвердивший полный административный контроль над прессой. Совещанию четырех министров было предоставлено право прекращать издание любого периодического органа, лишать издателей и редакторов продолжать деятельность, если она будет признана «вредной».

После первой русской революции специальный указ от 24 ноября 1905 г. декларировал устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за нарушения в печати. Вместе с тем, главное управление по делам печати при МВД и полиции имело право конфисковать номера, приостановить неугодные издания, закрыть типографии.

Война 1914 г. внесла существенные коррективы в положение печати. С самого начала военных действий правительством была введена военная цензура, которая распространялась на все фронтовые и прифронтовые губернии. Деятельность военных корреспондентов была строго регламентирована.

Таким образом, можно отметить, что законодательство о СМИ Российской империи носило преимущественно запретительный характер. Иного, при отсутствии политических свобод в стране и быть не могло.

Хотя большевистские издания в свое время весьма пострадали от цензуры, когда сами большевики пришли к власти, то они в течение нескольких месяцев фактически в том же ключе решили судьбу прессы. Одним из первых декретов Совета Народных Комиссаров был Декрет о печати от 27 октября 1917 г. Декрет устанавливал порядок закрытия тех органов прессы, которые призывают к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству, сеют смуту, призывают к деяниям явно преступного, т.е. уголовно наказуемого характера. С этой формулировкой были закрыты все контрреволюционные газеты, а их типографии были реквизированы и переданы большевистским изданиям.

21 ноября 1917 г. был подписан второй важный документ в области СМИ – «Декрет о введении государственной монополии на объявления». Это означало, что все издания негосударственного типа лишались доходов и, соответственно, возможности существования.

10 февраля 1918 г. был утвержден «Декрет о революционном трибунале печати», согласно которому «преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати» поступали в ведение Революционного трибунала печати. 3 апреля 1918 г. было принято «Постановление Президиума ВЦИК об обязанности газет печатать все декреты и распоряжения ВЦИК и СНК, а также распоряжения и приказы местных Советов».

После принятия Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с классовых позиций. Средства массовой информации должны были выполнять роль коллективного агитатора и организатора. В этих условиях законодательное оформление отношений прессы с государством и обществом не было в интересах правящей партии.

Конституция СССР 1977 г. хотя и гарантировала свободу печати, юридическое содержание понятие «свобода печати» не определялось. На практике законодательные нормы, которые должны были гарантировать свободу печати, использовались с целью борьбы с инакомыслием, в частности, с диссидентами. Первая попытка законодательного определения понятия «свобода печати» была предпринята в первой статье Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 года. В нем была зафиксировано, что «Печать и другие средства массой информации свободны.

Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означали право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации. Сформулированное таким образом понятие свободы печати включало три компонента: свободу средств массовой информации, право граждан на свободу слова в СМИ и недопустимость цензуры.

Подведем небольшие итоги: во-первых, советское законодательство о СМИ, сохранив во многом запретительный характер, нацеливало одновременно их на другую, более активную роль – быть агитатором и пропагандистом коллективных действий. Во-вторых, будучи декларировано демократическим это законодательство не предусматривало реализацию демократических идей на практике.

Эти недостатки были в основном преодолены в российском Законе «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, в котором дано более развернутое понятие цензуры. Также в этом законе объем полномочий субъектов информационных отношений определялся по принципу «все, что не запрещено, то – разрешено».

Конечно, в статье 1 российского Закона о СМИ лишь намечены контуры понятия свободы массовой информации, раскрытие которого происходит на протяжении всего законодательного текста. Однако зафиксировано главное: свобода информации, право частной собственности на средства массовой информации, свобода экономической деятельности в сфере массовой информации.

Изменение политического строя в нашей стране предопределило и характер изменений в законодательстве о СМИ. В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможен диалог между индивидов, обществом и властью. По-новому выстраиваются и отношения СМИ с государством, о чем пойдет речь в следующем разделе.

