Договор поставки для государственных нужд

Введение

Данная тема курсовой работы «Договор поставки для Государственных нужд» довольно актуальна в наши дни. Актуальность проблемы заключается в массовом применении во всех организациях договоров поставки. Он играет важную роль в организации и осуществлении хозяйственной деятельности, предпринимательства, что будет показано в этой работе.

Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования. Относятся к числу государственных нужд, а следовательно, и финансируются из указанных источников товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных и других задач.

Законодательством определены основания и регламентированы отношения, возникающие из поставки необходимых для Республики Беларусь товаров.

Совет Министров республики Беларусь ежегодно составляет перечень необходимых товаров для государственных нужд, определяет государственных заказчиков но ним и утверждает этот перечень необходимых товаров и государственных заказчиков по ним.

Порядок заключения хозяйственных договоров на выполнение поставок (работ) для государственных нужд постоянно детализируется и уточняется.

Цель работы заключается в изучении содержания договора поставки для государственных нужд, заключении, исполнении, ответственности .

При осуществлении хозяйственной деятельности, при совершении сделки с целью удовлетворения потребностей производственного характера субъекты хозяйствования, предприниматели вступают в разнообразные договорные отношения. Договор является основным документом определяющим права и обязанности сторон, заключивших его. Договор определяет и порядок выполнения его участниками принятых обязательств, определяет правовые границы их возможного и дозволенного поведения. Он оформляет экономическое и правовое равенства сторон, закрепляет меры принуждения (санкции) на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих особенностей.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Данная работа состоит из трех разделов в которых будут рассмотрены понятие, признаки государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд, порядок заключения, права, обязанности поставщика и государственного заказчика (покупателя), ответственность сторон.

Раздел 1. Понятие, признаки государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд

В ст. 495 - 504 ГК дается понятие государственных нужд, определяются правовые формы отношений по поставке товаров для государственных нужд, основания и порядок их установления, предусматриваются особенности исполнения обязательств при поставке товаров для государственных нужд. При недостаточности этих норм применяется специальное законодательство о поставках товаров для государственных нужд.

Поставка товаров для государственных нужд осуществляется в целях:

    выполнения обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключенными Республикой Беларусь договорами (соглашениями);

    выполнения целевых программ, в которых участвует Республика Беларусь;

    создания и поддержания государственных материальных резервов Республики Беларусь;

    поддержания необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности Республики Беларусь;

    ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

    государственной поддержки устойчивого функционирования топливно-энергетического, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения;

    проведения геологоразведочных работ и природоохранных мероприятий;

    удовлетворения нужд государственного управления. [1, ст.2 ]

Основаниями поставки товаров для государственных нужд являются [2, ст.495 ]:

1) государственный контакт на поставку товаров для государственных нужд;

2) договор поставки товаров для государственных нужд.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров [ 2, ст. 496ГК]

Договор поставки для государственных нужд – это соглашение, по которому поставщик передаёт на основе государственного контракта покупателю товары, предназначенные для государственных нужд.

Состав республиканских государственных нужд, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, порядок разработки, финансирования и реализации республиканских и межгосударственных целевых программ, состав республиканских государственных нужд, которые обеспечиваются за счет других источников финансирования, утверждается и определяется Советом Министров Республики Беларусь .

Состав местных нужд, финансируемых за счет средств местных бюджетов, а также других источников, утверждается областными и Минским городским исполнительным комитетом либо в порядке, определяемом ими. Формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд осуществляются посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком и поставщиком в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Государственных заказчиков по выполнению республиканских государственных нужд определяет Совет Министров Республики Беларусь. Заказчиков по выполнению местных нужд определяют исполкомы.

Государственные заказчики не вправе передавать свои полномочия по формированию и размещению государственных заказов органам государственного управления и другим юридическим и физическим лицам. [2, ст.ст.3-6,8 ]

Поскольку к поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки [п.2 ст. 495 ГК], следовательно, они (рассматриваемые государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд) являются разновидностью договора поставки.

Особенностями договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, позволяющие отличать их от договоров поставки, являются:

- особенность договоров, регулирующих поставки товаров для государственных нужд, состоит в особых, нормативно закрепленных целях использования товаров.

- отношения по поставке товаров для государственных нужд характеризуются особенностями своего субъектного состава и структуры договорных связей.

