Характеристика классификации принципов права

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ОБЩИЙ ОБЗОР

1.1 Понятие и сущность принципов права

1.2 Роль принципов права

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА

2.1 Типы и характер принципов права

2.2 Виды принципов права

3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных принципам права, известно, что большинство из них относится к советскому периоду развития отечественной юриспруденции. Это не могло не наложить свой отпечаток на характер исследований, которые находились под воздействием марксистско-ленинской идеологии. Социалистическое право сошло с исторической сцены, а вместе с ним и его принципы. Начавшиеся в 90-е годы XX века существенные изменения в экономической и политической, духовной и правовой системах обусловили появление новых для России по содержанию принципов правового регулирования частной и общественной сфер жизнедеятельности. Проводимые в российском обществе масштабные демократические преобразования, смена ориентиров общественного развития, приоритетов правовой политики государства, кардинальное обновление законодательства – все это заставляет иначе взглянуть на проблему принципов права, в частности, выработать новые подходы к определению понятия принципов права, их классификации, системе, содержанию отдельных принципов.

В последние годы наблюдается активизация научного интереса к указанной проблеме. Предпринимаются попытки по-новому, свежим взглядом взглянуть на известные правовые начала, исследуются отдельные группы принципов права: принципы правового регулирования рыночных отношений, принципы юридического процесса, нравственно-этические и социально-политические принципы права, межотраслевые принципы права. Однако приходится констатировать, что в целом принципам права в современных российских условиях не уделяется то внимание, которого они заслуживают. Об этом, в частности, свидетельствует то обстоятельство, что во многих учебниках и учебных пособиях по теории государства и права о правовых принципах упоминается лишь вскользь, мимоходом, при освещении других вопросов, например, об источниках права, о классификации правовых норм, об аналогии в праве и т.д., а самостоятельная глава или хотя бы параграф о принципах права отсутствуют. Складывается впечатление, что проблема основополагающих правовых начал не относится к числу значимых. Показательным является и тот факт, что при анализе ряда аспектов указанной проблемы ученые существенно расходятся во взглядах. Так, дискуссионный характер носят вопросы о природе и наиболее общих признаках принципов права, необходимости их законодательного закрепления, классификации принципов права, их системе, соотношении с другими правовыми явлениями, роли в правовой системе общества и др. Неоднозначность толкования той или иной проблемы свидетельствует об ее актуальности и научной перспективности.

Цель работы – исследовать классификацию принципов права.

Задачи работы – дать характеристику принципов права; рассмотреть виды и содержание принципов права; определить их значение.

1. ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ОБЩИЙ ОБЗОР

1.1 Понятие и сущность принципов права

В отечественной юридической науке нет единообразного понимания принципов права. Практически все ученые, обращавшиеся к исследованию правовых принципов, в целом едины во мнении, что «принципы права – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права». Однако они по-разному конкретизируют и развивают это понятие.

Так, В.Н. Храпанюк определяет принципы права как основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу.

Е.А. Лукашева полагает, что «принцип права – это те объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми оно развивается, которые лежат в основе системы законодательства. Это нормы наиболее общего содержания, которые фиксируют важнейшие направления и способы правовой регуляции социальной деятельности людей».

А.М. Колодий определил принципы права «как исходные идеи существования права, выражающие наиболее важные закономерности определенного типа государства и права». По сути, такое теоретическое осмысление места и роли принципов права сводится к признанию за ними свойства рабочего механизма, при помощи которого определяются пределы возможного и надлежащего поведения участников правовых отношений, т.е. признание принципов права источниками правовых норм.

Р.А. Ромашов и Е.Г. Шукшина под принципами права понимают основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора, определяющие главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что оно должно быть ориентировано, устремлено. Таким образом, принципы права выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

П.Е. Недбайло полагает, что принципы права, с одной стороны, отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов, групп и слоев населения. С другой стороны, в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества: их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях правопонимания. Это обуславливает то, что принципы права должны рассматриваться с учетом как единства, так и особенностей обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективном и субъективном праве.

В.Н. Карташов под принципами права понимает исходные нормативные руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. Как полагает автор, разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативных правовых актах или иных формах права.

Таким образом, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.

С.С. Алексеев под принципами права понимает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

Такие подходы к пониманию принципов права являются упрощенными и не отражают их подлинной природы.

