Приобретение и прекращение российского гражданства

Содержание

Введение

1. Понятие гражданства

1.1 История российского гражданства

1.2 Конституционные принципы гражданства в России

2. Основания приобретения гражданства РФ

2.1 Нюансы приобретения российского гражданства

2.2 Прием в гражданство РФ

3. Прекращение российского гражданства

3.1 Основные причины прекращения гражданства

3.2 Статьи, регулирующие нахождение в гражданстве РФ

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Гражданство РФ есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Настоящий Закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина Российской Федерации, защиту и покровительство Российской Федерации гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

Ст. 12 Закона о гражданстве Российской Федерации устанавливает, что гражданство приобретается:

1) в результате его признания;

2) по рождению;

3) в порядке его регистрации;

4) в результате приема в гражданство;

5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

6) путем выбора (оптации);

7) по иным основаниям, предусмотренным данным законом.

Перечень оснований существенно отличается от устанавливаемых прежним союзным законодательством. Это объясняется особыми условиями становления российского гражданства, как бы «вычленяющегося» из гражданства СССР.

Признание гражданства как основание его приобретения не предусматривалось в предшествующем законодательстве. Во всех прежних законах содержалась общая норма, определяющая принадлежность к гражданству, т. е. дающая ответ на вопрос о том, кто является гражданином государства. Обретение такого статуса связывалось с двумя основаниями:

1) признанием гражданства;

2) приобретением гражданства в соответствии с данным законом.

Последнее основание начинало действовать с момента вступления в силу нового закона, т. е. нацелено на будущие отношения гражданства.

Но закон должен решить и вопрос о тех, кто уже имел гражданство данного государства до принятия нового закона. Введение какого-либо основания для нового оформления приобретения гражданства миллионами людей нереально и нецелесообразно.

Поэтому применяется форма признания гражданства, означающая законодательное решение вопроса о том, за кем из числа лиц, состоявших в гражданстве данного государства на момент вступления в сипу нового закона, сохраняется этот статус.

Закон обычно применяет «нулевой вариант». Он заключается в том, что по новому закону гражданами государства признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления в силу данного закона.

1. Понятие гражданства

1.1 История российского гражданства

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом, поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом.

Законодательство признавало:

природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей;

инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия – лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.1

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран. Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование- гражданин Российской Федерации. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда. Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

1.2 Конституционные принципы гражданства в России

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства. Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством России.2

Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР.

Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства. Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.3

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве. Закон Российской Федерации " О гражданстве Российской Федерации" определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Из этого определения исходят главные черты характеризующие гражданство. Гражданство является правовым состоянием, т.к. совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации установили общие основы отношений гражданства:

Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.

Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его приобретения. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его.

Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.

Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.

Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином.

Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица.

2. Основания приобретения гражданства РФ

2.1 Нюансы приобретения российского гражданства

Россия выступает как правопреемница Советского Союза, который в свою очередь, выступал как правопреемник Российской империи, Закон применил при определении гражданства России не только законодательный акты РФ, но и РСФСР, бывшего СССР и царской России, имевшие силу на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к российскому гражданству.4 Признание гражданства РФ (Ст.13 закона о гражданстве РФ). Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на 06 февраля 1992 года, на день вступления Закона в силу. При этом Закон предоставлял право лицам по тем или иным причинам не желавшим быть гражданами России в срок до 06 февраля 1993 года отказаться от российского гражданства, заявив о своем несогласии путем подачи в органы внутренних дел заявления установленного образца. Гражданами РФ по рождению признаются лица, родившиеся на территории России до момента подписания Договора об образовании СССР (до 30декабря 1922 года) и утратившие гражданство бывшего СССР. При этом определяющими обстоятельствами являются: рождение на территории России (в бывших границах РСФСР) или принадлежность хотя бы одного из родителей на момент рождения ребенка к гражданству СССР и постоянное проживание натерритории РСФСР. Поскольку территория РСФСР в период с 1917 года часто изменялась, следует определять эти границы на дату рождения этого лица.

Следует отметить, что для признания гражданства России был избран наиболее демократичный, так называемый "нулевой" вариант. В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели гражданство РФ лица, составляющие подавляющую часть граждан российской Федерации. Законодательства ряда стран, образовавшихся натерритории бывшего Советского Союза, например, Прибалтики куда как более сложное, а во многом дискриминационное по отношению к своим бывшим гражданам.5