- для государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд установлены определенные основания их заключения.

- особенности государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд проявляются в порядке их заключения .

- договорным отношениям по поставке товаров для государственных нужд присущи особенности, связанные с исполнением обязательств, изменением и прекращением договорных отношений.

- государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд отличаются особенностями обеспечения выполнения обязательств по реализации товаров для государственных нужд, а также особенностями ответственности за их нарушение.

Данные договоры являются двусторонними, возмездными и консенсуальными.

Как показывает анализ законодательства, в государственном контракте и заключённом на его основе договоре поставки поставщиком одно и то же лицо, т.е. это может быть физическое (индивидуальный предприниматель) и юридическое лицо. Другой стороной применительно к государственному контракту назван государственный заказчик. В отличие от договора поставки товаров для государственных нужд он не называется покупателем, но в законе сказано, что товары по указанию государственного заказчика могут передаваться другому лицу, которое и является покупателем. В то же время, когда речь идет о заключении договора поставки товаров для государственных нужд, в качестве другой стороны назван помимо поставщика и покупатель. [ 3, с.65-66]

В роли государственного заказчика, в зависимости от того, какие товары поставляются, выступают соответствующие министерства, ведомства, другие государственные организации, а также органы местного управления и самоуправления.

Например, в утвержденном перечне республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд на 2009 год, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2009 N 108, определены следующие государственные заказчики и товары:

    Минсельхозпром ( зерно, прочие зерновые и зернобобовые, маслосемена рапса );

    Концерн "Белгоспищепром" ( сахарная свекла, ячмень пивоваренный, зерно для производства спирта, маслосемена рапса);

    Концерн "Белбиофарм" (зерно для производства спирта);

    Минский горисполком (скот в живом весе, молоко базисной жирности, мясо (свинина, говядина));

    Концерн "Беллегпром" (льноволокно);

    Белкоопсоюз (льноволокно короткое) .

Также определяются объемы финансирования поставок (закупок) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд, предусмотренные в республиканском бюджете на 2009 год для обеспечение устойчивого развития отраслей и удовлетворения нужд государственного управления. Например, Национальному собранию Республики Беларусь, определено на общегосударственную деятельность 5 565 789 000 руб., Администрация Президента Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь и аппарат Управления делами Президента Республики Беларусь получили 17 688 010 000 руб. Белорусский республиканский союз потребительских обществ 32 748 730 000 руб. и. прочие; объемы поставок научно-технической продукции ( разработка и освоение производство средств определения диагностики реакции высокопатогенного гриппа диффузионной птиц, разработка технологии производства готовой лекарственной формы витаминного препарата, эквивалентного по терапевтической эффективности зарубежному аналогу "Мильгамма", раствор для инъекций. Освоить выпуск фармакопейная на РУП "Борисовский завод медицинских препаратов" и. др.).

Покупателями выступают юридические лица, как правило коммерческие, которых определяют государственные заказчики.

Возмездный характер проявляется во встречном предоставлении за поставленный товар денег.

Государственный контракт и заключенный на его основе договор поставки товаров для государственных нужд создают отношения между сторонами, которые реализуются ими не одновременно с заключением договора, что подчеркивает их консенсуальность.

Предметом договоров могут быть любые товары, удовлетворяющие потребностям Республики Беларусь или административно-территориальных единиц. Это товары, как правило, определяемые родовыми признаками, т.е. товары серийного производства.

Срок действия договора обычно оговаривается в самом контракте, а периоды поставки товара устанавливаются сторонами и указываются в договоре.

Цены устанавливаются сторонами государственного контракта, однако не исключен и другой порядок определения цен.

Само понятие «государственный контракт» определяет письменную форму его заключения.

Изложенные особенности договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, по существу, и отличают их от договора поставки.[3, с.66]

Раздел 2. Порядок заключения государственного контракта и договор поставки товаров для государственных нужд

Основанием для заключения государственного контракта является подготовка и получение заказа на поставку товаров для государственных нужд. В государственном заказе указывается наименование товара, количество, сроки поставки, цена, порядок расчетов и др.