      Роль и функции средств массовой информации в современном обществе

Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества. Огромна роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.

Сегодня средства массовой информации характеризуют как: великий арбитр, четвертая власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью. Современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Средства массовой информации на практике реализуют фундаментальные права человека – на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции.

Интеграция общества в современном мире неотделима от демократического процесса. Средства массовой информации выступают основным гарантом информационного обеспечения этого процесса, прежде всего, за счет максимально полного информирования граждан обо всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей и их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Способствование интеграции общества путем его всестороннего информирования предполагает представление точек зрения различных общественных групп и сил.

Представление различных точек зрения, которые должны стать доступными аудитории, служит тому, чтобы они смогли увидеть свою позицию в ареале других точек зрения, соотнести свои интересы с интересами других сил и групп в целях обсуждения, согласования и выработке взаимоприемлемой позиции по тому, или иному вопросу. Средства массовой информации не навязывают свое видение, свое решение той или иной проблемы, а обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию, проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра. Преследуют основную цель – обеспечение конструктивного взаимодействия различных сил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы.

Вторая составляющая демократического потенциала СМИ состоит в их возможности делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали и антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнеса, и властных структур, а также тех или иных социальных институтов.

По отношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамки закона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода непарламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль средств массовой информации расценивается очень высоко. Критика СМИ чаще всего направлена на действия властей различного уровня.

Специфические российские проблемы в сфере деятельности СМИ связаны с переходом от одной советской модели прессы к принципиально иной, основанной на отмене прямой цензуры и возникновению рыночных отношений. Первоначальная эйфория, связанная со сменой самой модели прессы, получением СМИ свободы довольно быстро сменилось пониманием сложности этого перехода, трезвой оценкой того кризисного состояния, в котором очутилась пресса к середине 90-х годов.

Особые причины кризиса, помимо объективных, связанных с общей неблагоприятной ситуацией в стране, объективными трудностями смены модели прессы, связаны с отсутствием у государства четкой политики в области СМИ, а также пробелами в законодательстве.

Выработка механизмов, которые реально сделали бы СМИ зависимыми от тех, кто их читает, слушает и смотрит должна была бы составлять основной приоритет законодательной и законоприменительной деятельности. На сегодняшний день реальная конкуренция между журналистами и их изданиями все больше подменяется состязанием сенсаций, скандалов и компроматов. Мало того, отсутствие финансовой независимости превращает средства массовой информации из информационных источников в политическое оружие групп, кланов и элит. Отсутствие самоокупаемости СМИ компенсируется его владельцу, будь то банкир или администратор области их послушностью, управляемостью, готовностью послужить или прислуживать. В результате СМИ политизированы сверх меры: до 80% газетной площади или экранного времени посвящены не тому, как живет общество, а тому, кто и как пытается им править.

2. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации

2.1 Конституционные гарантии свободы массовой информации

Институт массовой информации – важнейший институт информационного права. Этим институтом регулируются информационные отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации.

Свобода массовой информации гарантируется Конституцией РФ. Институт массовой информации, как и институт интеллектуальной собственности, базируется как на правовом фундаменте на основной информационной конституционной норме.

Согласно п. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это означает, что производство массовой информации, как и любых других видов информации, открыто. Ограничения в распространении информации ограниченного доступа могут вводиться только федеральным законом.

Гарантия свободы производства, передачи и распространения массовой информации закрепляются п. 5 ст. 29. Этой же статьей запрещается цензура.

Конституция РФ вводит ограничения при распространении массовой информации, распространение которой нарушает интересы личности, общества и государства: Запрещена пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (п. 2 ст. 29).

Эти ограничения на распространение информации, «опасной» для личности, общества, государства, основаны на предписании, содержащемся в п. 3. ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Конституция РФ (п. 2 ст. 29) гарантирует также защиту каждого от принуждения в выражении собственных мнений и убеждений: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Эта норма, в частности, устанавливает недопустимость насильственного получения журналистами сведений от их источников и запрещает распространять такую информацию.