Р.Л. Иванов предлагает рассматривать принципы права комплексно, выделяя генетический (исходя из социально-юридической природы принципов права), гносеологический (в контексте понимания принципов как особых юридических понятий, адекватно выражающих сущность права в соответствии с достигнутым уровнем ее познания), онтологический (рассмотрение принципов права как идей, закрепленных в формальных источниках, а также хотя и не имеющих такого закрепления, но получивших общее признание в устойчивой юридической практике, в правоотношениях) и функциональный (принципы права выступают, с одной стороны, исходными началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой – непосредственными регуляторами поведения участников общественных отношений в случае пробельности и противоречивости регулирования) аспекты понимания данного правового явления.

На основании изложенного можно предложить следующее общее определение: принципы права – это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости.

Такой подход к определению понятия принципа права является наиболее точным и полностью отражает его специфику.

Принципы права не являются по своему характеру произвольными началами или исходными положениями, пронизывающими нормы, институты и отрасли права. Они объективно обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режима, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества.

Они выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только отдельные нормы права, институты или отрасли права, но и вся система права, служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, норм права и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Кроме того, принципы права не всегда лежат на поверхности и четко сформулированы в правовых нормах, но они свойственны любой правовой системе государств, вне зависимости от того, хороши они или плохи с точки зрения социального прогресса, тех или иных сообществ, классов и народов, с позиций отдельных людей и их идеалов. Принципы права могут быть по-разному объективированы и сформулированы в законодательстве, их действительный смысл бывает завуалирован. В других случаях они ясно изложены.

В качестве одного из примеров прямого закрепления принципов права в законодательстве можно сослаться на провозглашение принципа народовластия в конституциях многих современных стран. Так, Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. провозглашает, что вся власть в стране "принадлежит народу... Народ в соответствии с положениями закона различными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами" (ст. 2). Конституция Швеции 1947 г. закрепляет, что "вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системах и посредством коммунального самоуправления" (§ 1 ст. 1).

Принцип народовластия открыто провозглашается и закрепляется также в конституциях и обычных законах многих других стран.

1.2 Роль принципов права

Принципы права играют роль ориентиров в формировании права. Они определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя, являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. По принципам права выверяют, насколько конкретный нормативный акт законен, действительно является формой выражения права. Чаще всего принципы права служат отправными идеями законодательной деятельности, принимая участие в регулировании поведения косвенно, воплощаясь в более конкретных юридических нормах, но в ряде случаев они способны непосредственно регулировать общественные отношения. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Принципы права имеют общеобязательный для всех характер и пронизывают не только всю правовую систему и систему прав субъектов общественных отношений, но и правовую реальность страны в целом. Они призваны обеспечивать органичное взаимодействие объективного и субъективного права, норм права и правовых отношений, единство действующих в стране правовых норм, институтов и отраслей права; характеризуют содержание права в концентрированном виде и показывают, на каких началах в нем отражаются экономические, политические и нравственные отношения; характеризуют структуру права и соотношение между источниками права, законодательством и правосудием, законом и государственной властью, принуждением и убеждением в правовом регулировании. Не зная принципов данной правовой системы государства, по одному лишь набору отдельных ее норм и институтов трудно судить о ней и о том правопорядке, который она обеспечивает.

Роль принципов права в различных правовых системах современности неодинакова. Однако, несмотря на это, практически везде либо номинально, либо фактически они являются одним из источников права, в том числе в российской правовой системе.

Принципы права образуют своеобразную систему координат для правотворческих органов, служат гарантией против принятия ими волюнтаристских решений, позволяют устранять несогласованность, противоречия между отдельными правовыми предписаниями, выступают критерием, позволяющим оценить то или иное законодательное установление с точки зрения его соответствия праву в целом.

Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системо-образующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА

2.1 Типы и характер принципов права

В научной и учебной литературе используется целый ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы.

Так, в зависимости от типа права они классифицируются на принципы права, свойственные рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому праву. Выделяются также принципы, свойственные праву, переходному от одного типа к другому.