Следует отметить, что для целей поставки товаров для государственных нужд, согласно п.1 ст.495 ГК РБ, под государственными нуждами понимаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд представляет собой, согласно ст.496 ГК РБ, возникновение обязательств, с одной стороны поставщика по передаче товаров государственному заказчику либо по его указанию – иному лицу, а с другой стороны – государственного заказчика по обеспечению оплаты поставленных товаров.

Предложения по составу государственных нужд представляются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также другими государственными органами, организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - государственные органы (организации) в Министерство экономики.

Государственные органы (организации) формируют предложения по составу государственных нужд в части поставок товаров (работ, услуг) за счет:

    средств (полностью или частично) республиканского бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств республиканского бюджета, - в целом по всей номенклатуре и объемам товаров (работ, услуг) исходя из прогнозируемых объемов денежных средств в виде проекта годового плана государственных закупок. Прогнозируемые объемы денежных средств на поставку товаров (работ, услуг) должны быть увязаны с проектом республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год с учетом предварительной проработки и согласования с соответствующими подразделениями Министерства экономики и Министерства финансов;

    иных источников финансирования - в случае наличия соответствующих поручений Президента Республики Беларусь и (или) Правительства Республики Беларусь по номенклатуре и объемам товаров (работ, услуг) с учетом потребности в них государственных органов (организаций) и предварительной проработки и согласования с ответственными за поставку таких товаров (работ, услуг) исполнителями.

Министерство экономики и Министерство финансов рассматривают и обобщают предложения по составу государственных нужд для включения их в проекты прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

После утверждения основных параметров прогноза социально-экономического развития и принятия закона Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год состав государственных нужд утверждается в порядке, установленном законодательством, и доводится до государственных заказчиков и ответственных исполнителей (в случае определения таких ответственных исполнителей). [5,п.3,4]

Формирование поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции и сырья, размещение заказов на их поставку осуществляется с учетом особенностей сельскохозяйственного производства и необходимости гарантированного обеспечения населения республики продовольствием.

В состав государственных нужд включаются номенклатура и объемы поставок сельскохозяйственной продукции и сырья на основании предложений государственных органов (организаций), согласованных с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Ответственными исполнителями по поставкам сельскохозяйственной продукции и сырья являются облисполкомы и Минский горисполком.

Ответственные исполнители выбирают поставщиков сельскохозяйственной продукции и сырья в установленном законодательством порядке. Поставщиками сельскохозяйственной продукции и сырья могут быть сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие организации, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции.

Договоры на поставку сельскохозяйственной продукции и сырья заключаются согласно номенклатуре, утвержденной в составе государственных нужд. Замена (зачет) одних видов сельскохозяйственной продукции и сырья другими не допускается. В исключительных случаях (неурожай у производителей, вызванный стихийными бедствиями, природно-климатическими условиями) допускается внесение в установленном порядке изменений и (или) дополнений в состав государственных нужд и соответственно в договоры на поставку сельскохозяйственной продукции и сырья.

Под производство продукции растениеводства заготовители осуществляют в пределах источников финансирования авансовые выплаты до 50 процентов стоимости продукции растениеводства по договору поставки продукции для государственных нужд (если иное не предусмотрено законодательством) и учитывают их удержание при окончательной оплате объемов заготовленной продукции. [5, п. 6]

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться:

    кредиты на льготных условиях;

    льготы по налогам и другим платежам в бюджет;

    целевые дотации и субсидии;

    приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами;

    другие льготы.[1,ст.9]

Сформированный государственный заказ нуждается в размещении, которое может происходить путем проведения торгов, конкурсов и аукционов. При этом, если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещается по конкурсу, заключение государственного контракта с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса, является для государственного заказчика обязательным.

Выбор поставщика может быть произведен и самим государственным заказчиком.

Если поставщик (исполнитель) принял заказ, то заключение государственного контракта для государственных заказчиков, разместившего заказ, обязательно.

Для поставщика (исполнителя) заключение государственного контракта является обязательным лишь в предусмотренных законодательством случаях. По Закону о поставках товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г. не имеют права необоснованно отказаться от заключения государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд поставщики, являющиеся монополистами по продаже или производству определенных видов товаров. Обязательность заключения поставщиком (исполнителем) государственного контракта установлена и в некоторых других случаях, например в отношении поставки (заготовки, сдачи) лома и отходов черных, цветных и драгоценных металлов. Однако заключение государственного контракта обязательно для поставщика только при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта.

Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт [2, п. 5 ст. 498 ГК].

Поставщик (исполнитель), принявший государственный заказ, должен заключить государственный контракт, для чего государственным заказчиком разрабатывается проект государственного контракта и направляется поставщику ( исполнителю).

Поставщик (исполнитель), получивший проект государственного контракта, обязан не позднее 30-дневноо срока, а если государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, то не позднее 20 дней со дня проведения конкурса подписать его и возвратить один экземпляр государственному заказчику, т.е. государственный контакт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.[3,с. 67]

При наличии разногласий по условиям государственного контракта (поставщик) исполнитель в тот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Но подобный отказ не всегда возможен. Так, если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, то вторая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить контракт.

Государственный заказчик, получивший государственный контракт с протоколам разногласий, должен в течении 30 дней рассмотреть их, согласовать с поставщиком и известить его о принятии государственного контракта в редакции поставщика либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней на рассмотрение суда.

Аналогичный порядок согласования разногласий предусмотрен при подготовке государственного контакта не государственным заказчиком, а поставщиком.

Государственным контактом может быть предусмотрена поставка товаров как непосредственно государственному заказчику, так и по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю). При осуществлении поставщиком (исполнителем) поставки товаров государственный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику ( исполнителю) и покупателю, который был указан государственным заказчиком, извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товара для государственных нужд.[3,с.68]

Анализ ст. 499 и 500 ГК показывает, что поскольку обязанность заключения поставщиком договора поставки вытекает из государственного контракта, отказаться от его заключения он не вправе.

Покупатель имеет право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещение о прикреплении к другому покупателю.

Государственный заказчик в срок не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдаёт извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары, т.е. принять обязанности покупателя на себя.[3, с.69]

В то же время ни государственный контракт, ни извещение государственного заказчика о прикреплении к поставщику (исполнителю), ни нормы права не создают для покупателя обязанности заключить договор поставки товаров для государственных нужд. Поэтому он вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку [2,п. 1 ст. 500 ГК], причем без указания каких-либо мотивов.

При отказе покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных нужд поставщик должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю. В свою очередь государственный заказчик в срок не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары. Невыполнение государственным заказчиком этих обязанностей дает поставщику (исполнителю) право или потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, или реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.

3. Права, обязанности поставщика и государственного заказчика. Ответственность сторон

Наличие прав, обязанностей сторон и их содержание вытекают из государственного контракта. В данном случае, как и в других обязательствах, праву одной стороны корреспондирует обязанность другой.

Поставщик обязан:

    заключить договор поставки товаров для государственных нужд;

    заключив договор поставки, передать покупателю или государственному заказчику товары.

Государственный заказчик обязан:

    принять поставленный товар;

    прикрепить к поставщику покупателя в случае отказа покупателя полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. Он должен это сделать в срок не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя). Невыполнение этой обязанности государственным заказчиком дает право поставщику либо требовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать их по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с реализацией, на государственного заказчика.

Государственному заказчику предоставляется право отказаться полностью или частично от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения поставщику (исполнителю) убытков, причиненных таким отказом;

    оплатить товар. Оплата товаров производится государственным заказчиком, если поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателем, указанным в разгрузочной разнарядке. Однако когда поставка товаров производится покупателю по договору поставки товаров для государственных нужд и, по общему правилу, он их выплачивает, то государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству, а следовательно, несет солидарную ответственность вместе с покупателем.[3,с.69-70]

Ответственность за нарушение обязательств по поставке товаров для государственных нужд наступает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.

За некоторые нарушения при поставке товаров для государственных нужд ответственность установлена специальным законодательством. Так, в Законе о поставке товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г. предусмотрено, что поставщик-монополист, необоснованно уклоняющийся от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, уплачивает государственному заказчику штраф в размере стоимости товаров, указанных в проекте государственного контракта.

Имущественная ответственность за нарушение обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд выражается, в основном, в форме возмещения убытков и уплаты неустойки.

Убытки определяются в соответствии с правилами статьи 14 ГК. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки, понесенные при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду. Последняя определяется с учетом предпринятых кредитором для ее получения мер и сделанных с этой целью приготовлений [2,п. 4 ст. 364 ГК].

