Государство и право в политической и правовой системах обществ

1. Понятие и сущность государства

Существует множество теорий происхождения, определений понятия государства (естественно-правовая или договорная теория, органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория о которой говорилось выше). Точно также существуют различные взгляды на те признаки, которые отличают государство.

Но, что является неоспоримым это то, что государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой. Научность взглядов на понятие государства и его признаки определяются степенью зрелости человеческой мысли, поэтому меняется со временем.

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех повеления и обладает суверенитетом. Причинами, которые вызвали учреждение государства, являлись разложение первобытнообщинного строя, появление частной собственности на орудия и средства производства, разделение общества на враждебные классы - эксплуататоров и эксплуатируемых. К ним также следует отнести распад родовой общины на отдельные семьи и ее преобразование в соседскую, переход к территориальной организации населения, учащение войн, усиление военной организации племен, воздействие религии.

Государство – это, прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая, сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства.

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют, тем не менее, выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода.

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Формы правления. Это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотношений с населением. Характеризуется формальным источником власти.

В современных государствах различают следующие формы правления: монархия и республика.

Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный).

Форма государственного устройств показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства: каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства (т. е. территориальной организации государства) все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное; федеративное; конфедеративное.

Термин "функции государства" применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.

По времени осуществления функции государства подразделяются на постоянные и временные. В зависимости от политической направленности функции государства делят на внутренние (деятельность внутри страны) и внешние (деятельность за её пределами), хотя грани между ними постепенно стираются.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций: функция охраны правопорядка, экономическая функция, социальная функция, культурно-воспитательная, экологическая функция государства

Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные функции государства: взаимовыгодное экономическое, политическое, культурное, военное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

Возникновения права было связано и с такой причиной, как экономическое развитие общества, ускоренное ростом производительных сил, совершенствованием орудий труда, расширением обмена и торговли.

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы, защищавшие, прежде всего интересы имущих и привилегированных классов. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам, становясь тем самым общеобязательными.

Так складывалось обычное право – первая форма выражения права в нарождающемся эксплуататорском обществе. (Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами, либо верховным правителем и назначаемыми ими должностными лицами). Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

Право – это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения к достижению равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.

Право складывается из блока международных (конституционных) стандартов основных прав и свобод человека и гражданина и блока реальной системы законодательства (в широком смысле), выстраивающейся в соответствии с общесоциальным правом.

Под функциями права следует понимать определенные направления его воздействия на общественные отношения или поведение людей, выражающие его сущность, назначение и роль в общественной жизни.

Понятие функция права должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот - предопределенность последних назначением права.

Собственно, функция права - это реализация его социального назначения.

Функции права могут рассматриваться в разных плоскостях. Условно функции права можно разбить на две группы:

1. Общесоциальные (совпадающие с функциями государства): экономическая, политическая, воспитательная, коммутативная, ценностная, (ценностно-ориентационная), информационная, трансляционная, экологическая.

2. Общеправовые (специально-юридические) функции: регулятивная (регулятивно-статистическая функция и регулятивно-динамическая функция) и охранительная.

Функции права могут быть классифицированы и по другим признакам. Для этого необходимо использовать несколько оснований. Прежде всего, это основания, которые используются при классификации функций государства. Известно, что государство осуществляет свои функции в правовых формах и с использованием правовых средств. Поэтому позитивное право, будучи тесно связанным с государством, так или иначе дублирует его функции. В этой связи функции права можно классифицировать с учетом значимости (основные и неосновные), сферы распространения (внутренние и внешние), продолжительности осуществления( постоянные и временные) и сфер общественной жизни (экономические, политические, идеологические, социальные и экологические.)

Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, также как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других — источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права. Все, когда-либо имевшие место формы (источники) права, трудно перечислить, но наиболее важными и широко известными из них являются следующие. Это правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие.

Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям. В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать: господство права; верховенство закона; конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа, гарантированность прав и свобод человека; взаимная ответственность государства и личности.

В Конституции РФ форма государства определяется сразу (ст.1) и довольно четко: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления."

Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует демократический государственный режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму), формой государственного устройства является федерация, а форма правления в России - республика.

Конституция РФ - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) "конституция" означает "установление", устройство. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку. [3, C.85]

Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы).

В единую систему государственных органов согласно Конституции входят органы государственной власти РФ и ее субъектов. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть:

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов федерации) — это Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов (народные собрания, государственные собрания, верховные советы и т.д.).

Органы исполнительной власти — это, прежде всего высший орган исполнительной власти — правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов президенты и главы администрации субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов федерации. Органы правосудия образуют единую судебную систему РФ.

Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений.

Характер и формы взаимодействия права и экономики могут и реально обусловливаются самыми различными факторами. Право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, право - это средство в достижении социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.

Исследуя взаимодействие права и экономики можно сделать выводы:

Отказ от признания жесткой причинной зависимости права от экономики позволяет научным образом ставить и решать вопрос о возможности приоритетного развития права по сравнению с экономикой, о возможности модифицировать отсталую систему производственных отношений на основе правовых реформ.

С этой точки зрения уже не представляется абсурдной задача формирования правовых отношений, обеспечивающих реализацию и защиту законопослушного гражданина в российской экономической сфере. Конечно, возможности права здесь не беспредельны. Но они определены не уровнем развития современной российской экономики – а духовными возможностями российского народа в создании и реализации права.

2. Основные категории правового регулирования общественных отношений

По своему содержанию общественные отношения могут быть разнообразны — имущественные, финансовые, земельные, трудовые и т.д. каждый вид отношений регулируется определенными группами правовых норм. Таким образом, системность общественных отношений обуславливает системность права. Право как система — это органическое целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм:

    Система права характеризуется объективностью, она отражает объективно существующую систему общественных отношений. Если право в своих нормах не будет адекватно отражать эти отношения оно будет тормозить развитие общества. (С другой стороны право регулирует эти отношения).

    Система права — это единство и взаимосвязь всех ее элементов, которые неодинаковы по своему объему и содержанию: нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права.

    Таким образом, система права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Нормой права называется рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Правовая норма, как и право в целом, рассчитана на регулирование поведения людей посредством особого рода отношений, связь участников которых состоит во взаимных правах (обеспеченная государством возможность определенного поведения) и обязанностях (необходимость определенного поведения, нарушение которой влечет применения мер государственного принуждения).

Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его реализации и мерами принуждения к соблюдению; связь этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее структуру: «если — то — иначе». Структура правовой нормы является применением к каждой из них общего правила, которое может быть выражено таким образом: «находясь на территории государства (или: будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения».

В структуре правовой нормы различаются: гипотеза (определение круга лиц, которым адресована норма, а также обстоятельств, при которых она реализуется), диспозиция (само правило поведения, выраженное как определение обязанностей и прав сторон правоотношения), санкция (указание на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции). Структура правовой нормы существует как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способы охраны от нарушений (санкция).

В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет возможные, типичные, в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право.

Все, когда-либо имевшие место формы (источники) права, трудно перечислить, но наиболее важными и широко известными из них являются следующие. Это — правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты.

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это — акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов.

Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношения есть та мера внешней свободы, которую предоставляют участникам нормы права.

Признаки правоотношений: правоотношения — это такая форма общественных отношений, которая складывается на основе правовых норм, участники правовых отношений наделяются взаимными правами и обязанностями, правоотношения имеют сознательно-волевой характер, правоотношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной системой.

Содержанием правоотношения выступает единство прав и обязанностей. Сама структура правоотношения образует связь субъективных прав и обязанностей. Субъективное право одного субъекта обусловлено обязанностью другого. Содержание правоотношения состоит в правах и обязанностях его участников и в реальных действиях по их использованию и осуществлению.

Элементы правоотношения - это субъекты (участники), объекты (на что воздействует), цель (для чего возникает) и содержание (субъективные права и юридические обязанности) правоотношения.

Правоотношения могут быть разного типа. Например, отношения бывают односторонние, двухсторонние, трехсторонние. В правоотношениях участвует две стороны, каждая из которых обладает и правами и обязанностями.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются необходимые условия и предпосылки, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Выделяют, прежде всего, два вида предпосылок возникновения правоотношений: материальные (общие) и юридические (специальные).

К материальным основаниям относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. К таким основаниям относятся, прежде всего, социальные, экономические, культурные и другие основы материальной жизни.

К юридическим предпосылкам правоотношений относятся: нормы права, правосубъектность, юридические факты.

Таким образом, правоотношение порождается нормой права и конкретным юридическим фактом.

Законность определяется как строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов, а также надлежащее использование предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права.

Принципы законности – это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание законности. В систему принципов законности входят: единство законности в масштабе всей страны; верховенство закона в системе нормативно-правовых актов; равенство всех перед законом; неотвратимость юридической ответственности; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неразрывная связь законности и культуры.[2,C.79]

Препятствием нарушения законности является развитие системы гарантий законности, под которыми понимается обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, посредством которых, обеспечивается законность. В юридической литературе выделяются общие и специальные гарантии. К первой группе относятся экономические, политические, нравственно – духовные и общественные гарантии, а ко второй собственно юридические.[6,C.96]

Важное место в реализации гарантий законности отводится институтам гражданского общества — политическим партиям, профсоюзным организациям и другим общественным объединениям, а также органам местного самоуправления и средствам массовой информации.

