Роль и задачи нотариата в Украине

РОЛЬ И ЗАДАЧИ НОТАРИАТА В УКРАИНЕ

Одной из форм защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов является нотариальная форма защиты.

1. Задачи нотариата

Задачами нотариата являются обеспечение защиты и охраны собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, содействие в укреплении законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.

Три основных задачи, которые выполняет нотариат.

Первая задача - защита и охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц. Нотариальные органы в основном выполняют правоохранительную функцию, но нотариальная деятельность может быть средством защиты прав, например, в случае совершения исполнительных надписей, протестов векселей, удостоверение неуплаты чеков. Выполнение этой задачи будет эффективным, если оно будет реализоваться соответственно процессуальным нормам, установленным Законом Украины "О нотариате", который гарантирует защита прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий. Нарушение этих процессуальных норм ведет к недействительности нотариального акта.

Вторая задача - действия, которые совершают нотариальные органы, обеспечивают защиту и охрану важных прав и интересов граждан и организаций, которые связаны с их бытием, существованием, деятельностью, так как касаются их имущественных прав и гарантирование дальнейшей реализации других существенных прав граждан.

Так вот, подтверждая законность и достоверность нотариального действия, нотариус выполняет и третий задача - предотвращает возможные правонарушения.

Третья задача - предотвращение правонарушений выполняется также через правовые консультации, разъяснение следствий совершения нотариального действия.

Исходя из задач, которые выполняют нотариальные органы, можно сделать вывод, что сущность нотариальной деятельности заключается в удостоверении и подтверждении определенных прав и фактов, в юридическом закреплении гражданских прав с целью предотвращения возможных нарушений или является средством защиты уже нарушенных прав.

2. Место нотариата в системе правоохранительных органов

Законодательство о нотариате регулирует общественное отношения, которые возникали между нотариальными органами и лицами, которые обращаются за совершением нотариальных действий. Итак, нотариальное процессуальное право - это система правовых норм, которые регулируют общественные отношения, которые возникли в процессе осуществления нотариальных действий между нотариальными органами и лицами, которые обращаются за совершением этих действий.

Предметом нотариального процессуального права являются общественные отношения, которые регулировались этим правом.

Нотариальное процессуальное право не является самостоятельной областью права Украины. Вопрос о его месте в системе права Украины есть спорным в юридической литературе. Существует мысль, что нотариальное процессуальное право входит в предмет регулирования гражданского процессуального права. Это объясняют тем, что и суд, и нотариат осуществляют ту же самую функцию защиты прав и законных интересов. Возражая против этого, можно указать, что нотариат функцию защиты прав и законных интересов осуществляет, в порядке исключения, только во время совершения трех нотариальных действий: совершение исполнительных надписей, протестов векселей и удостоверение неуплаты чеков.

Совершая нотариальные действия, нотариусы осуществляют охрану прав и интересов. При этом защита прав нотариальными органами не имеет окончательного характера. Акты нотариальных органов могут быть оспорены в суде или арбитражном суде. Кроме того, защита права нотариальным органом не осуществляется, если требование оспаривается второй стороной.

Нотариальное процессуальное право есть самостоятельным относительно гражданского процессуального права, поскольку деятельность нотариальных органов имеет бесспорный характер, во время совершения нотариальных действий не используется состязательная форма процесса, нотариус устанавливает юридические факты в основном на основании документов. Кроме того, нотариальные органы являются органами государственного управления, и их деятельность имеет административный характер. Поэтому есть все основания считать, что нотариальное процессуальное право входит в предмет регулирования административного процессуального права.

Вопрос о месте нотариального процесса в правовой системе носит теоретический характер, и относительно решения этого вопроса в юридической литературе нет единой мысли. Так, большинство ученых относят нотариальный процесс к несудебным формам защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, иногда считают самостоятельным, но объединяют его с гражданским процессом.

