Толкование конституции

Оглавление:

Введение 3

Основная часть

1. Понятие, цели и виды толкования конституции 4

2. Стадии толкования конституции 18

Заключение 21

Список использованной литературы 23

Введение

Референдум 1993 года явился отправной точкой развития постсоветского законодательства. Принятая на нем Конституция Российской Федерации четко расставила приоритеты: сделала основной акцент на защиту прав и свобод человека и гражданина; разграничила полномочия законодательной, исполнительной и судебной властей. На ее основе начали функционировать новые государственно-правовые институты. Фактически, создается новая правовая система, издается много новых нормативных актов и часто они (в том числе и из-за спешки) противоречивы, недостаточно четко выражены, в них много пробелов.

Особое значение в свете этого приобретает официальное толкование правовых норм, и, особенно, Конституции Российской Федерации. В условиях формирования правового государства толкование норм права служит важным политико-юридическим инструментом выявления точного смысла закона, выражающего волю законодателя. Анализ научно-юридической литературы, посвященной этой теме, свидетельствует о том, что, несмотря на значительное число появившихся в последнее время работ, разработка теории официального толкования, а особенно одного из самых значимых его видов – нормативного толкования Конституции Российской Федерации, еще не отвечает в полной мере потребностям современной юридической практики.

В работе мы рассмотрим понятие и цели толкования конституции, виды толкования конституции, стадии толкования конституции.

Основная часть

1. Понятие и цели толкования конституции

В СССР проблемы толкования конституционных актов, в том числе судебного, ввиду его недооценки и практической невостребованности не привлекали должного внимания специалистов по теории права и конституционному праву. Наибольшее внимание к ним (но применительно к толкованию законов, а не Конституции) уделено в работах С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, Н.Н. Вопленко, А.С. Пиголкина, С.И. Раевича, А.Ф. Черданцева и некоторых других авторов. Значительный вклад в решение вопросов толкования Конституции внесен Т.Я. Хабриевой1.

Сегодня толкование Конституции Российской Федерации является прерогативой Конституционного Суда. Это обусловлено тем, что Конституция была принята референдумом, непосредственно народом, и потому ее толкование должно осуществляться особым образом – путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства2.

Согласно части 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации и пункту 4 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»3, Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Перечень субъектов, уполномоченных обращаться в Конституционный Суд с указанным запросом, является исчерпывающим. Вместе с тем необходимо подумать о расширении этого круга субъектов, включив в него Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генерального прокурора Российской Федерации1.

Следует отметить, что наделение полномочием толковать Конституцию именно Конституционный Суд нельзя рассматривать как единственно верное решение. По мнению В.О. Лучина и А.В. Мазурова толкование Конституции должен давать не суд (который и так толкует Конституцию при разрешении конкретных дел), а тот субъект, который ее принимал. Если Конституцию принимал народ, то толкование ей должно даваться высшим представительным органом государственной власти.

Что такое толкование, ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не определяет. Толкование можно определить как вид правовой деятельности Конституционного Суда, направленный на реализацию Конституции, повышение ее авторитета, охрану ее норм, предупреждение конституционных правонарушений (деликтов).

Цель толкования конституции сформулирована самим Конституционным Судом в его Определении2. В соответствии с данным Определением цель толкования Конституции заключается в том, чтобы устранять неопределенности в понимании конституционных положений, обеспечивать надлежащее их соблюдение, применение и исполнение. К этому можно добавить, что посредством толкования Конституционный Суд выявляет волю принимавшего Конституцию многонационального народа Российской Федерации, разъясняет действительный смысл конституционных положений, соединяет их с общественно-правовой практикой, предупреждает появление иного истолкования конституционных норм.

Необходимо отметить, что в процессе толкования Конституционный Суд уясняет содержание и смысл конституционных положений и для самого себя. Было бы неверно считать, что для Конституционного Суда все положения Конституции заранее ясны. Столь же ошибочно думать, что его решения о толковании обусловлены исключительно пробельностью норм Конституции и поэтому как бы дописывают ее, и тем более отождествлять их с самой Конституцией. Это противоречило бы самой сути толкования и означало бы подмену им законов о поправках к Конституции, положения которых, в свою очередь, сами могут стать предметом толкования Конституционным Судом1.