Правонарушение – это виновное поведение праводееспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Правонарушения отличаются от нарушений неправовых правил поведения (правил морали, обычаев) следующими признаками:

1. Правонарушение – это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.

2. Правонарушение – это такое поведение человека, которое противоречит предписаниям норм права.

3. Правонарушение – это поведение, причиняющее вред обществу, государству.

4. Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права.

В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются, различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели можно выделить: а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели; б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей.

Наиболее распространенной и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности (вредности). В этой связи все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Состав правонарушения – это описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона:

    Объект правонарушения – это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом.

    Объективная сторона – характеристика деяния, способа его совершения, обстоятельств, повлекших последствий (например, - групповой с применением оружия, повторно, причинившее значительный ущерб и т.д.).

    Субъект правонарушения – лицо, которое совершило правонарушения, характеристика правонарушителя (например, несовершеннолетний, беременная, наличие судимости и т.д.).

    Субъективная сторона – форма вины.

Юридическая ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности. Основанием для юридической ответственности является правонарушение. Если поведение субъекта не попадает под определение правонарушения, то не может быть и юридической ответственности.

Юридическая ответственность наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Важнейшим признаком юридической ответственности является то, что она определяется государством и применяется его компетентными органами.

3. Практическое задание

Экономическая основы конституционного строя представлена в одной статье Конституции РФ (ст. 8), где в обобщенной и сжатой форме закреплены традиционные для государств осуществляющих переход к новому типу общественных отношений принципы рыночной экономики. Конституция не содержит специальной главы об экономическом устройстве государства, но существует совокупность конституционных принципов и норм, располагающихся в различных главах. Например, статья 34 Конституции, гарантирующая свободу предпринимательства; статья 37 Конституции, гарантирующая право на свободный выбор рода деятельности и занятий; статьи 35 и 36 о частной собственности, о частной собственности на землю; статья 23 о праве на деловую репутацию; статья о праве на возмещения государственного вреда, о праве на возмещение вреда, причиненного государством.

Воздействие Конституции на экономическую систему осуществляют три группы конституционных норм: 1) нормы, характеризующие экономические основы социального государства; 2) нормы, определяющие основные принципы функционирования экономической системы; 3) нормы, закрепляющие организацию публичного управления экономикой. Положения указанных конституционных норм, развиваются в актах текущего законодательства.

Значение конституционно-правовых норм, регулирующих экономические отношения, определяется необходимостью поддержания баланса между ролью государства в регулировании экономики и свободной реализацией прав, свобод и законных интересов субъектов экономической деятельности.

Содержание конституционных норм, воздействующих на экономические отношения, позволяет сделать вывод о том, что эти нормы не являются однородными и функции их являются различными.

Среди конституционных норм, осуществляющих воздействие на экономику, наибольшее значение имеют нормы - принципы.

Полномочия субъектов государственной власти в формулировании и реализации экономической политики.

субъекты государственной власти

полномочия

Президент РФ

Обладает правом законодательной инициативы.

Даёт указание Правительству РФ по экономическим вопросам.

Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней политики государства.

Через своих представителей в округах осуществляет контроль за содержанием экономической политики в округе.

Исполнительная власть

Правительство РФ

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации

разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, активно влияет на экономические процессы, способствует укреплению денежной и кредитной системы, проводит единую политику цен, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной и региональной собственностью

разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта

законодательная власть

Принимает законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики

Судебная власть. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя

государство правоотношение общественный

Литература

    Алексеев С.С. Восхождение к праву. – 2-е издание. – М., 2002. -С.123.

    Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. - М.: Юрид. лит., 1994. С.79.

    Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М.:Норма, 2007.С.80.

    Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юрист, 2005.

    Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

    Зиновьева М.Ю. Понятие гарантий законности и их виды // Вопросы теории государства и права. -1998. -№1. -С.96.

    Конституция Российской Федерации – М.: Юрайт,1999.

    Потапов В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект.- М, 1999.С.123

    Пьянов Н. А. О понятии и классификации функций позитивного права Сибирский Юридический Вестник. - 2000. - № 4. – С.23.

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.: Дабахов, Ткачев, Димов”, 2002.

    Шиндянина М. Д. Стадии юридической ответственности. — М. 1998