О похожести нотариального процесса с административным процессом свидетельствует и несколько других признаков:

в нотариальном процессе не решаются спорные вопросы; нотариальные акты совершаются на основании фактов, в наличии которых нотариусы могут убедить непосредственно на основании предоставленных документов;

нотариус действует единолично и имеет свою специфическую компетенцию;

в случае невозможности установить определенные обстоятельства с помощью доказательств, которыми владеет лицо, нотариус не может совершать нотариальное проведение и разъясняет лицу ее возможность обращения в суд за установлением соответствующего обстоятельства или факта; нотариальная структура руководствуется и контролируется Министерством юстиции.

Такие признаки разрешают сравнить нотариусов с органами регистрации актов гражданского состояния, признака которых очень похожие, хотя в нотариальном процессе задачи и средства имеют значительно более широкие границы. Если сравнивать дальше, ответственность нотариусов на этом основании существенно отличается от ответственности органов регистрации актов гражданского состояния и их должностных и служебных лиц. В отличие от других органов государственного управления органы нотариата характеризуются особым положением должностных лиц, а также их компетенцией. Нотариус - это должностное лицо, которое в своей деятельности при осуществлении нотариальных функций независимая. Он покоряет только закона, в то время как другие должностные лица органов государственного управления при осуществлении своих обязанностей должны выполнять указания вышестоящих руководителей.

Предметом нотариальной деятельности есть бесспорные дела, которое обусловило специфический метод решения нотариальными органами отнесенных их компетенции вопросов. Органы нотариата не применяют состязательную форму процесса, а устанавливают юридические факты, как правило, на основании предоставленных им письменных документов. В нотариальном процессе отсутствуют публичные начала. В отличие от суда, который в большинстве случаев рассматривает дела в открытых судебных заседаниях, нотариусы должны сохранять тайну совершенных нотариальных действий. Это увеличивает доверие к нотариусам, предупреждает возникновение семейных конфликтов и других нежелательных результатов. Должность нотариуса действительно есть публичной, что определяется доступностью нотариальной деятельности, следует заметить, что само содержание нотариальной деятельности лишенный характеру публичности. Это обеспечивается тайной совершенных нотариальных действий.

Нотариусы и другие должностные лица, которые совершают нотариальные действия, несут ответственность за разглашение тайны совершенных нотариальных действий.

Специфичность положения в системе органов государственного управления, специальные действия, урегулированные законом правила проведения, которые обеспечивают правильное и четкое выполнение нотариальных функций и гарантируют права клиентов, обусловленные задачами и принципами деятельности нотариата. Суть нотариальной деятельности заключается в том, что она имеет удостоверяющий, подтверждающий характер, юридическое закрепляет гражданские права с целью предупреждения от возможного дальнейшего их нарушения. За своей функциональной природой нотариальные органы наиболее близкие к суду, поскольку и те, и другие осуществляют в интересах граждан и юридических лиц единую функцию контроля гражданских правоотношений. Этот контроль имеет предыдущий характер при совершении нотариальных действий, когда отсутствующий спор о праве и нет правонарушения, в отличие от судебного следующего контроля, с помощью которого в процессе решения спора определяется правонарушитель, к которому применяются меры воздействия.

Место нотариального процесса в правовой системе Украины определяется законодательством Украины. Гражданским кодексом и другими нормативными актами определяется обязательный порядок нотариального удостоверения соглашений в случаях, указанных в законе (ст. 47 ЦК), и другие случаи обязательного совершения нотариального проведения. Несоблюдение в этих случаях нотариальной формы тянет за собой недействительность соглашения с определенными юридическими следствиями, а также непринятие к рассмотрению документов без соответствующего нотариального оформления и т.п.. Так, статьей 227 ЦК предполагается, что формой договора купли-продажи жилого дома должны быть нотариально удостоверенный договор, если хотя бы одной из сторон есть гражданин. При этом и другие соглашения, а не только определенные в законе, для их большей юридической достоверности могут быть нотариально удостоверенные.