Важнейшими для развития института массовой информации являются следующие нормы Конституции РФ. Согласно п. 3 ст. 15 любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это означает необходимость официального опубликования законов, в том числе и средствами массовой информации на всех уровнях их принятия. Неопубликованный официально закон не действует и его нормы не могут применяться для разрешения споров.

Норма п. 3 ст. 41 Конституции РФ обязывает должностных лиц передавать информацию об угрозе для жизни и здоровья людей, в том числе и для распространения средствами массовой информации.

По ст. 42 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Эта норма является веским основанием для СМИ получать такую информацию от всех возможных источников и доводить ее до всеобщего сведения с целью вынуждения соответствующих субъектов к принятию мер, направленных на недопустимость экологических правонарушений.

Основным, системообразующим актом, регулирующим информационные отношения, является Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». Нормы этого Закона применяются в отношении средств массовой информации, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.

2.2 Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации

Как отмечает в своей монографии М.А. Федотов, «до 12 июня 1990 г. в нашей стране не существовало ни отрасли СМИ, ни правового акта, который регулировал бы общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью СМИ. Отсутствие правового регулирования компенсировалось партийными нормам, о чем шла речь в предыдущей главе.

12 июня 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», а 27 декабря 1991 г. – Закон РФ «О средствах массовой информации».

Согласно данному закону под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание. радио-, теле-, видеопрофамма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

Основные направления правового регулирования отношений в области массовой информации:

    обеспечение гарантий свободы массовой информации; организация деятельности средства массовой информации; распространение массовой информации;

    отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;

    права и обязанности журналиста;

    межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;

    ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Информационные правоотношения, складывающиеся в сфере массовой информации, можно условно подразделить на «внутренние» и «внешние». Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными субъектами: учредителями (соучредителями), редакцией, издателем, распространителем и, наконец, собственником. Вторая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ между перечисленными выше субъектами и третьими лицами, будь то граждане, объединения граждан, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

2.3 Обеспечение гарантий свободы массовой информации

массовый информация правовой общество

Начиная с Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с «классовых позиций». В настоящее время свобода массовой информации в России устанавливается Конституцией РФ и развивается нормами Закона РФ «О средствах массовой информации».

Свобода информации – основной принцип информационных отношений в современном обществе, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. Как уже было сказано выше в Конституции РФ данный принцип реализован через установление права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29). Свобода массовой информации – необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия.

Конституционными гарантами свободы массовой информации являются в том числе: свобода мысли, слова, выражения мнений и убеждений, экономической деятельности, провозглашение частной собственности, а также прямой запрет цензуры.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не могут быть ограничены:

    поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

    учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;

    изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах РФ и ее субъектов.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается. (ст. 3)

Исключения и ограничения в деятельности СМИ могут вводиться только законодательством РФ о средствах массовой информации в интересах защиты личности, общества, государства.

Законом устанавливается недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4). Определения понятию «злоупотребление свободой массовой информации» в Законе о СМИ не содержится. Вместе с тем данная статья приводит перечень случаев, когда такие злоупотребления могут иметь место. Часть 1 вышеуказанной статьи запрещает использовать СМИ в качестве инструмента достижения следующих целей:

    совершения уголовно наказуемых деяний;

    разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

    призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;

    осуществления экстремистской деятельности;

    пропаганды войны;

    распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

2.4 Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации (ст. 57).

За нарушение законодательства о СМИ предусмотрена уголовная, административная и гражданская ответственность. Журналисты несут ответственность за разглашение сведений конфиденциального характера, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Журналисты, выступая в качестве авторов сообщений и материалов, размещенных в СМИ, несут дополнительную ответственность, которая наступает, например, в случаях распространения сведений, порочащих честь и достоинство лица. Аналогичную ответственность несут авторы, не являющиеся журналистами, сообщения и материалы которых были распространены в СМИ.

