Международно-правовое противодействие терроризму

Международно – правовое

противодействие терроризму

Содержание

Введение

1. Понятие терроризма и международного терроризма

1.1. Финансирование терроризма

2. Современные тенденции формирования терроризма

3. Борьба с международным терроризмом

Заключение

Библиография

Введение

Международный терроризм как явление глобального характера признано считать ключевой проблемой современной безопасности. Однако на национальном уровне терроризм не является новым явлением. Как метод борьбы, особенно в условиях ограниченности ресурсов различных оппозиционных сил, террористическая деятельность была достаточно распространенным явлением мировой истории.1

По одной из теорий, понятие «террор» зародилось во время Французской революции - якобинский террор, который означал открытое уничтожение неугодных людей для устрашения других. Существуют и более ранние упоминания о подобном методе ведения агрессивных войн. Считается, что «одну из самых ранних в истории террористических группировок составляли сикарии, прекрасно организованная секта, действовавшая в Палестине в 66-73 годах новой эры»2. Позднее, в XI в., на территории современного Ирана было создано независимое государство низаритов; именно они начали активно использовать в борьбе против других государств акты террора (против государства сльджукских султанов, в частности) - в определенном смысле акты международного терроризма3.

Террор - в буквальном смысле в переводе с латинского означает «ужас»; именно поэтому его главная функция заключается в запугивании государственно-властных институтов, общества через самые крайние средства насилия, сопровождаемые в определенном смысле массированной пропагандой. Выбираются соответствующие «мишени», способные вызвать массовую панику, привлечь внимание всего общества. Ярким примером является террористический акт 11 сентября 2001 г., когда наряду с тысячами жертв был нанесен и косвенный ущерб - тотальное запугивание телезрителей всего мира. Причем данный теракт и задумывался с этой целью - «если бы самолеты врезались в небоскребы почти одновременно, вряд ли кто-нибудь из операторов телекомпаний успел бы заснять это волнующее зрелище».

Одной из наиболее острых проблем современного международного права и глобальной политики стало то, что все существующие средства обеспечения мира и безопасности в борьбе против международного терроризма в одночасье оказались негодными и не достаточно эффективными. Особенно отчетливо это стало понятно 11 сентября 2001 г. Один из авторитетных специалистов российских силовых структур, бывший сотрудник спецподразделения «Вымпел», достаточно характерно обрисовал ситуацию, связанную со средствами противодействия международному терроризму: «Представьте себе - вооруженный рыцарь, у него и лошадь очень сильная, и защищенная хорошо, и сам он в лучших доспехах, и меч у него лучший и острый, из дамасской стали, копье самое лучшее, щит самый прочный. Он изготовился сражаться с другим рыцарем, а на него нападает рой ядовитых пчел. Что он может сделать, отмахиваясь своим мечом?».4

После Второй мировой войны все системы гражданской обороны разрабатывались в первую очередь на случай ядерной или химической агрессии, в крайнем случае, войны с открытым театром боевых действий. Но никаких разработок и тем более массовых учений не было на случай масштабных террористических актов.

Объектом нападения стало само гражданское общество с пропагандируемой идеологией открытости, приоритетом свободы и толерантности, с высокой степенью внутренней организованности и взаимообусловленности. По законам же подрывной деятельности самым незащищенным объектом нападения «является более тонко и сложно организованный объект».

Не только военная машина, но и механизмы права международной безопасности оказались неготовыми, не приспособленными к эффективной борьбе с международным терроризмом. Одна из главных проблем заключается в том, что существующее международное право практически не рассматривает негосударственного субъекта агрессии; соответственно и применять механизмы международного вооруженного противодействия (в частности, по гл. VII Устава ООН) недопустимо. Что касается национальных средств защиты, вооруженные контрмеры возможны в соответствии со ст. 51 Устава ООН, однако право на самооборону возникает лишь в ответ на вооруженное нападение со стороны другого государства или группы террористов при его поддержке. «...В Беслане разве мы можем говорить о вооруженном нападении другого государства?».

В применении силы в порядке самообороны требуется взвешенный подход, основанный исключительно на международном праве, не вызывающий сомнений и разночтений со стороны мирового сообщества.

Таким образом, необходимо адаптировать соответствующие нормы международного права к современным вызовам международного терроризма для эффективной борьбы с ним.

1. Понятие терроризма и международного терроризма

Терроризм - термин происходит от латинского слова terror, означающего страх, ужас. Им обозначаются «насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определённой линии поведения. Различают индивидуальный и групповой террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов). В 70 - 90 - х годах XX века получил распространение международный терроризм». Такое определение терроризму дано в популярном энциклопедическом словаре, вышедшем в Москве в 1999 году, аналогичен этому и смысл соответствующих статей в других словарях, причем содержание понятий «террор» и «терроризм» в них оказывается практически идентичным.