Согласно п. 1 ст. 311 ГК неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Неустойка (штраф, пеня) за нарушение обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд может быть определена по соглашению сторон в государственном контракте (договоре) или установлена в законодательстве.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд, как и гражданско-правовая ответственность в целом, наступает при наличии определенных предпосылок, именуемых в статье 372 ГК основаниями ответственности.

В нормах ГК о поставке товаров для государственных нужд (статьи 495 — 504), подрядных работах для государственных нужд (статьи 718 — 722) основания ответственности за нарушение обязательств по обеспечению госнужд не определены. Что касается Закона от 24 ноября 1993 года «О поставках товаров для государственных нужд», то он не определяет такие основания в целом. Как установлено в статье 10 Закона, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные убытки, а также несет иную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь и государственным контрактом. Но в статье 12 этого же Закона, где речь идет о конкретной ответственности при невыполнении условий государственного контракта по объему, сроку поставки или оплаты товаров, употреблен термин «виновник», очевидно, по отношению к виновной стороне. Типовой государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, утвержденный приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 17 марта 1995 года, в части имущественной ответственности отсылает к законодательству Республики Беларусь.

Действующим законодательством установлено, что за нарушение сроков, предусмотренных договором, за недопоставку товаров, поставку некачественных, некомплектных товаров поставщик уплачивает неустойку. Размер и вид неустойки зависят от того, какое условие не выполнено.

По общему правилу, в хозяйственной (предпринимательской) деятельности применяется ответственность независимо от вины. В силу пункта 2 статьи 372 ГК лицо, которое при осуществлении предпринимательской деятельности не исполнило обязательство либо исполнило его ненадлежащим образом, несет ответственность в том случае, если не сможет доказать, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исключение из данного правила может быть предусмотрено лишь законодательством или договором.

Как в государственном контракте, так и в договоре поставки товаров для государственных нужд в качестве поставщика (исполнителя) выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, — коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Поэтому их ответственность наступает в соответствии с пунктом 2 статьи 372 ГК.

Государственные заказчики, а также покупатели в договорах поставки товаров для государственных нужд приобретают (получают) товары у поставщиков (исполнителей) в целях, которые определены в статье 2 Закона от 24 ноября 1993 года (это создание государственных материальных резервов, поддержание обороноспособности и государственной безопасности, обеспечение выполнения целевых программ и межгосударственных соглашений, поддержка функционирования отраслей социальной сферы, удовлетворение потребностей государственного управления и т. д.). Среди государственных заказчиков и покупателей договора поставки товаров для государственных нужд могут быть и коммерческие организации, но, как правило, госзаказчики выполняют управленческие и иные функции и являются некоммерческими организациями-учреждениями. Осуществляя деятельность по приобретению товаров для государственных нужд, государственные заказчики обеспечивают выполнение тех задач и функций, ради которых они созданы.

Несколько иначе вопрос об основаниях ответственности решается в случаях, когда для государственных нужд приобретается (реализуется) сельскохозяйственная продукция. Применительно к отношениям по договору контрактации законодатель установил, что производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины [2,п. 2 ст. 509 ГК]. Это является исключением из правила об ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности независимо от вины (пункт 3 статьи 372 ГК). При приобретении (реализации) для государственных нужд сельскохозяйственной продукции в первую очередь подлежат применению нормы о договоре контрактации. А потому производитель сельскохозяйственной продукции отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по принципу вины независимо от того, реализует он сельхозпродукцию по договору контрактации или по государственному контракту.

Вина производителя сельскохозяйственной продукции в нарушении государственного контракта предполагается, и он должен доказать ее отсутствие.

Однако если в соответствии с законодательством должник несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при наличии вины, а отсутствие вины установлено, то данное обстоятельство исключает ответственность должника в форме как неустойки (штрафа, пени), так и возмещения убытков. К убыткам относятся, аванс, перечисляемый производителю сельскохозяйственной продукции под закупаемую (поставляемую) для государственных нужд продукцию, и проценты за пользование банковским кредитом, предоставляемым для выплаты аванса. Это прямо вытекает из определения убытков, данного в пункте 2 статьи 14 ГК. Более того, это убытки, именуемые реальным ущербом. Другое дело, что в законодательстве прямо записана обязанность производителя сельскохозяйственной продукции возвратить аванс в случае неисполнения своих обязательств по производству и передаче продукции по не зависящим от сторон причинам [2,п. 3 ст. 509 ГК]. Данное правило, подлежащее применению и при реализации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, относится к иным, помимо имущественной ответственности, последствиям неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. И, таким образом, отсутствие вины производителя сельскохозяйственной продукции в непоставке ее для государственных нужд дает другой стороне государственного контракта право взыскать лишь выплаченный производителю аванс без банковских процентов за полученный для выплаты аванса кредит.