О связи нотариального процесса с областями материального права следует поставить на вид относительно нецелесообразности в этих нормативных актах излагать механизм совершения нотариального проведения. На взгляд автора, целесообразно подробно излагать механизм осуществления нотариального проведения в Законе "О нотариате", поскольку это предоставит возможность разрабатывать комплексный подход к внедрению определенных законодательными нормами материальных прав физических или юридических лиц в практику деятельности нотариата, согласовать их с нормами нотариального процесса. На этом основании есть возможность сделать и обратной вывод, который в случаях, когда нотариальный процесс не в возможности обеспечить охрану или защиту прав граждан или юридических лиц через несовершенство (неопределенность) норм материального права, то в этом случае необходимо вносить соответствующие дополнения у нормы материального права с целью конкретизации правоотношений, изменения, если нормы права в этой области противоречат общим правовым нормам и т.п.

После вынесения постановления о наложении ареста на недвижимое имущество органы Министерства внутренних дел, суды обращаются к государственным нотариальным конторам о внесении ведомостей в Базовый реестр определенного регистрационного округа. Таким образом, нотариальный процесс оказывает содействие не только гражданам и юридическим лицам в охране и защите их прав, а и государственным органам в их деятельности относительно защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Итак, нотариусы как лично должны выполнять правоохранительную и правоохранительную функцию, так І на них полагаются обязанности относительно содействия в осуществлении другим государственным правоохранительным органам их полномочий.

Нотариальный процесс имеет тесная связь с гражданским судопроизводством, поскольку лицам, которые считают свои права возбужденными неверным совершениям или неправомерным отказом в совершении нотариального проведения, законодательством предоставленное право обращения в суд за защитой возбужденных прав и охраняемых законом интересов. К суду обращаются и в случае возникновения спора о праве относительно распределения наследственного имущества, продление сроков на принятие наследства, обжалование исполнительной надписи и в других случаях.

Но связь между нотариальным процессом и гражданским судопроизводством должны быть более определенным. Так, в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины в ч. 4 п. 114 предполагается, что нотариусы в отдельных случаях могут принять справки, выданные предприятиями, учреждениями и организациями по месту работы или проживание, если они вместе с другими документами подтверждают родственные и другие отношения наследников с наследодателем. На наш взгляд, Инструкция должна устанавливать, в каком конкретном случае они принимаются. Сразу возникает вопрос: предоставленное ли законодательством право нотариусу анализировать доказательства или доказательства, которые он должны принимать, должны быть бесспорными, однозначными.

В гражданском судопроизводстве предусмотрены установление фактов, которые имеют юридическое значение, которые не являются бесспорными и нуждаются в судебном подтверждении путем исследования и анализа доказательств, и именно так в порядке отдельного проведения в гражданском судопроизводстве устанавливается факт родственных отношений граждан с целью получения наследства. Отсюда вытекает неурегулированность вопроса, если нотариус в этом конкретном случае не принял вышеупомянутую справку, куда лицу необходимо обращаться - к проведению по обжалованию нотариальных действий или за установлением юридического факта родственных отношений? Как в этом случае должен действовать судья? По нашему мнению, положение Закона и Инструкции должны излагаться таким образом, чтобы правоотношения, которые они регулируют, приобретали однозначность. В этом случае определить принадлежность юридических обстоятельств к полномочиям нотариата или суда будет несложно.

На основании вышеприведенного можно говорить о том, что благодаря специфическим методам нотариальный процесс характеризуется как самостоятельный бесспорный, что непосредственно связанный с такими областями права как гражданское, семейное, финансовое, земельное, жилое, международное, гражданское процессуальное право.

3. Законодательство о нотариате

Источники нотариального процессуального права - это нормативные акты, которые регулируют организацию нотариальных органов и процессуальный порядок совершения ими нотариальных действий.

Источником нотариального процессуального права в первую очередь следует назвать Конституцию Украины, которая закрепила ряд важных общих положений принципиального значения для деятельности нотариальных органов.

Основные положения деятельности нотариальных органов и должностных лиц, которые совершают нотариальные действия, урегулировано Законом Украины "О нотариате", который был принят Верховной Радой Украины 2 сентября 1993 г. и вступил в силу 1 января 1994 г.