«Террор» в русском языке определяется как устрашение противника путём физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм - это практика террора. Действия террористов не всегда связаны с убийством, но всегда подразумевают насилие, принуждение, угрозу. Различными могут быть и цели: сугубо корыстные, в основе которых жажда наживы; политические, в том числе от узкокорпаротивных до свержения государственного строя. Террористические действия совершаются и ради идеи. Поэтому те, кто разделяет идеи террориста, нередко называют его патриотом, борцом за свободу, оппозиционером и т. д.

Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения, каких - либо объектов: самолётов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечивания и т. п. Одно из главных средств достижения целей для террористов - запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких. Уничтожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм. Терроризм - преступление, которое может быть совершено и одним лицом против одного или нескольких человек или каких либо объектов (террористический акт). Для терроризма как международного преступления совершение преступного деяния в одиночку в настоящее время не характерно.5

Более развёрнутое и юридически очерченное определение терроризму содержится в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом»6, а также Уголовном кодексе Российской Федерации.

Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

До сих пор отсутствует юридически безупречное, логически выверенное, абсолютно ясное по смыслу, безусловно, принятое в международных и национальных правовых институтах универсальное определение, раскрывающее это понятие.

В литературе термины «террор» и «терроризм» используются для определения явлений разного порядка, схожих друг с другом в одном - применения насилия по отношению к отдельным личностям, общественным группами даже классам. Историки пишут об «опричном терроре», терроре якобинском, красном и белом терроре эпохи гражданской войны и т.д.; современные публицисты пишут об уголовном терроре; к терроризму относят угоны самолётов и захват заложников и т.п.

Терроризм - это очень сложный феномен, по - разному проявляющийся в различных странах в зависимости от их культурных традиций, социальной структуры и многих других факторов, которые весьма затрудняют попытки дать общее определение терроризма.7

Терроризм как опаснейшее посягательство на жизнь человека и безопасность человечества включает в себя комплекс преступных деяний, квалификация которых содержится в международных договорах. Перечень антитеррористических конвенций и протоколов получил официальное закрепление.

Одним из самых серьезных преступлений международного характера является международный терроризм, который характеризуется следующими особенностями:

а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;

б) совершив преступление на территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

В Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979г. акты захвата заложников рассматриваются как проявления международного терроризма.8

1.1 Финансирование терроризма

В Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ст. 2)9 состав преступления терроризма образуют, во-первых, деяния, представляющие собой преступления согласно сфере применения одного из перечисленных антитеррористических договоров и содержащемуся в нем определению, а во-вторых, любые другие деяния, направленные на то, чтобы вызвать смерть гражданского лица или другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения. Попытка совершения какого-либо из указанных деяний также рассматривается как преступление.

Такая квалификация терроризма, воспроизведенная в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (ст. 1)10, обладает наиболее общими признаками, которые могут быть положены в основу универсального определения терроризма. В последнее время на межгосударственном уровне происходит согласование проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме.

Свои специфические компоненты имеют террористические акты, проявляющиеся в таких деяниях, как акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства, захват заложников и др. Особая опасность заключена в актах бомбового терроризма и актах ядерного терроризма.

Активно противодействуют терроризму Генеральная Ассамблея ООН (Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г., резолюции последующих сессий), Совет Безопасности ООН (особо выделим резолюцию 1373 от 28 сентября 2001 г. и резолюцию 1624 от 14 сентября 2005 г.).

Указанные документы квалифицируют любые акты международного терроризма как угрозу для международного мира и безопасности и подчеркивают значение международных антитеррористических конвенций, ориентируя государства на универсальное участие и на обеспечение их полного осуществления.11

Можно предположить, что при наличии оснований для применения соответствующих конвенций, т. е. при введении в действие конвенционных механизмов, презюмируется квалификация преступного деяния как международного террористического акта.

В иных случаях, при неприменимости конвенции, каждое государство сохраняет возможность для квалификации и наказания актов терроризма на внутригосударственном уровне, в своем уголовном законодательстве'. Сохраняются также юридические факторы межгосударственного сотрудничества.

В УК РФ кажутся вполне уместными две нормы об ответственности за терроризм с учетом отмеченных факторов - одна в ныне действующей ст. 205 и другая - в предполагаемой статье, дополняющей гл. 34, которая бы формулировала состав преступления в контексте его международной общественной опасности и с прямой ссылкой на международные конвенции, что обеспечивало бы условия для совместного применения положений УК и конвенционных предписаний. Предполагаемая статья могла бы иметь наименование «Международный терроризм».

