Правовые особенности "Саксонского зерцала". Правовая английская реформа 1832 года

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКИЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра «История государства и права»

.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «История государства и права зарубежных стран»

Москва 2010 г.

Казус 1

В тринадцатом веке Карл Шмидт был чиншевиком в имении Саксонского феодала. Каковы были его чинши и повинности по Саксонскому праву, зафиксированному в «Саксонском зерцале»? Мог ли он покинуть имение своего господина?

  1. Основная характеристика понятий

«Саксонское зерцало» как часть «частных кодификаций»

Развитие феодальных отношений постепенно привело к тому, что источники права, действовавшие в VI-IX вв. потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву, и при том местному.

В XI-XV вв. германское право характеризуется образованием многочисленных и разнородных правовых укладов, относившихся то к определенной территории, то к определенному кругу лиц. Отсутствие единой судебной системы вело к тому, что в разных судах применялись различные правовые нормы. Таким образом, в средневековой Германии не существовало обшей правовой системы, население жило по «партикулярным» правам. 1.

Началась постепенная систематизация местных норм обычного права, частично имперского законодательства и судебной практики посредством создания частных кодификаций (так называемых Правовых книг). Одним из них является «Саксонское зерцало».

«Саксонское зерцало»: Значение названия, составитель, структура.

Значение названия

Саксонское зерцало (нем. Sachsenspiegel) — старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репховом (иногда встречается Репгов, Репгау, Репков) в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право саксов. Эйке фон Репхов был опытным знатоком правовой теории и практики Германии начала XIII в. Выдвинул ряд передовых для своего времени идей, обобщил феодальное право Восточной Саксонии.

«Зерцало или зеркало» (Spiegel) употреблено в наименовании «Саксонского зерцала» в одном из переносных значений. В частности, историки права выделяют следующие из них:

- книга ученого содержания;

- вывешиваемый для общего сведения официальный указатель таможенных пошлин;

- различные «правовые книги» или своды правовых предписаний.

«Саксония» (Sachsen) употребляется в «Саксонском зерцале» как определение территории Восточной Саксонии, то есть Остфалии, практически охватывавшей всю восточную часть Германии.

Составитель «Саксонского зерцала»

Эйке фон Репхоф (в некоторых источниках Репгау, Репков) (примерно 1180-1233 г.) являлся опытным знатоком правовой теории и практики Германии начала XIII в., выдвинувшим ряд передовых для своего времени политических и правовых идей, обобщил феодальное право своего родного региона, внес заметный вклад в развитие политико-правовой идеологии, права значительной части Европы, создав «Саксонское зерцало».

"Саксонское зерцало" включает большей частью нормы местного обычного права с добавлением элементов канонического права. Имперские законы вошли в него лишь в той мере, в какой они привились в данной местности. Сборник состоит из двух частей 2:

    первая часть — земское право (Landrecht) — содержит нормы государственного, гражданского, уголовного права и процесса;

    вторая — ленное право (Lehnrecnt) — излагает положения, определяющие взаимоотношения между феодалами.

Земское право, включает в себя:

    Стихотворное введение

    Книга первая (ст. 1-71)

    Книга вторая (ст. 1-72)

    Книга третья (ст. 1-91)

Земское право (далее ЗП) регулировало имущественные, семейные и наследственные отношения лично свободных «простых» (неблагородных) людей. Эти отношения определялись феодальной земельной собственностью с её многообразными формами землевладения.

ЗП построено как судебник, основанный на казуистической практике шеффенских судов; поэтому оно лишено строгой системы. Первые разделы посвящены правам состояния, сословному делению общества и связанным с ними вопросам родства и происхождения (в том числе от неравных браков). Дальнейшие разделы содержат положения о судоустройстве и процессе, судебных доказательствах.3.

Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» свободными. В нем были подробно изложены условия получения и передачи ленов, владения ими, порядок перехода ленов по наследству, несения вассальных обязанностей, судебной и внесудебной защиты ленных прав.

Ленное право разделено на три главы в соответствии с определением характера ленов и их защиты:

    Глава первая (ст 1-133) посвящена ленным правоотношениям;

    Глава вторая (ст. 1- 70) посвящена ленному суду;

    Глава третья (ст. 1-23) посвящена городским ленам, отражает общность и противоречия интересов феодальных властителей и городской верхушки.

Структура «Саксонского зерцала»

Трактат был разделен на две части: земское и ленное право.

Земское право (состоящее из трёх книг - далее I, II, III) содержало нормы как обычного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах.