В таком случае Конституционный Суд фактически был бы вынужден не толковать Конституцию, а разъяснять смысл своего решения о толковании. Чтобы этого не произошло, нужно помнить, что Конституция принималась многонациональным народом Российской Федерации, а поэтому любое ее толкование производно от нее.

Толкование Конституции выступает как альтернатива жесткой процедуре внесения в нее поправок, которые могут быть направлены на конкретизацию содержания ее норм. Оно прочно вошло в практику Конституционного Суда и оказывает все большее влияние на ее реализацию, деятельность всех органов власти, общественных объединений и граждан, частично компенсируя недостаточность конституционного и отраслевого законодательства. Однако частое толкование свидетельствует о неоднозначном понимании многих конституционных положений, подрывает стабильность конституционного регулирования и, в конечном счете, приводит к своеобразной ревизии Конституции.

Конституционный Суд должен давать адекватное толкование Конституции, избегать как расширительного, так и ограничительного толкования, которые неоправданно изменяют сферу регулирующего воздействия конституционных норм.

Полномочие Конституционного Суда давать толкование Конституции распространяется на все ее положения. Наиболее актуально толкование положений главы 1 Конституции, так они закрепляют основы конституционного строя, которым, согласно части 2 статьи 16 Конституции, не должны противоречить никакие другие ее положения. Очевидно, что данная норма исходит из непротиворечивости положений Конституции в первоначальной ее редакции.

Следовательно, она рассчитана на сохранение неизменности основ конституционного строя при внесении поправок в другие главы Конституции. Поэтому толкование положений главы 1 Конституции может предопределить внесение таких поправок. Не менее важно толкование положений главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» и главы 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», так как их положения, как и положения главы 1, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не дифференцирует толкование конституции, даваемое Конституционным Судом.

Условно его можно подразделить на два вида – нормативное и казуальное.

Нормативное толкование дается непосредственно в постановлениях по делам о толковании отдельных положений Конституции. Но гораздо чаще (при разрешении иных дел, отнесенных к его компетенции статьей 125 Конституции Российской Федерации) Конституционный Суд использует казуальное толкование. Без казуального толкования не всегда можно установить, чем руководствовался Конституционный Суд при принятии того или иного решения. Но давать его нужно только в той мере, в какой это необходимо в конкретном деле.

Казуальное толкование Конституции, как и нормативное, является официальным, но, в отличие от нормативного, распространяется только на конкретный случай, рассматриваемый в данном деле. Оно содержится в мотивировочной части решения Конституционного Суда и обычно сопровождается словами «следовательно», «исходя из этого», «тем самым» и т.п.

Другим существенным отличием казуального и нормативного толкования являются их юридические последствия. Если в результате казуального толкования, даваемого по делам о проверке конституционности нормативных актов, акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, то нормативное толкование, даваемое вне разрешения конкретного дела, не влечет утраты юридической силы каких-либо нормативных актов, договоров или их отдельных положений. Однако положения таких актов и договоров должны быть приведены в соответствие с толкованием Конституции.

Положения постановлений Конституционного Суда по делам о так называемом нормативном толковании Конституции имеют более высокую юридическую силу, чем положения его решений, содержащих казуальное толкование.

Нормативное толкование, в отличие от казуального, во-первых, по своей сути предполагает его применение неопределенное число раз. Во-вторых, постановления о толковании принимаются только в пленарном заседании Конституционного Суда, а другие его решения могут приниматься в заседаниях его палат. Причем статья 73 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает, что в случае, если большинство участвовавших в заседании палаты судей склоняется к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.

Толкование Конституции имеет место и в том случае, если Конституционный Суд на основании статьи 83 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» разъясняет свое решение о ее толковании. Необходимость такого разъяснения свидетельствует о том, что цель толкования не достигнута. Конституционный Суд в своих решениях должен избегать такого толкования Конституции, которое само нуждается в толковании.

Если толкование, даваемое в решениях Конституционного Суда, является официальным, то толкование, даваемое в особых мнениях его судей на основании статьи 76 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не имеющее юридической силы, таковым не считается. Излагая свое особое мнение, судья Конституционного Суда дистанцируется от его решения по конкретному делу, что придает его толкованию конституционных (и иных) правовых норм качество доктринального, авторитет которого по сравнению с толкованием, даваемым иными учеными-правоведами, повышается официальным опубликованием вместе с решением Конституционного Суда.