2. Современные тенденции формирования терроризма

Терроризм сегодня стал опаснейшим глобальным явлением, препятствующим нормальному развитию международных отношений, дестабилизирующим безопасность многих регионов и целых стран.

Один из ключевых факторов, способствующих выработке эффективных механизмов противодействия международному терроризму,- выяснение современных тенденций его формирования.

В современном мире они во многом определяются глобальными явлениями и особенностями развития современной цивилизации.

Международный терроризм, по мнению многих специалистов, это асимметричный ответ на вызовы глобализации, реакция возникающей постмодернистской "сетевой" организации мира на давление со стороны традиционных "иерархических" структур управления мировыми процессами. Новые формы противостояния в рамках международных отношений обозначаются как "асимметричный конфликт"', "диверсионно-террористические войны"12, "интервенции возмездия"13, "постмодернистские военные операции".

Отдельные авторы считают, что "терроризм вобрал в себя в концентрированном виде практически все сколько-нибудь заметные противоречия современности".

В современных условиях многие эксперты рассматривают борьбу с международным терроризмом как четвёртую мировую войну. "Война эта неотделима от процессов глобализации мира, поскольку, по большому счету, она - одно из проявлений кризиса индустриальной фазы развития. В этой войне сражаются даже не страны, а глобальные проекты будущего: китайский, арабский, американский, германский, европейский, японский и русский. Столкновение проектов будет происходить по большей части в пространствах геокультуры и геоэкономики. Но будут и военные действия, которые примут вид террористических актов". Терроризм часто определяется как мотивированное насилие с политическими целями.

Террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, ответственность за который взяла на себя исламистская "Аль-Каеда" (образованная в 1990г.), называют началом четвёртой мировой (террористической) войны.

Международный терроризм способен спровоцировать войну цивилизаций с её катастрофическими последствиями. Нечувствительность представителей одной цивилизации к ценностям ("лжеценностям") другой цивилизации может оказаться фатальной. Можно смести с лица земли все учебные центры терроризма, но если оставить в неприкосновенности его постоянно пополняемые источники - поразительное материальное неравенство, нечувствительность к тем, кто считает себя обиженными, фактическое неравенство при формально провозглашённом равенстве, - тогда "точность летчиков в ходе войны в Афганистане менее важна, чем фанатизм сентября".

Ускорение экономического роста14, отчётливо проявившееся во второй половине XX в., составит фундаментальную характеристику всего общественного развития мира начала XXI в. Темпы прироста ВВП возрастут с 2,7 в 1986-2000 гг. до 3,7% в 2001-2015 гг., а население мира - с 6,1 до 7 млрд. человек. При этом прирост ВВП будет неравномерным. Постепенно выходят из кризиса постсоциалистические страны. Произошли радикальные изменения в конгломерате стран Азии, Африки и Латинской Америки, где сосредоточено около 4/5 населения на Земле. В результате увеличения различий в уровне и темпах социально-экономических преобразований сама эта общность, объединяемая понятием "развивающиеся страны", оказалась размытой. В прогнозный период раскол в их развитии усилится и сама общность, как понятийная категория, исчезнет.

По прогнозу, 56 стран мира в 2015 г. будут иметь доход на душу населения менее 5 тыс. долл. В этих странах будут проживать почти 3 млрд. человек (41 % всего населения). Голод, вопиющая бедность, особенно на фоне роста благосостояния передовых стран, будут тяжёлым отрицательным фоном мирового экономического развития начала XXI в. Перед развитыми и богатыми странами, определяющими параметры глобального развития, ещё острее встанет проблема создания условий для устойчивого развития беднейших стран. К этому их подтолкнут не только гуманитарные соображения. Страх перед неконтролируемой иммиграцией, рост наркобизнеса и терроризма в этих странах, по всей вероятности, заставят богатые страны пойти на разработку и осуществление программ хозяйственного развития бедных стран.

Существуют основания полагать, что терроризм XXI в. значительно трансформировался.

В условиях нарастающей глобализации, стирающей границы между государствами для движения финансовых и информационных потоков, для миграции населения, всё более проявляется транснациональный характер деятельности террористов. Растёт уровень финансовых возможностей и технической оснащённости террористических группировок. Эпицентр террористической активности в течение ряда лет смещается от стран Латинской Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии, США, Англии.

Обострение проблемы международного терроризма во многом обусловливается тем, что его внешние ограничители резко ослабли. В эпоху "холодной войны" противоборствующие сверхдержавы не только тайно подпитывали ресурсами своих террористов, но и следили, чтобы их действия не нарушали негласные "правила игры". Ставшие самостоятельными террористические организации начали декларировать готовность использовать в своей деятельности любые возможности, вплоть до применения оружия массового уничтожения.