Земское право (далее ЗП) регулировало имущественные, семейные и наследственные отношения лично свободных «простых» (неблагородных) людей. Эти отношения определялись феодальной земельной собственностью с её многообразными формами землевладения. Влияние развивавшихся товарно-денежных отношений сказалось на системе наследования, на имущественных взаимоотношениях между супругами, между родителями и детьми, на обязательствах, вытекавших из причинения вреда, на формах судебного процесса. ЗП закрепляло права феодалов, охраняло их земельную собственность, их сословные привилегии. Все имущественные права были связаны с формами земельных держаний, в свою очередь определявшихся сословной принадлежностью, принадлежностью к военному щиту.

Таким образом, имущественные, семейные и наследственные отношения регулировались по-разному для лиц привилегированных (благородных) сословий и для прочих свободных (неблагородных).

Система расположения материалов в обоих сборниках также различна. ЗП построено как судебник, основанный на казуистической практике шеффенских судов; поэтому оно лишено строгой системы. Первые разделы посвящены правам состояния, сословному делению общества и связанным с ними вопросам родства и происхождения (в том числе от неравных браков). Дальнейшие разделы содержат положения о судоустройстве и процессе, судебных доказательствах. Процессуальное право здесь не отделяется от материального, охватывавшего главным образом вопросы наследования, семейных отношений и обязательств, в частности вытекавших из причинения вреда. Все эти вопросы трактовались с точки зрения судебной защиты прав.

Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» свободными. В нем были подробно изложены условия получения и передачи ленов, владения ими, порядок перехода ленов по наследству, несения вассальных обязанностей, судебной и внесудебной защиты ленных прав.

Ленное право разделено на три главы в соответствии с определением характера ленов и их защиты:

- первая посвящена ленным правоотношениям;

- вторая посвящена ленному суду;

- третья посвящена городским ленам, отражает общность и противоречия интересов феодальных властителей и городской верхушки.

  1. Решение казуса.

Понятия «Чинши», «Чиншевик»

Чиншевики – лично свободные держатели господской земли с обязанностью выплат определенной повинности (чинша). Чиншевики подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав.

Различие между чиншем и арендной платой состоит в том, что чинш устанавливался в неизменном размере и закреплялся обычным правом, а арендная плата предполагала элемент соглашения.

Формы и размеры чинша были крайне разнообразны. Наряду с денежным чиншем или взамен его иногда взимался натуральный чинш либо даже отбывались личные повинности, но всегда в точно определенном объеме. Как правило, размер чинша и других повинностей, если таковые были установлены, сохранялся неизменным из поколения в поколение.

Земельным участком чиншевик имел право пользоваться только для сельскохозяйственного производства. Его право пользования распространялось лишь на поверхность земли. Более того, чиншевик не имел право добывать камни и глину без разрешения своего господина, равно как рубить дрова или рыть на своем чиншевом участке, если это не «вечно наследственный участок» (ЗП I 54 §5).

Чинши и повинности чиншевика

ЗП П ст. 58 § 2: «Теперь внимайте, когда что причитается. В день св. Варфоломея причитаются всякого рода чинши и повинности. В день св. Вальбурга причитается десятина с ягнят. В праздник Успения Богородицы - десятина с гусей. В день св. Иоанна Крестителя всякого рода десятины с мяса, где ежегодно десятины выкупаются деньгами. Там, где десятина не выкупается деньгами, там срок взноса наступает тогда, когда животное получает потомство. В день св. Маргариты - все десятины с хлебов; со всего, что раньше заскирдовано, десятина причитается уже тогда. В день св. Урбана причитаются десятины с виноградников и садов. Чей-либо посев, который он произведет своим плугом, принадлежит ему с того момента, как прошла борона, и сад - с того момента, как он засажен и расчищен. Чинш с мельниц, и с пошлин, и с монет, и с виноградников причитается тогда, когда наступает день, назначенный для его уплаты».

Согласно указанной статье господин мог устанавливать широкий спектр дополнительных чиншей сроком уплаты в день св. Варфоломея, а так же устанавливать сроки уплаты на отдельные виды чиншей, таких как чинш с мельниц, пошлин, монет и виноградников.

Кроме того, в этом параграфе поименован принцип, согласно которому собственником урожая на корню является не земельный собственник, а чиншевик.

Порядок взимания десятин закреплён ЗП II ст. 48 § 4, 5, 8, 11, 12.

ЗП II ст. 59 § 2: «Если умирает чиншевик господина, то его место заступает его наследник и платит с земельного участка то, что тот должен был».

Данной статьёй регламентировался порядок преемственности чиншей в случае смерти чиншевика.

