Это вам не просто "посылка", тут документы нужны

1


ЭТО ВАМ НЕ ПРОСТО «ПОСЫЛКА», ТУТ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ…

Хозяйственные операции, осуществляемые организацией, могут быть разными: получение и отгрузка товаров, приобретение и реализация основных средств, перевозка грузов, расчеты с покупателями и заказчиками… Но объединяет их одно: во время их проведения или непосредственно после завершения должен быть составлен первичный учетный документ.

Общие требования

Основные правила использования и заполнения первичных учетных документов регламентируются законодательством. За нарушение порядка их составления, хранения и уничтожения предусмотрена ответственность.

На основании первичных документов информация о хозяйственных операциях отражается в учетных формах (книгах учета). К принимаемому на учет документу предъявляются осо­бые требования, установленные Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321XII«О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакциях от 25.06.2001 № 42З, от 17.05.2004 № 278З, от 29.12.2006 № 188З,от 26.12.2007 № 302З):

если законодательством предусмотрена типовая форма документа (например, товарно­транспортная накладная формы ТТН-1, приходный кассовый ордер формы КО-1 и др.), то он должен полностью ей соответствовать;

если форма документа не установлена законодательством (например, акт на списание материальных ценностей, акт приемасдачи выполненных работ и др.), то она разрабатывается и утверждается самостоятельно, но должна содержать обязательные реквизиты:

      - наименование, номер документа, дату и место его составления;

      - содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;

      - должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

Следует добавить, что при работе с первичными учетными документами важно обратить внимание на следующие моменты:

    в документ могут быть включены дополнительные реквизиты, если это необходимо для полного отражения хозяйственной операции;

    перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации;

    документы, отражающие поступление или выплату денежных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами;

    первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это по каким­либо причинам невозможно, то непосредственно после ее совершения;

    если обнаружено, что в первичном документе допущена ошибка, то она должна быть исправлена: неправильная запись зачеркивается, надписываются верные данные, указывается дата, основание изменения записи, ставится подпись лица, осуществившего поправку;

    в кассовые и банковские документы вносить поправки нельзя;

    если первичный учетный документ составлен на машинном носителе информации, то организация обязана изготовить за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций.

Не просто первичный учетный документ, а бланк строгой отчетности

Бланки строгой отчетности (БСО) отличаются от первичных учетных документов тем, что к ним предъявляются особые требования, установленные Положением о порядке использования бланков строгой отчетности, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.02.2002 № 21 (в редакции от 04.11.2005 № 133).

К БСО относятся бланки ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, бланки документов, имеющие идентификационный номер, нанесенный при изготовлении, и элементы защиты от подделки. Все они делятся согласно постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.04.2002 № 43 «О бланках первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых подлежит внесению в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках» (в редакции от 24.10.2007 № 96) на 2 вида: бланки, информация о которых не вносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (ЭБД), и бланки, информация о которых подлежит внесению в ЭБД. К последним относятся:

    товарно­транспортная накладная типовой формы ТТН-1;

    товарная накладная на отпуск и оприходование товарно­материальных ценностей типовой формы ТН-2;

    приходный кассовый ордер формы КО-1;

    талон формы 20-ФС;

    счетфактура по налогу на добавленную стоимость формы СФ-1;

    приходный кассовый ордер формы КО-1в;

    квитанция формы KB-1;

    международная товарно­транспортная накладная CMR;

    комплект квитанций формы 0402370004 (квитанция, ордер, уведомление);

    накладная - приходный ордер на отпуск ценностей за наличный расчет. Специализированная форма РП-4;

    туристский ваучер и др.

Если БСО зарегистрирован в ЭБД, то каждый субъект хозяйствования для контроля при получении сопроводительного документа имеет право уточнить сведения о каждой товарно­транспортной или товарной накладной через Интернет на сайте http://blank.bisc.by.