Известно, что именно США весьма основательно приложили оперативные и материальные ресурсы для создания и вооружения организаций ваххабитских муджахеддинов, которые боролись с советским вторжением в Афганистан в 1980-х гг., оказав тем самым решающую помощь в создании и вооружении "Талибана", против которого позже сами начали войну. Вторая стратегическая ошибка американской политики связана с ролью США в распространении идеологии ваххабизма (возник как еретическое направление в XVIII в. и является частью такого фундаменталистского течения в суннитском исламе, как Салафи - быть изначальным). Поощряемая США и их союзниками, Саудовская Аравия, стремясь воспрепятствовать распространению влияния радикальной иранской шиитской революции (1979 г.) на государства суннитской сферы, финансировала учреждение Wahabi madrassas (Исламских школ). Прежде всего это касалось Пакистана, где и возник "Талибан".

Важно учитывать, что международный терроризм используется часто странами-жертвами в качестве явного или мнимого аргумента для решения более широких внешнеполитических задач -расширения своего влияния, оказания дипломатического и военного давления, реализации претензий на получение финансовой и технической помощи.

В современных условиях, как отмечает французский специалист Арно Калика, насилие характеризуется двумя видами наступательных действий. Во-первых, это исламский джихад, зародившийся как реакция отсталой культуры на вторжение западной цивилизации. Во-вторых, это поход Соединенных Штатов, которые, получив 11 сентября 2001 г. удар в самое сердце, пытаются отомстить посредством "миссионерской кампании". Она направлена на систематическое уничтожение врагов Америки, "обращение" еще не определившихся в веру в американские ценности, а также на переустройство планеты в соответствии с интересами Вашингтона"8.

Современная реальность такова, что дело отнюдь не ограничивается американским стремлением к гегемонии или попытками Европейского Союза экспортировать свои наднациональные установки и представления о демократических ценностях. Опыт использования угрозы "терроризма" во внешнеполитической и оборонной стратегии активно подхватывается региональными игроками, например, Израилем на Ближнем Востоке или Эфиопией в районе Африканского Рога. Распространение тактики "превентивных ударов" на индопакистанский терроризм чревато столкновением между двумя непризнанными ядерными державами и может иметь далеко идущие глобальные последствия. В этих условиях Россия, обычно выступающая за легитимное использование силы в международных отношениях (только с санкции Совета Безопасности ООН) и сохранение международного права, постепенно корректирует свою позицию. При этом обращается внимание на то, что если в практике международной жизни будет утверждаться принцип превентивного применения силы, то Россия оставляет за собой право действовать аналогичным образом для защиты своих национальных интересов.15

Не менее "утилитарным" становится терроризм и для внутриполитических целей - ужесточения режима, получения дополнительных полномочий для органов власти, ограничения прав и свобод граждан и нейтрализации политических оппонентов. Нельзя не отметить одну из важных составляющих терроризма, которая и сделала его столь "востребованным" для разных политических сил. Это - пропагандистский эффект создания атмосферы страха среди населения.

В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется её характер, возрастают изощрённость и античеловечность террористических актов. Согласно исследованиям ряда российских учёных и данным зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов.

Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодёжи, не говоря уже о профессиональных наёмниках. Террористические организации наладили между собой тесные связи на общей идеолого - конфессиональной, военной, коммерческой и другой основе. Террористические группировки, особенно их руководители, во многих случаях тесно взаимодействуют в вопросах приобретения вооружения, прикрытия друг друга, разделения функций и задач при проведении ими масштабных операций (как, например, в Афганистане или Ливане). Международное террористическое сообщество научилось маневрировать силами и средствами, перебрасывать через нелегальные каналы большие массы оружия и боевиков.

Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооружённых конфликтах. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым "рынком труда" (наёмники и прочие) и "приложения капитала" (поставки оружия, наркоторговля и др.). Доказано, что именно через зоны активной деятельности террористических группировок на мировые рынки идёт основной поток наркотиков и наркосодержащего сырья, а это - многие миллиарды долларов. Более десятой части всего мирового экспорта вооружений приходится на "серую" и "чёрную" зоны этой сферы.

Для осуществления террористической деятельности в значительных масштабах с использованием современных средств необходимо задействовать крупные финансовые ресурсы. Во второй половине XX в. произошли существенные изменения в финансировании терроризма. По сравнению с 1950-1990 гг., как отмечает С. Кайзер, в 1990-2000 гг. возникает своего рода "приватизация" террора - вытеснение спонсоров-государств спонсорами из числа благотворительных (неправительственных) организаций и частных лиц. Одновременно происходит диверсификация источников финансирования, "помощь" террористам часто поступает небольшими "порциями" из многих источников, в результате чего противодействовать финансированию терроризма стало гораздо сложнее.