Т.Я. Хабриева отмечает, что в настоящий период развития российского общества на передний план в конституционном контроле выступают методы историко-логического и доктринального толкования1.

Непосредственно Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (часть 2 статьи 74), предписывая Конституционному Суду принимать решение исходя, в частности, из места рассматриваемого акта в системе правовых актов, ориентирует его на использование системного способа, что и было сделано во многих делах. Учитывая признаваемое большинством правоведов несовершенство отдельных конституционных норм, обусловленное, в частности, неудачными грамматическими формулировками, необходимо использование телеологического и филологического толкования Конституции. На это, в частности, указывал представитель Государственной Думы (Конституционный Суд не принял это во внимание)1.

Толкование Конституции осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Следовательно, для рассмотрения дел о толковании Конституции имеют значение все нормы, определяющие порядок последнего, а не только содержащиеся в двух статьях главы 13 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», одна из которых фактически воспроизводит часть 5 статьи 125 Конституции, а другая содержит положения об общеобязательности толкования Конституции. Глава 14 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» фактически относится только к нормативному толкованию Конституции. Ее нормы являются своеобразным дополнением по отношению к остальным нормам ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Итоговое решение Конституционного Суда о толковании Конституции именуется постановлением. Оно основывается только на тех материалах, которые исследовались Конституционным Судом, и принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. В соответствии со статьей 74 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд принимает постановление о толковании, оценивая как буквальный смысл положений Конституции, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой. Постановление о толковании не должно противоречить ранее принятым решениям Конституционного Суда по аналогичным делам.

Конституционный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, то есть он не вправе давать толкование положениям, о которых заявитель не просит. В то же время Конституционный Суд вынужден учитывать иные конституционные и законодательные нормы, так как без уяснения места подлежащих толкованию положений Конституции в системе правовых актов решение может быть недостаточно обоснованным. Постановление Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Постановление о толковании не может быть отменено никакими органами, в том числе самим Конституционным Судом.

Число запросов о толковании Конституции намного превышает число постановлений по делам о толковании, что свидетельствует о неоднозначности в понимании многих конституционных положений, о затягивании принятия предусмотренных Конституцией федеральных законов. Многие запросы о толковании содержат просьбу дать толкование не одного, а нескольких положений Конституции, а также их различных сочетаний. В обоснование своих позиций заявители часто ссылаются на зарубежное законодательство, на различные законы и даже подзаконные акты.

По состоянию на ноябрь 2000 года Конституционным Судом принято 12 постановлений по делам о толковании отдельных положений Конституции. В 1995 году было принято 4 постановления о толковании, в 1996 г. – 1, в 1997 г. – 1, в 1998 г. – 2, в 1999 г. – 3, в 2000 г. – 1.

В Постановлении от 23.03.1995 года № 1-П1 Конституционный Суд постановил, что рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно части 4 статьи 105 Конституции не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации. Если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении. Такое толкование не распространяется на федеральные законы, признанные самим Советом Федерации подлежащими обязательному рассмотрению в Совете Федерации, если они приняты Государственной Думой по вопросам, не перечисленным в статье 106 Конституции.

Причина обращения Совета Федерации в Конституционный Суд его представителем фактически не скрывалась: установленный Конституцией 14-дневный срок для одобрения принятых федеральных законов недостаточен, в Совете Федерации не успевают уложиться в него, так как его члены вынуждены также работать в субъектах Российской Федерации по месту избрания. Однако после того как в Совет Федерации будут избраны (назначены) представители субъектов Российской Федерации, работающие в нем на постоянной основе, на одобрение федеральных законов появится достаточно времени.

На практике указанное толкование позволяет обойтись без одобрения Советом Федерации даже тех федеральных законов, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерацией и которые непосредственно затрагивают интересы субъектов Российской Федерации. К ним относится, например, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Поэтому когда Конституционный Суд рассматривал дело о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и указанного Федерального закона, Совет Федерации отказался направить в его заседание своего представителя, мотивируя это тем, что не участвовал в принятии этого Закона.

В Постановлении от 12.04.1995 года № 2-П1 Конституционный Суд постановил, что положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в указанных статьях, следует понимать как число депутатов, установленное для Государственной Думы статьей 95 (часть 3) Конституции, - 450 депутатов. Положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в статьях 107 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции, следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной статьей 95 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Решения Государственной Думы, принятые ранее в соответствии с иным порядком подведения итогов голосования, пересмотру в связи с данным толкованием не подлежат.

