Принципы уголовно-исполнительно права

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИЙ РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИИСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Факультет: юридический

Кафедра: Государственно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: «Принципы уголовно-исполнительно права»

Дисциплина: «Уголовно-исполнительное право»

Выполнил: студент гр.501 ЗС

Беспятых Е.Ю.

Проверил: Жиделев Г.В.

Ижевск, 2010

Содержание

Введение

Принципы уголовно исполнительного права.

1. Принцип законности.

2. Принцип гуманизма.

3. Принцип демократизма.

4. Принцип равенства перед законом.

5. Принцип дифференциации и индивидуализации.

6. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.

7. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием

Заключение

Список используемых источников

Введение

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. Особую значимость они приобретают в ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли права, ее институтов и норм.

Принципы права существуют независимо от того, отражены они прямо в статьях закона или же не отражены. Они вытекают из всего содержания закона при его толковании. Но закрепление системы принципов той или иной отрасли права законодателем в соответствующих статьях закона устраняет разнобой, разноголосицу в определении круга руководящих правовых идей, которые можно было бы рассматривать в качестве принципов той или иной отрасли права, и приводят к единому пониманию системы принципов, а значит, и единому применению норм данного законодательного акта.

Отличительной особенностью принципов уголовно-исполнительного права является недопустимость каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное положение предполагает исключение из него, то оно перестает быть принципом и сводится на роль простого правила, из которого можно и должно делать исключение.

Система принципов уголовно-исполнительного права отражает принципы обращения с осужденными, которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего это относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1956 году, Своду принципов защиты всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 году. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны безусловно закрепляться в национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности. Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для применения, а тем более для оправдывания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания1.

Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь — определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.2

В отличие от Уголовного кодекса УИК РФ не раскрывает содержания указанных принципов, поэтому сущность каждого из них и всей системы вместе следует выводить из научного анализа используемых в законе терминов, характера и направленности отдельных норм Кодекса, а также многолетней практики их применения.

Целью данной контрольной работы является изучение содержания принципов уголовно-исполнительного права. Главной задачей моего исследования это раскрытие принципов уголовно-исполнительного права.

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.. В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст.8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.

Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью. К числу отраслевых принципов относятся: рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения3.

1. Принцип законности

Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

2. Принцип гуманизма

В уголовно-исполнительном законодательстве (праве) принцип гуманизма проявляется в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ по сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР воплощен намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в области исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Так, из норм. регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания (особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражавшая прежде всего суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены многие ограничения в отношении осужденных. В Кодексе закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, а следовательно, получать или нет предусмотренную законом широкую систему льгот. Особенно полно принцип гуманизма нашел свое воплощение в Федеральном законе от 21 февраля 2001 г., который в Государственной Думе в третьем чтении проходил под рубрикой "в части облегчения условий содержания задержанных и осужденных". Линия на дальнейшую гуманизацию нашла свое отражение и в Законе от 21 ноября 2003 г. № 161-ФЗ, которым осужденным предоставлены дополнительные льготы, изменен порядок представления к условно-досрочному освобождению и др.

Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной изоляции осужденных и их охране, по пресечению различных попыток проникновения как со стороны осужденных, так и иных граждан на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов запрещенных предметов и ряда аналогичных действий.4

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры ( ст. 92 УИК ) и др.

3. Принцип демократизма

Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности”5 . Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Этой задаче отвечают и нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д.6

Принцип демократизма проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешении жалоб и заявлений осужденных; языке обращений и переписке; контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебном и ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; контроле общественных объединений.7

4. Принцип равенства перед законом

Истоком данною принципа является конституционный принцип равенства всех перед законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а также Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст.7). В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными ООН принцип равенства перед законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима” (ст. 6).

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с Пекинскими правилами ООН, для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

5. Принцип дифференциации и индивидуализации

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний включает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения как следствие дифференциации и индивидуализации самих осужденных. Дифференциация осужденных осуществляется по разным основаниям на всем протяжении отбывания наказания. Они классифицируются на определенные группы в зависимости от: возраста; состояния здоровья; наличия семьи и родственников; отбытого срока наказания и поведения; досрочного (в любой форме) освобождения; уровня образования и наличия профессии и по многим другим основаниям. В науке подобных оснований дифференциации насчитывают несколько десятков (и даже сотен).

Внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, определяются ее основные характеристики, как положительные, так и отрицательные качества. Задача воспитателей состоит в выявлении всех этих качеств и составлении портрета, картины личности осужденного, которая не может быть представлена лишь в одних темных тонах. Отдельные качества личности осужденного могут быть поражены полностью, другие — частично, а третьи — вообще находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала УМС — составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать программу воспитательных воздействий в отношении конкретного осужденного, опираясь на положительные личностные качества и разрушая, блокируя отрицательные свойства. Во многих исправительных учреждениях вырабатываются и устанавливаются единые режимно-педагогические требования, которые весь персонал, независимо от принадлежности к конкретной службе, предъявляет к осужденным, имея в том числе и их индивидуальные воспитательные программы.

В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется комплекс мер принуждения, стимулирования их правопослушного поведения. Эффективность его применения зависит от многих обстоятельств, в частности, от слаженности работы персонала и его педагогического мастерства. В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации прописаны достаточно подробно; система стимулирования правопослушного поведения осужденных сейчас намного богаче и обширнее, чем раньше.8

6. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения

В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).9

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных.

7. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием

Этот принцип был закреплен и в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового регулирования, а именно лишь те наказания, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия (лишение свободы, исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот принцип относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным видам наказаний данный принцип не применяется. Но учитывая, что большинство наказаний на стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного воздействия, этот принцип является определяющим для всего уголовно-исполнительного права. Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые в конечном итоге и говорят о степени исправления осужденных.10

Статья 9 УИК РФ определяет исправление осужденных и его основные средства. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не о просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений). Основными средствами исправления осужденных закон называет: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с учетом рассмотренного выше принципа дифференциации и индивидуализации. Применительно к отдельным видам наказаний УИК РФ детально регламентирует использование тех или иных средств исправления осужденных, акцентируя особое внимание на тех из них, которые соединены с исправительным воздействием.11

Заключение

Уголовно-исполнительная система России сейчас функционирует в более благоприятных условиях, имея поддержку, по существу, всех государственных структур, гражданского общества, включая общественные формирования, а также мирового сообщества. Это обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование уголовно-исполнительной системы, несмотря на колоссальные материальные затруднения1.

Редакция многих норм УИК РФ изменена в направлении гуманизации порядка и условий отбывания наказания, причем это относится не только к лишению свободы, но и ко многим другим видам наказаний, что следует признать несомненным достоинством.12

Рассмотренные выше принципы уголовно-исполнительного права тесно взаимосвязаны между собою и дополняют друг друга, поэтому и реализация их при исполнении наказания должна быть комплексной.

Таким образом, принципы уголовно-исполнительного права – это находящие в нем свое выражение руководящие основополагающие идеи, отражающие основные положения уголовно-исполнительной политики и характер всего права.

Подводя итог данной контрольной работе, я хочу высказать твердую уверенность, что Россия, совершенствуя свое законодательство, обеспечивает все более достойное местно в международном сообществе ХХI века.

В работе раскрыто понятие принципа уголовно-исполнительного права, рассмотрены принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения и принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Цель исследования выяснена.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. «Всеобщая декларация прав и свобод гражданина», принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года

2. «Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания», принятая 9 декабря 1975 года Генеральной Ассамблеи ООН

3. Международная конвенция прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.40.

4. «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными», приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве 30 августа 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюции 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года, 2076 (XII) от 13 мая 1977 года и 1984/47 от 25 мая 1984 года.

5. "Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила")" Утверждено Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года.

6. Конституции Российской Федерации, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изм. и доп. Январь 2010г)

Юридическая литература:

8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред.В.И.Селиверстова - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.[Текст].

9. Комментарий к Уголовно-Исполнительному Кодексу Российской Федерации, 4-е издание, переработанное, Под редакцией д.ю.н., проф. А.И. Зубкова 2008-496с. [Текст].

10. Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008. [Текст].

Иные источники:

11. http://slovari.yandex.ru

1 ст.3 «Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания», принятая 9 декабря 1975 года Генеральной Ассамблеи ООН

2 Конституции Российской Федерации, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

3 Коментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред.В.И.Селиверстова - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

4 Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008

5 Международная конвенция прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.40.

6 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред.В.И.Селиверстова - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

7 Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008

8 Комментарий к Уголовно-Исполнительному Кодексу Российской Федерации, 4-е издание, переработанное, Под редакцией д.ю.н.,проф. А.И. Зубкова 2008-496с.

9 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред.В.И.Селиверстова - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

10 Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008

11 Комментарий к Уголовно-Исполнительному Кодексу Российской Федерации, 4-е издание, переработанное, Под редакцией д.ю.н.,проф. А.И. Зубкова 2008-496с.

12 Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008.