Вопрос этот имеет не только и не, сколько теоретический характер, так как затрагивает судьбы многих миллионов бывших граждан бывшего Советского Союза. Российское государство, самоопределяясь как суверенное независимое государство не могло пойти путем признания своими гражданами всех тех граждан, коими они были на момент принятия этого закона подобно законодательству Советского Союза (например, ст. 4 Закона Союза ССР "О гражданстве СССР"). Это объясняется в первую очередь отсутствием юридического оформления республиканского гражданства, так как оно как бы "растворялось" в союзном гражданстве и не фиксировалось ни в каких документах. Этим же объясняется и оговорка в законодательстве о праве лица не состоять в российском гражданстве. Ибо на территории России постоянно проживали граждане СССР, но считавшие себя гражданами других бывших союзных республик, но ставших впоследствии независимыми государствами. Автоматическое причисление их к гражданам России ущемило бы их права. Эта оговорка в законодательстве еще раз подчеркивает демократичность Закона о гражданстве РФ. Гражданство по рождению. (Статьи 14,15,16 и 17 Закона о гражданстве РФ). Законодатель уделил этому основанию гражданства РФ сравнительно много статей закона видимо потому, что пополнение корпуса граждан России именно через гражданство через рождение будет в дальнейшем основным. На детей автоматически распространяется гражданство родителей, так это принято в большинстве стран мира. Если отец и мать ребенка граждане России, то ребенок, независимо от того, где он родился, так же становится россиянином. (Ст.14Закона).6

Эта форма приобретения гражданства называется "правом крови". Похоже, решается вопрос о гражданстве ребенка, если один из родителей гражданин России, а другой является лицом без гражданства. Место рождения ребенка и здесь не играет роли.(Часть 1 Статьи15 Закона). Если же вторым родителем ребенка является иностранный гражданин, то вопрос о гражданстве ребенка определяется добровольным соглашением родителей, причем в письменной форме. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает российское гражданство, так как Закон всегда на стороне родителя - гражданина РФ (Часть 2 Статьи 15 Закона).

В тех случаях, когда оба родителя ребенка неизвестны, ребенок является гражданином России. Изменить это положение можно будет лишь на основе судебного решения в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя. (Ст.16Закона). В связи с тем, что Россия является правопреемницей СССР, то она предоставляет свое гражданство детям, родившимся на ее территории до момента распада Советского Союза (т.е. до 1 сентября 1991 года) и имеющих родителей - граждан других государств, в тех случаях, когда эти государства не предоставляют им своего гражданства. Это называется "правом почвы" (Ст.17Закона). Приобретение гражданства в порядке регистрации (Статья18Закона). Сложная ситуация сложившаяся на территории бывшего Советского Союза после его распада вынудила законодателя ввести новое основание для приобретения российского гражданства - в порядке регистрации. Это объясняется в первую очередь тем, что многие лица - граждане СССР в тот момент проживали на территории других союзных республик, ставших независимыми государствами. Они имели безусловное право на российское гражданство. Поэтому для этого основания приобретения российского гражданства был введен упрощенный порядок его приобретения, не связанный со сложными процедурами, не требовал решения о приеме в гражданство, оформляемого указом Президента РФ.

2.2 Прием в гражданство РФ

Прием в гражданство РФ (Ст.19 закона). Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящие в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в российское гражданство независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.7 (Часть 1 Статьи 19 Закона). Это вытекает из Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года и включенной в Конституцию РФ, установившей, что каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом. Впервые в российском законодательстве для принятия в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства вводится ценз оседлости. Он требует пятилетнего общего срока или трехлетнего непрерывного срока проживания на территории России непосредственно перед обращением с ходатайством о предоставлении российского гражданства. Для беженцев, признаваемых таковыми российским законодательством, срок проживания сокращается наполовину. При этом закон четко определил условия непрерывного проживания: выезд за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца (Часть 2 Статьи 19 Закона).Часть 3 указанной статьи закона предусматривает обстоятельства облегчающие прием в российское гражданство вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи: состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом, усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а так же обладание профессии или квалификацией, представляющими интерес для России, наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию, в возрождение России, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, получения убежища на территории России.8Необходимо отметить, что прием в гражданство это двухсторонняя акция, где с одной стороны выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, с другой государство. Поэтому законодательство предусматривает право государства отказать в предоставлении своего гражданства. Это относится к лицам: - выступающим за насильственное изменение конституционного строя, - состоящим в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации, - осужденными российскими судами и отбывающими наказание в виде лишения свободы за действия, признанными противоправными российским законодательством.9 При этом условием принятия российского гражданства является отказ от иностранного гражданства, если речь не идет о предоставлении почетного гражданства или о двойном гражданстве.

3. Прекращение российского гражданства

3.1 Основные причины прекращения гражданства

Этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции России, согласно которой гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основания прекращения гражданства Российской Федерации.

а) Вследствие выхода из гражданства (ст. 23). Выход из гражданства может иметь место, как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей. Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела (до окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению. Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.10

б) Вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24). Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности. При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России — пять лет.11

г) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация). Если какая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство.

д) Иные основания. Закон о гражданстве предусматривает некоторые дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных и детей.

3.2 Статьи, регулирующие нахождение в гражданстве РФ

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 22. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства;

б) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

в) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.

Статья 23. Выход из гражданства Российской Федерации

1 Выход из гражданства Российской Федерации может иметь место:

а) по ходатайству гражданина в порядке, установленном настоящим Законом;

б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке - при условии, что отсутствуют препятствия, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N 5206-1).

Ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет, либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации. 12

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается:

а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Заключение

Реализация вышеуказанных норм об основаниях прекращения и изменения гражданства российской Федерации требует правового регулирования.