Из государственных контрактов на поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд необходимо также исключать условия о том, что поставщик (производитель сельхозпродукции) освобождается от уплаты штрафа за непоставку продукции при наличии обстоятельств непреодолимой силы, среди которых называются засуха, наводнение, пожар.

Определенные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по поставке товаров для государственных нужд предусмотрены непосредственно в Гражданском кодексе Республики Беларусь.

Если иное не предусмотрено законодательством о поставке товаров для государственных нужд или государственным контрактом, государственный заказчик обязан возместить поставщику (исполнителю) убытки, причиненные в связи с выполнением государственного контракта. Для возмещения таких убытков в статье 503 ГК установлен тридцатидневный срок, исчисляемый с момента передачи товаров в соответствии с государственным контрактом. Нарушение государственным заказчиком обязанности по возмещению другой стороне убытков в связи с выполнением государственного контракта дает поставщику (исполнителю) право отказаться от выполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта, в дополнение к убыткам, причиненным в связи с выполнением государственного контракта. Расторжение поставщиком (исполнителем) государственного контракта в связи с невозмещением убытков дополняется еще и правом отказаться от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд, заключенного на основании извещения о прикреплении. Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, подлежат возмещению государственным заказчиком. Об отказе от исполнения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) должен уведомить другую сторону [2,ст. 493 ГК].

Согласно статье 504 ГК государственный заказчик в установленных законодательством случаях вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом. Но условием отказа является возмещение поставщику (исполнителю) причиненных этим убытков. В то же время отказ государственного заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, дает поставщику (исполнителю) право расторгнуть или изменить заключенный на основе государственного контракта договор поставки товаров для государственных нужд. Убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.

Особенности ответственности могут иметь место и при выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд. При этом они вытекают из более общих норм, ибо договорные отношения по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд являются разновидностями или видами соответствующих договоров: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд [2,ст. 495, 496 ГК] — разновидностями договора поставки; государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд [2,ст. 718 ГК] — разновидностью договора строительного подряда или договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ; государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд [2,ст, 732 ГК] — видом договора на выполнение научно-исследовательских работ или договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.

Заключение

Для удовлетворения потребностей населения в средствах труда и продуктах производства, обеспечения стабильной экономики, укрепления обороноспособности, проведения необходимой внешней политики и выполнения ряда других задач, выражающих в целом нужды страны, государство должно располагать достаточно прочной имущественной базой, формирование которой осуществляется путем поставки товаров для государственных нужд, производимой на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.

Существование поставок для государственных нужд и их правовое регулирование - объективная необходимость, обусловленная публичными интересами всего общества (создание государственных материальных резервов, поддержание обороноспособности и государственной безопасности, обеспечение выполнения целевых программ и межгосударственных соглашений, поддержка функционирования отраслей социальной сферы, удовлетворение потребностей государственного управления и т.д.).

Договор поставки для государственных нужд - один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в хозяйственной деятельности. Заключение этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для индивидуальных предпринимателей.

Наиболее оптимален договор поставки для государственных нужд, к примеру, для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий, между изготовителями товаров и оптовыми организациями, специализирующимися на реализации товаров. Указанные отношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорные связи.

Договор поставки – это один из важнейших договоров, с помощью которого регулируется процесс перехода на возмездной основе достаточно большой массы материальных ценностей от одних субъектов хозяйствования к другим. По субъектному составу, сфере применения, предмету поставки, экономической, правовой и социальной значимости договор поставки занимает одно из ведущих мест в системе других подобного рода договоров. Договор поставки во многом (по экономическим, правовым целям) схож с договором купли-продажи и с другими договорами, регулирующими переход права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления. Поэтому, не случайно, на практике схожие с ним договоры (например, договор купли-продажи) называют договорами поставки, что нельзя признать правильным.