Информация с ограниченным правом доступа

Информация с ограниченным правом доступа

    Общие подходы к ограничению информационных прав

Свободный доступ к информации может быть ограничен только на основании закона. Основаниями для ограничения информационных прав могут послужить:

    защита основ конституционного строя,

    защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,

    обеспечение обороны страны и безопасности государства,

    обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью,

    предотвращения разглашения конфиденциальной информации15,

    обеспечение авторитета и безопасности правосудия,

    условия чрезвычайного положения, установленные по закону.

2. Неприкосновенность частной жизни

Международными нормативными актами, Конституцией Российской Федерации гарантируется невмешательство в личную и семейную жизнь, тайна корреспонденции, защита чести и репутации. Перечисленные права, согласно нормам Конвенции Содружества Независимых Государств "О правах и основных свободах человека", могут быть ограничены в следующих случаях:

    законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом,

    законный арест или задержание лица

    законное задержание несовершеннолетнего с целью передачи дела на расследование, вынесения решения о наказании или в суд16.

Касаемо тайны корреспонденции, Европейский Суд по правам человека признал, что вмешательство в частную жизнь не будет противоречить положениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, если:

    это предусмотрено и осуществляется в соответствии с законом;

    этот закон известен общественности, легко доступен, носит четкий и определенный характер;

    в нормативном акте фиксируются пределы компетенции государственных органов;

    подслушивание носит выборочный, а не общепоисковый характер;

    вмешательство рассматривается как временная мера;

    в отношении информации, полученной в результате прослушивания, применяется правило конфиденциальности;

    в случае прекращения преследования или оправдания по требованию соответствующего лица записи либо возвращаются ему, либо уничтожаются.

Существует категория людей, частная жизнь которых представляет интерес некоторой части населения. Это – общественные и политические деятели. 428-я Резолюция Консультативной ассамблеи Совета Европы закрепила два правила, действующие в отношении этой категории людей:

    в случае противоречия между правом на свободу информации и на уважение личной жизни приоритет имеет право на уважение личной жизни,

    личная жизнь общественных деятелей должна защищаться, как и личная жизнь других граждан, за исключением случаев, когда она может оказывать воздействие на общественно значимые события.

Защита права на неприкосновенность частной жизни может осуществляться в административном или судебном порядке. Административный порядок предполагает подачу жалобы:

    в вышестоящий орган,

    вышестоящему должностному лицу,

    прокурору,

    Уполномоченному по правам человека РФ.

В случае, когда исчерпаны все возможности национальной судебной защиты нарушенных прав, человек вправе обратиться в Комиссию по правам человека СНГ или Европейский Суд по правам человека.

В судебном порядке существует возможность гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой защиты.

Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация17.

Источниками персональных данных служат анкеты, справки, декларации и тому подобное. Информацию о гражданах для исполнения своих служебных обязанностей накапливают органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица, часто с использованием средств автоматизации. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных18.

Введение правового регулирования процесса обработки персональных данных обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Законодательством предписывается ряд требований к работе с персональными данными:

    персональные данные должны быть получены законным способом: либо на основании федерального закона, устанавливающего цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, либо на основании согласия субъекта, выраженного в письменной форме;

    персональные данные накапливаются для заранее определенной цели;

    субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

    персональные данные должны актуализироваться;

    персональные данные не должны быть избыточны;

    хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных;

    персональные данные должны храниться не дольше, чем этого требуют цели их обработки, данные подлежат уничтожению по достижении целей;

    персональные данные охраняются в режиме конфиденциальности информации.

Законодательством установлена обязанность предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в случае защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В остальных случаях обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

    фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных,

    номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате

    выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора,

получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель обработки персональных данных;

    перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

    перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его
отзыва.

Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Обработка этих данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.

Особо следует отметить наличие в Трудовом кодексе Российской Федерации главы 14 "Защита персональных данных работника". Все выше изложенные правила по работе с персональными данными, права работника и ограничения на предоставление персональных данных уточняются, конкретизируются с учетом специфики отношений работодателя и наемного работника.

3. Государственная тайна

право информация защита жизнь

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации19. Примером сведений, составляющих государственную тайну, могут служить:

    в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, о разработке, технологии, производстве ядерных боеприпасов, численности войск и состоянии их боевого обеспечения;

    сведения в области экономики, науки и техники: о силах и средствах гражданской обороны, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о запасах платины, природных алмазов;

    сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства, о финансовой политике в отношении иностранных государств;

    сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о методах и средствах защиты секретной информации, о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны.

Законом установлен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию:

    о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

    о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

    о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

    о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

    о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

    о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Порядок оборота сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается соответствующим государственным органом, определенным законодательством Российской Федерации.

К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Для должностных лиц и граждан, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность.

4. Коммерческая тайна

Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду20.

Коммерческую тайну могут составлять производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения организации, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, может быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит обладателю, ему же принадлежит право установления порядка оборота этой информации.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

    содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

    содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

    о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

    о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

    о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

    о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

    об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

    о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Документы, содержащие коммерческую тайну, маркируются грифом "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органов государственной власти и местного самоуправления обязан предоставлять им эту информацию. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации. Получатель информации должен принять меры по охране ее конфиденциальности.

Нарушение положений федерального закона "О коммерческой тайне" влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Служебная тайна

Служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости21.

Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны. В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность, например, за разглашение тайны усыновления, или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе. Можно привести примеры сведений, доступ к которым не может быть ограничен в соответствии с различными нормативными актами:

    законы и иные нормативно-правовые акты,

    информация о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей,

    информация о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах,

    экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и иная информация, необходимая для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных или иных объектов,

    информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных к категории высших должностных лиц РФ,

    информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридических лиц,

    информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления,

    информация об использовании бюджетных средств,

    информация о состоянии борьбы с преступностью,

    документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, общественных объединений, организаций.

6. Профессиональная тайна

Профессиональная тайна – общее название группы охраняемых законом тайн, необходимость соблюдения которых вытекает из доверительного характера отдельных профессий22. Профессиональную тайну следует отличать от служебной тайны, обязанность соблюдения которой вытекает не из доверительных отношений, а из интересов службы. Объектами профессиональной тайны являются следующие виды тайн.

    Врачебная тайна – информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении23. Например, результаты обследования лица, вступающего в брак; сведения о доноре и реципиенте при трансплантации органов; сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона.

    Тайна связи – тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений24.

    Нотариальная тайна – сведения доверенные нотариусу в связи с совершением нотариальных действий25.

    Адвокатская тайна – сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю26. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

    Тайна усыновления – сведения об усыновлении ребенка27. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления28, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

    Тайна страхования – полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц29.

    Тайна исповеди – сведения, которые стали известны священнослужителю из исповеди30. Тайна исповеди охраняется законом, священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди. К основным субъектам правоотношений в области профессиональной тайны относятся:

    доверитель (физическое лицо, доверившее сведения другому лицу),

    держатель (физическое или юридическое лицо, которому исключительно в силу его профессиональной деятельности были доверены сведения, составляющие профессиональную тайну),

    пользователь (лицо, которому сведения, составляющими профессиональную тайну, стали известны на законных основаниях в связи с выполнением им своих служебных обязанностей).

К пользователям профессиональной тайны могут относиться суды, судьи, прокурор, органы следствия, налоговые органы, органы регистрации факта усыновления. В настоящее время государственные органы и их должностные лица не могут получить доступ к адвокатской тайне и тайне исповеди.