ЗП I cт. 54 § 2: «Кто своего чинша не уплачивает в установленные сроки, тот должен на следующий день платить вдвойне, и так все дни, пока он чинш задерживает, однако лишь поскольку господин требует уплаты чинша по правомерному решению и в доме чиншевика, ибо он не обязан свой чинш платить за пределами своего дома».

В целях обеспечения обязанности своевременно уплатить чинш установлены довольно суровые санкции - неуплата в установленные сроки (дни) чинша влекла за собой обязанность на следующий день платить его в двойном размере до даты возврата.

Право чиншевика покинуть имение своего господина

ЗП II ст. 59 § 1: «Если господин хочет удалить своего чиншевика из своего имения, если только он не урожденный этого имения, он должен ему объявить на Сретенье. Точно так же должен поступить чиншевик, если он хочет покинуть землю». Таким образом, чиншевик, коим являлся Карл Шмидт, имел право покинуть землю господина при условии, что он объявит господину о своём намерении на Сретенье (2 февраля). Согласно указанной норме, таким же правом обладал господин, пожелавший удалить своего чиншевика из своего имения, если только чиншевик не урожденный этого имения: Более того, согласно ЗП II ст. 53 если Карл Шмидт решит покинуть имение, то все строения и сооружения (за исключением забора спереди, сзади, дома и навоза в хлеву, которые пожелает выкупить господин) он сможет перенести с такой покидаемой чужой земли за которую он уплачивает чинш, то есть строения, возведенные чиншевиком на чиншевом участке, принадлежали ему на праве собственности.

Казус 2

саксонское зерцало чиншевик правовой

В 1833 г. Джон Смит работал мастером на ткацкой фабрике, зарабатывал 100 фунтов и жил в собственном небольшом доме. Его сосед Джеймс Браун был мелким лавочником; принадлежавшая ему лавка приносила около 50 фунтов в год. Журналист Чарльс Робинсон имел годовой доход в 200 фунтов и снимал квартиру в доме миссис Хадсон.

Кто из названных лиц имел избирательное право по английскому Акту о народном представительстве 1832 г? Когда лица указанных категорий получили это право?

Общая характеристика английской реформы 1832 г.

Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства от количества населения.

Суть реформы свелась к перераспределению мест в палате общин и увеличению электората. Палата общин насчитывала 658 членов, до реформы представлявших: 188 мест от 114 графств, 465 - от 262 местечек, 5 - от университетов. Общее количество депутатов сохранилось, но было ликвидировано 56 "гнилых" местечек, которые посылали по 2 депутата. 32 "карманных" городка с населением до 4 тыс. человек вместо 2 стали посылать по 1 депутату. Освободившиеся 144 места в парламенте перераспределили между графствами и городами. 42 города получили право посылать депутатов (среди них крупные торгово-промышленные центры - Бирмингем, Лидс, Манчестер, Шеффилд). Было создано 22 новых избирательных округа, 14 из них - в индустриальных районах на севере Англии.

Важным следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли смысл, и тори переименовались в партию консерваторов, виги - в партию либералов. С течением времени либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения, ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного общества и государства.

Изменились не только названия партий, изменилась и их структура. После принятия реформы появилась необходимость регистрировать избирателей, составлять избирательные списки. Эти функции взяли на себя постоянные члены партий, объединившиеся на местах в партийные организации.

Особенности имущественного ценза

Хотя в результате реформы избирательный ценз не был снижен, как это предполагалось по первому варианту билля, количество электората увеличилось за счет того, что активное избирательное право было предоставлено:

- фермерам (владельцам) либо лицам арендующим на долгосрочной основе землю, имения с годовым доходом не менее 10 ф. ст. в год арендной платы;

- арендаторам владеющим на краткосрочной основе землёй либо имением с годовой рентой не менее 50 ф. ст. в год;

- владелец либо арендатор дома, склада, конторы, лавки или другим строением, приносящим чистый доход не менее 10 ф. ст. в год.

Таким образом, количество избирателей значительно увеличилось в основном за счет сельского населения. Например, в Шотландии их количество выросло с 4 тыс. до 65 тыс. человек.

Другими условиями участия в выборах были:

- полная уплата налога для бедных;

- владение не менее 12 календарных месяцев помещениями;

- проживание в избирательном округе более 6 календарных месяцев.

- внесение в списки избирателей в согласии с условиями, предусмотренными Актом о народном правительстве 1832 г.

Таким образом, количество избирателей значительно увеличилось в основном за счет сельского населения, но сохранение высокого имущественного ценза не давало возможности представителям средней и мелкой буржуазии, а также рабочим быть избранными в парламент и получить политическую власть.