На основе Закона о гражданстве Российской Федерации принято «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», утверждённое Указом президента РФ (в редакции Указа от 27 декабря 1993 г.). Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ, именно как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации.

Так, согласно п. «а» ст. 89 Конституции РФ, Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданства России решаются, прежде всего, федеральным парламентом путем принятия законов. Содержание же полномочий Президента Российской Федерации в этой области состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответствии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения. Согласно Закону о гражданстве Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство Российской Федерации. В осуществлении полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Ее полномочия установлены ст. 34 Закона о гражданстве РФ. Президент утвердил Положение о комиссии.

Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации определяется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года № 386 в редакции Указа от 27 декабря 1993 года.

Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства РФ, о приобретении двойного гражданства, о предоставление почётного гражданства. К её компетенции также относится рассмотрение и общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства РФ о гражданстве. Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а вторые - за её пределами.

В их функции входят: приём заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях (см. Приложение А) Для решения вопроса о регистрации гражданства подаётся заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации; оформляются решения заключением; срок рассмотрения не более 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок. Гражданство Российской Федерации считается приобретённым или прекращённым со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Восстановление в гражданстве

способ приобретения гражданства лицами, ранее утратившими его по различным причинам

2

Выход из гражданства

добровольное прекращение гражданства, осуществляемое либо по ходатайству на имя Президента либо в порядке регистрации органами внутренних дел

3

Гарантии основных прав и свобод

условия и средства, которые обеспечивают реализацию основных прав и свобод гражданина

4

Иностранный гражданин

физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства

5

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина

неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности

6

Лица без гражданства

физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства

7

Оптация (выбор гражданства)

способ приобретения и прекращения гражданства при изменении государственной принадлежности территории

8

Признание гражданства

способ приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение

9

Регистрация гражданства

упрощенный порядок приобретения гражданства, установленный для лиц, исторически или кровно связанных с РФ, и осуществляемый соответствующими органами внутренних дел

10

Филиация

приобретение гражданства по рождению на основе принципов: «права крови», т.е. с учетом гражданства родителей и «права почвы», т.е. в зависимости от места рождения

Список использованных источников

1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

2 Авакьян, С.А. Конституционное право России [Текст]/ С.А. Авакьян. – М.: Юристъ, 2007.- 193 c. - ISBN 5-04-003867-4

3 Витрук, Н.В. Конституционное правосудие: судебно-конституционное право и процесс [Текст] / Н.В. Витрук. – М.: Юристъ, 2005. – 213 c. - ISBN 5-04-001167-2

4 Европейский Суд по правам человека [Текст] М.И.Иванов// Юридический вестник. –2004. -№ 12.- С. 21.

5 Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2007. – 354 c. -ISBN 5-04-002137-1

6 Кутафин, О.Е. Конституционное право России [Текст] / О.Е. Кутафин.– М.: Проспект, 2008.- 179 c.- ISBN 5-02-001107-2

7 Кутафин, О.Е. Предмет конституционного права [Текст] / О. Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2006.- 230 c.- ISBN 5-04-079807-2

8 Корнелиус, X. Государственные нормы в РФ [Текст] / X. Корнелиус, С. Нейп. – М.: Стрингер, 2007. – 116 с. - ISBN 5-300-02821-5.

9 Лучин, В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации [Текст] / В.О. Лучин. – М.: ЮНИТИ, 2002.- 158 c.- ISBN 2-04-026477-1

10 Миронов, О.О. Теория и практика защиты прав человека [Текст] / О.О. Миронов. – М.: Юриспруденция, 2003.- 190 c.- ISBN 5-01-001127-1

11 Киселев, В.В. Гражданство в России [Текст] / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова. – М.: Наука, 2006. – 126 с. - ISBN 5-89735-019-1

12 Тамбомцев, В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [Текст] / В.В. Тамбовцев. – М.: Юриспруденция, 2006.- 276 c.- ISBN 5-04-003653-2

1 Авакьян, С.А. Конституционное право России. – М., -2007.- С. 57.

2 Витрук, Н.В. Конституционное правосудие: судебно-конституционное право и процесс. – М., -2005. -С. 128.

3 Козлова, Е.И. Конституционное право России. – М., -2007. -С. 43.

4 Козлова, Е.И. Конституционное право России. – М., -2007. -С. 21.

5 Кутафин, О. Е. Конституционное право России.– М., -2008. -С. 102.

6 Кутафин, О. Е. Предмет конституционного права. – М., -2006. -С. 76.

7 Лучин, В. О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. – М., -2002. -С. 65.

8 Миронов, О. О. Теория и практика защиты прав человека. – М., -2003. -С. 156.

9 Тамбомцев, В. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». – М., -2006. -С. 87-88.

10 Лучин, В. О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. – М., -2002.- С. 34-35.

11 Миронов, О. О. Теория и практика защиты прав человека. – М., -2003. -С.91.

12 Кутафин, О. Е. Предмет конституционного права. – М., -2006. -С. 110.