Законом Украины "О нотариате" детально регламентирован вопросы организации деятельности нотариальных органов. С целью усовершенствования деятельности нотариат урегулирован создание частной нотариальной деятельности, которая дает возможность разгрузить систему государственных нотариальных контор, повысить качество совершения нотариальных действий, а также поднять престиж профессии нотариуса.

Новым законом для повышения профессионального уровня нотариусы установлены более высокие требования для занятия должности нотариуса (обязательная стажировка, составление квалификационного испытания, получение свидетельства на занятие нотариальной деятельностью).

Усиленно требования относительно ответственности нотариуса. Урегулировано основания для аннулирования свидетельства на право занятия нотариальной деятельностью, четко определено права и обязанности нотариуса. Вместе с тем установлены правовые гарантии защиты прав и интересов нотариуса.

Источниками нотариального процессуального права есть также отдельные законы. Это - Закон УССР "О собственности" от 7 февраля 1991 г., Закон Украины "О крестьянском (фермерское) хозяйство" от 22 июня 1993 г., Закон Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" от 4 марта 1992 г. с изменениями и дополнениями на 12 марта 1994 г., Закон Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" от 19 июня 1992 г. с изменениями и дополнениями на 22 февраля 1994 г., Закон Украины "О залоге" от 2 октября 1992 г., Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О залоге" от 21 октября 1997 г., Закон Украины "О плате за землю" от 3 июля 1992 г. с изменениями на 19 сентября 1997 г. и др.

Значительную роль в регулировании нотариального законодательства сыграют постановления Верховной Рады Украины, а именно: "О порядке введения в действие Закона Украины "О нотариате" от 2 сентября 1993 г., "О толковании Закона Украины "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине" от 24 декабря 1993 г., "О ратификации Соглашения о порядке решения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" от 19 декабря 1992 г., и т. д.

Важным источником нотариального процессуального права есть постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины. Речь идет об утверждении Положения о Высшей квалификационной комиссии нотариата от 22февраля 1994 г., о декрете "О приватизации земельных участков" от 26 декабря 1992 г., о декрете "О государственной пошлине" от 21 января 1993 г., о порядке удостоверения завещаний и доверенностей, приравниваемых к нотариально удостоверенным от 15 июня 1994 г., и др.

Большое значение для регулирования деятельности нотариальных органов имеют приказы, распоряжения, письма Министерства юстиции Украины, в которых детально регулируются вопрос организации и деятельности нотариальных органов. В частности, это приказы об утверждении Положения о квалификационной комиссии нотариата от 28 декабря 1993 г. с изменениями от 25 декабря 1997 г., Положение о государственном нотариальном архиве от 7 февраля 1994 г., Положение о порядке выдачи свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью от 20 января с изменениями от 25 декабря 1997 г., Положение о порядке регистрации частной нотариальной деятельности от 4 марта 1994 г.

Дополнением к Закону Украины "О нотариате" есть утвержденные Министерством юстиции Украины Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины от 18 июня 1994 г., Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов от 25 августа 1994 г., приказ Министерства юстиции Украины от 12 августа 1998 г. "О внесении дополнений в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины", Правила ведения нотариального делопроизводства от 3 февраля 1993 г.

Следует также указать об "Порядке удостоверения договоров отчуждения земельных участков", утвержденный приказом Министерства юстиции Украины и Госкомзему Украины 6 июня 1996 г., и их общий приказ от 1 июня 1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Порядок удостоверения договоров отчуждения земельных участков".

Для деятельности нотариальных органов имеют значение и отдельные приказы и рекомендации Министерства юстиции Украины. Это - Положение о Едином реестре для регистрации запретов отчуждения объектов недвижимого имущества от 27 мая 1997 г., Положение о Едином реестре доверенностей от 6 мая 1998 г. и др.