По своему характеру принципы права бывают социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и, специально-юридические. За исключением специально-юридических принципов, все перечисленные принципы отражают предмет правового воздействия и содержание воли господствующих классов в праве. Поэтому смена типа права всегда приводит к коренному изменению его социально-экономических и политических, а также идеологических принципов, к существенному изменению этических и религиозных (если они еще остаются) принципов права. Так, если ведущим социально-экономическим началом буржуазного типа права является капиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда, то ведущим началом социалистического типа права является социалистическая собственность, антиэксплуататорская направленность производственных отношений и распределение по труду. Если ведущим политическим началом буржуазного права является полновластие класса капиталистов, монополистического капитала, то ведущим началом социалистического права является полновластие рабочего класса и всех трудящихся. Идеологическим началом буржуазного права всегда является буржуазное идеалистическое мировоззрение, а социалистического права – научная идеология марксизма-ленинизма. Этическим началом права капиталистического общества является буржуазная нравственность, в то время как ведущим этическим началом социалистического права выступают социалистическая нравственность и подлинный гуманизм. Буржуазное право не отвергло полностью религиозных догматов и предрассудков, социалистическое право им в принципе глубоко чуждо.

Буржуазное право освящает принцип незыблемости частной собственности, социального и национального неравенства людей, предполагает лишь формальное равенство людей перед законом в лучшем случае закрепляет буржуазно-демократические права и свободы, не исключающие фактического господства меньшинства над большинством, над трудящимися. Социалистическое право провозглашает принцип незыблемости общественной собственности, равного освобождения людей от частной собственности и эксплуатации, равенство всех граждан государства независимо от их пола, национальности и расы, социального происхождения и социального положения, исходит из принципа пролетарского интернационализма и подлинного равноправия народов, закрепляет принципы социалистической демократии, призванной обеспечить реальное политическое полновластие трудового народа (18, с.152-153).

При смене исторических типов правовых систем изменяются и специально-юридические принципы права.

Специально-юридические принципы отвечают на вопросы: как отражается в праве его фактически социальная основа, каким образом воля господствующих классов возводится в закон и становится общеобязательной, какова структура права и каков характер правового регулирования общественных отношений? В этих принципах отражаются особенности права как такового, и на их основе строится вся структура правовой реальности данной общественно-экономической формации.

Коль скоро форма в конечном счете зависит от своего содержания, то при смене исторических типов права меняются и его специально-юридические принципы. Однако эти изменения связаны главным образом с коренным изменением их служебной роли, социальной значимости. Иначе говоря, специально-юридические принципы изменяются не столько по своей собственной формуле, сколько по тому социальному (экономическому, политическому, этическому) содержанию, которое в эту формулу вливается. Строго говоря, специально-юридические принципы права – это те же его социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

К числу специально-юридических принципов права можно отнести:

    принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами в случаях коллизии;

    принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

    принцип подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;

    принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

    принцип социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав участников общественных отношений, равенства перед законом и судом, равноправия;

    принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

    принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

    принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена юрисдикционным органом (судом), так называемая презумпция невиновности;

    принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, и гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного.

Нетрудно убедиться в том, что не все из перечисленных специально-юридических принципов права даже формально находят свое нормативное закрепление (выражение) в любых исторических типах правовых систем. Ясно и то, что само содержание таких понятий, как свобода, равенство, справедливость, гуманность, исторически меняется и зависит от того, какому классу служат эти лозунги и социальные ценности. Наконец, особое значение имеет соответствие специально-юридических принципов объективным закономерностям развития определенной общественно-экономической формации и фактически действующей политической организации общества.

Так, например, принцип подразделения правовой системы на публичное и частное право действует только при определенных социально экономических условиях. Законность как один из важнейших (если не самый важный) принципов права приобретает действительное значение ведущего начала только тогда, когда является элементом политического демократического режима.

Вообще, специально-юридические принципы права сами по себе не дают полной и реальной картины действующего права. Лишь в сочетании с социально-экономическими, политическими, идеологическими и этическими принципами они раскрывают качественные особенности, коренные черты и историческое значение определенного типа права, правовых систем государств соответствующего типа.

2.1 Виды принципов права

В зависимости от функционального назначения и объекта отображения принципы права подразделяются на социально-правовые и специально-правовые.

Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.). Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена и в зависимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы права.

Общие принципы составляют основу всей правовой системы, это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.

С. С. Алексеев выделяет принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщности правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины), объективной истины, ответственности за вину.

В. К. Бабаев видит в праве генеральные принципы справедливости и свободы, которые получают свое развитие в иных принципах права: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.

По мнению В. Н. Синюкова, российскому праву свойственны принципы народовластия, верховенства права, федерализма в устройстве государства и строении правовой системы, юридического равенства граждан перед законом, политического, идеологического и экономического плюрализма, гуманизма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека, законности, справедливости, ответственности за вину.