Однако согласно ст. 58 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусмотрены случаи, когда редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации.

Статья 59 вышеуказанного закона предусматривает ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.

Согласно данной статье воспрепятствование законодательной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции СМИ, а также журналистов влечет уголовную, административную, дисциплинарную ответственность или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В указанной статье предусмотрен примерный перечень способов воспрепятствования законной деятельности вышеперечисленных лиц.

За воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к распространению либо отказу от распространения информации установлена уголовная ответственность (ст. 144 УК РФ).

Административная ответственность установлена за непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП), за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП), за

воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (ст. 13.16 КоАП РФ).

В случае воспрепятствования законной деятельности учредителей, редакций, издателей, распространителей и журналистов как указанными в ст. 58 Закона о СМИ способами, так и иными способами могут быть нарушены как их имущественные, так и личные неимущественные права. В этом случае вред подлежит возмещению по правилам, предусмотренным в гл. 59 ГК РФ, т.е. по правилам, предусмотренным для обязательств вследствие причинения вреда.

Заключение

В результате изучения темы «» в рамках данной курсовой работы нами сделаны следующие выводы.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть важность данной проблемы для формирования и развития демократических основ деятельности государства и создания базовых принципов организации гражданского общества.

Информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование информационного общества XX века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Чем более прописаны, более равноправны созданные властью системы взаимоотношений власть-общество – СМИ, тем в большей степени можно говорить о соблюдении демократии в государстве.

Поэтому такое большое значение, особенно в век новых информационно-коммуникативных технологий имеют те законы, которые регулируют деятельность СМИ.

История становления и развития демократических средств массовой информации в России показывает потребность разработки реального механизма реализации норм права, регулирующих данную деятельность. Несмотря на актуальность и важность для государственного и общественного развития проблемы совершенствования правового регулирования ранее не действовавших демократических институтов, к которым также относится и СМИ, уделяется недостаточное внимание. Это обусловливается тем, что на протяжении длительного периода времени, регулирование данной деятельности осуществлялось законами косвенно, напрямую только ведомственными нормативными актами.

22 февраля 2011 г. в Государственной Думе прошли первое чтение поправки в закон «О средствах массовой информации», которые сразу же назвали скандальными. Автором проекта выступил глава думского комитета по информационной политике и бывший телеведущий Валерий Комиссаров, предложивший изменить закон на том основании, что с 1992 года, когда он был принят, произошли «организационные, технические, экономические изменения в сфере производства и распространения электронных СМИ». Как уже было указанно выше, данные поправки вызвали огромное количество споров, но как говорится «в споре рождается истина». Чем «грозят» средствам массовой информации эти нововведения покажет время, но то, что они давно назрели это очевидно.

Список литературы

    Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007.

    Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2008.

    Батурин Ю.М. Цензура против гласности: от Ивана Грозного до 1917 года // Советское государство и право. 1989. №3.

    Борисов А.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). С комментариями Конституционного суда РФ. М., 2009.

    Голубок С.А. Конституционное право России. М., 2008.

    Декрет о печати // Сборник документов и материалов. М., 1972.

    Заика Н.К. Правовые основы средств массовой информации. М., 2007.

    Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Научно-практический комментарий профессора М.А. Федотова – М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

    Засурский Я. Средства массовой информации России. М., 2006.

    Комаровский В.С. Государственная Служба и средства массовой информации (Курс лекций). – Воронеж. Издательство Воронежского Государственного Университета, 2003.

    Коновченко С.В. «Общество – СМИ – Власть», Ростов-на-Дону, 2001.

    Конституционное право России /Под ред. Н.А. Михалевой. М., 2006.

    Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003.

    Лукашук И.И. Средства массовой информации, государство, право. М., 2007.

    Шевченко А.В. Государственная служба и СМИ. Правовое регулирование отношений. М., 2007. С. 160