Большое значение для регулирования нотариальной практики имеют указы Президента Украины: "О приведении в порядок взыскания платы за совершение нотариальных действий" от 10 июля 1998 г., "Об урегулировании деятельности нотариата в Украине" от 23 августа 1998 г., "О приведении в порядок уплаты государственной пошлины за осуществление операций на товарных, сырьевых и других биржах, кроме фондовых и валютных, и за совершение отдельных видов нотариальных действий" от 23 августа 1998 г.

Источниками нотариального процессуального права есть также постановления Пленума Верховного Суда Украины: "О судебной практике в делах по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении" от 31 января 1992 г.; "О практике рассмотрения судами Украины дел о наследовании" от 24 июня 1983 г., "О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел" от 25 декабря 1996 г.

При совершении нотариальных действий применяются и акты местных органов власти и управление. На территории Автономной Республики Крым применяется законодательство этой территориальной единицы Украины.

Вопрос совершения нотариальных действий за границей определяются консульскими конвенциями, международными соглашениями, которая их заключила Украина с другими государствами. Порядок совершения нотариальных действий консульскими учреждениями Украины регулируется Законом Украины "О нотариате", Консульским уставом Украины и другими законодательными актами нашего государства.

Соответственно законодательству Украины, международных договоров нотариусы применяют и нормы иностранного права.

Поскольку нотариальная деятельность тесно связана с такими областями украинского права, как гражданское, гражданско-процессуальное, брачно-семейное, земельное, трудовое, нотариусы, кроме источников нотариального процессуального права, руководствуются также нормами этих областей права во время совершение нотариальных действий.

4. Принципы деятельности нотариата в Украине

Принципы нотариального процессуального права - это основные положения, которые определяют содержание и сущность нотариального права Украины, характеризуют организацию и деятельность нотариальных органов, определяют основные черты этой области права.

К системе принципов нотариального права входят принципы законности, обоснованности нотариальных актов, содействие гражданам и организациям в осуществимы их прав и законных интересов, национального языка, соблюдение тайны совершения нотариальных действий.

Принцип законности

Совершая нотариальные действия, нотариус обязан точно придерживаться законов. В буквальном понимании это означает, что нотариус в своей деятельности должен придерживаться норм процессуального и материального права.

Придерживаясь правильного процессуального порядка совершения нотариальных действий, нотариус руководствуется законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, а на территории Автономной Республики Крым - еще и законодательством этой автономной республики, приказами Министра юстиции Украины, нормативными актами областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. В пределах его компетенции нотариус решает вопрос, которые вытекают из норм международного права, а также заключенных Украиной международных соглашений (ст. 7 Закона Украины "О нотариате").

Правовой гарантией соблюдения нотариусом или другим должностным лицом, которое совершает нотариальные действия, принципа законности есть предусмотренная ст. 50 Закона Украины "О нотариате" возможность обжаловать действия к районному суду. Жалобы на действии должностных лиц консульских учреждений рассматриваются в порядке подчиненности (ст. 19 Консульского устава Украины).

Реализация принципа законности требует соблюдения законности и лицами, которые обращаются за совершением нотариального действия. Нарушение ими этого требования тянет за собой отказ нотариуса в совершении нотариального действия (ст. 49 Закона Украины "О нотариате"). В необходимых случаях, проявив во время совершения нотариальных действий нарушения закона, нотариус и другие должностные лица сообщают об этом для употребления необходимых мероприятий соответствующие предприятия, учреждения, организации или прокуратуру. Если подлинность представленного документа вызывает сомнение, то нотариус или другие должностные лица, которые совершают нотариальные действия, имеют право задержать такой документ и направить на экспертизу (ст. 51 Закона).

Принцип обоснованности нотариальных действий. Содержание этого принципа означает, что все действия нотариуса должны отвечать действительным обстоятельствам, а его выводы должны быть обоснованными.