Приведенных мнений достаточно, чтобы убедиться в существенных расхождениях во взглядах различных ученых. Причем субъективизм при решении данной проблемы представляется труднопреодолимым. Не случайно в некоторых учебниках вопрос о принципах права вообще не рассматривается.

Общеправовые принципы закреплены и в Конституции РФ. Правда, она не дает полного перечня общеправовых принципов, которые могут быть закреплены в других нормативных актах или выводиться из общего смысла законов.

Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

В ст. 6 Гражданского Кодекса РФ говорится о возможности применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся, например, принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общие принципы более подробно.

    принцип законности. Этот принцип является центральным и имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма. Как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Право для того и создается в любом обществе, чтобы его предписания неукоснительно выполнялись. «Законность – основа государства», «мы можем делать (только) то, что можно делать законно», – говорили древние.

    Законность нельзя отождествлять с принципом господства права, получившим широкое распространение в международном праве и зарубежном законодательстве. Кроме указанных выше требований (императивов) законности, принцип господства права включает качественную характеристику закона, его доступность, определенную предсказуемость (предвидение последствий от его реализации), эффективность юридических способов осуществления и защиты интересов субъектов права и т.д. Причем под термином «закон» иногда может пониматься не только нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, но и другой правовой акт.

    принцип гуманизма. Он выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в обществе и государстве (ст. 2 Конституции РФ). Право, правотворчество, юридическая деятельность судов, правоохранительных и иных компетентных органов должны быть направлены на удовлетворение материальных, духовных и иных потребностей человека, своевременное и правильное осуществление его прав и свобод, служить надежным средством охраны жизни, здоровья, чести, достоинства и т.п.

Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье; личную свободу и безопасность; право на охрану своей чести и репутации; защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и др.

Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что правовые установления гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергать пыткам, жестокому, бесчеловечному и унижающему его достоинство наказанию;

    принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам: максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии; места жительства; возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц; свободно распоряжаться своими доходами; участвовать в распределении общих социальных благ; быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни;

    принцип справедливости «есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам» (justitia est constans et perpetua voluntas suum cuigue tribuere). Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением и оценкой его результатов. Справедливость является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры уголовного наказания);

    принцип демократизма, то есть участия народа в осуществлении политической и государственной власти на всех уровнях и во всех областях общественной жизни; политического плюрализма и многопартийности; свободы самоуправления; выражения мнений и убеждений, слова, печати, совести и т. д. (ст. 3, 12, 28, 29, 44 Конституции РФ). В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. В демократическом государстве гарантируется самостоятельная деятельность внегосударственных общественных групп, объединений производственного, профессионального, культурного, научного, религиозного характера, свободно и самостоятельно реализующих свои интересы, обеспечивается деятельность политических партий, союзов ассоциаций, выражающих многообразие социальных, политических, экономических идеалов, устремлений и программ. Деятельность государственных органов должна быть подчинена задаче обеспечения прав и свобод граждан, направлена на развитие независимых и полноправных институтов гражданского общества. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством. В частности, в статье 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. отмечается, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования (см. ст. 3 Конституции РФ).

    принцип равноправия (равенство всех перед законом). Он указывает на равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека (ст.7), международных пактах о правах человека, в конституционных законах большинства стран, в том числе и в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Эти нормативные правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека;

    принцип единства юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности. В частности, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать ему пенсии и пособия. В то же время законом устанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей;

    принцип ответственности за вину. Он заключается в том, что правонарушитель подлежит юридической ответственности только за те деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена вина в форме умысла или неосторожности (гл. 5 УК РФ; ст. 1.5., 2.1. и 2.2. КоАП РФ и др.). В Конституции РФ указано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54), что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49). Данный принцип несовместим с объективным вменением, т.е. юридическая ответственность за невиновное причинение вреда не допускается. Причем меры принуждения применяются за конкретные противоправные деяния. Римские юристы указывали: «Nemo cogitationis poenam patitur – никто не должен подлежать наказанию за свои мысли». Принцип ответственности за вину пронизывает все отрасли права и основные типы юридической практики в правовой системе российского общества.

    принцип уважения прав человека. Данный принцип отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

    принцип правосудия. Он выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

    Суть принципа гласности выражается, с одной стороны, в том, что юридическая деятельность всех компетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой – в том, что все государственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам (их коллективам, объединениям и организациям) по требованию последних полную и достоверную информацию о своей деятельности за исключением данных, выдача которых запрещена законом (ст. 24, 29, 33 и др. Конституции РФ).

Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами.

Отраслевые принципы – это принципы, составляющие основу той или иной отрасли права (например, административного или гражданского).

Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела – в гражданском праве; принцип субординации (соподчиненности) – в административном праве, принцип презумпции невиновности, принцип истинности квалификации преступления, принцип вины – в уголовном праве; принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы о их благосостоянии – в семейном праве; принцип приоритета и прямого действия международного права, принцип ротации – в конституционном праве; принцип невмешательства, принцип неприкосновенности государственной границы, принцип мирного разрешения международных споров – в международном праве, принцип свободы труда, принцип охраны труда, принцип охраны здоровья работников в трудовом праве.

Межотраслевые принципы составляют основу двух или нескольких смежных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального).

В качестве примеров межотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного, гражданского и некоторых других отраслей права). А также принцип осуществления правосудия только судом, принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия, принцип законности, компетентности и беспристрастности суда при осуществлении правосудия, принцип независимости суда при осуществлении правосудия в уголовно-, гражданско-, арбитражно-процессуальных отраслях права.

Отраслевые и межотраслевые принципы тесно взаимосвязаны с общими принципами права, фундаментируют, обогащают и конкретизируют их содержание. Значение некоторых отраслевых и межотраслевых принципов столь велико, что они оказывают существенное влияние на действующее право в целом, имеют принципиальное значение для определения и обеспечения его демократического характера, дальнейшего прогрессивного развития. Таков, например, принцип презумпции невиновности, согласно которому, как гласит п. 1 ст. 49 Конституции РФ, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Логическим следствием данного принципа являются закрепленные Конституцией РФ положения о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (п. 2 ст. 49), а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (п. 3 ст. 49).

Есть все основания утверждать, что официальное признание и конституционное закрепление принципа презумпции невиновности, проистекающего из учения естественной школы права, уходящего своими корнями в Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 9) и Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. (ст. 11), можно считать одним из поворотных моментов перехода от тоталитарного советского права к формируемому ныне демократическому российскому праву. В связи с этим заслуживают быть упомянутыми добрым словом М. С. Строгович и другие известные ученые-правоведы, в течение десятилетий советского прошлого последовательно и мужественно отстаивавшие в отечественной юридической науке идею презумпции невиновности.

Знаменательно, что конституционное закрепление данного принципа является одним из наглядных проявлений того, как современное российское право, опираясь на естественные законы, может служить действенным инструментом их реального осуществления. С учетом весьма важной роли некоторых межотраслевых и отраслевых принципов права в формировании и функционировании права, их реального влияния на процесс правового регулирования общественных отношений представляется целесообразным конституционно придать им статус общих принципов российского права. В частности, это относится, например, к принципу «закон обратной силы не имеет» (ст. 54 Конституции РФ). Советским законодательством данный принцип рассматривался не иначе, как уголовно-отраслевой. Им предусматривалось, что лицо, совершившее преступление, несет за него ответственность (за несколькими исключениями) по закону, действовавшему в момент совершения преступления.

Конституция РФ 1993 г. преобразовала данный принцип в межотраслевой, распространив его на ответственность не только за преступления, но и за любые иные совершенные правонарушения (административные, имущественные и др.). Как записано в ст. 54 Конституции, «1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

принцип право законодательство

3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

Общеправовые, или общие принципы права являются разновидностью источников права. В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах, хотя и далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкретного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы: справедливости, доброй совести, общих начал права и т.п. Для мусульманских правовых систем характерно разрешение судами дел при наличии пробела в законодательстве в соответствии с принципами шариата (они-то как раз и признаются основными источниками права). В законодательстве ряда стран (к примеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права. Гражданским законодательством Греции, например, запрещается осуществление какого-либо права, если оно превышает пределы, установленные доброй совестью или добрыми нравами или социальной и экономической целью права".