Хотелось бы обратить внимание на особые мнения по данному делу судей Г.А. Гаджиева и Б.С. Эбзеева.

Г.А. Гаджиев отмечает, что при решении внутренних вопросов деятельности палат парламента порядок принятия ими постановлений может устанавливаться их регламентами. Например, Регламентом Государственной Думы устанавливалось, что избранным на должность Председателя Государственной Думы считается тот кандидат, который получил большинство голосов от числа избранных депутатов, которое, разумеется, будет меньше большинства от общего числа 450 депутатов. Толкование статьи 103 (часть 3) Конституции, сводящееся к тому, что все постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, означает вторжение в полномочия палаты решать вопросы внутреннего распорядка и принимать регламент.

По мнению Б.С. Эбзеева, включение в общее число голосов депутатов Государственной Думы вакантных депутатских мандатов (то есть фактически голосов неизбранных депутатов), не замещенных путем свободных выборов, создает фикцию представительства народа и субъектов Российской Федерации в парламенте. Избирателей в Федеральном Собрании представляют не мандаты, а депутаты. Поэтому положение об общем числе депутатов Государственной Думы следует понимать как конституционно установленное число депутатских мандатов в Государственной Думе за вычетом числа мандатов, являющихся вакантными на момент принятия конкретного решения.

Точка зрения Б.С. Эбзеева не бесспорна по ряду обстоятельств. Во-первых, при таком толковании нормы частей 2 и 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации утратили бы качество императивных, каковыми они, без сомнения, являются.

Во-вторых, общее число депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации в таком случае не будет фиксированным. В разное время по каким-либо причинам (например, из-за признания выборов главы администрации какого-либо субъекта Российской Федерации несостоявшимися) в них может входить разное число представителей народа. Признание правомерности таких ситуационных вычетов из закрепленного Конституцией числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации означает понимание его как всего лишь максимального, но не общего. Это в свою очередь означает признание легитимности решений палат Федерального Собрания, принятых таким большинством голосов от общего их числа и каждой из палат, которое меньше установленного статьей 95 Конституции Российской Федерации.

В-третьих, толкование Конституционного Суда вовсе не означает включение в общее число голосов депутатов Государственной Думы голосов неизбранных депутатов. Если в Государственную Думу избрано меньше 450 депутатов и выборы признаны состоявшимися, то она в пределах своих полномочий может принимать любые решения большинством голосов от числа, установленного частью 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации. При этом неизбранные депутаты участвовать в голосовании не могут по определению. Аналогичные доводы можно сформулировать и в отношении членов Совета Федерации.

В-четвертых, депутаты Государственной Думы избираются не только по одномандатным округам, но и по федеральному округу. Поэтому даже в тех случаях, когда депутат не будет избран в каком-либо одномандатном округе, представителем народа в Государственной Думе останется депутат, избранный по федеральному округу.

В-пятых, от каждого субъекта Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя – от представительного и исполнительного органов государственной власти. Поэтому в случае, если в Совет Федерации какое-то время не будет входить представитель, допустим, от исполнительного органа государственной власти какого-либо субъекта Российской Федерации, то народ все равно будет иметь в нем своего представителя от его представительного органа государственной власти.

Необходимо отметить, что истолкованные Конституционным Судом положения Конституции Российской Федерации понимаются далеко не однозначно. Об этом свидетельствует довольно много особых мнений судей Конституционного Суда по делам о толковании Конституции Российской Федерации. Критически оценивают деятельность Конституционного Суда о толковании и некоторые ученые-правоведы.

Помимо постановлений, Конституционным Судом приняты определения по запросам о толковании Конституции. Ими, по существу, сформулированы критерии допустимости запросов о толковании Конституции, которые должны учитываться субъектами, уполномоченными обращаться в Конституционный Суд. Этими определениями

Конституционный Суд отказывал в принятии запросов о толковании к рассмотрению ввиду того, что:

1. В понимании положений Конституции Российской Федерации отсутствует неопределенность (Определения от 26.09.1995 года № 74-О, от 5.11.1998 года № 134-О).