Для реализации этого принципа законодательство предусматривает определенные правовые гарантии. Во-первых, нотариус имеет право вытребовать дополнительные документы и ведомости, необходимые для совершения нотариального действия (ст. 46 Закона Украины "О нотариате"). Во-вторых, нотариус устанавливает лицо гражданина (ст. 43 Закона), проверяет дееспособность гражданина и правоспособность юридического лица, полномочие представителя (ст. 44 Закона), а заверяя соглашения и совершая некоторые другие нотариальные действия - подлинность подписей заинтересованных лиц (ст. 45 Закона). При удостоверении соглашений проверяются действительные намерения сторон (ст. 54 Закона). В-третьих, для обеспечения объективного подхода к совершению нотариальных действий Закон регулирует определенные ограничения в правые осуществления нотариальных действий. Это необходимо, чтобы предотвратить использование служебного положения и необъективности в решении вопросов, связанных с совершением нотариальных действий (ст. 9 Закона).

Соответственно этой статье, если нотариальные действия задевают личные или имущественные интересы нотариусов или связанные с интересами их супружества, родителей, детей, внуков, деда, бабы, братьев и сестер, а также работников этой нотариальной конторы и работников, которые находятся в трудовых отношениях с частным нотариусом, то нотариусы в таких случаях не являются правомочными совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от лица своего мужчины или жены, их и своих указанных выше родственников, а также на имя и от лица работников этой нотариальной конторы и работников, которые находятся в трудовых отношениях с частным нотариусом.

Аналогичные ограничения действуют и относительно должностных лиц исполкомов сельских, поселковых и городских советов. Кроме того, должностные лица исполкомов не могут совершать нотариальные действия также на имя и от лица этого исполнительного комитета.

В указанных случаях нотариальные действия совершаются в любой другой государственной нотариальной конторе, у другого частного нотариуса или в исполкоме другого сельского, поселкового, городского совета.

В случае, если действуют исключения из общего правила территориальной компетенции, нотариальные действия, которые соответственно законодательству Украины (статьи 55, 60, 66, 70, 71, 73, 53 Закона) должны быть содеянные в определенной нотариальной конторе или в исполкоме определенного сельского, поселкового, городского совета, совершаются в другой нотариальной конторе или в другом исполкоме по определению управления юстиции или вышестоящего совета.

Ограничение в правы совершать нотариальные действия относительно консульских должностных лиц являются меньшими. Они не могут совершать нотариальные действия только на свое имя и от своего имени, на имя и от лица своего супружества, их и своих родственников по прямой линии (ст. 49 Консульского устава).

Относительно должностных лиц, пересчитанных в ст. 40 Закона, которые являются правомочными заверять завещания .и доверенность, то ограничение совершать нотариальные действия действуют такой самой мерой, как относительно нотариусов и должностных лиц исполкомов.

Принцип содействия гражданам и организациям в осуществимые их прав и законных интересов. Принципиальным положением и в деятельности нотариуса и других должностных лиц, которые совершают нотариальные действия, есть их обязанность оказывать содействие гражданам и организациям в осуществимые их прав и законных интересов, чтобы юридическая неосведомленность не была использована в ущерб заинтересованным лицам (ст. 5 Закона).

Формы такого содействия могут быть разными. Нотариус разъясняет права и обязанности заинтересованным лицам, предупреждает о следствиях совершенного нотариального действия. Также он имеет право вытребовать от организаций и должностных лиц необходимые для совершения нотариальных действий документы или ведомости, давать конкретные разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий и консультации правового характера. В необходимых случаях по просьбе граждан или организаций может составлять проекты соглашений и заявлений, изготовлять копии документов и выписки из них.

Принцип национального языка. Соответственно содержанию этого принципа нотариальное производство осуществляется на украинском языке или языком большинства населения местности. Для обеспечения реализации принципа заинтересованным лицам, которые не владеют языком, которым осуществляется нотариальное делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть переведены нотариусом или переводчиком (ст. 15 Закона).

Принцип соблюдения тайны совершенных нотариальных действий. Нотариусы и другие должностные лица, которые совершают нотариальные действия, обязаны соблюдать тайны этих действий (ст. 8 Закона). Это означает, что они не могут разглашать ведомости, которые стали им известные в связи с совершением нотариальных действий. Требование соблюдения тайны совершенного нотариального действия касается не только содержания действия, а и самого факта ее совершения. Это правило распространяется и к тому времени, когда они уже не работали в нотариальной конторе.