В качестве универсального источника общие принципы права применяются в международном праве. Статья 38 Статута Международного Суда гласит: "Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями". К общим принципам права относятся, например, такие положения, как "специальный закон отменяет действие общего закона", "позднейшим законом отменяется более ранний" и т.д. Основные (общие) принципы международного права сформулированы в Уставе ООН и более пространно – в Декларации о принципах международного права 1970 г. К их числу отнесены следующие принципы: неприменение силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых на себя обязательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку право является центральным звеном правовой системы, лежащие в его основе идеи неразрывно связаны со всеми процессами, протекающими в сфере правового регулирования, оказывают влияние на все виды деятельности, так или иначе связанной с правом: правотворчество, правоприменение, толкование права, систематизацию законодательства, правовое обучение населения. Принципы права направляют активность законодателя в заранее заданном направлении, дисциплинируют его, вынуждают более ответственно подходить к принятию правотворческих решений, обдуманно использовать законодательную технику. Любые законодательные нововведения должны оцениваться, в первую очередь, с точки зрения их соответствия принципам права. Однако ориентироваться на основополагающие правовые идеи должен не только законодатель, но и правоприменитель. Во-первых, в ходе правовой квалификации разнообразных событий и действий, приложении правовой нормы к конкретной жизненной ситуации нельзя не учитывать правовые принципы. В противном случае можно легко ошибиться, принять решение, не соответствующее духу права, общему смыслу законодательства. Во-вторых, при обнаружении пробелов в праве принципы могут выступать в роли непосредственного источника права (аналогия права), хотя и не во всех случаях. Наконец, знание основных правовых принципов обеспечивает правильное толкование правовых предписаний, помогает понять концептуальный замысел законодателя.

Ни у законодателя, ни среди ученых нет четких представлений о системе принципов права. Между тем, ссылаясь на тот или иной принцип, нужно быть твердо уверенным в том, что данная идея является именно принципом права и признается в этом качестве большинством специалистов. С другой стороны, существование некой раз и навсегда заданной системы принципов права вызывает сомнения. Ведь меняются реальные обстоятельства жизнедеятельности людей, социальные явления, в частности, трансформируется право, следовательно, изменяются и лежащие в его основе принципы. Думается, что в данном случае нужно руководствоваться тем "общим смыслом", духом, который выражен в действующем законодательстве.

Отсутствие законодательного оформления принципов права затрудняет их использование на практике в качестве источника права, порождает неоднозначное толкование в процессе применения. Нужно по возможности стремиться к наиболее полному и точному закреплению ведущих правовых идей в нормативно-правовых предписаниях, ясно и четко формулировать их, а в необходимых случаях давать им обстоятельную характеристику. Наиболее важные правовые идеи должны быть закреплены на конституционном уровне.

В заключение, хочется процитировать Явич Л.С.: «Исключительное значение принципов права объясняет, почему они всегда были и остаются в настоящее время предметом острой идеологической борьбы, оказываются в революционные эпохи знаменем политических движений, объектом классовых столкновений. Борьба за новые принципы права никогда не замыкается юриспруденцией и по своей сути является борьбой за новые устои общества против старых порядков».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. 382 с.

    Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – 247 с.

    Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. – 2000. – № 3. – с. 4-16

    Иванов Р.Л. О Понятии принципа права. // Вестник Омского университета. – 1996. – Вып.2. – с. 115-118

    Колодiй А.М. Принципы права Украiни. – Киев: Юрiнком Iнтер, 1998. – 261 с.

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.). – Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [версия 4000.00.15. 2009 г.].

    Недбайло П.Е. Объективное и субъективное в праве: к итогам дискуссии Правоведение. – 1974. – №1

    Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2002. – 376 с.

    Общая теория права: Учеб. / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. – 253 с.

    Правовая система социализма: в 2 кн. / отв. ред. А.М.Васильев. – М.: Юрид. лит., 1986-1987. Кн.1 – 145 с.

    Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федер. Закон № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 24 октября. 1994 г.: по состоянию на 04 ноября. 2007 г.]. – Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [версия 4000.00.15. 2009 г.].

    Скурко Е. В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства: Теория и практика Правоведение. – 2006. – № 2. – с. 55-61

    Теория государства и права: учебник под ред. В.К.Бабаева. – М.: Юристъ, 2006

    Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство "Зерцало", 2004. – 397 с.

    Теория государства и права: учебник / под ред. Р.А.Ромашова. – СПб.: изд-во Р.Асланова «Юридический центрПресс», 2005. – 294 с.

    Тирских М.Г., Черняк Л.Ю. Место принципов права в системе российского права Академический юридический журнал. – 2009. – №2(36). – с.4-10

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. – М.: Омега-Л, 2009. – 323 с.

    Явич Л.С. Общая теория права. – Л.: Издательство ЛГУ, 1976. – 285 с.