2. Рассмотрение запроса о толковании означало бы проверку конституционности федерального закона в ненадлежащей процедуре (Определения от 4.12.1995 года № 115-О, от 7.12.1995 года № 80-О, от 4.02.1997 года № 14-О, от 19.03.1997 года № 36-О, от 8.06.1999 года № 107-О, от 11.06.1999 года № 104-О, от 1.07.1999 года № 98-О).

3. Запрос содержит просьбу об одновременном толковании нескольких положений Конституции, не имеющих единого предмета (Определения от 2.11.1995 года № 93-О, от 28.12.1995 года № 137-О, от 4.02.1997 года № 4-О).

4. Запрос о толковании положений Конституции Российской Федерации, по сути, требует от Конституционного Суда создания новых правовых норм (Определения от 16.06.1995 года № 67-О, от 26.12.1996 года № 106-О).

5. По предмету запроса о толковании Конституционным Судом было принято постановление, сохраняющее свою силу (Определение от 4.12.1995 года № 133-О).

6. Конституционный Суд в процедуре толкования не вправе рассматривать вопросы, которые не получили отражения в Конституции (Определения от 22.05.1997 года № 62-О, от 12.03.1998 года № 25-О).

Определением от 19.04.1996 года № 25-О производство по делу о толковании части 2 статьи 76 Конституции было прекращено в связи с отзывом заявителем своего запроса.

2. Стадии толкования конституции

В процессе толкования Конституции можно выделить следующие стадии:

1. Направление запроса о толковании в Конституционный Суд1.

Запрос в Суд оформляется, как правило, актом соответствующего субъекта, например постановлением Государственной Думы. Он должен исходить от уполномоченного на то субъекта и содержать указание на неопределенность в понимании положений Конституции. На неопределенность указывается в обращении, направляемом в Конституционный Суд в письменной форме и подписываемом управомоченными лицами, в котором должны быть указаны положения Конституции, подлежащие толкованию, позиция заявителя по поставленному им вопросу, а также требование, обращенное к Конституционному Суду (статья 37 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). К запросу прилагается текст положения Конституции, подлежащего толкованию (статья 38 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Запросы о толковании Конституции государственной пошлиной не оплачиваются (статья 39 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Соответствующий субъект сам решает, воспользоваться ли ему своим правом на обращение в Конституционный Суд, осуществить его раньше или подождать в расчете на практику реализации конституционных положений без толкования. Очевидно, что неопределенность в понимании конституционных положений возникает при реализации субъектом своих полномочий и затрудняет их осуществление. Неопределенность может быть мнимой, но выявить ее может только Конституционный Суд.

Запрос о толковании Конституции, согласно статье 40 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», предварительно рассматривается Секретариатом Конституционного Суда, который в некоторых случаях может уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Но заявитель, во всяком случае, вправе потребовать принятия решения по этому вопросу непосредственно Конституционным Судом.

2. Предварительное изучение обращения судьями. Эта стадия прямо предусмотрена статьей 41 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в качестве обязательной, из чего следует, что без нее не может быть всей последующей деятельности Конституционного Суда по запросу о толковании. Изучение обращения судьями (судьей) может подтвердить или опровергнуть оценку обращения, предварительно данную Секретариатом Конституционного Суда, и при принятии его к рассмотрению формирует правовые позиции других судей, участвующих в разрешении дела. Заключение судей (судьи) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда, который принимает решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению не позднее месяца со дня завершения предварительного изучения обращения отдельными судьями. Конституционный Суд в случаях, установленных статьей 43 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», может отказать в принятии запроса к рассмотрению.

3. Подготовка дела к слушанию. Для этого Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. Судья-докладчик истребует документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. На этой же стадии определяется круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание. Стадия завершается объявлением о дате заседания Конституционного Суда.

4. Рассмотрение запроса о толковании по существу. Дела по запросам о толковании рассматриваются исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда, то есть в полном его составе. Заседание Конституционного Суда проводится открыто.

5. Совещание судей и принятие итогового решения. В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Итоговое решение Конституционного Суда о толковании подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Постановление Конституционного Суда о толковании провозглашается в полном объеме в открытом заседании. Судья, не согласный с толкованием, данным Конституционным Судом, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию вместе с постановлением Конституционного Суда.

6. Разъяснение принятого решения. Данная стадия не является обязательной. В соответствии со статьей 83 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда может быть разъяснено только им самим по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд.