Обязанность соблюдать тайны совершенных нотариальных действий распространяется также на лица, которым о содеянных нотариальных действиях стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Это, прежде всего, работники нотариальных контор, исполкомов, а также технический персонал - машинистки, секретаре и др. К кругу этих лиц следует приобщить и тех, которым о совершенных нотариальных действиях стало известно во время проверок, ревизий, обобщение практики, стажировка, прохождение производственной практики. На этих лица также распространяется правило соблюдения тайны, если они перестали работать на предыдущей работе или пошли на пенсию.

Нотариусы и другие должностные лица, которые совершают нотариальные действия, а также лица, которым о содеянных нотариальных действиях стало известно в связи с выполнением служебных обязанностей, в случае нарушения ими тайны совершенных нотариальных действий несут ответственность в порядке, установленном законодательством Украины. Закон Украины "О нотариате" (статьи 21, 27) предусматривает, что жаль, причиненная незаконными или небрежными действиями государственного нотариуса, возмещается в порядке, установленном законодательством Украины, а жаль, причиненная частным нотариусом, покрывается в полном размере. Исходя из положений этих статей, а также ст. 6 ЦК Украины, это может быть взыскания материального ущерба и компенсация за моральный вред. Подлежат применению также санкции, которые содержатся в законодательстве о работе. В особенно серьезных случаях возможная и уголовная ответственность.

Правило соблюдения тайны совершенных нотариальных действий не распространяется непосредственно на самых заинтересованных лица. Они могут сообщать кому-нибудь о содеянных ими нотариальные действия.

Соблюдение тайны совершенных нотариальных действий является специфическим принципом нотариального процессуального права, который обеспечивает конфиденциальность взаимоотношений нотариуса и заинтересованных лиц, дает правовые гарантии надлежащей защиты субъективных прав. Конфиденциальность должна быть обеспечена возможностью провести беседу и совершить нотариальное действие в отдельном помещении, которое в наших условиях не всегда возможно осуществить. Реализация принципа соблюдения тайны совершенных нотариальных действий предусматривает, что нотариальные действия следует осуществлять в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц. В необходимых случаях могут быть присутствуют лица, которые предоставляют помощь в совершении нотариальных действий. Это представители, переводчике. Могут быть также присутствующими лица, которые подписывают документ за неграмотного или больного, но они не должны быть осведомленными с содержанием документа.

Этот принцип также обеспечивается положением о том, что официальные документы о совершении нотариальных действий выдаются только гражданам или юридическим лицам, относительно которых совершались нотариальные действия, или их представителям.

Закон предусматривает и определенные исключения из этого принципа. Суд, арбитражный суд, прокуратура, органы дознания и следствия могут за своими письменными постановлениями или постановлениями требовать выдачи справок о содеянных нотариальных действиях, а также документов в связи с криминальными, гражданскими и хозяйственными делами, которые находятся в их проведении. Итак, можно сделать вывод, который к нарушению указанных дел в этих органах запить о содеянных нотариальных действиях являются недопустимыми. Кроме того, положение этого принципа требуют передачи документов и справок таким образом, чтобы с ними не могли ознакомиться посторонние лица.

Это распространяется и на предоставление устных и письменных объяснений лицами, которые совершают нотариальные действия. Такие объяснения могут быть данные органам суда, прокуратуры, дознание и следствия лишь в форме свидетельских показаний.

Изменения в экономических отношениях стали основанием еще для одного исключения из общего правила соблюдения тайны совершенных нотариальных действий. Контроль государства за правильным взысканием государственной пошлины и налогов ныне есть очень актуальным, так как несовершенство наших законов часто приводит к утаиванию доходов или их уменьшение. Поэтому закон целиком целесообразно регулирует право государственных налоговых администраций письменно требовать от нотариальных органов выдачи справок документов и копий из них именно для определения правильности взыскания государственной пошлины и целей налогообложения.