Кроме того, отличительной чертой современного терроризма является его стремление существенно расширить собственные финансовые ресурсы за счёт внедрения в бурнорастущие (часто - в высокодоходные международные) криминальные промыслы (наркобизнес, контрабанда полезных ископаемых и т. д.). Оценки Ф. Шнайдера показывают, что из 20-50 млн. долларов ежегодного притока финансовых ресурсов "Аль-Каеды" не менее 50-65% приходится на доходы от откровенно криминальных видов деятельности (контрабанда наркотиков и алмазов, киднеппинг и др.), которыми занимаются и чисто мафиозные организации, Однако значительная часть финансовых ресурсов поступает к данной организации из легальных источников (пожертвования исламских организаций).

В настоящее время встречаются различные оценки величины совокупных финансовых средств, подпитывающих деятельность террористических организаций. Некоторые оценивают её в 500 млрд. долларов, включая сюда все виды их доходов (в том числе от легальных предприятий). Такая оценка часто воспринимается как весьма приблизительная. При этом считается, что ежегодные совокупные расходы в сфере террора составляют 5-20 млрд. долларов. Меньшие расхождения в оценках масштабов финансирования отдельных террористических организаций. В начале 2000-х гг. бюджет "Аль-Каеды" (1,5-3 тыс. членов) составлял примерно 20-50 млн. долларов, ХАМАСа (1 тыс. членов) - 10 млн. долларов, "Хезболлы" - 50 млн. долларов.

С понятием "терроризм" связаны понятия "радикализм" и "экстремизм". Радикализм определяет социально-политические идеи и действия, направленные на наиболее кардинальное, решительное изменение существующих политических и социальных институтов. Экстремизм выводит на первый план методы и средства борьбы. Экстремизм - это приверженность к крайним взглядам, мерам, действиям, решениям, нежелание идти на компромиссы. Терроризм - часть экстремизма, так как из широкого круга его проявлений (мятеж, создание параллельных структур власти, выдвижение ультиматумов, акций неповиновения) вобрал в себя наиболее жёсткие методы достижения политических целей, допускающие лишение жизни других граждан, уничтожение имущества и т. д.

С терроризмом тесно связан и сепаратизм. В современном мире крупнейшие очаги сепаратизма имеют региональную специфику, которая сходна у географически близких конфликтов. Это сходство определяется следующими критериями: географической близостью; этнокультурной общностью; единым цивилизационным фундаментом (христианским, исламским, буддистско-индуистским и др.); сходством особенностей исторического развития; сходством факторов развития сепаратизма; уровнем политической стабильности; интенсивностью конфликтов.

Анализ географии очагов сепаратизма выявляет определённую закономерность в их распространении. Большинство крупных очагов сепаратизма и непрекращающихся кровавых этнорелигиозных конфликтов находятся вблизи воображаемой оси, проходящей от Британских островов через Среднюю Европу, Балканы, Кавказ, высочайшие на планете горные системы Гиндукуша, Памира и Гималаев к островам крупнейшего в мире Зондского архипелага. К этой гигантской евразийской дуге тяготеют 36 из 49 крупнейших сепаратистских конфликтов в мире, как правило, наиболее интенсивные и ожесточённые, например, в Косове, Чечне, Курдистане, Кашмире.

Эта ось получила название пояса нестабильности. Данный регион не контролировался полностью ни одной из двух великих держав (США и СССР), но входил в сферы их влияния. Пояс нестабильности характерен тем, что именно на этих огромных пространствах Евразии тысячи лет происходила взаимная физическая и духовная ассимиляция северных и южных народов. В последнее время на евразийской дуге стала возрастать активность менее значительных в прошлом центров силы. Сегодня Китай, Индия, Пакистан, Турция, Иран смогли стать полноценными региональными лидерами, располагающими необходимыми средствами для того, чтобы влиять на сепаратистские и иные оппозиционные движения в соседних странах.

Всё это не могло не сказаться на характере современного терроризма, важной особенностью которого является чёткая структура и организация. Террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, планирующие подразделения. Отмечены совещания и встречи руководителей наиболее крупных группировок, координация деятельности организаций различной национальной принадлежности. Для создания большего морально-психологического эффекта и общественного резонанса налажено информационно-пропагандистское обеспечение. Ведётся работа по отбору и подготовке сторонников, активных функционеров и боевиков в целях их целенаправленного использования в кризисных районах, где, например, одной из конфликтующих сторон являются радикальные мусульманские организации. Террористические методы стали их наиболее излюбленным и используемым оружием.