В случае если у организации отсутствует доступ к сети Интернет, а проконтролировать легальность оформления грузоотправителем товарно­транспортной или товарной накладной при получении сопроводительного документа на товар необходимо, организация или индивидуальный предприниматель имеет право адресовать письменное обращение в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь или в организацию, уполномоченную реализовывать бланки первичных учетных документов, для получения информации о реализованном номере и серии бланка. Инспекция либо организация, реализующая БСО, при получении письменного обращения обязана представить запрошенную письменную информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения.

К документам, информация о которых не подлежит внесению в ЭБД, относятся:

    все типы путевых листов;

    заказы наряды формы ЗН-1;

    чековые книжки;

    квитанции формы ЕВ-1 (частные нотариусы);

    трудовые книжки;

    заказы поручения формы ТР-132 и др.

Отметим, что все первичные документы, в том числе БСО, являются началом учета на предприятии и относиться к ним надо серьезно. Приобретение, хранение, использование и уничтожение таких документов производится по определенным правилам.

В процессе ведения хозяйственной деятельности организации чаще остальных БСО используют товарно­транспортные накладные формы ТТН-1 и товарные накладные формы ТН-2 (накладные). В Республике Беларусь существуют как типовые формы данного вида бланков, так и специализированные (при реализации алкогольных напитков и (или) табачных изделий, медицинских товаров, продукции растениеводства и др.).

Товарно-транспортная накладная формы ТТН-1

Типовые формы бланков товарно­транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной формы на отпуск и оприходование товарно­материальных ценностей формы ТН-2, а также инструкция по их заполнению утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2001 № 53 «Об утверждении бланков товарно­транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно­материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» (в редакции от 28.06.2007 № 107). В этом же документе установлены основные требования, предъявляемые к пользователям данного вида БСО. Чтобы определить, какой вид накладной использовать, необходимо выяснить, какой товар будет приобретен и будет ли при его доставке использован автомобиль. Ни вес товара, ни его количество не являются критерием для выбора формы накладной.

Товарнотранспортная накладная формы ТТН-1, что предполагается уже в самом названии, используется в том случае, когда перемещение товарно­материальных ценностей осуществляется с участием автомобильного транспорта. Грузоотправителям запрещается предъявлять, перевозчикам - принимать к перевозке, а грузополучателям - принимать грузы, не оформленные ТТН-1. Выписывается она грузоотправителем (как правило, до прибытия автомобиля) обычно в четырех экземплярах, которые являются основанием для:

      -списания товарно­материальных ценностей у грузоотправителя;

      -оприходования товарно­материальных ценностей у грузополучателя;

      -складского учета;

      -бухгалтерского учета.

Первый экземпляр сдается водителем (экспедитором) грузополучателю и предназначается для оприходования товарно­материальных ценностей (ТМЦ) у получателя груза. Он должен быть заверен подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя (экспедитора).

Второй остается у грузоотправителя и предназначается для списания у него ТМЦ.

Третий, заверенный подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя, а также подписью водителя (экспедитора), сдается перевозчику. Он служит основанием для расчетов. Перевозчик прилагает его к счету за перевозку и высылает плательщику, то есть заказчику автотранспорта.

Четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Этот экземпляр ТТН-1 должен быть заверен подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя и подписью водителя (экспедитора).

Товарная накладная формы ТН-2

Если перемещение товарно­материальных ценностей осуществляется без привлечения автомобильного транспорта, то товарная накладная формы ТН-2, используемая в таком случае, выписывается в минимальном количестве, то есть всего лишь в двух экземплярах.

Первый экземпляр предназначается для оприходования ТМЦ у получателя товара. Он заверяется подписью и печатью (штампом) отправителя и подписью доверенного должностного лица получателя, которому и вручается этот экземпляр. Получатель товара обязан указать свою фамилию, имя, отчество и поставить свою подпись в строке «Товар получил». При этом в строке «Указанный товар сдал» должна быть записана фамилия, имя, отчество доверенного должностного лица, сдавшего товар получателю, поставлена его подпись. В строке «Принятое количество и стоимость товара» получателем указывается прописью общее количество наименований и общая стоимость товара, а также номер пломбы, если товар опломбирован. В строке «Принял» записывается должность, фамилия и инициалы материально ответственного лица, принявшего товар, и ставится его подпись.