Классы, добивавшиеся и противодействовавшие реформе

Реформа имела скромные практические результаты по двум причинам: во-первых, из-за жесткого противодействия тори, во-вторых, вследствие того, что она проводилась правым, умеренно настроенным крылом либерального движения - вигами, которые стремились, сохранив политическое господство земельной аристократии, допустить к власти тесно связанную с ней банковскую олигархию. Но виги, укрепив свое влияние в парламенте союзом с финансовыми магнатами, не желали делиться властью с представителями среднего класса и тем более с рабочими.

Социальный состав парламентариев также был еще далек от пропорционального демократического представительства от разных слоев общества. Три четверти депутатов происходили из аристократического сословия, остальные представляли финансовую и торгово-промышленную буржуазию. Правительство по-прежнему было выразителем интересов земельной аристократии.

Важно отметить, что именно поляризация мнений в парламенте по вопросу о парламентской реформе 1832 г. положила начало новому партийному размежеванию: делению на либералов (реформистов) и консерваторов - и созданию викторианской двухпартийной системы.

Представители, имеющие избирательное право по английскому Акту о народном представительстве 1832 г.

При условии что лица, упомянутые в казусе являлись совершеннолетними и не подлежали поражению в правах:

Джон Смит, работающий мастером на ткацкой фабрике и зарабатывающий 100 ф. ст. в год не имел избирательного права согласно Акту о народном правительстве 1832 г. (Далее - Акт) Однако, как собственник небольшого дома он мог получить избирательное право, в случае если такая собственность будет приносить ему чистый доход не менее 10 ф. ст. в год на основании пункта XXVII Акта:

«…в любом городе или местечке, которые будут посылать одного или нескольких депутатов в какой-либо будущий парламент, всякое лицо мужского пола, достигшее совершеннолетия, не подлежащее поражению в правах и в пределах данного города или местечке или в пределах округи, участвующей в выборах вместе с данным городом или местечком, владеющее в качестве собственника или арендатора домом, складом, конторой, лавкой или другим строением, приносящим - либо отдельно от земли, либо вместе с землей, расположенной в пределах такого города, местечка или округи и одновременно занимаемой им (лицом) на правах собственника или арендатора, - чистого дохода не менее десяти фунтов в год».

Джеймс Браун, как собственник лавки, приносящей ему около 50 ф. ст. в год имел избирательное право, так же на основании пункта XXVII Акта.

Чарльзу Робинсону, снимающему квартиру в доме мисс Хадсон, не предоставлялось избирательного права, даже при наличии существенного годового дохода, равного 200 ф. ст. в связи с отсутствием собственности.

Последующие реформы

Подводя итоги избирательной реформы 1832 г., можно утверждать, что, несмотря на умеренный характер, она имела значительные последствия для политической жизни Англии.

Произошло увеличение числа избирателей почти в 2 раза за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса.

Следующая избирательная реформа 1867 г. предусматривала:

- новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 - ограничили свое представительство до 1 депутата; освободившиеся 52 парламентских места были распределены между промышленными городами и графствами):

- снижение имущественного ценза;

- увеличение до 1 года ценза оседлости.

Сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, непредставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.

В результате второй реформы на основании подпункта 2 пункта 4 части 1 Акта о народном правительстве 1867 г. (далее Акт) Чарльз Робинсон как квартиронаниматель получит избирательное право с 1868 г., в случае если он уплачивал собственнику 10 и более ф. ст. в год и проживал в данной квартире в качестве единственного съёмщика в течение 12 календарных месяцев.

Джон Смит как собственник жилого дома, в случае расположения его в пределах города с 1868 г. приобретал избирательное право, даже если такая собственность не будет приносить ему доход на основании подпункта 2 пункта 3 Акта.

Третья избирательная реформа 1884 - 1885 гг. была направлена на дальнейшую демократизацию избирательного права. Существенными нововведениями реформы явилось:

- снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов

- введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей).

Проведение реформы расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы избирательных округов.

Список использованных источников и литературы

    История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: Ч. 2 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство НОРМА, 2003.

    История государства и права зарубежных стран / Под ред. К.И. Батыра. - М., 2003.

    Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2002.

    Парламентская реформа 1832 года в Англии и её последствия: Журнал Новая и новейшая история, № 4, М.И. Романова, 2005.

    Википедия – Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org



1 История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И. А. Исаев, Г. С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. -5-е изд.,перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.- с. 188-189

2 Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М,2007. — VI, 858 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М")

3 Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования./ Отв. ред. В.М. Корецкий. М: Наука, 1985.