Вопрос о том, почему именно мир ислама сегодня один из важных генераторов идей террора как средства и инструмента политической борьбы и мощной базы терроризма, до сих пор остаётся до конца не изученным. Это отдельная важная тема для глубокого исследования и последующего использования результатов этого исследования в интересах как поиска основы взаимопонимания с миром ислама, так и обуздания терроризма, в чём также заинтересовано и большинство самих мусульманских государств, также несущих большие моральные, политические и материальные потери.

Следует указать на отличительные черты исламского терроризма. Специфика исламского терроризма во многом определяется особенностями ислама как религии. Коран проповедует мир среди "уверовавших" (т. е. мусульман), допускает мирное сосуществование с неверными, но оправдывает истребление последних, если они выступают "врагами Аллаха и мусульман".

В Америке исламисты видят не только оплот Израиля, но и средоточие "мирового зла" - авангард западной либеральной, материалистической цивилизации, не столько "христианской", сколько "безбожной". Исламисты относятся враждебно и к таким странам, как Индия (из-за Кашмира), Россия (из-за Чечни), Сербия (из-за Боснии), Эфиопия (из-за Эритреи). Соответственно, эти страны также реальные или потенциальные мишени для террористических атак.

Характерная черта идеологии исламского терроризма - оправдание убийства мирных жителей, так как они платят налоги, являются потенциальными солдатами и "вовлечены в военное время во вспомогательные виды деятельности". Некоторые учёные считают некорректным употребление выражения "исламский терроризм"; США, нанося удары по Афганистану, делают подобные же заявления. Так, Госдепартамент США распространил информацию о том, что "Соединенные штаты не считают, что существует такое явление, как "исламский терроризм". Члены "Аль-Каеды" - просто террористы и преступники, ничего больше. Они цинично пытаются эксплуатировать ислам для того, чтобы завуалировать свои убийственные цели, которые представляют собой не более чем атаку на ценности цивилизации и гуманность.

Для кардинального изменения ситуации, связанной с развитием международного терроризма, требуется пересмотр сложившихся подходов к решению накопившихся проблем, основанных на ограниченных представлениях и недооценивающих всю многоплановость и противоречивость процессов его формирования, их сложную связь с процессами международной миграции и социально-экономическим устройством общества. На этой основе возможна выработка эффективной стратегии и механизмов реализации борьбы с международным терроризмом.

3. Борьба с международным терроризмом

Во внутреннем праве многих государств террористические акты относятся к категории особо опасных государственных преступлений. Среди них, например, убийства государственных и общественных деятелей или представителей власти, совершенные в связи с исполнением ими своих функций, захват заложников, некоторые формы бандитизма.

Другая категория терроризма - это преступные акты с иностранным элементом, ведущие к бессмысленной гибели людей различных стран, нарушающие дипломатическую деятельность государств и их представителей, нормальный ход международных контактов и встреч, транспортные связи между государствами.

Еще в 1934 году Лига Наций по предложению Франции, озабоченной тогда убийством на ее территории короля Югославии и собственного министра иностранных дел, предприняла шаги для разработки Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. Конвенция была подписана в 1937 году в Женеве. Государства-участники обязались рассматривать в качестве преступных акты терроризма, включая заговор, подстрекательство и соучастие в подобных актах, а в некоторых случаях - обеспечивать выдачу лиц, виновных в этих преступлениях.

Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом активизировалось после Второй мировой войны. 14 декабря 1973г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.16 Подобные преступления, «угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений». В ст. 2 Конвенции говорится, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, а в ст. 3 подчеркивается, что оно принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками.

17 декабря 1979г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие акты, а в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления.

Международное сообщество разработало и приняло ряд конвенций по обеспечению безопасности воздушного транспорта и предотвращению террористических актов на нем (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г.17. Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.18, Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. 19и др.). В Риме в 1988 году была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства20, а в Вене в 1980 году - Конвенция о физической защите ядерного материала.21

Существуют договорные акты по борьбе с терроризмом и на региональном уровне. Так, Советом Европы еще в 1977 году была принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.

Развивается сотрудничество по борьбе с терроризмом и на двустороннем уровне. Обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией. Россия является стороной заключенных в 70-х годах СССР двусторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов с Афганистаном, Ираном и Финляндией. В 1991 году был подписан двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США о сотрудничестве в области гражданской авиации, который предусматривает взаимодействие в кризисных ситуациях, вызванных акциями террористов на гражданских авиалиниях между двумя странами. В 1997 году был подписан межправительственный Меморандум о борьбе с терроризмом между Россией и Турцией. Двусторонние соглашения в области борьбы с терроризмом, в том числе и на межведомственном уровне, были также заключены, например, между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией.

Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом - это осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, независимо от мотивов совершения террористических актов.

Акты международного терроризма осуществляются, как правило, лицами или группами лиц, не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами. Однако, поскольку они затрагивают интересы многих государств и часто возникает конфликт национальных юрисдикции, государства должны сотрудничать в предотвращении и пресечении таких преступлений, прежде всего оказывая друг другу помощь уголовно-процессуальными действиями. Имеется в виду, например, выдача виновных. Основная же ответственность за борьбу с этими преступлениями лежит на самих государствах, которые на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции должны принимать меры по их пресечению и предупреждению.

В основе обязательство договорам о борьбе с терроризмом лежит принцип aut dedere, autjudicare (либо выдай, либо накажи), что призвано обеспечить неотвратимость наказания виновных.

Принятая в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности:

а) воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней;

в) обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;

с) стремиться к заключению специальных соглашений с этой | целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;

d) сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;

e) оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому (вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства |в соответствие с этими конвенциями.

Когда к преступным актам терроризма имеет отношение само государство, с точки зрения современного международного права они приобретают особенно опасный характер. Поддержка со стороны государств действий террористических групп и отдельных террористов осуждается в ряде деклараций и резолюций ООН.

Наиболее же опасной формой терроризма является государственный терроризм, то есть использование потенциала государства, и прежде всего его вооруженных сил, в террористических целях, действия, предпринимаемые на государственном уровне с целью подрыва суверенитета и независимости других государств, а также воспрепятствования осуществлению права народов на самоопределение.

Однако после принятия в 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 39/159, осудившей такую политику и практику в качестве метода ведения дел с другими государствами и народами, концепция государственного терроризма не получила развития.

В Определении агрессии 1974 года такие действия государства, в частности засылка вооруженных банд, групп или наемников, которые применяют вооруженную силу против другого государства, отнесены к актам агрессии.

Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 году, не удалось выработать общеприемлемого определения международного терроризма. Объясняется это, прежде всего, различием взглядов на методы борьбы национально-освободительных движений, попытками обвинить именно их в терроризме. Показательно и название пункта повестки дня Генеральной Ассамблеи ООН, который рассматривался в течение многих лет: «Меры по предотвращению международного терроризма, который угрожает жизни невинных людей, или приводит к их гибели, или ставит под угрозу основные свободы, и изучение коренных причин тех форм терроризма и актов насилия, которые проистекают из нищеты, безысходности, бед и отчаяния и побуждают некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая и свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен». К таким причинам Специальным комитетом по международному терроризму отнесены, в частности, противоречащие Уставу ООН применение силы, агрессия, нарушение политической независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, расизм, политика геноцида, фашизм и неофашизм, политическая, социальная и экономическая несправедливость, нарушение прав человека, бедность, голод, нищета, страдания и др. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно (в резолюциях: 42/159 от 1 декабря 1987г., 44/29 от 4 декабря 1989 г., 46/51 or 9 декабря 1991 г.) обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации коренных причин международного терроризма, уделяя при этом «особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность».

На 51-й сессии в 1996 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 199422 года и постановила учредить Специальный комитет для последовательного решения задач выработки концепции по борьбе с бомбовым терроризмом, конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и рассмотрения способов дальнейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенции, касающихся международного терроризма.

Заключение

Из вышеперечисленного можно заключить, что терроризм - это политическая тактика, связанная с использованием и выдвижением на первый план тех форм вооружённой борьбы, которые определяются как террористические акты. Террористические акты, которые ранее сводились к убийствам отдельных высокопоставленных лиц, в современных условиях могут носить форму угона самолётов, захвата заложников, поджогов предприятий, и т. д., но объединяет их с терроризмом прежних времён то, что главной угрозой со стороны террористов остаётся угроза жизни и безопасности людей. Террористические акты направлены также на нагнетание атмосферы страха в обществе и, разумеется, они должны быть политически мотивированы. Для нагнетания страха террористы могут применять действия, которые не угрожают людям непосредственно - например, поджоги или взрывы магазинов, штаб - квартир политических партий в нерабочее время, издание манифестов и прокламаций угрожающего характера и т. п.

Международный терроризм характеризуется следующими особенностями:

а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;

б) совершив преступление на территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

Борьба с международным терроризмом занимает важное место для всего мира. Развивается сотрудничество по борьбе с терроризмом и на двустороннем уровне. Обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией.

Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом - это осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, независимо от мотивов совершения террористических актов.

Таким образом, можно сделать вывод, что только совместные действия государств помогут быстрее и качественнее решить проблему международного терроризма.

Библиография

Нормативные акты

    Токийская конвенция о преступлениях, совершаемых на борту воздушных судов // Международные документы.- 1963 г.

    Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Заключена 16.12.1970) // Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты».- Вып. 13.- М.- 2003.- С. 145-150.

    Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Заключена 23.09.1971) // Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты».- Вып. 13.- М., 2003.- С. 145-150.

    Конвенция от 14 декабря 1973г. Генеральной Ассамблеи ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов // Действующее международное право.- Т. 3..- М.: Московский независимый институт международного права.- 1997.- С. 18-23.

    Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Принята 17.12.1979 Резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник международных договоров СССР- М. - 1989.- С. 99- 105.

    Конвенция ООН о физической защите ядерного материала от 3.03.1980 г. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.

    Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10.03.1988) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.

    Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9.12.1994) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. -1998.

    Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ст. 2) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.

    Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (ст. 1) от 15 июня 2001 г. // Международные документы. - 2001.

    Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О противодействии терроризму" (принят ГД ФС РФ 26.02.2006) // СЗ РФ.- 2006.- N 11.- Ст. 1146.

Литература общего содержания

    Богатуров А. Международный порядок в наступившем веке. - Международные процессы.- 2003.- № 1.- С. 23-25.

    Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Межд. отн., 2003.

    Лакер У. Истоки терроризма // Современный терроризм. Анализ основных направлений. Минск: Харвей.- 2000.

    Лутовинов В., Морозов Ю. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку // ОБЖ.- 2000.- № 9.- С. 41-46.

    Макуев Р.Х. Терроризм в условиях глобализации // Государство и право.- 2007.- № 3.- С. 43-49.

    Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и. О. И. Тиунов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма.- 2006.

    Международный терроризм и международная безопасность нового качества // Закон и право.- 2008.- № 3.- С. 41-45.

    Международный терроризм: современные тенденции формирования // Законность.- 2009.- № 2.- С. 41-45.

    Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология.- М.-2000.

    Хрусталёв М. Диверсионно-террористическая война как военно-политический феномен.- Международные процессы.- 2003.- № 2.- С. 32-34.

    Шестаков В. Террор - мировая война. М.: Олма - Пресс, 2003.

1 Международный терроризм и международная безопасность нового качества // Закон и право.- 2008.- №8 - С. 7-9.

2 Лакер У. Истоки терроризма // Современный терроризм. Анализ основных направлений.- Минск: Харвей, 2000.- С. 370-371.

3 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.- М.: Межд. отн., 2003.- С. 172.

4 Шестаков В. Террор - мировая война. М.: Олма - Пресс, 2003.- С. 127.

5 Лутовинов В., Морозов Ю. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку // ОБЖ.- 2000. - № 9.- С. 41.

6 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О противодействии терроризму" (принят ГД ФС РФ 26.02.2006) // СЗ РФ.- 2006.- N 11.- Ст. 1146.

7 Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология.- М., 2000.- С. 15.

8 Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Принята 17.12.1979 Резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник международных договоров СССР- М. - 1989.- С. 99- 105.

9 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ст. 2) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.- С. 113.

10 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (ст. 1) от 15 июня 2001 г. // Международные документы. – 2001.

11 Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и. О. И. Тиунов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 548- 554.

12 Хрусталёв М. Диверсионно-террористическая война как военно-политический феномен // Международные процессы.- 2003.- № 2.- С. 32.

13 Богатуров А. Международный порядок в наступившем веке// Международные процессы.- 2003.- № 1.- С. 23

14 Макуев Р.Х. Терроризм в условиях глобализации. - Государство и право.- 2007.- № 3.- С. 43-49.

15Международный терроризм: современные тенденции формирования // Законность.- 2009.- №2.- С. 41-45.

16 Конвенция от 14 декабря 1973г. Генеральной Ассамблеи ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов // Действующее международное право.- Т. 3..- М.: Московский независимый институт международного права.- 1997.- С. 18-23.

17 Токийская конвенция о преступлениях, совершаемых на борту воздушных судов // Международные документы.- 1963 г.

18 Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Заключена 16.12.1970) // Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты».- Вып. 13.- М., 2003.- С. 145-150.

19 Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Заключена 23.09.1971) // Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты».- Вып. 13.- М., 2003.- С. 145-150.

20 Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10.03.1988) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.

21 Конвенция ООН о физической защите ядерного материала от 3.03.1980 г. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.

22 Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9.12.1994) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. -1998.

1