Второй экземпляр остается у отправителя и предназначается для списания ТМЦ.

Принимаем материальные ценности

Принять материальные ценности без доверенности имеет право только руководитель юридического лица (то есть предприятия) либо сам индивидуальный предприниматель. Полномочия руководителя подтверждаются удостоверением руководителя, а личность индивидуального предпринимателя - документами, удостоверяющими личность, например, паспортом. Поэтому в том случае, если материальные ценности принимает сам руководитель, он ставит подпись в строке «Принял».

Получить ТМЦ может также работник предприятия - доверенное лицо руководителя. При этом необходимо предъявить доверенность - письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами, удостоверенное в порядке, предусмотренном ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК). Иными словами - документ, предоставляющий право доверенному лицу совершить сделку от имени доверителя. Он должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации. Обычно в доверенности указывается срок ее действия. Причем согласно ст. 187 ГК срок ее действия не должен превышать трех лет. Если срок действия в доверенности не указан, то она действительна в течение одного года со дня ее подписания. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

За что накажут проверяющие

Согласно ст. 3.13 Процессуальноисполнительного кодекса об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) только сотрудники налоговых органов имеют право применять меры ответственности за нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно­транспортных накладных и указание в них недостоверной информации о хозяйственной операции.

Однако установить нарушение порядка составления (оформления) накладных либо обнаружить в них недостоверную информацию могут работники любых контролирующих органов (подразделений Министерства внутренних дел Республики Беларусь, департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь). Ведь в процессе проверки финансово­хозяйственной деятельности предприятия они тоже просматривают первичные учетные документы. Более того, в их компетенцию входит сообщение о выявленных нарушениях соответствующему контролирующему органу (Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь) для привлечения нарушителей к ответственности.

Нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно­транспортных накладных (как и других первичных учетных документов), а также указание в первичных учетных документах недостоверной информации о хозяйственных операциях влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах (ст. 23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Поэтому даже в том случае, если сумма, указанная в накладной, невелика, но ошибка повторялась в течение длительного периода времени, предъявленный штраф может оказаться колоссального размера.

Неправильный выбор формы накладной также может быть расценен проверяющими как нарушение порядка составления (оформления) накладной (штраф - до 10 % суммы накладной).

За использование подложных (поддельных, фиктивных) документов, а также накладных, приобретенных в нарушение установленного законодательством порядка, проверяющие вправе конфисковать товары либо выручку, полученную при их реализации (постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.05.2003 № 3 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества»).

В том случае, когда работники налогового органа привлекли организацию к административной ответственности за нарушение порядка оформления накладных или отражение в них недостоверной информации о хозяйственной операции, но «нарушитель» не согласен с таким решением, его можно обжаловать. Согласно ст. 12.2 ПИКоАП постановление органа, ведущего административный процесс, можно обжаловать в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Сделать это необходимо в течение 10 суток со дня объявления постановления о наложении административного взыскания либо со дня вручения или получения копии постановления (ст. 12.4 ПИКоАП).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.

    Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.

    Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 года № 3321-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 34, ст.566). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.

    Годунов В.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн. 2. Разд. III. Общая часть обязательственного права. Раздел IV. Отдельные виды обязательств (главы 30-50) / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 2005.

    Гражданское право: Учебник Автор: Алексеев С.С., Гонгало Б.М. М.: 2006г. – 480с.

    Гражданское право. Автор: "Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л. и др." Издательство: "КноРус". 2008.

    Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

    Хозяйственное право Республики Беларусь: Практическое пособие / С. С. Вабищевич. – Мн.: Молодежное науч. об-во, 2002. – 398с.

    Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть. Практ. пособие – Мн.: «МНО», 2001. – 318с.