Заключение

Таким образом, толкование – это вид правовой деятельности Конституционного Суда, направленный на реализацию Конституции, повышение ее авторитета, охрану ее норм, предупреждение конституционных правонарушений (деликтов).

Цель толкования Конституции заключается в том, чтобы устранять неопределенности в понимании конституционных положений, обеспечивать надлежащее их соблюдение, применение и исполнение.

Толкование конституции подразделяется на два вида – нормативное и казуальное. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по нормативному толкованию Конституции России нуждаются в обеспечении их исполнения неукоснительно и своевременно, что позволит повысить эффективность правозащитной функции Суда, а также приведет к соблюдению и уважению закона всеми субъектами права. Верховный и Высший Арбитражный Суды осуществляют исключительно казуальное толкование Конституции Российской Федерации. Такие разъяснения базируются на практике судебных органов, связаны только с практикой применения законов и преследуют цель правильно исполнять и соблюдать законы всеми субъектами права. Казуальное толкование Конституции осуществляется данными судами при рассмотрении большинства дел. Даже, если конституционная норма и не указывается в самом тексте постановления, разъяснение основывается на конституционных приоритетах и принципах конституционной законности при отправлении правосудия.

Обобщая практику Конституционного Суда по делам о толковании Конституции, можно сделать следующие выводы:

1. Уполномоченным субъектам следует активизировать свои запросы о толковании Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд, так как толкование предупреждает появление (и последующую отмену) неконституционных нормативных актов и договоров;

2. Отдельные постановления Конституционного Суда о толковании не полностью устраняют неопределенность в понимании конституционных положений. О неоднозначности в их понимании свидетельствуют особые мнения судей по многим делам, значительное число «отказных» определений и запросов о толковании положений Конституции Российской Федерации.

В настоящее время произошла взаимная дифференциация теории и практики, поэтому невозможно обосновывать теоретические положения, не опираясь на практические исследования данной проблемы.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

    Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

    ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005). СЗ РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.

    Постановление Конституционного суда РФ от 11.12.1998 № 28-П «По делу о толковании части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации». СЗ РФ, 28.12.1998, № 52, ст. 6447.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации». СЗ РФ, 17.04.1995, № 16, ст. 1451.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации». СЗ РФ, 27.03.1995, № 13, ст. 1207.

    Определение Конституционного суда РФ от 5.11.1998 года № 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации». СЗ РФ, 16.11.1998, № 46, ст. 5701.

Литература:

    Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976.

    Калинин В. В. Конституция РФ: постатейные материалы; толкование отдельных положений Конституционным Судом РФ. М., 2005.

    Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Д. Садовникова. М., 2006.

    Комментарий к ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. А.А. Батяева. М., 2006.

    Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов/ Под ред. М. В. Баглая. М., 2004.

    Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003.

    Кравец И.А. Российский конституционализм: Проблемы становления, развития и осуществления. М., 2005.

    Лучин В.О., Мазуров А.В. Толкование Конституции Российской Федерации // Право и власть, № 1, 2001.

    Митюков М. Толкование региональных конституций и уставов // Российская юстиция, № 8, 2000.

    Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования конституции в деятельности Конституционного суда РФ // Государство и право, № 4, 1996.

    Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998.

1 Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998, с. 184.

2 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003, с. 98.

3 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005). СЗ РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.

1 Лучин В.О., Мазуров А.В. Толкование Конституции Российской Федерации // Право и власть, № 1, 2001, с. 19.

2 Определение Конституционного суда РФ от 5.11.1998 года № 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации». СЗ РФ, 16.11.1998, № 46, ст. 5701.

1 Лучин В.О., Мазуров А.В. Толкование Конституции Российской Федерации // Право и власть, № 1, 2001, с. 19.

1 Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998, с. 185, с. 185.

1 Постановление Конституционного суда РФ от 11.12.1998 № 28-П «По делу о толковании части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации». СЗ РФ, 28.12.1998, № 52, ст. 6447.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации». СЗ РФ, 27.03.1995, № 13, ст. 1207.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации». СЗ РФ, 17.04.1995, № 16, ст. 1451.

1 Лучин В.О., Мазуров А.В. Толкование Конституции Российской Федерации // Право и власть, № 1, 2001, с. 20.